Научная статья на тему 'Раннегреческая философия и Наука. Фалес милетский (VI В. До Н. Э. )'

Раннегреческая философия и Наука. Фалес милетский (VI В. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4362
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ / ФЮСИС / ФИЛОСОФСКОЕ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФАЛЕСА МИЛЕТСКОГО / КОСМООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО "ВОДА" / КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ В ФИЛОСОФИИ ФАЛЕСА / АСТРОНОМИЯ / HISTORY OF ANCIENT GREEK PHILOSOPHY / PHYSIS / PHILOSOPHICAL AND SCIENTIFIC WORKS OF THALES OF MILETUS / WATER AS A FIRST PRINCIPLE / COSMOLOGICAL LAWS OF THE UNIVERSE IN THE PHILOSOPHY OF THALES / ASTRONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакина Валентина Ивановна

Писать о первых европейских философах представляется достаточно сложным, потому что их произведения не сохранились, существуют лишь фрагментарные свидетельства поздних философов. Следствием этого является множество различных вариантов философских раннегреческих учений, в том числе и Фалеса Милетского. Однако насколько возможны истинные результаты исследования генезиса европейской философии? Автор статьи, представляя свою реконструкцию философии Фалеса, постарался уйти от модернизации этого учения, используя в своем исследовании в основном древние философские, научные, исторические первоисточники философии милетского мудреца. В статье рассмотрен только один аспект многогранного творчества Фалеса философской космологии, который анализируется с позиций теологии, физики, астрономии. Достижения философско-космологического учения Фалеса открыли широкий путь для развития европейской философии и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early Greek philosophy and science. Thales of Miletus (6th century BC)

It is difficult to write about the first European philosophers because their works have not survived. There is only fragmentary evidence of later philosophers. The result is a great number of versions of early Greek philosophical doctrines, including Thales of Miletus. However, can the results of a study on the European philosophical genesis be true? Representing the personal reconstruction of the philosophy of Thales, the author tries to escape from the modernization of this teaching, using mainly the ancient philosophical, scientific, historical sources of the Milesian sage’s philosophy. The article deals with one aspect of the multifaceted works of Thales, namely: the philosophical cosmology that is being analyzed from the standpoint of theology, physics, and astronomy. The achievements of philosophical and cosmological teaching by Thales of Miletus opened the way for the development of European philosophy and science.

Текст научной работы на тему «Раннегреческая философия и Наука. Фалес милетский (VI В. До Н. Э. )»

УДК 1(091) Милетский

https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.14

Бакина Валентина Ивановна

кандидат философских наук, ассистент кафедры истории зарубежной философии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

РАННЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (VI В. ДО Н. Э.)

Bakina Valentina Ivanovna PhD,

Assistant, Subdepartment for History of Foreign Philosophy, Lomonosov Moscow State University

EARLY GREEK PHILOSOPHY AND SCIENCE. THALES OF MILETUS (6TH CENTURY BC)

Аннотация:

Писать о первых европейских философах представляется достаточно сложным, потому что их произведения не сохранились, существуют лишь фрагментарные свидетельства поздних философов. Следствием этого является множество различных вариантов философских ранне-греческих учений, в том числе и Фалеса Милетского. Однако насколько возможны истинные результаты исследования генезиса европейской философии? Автор статьи, представляя свою реконструкцию философии Фалеса, постарался уйти от модернизации этого учения, используя в своем исследовании в основном древние философские, научные, исторические первоисточники философии милетского мудреца. В статье рассмотрен только один аспект многогранного творчества Фалеса - философской космологии, который анализируется с позиций теологии, физики, астрономии. Достижения философско-космологиче-ского учения Фалеса открыли широкий путь для развития европейской философии и науки.

Ключевые слова:

история древнегреческой философии, фюсис, философское и научное творчество Фалеса Милетского, космообразующее начало - «вода», космологические законы Вселенной в философии Фалеса, астрономия.

Summary:

It is difficult to write about the first European philosophers because their works have not survived. There is only fragmentary evidence of later philosophers. The result is a great number of versions of early Greek philosophical doctrines, including Thales of Miletus. However, can the results of a study on the European philosophical genesis be true? Representing the personal reconstruction of the philosophy of Thales, the author tries to escape from the modernization of this teaching, using mainly the ancient philosophical, scientific, historical sources of the Milesian sage's philosophy. The article deals with one aspect of the multifaceted works of Thales, namely: the philosophical cosmology that is being analyzed from the standpoint of theology, physics, and astronomy. The achievements of philosophical and cosmological teaching by Thales of Miletus opened the way for the development of European philosophy and science.

Keywords:

history of ancient Greek philosophy, physis, philosophical and scientific works of Thales of Miletus, water as a first principle, cosmological laws of the universe in the philosophy of Thales, astronomy.

В современной российской философской науке существует мнение, что с «момента появления первых философских систем» космологическим учениям уделяется мало внимания [1, с. 13]. В статье преследуется цель рассмотреть некоторое недостающее звено в истории космологической философии.

Философское и научное знание в древности было нерасчлененным на отдельные отрасли, и в философских школах Древней Греции наряду с философскими рассматривались физические, математические, астрономические, медицинские темы. В соответствии с этим философов, занимавшихся изучением природы («фюсис»), основной частью которой была космология (учение об устройстве мира в целом), называли «физиками» или «физиологами» [2, с. 59]. Эти древнегреческие мыслители стояли у истоков философской и научной революции, основными характеристиками которой были логическая доказательность, системность, демократический характер философско-научного сообщества [3, с. 67]. «Физиками» первые греческие философы в доксографии названы еще и потому, что они раскрывали вопросы возникновения и уничтожения, развития, структуры всей природы. Своим произведениям они давали соответствующее название - «О природе».

«Фюсис» в греческой философии и науке был многозначным понятием и означал природу, вещество, материал, естество, создание, рождение, происхождение. Он являлся ключевым в истории ранней греческой философии, а важнейшие философские термины, такие как первоначало, элемент, сущность, определяли лишь отдельные аспекты «фюсис» [4, с. 96]. Кроме этого, «фюсис» предшествовал такому важному учению, как «бытие», которое является кардинальной философской категорией в произведениях философов последующих веков. Необходимо подчеркнуть связь «фюсис» у ранних греческих философов со стихиями (пусть не совсем порвав-

шими с мифологическими свойствами): водой, огнем, воздухом, землей. Это, по мнению выдающегося философа и ученого И.Д. Рожанского, «знаменует собой определенный этап рационализации при объявлении явлений окружающего нас мира, а именно замену сверхъестественных причин причиной естественной. <...> Это означало важную и в каких-то отношениях решающую ступень в становлении научного мышления» [5, с. 77].

Относительно ранней греческой философии, наверное, сложно провести четкую границу между частями философского знания, тем более что в нашем распоряжении имеются не полные тексты досократиков, а только их фрагменты. Из доксографической литературы известно, что «Фалес Милетский, один из "семи мудрецов", первым принялся за философию природы ("фю-сис")» [6, с. 62].

Фалес из ионийского города Милета родился, как сообщает Диоген Лаэртий, в 640 г. до н. э. По одной из биографических версий, его предки по материнской линии были благородными финикийцами, по другой - он был коренной милетец и происходил из знатного рода. Наставников у Фалеса не было, за исключением тех жрецов, с которыми он общался во время своего путешествия в Египет и Вавилон [7, с. 62], где изучал геометрию и космологию. Как сообщают древние писатели, Фалес занимался не только наукой и философией, но и государственной деятельностью на благо своих граждан [8, с. 17]. Аристотель в «Никомаховой этике» называет Фалеса «мудрым», потому что «мудрость» есть знание наиболее ценных по своей природе вещей, «исключительное, изумительное, трудное и божественное». «Мудрый» игнорирует собственную выгоду и не ищет человеческих благ [9, с. 179].

Произведения Фалеса «О началах», «Морская астрономия», «О солнцевороте», «О равноденствии», как было отмечено ранее, не сохранились, имеются только свидетельства древних авторов о его философском учении. Как одному из «семи мудрецов», предание приписывает Фа-лесу следующие мудрые изречения:

«Старше всех вещей - Бог, ибо он не рожден»;

«Прекраснее всего - космос, ибо он творение Бога»;

«Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все»;

«Быстрее всего - мысль, ибо она бежит без остановки»;

«Сильнее всего - необходимость, ибо она одолевает всех»;

«Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все» [10, с. 65].

Когда Фалеса спросили, как прожить самую лучшую жизнь, он ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» [11]. Выдающийся философ, профессор В.В. Соколов в своей книге «Философия как история философии» пишет, что в этом изречении Фалеса сформулировано «золотое правило нравственности», которое пройдет через все эпохи этико-философ-ской мысли [12, с. 58]. В число «семи мудрецов» были включены выдающиеся мужи (У!!-У! вв. до н. э.) Древней Греции, прославившиеся своими краткими изречениями. Это: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон, Хилон. Существуют и другие списки «семи мудрецов», но везде присутствуют первые четыре из указанных выше.

В научной и учебной литературе по античной философии с легкой руки Аристотеля принято приписывать ранним философам-физикам создание космоса из какого-то одного материального элемента [13, с. 71]. Известный доксограф Диоген Лаэртий сообщает, что Фалес первоначалом всех вещей полагал «воду» [14, с. 62]. Почему он избрал космообразующим началом именно этот элемент? Некоторые исследователи философии Фалеса утверждали, что он заимствовал это учение у древних египтян или вавилонян, или у Гомера.

Например, из космогонического учения древних египтян, прежде всего из «Мемфисского богословского трактата» (XX!! в. до н. э.), можно узнать интересный вариант древнеегипетского космообразования. Творцом Вселенной и того, что в ней находится, является бог Птах. Космоге-нез в «Мемфисском богословском трактате» происходит следующим образом: бог Птах творит Вселенную с помощью мысли и слова, что является результатом, как отмечают философы, реальной человеческой жизни. Свою власть фараон осуществлял с помощью повелений, атрибутами же власти богов и людей были боги Сиа («познание») и Ху («повелительное слово, способное творить»). Вот строки из оригинального текста: «В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землей, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть - тело и стал богом. Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов» [15, с. 35-36].

В Древнем Вавилоне, где Фалес изучал астрономию, существовал миф об устроении космоса, который описан в произведении «Энума элиш» («Когда вверху») (XV в. до н. э.). Указанная поэма начинается с описания древнейшего состояния Вселенной в виде водного хаоса, ведь Древний Вавилон (Месопотамия) - речная цивилизация, как и Египет. Этот хаос состоял из трех элементов: Апсу, представляющего пресные воды; Тиамат - соленое море; Мумму, по-видимому,

облака и туман: «Когда вверху не названо небо, а суша внизу была безымянна, Апсу первородный, всесотворитель, праматерь Тиамат, что все породила, воды свои воедино мешали» [16, с. 35]. Бог Мардук победил в борьбе с богами водного хаоса и с Тиамат, из частей тела которой создал космос. После образования неба и земли Мардук приступает к решению внутренних задач возникшей Вселенной. Первой задачей было создание календаря [17, с. 48].

Творцом греческого эпоса, поэм «Илиада» и «Одиссея», считается легендарный Гомер. Сведения о времени его жизни противоречивы. Одни предполагали, что он жил в период Троянской войны (X!!! в. до н. э.), другие относили его творчество к V!!! в. до н. э. В «Илиаде» Гомер называет древнего бога Океана водным космическим первоэлементом. От него и его супруги Те-фиды произошел весь мир и все, что в нем находится: боги, люди, живые существа и др. Гомеровский Океан - это глубокая и быстрая пресноводная река, опоясывающая землю. Один из рукавов Океана протекает через подземное царство и называется Стикс. Океан питает реки, колодцы и моря. В качестве иллюстрации можно привести следующие стихи из «Илиады». Гера говорит Афродите:

«Я отправляюсь к крайним пределам кормообильной Земли

Навестить Океана, прародителя богов, и матерь Тефию.

Это они добросердечно воспитывали и холили меня в своем доме.» [18, с. 199].

Другие авторы считают, что Фалес выбрал первоначалом всего сущего «воду», основываясь на своих наблюдениях за природой. Во-первых, начало всех животных - влажная сперма; во-вторых, все растения питаются влагой; в-третьих, сам огонь Солнца и звезд, по мнению Фалеса, существует благодаря «водным испарениям, равно как и сам Космос» [19, с. 109].

Присоединяемся к последней версии объяснения выбора милетцем первоначала бытия. Здесь уместно подчеркнуть, что «вода» у Фалеса не является только материальным началом. Ведь первый философ природы называет свой космообразующий первоэлемент предком-родоначальником, обладающим и некоторыми божественными свойствами, так как не имеет «ни начала, ни конца» [20]. Однако, несмотря на некоторый мифологический аспект философии Фа-леса, он первый «поставил вопрос о материальной основе всего сущего, явившись тем самым провозвестником научного подхода к рассмотрению явлений природы» [21, с. 54].

Прежде чем рассмотреть космологическое учение Фалеса, этот важнейший аспект его философии, уместно привести некоторые значения многозначного термина «космос». И.Х. Дворецкий, автор «Древнегреческо-русского словаря», указывает следующие его значения: 1) упорядоченность, порядок (Гомер, Геродот); 2) надлежащая мера, благопристойность (Гомер, Геродот, Эсхил); 3) строение, устройство (Гомер); 4) государственный строй (Платон), правовой порядок (Фукидид); 5) мировой порядок, мироздание, мир (впервые названный так Пифагором как выражение высшего порядка); 6) небесный свод, небо; 7) мир, свет, земля; 8) украшение, наряд (Гомер, Платон) [22, с. 974]. В статье греческое слово «космос» определяется как Вселенная, мироздание.

Ранее упоминалось о важнейшем значении «фюсис» в философском знании раннегрече-ских мыслителей. Именно космологии принадлежит ключевая роль в системе «философии природы» древних мудрецов. Иногда в книгах по античной философии тот материал, который посвящен раннегреческой философии, так и называется - «космологический». Причина не только в том, что первые философы интересовались возникновением и строением космоса, но и в том, что они первые учили о началах и причинах всего сущего. А эти первоначала уже содержали философские понятия.

Интересно обратить внимание на следующее: бог в философском учении Фалеса - «это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств»; и первовлагу пронизывает божественная сила, которая приводит космообразующий элемент - «воду» в движение [23, Б. 79]. Таким образом, одним из законов космоса у Фалеса является божественная сила (ум космоса), заставляющая первоначало двигаться. И эта божественная сила (иногда милетский философ называет ее провидением) «проникает вплоть до крайних пределов космоса, и ничто от нее не ускользает.» [24, с. 114].

Что можно сказать о других космологических законах в философском учении Фалеса, кроме теологического? В данном случае речь пойдет о физическом законе космообразования. Фалес утверждал, что все образуется из первоэлемента «воды» «путем ее затвердевания (или замерзания), а также испарения». То есть, затвердевая, «вода» превращается в землю, а испаряясь - в воздух и огонь, в том числе в огонь небесных светил [25, с. 109].

Здесь уместно более подробно остановиться еще на одном космологическом законе милетского философа - законе звезд, то есть астрономии. Кроме того что Фалес первым стал изучать природу, по свидетельству Диогена Лаэртия, он «первым занялся астрономией и предсказал солнечные затмения и солнцевороты» [26, с. 61]. Геродот (V в. до н. э.) в своей «Истории» опи-

сывает одно знаменитое затмение солнца, предсказанное Фалесом. Это время войны между ли-дийцами и мидянами (Малая Азия), длившейся пять лет. При очередном столкновении день вдруг обратился в ночь, и враги поспешили заключить мир, потому что воины были напуганы [27, с. 36]. Современные астрономы вычислили, что дата указанного затмения - 28 мая 584 г. до н. э., когда оно было полным на севере Турции, где и происходило сражение. В VI в. до н. э. в Греции еще не существовало методов предсказаний лунных и солнечных затмений, таких как у вавилонских мудрецов, которыми, возможно, воспользовался Фалес [28, с. 135].

Далее Диоген Лаэртий пишет, что Фалес первым выяснил величину Солнца, составляющую одну семьсот двадцатую часть лунной орбиты [29, с. 62]. По мнению милетского философа, Солнце, Луна и звезды состоят из землистого состава. При этом звезды раскалены [30, Б. 78]. Древние книги приписывают Фалесу открытие того, что Луна является темным телом и свой свет заимствует от Солнца. Здесь уместно отметить, что именем Фалеса называется один из кратеров на Луне [31, с. 86].

В связи с астрономическим учением в философии Фалеса нельзя обойти стороной вопрос о созвездии Малой Медведицы. Древние греки приписывали открытие этого созвездия Фалесу. Так, Гигин, самый ранний европейский историк астрономии (II в. н. э.), в своей книге «Астрономия» объясняет, почему Полярная звезда в созвездии Малая Медведица называется Финикийской звездой. Он пишет: «...Те, кто наблюдают ее, говорят, что с большей точностью и безопасностью совершают плавание. Фалес, который основательно исследовал небесные явления и первый назвал ее Медведицей, был родом из Финикии» [32, с. 36]. Как известно, финикийцы были самыми опытными мореплавателями в Средиземноморье, и они знали созвездие Малой Медведицы уже во II тыс. до н. э. Греки до открытия Полярной звезды Фалесом ориентировались в своих морских путешествиях на созвездие Большой Медведицы, что не гарантировало безопасного плавания.

Как выглядел космос Фалеса? Прежде всего он единственный, в центре его покоится Земля на воде, потому что она плавает как дерево или какое-нибудь другое подобное вещество. Существует мнение, что милетский мудрец и позже Пифагор утверждали, что небесная сфера разделена на пять кругов, именующиеся поясами. Один из них называется арктическим, он видимый, второй -летним тропиком, третий - небесным экватором, четвертый - зимним тропиком, пятый - антарктическим, он невидимый. Так называемый зодиак накладывается на три средних круга, касаясь всех трех. Под прямым углом - с севера на юг - эти три круга пересекает меридиан [33, Б. 77].

Как было замечено, Земля в философском учении Фалеса является не только центром космоса, но и его важнейшей частью, потому что, по словам милетца, «при уничтожении Земли рухнет весь мир» [34, с. 386]. А что же происходит в конце существования Вселенной? Все возвращается к «предку-родоначальнику», к первоначалу - «воде». По какой причине? Первые философы считали, из чего все вещи возникают, в то, «как в последнее, они уничтожаются» [35, с. 71]. Если Фалес утверждает, что все происходит из «воды», равно как и сам космос, то и «конец Вселенной - вода» [36, с. 109].

В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно уже во II тыс. до н. э. Однако принципиально новое состояло в том, что Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

В заключение следует отметить, что единство философии и науки прослеживается не только у Фалеса в VI в. до н. э., но и у мыслителей последующих веков. В этом можно удостовериться, изучая знаменитое произведение Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687). В этой книге изложены начала философии «не столько чисто философские, .однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических» [37, с. 501].

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что заслуга Фалеса Милетского состоит в преобразовании мифологического мировоззрения в философское с помощью достижений научного знания его времени [38, с. 40]. Гений греческого народа стоит у истоков европейской мудрости, философии и науки.

Ссылки:

1. Золотухин В.М. Концептуальные основания философии космизма // Общество: философия, история, культура. 2016.

№ 9. С. 13-15.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

3. Лебедев С.А. Структура научной рациональности // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 66-79.

4. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху Античности. М., 1979.

5. Там же. С. 77.

6. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 62.

7. Там же.

8. Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. М. ; Л., 1963.

9. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М., 1983.

10. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 65.

11. Там же.

12. Соколов В.В. Философия как история философии. М., 2012.

13. Аристотель. Указ. соч. Т. 1. М., 1975.

14. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 62.

15. Египетская мифология. СПб., 2000.

16. Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. М., 2000.

17. Там же. С. 48.

18. Гомер. Илиада. Л., 1990.

19. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

20. Там же. С. 109.

21. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972.

22. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. М., 1958.

23. Diels H. Fragmente der Vorsokratiker / hrsg. von K. Walter. Zurich ; Berlin, 1964.

24. Фрагменты ... С. 114.

25. Там же. С. 109.

26. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 61.

27. Геродот. История : в 9 кн. Л., 1972.

28. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 1991.

29. Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 62.

30. Diels H. Op. cit. S. 78.

31. Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История и методология астрономии. Ч. I. М., 2013.

32. Гигин. Астрономия. СПб., 1997.

33. Diels H. Op. cit. S. 77.

34. Плутарх. Сочинения. М., 1983.

35. Аристотель. Указ. соч. Т. 1. С. 71.

36. Фрагменты ... С. 109.

37. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 2008.

38. Чанышев А.Н., Михайлова Э.Н. Ионийская философия. М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.