ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА НА МАТЕРИАЛЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ _ИСТОЧНИКОВ II ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ_
РР! 10.31618^и.2413-9335.2021.4.82Л225 Бородина Мария Анатольевна доцент, к.н.
Шавырина Татьяна Георгиевна
ст.преп.
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является попытка на материале археологических источников показать, что идеи раннего христианства проникли на Боспор уже в середине II века нашей эры, в то время как твердо установленным фактом является распространение христианства в Северном Причерноморье со второй половины III века.
Ключевые слова: некрополь Фанагории, христианство, синагога, иудейская община, еврейская диаспора.
Археологическим источником является некрополь Фанагории -столица Азиатского Боспора, античный город, расположенный на берегу Таманского залива, между современными поселками Сенной и Приморский Темрюкского района. Исследования древних могильников дают информацию о языческой религии, позволяют с достоверностью воссоздать определенные моменты истории. Человек бессилен перед неминуемостью смерти, и он обращается к Богам, пытаясь с их помощью воздвигнуть хоть шаткую, но защиту против смерти, отрицая, таким образом, в какой-то степени саму смерть. Анализ сопроводительных артефактов, являвшихся вотивным даром божеству, позволяет объяснить религиозное мышление человека, ведь в каждом артефакте содержится конкретный образ, ставший затем символом. В отдельных погребениях II века нашей эры зафиксированы знаки-символы, известные как раннехристианские, что, в свою очередь, свидетельствует о существовании в Фанагории почитателей новой веры, веры в Иисуса Христа (Троой; Хрюто;). Данных о появлении и распространении христианства в Северном Причерноморье очень мало и они большей частью отрывочны. Твердо установленным фактом является распространение христианства в Северном Причерноморье со второй половины III века1, V - VI века считаются временем «победившего христианства»2. Политическая ситуация, сложившаяся на рубеже нашей эры в Римской империи и в провинциях, поможет понять идеологическую жизнь жителей Фанагории в этот период и объяснить присутствие христианской символики в столь ранний период. Завоевательная политика Римской Империи в I веке нашей эры сделала жизнь покоренных многочисленных народов сложной и противоречивой. Противоречие между внешними формами и реальным содержанием порождало ощущение безысходности в самых разных слоях населения не только в империи, но и в провинциях, особенно оно было распространено среди социальных низов.
Покоренные народы стремились освободиться от власти римлян при малейшей возможности. Понтийский царь Митридат VI Евпатор трижды выступал против Рима, используя в борьбе экономические и военные ресурсы городов Северного Причерноморья, что вызвало ухудшение экономики практически всех боспорских городов, включая Фанагорию. Митридата поддержало население почти всех римских колоний в Малой Азии и многие города Греции, провозгласив отделение от Рима. Непрерывные волнения, длившиеся с 30-х годов II в. до н.э. по 30 г. I в. до н.э., известны в истории Рима как период гражданских войн. Это время было переломным как в области политической, так и в области религиозных верований. Происходил кризис античной религии, авторитет древних античных божеств падал. Их место в верованиях людей стали занимать восточные умирающие и воскресающие божества, например, египетский Осирис или фригийский Аттис. Особенно популярен был культ иранского солнечного божества Митры, ставший в II-III веках особой религией, известной как митраизм, где Митра олицетворяет справедливость, его чтут как спасителя, победившего быка, олицетворявшего злое начало. Вера в спасителя, победившего зло, сходна с идеями христианства. Влияние митраизма на христианство подчеркивается и тем, что главный праздник Митры, отмечавшийся в день солнцеворота, день рождения солнца 25 декабря, стал днем рождения Иисуса Христа. Греческие боги продолжали почитаться, особо почитался один из популярнейших религиозно-мифологических персонажей Греции Дионис. На рубеже нашей эры его культ претерпел существенные изменения. Главным содержанием мифа становится отождествление Диониса с сыном Зевса Загреем, который был растерзан титанами, но затем заново рожден Зевсом под именем Диониса. Образ дважды рожденного покровителя душ умерших, победившего смерть Диониса был широко распространен на Боспоре: «Он Бог во всем
1 Соломоник Э.И. 1973, 70-72.
2 Болгов И..Н. 1996, 97-107.
двойной - подземный и наземный, жертва и жрец, младенец и ярый бык»3. С культом Диониса связаны религиозные союзы орфиков, названные членами союза по имени почитаемого ими греческого героя Орфея, который спускался в царство Аида, чтобы вывести оттуда умершую жену Эвридику. Образ греческого «Трижды Величайшего» Гермеса объединился с образом египетского бога Тота Трисмегиста. Тот отождествляется с сопровождающим души умерших в царство мертвых Гермесом Психопомпом, так как исполняет те же функции. Становится популярным учение герметизма, связанного с поклонением Гермесу «Трисмегисту». Эти союзы существовали до и наряду с христианством, многие идеи митраистов, орфиков и почитателей Гермеса не могли не проникнуть в христианские общины и оказать в дальнейшем влияние на христианство, но сложность их учения, с их таинствами, недоступными для непосвященных, не могли указать человеку путь, пусть иллюзорному, к спасению, и тем привлечь к ним большое число последователей. Понадобился единый бог, который был бы понятен и ближе человеку, чем запутанное многобожие древнего язычества. Отсюда интерес к монотеистическим религиям, в частности к иудаизму. Общие причины страданий объединяли разноплеменное население разных слоев общества, заинтересовавшиеся иудейской религией присутствовали на молитвенных собраниях иудеев, впитывали в себя черты иудейского мессианизма, восточных культов, греко - римской идеалистической философии - все из чего складывалось христианское учение. Первые христианские общины формировались в Сирии и Малой Азии, там же складывались их учение и организация. Новое учение утверждало, что от страданий в земной жизни человек избавится через веру и обретет возращение к жизни после смерти через воскресение. Человек ждал прихода Спасителя. Слово «христиане» пришло из Антиохии, образовано от греческого Хрюто^ - буквально «помазанник», то есть мессия. В христианской традиции используется также термин «Спаситель».
Христиане, противопоставляя себя язычникам, по существу мыслили в тех же понятиях, отражавшие взаимное переплетение греческих традиций со специфическими чертами, свойственными культовым мифам разных народов, приспосабливая их для своих целей4, идея возвращения к жизни через воскресение, является по сути общей5. Образ Христа соединил черты Митры, добровольно принесшего себя в жертву, египетского Осириса, нашедшего путь к спасению через воскресение. Греческий Гермес с ягненком на плечах, это «барашек» Христос, названный «агнец
3 Иванов Вяч. 2000. .93.
4 Аверинцев С.С. 1988, 599.
5 Лосев А.Ф. 1967, 689-699.
6 Токарев С.А. 1988, 24-25.
7 Аверинцев С.С. 1988, 600
божий»6, борющийся с «чудовищным зверем» («Откровения» /Апокалипсис/Иоанна Богослова), олицетворявшим Рим7. Христианские
проповедники активно распространяли идеи нового учения, получившие у людей широкий отклик. Согласно церковным и апокрифическим данным, апостолы Симон Канонит и Андрей Первозванный в качестве миссионеров трижды появлялись в Северном Причерноморье в 40-е годы I века нашей эры, проповедуя идеи раннего христианства. Торговый путь «Великая переволока» между Доном и Волгой позволяла торговым судам из Средиземноморья попадать на Каспий, где пролегал Великий шелковый путь, оттуда через Дарьяльское ущелье открывался путь в Закавказье. В грузинской летописи «Картли Цховреба» упомянуто, что Андрей Первозванный шел с Кавказа в Херсонес через Боспор и Феодосию, затем появился на Таманском полуострове и в Фанагории. Устная традиция распространяла новое учение среди простых, как правило, неграмотных людей, намного быстрее, чем письменный документ. Распространителями идей еще только зарождающегося христианства также могли стать выходцы из Палестины8, плененные и проданные в рабство на Боспор и частично осевшие в Фанагории9 - ремесленники и крестьяне, выступившие против политики Римской империи, участники потерпевшего поражение антиримского восстания в Иудее в 70 г. нашей эры, Не исключено, что у себя на родине они принадлежали к сложившемуся в Иерусалиме направлению раннего христианства, известного как иудеохристианство, распространившегося в первой половине I века. нашей эры первоначально среди евреев Палестины и средиземноморской диаспоры10. Возможно они слушали первого распространителя основ христианства «апостола язычников» Павла, путешествующего в течение 20 лет, начиная с 35-36 года, по крупным торговым средиземноморским городам, откуда новое учение распространялось за пределы империи, в римские провинции11. Сосланные на далекий север иудеи встретили там людей, также страдающих от завоевательной политики Рима. Бессильные перед политикой Рима, Иудеи и местное население искали духовное освобождение, способное как-то компенсировать чувство беспомощности. Идея о приходе Мессии-Спасителе нашла быстрый и широкий отклик у местного населения во многом благодаря ссыльным иудеям, проживавшим в Фанагории. Согласно эпиграфическим данным в I - II веках нашей эры в Фанагории действовали две иудейские общины (стотауюуп тюv Iou5аlюv). Самая ранняя община датируется 16-ым годом нашей эры (КБН. № 985), другая относится к началу правления Котиса I (45-52 гг.н.э.), о чем свидетельствует
8 Даньшин Д.И. 1993, 59.
9 Флоренский П.А. 1914, 16-33.
10 Аверинцев С.С. 1988, 598-604.
11 Косидовский Зенон 1987, 23.
надпись на блоке из развала стены 2а (1989г. Раскоп«Берег».Кв.11А,шт.3. Хранится в коллекции Фанагорийской экспедиции ИА РАН). Фанагорийская община брала под опеку еврейско-иудейскую часть населения, состоящую в этот период из евреев диаспоры, переселившихся на
Боспор, и значительно эллинизированных
12
прозелитов из числа вольноотпущенников12.
Иудеи диаспоры охотно принимали в свою среду боспорских греков, ираноязычных аланов и сарматов, представителей местного населения меотов13. Общины гарантировали защиту и возможность беспрепятственно проживать, при условии обязательного перехода «в иудаизм и посещения молельни»14. Так начался постепенный процесс обращения в новую веру желающих из других этнических групп, ибо христианство отбрасывало этнические преграды. Официальная власть в лице Римской империи, как и язычники, боролись с распространением христианства вплоть до 313 года, когда согласно Миланскому эдикту, о котором писал христианский апологет IV в. Лактанций, «христианам и всем остальным была дарована свобода исповедовать любую религию» («Божественные установления»-Ршпае
institutiones). Спасаясь от гонений, приверженцы нового учения существовали и действовали преимущественно нелегально. Идеи нового учения первоначально проникали преимущественно в
состоятельную часть общества, в то время как основная масса населения оставалась ещё языческой и долго не принимала христианское учение15. Даже после физической смерти необходимо было соблюдать осторожность и принадлежность усопшего при жизни к учению Иисуса Христа Хрюто;) подчеркивали
определенными знаками - символами. Понятие «символ» (греч. сидРо^) обозначает изображение какого-нибудь предмета, или животного, символ можно рассматривать как опознавательную примету каких-либо понятий. В отдельных погребениях Фанагорийского некрополя присутствуют символы, таящие в себе глубоко скрытый смысл. Число таких погребений незначительно, поэтому их нельзя рассматривать в качестве показателя широкой христианизации населения, но наличие христианской символики может свидетельствовать, что погребенные были адептами нового вероучения.
Грунтовый склеп, вторая половина II века нашей эры (ЗН. МТФ. 1991год. Склеп 5, костяк 2). Склепы являются дорогостоящими семейными усыпальницами. Деревянный саркофаг, в котором покоилось тело молодой женщины, сбит из сосновых досок, накрыт сосновой крышкой. Интерес представляет крышка саркофага, конструкция которой была восстановлена способом аксонометрии (Илл. 1).
Крышка содержит три символа, интересные своим содержанием.
Цветовая символика. Среди сосновых волокон досок крышки зафиксированы чешуйки красно-бурого цвета, местами прикипевшие к дереву - остатки краски, которой была окрашена крышка. С древнейших времен люди придавали большое значение символике цвета, являвшимся одним из основных элементов всех религиозных культур. Изображения божеств часто красили в красный цвет, чтобы подчеркнуть их солярную силу, известны статуи иранского солнечного божества Митры, окрашенные в этот цвет. В христианстве красный цвет символизирует жертвенную кровь Христа, а также материнскую кровь в утробе, отсюда связь красного цвета с
12 Болгов Н.Н. 1992, 16-17.
13 Даньшин Д.И. 1993,64.
14 Даньшин Д.И. 1993, 62- 63.
Девой Марией16. Красный цвет являлся основным во время ритуальных обрядов, связанных с подземными богами, символизирует Веру и возвращение в этом смысле к жизни. Синий цвет. Крышка декорирована двойным накладным Тау-крестом, окрашенным в бледно синий цвет. В христианстве синий цвет считается традиционным цветом Девы Марии, символизируя скорбь матери по погибшему сыну, ставшим Богом-Сыном и обитавшим в синей небесной тверди. Синий цвет стал считаться цветом траура. Синий цвет, это цвет воды, с которой связана, как вид жидкости, кровь, олицетворяя женскую сущность, символизируя как бы новый выход из утробы, второе рождение, и в конечном итоге воскресение17. Как символ всего духовного, синий цвет символизирует
15 Соломоник Э.И. 1973, 76; Зубарь В.М. 1990, 321-326.
16 Аверинцев С.С. 1988, 111-116.
17 Он же 1987, 240
бессмертие18. С христианской цветовой символикой мы знакомимся в «Откровениях» Иоанна Богослова (6, 1-8), где бледно-синий цвет означает физическую смерть тела и бессмертие души («Откровения» 6, 6). Бледный оттенок синего цвета на основании «Откровений» может информировать, что новое учение пришло с юга -обитель света и тепла - на север - страну холода и мрака, населенную во времена первых христиан
19
варварскими племенами19.
Тау-крест. Доски крышки саркофага скреплены брусками с наружной стороны, образуя две греческие буквы «Тау» (Т), соединенные основаниями. Самым жестоким видом казни у римлян было распятие (Марк Туллий Цицерон, In Verrem II 62; 165-169), орудием являлся крест. На раннехристианских памятниках, встречается наиболее древняя форма - соединенный Тау-крест (crux comissa)20. Известный русский теософ А.С. Уваров пишет, что изображение Тау-креста на гробницах или надгробиях, без пояснительных обозначений означает жизнь усопшего во имя Христа и скрывает буквенную формулу: in cruce Christi или vixit (усопший) in Christo21. В первые годы христианства крест у приверженцев Иисуса являлся символом смерти, а не торжества, в сочетании с синим цветом стал символизировать триумф победы над смертью через жертвенную смерть Христа22.
Зооморфная символика представлена стилизованными изображениями рыб,
расположенных вдоль длинной стороны крышки саркофага в виде трех аппликаций (с другой стороны аппликации не сохранились). Аппликации представляют тонкие кипарисовые пластины -древесины более ценной породы, чем сосна -прикрепленные к доскам с помощью клея. Пластины имеют форму ромба со сглаженными углами, что напоминает рыбу. Символические изображения рыбы были хорошо известны первым христианам. Рыба - раннехристианский символ молчания, что немаловажно, ведь среди могильщиков и участников погребальной церемонии вполне могли оказаться противники нового учения, способные причинить семье вред со стороны официальной власти. Сглаженный ромб напоминает тело сазана или карпа, обитающих в Азовском и Черном морях и имеющих общее название (cyprinus carpio), означающее «плод», «урожай», что свидетельствует о плодовитости рыбы. Ранние христиане связали с «урожайным» числом новых сторонников христианского учения. Изображение рыбы на погребальных сооружениях без всякого пояснения, означает не самого Христа,
18 Флоренский П..А. 1914, 558-559.
19 Уваров А.С. 1908, 336.
20 Он же 1908, 78-81.
21 Он же 1908, 79-80.
22Уваров А.С. 1908, 80.
23 Он же 1908, 108.
24 Богословский И.Н. 1983, 29.
25 Он же 1983, 29.
а человека, верующего в него23. Образ рыбы связан с Иисусом на основании синоптических евангелий, где сообщается, что Иисус начал проповедовать в Галилее после того как правитель Галилеи Ирод Антипа посадил в темницу Иоанна Крестителя сразу же после разрушения Иерусалима в 70 году. Небольшая группа учеников Иисуса состояла в основном из рыбаков, занимавшихся рыболовным промыслом в районе Генисаретского озера. Согласно библейской традиции явление Мессии произойдет, когда планеты Сатурн и Юпитер соединятся в зодиакальном знаке Рыб24.
В раннехристианской литературе Христа стали называть «Большая Рыба»25, а его последователи стали считаться «сыновьями рыбы» (Марка. I, 17), дарующей бессмертие26. Рыба живет в воде, люди сотворены при помощи воды27, и христиане стали называться «рыбаками», следующими «за нашей рыбой Иисусом» (Матфея. 4,19). Библейским символом Христа становится изображение рыбы в виде анаграммы, являвшейся основой тайнописи и состоящей в перестановке букв, что в результате дает другое слово. Читаемые сверху вниз буквы греческого слова «рыба» написанного акростихом,
образуют новые слова, выражающие христианскую формулу исповедания Христианской веры: '1т)со13<; - Иисус Хрюто^ - Христос 9еои - Бога то<; - Сын аолг]р - Спаситель
Слово '1х9и<; являлось паролем первых христиан, находящихся среди язычников. Сочетание креста и рыбы осмыслялось ранними христианами в единстве, что подкреплялось сравнением рыбы с крестом, ибо, когда рыба распускает плавники, она становится похожа на Тау-крест28. На крышке саркофага присутствуют три символа: Тау-крест, цветовая гамма, изображение рыбы. В верованиях различных народов числовая символика имела большое значение. Число три выражает трехчленную вертикальную структуру Вселенной: небо - земля -нижний мир, что символизирует три процесса: рождение - жизнь - смерть29. Это присутствует в скифо-иранской мифологии и в скифо-сарматской мифологии30, что, в свою очередь, подчеркивает древнее индоиранское единство мифологий31. Известны древнеиндийские «вседержатели» Варуна и Индра, царствующие над миром32, к этой паре присоединился древнеиранский бог солнца
26 Соломоник Э.И. 1973, 55-77; Зубарь В.М. 1990, 66.
27 Топоров В.Н. 1988, 393.
28 Уваров А.С. 1908, 109.
29 Рябчиков С.В. 2002, 21.
30 Он же 2002, 21.
31 Топоров В.Н. 1987, 154-157.
32 Он же 1987, 217-218.
Митра33. У египтян Исида, Гор и Осирис представляют триаду верховных богов34. В греческой мифологии число три также символизирует три стихии мироздания: Земля -Небо - Вода35. Малоазийские и иранские культы были издавна распространены в античном мире, на Боспор они попали в синкретическом виде еще до нашей эры. Культ греческого солнечного бога Гелиоса слился с культом древнеиранского солнечного божества Митры (НеБ. Theog. 371-374). Число три символизирует тройственную природу олицетворявшей жизнь верховной богини скифского пантеона Табити, ассоциировавшейся с древним доолимпийским божеством Геей, игравшей значительную роль в теогоническом процессе (НеБ. Theog. 116 след.). Стихия Геи проявилась в союзе с Тартаром, обозначающим в греческой мифологии пространство, находящееся в недрах земли36, куда приводит души умерщих греческий Гермес (Нот. II XX 61-65). У ранних христиан число три несет в себе идею смерти и одновременно воскресения, символизируя победу над смертью и гарантируя, что усопший находится под защитой триады богов, которых олицетворяют теперь Бог Отец, Бог Сын и образ Духа святого37.
Грунтовый склеп, вторая половина II века нашей эры (ЗН. МТФ. 1991 год Склеп 5, костяк 3).
Буквенная символика. На крышке соснового саркофага 3, в котором покоилось тело молодой женщины, стояла придонная часть кувшинчика с аккуратно обточенными краями, использовавшаяся в качестве светильника. Светильники связаны с религиозным культом огня (Ау1стеш), играющим значительную роль в культовых посвящениях в честь подземных божеств: «...во славу подземным богам зажгите светильники, девы.» (Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий. Пер. Корнилова Н.М. 1954. Т. II. 14.100). Ранние христиане заимствовали символ огня для характеристики самого Бога, являвшегося «источником всякого света»38. Климент Александрийский называет обряд посвящения «освящением», при помощи которого новообращенный созерцает свет, а «свет делает
39
видимым то, что создается»39.
На внутренней поверхности кольцевого поддона, по кругу четко и ровно прорезаны три греческие буквы: альфа (А), тета (0), дельта (А), надежно скрытые толстым слоем копоти. (Илл. 2)
е А
. А
Образовался знак «два круга». Первый большой круг - это кольцо поддона, второй малый круг образован буквами, расположенными по кругу. Два круга обозначают два Солнца, символизируя движение Солнца в двух мирах. В греческой мифологии Гелиос днем объезжает четыре стороны света, даруя жизнь своей стихийной силой (Plut. Legg. 887e; Eur. Hec. 1068). К ночи солнце склоняется к западу, что рассматривается как пребывание светила в мире теней, означая закат жизни40. Ранние христиане круг связывали с Христом: «Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся»41. Смысл букв, начертанных на поставленных в могилы сосудах, часто остается тайной для
современного понимания, ведь буквы предполагают зашифрованные посвящения42. Язычников и христиан объединяла вера в обретение с помощью богов бессмертия, только боги у них были разные. Набор букв, вписанных в круг, типичен для греческих культовых
43
посвящении, и традиционен для ранних христиан .
Альфа. Греческое слово « Ауюс» означает «посвященный», что, по всей видимости, обозначает усопшего.
Тета. 0^ато<;, означает «смерть», что вполне соответствует настоящему состоянию
погребенного. 0аХадо<; - место пребывания двух страшных великих богинь преисподней Деметры и Персефоны. Мать и дочь, называли ©еаг.
33 Он же 1987, 154-157.
34 Токарев 1987, 24-25.
35 Рабинович 1987, 466-467.
36 Тахо-Годи 1987, 300.
37 Уваров 1908, 78-85.
38Уваров 1908, 26 и 191.
39 Он же 1908, 24.
40 Тахо-Годи 1987, 271.
41 Уваров 1908, 43.
42 Соломоник 1978, 6.
43 Уваров 1908,99.
Христиане заимствовали у греков слово ©ео-сеРеш - «почитающий Бога»44, подразумевая человека, сделавшего свой выбор.
Дельта. Первые христиане осознанно допускали написание греческих слов латинскими буквами и наоборот45. Греческое «©ео<;» (Бог) вполне могло быть зашифровано под латинским «Deus» (Бог»). Дельта похожа на геометрический знак треугольник (Д). Треугольник, обращенный вершинкой вверх, стал символизировать Троицу, термин ввел в оборот Антиохийский епископ II века Феофил46. «Троица», как символ, является единством трех в одном и одного в трех: Бог Отец (pater) - Бог Сын (Иисус Христос - Alius) - Бог святой Дух (spiritus sanctus). Символическое мышление ранних христиан связало треугольник с
человеком, стоящим перед выбором, ведь вершинки знака обращены в разные стороны47. Три буквы могут свидетельствовать, что «посвященный» и «почитающий Бога» человек, находится под защитой единого бога, известного в
48
трех лицах48.
Грунтовый склеп, вторая половина II века нашей эры (ЗН. МТФ. 1991 год. Склеп 5, костяк 4).
Зооморфная символика. У покоящегося в саркофаге мужчины там, где носят поясной ремень, лежала обкладка, вырезанная из золотой фольги, заменившая отсутствующую ременную пряжку. Обкладка имитировала щитковую прямоугольную пряжку с язычком. На щитке в технике тиснения изображен стоящий вправо конь со склоненной к чаше головой. (Илл. 3)
r-u-1 "j A/j IT II Г III! / / 7 / J д 1 1/1 L^ V
Л \
i |/7i 1 VWV^WV \V\ у
а -v -v yj
Во многих мифологических системах конь символизировал уход из жизни и надежду на грядущее воскресение. В греческой мифологии конь олицетворяет бога подземного мира Аида, представлявшийся в архаический период в образе коня, отсюда связь коня со смертью и последующим воскресением (Павсаний. IX, 23. 2). А.С. Уваров, ссылаясь на «2-ое послание к Тимофею» (ГУ,7), где конь символизирует законченность жизненного пути, считает, что изображение коня как бы заменяет слово vixit -усопший закончил свой жизненный путь49. У христиан конь выражал тайную веру в Иисуса Христа и входил в состав христианского «символического зверинца» («Откровения» Иоанна Богослова. 6, 1-8). В евангелии «От Луки» (VI, 38)
44 Он же 1908, 99.
45 Он же 1908, 41.
46 Уваров 1908, 100.
сказано, что ранние христиане изображениями коней украшали свою одежду. Конь символизировал храброго воина (Лука. VI, 38). Лежащий на крышке саркофага меч, вложенный в деревянные ножны, обтянутые листовым серебром с тисненным рельефным геометрическим орнаментом в виде ромбов, позволяет, на наш взгляд, считать усопшего воином. Ромб можно условно рассматривать как два треугольника или две дельты, соединенные основаниями. Чаша в форме полусферы напоминает полумесяц - символ египетской богини Исиды, культ которой повлиял на христианскую догматику, где образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с
47 Он же 1908, 101.
48 Он же 1908, 78-85.
49 Он же 1908, 116.
младенцем Гором50. Чаша - емкий сосуд, из него пьют и едят. Если предположить, что конь пьет из чаши, то в ней можно видеть намек на таинство посвящения (Первое послание к коринфянам апостола Павла. 10:16), связанное с бессмертием и воскресением51. Вода, или вино, символизировали у христиан «воду живую», то есть, вкушение (восприятие) учения Христа (Матфея. XXVI, 29)52. Как мера, из которой конь ест зерно, чаша приравнивается к символу хлеба53, а «хлеб животный» является символом Христа (Иоанна. VI, 48-50) и связан с воскресением (Иоанна. ХП, 24). Изображение чаши на обкладке может
Буквенная символика. Комбинацию IX возможно рассматривать как начальные греческие буквы имени Христа: I - X -Хр1сто^,
означавшие христограмму, зародившуюся в первые века нашей эры в римских катакомбах наряду с рыбой, как символ тайной веры в Иисуса Христа. На раннем этапе христианства существовал запрет на изображение Бога, усиленный страхом первохристиан уподобиться язычникам, что нашло отражение в «Новом Завете»: «Бога никто никогда не видел» (Иоанна. 4,12). Для ранних христиан Бог был отвлеченным понятием и изображался с помощью символов, являвшихся носителями информации, доступной лишь посвященным. Христограммы в основном встречаются на вещах личного пользования и на предметах быта54, всегда, во все времена состояли из греческих, а не латинских букв55. Знак-символ IX можно рассматривать как начальные буквы греческого слова (рыба), символизировавшей Христа,
называющегося в раннехристианской литературе «Большая Рыба»56. Возможно знак обозначал '1/0й-(^6/.ос - христиан-«рыбаков» (Матфея. 4,19), подразумевая, что они ловят «Большую Рыбу», то есть полностью воспринимают новое религиозное течение.
Числовая символика. Знак IX можно разложить на три цифры: IX - I - X. Число IX количественно представляет тройное три, символизируя неразрывно связанные между собой
50 Аверинцев 1988, 111-116.
51 Уваров 1908, 27 и 38.
52 Он же 1908, 112; 175-176 .
53 Он же 1908, 179.
54 Он же 1908, 79-80.
55 Овчинников 1999,167.
56 Богословский 1983,29.
свидетельствовать, что усопший при жизни прошел обряд посвящения, получив в процессе обряда, сохранившегося и в наше время, освященные хлеб и вино.
Могила с заплечиками, середина II века нашей эры (ВН. 2001 год. Погребение 2). На шее захороненной девушки, на бронзовой проволочке висел стеклянный шарик, крестообразно оплетенный бронзовой проволокой. На шарике грубо процарапан знак IX, зафиксированный при помощи проволоки таким образом, что смотревший на него со стороны, видел комбинацию IX, а не XI.
процессы: рождение - жизнь - смерть57. Это число выражает и духовное совершенство человека58. Астрологическое число I символизирует египетское божество Солнца Амона-Ра, в посвященных ему гимнах его именовали «Один-единственный»59. Основоположник иудаизма Моисей, почитавшийся и в христианстве, говорил древним евреям: «Господь един есть» (Библия. 2 книга. Гл. 3 и 4). Образ Христа несет в себе смысловое содержание образа Амона, что делает и его солнечным светом, ведь по христианским понятиям «Бог есть свет»: «Я свет миру» (Иоанна. 8, 12). С солнцем Христа связывает и рыба, ибо согласно космогоническим версиям, солнце объезжает землю наверху на колеснице, а внизу, сидя на рыбе60. Число X похоже на косой крест (crux decussatа), ритуальный знак которого еще в дохристианское время был связан со страданиями и символизировал смерть. Ранние христиане в греческих буквах Х (кси), и ¥(пси) символически видели фигуру человека с поднятыми вверх руками, что выражает устремление к Богу61. Шар, на котором вырезан знак IX, является древнейшим знаковым символом. Шар - это круг, один из распространенных элементов мифопоэтической символики, выражающий идею бесконечности, и, в конечном счете, завершенности62. Бог в сценах творения часто изображается со стеклянным шаром. Сочетание круга и креста означает единство, которое ранние христиане связывали с
57 Милаш 2006, 133.
58 Она же 2006,141-142.
59 Она же 2006,130.
60 Топоров 1988,392.
61 Он же 1988, 12-13.
62 Топоров, Мейлах 1988,18-19.
(Илл. 4)
духовным торжеством63 и рассматривали как вечность царства Иисуса Христа64. Без учета знаковых символов, в состав которых входит крест, не может быть вполне понятна и роль креста. В заключение хочется подчеркнуть, что археологические источники приобретают важное значение для решения таких сложных вопросов как идеологическая жизнь Фанагории, дают основание считать, что Фанагория занимала особое место в появлении и распространении христианства в Северном Причерноморье.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВДИ - Вестник древней истории. Москва
ВН - Восточный некрополь (Фанагории)
ЗН - Западный некрополь (Фанагории)
ИА РАН - Институт Археологии Российской Академии Наук
МНМ - Мифы народов мира Т. I -II / С.А. Токарев (ред.). Москва. 1987 -1988.
МТФ - Молочно Товарная Ферма (поселок «Приморский»)
ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев С.С. 1987: Вода // МНМ. I, 240.
Аверинцев С.С. 1988: Мария // МНМ. II, 111-116.
Аверинцев С.С. 1988: Христианская мифология // МНМ. II, 598-604.
Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. 1995: Энциклопедия символов. Символика и мифология греков. М.
Богословский И.Н. 1983: Бог-Отец в памятниках древнехристианского искусства. М.
Болгов Н.Н. 1992: Закат античного Боспора. Белгород.
Даньшин Д.И. 1993: Фанагорийская община иудеев // ВДИ. 1, 59-72.
Зубарь В.М.1990: О некоторых идеологических аспектах жизни населения Херсонеса Таврического в позднеантичный период // Обряды и верования древнего населения Украины. Киев.
Иванов Вяч .В. 2000: Дионис и прадионисийство. СПб. Косидовский Зенон. 1987: Сказания евангелистов. М.
Лосев А.Ф. 1957: Античная мифология в её историческом развитии. М.
Милаш Мария. 2006: Знаки судьбы. М-СПб.
Овчинников А.Н.1999: Символика христианского искусства. М.
Рабинович Е.Г. 1987: Земля // МНМ. I, 466-467.
Рябчиков С.В. 2002: Скифо-сарматские истоки славянской культуры: материалы Южно -Российской фольклорно-этнографической
экспедиции. Ростов.
Соколов М.Н. 1988: Рыба // МНМ.П.391-393.
Соломоник Э.И. 1973: Из истории религиозной жизни в Северо-понтийских городах позднеантичного времени (по эпиграфическим памятникам) // ВДИ. 1, 55-77.
Соломоник Э.И. 1978: Граффити античного Херсонеса. Киев.
Тахо-Годи А.А. 1978: Гелиос // МНМ. I, 271.
Тахо-Годи А.А. 1978: Гея // МНМ. I, 300.
Токарев С.А. 1988: Культовые мифы // МНМ. II, 24-25.
Топоров В.Н. 1987: Варуна // МНМ. I, 217-218.
Топоров В.Н. 1988: Крест // МНМ. II, 12-14.
Топоров В.Н., Мейлах М.Б.1988: Круг // МНМ. II, 18-19.
Топоров В.Н.1988: Митра // МНМ. II, 154-157.
Уваров А.С. 1908: Христианская символика. Ч.1 М.
Флоренский П.А. 1914: Столп и утверждение истины. М.
УДК 811
К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
Исина Гаухар Иликешевна
д.фил.н., профессор Карагандинского университета им. Е.А. Букетова
Давыдова Яна Юрьевна
Магистрант
Карагандинского университета им. Е.А. Букетова
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению основных подходов к исследованию гендера в языке, сложившихся в лингвистике к настоящему времени. Понимание «гендера» и распределение «гендерных ролей» в обществе претерпели значительные изменения с начала XX века, дав толчок развитию гендерной лингвистики. В исследовании приводится краткий анализ отношений между тендером и языком через призму различного рода подходов.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of main approaches to gender analysis in language, which have developed in modern linguistics. The understanding of "gender" and the distribution of "gender roles" in society have undergone significant changes since the beginning of the 20th century, giving impetus to the development of
63 Топоров 1988,14.
64 Бауэр, Дюмоц, Головин 1995, 179.