Научная статья на тему 'РАДИОАКТИВНЫЕ АЭРОЗОЛИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАНСПЛУТОНИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГОРЯЧЕЙ ЛАБОРАТОРИИ'

РАДИОАКТИВНЫЕ АЭРОЗОЛИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАНСПЛУТОНИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГОРЯЧЕЙ ЛАБОРАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RADIOACTIVE AEROSOLS IN THE PRODUCTION OF TRANSPLUTONIUM ELEMENTS UNDER CONDITIONS OF A HOT LABORATORY

The paper deals with the quantitative assessment of the aerosols of transplutonium elements that may be the cause of potential radioactive hazards.

Текст научной работы на тему «РАДИОАКТИВНЫЕ АЭРОЗОЛИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАНСПЛУТОНИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГОРЯЧЕЙ ЛАБОРАТОРИИ»

струального цикла и ангиодистонического синдрома. У ткачих, обучающихся с 14—15 лет, начальные явления неврита слуховых нервов развились в 2 раза чаще, чем у тех, которые обучаются с 16 лет и старше. Отсев по состоянию здоровья среди поступивших в ФЗУ в 14—15 лет выше, чем среди начавших обучение в более старшем возрасте (соответственно 19,9 и 11%).

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости оздоровления условий и характера труда подростков в текстильной промышленности. Ухудшение здоровья за сравнительно короткий срок работы и особенно развитие заболеваний профессионального характера при значительно меньшем, чем у взрослых, производственном стаже свидетельствуют о повышенной чувствительности молодого организма к шуму, неблагоприятным микроклиматическим условиям и напряжению костно-мышечной системы.

Все это позволяет поставить перед соответствующими органами вопрос о необходимости повысить минимальный возраст, при котором девушки допускаются к обучению профессиям прядильно-ткацких цехов, до 16 лет; ввести дополнительный регламентированный перерыв во время работы, что особенно важно в связи с удлинившимся рабочим днем подростков после введения пятидневной трудовой недели; проводить обучение подростков в специально оборудованных при базовых предприятиях цехах с более благоприятными условиями труда; улучшить качество предварительных и периодических медицинских осмотров подростков для обеспечения раннего выявления нарушения слуховой функции, отклонений опорно-двигательного аппарата и других изменений; внести дополнения в перечни медицинских противопоказаний к обучению и работе подростков в текстильной промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецова Л. А. Гиг. и сан., 1969, № 6, с. 33. — Р о с т о м б е к о в а Н. В. Там же, 1970, № 9, с. 20. — Р у т е н б у р г Э. С. В кн.: Вопросы гигиены труда подростков. Л., 1966, с. 33.—X рамцова А. Д. В кн.: Вопросы охраны здоровья подростков. Свердловск, 1964, с. 88.

Поступила 28/V 1971 г.

THE STATE OF HEALTH OF ADOLESCENTS WORKING AT SPINNING-WEAVING

SHOPS

£. S. Rutenburg

The investigation performed revealed an unfavorable effect produced on adolescents by the working conditions prevailing the spinning and weaving shops. As a result of training and working in these shops they presented certain nonspecific signs of a noxious effect of occupations! industrial factors (changes in the nervous and cardiovascular systems, in the gastrointestinal tract, disturbances of the menstrual cycle, etc.) and initial symptoms of specific occupational diseases of ears and that of the osseous and muscular systems. The author suggests a number of measures for protecting adolescents' health at enterprises of the textile industry.

УДК 613.648:546.799.4

РАДИОАКТИВНЫЕ АЭРОЗОЛИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАНСПЛУТОНИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГОРЯЧЕЙ ЛАБОРАТОРИИ

М. С. Егорова, В. В. Копаев, Г. М. Пархоменко

В последние годы достаточно подробно описаны физико-химические свойства трансплутониевых элементов; имеется ряд работ по их радиотоксикологии (Г. А. Заликин и соавт.; Ю. И. Москалев). В то же время иссле-

дования по гигиенической оценке опасности радиоактивных аэрозолей этих элементов практически отсутствуют.

Учитывая большую потенциальную опасность аэрозольного загрязнения воздушной среды и внутреннего облучения персонала при работе с трансплутониевыми элементами, мы изучили источники и условия образования радиоактивных аэрозолей на основе определения их фактических концентраций на различных участках лабораторий, а также установили физические параметры радиоактивных аэрозолей, необходимые для выявления их фактической опасности при вдыхании.

Наибольшее образование радиоактивных аэрозолей происходит при операциях с порошко- и газообразными соединениями, упаривании растворов и т. д. Работы, проводимые в замкнутых системах, не вызывают значительного загрязнения воздушной среды горячих камер. Как показала практика, наиболее надежным путем защиты воздушной среды является герметизация технологических аппаратов, в которых проводятся операции с трансплутониевыми элементами; не менее важна для предупреждения загрязнения воздушной среды радиоактивными аэрозолями герметизация защитных камер и боксов.

Изучение фактических концентраций радиоактивных элементов в воздухе горячих лабораторий как переносными средствами (воздухозаборная установка РВ-4) в зоне дыхания работающих, так и стационарной системой отбора воздуха, обеспечивающей получение средней концентрации радиоактивных аэрозолей за рабочий день, показало, что проведение операций с трансплутониевыми элементами при использовании дистанционных средств и герметичного оборудования не вызывает сколько-нибудь значительного загрязнения раторий по зональному принципу с выделением операторской и ремонтной зон надежно препятствует распространению загрязнений по лаборатории.

Изучая результаты более 900 замеров концентраций радиоактивных аэрозолей в различных помещениях горячих лабораторий, мы нашли, что наиболее высокое содержание а-активных изотопов отмечается в горячих камерах и ремонтных коридорах. Интегральные кривые распределения концентраций радиоактивных аэрозолей в вероятностно-логарифмическом масштабе в горячих камерах и боксах представлены на рис. 1. Анализ распределения концентраций а-активных аэрозолей выявил логарифмически-нормальное распределение их. Установление закона статистического распределения фактических концентраций радиоактивных аэрозолей имеет важное гигиеническое значение, так как позволяет более точно количественно охарактеризовать сложную систему образования и поступления радиоактивных аэрозолей в воздушную среду, в частности от технологического оборудования в местах их наибольшего образования. Получены следующие параметры распределения: медиана —4- 10"и кюри/л, мода —2,5- Ю-14 кюри/л, среднее значение — 1,47- Ю-13 кюри/л, сигма — 0,7 (для камер); медиана — 4,5-10"14 кюри/л,, мода — 2,7-10"14 кюри/л, среднее значение — 1,8-10"13 кюри/л, сигма — 0,72 (для боксов). Приведенные характеристики являются достаточно полными оценками положения и рассеяния рассматриваемых распределений.

Рис. 1. Спрямленные интегральные кривые распределения концентраций а-активных аэрозолей в камерах и боксах.

/ — камеры; 2—боксы.

воздушной среды. Планировка лабо-

В то же время еще недостаточно изучены физические закономерности, определяющие логарифмически-нормальный характер распределения концентраций радиоактивных аэрозолей. Выявление этих закономерностей представляет одну из важных задач радиационной гигиены по оценке источников радиоактивных загрязнений воздушной среды и разработке эффективных мер радиационной защиты. На настоящем этапе исследований можно говорить лишь о тесной связи этих закономерностей с характером технологических процессов, эксплуатационной надежностью оборудования, режимом его эксплуатации и физическими свойствами используемых продуктов.

Определение концентраций радиоактивных аэрозолей, естественно, недостаточно для оценки их как фактора профессиональной вредности. Очень важен вопрос идентификации изотопного состава радиоактивных аэрозолей. Для изучения были отобраны пробы из вентиляционных систем горячих камер и боксов; а-спектры снимали на спектрометрическом датчике прибора «Амур-Ь с выходом на амплитудный анализатор АИ-256. В качестве детектора использовали кристаллический кремний с рабочей площадью 2 см2. Разреше-н ие составл яло 115 кэв/канал. В а-спектре плутониевой фракции на рис. 2 выявляется пик в области энергий 5,35—5,5 Мэв, принадлежащий рцззв в а-спектре трансплутониевой фракции имеются пики, определяющие наличие изотопов Cm244, Cm242 и Am241. Установление изотопного состава позволяет принять при расчете потенциальной опасности внутреннего облучения персонала конкретные константы, приведенные в Нормах радиационной безопасности (НРБ-69).

Вместе с тем при непосредственном расчете доз внутреннего облучения работающих решающее значение в осаждении и задержке радиоактивных аэрозолей, поступающих через органы дыхания, имеет дисперсность аэрозолей. Нами проведена оценка дисперсности ос-активных аэрозолей, отобранных на фильтры и осевших на поверхности стеклянных пластинок. Дисперсность определялась радиографическим методом с использованием жидких ядерных эмульсий. Микрофотографии аэрозольных частиц представлены на рис. 3.

По современным представлениям (Morrow и соавт.) при количественном изучении осаждающейся в органах дыхания радиоактивной пыли необходимо учитывать аэродинамические свойства аэрозолей и рассматривать их в виде распределения по размерам. Литературные данные указывают на преобладание логарифмически-нормального распределения дисперсности аэрозолей (Н. А. Фукс), важность и применимость его для всех видов пыли. Анализ статистического распределения полученных нами размеров аэрозольных частиц трансплутониевых элементов (рис. 4) также указывает на логарифмически-нормальный закон его. Установлены следующие параметры характеристик положения и разброса распределения: медиана — 5 мкм, мода — 4,2 мкм, среднее значение — 8,2 мкм, сигма — 0,43. Рассчитаны геометрическое стандартное отклонение (отношение 84,1% размера к 50% размера) ag, составляющее 2,7, счетный средний аэродинамический диаметр (СМАД), составляющий 5 мкм, а также средний аэродинамический диаметр распределения по активности (АМАД), равный 39 мкм.

tf каналов

Рис. 2. Спектрограмма а-активных аэрозолей.

Рис. 3. Микрофотографии аэрозольных частиц.

Полученные размеры аэрозольных частиц позволяют считать с учетом известных данных о задержке аэрозолей в различных отделах дыхательного тракта (Morrow и соавт.), что значительное число радиоактивных аэрозолей задержится в носоглотке. Это предположение подтверждалось при исследовании мазков из носовой полости у 10 работающих. Микрофотография аэрозолей, осевших в носовой полости, представлена на рис. 5.

hr 21 мим

Рис. 4. Логарифмически-нормальное распределение аэрозольных частиц по размерам. /—честицы. осажденные по методу седиментации; 2—частицы, осажденные на фильтры АФА-РМП-20.

Рис. 5. Микрофотография аэрозольной частицы, осевшей в носовой полости.

Размеры аэрозольных частиц характеризуются теми же параметрами, что приведены в работе Г. М. Пархоменко и соавт. Поступившую в организм активность можно вычислять, умножив активность мазка на коэффициент 12,5.

Наше исследование позволило качественно охарактеризовать и получить количественную оценку аэрозолей трансплутониевых элементов, сви-

детельствующую об их потенциальной радиационной опасности при выполнении операций в горячих лабораториях, а также определить основные гигиенические направления, предупреждающие поступление радиоактивных аэрозолей в организм работающих.

При использовании трансплутониевых элементов особое внимание следует уделять обеспечению герметичности технологического оборудования, горячих камер и боксов, соблюдению герметичности при транспортных операциях, организации оперативного контроля концентраций радиоактивных аэрозолей и их допустимого поступления, эффективному использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания.

ЛИТЕРАТУРА

3 а л и к и н Г. А., Москалев Ю. И. и др. Радиобиология, 1969, в. 4, с. 599.— Москалев Ю. И. Мед. радиол., 1968, № 7, с. 59. — П а р х о м е и к о Г. М., С а я п и н а Р. Я-, Б а д ь и и В. И. и др. В кн.: Всесоюзн. научно-техническая конференция «20 лет производства и применения изотопов и источников ядерных излучений в народном хозяйстве GCCP». Секция «Радиационная медицина*. М., 1968, с. 173. — Фукс Н. А. Механика аэрозолей. М., 1955.— Мог row Р. Е. et al. Hlth. Phys., 1966, v. 12, p. 173.

Поступила 20/1V 1971 г.

THE RADIOACTIVE AEROSOLS IN THE PRODUCTION OF TRANSPLUTONIUM ELEMENTS UNDER CONDITIONS OF A HOT LABORATORY

M. S. Egorova, V. V. Kopaev, G. M. Parkhomenko

The paper deals with the quantitative assessment of the aerosols of transplutonium elements that may be the cause of potential radioactive hazards.

УДК 615.31:546.791*4'1611.015

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ТЕТРАФТОРИДА УРАНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНГАЛЯЦИОННОЙ ЗАТРАВКЕ

Г. П. Галибин, И. К. Петрович

Тетрафторид урана — иИ4 — одно из труднорастворимых соединений урана, имеет важное значение в производственных процессах. Литературные данные о закономерностях распределения и особенностях биологического действия тетрафторида урана на организм человека и животных недостаточны, чтобы дать полную оценку его опасности для организма работающих и установить предельно допустимые нормы для организма и предельно допустимые концентрации для производственных помещений.

Поданным X. П. Дигерта, тетрафторид урана при ежедневной 5-часовой ингаляции в концентрации 24 мг/м3 оказался токсичен для собак, кроликов, морских свинок, крыс и мышей. Меньшие концентрации (5,4, 0,7 и 0,5 мг/м3) малотоксичны или нетоксичны в тех же условиях (ежедневная ингаляция крыс, морских свинок и мышей в течение Р/г месяцев).

В настоящей статье приведены материалы исследования биологического действия тетрафторида урана на организм крыс при хронической ежедневной ингаляции в концентрациях на уровне 12 и 1,2 мг/м3. Опыты проведены на кроликах, белых крысах и мышах. Все они были половозрелые самцы. Методика ингаляционных затравок описана в 1966 г. Г. П. Галибиным и соавт.

Для сравнения токсичности тетрафторида урана с другими труднорастворимыми соединениями урана определены верхние параметры токсичности его для кроликов, крыс и мышей, при однократном внутривенном, внутри-брюшинном, пероральном и ингаляционном введении. Установлено, что доза 8000 мг/кг для крыс при введении в желудок является переносимой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.