Секция 4. Искусство графики
УДК 741
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАТУРЫ В ИСКУССТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Гончарова Варвара Всеволодовна
студентка института графики и искусства книги Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А уаг^оп@уапёвх. ги
Аннотация. В работе рассматривается вопрос использования натурного рисунка в искусстве иллюстрации. На примере классиков русской и советской иллюстрации рассматривается возможность как неправильного ее использования, так и художественно грамотного. Предложенные методы могут быть применены на практике студентами и профессиональными художниками-иллюстраторами.
Ключевые слова: иллюстрация, рисунок с натуры, книжная графика, композиция, эскиз.
В своем труде «Книжное искусство» В.В. Пахомов говорил о том, что творческий процесс и его результат всегда осложняются тем, что художник не может создавать образы вне своего жизненного опыта. Но возникает вопрос — нужно ли использовать в иллюстрации натурный рисунок, или же изображение может быть создано без него, но при этом остаться и живым, и настоящим?
Процесс создания иллюстрации обычно состоит из трех ключевых этапов: замысел композиции — эскиз иллюстрации — оригинал. На первом этапе создаются небольшие, часто только самому художнику понятные эскизы, где отмечается основные движения и массы. На втором — эта маленькая картинка увеличивается, обрастает реалистичными деталями и под-робностями. На последнем этапе, при создании непосредственно оригинала картинка может претерпеть незначительные изменения — но лишь в том случае, если эскиз был удачным. Так что же происходит у художника в эскизах, и почему они столь важны? Почему же сохранившиеся эскизы художников нам так интересны?
Вот как описывал этот момент художник Д. Шма-ринов: «... уточняется пространственное построение, находятся детали, рисунок обогащается жизненными впечатлениями, подсказанными натурой. В результате этой емкой и казалось бы скучной работы все становится на свое место». В этот самый момент происходит «сцепление» общей задумки художника с натурой, и на бумаге появляется уже внятный сюжет и образ. Но очень важно в этот момент не допустить, чтобы натура начала диктовать свои условия, и рисунок шел не от целой картины, а цеплялся за эту, вырезанную из жизни деталь. Рисовать ее можно, но как бы «вприглядку», «вполглаза», тщательно следя за тем, чтобы она не начала вдруг вылезать на зрителя и перетягивать его внимание с общей картины на себя.
Также можно сделать вывод, что художнику для создания хорошей иллюстрации мало умения точно передавать натуру. Гораздо важнее — передать характер и эмоцию всей сцены целиком, связать фигуры
между собой и фоном, да так, чтобы все это существовало именно в книге, внутри ее, а не отдельно. Далее последуют примеры с краткими пояснениями.
Рис. 1. Гравюры Е. Бернадского по рисункам А.А. Агина к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», 1846 год
Агин здесь показывает себя как прекрасный рисовальщик, создавая серию ярких жанровых картин. Он ухватил образы, созданные писателем, при этом не исказив натуру до карикатуры, а умело вписав в нее сатиру и характер.
Фигуры как бы «вырезаны» из фона, никоим образом не соединяются с ним и «вылезают» из книжного пространства.
Здесь мы не можем воспринимать левую фигуру как книжного персонажа, так как в первую очередь видим именно рисунок с натуры.
Здесь мы можем наблюдать очень интересную и кропотливую работу художника. Звери нарисованы с натуры, но при этом они прекрасно вписываются в
композицию. Художник тонко вплетает человеческий характер, добавляет динамику движений.
Рис. 2. Иллюстрация И.Е. Репина к рассказу В.М. Гаршина "Художники", 1888 год
В иллюстрации 1895 года к «Тришкиному кафтану» художник добивается невероятно живой и выразительной линии, и благодаря ей возникают эти гротескные, юмористические и поразительно динамичные образы.
Есть предположение, что для образа главного героя поэмы художник выбрал прототипом самого Самуила Яковлевича. Это прослеживается, если взглянуть на карандашный портрет С.Я. Маршака 1951 года, тоже нарисованный Лебедевым. Вряд ли писатель позировал ему в случае с иллюстрациями, но заимствование натуры, характера, портретных черт явно присутствует.
Рис. 4. Иллюстрации В.А. Серова к басням Крылова
Рис. 5. Иллюстрации В.А. Серова
Рис. 3. Иллюстрация И.Е. Репина к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы», 1870 год
Рис. 6. Иллюстрации к поэме С.Я. Маршака «Мистер Твистер», художник В.В. Лебедев. Журнал «Еж», 1933 год
И.Д. Шаховской рассказывает об интересном методе работы Никиты Фаворского. Он обладал редким «композиционным импровизаторским даром»: при этом, задумывая свои иллюстрации, не только выстраивал композиции мысленно, но также вылепливал или вырезал маленькие фигурки героев и разглядывал их — при разном свете, в разных положениях.
Такая проверка "объемно-пространственных отношений в плоскостном изображении", безусловно,
помогла художнику не останавливаться лишь на поиске композиционных решений, а прочувствовать, воплотить в жизнь невероятно точные и трогательные образы, создать у зрителя нужное ощущение и полностью погрузить его в пушкинскую историю. Это прекрасный пример того, как иллюстрация и текст неразрывно и гармонично живут в книге.
Рис. 7. Карандашный портрет С.Я. Маршака 1951 года
Рис. 8. Иллюстрации Н.В. Фаворского к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 1938 год
Рис. 9. Иллюстрации Н.В. Фаворского к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 1938 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пахомов В.В. «Книжное искусство». — М., 1962. — С.240-256
2. Кузьминский К.С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX веков. — М., 1952.
3. Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. — М., 1937.
4. Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. 1891-1967, — М., 1972.
5. Шаховской И.Д. Никита Фаворский — художник книги «Капитанская дочка». — М., 2015. — С. 12.
THE PROBLEM OF THE USE OF NATURE IN THE ART OF ILLUSTRATION
Varvara Vsevolodovna Goncharova
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Ä
Annotation. The paper discusses the use of drawing from nature in the art of illustration. Examples of the classics of Russian and Soviet illustrations are presented in the text. The proposed methods can be applied in practice by students and professional illustrators
Keywords: art, illustration, drawing from nature, book graphics, composition, sketch.