Научная статья на тему 'Радостная физика (часть 1)'

Радостная физика (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И В. Сандина, Т В. Харунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радостная физика (часть 1)»

Литература

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: ФИС, 1990.

2. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.

3. Шепель В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

И.В. Сандина, Т.В. Харунова

Радостная физика (часть 1)

В статье обсуждаются принципы построения и тематическое планирование развивающего курса "Открытие Мира" для учащихся 1- 6 классов. Созданный на основе физики и астрономии, он является пропедевтическим для изучения естественных наук в средней школе. Основная цель курса - формирование основ системного мышления учащихся, их общее развитие: интеллектуальное, эмоциональное и физическое. По структуре, содержанию, формам работы это интегративный курс, воспитывающий гуманитарное мышление (диалог культур). Приводятся программы и поурочное планирование для указанных классов.

Может ли обучение физике быть радостным для ребенка? Может, если ему предложить активную познавательную деятельность по наблюдению и исследованию свойств объектов окружающего Мира в тот период жизни, когда все происходящее вокруг занимает его воображение и он превращается в "Почемучку", если на занятиях он путешествует к планетам и звездам, конструирует, лепит, рисует, если его энергии и деятельности найден конструктивный выход.

С 1994 года в средней школе № 86 (лицее) г. Ярославля проводятся занятия с учащимися по авторской программе развивающего курса "Открытие Мира", созданного на основе физики и астрономии.

Основная цель курса - формирование основ системного мышления учащихся, достижение достаточно высокого уровня их общего развития: интеллектуального, эмоционального и физического.

В течение ряда лет отрабатывались структура и содержание курса, создавалась система развивающего обучения. Ориентиром в

разработке курса служил общий универсальный закон развития, согласно которому прогрессивное развитие идет от состояний относительной глобальности, слитых синкретичных форм к состояниям большей дифференцированное™, расчлененности (от целого к частям) и иерархической интеграции.

Закон развития от общего к частному требует определения исходной основы формируемых знаний. В качестве нее в нашем курсе выбраны представления о физическом мире в целом, так как главной задачей обучения естественным наукам в школе является построение научной картины Мира. На первом этапе знакомства с физическим миром дети воспринимают его достаточно цельно, как Небо и Землю. Изучаемые в первом классе темы так и называются: "Земля - наш общий дом" и "Небо над нашей головой".

Таким образом, с самого начала обучения в сознании ребенка формируются фундаментальные общенаучные основания - небольшое число исходных элементов. На первом этапе это физический мир: тела, тепло, свет (излучения), пространство и время.

Построив с ребенком первую систему понятий и освоив их на этом этапе (практическая работа с телами разной формы, из разных веществ, ориентация по дневному и ночному небу, лепка, объемное изображение тел и их конструирование), возвращаемся к ним снова, углубляя и расширяя первоначальные представления. При более глубоком их исследовании мы вычленяем другие фундаментальные для этого уровня познания темы. Новые ветви знания дают и новое направление мысли ребенка. Но основные "сквозные" темы все время остаются в его поле зрения. Они, как красная нить, пронизывают все содержание курса, организуя его в единое целое.

Постепенно системная дифференциация первичных глобально-качественных восприятий и суждений приводит к формированию целостной картины Мира с отчетливой иерархической структурой. Такой подход выделяет лишь основные логические звенья содержания курса, оставляя учителю большой простор для самостоятельной работы и инициативы. Разделяя "сквозные" темы, можно по-разному компоновать их в зависимости от возможностей и желания учителя, от уровня развития учеников и их интересов.

"Открытие Мира" - курс, воспитывающий гуманистическое мышление, чуждое авторитарности и нетерпимости, поэтому в качестве

второй основы нашей системы обучения мы выбрали идею диалога культур. Содержание курса развивается в контексте диалога образов различных культур, эпох, мировоззрений. Создавая свою систему знаний, ребенок знакомится с обширным историческим материалом, сказками, мифами, художественными произведениями. Такой подход позволяет ему выбрать и синтезировать в своем сознании различные способы отражения и познания Мира. Диалог является и ведущей формой учебных занятий. Благодаря ему активно развиваются различные сферы психики ребенка, речь, коммуникативные способности, идет развитие логики высказывания, вариативного мышления, формируется навык "внутреннего" диалога, взгляд на себя " со стороны" (рефлексия).

Развитие психики ребенка - процесс сугубо индивидуальный, поэтому система развивающего обучения в качестве третьей основы опирается на принцип деятельности. Изменяется роль учителя: он не носитель знания и информации. Теперь он - организатор творческой, активной, познавательной деятельности учащихся, создатель особой развивающей познавательной среды, стимулирующий умственное, эмоциональное и физическое развитие детей. Учитель наполняет содержанием программы психического развития ребенка. В первые три года главным являются программы развития сенсорики(чувственного восприятия окружающего Мира), формирования суждений, пространственного воображения. Затем разворачиваются программы развития операционного, практического мышления, закладываются основы теоретического мышления.

Структура и программа пропедевтического курса физики (1-6 классы)

Пропедевтический курс физики (1-6 классы) ориентирован на общеобразовательную школу и на школы специализированные, нового типа.

- 1-3 классы с сеткой 1+1+1 час в неделю "Открытие Мира".

а) 1 класс - "Мы - дети Солнца".

б) 2 класс - "Мы - наблюдатели".

в) 3 класс - "Первые закономерности нашего Мира".

- Курс пропедевтики физики для 5-6 классов (1 час в неделю) "Мы исследуем Мир".

- Курс физики 7-9 "Основной курс" (2+3+3 часа в неделю). Основной курс

остался по содержанию практически без изменения, так как его содержание не перекрывалось курсом пропедевтики, а дополняло его описанием явлений и изучением языка естественных наук.

- Курс физики 10-11 "Дифференцированный курс". Программа и количество часов зависят от типа школы.

В 1-3 классах обязательна разбивка на подгруппы (не более 12-15 человек), поскольку главной целью курса является развитие ребенка, формирование его мышления и овладение им языками природы и науки.

Время на изучение разделов и тем является примерным, так как это курс экспериментальный. Учитель может изменять число часов, переставлять темы при неизменном общем количестве их.

В основу деятельности учителя положено его самоопределение:

- в методике и форме проведения уроков;

- выборе позиции изучения;

- выборе тем уроков, их последовательности;

- выборе уровня обучения;

- формы поощрения.

А это означает, что учитель по-иному готовится к урокам, по-иному их проводит, с иных позиций определяет, удачным получился урок или нет, и по-иному оценивает работу ученика.

Подготовка учителя к уроку всегда начинается с анализа предыдущего. Метод, который был выбран для обучения, шел от эмоциональ-но-психологического настроя ребенка на то, что ему интересно, что волновало его. Иногда бывает и так: спланируешь и подготовишь урок, а получается урок-экспромт, к которому "приведут" сами ученики. Но это не говорит о том, что учитель "идет на поводу" у ребенка. В наших курсах учителю нужно быть в высшей степени вариативным.

И если ученик ушел с урока с горящими глазами и сожалением, что урок закончился, -это удача.

Самой высокой оценкой для ребенка на данном уроке являются не оценки "4" и "5", а удовлетворение от правильного и красивого вывода, сделанного им самим из наблюдаемого, вывода, который родился в процессе хорошо организованного диалога. Для нас значимы каждая самостоятельная мысль и высказывание ребенка. Главная задача учителя на уроке -

поддержать верную мысль ребенка, развить ее и правильно оформить. Поощряя ученика, мы никогда не сравниваем его с другими детьми. Мы отмечаем лишь ступени его личного роста: "Сегодня тебе удалось то, что в прошлый раз не получилось, ты'уже находишь точное определение" и т.п.

Но учитель, к сожалению, обязан ставить оценки. У нас основные оценки учеников - "4" и "5". На наших уроках часто присутствуют родители, учителя, специалисты из ИПК, преподаватели педагогического университета, и все они дают хорошую оценку работе детей на уроках.

В начальной школе трудно организовать домашние задания, так как они имеют характер практической деятельности, и поэтому дети нуждаются в помощи родителей. Поскольку курс развивающий, то его задачи созвучны проблемам и задачам родителей в воспитании детей, поэтому нужна совместная работа учителя и родителей.

Программа и поурочное планирование раздела "Мы - дети Солнца"

1 класс, 34 часа (5 часов - резервное время).

Развивающий курс "Открытие Мира" в 1 классе начинается с формирования системы представлений об одном из главных объектов естествознания - физическом Мире на основе непосредственного чувственного опыта учащихся и обращения к истории развития представлений об окружающем Мире.

В тематическом плане 1-го класса физический Мир представлен таким, каким его видит каждый ребенок. Это - Земля, на которой он живет, где находятся его город и Родина; это - купол Неба над Землей, днем - с ярким, теплым и живительным Солнцем, а ночью - с мириадами звезд и бледной, таинственной Луной.

Поэтому программа состоит из 2-х тем: первая тема - "Земля - наш общий дом", а вторая - "Небо над нашей головой".

"Что представляют собой Земля и Небо, Солнце, Луна и Звезды, все то, что мы видим вокруг себя? Что и как мы наблюдаем, что думаем об увиденном? А какими представляли себе Землю и Небо наши далекие предки? И какими видят их космонавты?" - вот те основные вопросы, которые задают и обсуждают первоклассники на наших занятиях.

Учитель концентрирует все свое внима-

ние и усилия на решении главных задач курса "Открытие Мира". Это:

1) Развитие чувственного восприятия объектов окружающего Мира (развитие воспринимающих органов чувств, расширение спектра их возможностей, формирование приемов обработки образов).

2) Развитие восприятия - осознания (интеллектуально - личностная обработка образов, формирование приемов системного мышления).

3) Развитие суждений (дифференциация признаков сходства, различий и т.п., формирование умений выстраивать логические цепочки рассуждений, облекать мысли в слова).

Решение образовательных задач нашего курса является результатом достижения его развивающих целей. Основными образовательными задачами является формирование общих первоначальных представлений о системном, иерархическом характере нашего физического Мира и о названных объектах Мира как о физических объектах.

Это означает, что мы, начиная с первого класса, вводим для описания объектов Мира физические понятия и физические величины, физические признаки объектов. Выделяем существенные признаки, устанавливаем признаки сходства и отличия. Проводим различные классификации объектов: по признаку - искусственные или естественные тела, по форме, цвету, размерам (линейным). Проводим сравнение размеров объектов и расстояний между ними: "большой или маленький, в сравнении с чем?"; "далеко или близко, в сравнении с чем?". Приучаем детей сопоставлять, сравнивать характеристики объектов, устанавливать соотношения между ними.

С первого класса мы обучаем детей языку Природы, знакомим их с естественнонаучным описанием ее объектов. При этом научное описание идет на фоне и в сравнении с художественным и обыденным восприятиями объектов (опираемся в этом на личный опыт ребенка, бытовой смысл слов и понятий, используем сказки, мифы, загадки, произведения искусства). Таким образом, мы устанавливаем взаимосвязи между научным и художественным способами отражения мира, образно чувственным и абстрактно-логическим стилями мышления. Как известно, одна из "болезней" нашего века заключается в разрыве этих связей.

Формируя общие представления о Мире,

мы постоянно подводим детей к выводу, что Земля - часть Солнечной системы, а Солнце с семьей планет - часть другой системы, Галактики; сама Галактика - часть великой системы Вселенной; обсуждаем понятие системы, ее признаки. Так постепенно раскрывается системный, иерархический характер нашего Мира, так постепенно ребенок начинает формировать собственную картину Мира - систему представлений о Мире в целом, об его объектах в их взаимосвязи.

Замечая закономерности строения Мира, богатства свойств его объектов, ребенок начинает постепенно понимать гармонию Мира, ту, которую видели наши предки и которую редко замечают наши современники.

Программа курса

Тема 1: "Знакомство". Человек и его органы чувств - окна, открытые в Мир. Смотрим и наблюдаем: Земля, НеОо, предметы и явления вокруг нас. Объекты природы и объекты, сделанные руками человека. Объекты и числа. Объекты и их признаки. Рисуем объекты природы и объекты, сделанные руками человека. Значение окружающих предметов и объектов в жизни человека.

Тема 2: "Земля. Земля - наш общий дом". Собственные представления детей о Земле. Легенды и мифы о Земле и Мире. Диалектика развития представлений человечества о Земле и ее месте в Мире. Наука о Земле. Формирование представления о шаре. Земля - планета. Представления о форме и размерах Земли. Явления на Земле. Мы рисуем Землю. Жизнь на Земле. Мы живем на Земле. Земля без границ. Экология Земли. Что мы можем потерять, если...

Тема 3: "Небо над нашей головой". Историческое развитие представлений о Небе. Собственные представления детей о нем. Атмосфера, ее размеры, состав. Цвет Неба. Значение атмосферы в жизни Земли. Экология атмосферы. Озоновые дыры. Объекты в Небе: природные и искусственные. Космос. Мы рисуем Небо и объекты в нем.

Тема 4: "Солнце". Главный объект природы - Солнце: источник света, тепла и жизни на Земле. Роль Солнца в жизни Земли. Стороны света. Ориентация по сторонам света. День и ночь. Солнце - звезда. Далеко ли до Солнца? Размеры Солнца, его температура. Физические явления, происходящие на Солнце. Мифы и легенды о Солнце. Мы рисуем Солнце и рас-

сказываем о нем.

Тема 5: "Звезды". Мир звезд. Звезда как физический объект. Отличие звезд от других небесных тел. Почему у звезд разный цвет? Созвездия, Млечный путь. Наиболее яркие звезды и созвездия Северного полушария. Далеко ли до звезд? Звезды и люди. Ориентация по звездам. Мифы и легенды о звездах и созвездиях. Диалектика мифа и реальности. Мы рисуем звездное Небо и героев мифов. Космос. Почему в Космосе темно? Галактики. Путешествие к звездам.

Тема 6: "Солнечная система. Планеты". Тела Солнечной системы. Семья планет. Форма планет. Отличие планет от звезд. Расположение планет в Солнечной системе. Путешествуем к планетам Солнечной системы, рассказываем мифы и легенды о них. Рисуем Солнечную систему с правильным расположением небесных тел. Рисуем планеты и героев мифов о них.

Поурочное планирование

Урок 1. Знакомство. Человек и его органы чувств - окна, открытые в Мир.

Урок 2. Смотрим и наблюдаем: Земля и Небо, предметы и явления вокруг нас.

Урок 3. Объекты природные и объекты, сделанные руками человека. Объекты и числа. Объекты и их признаки.

Урок 4. Рисуем объекты природы и объекты, сделанные руками человека. Значение окружающих предметов и объектов в жизни человека.

Урок 5. Земля. Земля - наш общий дом. Собственные гипотезы детей о Земле.

Урок 6. Легенды и мифы о Земле и Мире. Диалектика развития представлений человечества о Земле и ее месте в Мире.

Урок 7. Наука о Земле. Форма Земли. Развитие представлений о форме и размерах Земли. Формирование представлений о шаре.

Урок 8. Земля - планета. Физические явления на Земле. Жизнь на Земле. Мы - жители планеты Земля. Экология Земли. Что мы можем потерять, если...

Урок 9. Мы рисуем Землю.

Урок 10. Небо над нашей головой, и что мы видим в нем. Собственные представления детей о Небе.

Урок 11. Атмосфера, ее размеры, состав. Цвет Неба. Значение атмосферы в жизни Земли. Экология атмосферы. Озоновые дыры.

Урок 12. Объекты в Небе: природные и ис-

кусственные. Космос.

Урок 13. Мы рисуем Небо и объекты в нем.

Урок 14. Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Роль Солнца в жизни Земли.

Урок 15. Стороны света. Ориентация по сторонам света. День и ночь.

Урок 16. Солнце - звезда. Далеко ли до Солнца? Размеры Солнца, его температура. Физические явления, происходящие на Солнце.

Урок 17. Мифы и легенды о Солнце.

Урок 18. Рисуем Солнце и рассказываем о нем.

Урок 19. Звезды. Мир звезд. Звезда как физический объект. Отличие звезд от других небесных тел.

Урок 20. Созвездия. Наиболее яркие созвездия и звезды Северного полушария. Млечный Путь. Далеко ли до звезд? -

Урок 21. Звезды и люди. Мифы и легенды о звездах и Созвездиях. Диалектика мифа и реальности.

Урок 22. Мы рисуем звездное небо, героев мифов.

Урок 23. Космос. Почему в Космосе темно? Галактики. Наша галактика - Млечный Путь. Путешествие к звездам.

Урок 24. Солнечная система. Тела Солнечной системы.

Урок 25. Планеты. Семья планет. Форма планет. Отличие планет от звезд. Расположение планет.

Урок 26. Путешествуем к планетам Солнечной системы. Рассказываем легенды и мифы о них.

Урок 27. Рисуем Солнечную систему с правильным расположением небесных тел.

Урок 28. Рисуем планеты и героев мифов о них.

Урок 29. Экскурсия в планетарий как обобщающий урок по курсу первого класса.

Программа курса "Мы - наблюдатели"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 класс, 34 часа (3 часа - резервное время)

Тематический план второго класса представляет собой следующий этап дифференциации представлений о Мире.

В нем получает дальнейшее развитие тема "Космос", в которой уточняются представления о Солнечной системе. Теперь мы обращаем внимание детей на то, что все тела Солнечной системы движутся. Несется с огромной скоростью в Космосе наша планета Земля, дви-

гаясь вокруг Солнца, а мы непосредственно это не воспринимаем. Обсуждаем с детьми причину такого явления. Знакомим их с историей развития представлений о движении Земли. В ней столько поучительного для формирующегося ума ребенка! Обсуждаем собственное вращение Земли. Сравниваем вращение разных тел и строим с детьми динамическую картину Солнечной системы с вращающейся и движущейся вокруг Солнца семьей планет. На основе этой модели обсуждаем наблюдаемые явления: смену дня и ночи, фаз Луны, времен года. Даем детям возможность самостоятельно найти объяснение этим явлениям, сформулировать точные и верные высказывания, выстроить логические цепочки рассуждений, поэтому первый раздел темы получил название "Мы - с планеты Земля Солнечной системы".

Тема "Мир тел - малая Вселенная" является следующей дифференциацией темы "Физические тела". Названием подчеркивается богатство и разнообразие физических объектов и глубина их возможного изучения.

В этой теме представлены вопросы, позволяющие сформировать общие представления о физических характеристиках тел: форме и размерах, ввести важные для физики и математики понятия: протяженность тела, удаленность тел - длина; поверхность, ее мера - площадь поверхности; место, занимаемое телом в пространстве, - объем. Следует ввести эти понятия не абстрактно, а на основе наблюдений за реальными телами и при конструировании тел различной формы.

Таким образом, у детей формируются навыки естественно-научного описания тел окружающего мира, которые являются необходимой базой для изучения физических и химических свойств тел.

Тема 1: "Мы - с планеты Земля Солнечной системы". Понятие движения и покоя. Универсальность движения. Исторический спор: "Что движется: Земля или Солнце?". Относительность движения и покоя. Почему мы не замечаем, что движемся вместе с Землей? Земля — космический корабль. Земля - волчок. Смена дня и ночи. Изменение положения Земли в Солнечной системе. Времена года, их смена. Сезонные изменения в природе. Что такое зодиак?

Луна - спутник Земли. Движение Луны. Фаза Луны. Изменение видимой формы Луны. Влияние луны на растительный мир.

Движение планет. Все тела движутся в Солнечной системе. Модель Солнечной систе-

мы.

Тема 2: "Тела и их свойства". Мир вещей - малая Вселенная. Тела. Физическое тело. Классификация тел: природные и искусственные тела. Разнообразие свойств тел. Наблюдаем и описываем физические тела. Чем отличаются тела? Размеры, форма, цвет. Путешествие в страну длин и плоских фигур. Формирование представлений о длине и площади. Сохранение длины при изменении формы линии. Свойства площадей. Сравнение длин, площадей. Рисуем и вырезаем плоские фигуры. Рассматриваем и описываем простейшие плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, многоугольники. Формирование представлений об объеме. Путешествие капли. Сохранение объема при изменении формы тела. Классификация тел по форме. Рассматриваем и описываем правильные тела различной формы: шар, цилиндр, куб, параллелепипед, конус, пирамиду. Конструируем объемные тела.

Поурочное планирование

Урок 1. Земля - космический корабль.

Урок 2. Движение и покой. Универсальность движения.

Урок 3. Исторический спор: "Что движется: Земля или Солнце?". Относительность движения и покоя. Почему мы не замечаем, что движемся вместе с Землей?

Урок 4. Земля - волчок. Смена дня и ночи.

Урок 5. Изменение положения Земли в Солнечной системе.

Урок 6. Времена года и их смена.

Урок 7. Сезонные изменения в природе.

Урок 8. Что такое зодиак? Дидактическая игра.

Урок 9. Луна - спутник Земли.

Урок 10. Движение Луны. Фазы Луны. Изменение видимой формы Луны.

Урок 11. Движение планет. Все тела движутся в Солнечной системе.

Урок 12. Мир предметов, окружающих человека.

Урок 13. Физическое тело.

Урок 14. Описание физических тел.

Урок 15. Свойства физических тел.

Урок 16. Признаки физических тел: форма, цвет, размеры.

Урок 17. Исследуем формы тел с плоской поверхностью (куб, параллелепипед).

Урок 18. Исследуем формы тел с плоской поверхностью (призма, пирамида).

Урок 19. Путешествие в страну длин.

Урок 20. Путешествие в страну плоских фигур.

Урок 21. Путешествие в страну площадей.

Урок 22. Сравнение длин и площадей.

Урок 23. Рисуем и вырезаем плоские фигуры.

Урок 24. Рассматриваем и описываем простейшие плоские фигуры: круг, квадрат, многоугольники.

Урок 25. Формирование представлений об объеме.

Урок 26. Сохранение объема при изменении формы тела. Классификация тел по форме.

Урок 27. Путешествие капли.

Урок 28-29. Конструируем объемные тела.

Урок 30. Рассматриваем и описываем тела различной формы: шар, цилиндр, куб, параллелепипед, конус, пирамиду.

Урок 31. Обобщающий урок по курсу "Мы -наблюдатели".

Н.Л. Пятницьша

Формирование коммуникативной личности в процессе преподавания русского языка в группах лицея

Какого выпускника ждет XXI век? На этот вопрос мы услышим несколько мнений, но, наверное, все они будут сходны в одном: современное общество нуждается в личности, владеющей эффективным речевым поведением, что возможно лишь при условии ее активной творческой деятельности.

Исходя из этого, мы проанализировали речевое поведение учащихся I курса Угличского педагогического лицея на уроках русского языка и литературы и обнаружили серьезную проблему: при всем многообразии видов упражнений, развивающих коммуникативно-речевые умения учащихся, их знания в этой области остаются лишь графическими символами, не имеющими практической значимости. В большинстве случаев наши лицеисты в момент произнесения высказывания (имея при этом достаточный багаж знаний по теории текста) выглядят «мучениками слова». В чем причина? И можно ли это исправить? Мы думаем, что ответ на этот вопрос кроется в творчески деятелъностном подходе к этой проблеме, когда так называемые «пассивные» знания и уме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.