Научная статья на тему 'РАННЕСКИФСКИЙ КУРГАН В ПРАВОБЕРЕЖЬЕ р. КАА-ХЕМ НА ВОСТОКЕ ТУВЫ (ИССЛЕДОВАНИЯ М.Х. МАННАЙ-ООЛА 1967 г.)'

РАННЕСКИФСКИЙ КУРГАН В ПРАВОБЕРЕЖЬЕ р. КАА-ХЕМ НА ВОСТОКЕ ТУВЫ (ИССЛЕДОВАНИЯ М.Х. МАННАЙ-ООЛА 1967 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саяно-Алтайский регион / Тува / р. Каа-Хем / Дон-Терек / эпоха ранних кочевников / раннескифское время / алды-бельская культура / курган / могила / металлические зеркала / Sayano-Altay region / Tuva / Kaa-Khem river / Don-Terek / early nomad era / early Scythian time / Aldy-Belsky culture / mound / grave / metal mirrors

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Кежик Май-Оолович

В заметке на основе анализа архивных и музейных источников, приводятся данные, по исследованному М.Х. Маннай-оолом в 1967 году кургану 2 могильника Дон-Терек, находящегося на правом берегу р. Каа-Хем (Малый Енисей). Комплекс представлял собой каменно-земляной курган, под которым было обнаружено две могилы – центральная и боковая. По этим признакам и инвентарю могил памятник следует отнести к раннескифскому времени, и таким образом, настоящий курган пополняет список комплексов алды-бельской культуры, исследованных на востоке Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY SCYTHIAN MOUND ON THE RIGHT BANK OF THE KAA-KHEM RIVER IN THE EAST OF TUVA

Based on the analysis of archival and Museum sources, the article provides data on the mound 2 of the Don-Terek burial ground, located on the right Bank of the Kaa-Khem river (Maly Yenisei), which was studied by M. H. Mannai-ool in 1967. The complex was a stone-earth mound, under which two graves were found – the Central and side. According to these features and the inventory of graves, the monument should be attributed to the early Scythian time, and thus, this mound adds to the list of complexes of the Aldy-Belsky culture studied in the East of Tuva.

Текст научной работы на тему «РАННЕСКИФСКИЙ КУРГАН В ПРАВОБЕРЕЖЬЕ р. КАА-ХЕМ НА ВОСТОКЕ ТУВЫ (ИССЛЕДОВАНИЯ М.Х. МАННАЙ-ООЛА 1967 г.)»

УДК 902 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-158-163

РАННЕСКИФСКИЙ КУРГАН В ПРАВОБЕРЕЖЬЕ р. КАА-ХЕМ НА ВОСТОКЕ ТУВЫ (ИССЛЕДОВАНИЯ М.Х. МАННАЙ-ООЛА 1967 г.)

Монгуш К. М.

Аннотация. В заметке на основе анализа архивных и музейных источников, приводятся данные, по исследованному М.Х. Маннай-оолом в 1967 году кургану 2 могильника Дон-Терек, находящегося на правом берегу р. Каа-Хем (Малый Енисей). Комплекс представлял собой каменно -земляной курган, под которым было обнаружено две могилы - центральная и боковая. По этим признакам и инвентарю могил памятник следует отнести к раннескифскому времени, и таким образом, настоящий курган пополняет список комплексов алды-бельской культуры, исследованных на востоке Тувы.

Ключевые слова: Саяно-Алтайский регион, Тува, р. Каа-Хем, Дон-Терек, эпоха ранних кочевников, раннескифское время, алды-бельская культура, курган, могила, металлические зеркала.

EARLY SCYTHIAN MOUND ON THE RIGHT BANK OF THE KAA-KHEM RIVER

IN THE EAST OF TUVA

Mongush K.M.

Abstract. Based on the analysis of archival and Museum sources, the article provides data on the mound 2 of the Don-Terek burial ground, located on the right Bank of the Kaa-Khem river (Maly Yenisei), which was studied by M. H. Mannai-ool in 1967. The complex was a stone-earth mound, under which two graves were found - the Central and side. According to these features and the inventory of graves, the monument should be attributed to the early Scythian time, and thus, this mound adds to the list of complexes of the Aldy-Belsky culture studied in the East of Tuva.

Keywords: Sayano-Altay region, Tuva, Kaa-Khem river, Don-Terek, early nomad era, early Scythian time, Aldy-Belsky culture, mound, grave, metal mirrors.

В 1967 году М. Х. Маннай-оолом были исследованы разновременные археологические памятники вдоль течения р. Каа-Хем (Малый Енисей) на востоке Тувы, в могильниках Кускуннуг, Кускуннуг-Аразы, Дагылганныг и Дон-Терек [Маннай-оол, 1967; 1968]. Раскопки памятников на данной территории являлись продолжением исследований, начатых в 1961 году, в результате чего были обнаружены первые достоверно установленные раннескифские комплексы Тувы [Членова, 1966]. Аналогичный по времени памятник удалось обнаружить и исследовать в 1967 году в кургане 2 могильнике Дон-Терек. Ранее материалы этого памятника были кратко рассмотрены в работе М.Х. Маннай-оола [1970]. Настоящая работа, на основе анализа коллекции Национального музея Республики Тыва из комплекса и архивных источников, призвана представить полные данные по этому памятнику, поскольку число опубликованных памятников этого времени все еще немного, и данный комплекс расширяет круг источников, важный для будущих сопоставлений и специальных исследований.

Могильник расположен в урочище Дон-Терек на правом берегу р. Каа-Хем, в 3 км юго-западу от пос. Бурен-Хем, Каа-Хемского района (кожууна) Республики Тыва. Всего памятник включал 21 объектов, расположенные отдельными группами

по линии С-Ю. Интересуемый объект находился обособленно в южной части могильного поля к востоку от кургана 3.

Рис. 1. Могильник Дон-Терек, курган 2. 1 - план и разрез наземного сооружения; 2 - планы могилы 1; 3 - планы могилы 2.

Форма наземного сооружения комплекса в плане округлая, поверхность кургана была задернована, в разных местах встречались кусты караганника. Курган был возведен из горных пород и земли (рис. 1, 1). Диаметр объекта по линии З -В составлял 11 м при наибольшей высоте 0,85 м. В центре сооружения четко прослеживалась неглубокая воронка, образованная в результате ограбления. Под наземным сооружением было выявлены контуры двух могильных ям: центральная (могила 1) и к ЮВ от него боковая (могила 2).

Могила 1 (рис. 1, 2). Подпрямоугольная с закругленными краями в плане грунтовая яма, ориентированная линии З-В. Размеры: СЮ - 1,1 м, ЗВ - 1,6 м, глубина 1,25 м. Могила была полностью ограблена. На дне встречены разрозненные кости человека. Из инвентаря обнаружен только небольшой предмет неизвестного назначения из железа (рис. 1, 2а).

Могила 2 (рис. 1, 3). Подовальная в плане грунтовая яма. Размеры: СЗ - 1,4 м, ЮВ - 0,9 м, глубина 1,2 м. Могила не была потревожена, на дне ямы находились в анатомическом порядке кости двух человек - взрослого и ребенка. Покойники лежали головой на СЗ. Скелеты взрослого лежал на левом боку, с согнутыми в суставе ногами и вытянутыми вперед руками. За спиной скелета взрослого человека в аналогичной позе находился костяк ребенка. В районе правой подвздошной кости костяка взрослого лежал in situ, вероятно, когда-то в мешочке, архаичной формы бронзовое зеркало (рис. 1, 3 а; рис. 2, 1); перед левой подвздошной костью бронзовые обойма и нож (рис. 1, 3б, в; рис. 2, 2). Отдельно к югу от правой левой бедренной костью был расположен астрагал барана (рис. 1, 3г).

Исследованный комплекс, несомненно, входит в круг памятников раннескифского времени, и относится к алды-бельской культуре Тувы. Это четко просматривается в форме наземного сооружения, в виде достаточно крупного кургана, сложенного в основном из земли и камня (рис. 1, 1). При расчистке наземного сооружения, не было обнаружено архитектурных особенностей в виде кольца-крепиды, которые весьма характерны для памятников алды-бельской культуры. Вполне возможно, что автор раскопок в силу применявшейся тогда методики раскопок «на снос», не смог выявить остатки крепиды. Принадлежность к алды-бельской традиции подтверждается также по характерной планиграфии могил (рис. 1, 1), когда вместе с центральной могилой находится сопроводительная, которая в настоящем кургане расположена к ЮЗ от него. Следует предполагать, что настоящий курган определенное время существовал как открытый погребальный комплекс. Сначала была устроена могила 1, а спустя некоторое время могила 2, после чего была устроена насыпь кургана. Такой характер существования алды-бельских памятников является весьма характерным, что подтверждается на примере ряда памятников [Чугунов, 2005а; Рукавишникова, Гладченков, 2018]. Также возможно существовал определенный поминальный ритуал, связанный с употреблением мясной пищи, о чем говорят находки костей мелкого рогатого скота в заполнении могилы 1. Обозначенная могила (рис. 1, 2) была полностью разграблена. Акт осквернения произошел в прошествии недолгого времени, по всей вероятности, в скифское время, так как следов более позднего разграбления не выявлено. Ориентировка могилы по линии З-В, а также некоторые оставшиеся длинные кости ног скелета, позволяют сказать, что человек был погребен головой на З. Несколько иная ориентировка погребенных прослеживается в непотревоженной могиле 2 (рис. 1, 3), где двое человек - женщина и ребенок -лежали головой на СЗ, что соответствует ориентировке самой ямы по оси СЗ -ЮВ. Погребальная поза покойников этого комплекса полностью соответствует алды-бельской культуре, где они лежат на левом боку скорченно [Грач, 1980, с. 26]. Отдельного упоминания требует расположение настоящего памятника на площади могильного поля Дон-Терек, который находится обособленно востоку от основной

группы погребальных объектов. Вероятно, именно с публикуемым комплексом начинается формирование могильника.

Для установления хронологической позиции настоящего памятника, важное значение имеет сопутствующий инвентарь погребенных. К настоящему времени вещи из памятника хранятся в фондах НМРТ (колл. КП 4607): из них в работе публикуются находки зеркала, ножа (рис. 2, 1, 2) из могилы 2, а остальные предметы - бисер, бусина из бирюзы, обойма (могила 2) и железный предмет (могила 1) - не удалось обнаружить в составе коллекции.

Рис. 2. Могильник Дон-Терек, курган 2. Инвентарь могилы 2. Бронза.

Наиболее значимый предмет, устанавливающий хронологические рамки памятника - бронзовое зеркало, найденная за левой подвздошной костью таза костяка взрослого в этой могиле. Находка представляет собой округлый в плане диск (рис. 2, 1), на обороте которого имеется высокий бортик и расположенная в центре петля. Артефакт долгое время был в употреблении, в нижней части и в левой стороне зеркала имеется следы починки. Аналогичные зеркала являются одним из наиболее распространенных как в Саяно-Алтае, так и за его пределами [Монгуш, 2019]. К примеру, в Туве, аналогичный предмет был обнаружен в могиле 9 кургана 2 могильника Хемчик-Бом III в Центральной Туве. Датировка этого памятника, по мнению А. Д. Грача, находится в рамках VII - VI вв. до н. э. [Грач, 1980, рис. 109, 4]. По современным представлениям узкая дата этого памятника в виду нахождения в комплексе стремечковидных удил с У-видными псалиями, по аналогиям из Алтая, находится в рамках самого конца VII - начала VI в. до н. э., [Шульга, 2008, с. 75; Чугунов, 2005б, с. 109]. Вероятно, эта находка отражает верхнюю границу существования подобных вещей. Но нижнюю логичным образом следует отнести к середине - второй половине VII в. до н.э. Близкая по форме находки обнаружены в могилах 5 и 13А кургана Аржан-2. [Чугунов и др. 2017]. Но в то же время, возможно даже и более раннее время существования изделий такого типа, свидетельством чему является, факт обнаружения зеркал с высоким бортиком в ряде курганов могильниках Южный Тагискен и Уйгарак в Приаралье, которые датируются, по найденным предметам узды (удила с напускными псалиями - тип II 3г по классификации Н. Г. Горбуновой), второй половиной VIII - VII в. до н.э. [Вишневская, 1973, Табл. II, 9,

Табл. IV, 6, Табл. XVI, 13; Итина, Яблонский, с. 115, рис. 18, 8; Горбунова, 2001, с. 192]. Таким образом, имеется возможное распространение с обозначенного региона зеркал с бортиком в Туву, с приходом алды-бельской культуры в постаржанское время.

Из других находок рядом с погребенной из могилы 2 кургана находились бронзовые нож, обойма и астрагал. Нож (рис. 2, 2) относится к типу прямообушковых со сплошным без прорезей рукоятью. Подобные предметы не имеют четких границ бытования, поскольку существуют на всем протяжении эпохи ранних кочевников, однако массивная форма, по-видимому, может указывать об архаичности [Чугунов, 2011, рис. 33, 18]. Бронзовая обойма (сдавалась в музей, но утрачена), очевидно, находилась на подвесном ремне, которая держала на поясе нож и зеркало (рис. 1, 3б). Назначение астрагала неясно, возможно, что он применялся для украшения одежды или имел ритуальный характер. Характеризуя инвентарь ребенка - бусины из кости (?) и бирюзы - можно сказать, что они являлись составной частью украшения.

Таким образом, публикуемый комплекс пополняет серию алды-бельских памятников на востоке Тувы. Похожие памятники исследованы в могильниках Копто [Чугунов, 2005а], Копту-Аксы (раскопки Вл. А Семенова и М.Е. Килуновской) и у пос. Зубовка [Членова, 1966]. Наиболее ранними из них являются курган 2 Копто и курган 96 Зубовки, которые могут датироваться VIII - VII вв. до н. э [Чугунов, 2005а, с. 82]. Остальные памятники, - поздние курганы Копто, Копту-Аксы и Дон-Терек - вероятно, отражают позднюю фазу развития алды-бельской культуры, в рамках VII - VI вв. до н. э.

В конце, следует отметить, что К.В. Чугуновым при характеристике поздних курганов 3 и 4 могильника Копто допускалось, что погребальные комплексы на востоке Тувы раннескифского времени, могут отражать локальные особенности развития алды -бельской культуры. Основанием чему является, выделенный один признак, в виде линейного расположение могил - по линии З-В - внутри комплексов, которые имеет группа раннескифских памятников в Тоджинской котловине, на северо-востоке Тувы [Чугунов, 2005, с. 82]. Однако имеется противоречия, с одной стороны, датировкой памятников этого региона, хронологические рамки которых не выходит за рамки первой половины VII в. до н.э., т.е. они могут входить в группу памятников, синхронных Аржану-1 и самым ранним памятникам алды-бельской культуры, с другой стороны, ярко выраженной особенностью погребальных конструкций и инвентаря, где имеется сильное влияние тагарской культуры Минусинской котловины [Дэвлет, 2004; 2005; Чугунов, 2011, с. 311-312]. Такое положение не позволяет говорить об локальной группе памятников на востоке региона, с полным основанием. По-видимому, новые исследования могут прояснить вопрос об особенностях развития культуры ранних кочевников в этой части Тувы.

Литература

1. Вишневская О.А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII - VI вв. до н.э. // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. VIII. - М.: Наука, 1979. 160 с.

2. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. - М.: Наука, 1980. 256 с.

3. Дэвлет М. А. Об изображении серег на оленных камнях и реальном прототипе из раскопок в Тодже // Памятники археологии и древнего искусства Евразии. - М.: ИА РАН, 2004. - С. 22-50.

4. Дэвлет М. А. Курганы скифского времени «Тоора-Хем Вторая поляна» в Тоджинском хошуне Тувы // Теория и практика археологических исследований. 2005. - Вып. 1. - С. 104 - 111

5. Горбунова Н. Г. Конская упряжь ранних саков Центральной Азии (Средняя Азия и Казахстан, кроме Западного) // Древние цивилизации Евразии. История и культура. - М.: Восточная литература, 2001. - С. 179-197.

6. Маннай-оол М. Х. Исследования на территории Тувинской АССР. // Археологические открытия 1967 года. - М.,1968. - С. 144-145.

7. Монгуш Ч. А-С. Коллекция бронзовых зеркал в собрании Национального музея Республики Тыва. // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции с международным участием, посвященный 90-летию со дня основания Национального музея им. «Алдан-Маадыр» Республики Тыва. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2019. С. 217-221.

8. Рукавишникова И.В., Гладченков А. А. Памятник алды-бельской культуры -могильник Бай-Даг 8. Опыт комплексного анализа // Археологические вести. - 2017. -Вып. 23. - С. 153 - 168.

9. Маннай-оол М. Х. Тува в скифское время (уюкская культура) - М.: Наука, 1970. - 118 с.

10. Итина М. А., Яблонский Л. Т. Саки нижней Сырдарьи (по материалам могильника Южный Тагискен). - М.: РОССПЭН, 1997. 187 с.

11. Членова Н. Л. Первые комплексы раннескифского времени из Тувы // Краткие сообщения Института археологии. 1966. - Вып. 107. - С. 47-53.

12. Чугунов К. В. Курганы раннескифского времени могильника Копто и вопрос синхронизации алды-бельской и тагарской культур // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 2005а. - Вып. 37. - С. 66 - 90.

13. Чугунов К. В. Уздечные комплекты алды-бельской культуры в контексте развития конского снаряжения // Снаряжение кочевников Евразии: сборник научных трудов - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005б. - С. 103 - 108.

14. Чугунов К. В. Аржан-2: реконструкция этапов функционирования погребально-поминального комплекса и некоторые вопросы его хронологии // Российский археологический ежегодник. 2011. - №1. - С. 262-335.

15. Шульга П. И. Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае. Часть. I: Раннескифское время. - Барнаул: Азбука, 2008. 276 с.

Архивные материалы:

1. Маннай-оол М.Х. Отчет об археологической экспедиции ТНИИЯЛИ 1967 году. Кызыл, 1968 - 15 л. (Научный архив Национального музея Республики Тыва)

2. Маннай-оол М.Х. Альбом иллюстраций к отчету об археологической экспедиции ТНИИЯЛИ 1967 году. Кызыл, 1968 - 40 л. (Научный архив ТИГПИ)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Монгуш Кежик Май-оолович - старший научный сотрудник отдела археологии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Россия. Электронный адрес: kezhik.mongush.1994@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Mongush Kezhik May-oolovich - senior researcher of the Department of archeology, Aldan-Maadyr National Museum Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: kezhik.mongush.1994@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.