Научная статья на тему 'Раннеисландские погребальные практики: попытка комплексной реконструкции'

Раннеисландские погребальные практики: попытка комплексной реконструкции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Исландия / Средние Века / погребальный обряд / археология / Iceland / Middle Ages / funeral rite / archaeology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саенко Александр Владимирович

В статье анализируются существующие публикации, посвященные раннеисландскому погребальному обряду, и предпринимается попытка его комплексной реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аuthor analyses current publications, dedicated to early-medieval Icelandic funeral rites and attempts to its complex reconstruction.

Текст научной работы на тему «Раннеисландские погребальные практики: попытка комплексной реконструкции»

Раннеисландские погребальные практики: попытка комплексной реконструкции Саенко А. В.

Саенко Александр Владимирович /Saenko Aleksandr Vladimirovich - магистрант,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье анализируются существующие публикации, посвященные раннеисландскому погребальному обряду, и предпринимается попытка его комплексной реконструкции.

Abstract: author analyses current publications, dedicated to early-medieval Icelandic funeral rites and attempts to its complex reconstruction.

Ключевые слова: Исландия, Средние Века, погребальный обряд, археология.

Keywords: Iceland, Middle Ages, funeral rite, archaeology.

Исландия - остров в Северном Ледовитом океане, колонизировавшийся в течении IX в. н. э. Благодаря ряду специфических особенностей, как-то: развитая судебная система, весьма ограниченные природные ресурсы и смешанный социально состав первопоселенцев, можно говорить о возникновении особенного общественного строя. На Западе для подобного строя существует определение «Исландское Содружество».

На стыке X и XI веков островное общество претерпело значительные комплексные изменения, толчком к которым являлось широкое распространение христианства. Важным индикатором этих изменений является археологический материал, в частности - погребения. Таким образом, для полноценного понимания изменений являются важными раннеисландские погребальные практики.

Примечательно, что, несмотря на неугасающий интерес к истории ранней Исландии, по состоянию на 2015 год, не было опубликовано ни единой статьи, цельно описывающей погребальный обряд. Тем не менее, так или иначе, эта тема, прямо или косвенно, затрагивается в статьях как отечественных исследователей (10; Никольский), так и зарубежных [1],[7].

Принимая во внимание условия раннесредневековой Исландии, стоит также отметить отличия между языческими похоронами и христианскими. Причины этих отличий являются предметом отдельной дискуссии [10], поэтому рассматриваться в рамках этой статьи не будут. Кроме того, не будут рассмотрены непосредственно не связанные с обрядом погребения мифологические аспекты похорон.

Ключевыми деталями погребального обряда являются - непосредственно обряд погребения, сопутствующие практики и постпогребальные обряды. Важным и отличным от остальных скандинавских мифом, сопутствующим погребению, являлся миф об «оживших мертвецах».

По устойчивым верованиям исландцев, умерший мог после смерти в той или иной форме может обитать в местах погребения. Причем, если некоторые варианты «обитания» (древнеисл. haugbui/moldbui) были нейтральными, то при других, когда мёртвые вставали из могил и начинали «ходить после смерти» (ganga aftr), то есть бродить по округе и нарушать спокойствие живых, героям саг приходилось бороться с порождениями иного мира [11, с. 96-101].

Борьба с «оживанием» мертвых занимала в погребальном обряде весьма важную роль, однако начиналась не на стадии смерти.

Письменные источники не указывают на некий обязательный отрезок времени, стоящий между смертью и погребением. Однако именно в этот промежуток покойного переодевали в лучшую из доступных одежд и обрезали ногти. Последнее описывает исландский писатель Снорри Стурлсон, указывая в качестве причины деталь мифа о конце времен (Рагнарёке) - корабле, созданном из ногтей мёртвых (Нагльфар), и вмещавшего армию Хель. После этого тело заворачивали в полотно [9]. В этой части отсутствуют как отличия между языческим и христианским обрядом (за исключением небольшой тризны в языческом варианте или отпевания - в христианском).

Далее тело клали в гроб (если умерший был христианином) или в миниатюрную лодку (если был язычником). Стоит отметить, что для некоторых христианских погребений, в частности, кладбища хутора Хрисбрю, характерно наличие лодочек вместо гробов [3, с. 215] - несомненно языческого признака. Ориентацию могил христиан можно характеризовать однозначно (лицом на восток с нюансами), язычники, как правило, ногами на запад [6, с. 11-15], но при этом - обязательно направлением от фермы.

В отличие от континентальных скандинавских погребений [12]; [13] и даже островных оркнейских [1], посмертный инвентарь довольно беден. Как правило, он включал в себя обереги и иные мелкие вещи, принадлежащие умершему. Практика положения в гроб/лодку меча и иных воинских атрибутов, вероятно, не прижилась - несмотря на довольно значительное количество погребений с оружием [5, с. 19], их процентная доля не является доминирующей.

Нередко на грудь умершему клался большой тяжелый камень, после чего могильная яма засыпалась грунтом, а сверху насыпалась каменистая насыпь - каэрн, по сагам известный как kumbldys, «отмеченный dys» (точного перевода термина на данный момент не существует). По ряду предположений [8; 17, с. 146-

147], насыпь, наряду с вышеупомянутым камнем, являлась одной из преград для оживших мертвецов. При погребениях язычника в жертву приносились животные - лошади и собаки [6, с. 448-449; 3, с. 7; 10].

Кроме телоположения в Исландии присутствовала и кремация тел. На данный момент достоверно известен всего один кремационный холм (Хулдухьолл в Хрисбрю), однако он хорошо исследован, что позволяет реконструировать ритуал кремации. Для обряда использовался обособленно стоящий высокий холм. На его вершине выстилалась гравийная подушка, на которую помещали тела умершего и жертвенных животных вместе с хворостом и дровами [3, с. 7]. Подошва холма была огорожена крупными плоскими камнями. Можно предположить, что гравий препятствовал разлету золы и пепла по местности, а также визуально выделял вершину холма [3, с. 5, 17, 21].

Стоит, однако, отметить, что степень распространения обряда кремации на острове является дискуссионной, в частности - из-за недостатка имеющегося материала. Тем не менее, принимая во внимание логическую цельность и завершенность памятника в Хрисбрю, можно предположить, что кремация была, как минимум умеренно распространена на территории Исландии.

Некоторые исследователи предполагают, что кремация тела, преобразовавшись из сакрального способа проведения погребального ритуала, стала еще одним уровнем защиты от «оживших мертвецов» -сожженные до золы тела не могли ожить и навредить живым. Обращаясь к этой проблеме, стоит отметить, что само верование в оживающих мёртвых людей, draugr, вероятно возникло и развивалось сугубо на острове, без какого-то континентального влияния [17, с. 147].

Draugr, согласно сюжетам исландских саг, перед своим «возрождением» не обязательно гибли насильственной смертью. Гораздо подробнее описывалась их трансформация в антропоморфное, подверженное некротическим изменениям существо, обладающее недюжинными весом и силой, а кроме того - и мистическими способностями. Саги практически не затрагивают «предупреждающие» способы борьбы с мертвецами, концентрируясь на борьбе с ними главных героев. Тем не менее, многие обычаи исследователям удалось выявить по косвенным признакам и реконструировать.

Так, умерших старались хоронить ногами от дома или фермы, чтобы они, ожив, шли от жилища, а не к нему. Стоит отметить, что для могил яркого комплексного кладбища в хуторе Хрисбрю характерна вполне «языческая» защитная ориентация могил. Затем на грудь клался большой и тяжелый камень, придавливавший тело (Березова), а поверх земли насыпался каменистый каэрн, который также играл защитную роль [11, с. 96-101]. Сохранившиеся данные позволяют сказать с уверенностью, что в христианское время эти представления сохранились, но способы защиты несколько трансформировались. Так, защита «ориентацией телоположения» и каэрна сохранилась, о чём с уверенностью можно сказать по результатам ряда [4, с. 126, 129-131] археологических находок.

В то же время, языческое телосожжение с возможным развеиванием или утоплением пепла было вытеснено христианским обычаем отпевания, однако в целом христианские ритуалы лишь дополняли языческие. Так, в саге о Греттире главный герой не решается послать за священником после битвы с draugr, а вместе с хозяином хутора расчленяет тело и сжигает его на погребальном костре до пепла [14, XXXV]. Известно, что эта сага - довольно поздняя и датируется XIII веком [18].

Могилы образовывали кладбища. Дискуссионным является вопрос существования языческих кладбищ. Джесси Л. Байок указывает на теоретическую возможность существования подобного кладбища в Хрисбрю, иные авторы, допуская данную гипотезу, тем не менее, указывают, что около двух сотен захоронений являются одиночными, языческих могильников на острове пока не обнаружено [6, 2012, с. 8]. Особняком стоит Тор Магнуссен, считающий памятник X века в Патрикове фьорде языческим кладбищем [7, с. 443445].

Существование же христианских кладбищ вполне доказано, из наиболее ярких можно назвать кладбище на холме Киркьюхьолл, Хрисбрю. Оно было основано примерно в начале XI века, сразу после принятия христианством острова, и фигурирует в ряде исландских саг [15, с. 255-256].

Кладбища оставались непотревоженными даже при всех социальных катаклизмах. Так, холм Киркьюхьлл простоял непотревоженным восемь веков, благодаря фольклорной памяти местного населения о существовавшей некогда там церкви [2, 196-198]. Тем не менее, существовала практика переноса останков на новые кладбища, к новой церкви - так, после постройки новой церкви в Хрисбрю на новое кладбище перезахоронили большую часть погребенных на старом кладбище людей, в том числе Эгиля Скаллагримссона, известного по сагам викинга и скальда [2, с. 208, 218].

Литература

1. Barnes J. The pagan Norse graves of Orkney: traditions transferred from homelands to colony? // The University

of Glasgow, 2012.

2. Byock Jesse, Walker Phillip, Erlandson Jon etc. A Viking Age farm, church, and cemetery at Hrisbrn, Mosfell

Valley, Iceland//Medeival Archaeology. The Society for Medieval Archaeology, volume XLIX. 2005, pp 195218.

3. Byock Jesse, Zori Davide. The Mosfell Archaeological Project report of Hulduholl Cremation Grave Excavation.

// UCLA, 2012.

4. Byock Jesse, Zori Davide. Viking Archaeology, Sagas and Interdisciplinary Research in Iceland’s Mosfell Valley. // Backdirt. The Annual Review of Cotsen Institute of Archaeology, UCLA, 2013.

5. Petursdottir Thora. «Deyr fe, Deja fraendr». Re-animating mortuary remains from Viking Age Iceland // University of Tromse, 2007.

6. Zugaiar A. The orientation of pagan graves in Iceland // Faculty of History and Philosophy, Haskoli islands, 2012.

7. Байок Джесси Л. Исландия эпохи викингов. // М: Астрель, 2012. перевод с англ., франц. и древнеисл. яз. И. Свердлова.

8. Березовая Н. В. Тело как граница: «Оживающие мертвецы» в «сагах об исландцах» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruthenia.ru/folklore/berezovaya1.htm.

9. ГерберХ. Мифы Северной Европы. // М.: Центрполиграф, 2012 - 346 c.

10. Гуревич А. Я. Язычество христиан или христианство язычников // Гуревич А. Я.; Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. - СПб., 2006, с. 109-115.

11. Картамышева Е. П. Между жизнью и смертью: к вопросу о структуре загробного мира у древних скандинавов. // Восточная Европа в древности и средневековье. XIV Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 17-19 апреля 2002 г. Материалы конференции. Москва, 2002. С. 96-101.

12. Лебедев Г. С. Шведские погребения в ладье VII-XI веков // Скандинавский сборник XIX. - Таллин: «Ээсти Раамат», 1974.

13. Петрухин В. Я. Погребения знати эпохи викингов // Скандинавский сборник XXI. - Таллин: Ээсти Раамат, 1976.

14. Сага о Греттире. — Новосибирск: «Наука», 1976.

15. Саенко А. В. Раскопки христианской церкви X-XI вв. в хуторе Хрисбрю // VIII МАКСиА «Проблемы археологии Восточной Европы» - Ростов-на-Дону, 2013 г., c. 254-259.

16. Саенко А. В. Эволюция раннеисландского погребального обряда: к постановке проблемы // IX МАКСиА «Проблемы археологии Восточной Европы» - Ростов-на-Дону, 2014 г., c. 103-108.

17. Саенко А. В. Эволюция раннеисландского погребального обряда в контексте проблемы живых мертвецов. // X ВАКСиА «Проблемы археологии Восточной Европы» - Ростов-на-Дону, 2015 г., c. 145149.

18. Стеблин-Каменский М. И. «Саги об исландцах» и «14» // Сага о Греттире. — Новосибирск: «Наука», 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.