УДК 76.01
РАБОТА ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ФАВОРСКОГО ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЗДАНИЮ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К КИРГИЗСКОМУ ЭПОСУ «МАНАС» КАК ШКОЛА РИСУНКА
И КОМПОЗИЦИИ
Зименкова Валерия Павловна
студентка института графики и искусства книги Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. В работе исследуется деятельность Владимира Андреевича Фаворского по подготовке к созданию иллюстраций к киргизскому эпосу «Манас». Автор предлагает рассматривать результаты этой деятельности как школу рисунка и композиции.
Ключевые слова: В.А.Фаворский, эпос «Манас», школа рисунка и композиции.
Во время двухмесячной поездки в Киргизию в августе — сентябре 1946 г. Владимир Андреевич Фаворский создал уникальный цикл цветных и черно-белых рисунков, насчитывающий более 100 произведений.
Выставка «Эпос Киргизии», приуроченная к 130-ти летнему юбилею со дня рождения Владимира Андреевича, можно сказать, стала отличным учебным пособием для студентов графического факультета нашего вуза.
Итак, про рисунок: здесь особый метод познания натуры. Важно передать сущность натуры, понять ее в целостности и во взаимодействии с окружающим.
Рис. 1 «Табунщик с кобылой и жеребятами»
Как это понять и изобразить? В рисунке важен силуэт фигуры, взаимодействующий с плоскостью: возникающий из плоскости, уходящий за плоскость, сливающийся с ней. Также важен контур, который одновременно является контуром и фигуры, и фона. Это очень хорошо видно на горных пейзажах серии.
В рисунке (и не только пейзажном, но и портретном, что можно также наблюдать в работах серии) важен пространственный рельеф. В данных рисунках Владимира Андреевича можно наблюдать несколько типов пространственного рельефа. Первый — пропу-
щенный передний план, акцент делается на втором. Второй вариант — передняя плоскость ярко выражена и двигается в глубину, постепенно затухая. Третий — изображение больше, чем поле зрения.
«Ч _
Рис. 2. «Двор у домика СХ в поселке Воранцовка»
Выбор типа пространственного рельефа зависит от намерений художника и от его местонахождения относительно натуры.
Владимир Андреевич также обращает внимание на перспективу. Он говорит в своей лекции, что перспектива есть неприкосновенный закон. Сначала ее нужно понять и только потом допустимо изменять в угоду изображению. На перспективу сильно влияет местонахождение художника, с помощью нее нужно очень точно передать точку зрения.
Помимо этого, в школе Фаворского очень важна работа белого на листе. Как будто скульптор, график в «массе» белого может увидеть форму, которую он хочет изобразить. Когда он ее видит и поддерживает с помощью линии и штриха, только тогда происходит взаимодействие белого и черного
Важно оставить на листе достаточное количество «массы» белого, важно дать возможность бумаге дышать, и тогда форма будет подсказываться зрителю сама, потому что так устроен человеческий глаз.
Также Фаворский в лекции говорит об освобождении от предвзятости перед вещами — забыть предмет в его привычной обыденности перед тем, как рисовать его, а следовательно раскрыть его по-новому. Тогда он и изобразится точно, без отвлеченных фантазий.
Рис. 3. «Парный портрет»
Про композицию: понятно по работам серии, что в композиции очень важен формат. Вертикальный формат сам по себе более напряженный. Поэтому, например, вертикально взятые горы будут острее, чем взятые горизонтально вместе со спокойными формами предгорья.
• Несмотря на то, что речь идет о рисунке, важно отношение цветовых и тональных пятен друг к другу. За ними нужно следить и их уравновешивать.
• Также важна ритмика. Она может создаваться как главными персонажами композиции, так и с помощью второстепенных предметов.
Все эти основы непосредственно можно увидеть в киргизской серии работ Владимира Андреевича, и только после изучения этого вопроса можно приступать к созданию собственной композиции. К сожалению, по независящим от художника обстоятельствам работа над созданием иллюстраций к эпосу «Манас» не была доведена им до завершения. Поэтому мы не можем увидеть конечный результат этих больших трудов. Однако рисунки с киргизской поездки и эскизы иллюстраций можно расценивать как полноценное целостное произведение и как превосходный учебный материал, сравнимый, быть может, с наследием великих мастеров эпохи возрождения.
Рис. 4. «Горный пейзаж (ущелье)»
/ 1 X
ч »
Рис. 5. «Сидящий на солнце» БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фаворский В.А. О рисунке. — Фрунзе, 1946 г.
2. Каталог выставки гос. Музей им. Пушкина «Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки.
THE WORK OF VLADIMIR FAVORSKY IN PREPARATION FOR THE CREATION OF ILLUSTRATIONS TO KYRGYZSTAN SKY THE EPIC «MANAS» AS A SCHOOL OF DRAWING AND COMPOSITION
Valeria Pavlovna Zimenkova
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Â
Annotation. The activities of Vladimir Favorsky in preparation for the creation of illustrations to the Kyrgyz epic "Manas" is investigated. The paper author proposes to consider the results of this activity as a school of drawing and composition.
Keywords: VA Favorsky, the epic "Manas", drawing lessons and composition.