Научная статья на тему 'Работа в научном коллективе пробуждает интерес'

Работа в научном коллективе пробуждает интерес Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа в научном коллективе пробуждает интерес»

чальных курсов в течение ряда лет отдавали все свое свободное время науке. Среди них особенно хочется отметить Андрея Крылова. Лаборатория активно привлекала для научной работы таких талантливых математиков, как проф. Р.К. Романовский, РТ. Файзулпина. Они не только помогали решать сложнейшие математические задачи, но и проводили занятия по углубленным курсам математики и механики сплошной среды для сотрудников лаборатории.

Вопросами, связанными с электрогидродинамикой, я занимаюсь с 1977 года. Начинал у Г.И. Бумагина еще будучи студентом четвертого курса. В рамках лаборатории была создана группа по исследованию влияния электрических полей на теппообменные процессы в жидкости. Возглавлял эту группу A.C. Ненишев. Я принимал непосредственное участие в работе этой группы от момента основания. Также занимался поиском, изучением, переводом имеющейся всегда в недостаточном количестве мировой литературы. Участвовал в разработке, создании и изготовлении экспериментальных моделей и ЭГД-устройств, в создании уникальных экспериментальных стендов и методик исследования, занимался самими исследованиями, анализом и обработкой результатов. Принимал участие в совещаниях, международных кон-

ференциях по ЭГД-тематике и теплообмену, обменивался полученной информации с коллегами. Мои труды опубликованы в научных журналах и сборниках.

Проблемами электродинамики занимаются также в Санкт-Петербурге, где есть школа профессора Стиш-кова Ю.К. Эту школу от нашей отличает то, что они делают акцент на физическую сторону электрогидродинамических процессов. В Молдове, в городе Кишиневе проблемами ЭГД-теплообмена занимается большая группа исследователей под руководством академика Бологи М.К.

Работая по договору с НПО "Энергия", мы создали экспериментальную ЭГД-установку для исследования свободно-конвективного теплообмена в условиях невесомости при проведении исследований на космической станции. Разработали систему обеспечения температурного режима для нужд космической биотехнологии. Правда, по многим направлениям в середине 90-х годов работы были свернуты в связи с прекращением финансирования научных и в том числе космических программ, такая участь не миновала и наши исследования. Это привело к тому, что многие молодые и научные кадры для того, чтобы просто выжить, вынуждены были сменить работу.

ПРОВОДИМЫЕ НА ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСЛИ И НЕ НАХОДЯТ, ДУМАЕТСЯ, ПОКА НЕ НАХОДЯТ, ПРАКТИЧЕСКОГО ВЫХОДА, ТО ПОЛУЧАЮТ ПРИЗНАНИЕ В ВИДЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ. В НОЯБРЕ 1999 ГОДА ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ УСПЕШНО ЗАЩИТИЛ ОДИН ИЗ ЧЛЕНОВ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА ДОЦЕНТ НЕНИШЕВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ, А В ДЕКАБРЕ ЭТОГО ЖЕ ГОДА ■ АССИСТЕНТ ЧЕРНОВ ГЕРМАН ИГОРЕВИЧ. И ХОТЯ ВСЕ, К КОМУ МЫ ОБРАЩАЛИСЬ, РАССКАЗЫВАЛИ ЗАЧАСТУЮ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ, НО КАЖДЫЙ ИЗ НИХ РАСКРЫВАЛ ОСОБЕННУЮ ГРАНЬ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОТОМУ САМЫЙ МОЛОДОЙ ИЗ НАШИХ РАССКАЗЧИКОВ Г.И. ЧЕРНОВ ДОПОЛНИЛ ВСЕ СКАЗАННОЕ ВЫШЕ.

Г.И. ЧЕРНОВ

РАБОТА В НАУЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОБУЖДАЕТ ИНТЕРЕС

ЭГД - проблематикой я начал заниматься 1985 году, когда еще учился на третьем курсе. Практические занятия по гидравлике в нашей группе вёл инженер кафедры ТОТ С. Нестерову; . '. Л вич. С учебой у меня никог-t» «**««•. . е- 1 ' . к ji» да не было проблем, и все

ЩёЁЁЯКР задания я выполнял доста-

* точно быстро. Кроме того,

я не любил оставлять не проясненными для себя непонятые сразу вопросы, с которыми я и подходил к преподавателю. Наверное, поэтому Нестерович обратил на меня внимание и предложил участвовать в научно-исследовательской работе, проводимой на их кафедре. Кафедра ТОТ в то время занималась только одним направлением - исследованием электро-, гидро- и газодинамических преобразователей энергии. На кафедре было несколько групп, которые исследовали различные типы ЭГД-преобразователей. Была группа "насосников", которые занимались исследованием различных типов ЭГД-насосов. В эту группу входили инженеры Дудов А.Ф., Борисов В.А. и Нестерович C.B. Руководил этой группой к.т.н., доцент кафедры ТОТ Авдеев Николай Павлович. Другая группа сотрудников, в которую входили инженеры Начетой В.Г. и Тушканов С., разрабатывала ЭГД-генера-

тор-детандер. Зав. лабораторией кафедры ТОТ Алексе-енко М.В. вместе с к.т.н., доцентом кафедры ТОТ Крамо-ровым А.Г. занимались ЭГД-сепаратром. Исследованием ЭГД-компрессора под руководством к.т. н., доцента кафедры ТОТ Зензина занимался инженер Суставов ЭГД-теплообменник разрабатывали к.т.н., доцент кафедры Ненишев A.C. и в то время ещё инженер, а сейчас к.т.н. Мызников М.О. Нестерович взял меня под свою опеку лаборантом. Я надеялся, что действительно буду участвовать в научной работе, но использовался я на подсобных работах: что-то прикрутить, разобрать, выточить. Вместе со мной на работу лаборантом поступил и староста моей группы Игорь Николенко. Мы с ним занимались одной работой, но ему она нравилась, а мне - нет. Через год такой работы я взбунтовался. Я сказал Нестеровичу, что такая работа меня не интересует, и я хотел бы заниматься теоретическими исследованиями. Сергей предложил мне поговорить с Бумагиным. Геннадий Иванович меня выслушал и предложил мне заниматься построением математической модели для ступени ЭГД-насоса. Я с радостью согласился. С этого времени я стал заниматься только с Бумагиным. Вначале мы пытались получить расчёт основных параметров ступени на основе решения общепризнанной (классической) системы уравнений, которая совмещала уравнения гидродинамики и электродинамики. Поскольку система не решалась "в лоб", то нужно было ввести какие-то упрощения. Практически все время до окончания института я и занимался поиском таких упрощений, часто даже не задумываясь об их фи-

зическом смысле. У меня был тогда один бзик - мне нужно было получить аналитическое решение системы, которое удовлетворяло бы моим представлениям о характере искомых зависимостей. И в конце концов мы такое решение получили. "Мы" - это я и мой одногруппник Георгий Гусев, которого я втянул в исследовательскую работу. Мы с трудом представляли, какая "физика" стоит за нашим решением, но радовались тому, что самостоятельно решили задачу, причем решили аналитически. Геннадий Иванович не вникал в тонкости нашего решения. Он сверял характер полученных результатов с тем, что должно было бы быть по его представлению и что показывали эксперименты. Такой подход научного руководителя к работе студентов, с одной стороны, затруднял нашу работу, поскольку мы не могли попросить помощи извне, что иногда очень хотелось сделать. С другой стороны, это приучало к самостоятельности и вырабатывало творческое отношение к работе. Надо сказать, что атмосфера на кафедре была творческая. Еженедельно доцент кафедры высшей математики Романовский Рем Константинович читал у нас на кафедре лекции по теории функций комплексного переменного и по математическим методам гидродинамики. В результате совместной работы Романовского, Бумагина, Дудова и Авдеева была построена математическая модель, которая объясняла повышение эффективности работы насоса при его питании переменным напряжением определенной частоты по сравнению с работой насоса на постоянном напряжении. Результаты этой работы также активно обсуждались на кафедральных семинарах. Наше участие с Гошей во всех этих мероприятиях, безусловно, оказывало влияние на нас

Мы ощущали, что то, чем мы занимаемся, действительно очень важно. Это ощущение возбуждало наш интерес и подстёгивало к творчеству.

Дипломные проекты у нас с Гусевым были посвящены ЭГД-проблематике. Я рассчитывал и разрабатывал насос, а Григорий - компрессор. Ко времени нашей защиты на кафедре ТОТ сложилась ситуация, в результате которой Геннадий Иванович Бумагин перешел на кафедру "Криогенная техника". В след за ним после защиты дипломов на эту же кафедру перешли и мы с Гусевым Так на кафедре "Криогенная техника" образовалась ЭГД-лабо-ратория. Я по-прежнему занимался насосом, а Григорий стал заниматься детандером. Субсидировала нашу исследовательскую деятельность НПО "Микрокриогенная техника", с которой мы заключили хоздоговорную тему на исследование и разработку крио-ЭГД-насоса для возду-хоразделительной установки. В ходе работы нашей лаборатории привлекались студенты. Некоторые из них выполняли по ЭГД-проблематике дипломные проекты, а часть дипломников оставалось после окончания института для работы на кафедре. Можно вспомнить таких студентов, как Заболотный, Сафронов, Аниканов, Аничкин, которых можно назвать "эгэдэшниками".

Со времени образования ЭГД-лаборатории на кафедре "Криогенная техника" наша группа тесно сотрудничала с НПО Машиностроения, институтом механики МГУ, ОАО "Транссибнефть", с Газпромом. Такой широкий спектр связей указывает на то, что ЭГД-направление представляет интерес и является перспективным как в научном, так и в промышленно-производственном плане.

шшт м тумщшиьищ шшы

БЕЛЫЙ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

К 6О-летию со дня вручения диплома кандидата наук

В 30-е годы одновременно | с индустриализацией интенсив-

но развивалось образование. Возрастала сеть высших учебных заведений.

Для справки. Накануне первой пятилетки в 1928-1929 гт. в СССР было 152 вуза, обучалось 176,6 тысячи студентов. В 19371938 гг. - 683 вуза, обучалось 547,2 тыс. студентов. В 1933 г. выпускалось 6,1 тысячи инженеров для промышленности и строительства, в 1938 г. - 25,2 тыс. К1941 г. общее число аспирантов достигло 13,2 тыс. чел. (И.Л. Сиверцева. Великая Отечественная война и высшая школа // СОЦИС. - 1995. № 5. с. 36). "В Советском Союзе в 1941 г. студентов было больше, чем в Англии, Германии, Франции, Италии, Японии, вместе взятых" (Советская высшая школа в годы Великой Отечественной-войны. М. 1980. С. 21).

Эти цифры мы приводим для характеристики того бурного времени, в которое довелось начинать свой научный путь заслуженному деятелю науки РФ Василию Дмитриевичу Белому - доктору технических наук, профессору Омского государственного технического университета, почетному академику

28 апреля 2000 г. исполнилось 60 лет с момента утверждения Василия Дмитриевича в ученой степени кандидата технических наук. Что означает эта точка отсчета в жизни профессора, в сферу научных интересов которого входят разработки в области динамики и прочности, теории механических систем, несущих элементов горношахтного оборудования? Она определила весь жизнен-

ный багаж. Это большая исследовательская и практическая работа на Украине. Это ни много ни мало свыше 200 научных трудов, в том числе 6 монографий, большое число подготовленных им докторов и кандидатов наук. Ученики Василия Дмитриевича успешно трудятся в различных отраслях машиностроения, это не только пытливые ученые, талантливые организаторы, но и трудолюбивые преподаватели.

В 1970 г. В.Д. Белый приехал в Омск из Севастополя и был избран профессором кафедры сопротивления материалов Омского политехнического института. Через два года стал заведующим кафедрой сопротивления материалов, которую возглавлял на протяжении пятнадцати лет.

Вот уже 29 лет Василий Дмитриевич неустанно трудится в университете. Он ведет большую научно-исследовательскую работу. Продолжает руководить докторантурой и аспирантурой, докторским диссертационным советом. Размышляя о Василии Дмитриевиче, не перестаешь удивляться его неутомимой энергии, ясному взгляду на жизнь. Всеми уважаемый профессор участвует в работе комиссий ученого совета, в выработке основополагающих решений по совершенствованию управления университетом. К основательной общей и фундаментальной подготовке, полученной в годы тридцатые, добавились жизненный опыт и мудрость, благодаря которым Василий Дмитриевич снискал заслуженный авторитет и стал примером, достойным подражания.

Сопромат - наука сложная, но в результате упорного труда всех преподавателей кафедры под руководством профессора Белого, сопромат перестал быть камнем преткновения для второкурсников. Поэтому сегодня мы говорим: «гС юбилеем Вас, многоуважаемый и горячо любимый нами профессор!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.