Научная статья на тему '«Работа в команде» как педагогический принцип'

«Работа в команде» как педагогический принцип Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2379
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Работа в команде» как педагогический принцип»

ґ

V,

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

В. ЖУРАКОВСКИЙ, профессор, З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)

«Работа в команде» как педагогический принцип

«Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то остаемся при своих - у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а им-енно - обладателем двух идей».

Бернард Шоу

Требования ГОС к результатам инженерного образования, сформулированные в терминах системы компетентностей, ориентируют процесс подготовки специалистов на формирование соответствующих компетенций и готовят будущих инженеров к широкопрофильной их реализации в будущей деятельности.

Системообразующим ядром в процессе построения компетентностной модели инженера XXI века являются теоретические и практические достижения в области инженерной педагогики.

Почти тридцать лет назад профессор А. Мелецинек опубликовал книгу «Инженерная педагогика». С тех пор эта книга, ставшая настольной для многих преподавателей технических дисциплин, много раз переиздавалась [1], но и сейчас на обложке книги скромно написано: «Практика передачи технических знаний». По существу, профессор А. Мелецинек сделал революционный шаг от технократического к гуманистическому подходу в инженерном образовании. Этот шаг открыл широкие перспективы не только для повышения качества технических знаний, но, прежде всего, для творческого развития личностей студентов и преподавателей.

Формирование инженерной педагогики в качестве отдельной отрасли профессиональной педагогики было объективно обусловлено «информационной революцией» и связанной с ней глобализацией науки, эко-

номики и производства. В кратчайшие сроки поле профессиональной деятельности инженеров приобрело многофункциональный характер, инновационный потенциал инженерного «корпуса» стал базой развития национальных экономик, а инженерное образование - стратегическим ресурсом государств.

Несмотря на относительный консерватизм педагогической науки, она чутко реагирует на те инновации, которые постоянно зарождаются в рамках различных научных направлений единой, внутренне целостной Науки. Системное осмысление происходящих в мире процессов и прогнозирование сценариев их ближайшего и перспективного развития является основой для проведения педагогических экспериментов, выработки практических рекомендаций, формулировки педагогических принципов и создания новых теорий. Инерционность педагогики относится лишь к ее практической части: «Семь раз отмерь - один раз отрежь!». Это обстоятельство связано главным образом с предельной ответственностью по отношению к объекту педагогической науки - процессу образования и воспитания человека, развитию его интеллекта и духовности.

Беспрецедентные процессы формирования глобальной социальной, технологической и образовательной макросреды обусловили качественные трансформации в парадигме образования: «Реформы об-

разования... смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [2].

Идея компетентностного представления результатов образования приобрела широкую популярность во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В многочисленных публикациях, посвященных анализу содержания термина «компетентность», отмечаются различные аспекты этого интегрального понятия. В работе [3] впервые представлена комплексная модель социально-профессиональной компетенции, понимаемой как интегративное, формируемое в деятельности личностное качество инженера, актуализирующееся при решении стандартных и нестандартных задач в условиях различных социальных и профессиональных ситуаций. Вычленение в рамках данной модели тех ее составляющих, которые развиваются на основе «законов» личностного развития, а также тех, что формируются на основе психологических закономерностей освоения деятельности, имеет как общетеоретическое, так и большое практическое значение. Принципиально важным является выявление того, какие качества будущих инженеров можно эффективно развивать на основе генетически заданных способностей каждого из студентов (индивидуальный подход), а какие требуется сначала формировать, а затем в учебном процессе настойчиво развивать, постепенно повышая уровень интеграции их функциональных возможностей.

В настоящее время компетентностный подход в образовании широко обсуждается академической общественностью, используется при построении отечественной модели качества подготовки специалистов [4] и при разработке раздела «Требования к уровню подготовки выпускников вузов» для ГОСов нового поколения [5].

Компетентных специалистов могут сформировать только компетентные преподаватели. Именно они являются главными создателями новой образовательной среды.

Личность преподавателя, его профессионально-педагогическая культура и нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных инженеров - творческих специалистов и убежденных патриотов.

За прошедшие десятилетия инженерная педагогика сформировалась как самостоятельное научное направление. Решение проблемы формирования и развития интегрированной системы психолого-педагогичес-ких и профессиональных компетентностей преподавателей инженерных вузов стало ее центральной задачей. В процессе разработки принципов инженерной педагогики были открыты новые продуктивные формы и методы повышения уровня психолого-педаго-гической культуры преподавателей, а активная работа на стыке инженерии и педагогики позволила аккумулировать имеющиеся инновационные подходы к данной теме.

Преподаватели технических вузов, получившие соответствующую подготовку в центрах инженерной педагогики, поняли, что существуют мощные психолого-педаго-гические резервы повышения уровня компетентности и качества образования, и активно приступили к их поиску, анализу и использованию.

В течение многих лет преподаватели разных кафедр работали в основном автономно, независимо друг от друга. Главной целью работы каждой кафедры являлось обеспечение соответствия уровня предметных знаний и умений студентов требованиям государственных образовательных стандартов по дисциплинам. Однако такая стратегия перестала соответствовать объективным требованиям современного образовательного процесса. Сегодня фокус внимания в обучении перемещается из области предметных знаний в область освоения методов самостоятельного получения новых знаний в любой сфере человеческой деятельности. Независимость от быстро изменяющихся условий жизни требует наличия системного мышления, широких компетенций, позволяющих быстро ориентировать-

Практика модернизации

5

ся и эффективно работать в любой новой сфере деятельности.

Высокий профессионально-педагогический уровень отдельных преподавателей не гарантирует решение проблемы интегративного образования современного инженера. Актуальной становится задача организации творческих преподавательских коллективов, работающих со студентами разных курсов над общей для всех участников учебно-воспитательного процесса задачей. Многочисленные примеры указывают на то, что для формирования конкурентоспособных специалистов оптимальна такая научно-познавательная среда, в которой совместно развиваются творческие потенциалы как студентов, так и самих преподавателей. «Опережающий характер» образовательного процесса может быть обеспечен лишь при интеграции личностных усилий всех его участников. Наш опыт работы с магистрантами и аспирантами, уже сочетающими научную и преподавательскую деятельность, убеждает в том, что молодые преподаватели отлично понимают важность со-творческой работы «в единой команде» и соответствующего уровня необходимой им профессионально-педагогической подготовки. Они знают, чего хотят, но не знают, как достичь желаемого: не хватает системности профессионально-педагогических знаний и стратегии ее формирования.

Идею организации совместной работы преподавателей и студентов по «проектному» методу подсказала практика реализации крупных социально значимых инженерных проектов. Данный метод организации учебной и конструкторско-исследовательской деятельности получил в последние годы широкое внедрение в технических учебных заведениях разных стран и доказал свою эффективность.

Метод совместной скоординированной работы коллектива преподавателей и студентов на протяжении всего цикла подготовки инженера к профессиональной деятельности является обобщением метода ра-

боты «по проектам». В данном случае речь идет о проекте, содержание которого определяется сущностью целостного образовательного процесса, а целью является формирование, развитие и повышение уровня компетентности каждого участника совместной работы «в команде».

В настоящее время успех в развитии разносторонних компетенций будущего специалиста зависит от сформированной в учебном заведении социальной ситуации развития. Она не может быть результатом стихийных процессов. Требуется мотивированная, целенаправленная, скоординированная деятельность всех преподавателей [6].

Разобщенная деятельность преподавателей различных кафедр не соответствует требованиям воспитания специалистов с универсальным синтетическим мышлением и препятствует решению задачи государственной важности - обеспечению качества образования, соответствующего его социальному назначению: «Национальное образование - инструмент развития нации».

Творческий поиск продуктивных функциональных связей между преподавателями различных дисциплин, работающих на достижение сообща сформулированной цели, способствует формированию и развитию психолого-педагогических компетенций преподавателей.

Это обстоятельство инициировало создание «экспериментальных площадок» по формированию и исследованию результативности деятельности «команд» преподавателей и студентов, совместно работающих в течение всего времени вузовского обучения.

Такая работа интегрирует профессиональные и психолого-педагогические знания каждого участника, способствует формированию здорового психологического климата - важного условия коллективного творчества.

Настоящая статья предлагает вниманию краткую информацию о формировании в МАДИ (ГТУ) «содружества» преподавателей и студентов - будущих инженеров-эко-

логов, работающих в единой «команде» в течение всех лет обучения в университете.

Сегодня инженерная экология является бурно развивающимся направлением синтеза знаний. Сам характер деятельности будущего инженера-эколога требует проектирования и реализации соответствующей системы подготовки в вузе.

Современные области профессиональной деятельности инженеров-экологов таковы:

1) разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование природоохранной техники и технологии;

2) организация и управление природоохранной деятельностью на предприятиях и промышленных комплексах;

3) экспертиза проектов;

4) сертификация промышленных продуктов;

5) достижение максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности.

В МАДИ ежегодный выпуск специали-стов-экологов в среднем составляет двадцать пять человек. С этим контингентом студентов в течение пяти лет работают восемьдесят преподавателей и сотрудников автомобильно-дорожного комплекса, которые объединили свои усилия для формирования единого творческого коллектива, согласованно работающего над достижением общей цели. В совместной работе важным педагогическим принципом при осуществлении широкопрофильной подготовки стал принцип комплексности и взаимной дополнительности. Он ориентирует педагогический процесс на выявление инвариантной основы, общей для различных наук и технологий, а также на использование психологопедагогических резервов повышения качества экологического образования.

В процессе командной работы преподавателей на энерго-экологическом факультете создана и внедрена система программно-целевого управления качеством подготовки инженеров-экологов. Главная мето-

дологическая идея, лежащая в основе созданной системы, - это ориентация обучения на профессиональную деятельность инженеров-экологов.

С этой целью выполнена декомпозиция конечных «результатов» обучения - от выпускающей кафедры до кафедр первого курса и составлена «сквозная» программа экологического образования. Совместно разработана гибкая технология конструирования и модернизации модульной структуры учебного плана по специальности, а также отбора содержания для всех блоков информации, обеспечивающих высокое качество учебного процесса в соответствии с последними научными достижениями и актуальными требованиями рынка труда. Учебная информация соотнесена с логикой освоения профессиональной деятельности. Учитывая требования Болонских соглашений, учебно-методические комплексы дисциплин обеспечивают прозрачность информационных пакетов по всем учебным модулям.

Постоянная смена технологии и моральное старение научно-технической информации обусловливают потребность в специалистах, способных самообучаться и самостоятельно порождать новое знание. Адекватной реакцией преподавателей на эту реальность является опережающее изменение предметного содержания профилирующих дисциплин и использование в учебном процессе специальных моделей обучения.

На базе кафедр «Инженерная педагогика» и «Инженерная экология» организована межкафедральная учебно-исследовательская лаборатория прогрессивных методов инженерной педагогики в преподавании экологических и других профильных дисциплин. Преподаватели кафедры инженерной педагогики читают для студентов курс «Основы инженерного творчества» и разрабатывают теоретические и практические аспекты совместной творческой деятельности преподавателей и студентов.

Комплексный научный проект, над которым работают все члены сформирован-

Практика модернизации

7

ной команды, связан с изучением механизмов взаимодействия элементов промышленно-транспортных систем с окружающей средой. В рамках этого проекта моделируются сценарные прогнозы развития этих взаимодействий и изучаются альтернативные варианты их гармонизации. Большинство преподавателей учебных дисциплин руководят исследованиями, выполняемыми конкретной группой студентов, и одновременно консультируют по специальным вопросам остальных студентов команды. В соответствии с формирующимися профессиональными интересами студентов их курсовые работы имеют исследовательскую направленность или посвящены конструкторским разработкам. В этом случае студенты обязательно выполняют патентный поиск и доказывают технические и экономические преимущества предлагаемых ими решений.

Итак, в рамках исследований и разработок инновационных педагогических технологий в инженерном образовании заложены основы метода командной работы преподавателей и студентов. Этот метод базируется на коллективной разработке конечной и промежуточных целей обучения, а также на совместной рефлексии результатов каждого пройденного этапа на пути к достижению сформулированных целей. По существу, это системно-ориентированный компетентнос-тный подход [7] к организации профессионально-ориентированной подготовки современных инженеров, оказывающий определяющее влияние на развитие профессиональной мотивации каждого участника команды.

В состав команды совместно работающих преподавателей и студентов входят люди разного возраста: максимальная разница в возрасте составляет около пятидесяти лет. Роль совместного творчества в процессе развития профессионального мировоззрения трудно переоценить. Молодые преподаватели, работающие с заслуженными учеными над общей проблемой, отмеча-

ют позитивную динамику личностной мотивационной сферы. Совместная деятельность способствует нахождению новых смыслов в профессии, построению собственного сценария профессиональной жизни. Творческое развитие в зрелом возрасте также неизменно предполагает переоценку смыслообразующих мотивов и стремление согласовывать свои практические возможности с мотивами и актуальными целями.

Современное общество и сами выпускники высших учебных заведений, готовящиеся к работе в жестких условиях рыночных отношений, предъявляют высокие требования к результатам высшего профессионального образования. «Команда» совместно работающих преподавателей и студентов МАДИ (ГТУ) убеждена, что высокое качество образования может быть достигнуто лишь в системе непрерывного творческого сотрудничества личностей. Профессиональное мышление будущих инженеров формируется и развивается в системе «познавательных и коммуникативных сетей», а акты общения студентов и преподавателей в процессе совместно выполняемой работы являются стимуляторами преобразования знания, формулировки новых проблем и рождения продуктивных идей.

Сущностью системы российской высшей школы всегда являлось формирование особой креативной среды, социокультурное значение которой заключается в воспроизводстве знаний и духовных ценностей, создании концепций, теорий, методологий и технологий. Научно-образовательный процесс, реализуемый в соответствии с педагогическим принципом «работы в команде», позволяет установить между членами коллектива продуктивные отношения, результатом которых являются «производство» и «воспроизводство» профессиональной компетентности участников педагогического общения, а также комплекса социальнозначимых «общественных благ» - интеллектуальных продуктов.

Выпускники МАДИ (ГТУ), получившие квалификацию «инженер-эколог» по специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды», востребованы в системе автомобильно-дорожного хозяйства столицы и все без исключения трудоустроены. Широкопрофильная подготовка, профессиональная компетентность и системное экологическое мышление надежно обеспечивают им конкурентоспособность на отечественном рынке труда.

Четыре года сплоченной целенаправленной работы команды преподавателей МАДИ (ГТУ) и студентов, выбравших свое профессиональное будущее в сфере инженерной защиты окружающей среды, убедительно доказали эффективность метода совместного развития личностных и профессиональных компетенций. Для преподавателей командная работа по междисциплинарному проекту явилась серьезной проверкой их психолого-педагогических компетенций, а также стимулом к непрерывному повышению профессиональных знаний и проведению педагогических исследований. Интеграция интеллектуального потенциала «команды» преподавателей, сотрудников автомобильно-дорожного комплекса и студентов - будущих инженеров-экологов -способствует повышению конкурентоспособности выпускающей кафедры и каждого отдельного члена совместно работающего коллектива.

Около четверти студентов каждого выпуска продолжают свои исследования, обучаясь в аспирантуре. Они начинают педагогическую деятельность, получив серьезный

опыт совместной творческой работы в коллективе, и вместе со старшими коллегами-преподавателями решают актуальную проблему сохранения инженерной направленности подготовки при переходе на двухуровневую систему «бакалавр-магистр».

Литература

1. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. - М., 1998.

2. Реформы образования: Аналитический об-

зор / Под ред. В.М. Филиппова. - М., 2003.

3. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. -№3.

5. Галямина И.Г. Проектирование государ-

ственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с использованием компетентностно-го подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.

6. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подго-

товка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. - 2004. - № 4 .

7. Ищенко В., Сазонова З. Системно-ориен-

тированная технология // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

МАДИ (ГТУ) - 75 ЛЕТ

Е^ік:ли]ини]с^:з<ц4і^рвгн<ВзаіБЄс£ісаз:БаіевВ;її:и^>с^с;іріс гтдгравгнстсгввійкіїн^ш^вМззсжзсіоаЕіосбіїіі—дроініїо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.