Научная статья на тему 'Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований В. М. Красовской'

Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований В. М. Красовской Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Я. ЛЕВИНСОН / A.Y. LEVINSON / В.М. КРАСОВСКАЯ / V.M. KRASOVSKAYA / БАЛЕТНАЯ КРИТИКА / ИСТОРИЯ РУССКОГО БАЛЕТА / HISTORY OF RUSSIAN BALLET / BALLET CRITICS / VAGANOVA BALLET ACADEMY: EXPERIENS / TRADITION / PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кольцова В. С.

Автор прослеживает связи между творчеством А.Я. Левинсона и трудами В.М. Красовской, обращавшейся к статьям выдающегося балетного критика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The works of J. Levinson as a source of historical research V.M. Krasovskaya

The author traces the connection between creativity of A. J. Levinson and works of V.M. Krasovskaya, referred to articles of the outstanding ballet critic.

Текст научной работы на тему «Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований В. М. Красовской»

УДК 792, 8

В. С. Кольцова

РАБОТЫ А. Я. ЛЕВИНСОНА

КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В. М. КРАСОВСКОЙ

В монументальном труде В. М. Красовской «Русский балетный театр начала XX в.», вышедшем в свет в 1971-1972 гг., мы встречаем большое количество ссылок на работы А. Я. Левинсона. Как балетный критик Андрей Яковлевич Левинсон впервые появляется на страницах журнала «Аполлон» и приложении к нему «Русская художественная летопись» в 1911 г. В своих статьях начинающий рецензент делает обзор состояния московского балета, описывает гастроли американской актрисы и танцовщицы Лои Фуллер и размышляет о таланте балерины Мариинского театра Ольги Преображенской [1, с. 37]. С 1912 г. Левинсон становится постоянным критиком либеральной газеты «Речь», издававшейся кадетской партией, где и служит вплоть до закрытия газеты большевиками в 1917 г..

Он сотрудничает в «Ежегоднике императорских театров»; журналах «Искусство», «Северные записки», «За семь дней», «Летопись»; газетах «Речь», «Жизнь искусства» [2]. В 1911 г. в журнале «Аполлон» Левинсон публикует статью «Новерр и эстетика балета в XVIII в.», посвященную балетмейстеру и теоретику танца Ж. Ж. Новерру, в этом же сезоне печатает статьи «Карло Блазис» и «Стендаль и Вигано» в журнале «Новая студия». В доработанном виде эти три статьи стали основой его первой книги о танцевальном искусстве «Мастера балета» (1914 г).

В первых же своих критических статьях Левинсон заявляет и утверждает непоколебимую позицию противника реформ в балетном театре. Интересен тот факт, что его выступления приходятся на эпоху триумфального шествия по Европе «Русских сезонов», гастролей Айседоры Дункан и отхода от дел Мариуса Петипа. «Левинсону были присущи вкус и художественное чутье, — пишет о критике А. Соколов-Каминский, — Андрей Яковлевич обладал пониманием переходящего значения некоторых начинаний и опасности утраты в угаре новизны идеалов вечной красоты, утверждаемых балетным классическим наследием» [3, с. 350].

Критик продолжает отстаивать свою позицию в книге «Старый и новый балет» (1918), где размышляет о хореографии М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, танце и философии А. Дункан. «Старый и новый балет» стала последней монографией Левинсона, опубликованной в России. И. В. Гвоздева пишет об оттоке художественной интеллигенции из революционного Петрограда: «Зимой 1917 г. закрылся журнал «Северные записки», в 1918 г. из-за ряда «антисоветских статей» — журнал «Аполлон», такая же судьба была уготована и другим изданиям. Однако Левинсон, несмотря ни на что, публиковал театральные рецензии и очерки о балете в оставшихся журналах» [4, с. 23]. В 1918 г. Левинсон публикует несколько статей в изданиях «Наш век» и «Жизнь искусства».

В. С. Кольцова. Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований...

В феврале 1921 г. вместе с женой и дочерью он эмигрировал во Францию, где через несколько месяцев сумел отрекомендовать свою кандидатуру лучшим изданиям. Он становится театральным обозревателем газеты «Comœdia», публикует в ней рецензии на спектакли оперы и балета. Помимо обширной газетной деятельности, Левинсон продолжает заниматься изучением истории балета, осмыслением меняющейся эстетики, четким определением правил классического танца и анализом актуальных тенденций в развитии балета. В 1923 г. выходит его книга «Meister des Ballets», в 1924 г.— «La Danse au Théâtre». В годы эмиграции Левинсон очень много работает, создавая себе имя и репутацию. Левинсону «удалось реализовать уникальный для эмиграции вариант востребованности: он избрал сложнейшую роль посредника и коммуникатора между русской и западной культурными традициями» [4, с. 28]. Дочь Левинсона, Мария Андреевна в беседе о своем отце вспоминает, что он уходил на работу рано утром, возвращался домой для смены костюма, чтобы идти в Opera на вечерний спектакль [5, с. 63]. Кроме литературной деятельности, критик читал лекции о вопросах художественной культуры в Сорбонне и Театре Елисейских Полей. Свои лекции Левинсон зачастую сопровождал выступлениями знакомых ему деятелей искусства: Бакст демонстрировал на занятиях различные техники рисования, Преображенская танцевала, иллюстрируя лекцию о школе танца и хореографии, и т. д. [6, с. 78].

Большие нагрузки от постоянной работы подорвали здоровье критика. Начиная с 1930-го г., Левинсон сильно болел. В 1933 г. он успел издать книгу «Патетическая жизнь достоевского». 3 декабря того же года Левинсон скончался и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

После смерти Левинсона продолжали издаваться его книги о балете. В 1934 г. вышли монографии «Les Visages de la Danse» и «Serge Lifar».

В издании «Русский балетный театр начала XX в.» В. М. Красовской мы насчитали 96 ссылок на работы Левинсона: 56 в томе «Хореографы» и 40 в томе «танцовщики», причем цитаты из рецензий занимают 26% от общего числа цитируемой там критики. В своих книгах Красовская использует материалы из всех источников, где печатался Левинсон в свой русский период 1911-1918 гг. Красовская несколько раз ссылается на книги «Мастера балета» и «Старый и новый балет». В томе «Хореографы» чаще цитирует программные статьи критика в журналах «Аполлон», «Искусство», так как в этих, больших по объему статьях, Левинсон подробно описывал хореографию, сценографию, развернуто размышлял о сюжете, мысли хореографа. В томе «танцовщики» больше ссылок на рецензии в газете «Речь», в которой критик описывал каждое балетное представление Мариинского театра. Левинсон посвятил отдельные большие статьи нескольким танцовщикам в журналах «Аполлон» и «Искусство», досконально описывая своеобразие каждого в различных партиях, однако и в небольших рецензиях в «Речи» можно проследить за выступлениями в каждом спектакле, прочитать сиюминутную оценку критика.

В предисловии к первому тому Красовская отмечает: «Не так запальчиво, как Волынский, но последовательнее и доказательнее отрицал новшества хореографа А. Я. Левинсон. В отличие от многих присяжных рецензентов (например,

38 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 6 (41) 2015

Шидловского и Кудрина из «Петербургского листка»), которые с консервативно-местнических позиций защищали старый балет от Фокина, Волынский и Левинсон, каждый по своему, противопоставляли эстетике Фокина, всей вообще эстетике «дионисийства» программу «аполлонизма». Оба описывали непреходящую ценность классического танца как основного выразительного средства балетного действия. Во всех случаях полемика велась внутри идеалистического лагеря, однако в защите классического танца Левинсон и Волынский оказались проницательнее своих противников» [7, с. 65]. Красовская далее поясняет, что позиция критика была скорее охранительная, нежели наступательная, и не сводилась исключительно к неприятию «нового балета»; отмечает высокие требования Левинсона к балетному искусству, подробнейшие описания каждого нового спектакля и детальный разбор сюжета, хореографии, сценографии, музыкального сопровождения и исполнения; обращает внимание на последовательность и доказательность высказываний Левинсона в печати; говорит об исторической правоте критика в его суждениях о роли музыки в балете, о первостепенной значимости искусства исполнителя; отмечает, что критик не преувеличивал угроз «заключающихся в новом течении» и понимал необходимость опытов и реформ в хореографическом искусстве; признает, что Левинсон в некотором роде искал идеальный спектакль и судил с высот своего идеала. Давая достаточно высокую оценку критике Левинсона, Красовская использует его материалы в каждом разделе обоих книг.

Помимо положительных отзывов о творчестве Николая Легата, мы находим большое количество описаний и критики Андрея Яковлевича в разделах о Фокине, Горском, Нижинском, «Русских сезонах». Красовская зачастую сопоставляет оценку Левинсона с критикой Волынского, Светлова, Кудрина, Плещеева, таким образом, на страницах ее исследования разворачивается заочная полемика крупнейших рецензентов. Вера Михайловна также использует описания Левинсона, считая их достаточными для составления объективной картины балетной жизни. В исследовании Красовской мы находим большие по объему высказывания критика о «новом балете». Несмотря на отрицательную в целом оценку творчества хореографов-новаторов, Левинсон представляет читателю журналов «Аполлон» и «Искусство» подробные описания спектаклей, размышления о хореографических идеях. Негативно воспринимая опыты Фокина, рецензент метко и точно определяет суть новаторства хореографа, отличительные черты его произведений. Несмотря на мнение Левинсона о судьбе «нового балета», критик, склонный к аналитическому мышлению, замечает и фиксирует малейшие изменения балетном искусстве. Красовская использует материалы рецензента, хоть и не принявшего до конца значение реформ, однако талантливо запечатлевшего происходящее.

О доверии Веры Михайловны текстам Левинсона говорит и тот факт, что исследователь часто оставляет без комментариев цитаты критика о выступлении танцовщиков в той или иной партии. Просматривая рецензии в «Речи» можно увериться в искренности высказываний автора, где отсутствует фаворитизм; зачастую критик весьма резко отчитывает «плохо-танцевавших» артистов, достается всем, и балерине и кордебалету. Левинсон уделяет большое внимание ис-

В. С. Кольцова. Работы А. Я. Левинсона как источник исторических исследований..

39

кусству балерины. По его мнению, балерина — это танцовщица с яркой индивидуальностью, балет полностью держится на ней. Балерина умеет наполнять роль только ей свойственным смыслом, своими жестами и линиями. В то же время она умеет распоряжаться своей танцевальной техникой согласно требованиям роли. Балерина «гипнотизирует» зрителя идеальным танцем, драматический талант помогает ей создавать индивидуальный сценический образ. Столь высоки требования Левинсона к танцовщице, исполняющей главную партию в спектакле. В каждой рецензии критик задается вопросом: настоящая ли балерина на сцене? Такой, своеобразный экзамен у Левинсона проходят О. Преображенская, М. Кшесинская, Т. Карсавина, А. Павлова, Л. Егорова и О. Спесивцева. Красовская многократно цитирует Левинсона, описывая танец балерин в своем историческом исследовании.

Важно отметить огромную работу В. М. Красовской по сбору материалов, в частности рецензий и статей А. Я. Левинсона, их переработку и столь органичное использование в книгах. Несомненной заслугой Веры Михайловны является единственное на данный момент опубликование в отечественной печати фрагментов статей талантливого критика, одного из первых теоретиков балета — Андрея Яковлевича Левинсона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левинсон А. Я. О новом балете // Аполлон. 1911. № 8. С. 30-50.

2. Илларионов Б. А. Материалы к биографии А. Я. Левинсона. URL: http://spbballet. narod.ru/simple806.html. (дата обращения: 12.08.2015).

3. Соколов-Каминский А. А. Левинсон Андрей Яковлевич //Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: энцикл. биогр. слов. / Под общ. ред. В. В. Шелохаева, отв. ред. Н. И. Канищева. М., 1997. С. 350.

4. Гвоздева И. В. О Левинсоне // Левинсон А. Я. Старый и новый балет. Мастера балета. СПб., 2006. С. 3-37.

5. Мейлах М. Балетный критик А. Я. Левинсон в Париже // Мейлах М. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I. Балет. М., 2008. С. 62-64.

6. Тихонова Н. А. Девушка в синем. М., 1992. 372 с.

7. Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Хореографы. СПб., 2008. 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.