Научная статья на тему 'Работает ли система управления качеством?'

Работает ли система управления качеством? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ ISO / ВНЕДРЕНИЕ СМК / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубина Людмила Дмитриевна

В последнее время наблюдается тенденция повышения заинтересованности предпринимателей в качественном функционировании своего предприятия, потому как именно качество все больше начинает привлекать не только целевую аудиторию и клиентов, но и сотрудников. В статье рассматриваются: система менеджмента качества (СМК) организации, проблемы, возникающие при внедрении СМК в организации, результаты внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шубина Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работает ли система управления качеством?»

РАБОТАЕТ ЛИ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ?

Шубина Л.Д.

Шубина Людмила Дмитриевна - бакалавр, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Аннотация: в последнее время наблюдается тенденция повышения заинтересованности предпринимателей в качественном функционировании своего предприятия, потому как именно качество все больше начинает привлекать не только целевую аудиторию и клиентов, но и сотрудников. В статье рассматриваются: система менеджмента качества (СМК) организации, проблемы, возникающие при внедрении СМК в организации, результаты внедрения.

Ключевые слова: эффективность, результативность, система менеджмента качества, стандарты ISO, внедрение СМК, политика в области качества.

УДК 658.562

Система менеджмента качества (СМК) является неотъемлемым инструментом управления и совершенствования деятельности предприятия. С целью установления единого понимания основных принципов и положений теории всеобщего управления качеством используемых при построении систем менеджмента качества Международной организацией по стандартизации была определена серия стандартов в диапазоне номеров 9000 как стандартов по разработке, внедрению и функционированию СМК.

Наиболее часто применяемыми стандартами серии 9000 являются стандарты ИСО 9000:2015 (ГОСТ Р ИСО 9000:2015), ИСО 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001:2015), ИСО 9004:2010 (ГОСТ Р ИСО 9004:2010) [1]. Первый из указанных представляет собой стандарт на терминологию систем качества, второй содержит требования к системе качества, третий является стандартом, представляющим руководящие указания для достижения устойчивого успеха организации.

Для начала рассмотрим, как работает СМК на предприятии.

На первом этапе осуществляются постоянные описание и корректировка процессов, анализ отдельных элементов системы особое внимание уделяется тем элементам, которые приводят к сбоям в процессах функционирования данной системы. Безуловно, необходимо проанализировать и нежелательные выходы процессов и их влияние на конечный результат в системе.

Вторым немаловажным критерием является персонал, причем всех уровней. Для повышения качества работы предприятия нужно проанализировать работу персонала. Ведь анализ качества работы отдельных сотрудников позволяет узнать, какое непосредственное влияние на работу отдельной части компании или ее в целом он оказывает. Достаточно ли высокий уровень мотивации у работника организации? Эффективно ли он выполняет поручения? Достаточно ли он компетентен в данной области? Или, возможно, его нужно отправить на курсы повышения квалификации? Все эти вопросы используют для проведения тщательного анализа, благодаря которому будут приняты меры для повышения эффективности производства.

Третьим, наиболее значительным, пунктом является разработка прозрачной системы управления, связанная со стратегией компании. У руководителя компании должно быть обоснование для будущих управленческих решений, поэтому и ему, и его подчиненным необходимо знать, что происходит на каждом уровне организации [3].

Последнее звено - это непрерывное совершенствование системы СМК.

Основная проблема, возникающая при внедрении СМК в организации, заключается в том, что у сотрудников сформировалось устойчивое представление, будто всю ответственность за внедрение СМК и ее функционирование должна нести работающая в компании служба контроля качества. По этой причине достаточно часто разработчики СМК

сталкиваются с проблемой пессимизма и непонимания персонала: «Зачем лишний раз напрягаться, ведь все равно все останется по-прежнему» или «Мы и так знаем проблемы, и главная из них - недостаток средств». Часто можно услышать такой ответ: «Как платят, так мы и трудимся». И подобных вариантов множество [2].

Трудности введения СМК, возникающие на втором этапе, представляют собой стремление персонала отдалиться от выполнения работы. Поскольку сотрудники заняты текущей работой, они возлагают разработку документации на службу контроля качества. Но дело в том, что СМК никак не способна существовать самостоятельно, отдельно от персонала, поскольку стандарты ISO требуют привлечения всех сотрудников компании к процессу. И в случае если этого не будет, то время и деньги на внедрение СМК окажутся потрачены напрасно, а конкурентоспособность товаров и услуг организации на рынке так и не возрастет.

Для детализации проблемы нерезультативности процессов были выявлены основные причины их отставания от заданного уровня [4].

1. Управление персоналом:

- Отсутствие обучения

- Плохая организация адаптации

- Неблагоприятный социально-психологический климат

- Неотлаженная процедура отбора персонала

- Неполная укомплектованность кадрами и т.д.

2. Управление производством:

- Неполный анализ входных данных

- Нарушение сроков работ

- Неравномерное распределение загрузки мощностей

- Плохое взаимодействие между участниками и т.д.

3. Управление документацией:

- Отсутствие взаимосвязи с другими документами

- Несоответствие документа его области применения и т.д.

4. Анализ со стороны высшего руководства:

- Отсутствие сравнения с другими отчетными периодами

- Отсутствие записей по итогам совещаний и т.д.

5. Анализ и мониторинг измерений:

- Нерегулярное проведение внутренних аудитов

- Плохо прописаны алгоритмы процессов

- Плохая связь с потребителями

- Нечеткая проработка критериев результативности и т.д.

6. Управление научно-технической информацией (НТИ)

- Плохой уровень коммуникации с поставщиками НТД

- Неполный анализ информации

- Несвоевременная актулизация НДТ и т.д.

7. Корректирующие и предупреждающие действия

- Нечеткое планирование мероприятий

- Отсутствие отлаженной системы определения рисков

- Несвоевременное поступление информации о несоответствиях и т.д.

8. Архивирование и хранение проектно-сметной документации

- Ошибки в регистрации документов

- Нарушение физического состояния документации

- Неправильная организация документации

- Нарушение правил выдачи документации и т.д.

На основании анализа существующих несоответствий, можно сделать вывод о том, что у выделенной группы процессов есть общая проблема - несоответствие процедур их осуществления требованиям ISO 9001:2015.

Вследствие этого необходимо выявить те процессы, несоответствие которых оказывает наибольшее влияние на функционирование СМК компании в целом и требует максимальной доработки в рамках её соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2015.

Оценка процессов любого уровня, протекающих в организации, должна быть первичной и оцениваться результативностью, полученный уровень результативности свидетельствует о степени достижения организацией поставленных целей как всей организации в целом, так и на уровне каждого процесса.

Оценка эффективности деятельности организации является вторичной и носит экономический характер, т.е. представляет собой оценку достижения экономического (денежного) эффекта от улучшения функционирования процессов организации, о котором как раз и свидетельствует достигнутый уровень результативности процессов. Следует отметить, что оценка эффективности деятельности организации, имеющей низкий уровень результативности своих процессов, нецелесообразна, так как цели процессов организации остались не достигнутыми.

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение системы менеджмента качества является неотъемлемым показателем надежности предприятия, а также дает ему возможность в полной мере соответствовать тем требованиям, которые заказчик выдвигает к выпускаемой продукции. Тем самым, внедрение СМК существенно повышает шансы компании на длительную и успешную деятельность. В итоге, результаты внедрения СМК дают гарантированную уверенность в безупречности продукта как потребителям, так и партнерам организации.

Список литературы

1. Глебова Е.В., Максимова В.В. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере оценки системы менеджмента качества // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, 2018. Т. 45. № 2. С. 61-67.

2. Игольник О.В., Мигачева Г.Н. Проблемы внедрения систем менеджмента качества в организации // В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова, 2018. С. 538-540.

3. Катаев М.Ю. Концепция и структура автоматизированной системы мониторинга качества обучения студентов / М.Ю. Катаев, А.М. Кориков, В.С. Мкртчян // Образование и наука, 2017. № 10. С. 30-46.

4. Смирнова Э.Е., Рябчик Т.А., Вишленков А.Г., Лейбюк А.В. Повышение результативности системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента в производственной деятельности российских компаний / Под редакцией Э.Е. Смирновой. Москва, 2018. 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.