МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ББК 81.411.2-2+81411.2-3 УДК 482-3/-5
О.П. КОЖОКАРЬ
O.P. KOZGHOKAR
РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ КАК ФОРМОЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРИ КОММУНИКА ТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
THEMATIC THESAURUS' WORK AS THE FORM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE WHILE THE PROCESS OF USAGE OF COMMUNICATIVE - ACTIVITY APPROACH IN RUSSIAN LANGUAGE TRAINING
В основу данной статьи положен коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку в средней школе, позволяющий формировать у учащихся лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию на дея-тельностной основе. Одной из форм научного знания при коммуникативно-де-ятельностном подходе к обучению русскому языку в средней школе является работа с понятиями. Эффективность усвоения системной стороны понятия повышается при использовании наглядных моделей, какими являются тематические тезаурусы и дескрипторные словари.
The present paper is based on the communicative-activity approach to the Russian language at secondary school which gives an opportunity to form the students' linguistic, language and communicative competences based upon the activity approach. The thematic thesaurus work is one of the scientific knowledge at secondary school by such an approach. The efficiency of learning of the systematic side of a term is improved by the usage of visual models (e.g. thematic thesaurus or descriptive dictionaries).
Ключевые слова: форма научного знания, коммуникативно-деятельностный подход, понятийное мышление, личностный тезаурус, учебный тезаурус, тематический тезаурус, дескрипторный словарь, моделирование учебного материала.
Key words: form of scientific knowledge, communicative-activity approach, conceptual thinking, personal thesaurus, thematic thesaurus, descriptive dictionary, modeling of educational material.
Нынешнее время - время масштабных задач - требует профессиональной подготовки специалистов, способных к продуктивному труду в разных
сферах общества; сегодняшний специалист должен осмысленно относиться к тому, что он делает, свободно и разумно ориентироваться в окружающей действительности, диалектически мыслить.
Адекватным современной ситуации становится выпускник школы, который является деятелем. Деятель - это личность, умело действующая в быстро меняющихся обстоятельствах, готовая созидать, профессионально импровизировать в рамках конкретной ситуации, способная к деятельному общению, интегративному взаимодействию с представителями различных сфер общественной жизни. Вырастить такую личность позволяет система образования, в которой вырабатывается не столько знание конкретного учебного предмета, сколько умение действовать на основе знаний.
Процесс обучения при коммуникативно-деятельностном подходе -это ознакомление ученика с неизвестными понятиями и выработка у него умения переводить знания в понятия, полученные в результате обучения.
Как показывает опыт, возможно приобщение школьников к когнитивной деятельности через введение в активный оборот личностного тезауруса, а использование учебного тезауруса поможет ему превратить знания в действия.
Работа с тезаурусом как словарем терминов, составленным самими учащимися, является источником целого ряда педагогических продуктов.
Во-первых, обучение с помощью активного введения тезауруса, осуществляет развитие понятийного мышления лучше, чем это возможно при помощи существующих учебников. Учебники являются наиболее традиционной системой отбора и структурирования учебного материала. Тезаурус же, в отличие от учебника, представляет собой словарь дескрипторов, базовых, ключевых понятий по предмету, разделу, теме и, следовательно, является носителем наиболее значимой для обучающихся информации (дескриптор уже по своей сути полностью отбрасывает такие явления, как многозначность, синонимия).
Почему при работе с тезаурусом развитие понятийного мышления достигает более высокого уровня, чем при работе с отдельно взятыми понятиями?
Особенность понятия состоит в его известной ненаглядной системности, связи с другими понятиями, что придает особую важность освоению системы понятий. Практика показывает, что эффективность усвоения системной стороны понятия повышается при использовании наглядных моделей, отражающих взаимосвязи между понятиями. Такой своеобразной наглядной «моделью», отражающей смысловые отношения между единицами осваиваемого материала, выступает предметный и тематический тезаурус.
Тематический тезаурус по разделу «Лексика» (тезаурус составлен для учащихся 10 класса. При составлении тезауруса использовался теоретический материал, представленный в пособии: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. - Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2006).
Лексика с точки зрения происхождения:
- исконно русская лексика - лексика, формировавшаяся на протяжении всего периода развития русского языка;
- общеславянская лексика - лексика, возникшая в период общеславянского единства;
- восточнославянская лексика - лексика, возникшая в период распада общеславянского языка VI—VII вв.;
- собственно-русская лексика - лексика, появившаяся в составе языка после Vш-IX вв.;
- заимствованная лексика - лексика, пришедшая в русский язык из других языков;
- старославянизмы - слова, пришедшие из старославянского языка;
- заимствования из других языков.
Лексика с точки зрения употребления:
- общеупотребительная лексика;
- лексика, ограниченная в своём употреблении:
- диалектизмы - слова, ограниченные в своём употреблении определённой территорией;
- жаргонизмы - слова, встречающиеся в речи людей, связанные родом деятельности, времяпрепровождением и т.д.;
- арго - лексика деклассированных элементов;
- термины - слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве;
- профессионализмы - слова, используемые представителями той или иной профессии.
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса:
- активная лексика;
- пассивная лексика:
- архаизмы - слова, вышедшие из употребления и заменённые новыми;
- историзмы - слова, ушедшие из активного словаря, обозначающие явления или предметы, вышедшие из повседневного обихода;
- неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке;
- окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы.
Оперирование тезаурусом предполагает и определенную технологию
учебной работы учащихся, которая соответствует целям обучения.
Три уровня целей обучения при формировании учебного тезауруса.
Первый уровень усвоения предполагает понимание и сознательное воспроизведение информации. Второй уровень способствует формированию умений анализа и оценки основного теоретического материала по предмету (разделу, теме и т.д.); умений обобщать и оценивать научные данные. Третий уровень - формированию умений по проектированию собственных действий при изучении научной информации.
Таким образом, работа по построению предметных и тематических тезаурусов - это не что иное, как деятельность, направленная, во-первых, на сворачивание содержания изучаемого материала в более компактную форму, во-вторых - на выявление в тексте (разделе, теме и т.д.) понятий, в-третьих - на построение своеобразной наглядной пространственной модели, отражающей связи между ними. При изучении раздела «Лексика» учащимся более близки такие темы, как «Лексика с точки зрения происхождения» и «Лексика с точки зрения употребления», а тема «Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса» вызывает затруднения, связанные, в первую очередь, с ошибками в разграничении архаизмов и историзмов. Представленный нами тезаурус создаёт условие для осознанного усвоения теоретической информации и позволяет учащимся проектировать собственные действия по её изучению.
Учебный тезаурус способен решить задачи оптимального структурирования, планирования учебного материала, а также обоснования оценки знаний и умений учащихся.
При изучении темы «Второстепенные члены предложения» учащиеся хорошо ориентируются в понятии второго уровня и затрудняются при определении понятий третьего уровня. Работа с дескрипторным словарём или тезаурусом способствует усвоению понятий всех уровней.
Дескрипторный словарь по теме «Второстепенные члены предложения»
Второстепенные члены предложения:
- дополнение:
- прямое,
- косвенное;
- определение:
- согласованное,
- несогласованное;
- приложение;
- обстоятельство:
- образа действия,
- степени,
- места,
- времени,
- условия,
- причины,
- цели.
Дескрипторный словарь - для учащихся 8 класса; составлен на основе теоретических сведений учебного пособия: Русский язык: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / С.Г. Бархударов, Е.С. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М., 2001.
На основе моделирования учебного материала в виде тезауруса можно исследовать не только ту информацию, которую обучающиеся должны получить в ходе изучения темы, раздела, предмета и т.д., но и ту, которую они фактически уже получили, - иными словами, открывается еще одна возможность использования тезауруса в дидактических целях: учебный тезаурус является новой формой компактного отражения знаний по предмету. Следовательно, предлагаемый нами подход к использованию предметных и тематических учебных тезаурусов может быть использован в качестве метода контроля глубины и спектра знаний.
Уже сам процесс составления модели учебного тезауруса, необходимо включающий в себя как анализ соответствующего отрезка учебного материала, вычленение не лежащих на поверхности связей между его элементами (дескрипторами), так и синтезирование его элементов в единое целое, оказывается весьма полезным для понимания деятельности учащихся в процессе обучения.
В чем это проявляется?
Во-первых, тезаурус прежде всего характеризует роль определенного раздела в общей структуре темы, или роль темы - в структуре предметного курса; это, в свою очередь, позволит установить удельный вес данного отрезка учебного материала относительно более широкого контекста.
Во-вторых, структурная формула тезауруса позволит также установить относительную доступность того или иного отрезка учебного материала. Недоступность изучения какой-то темы вызывает необходимость разнообразить стиль изложения материала.
Разумеется, один и тот же материал, преподанный в одной и той же форме, может оказаться по-разному понятым учащимися с различной степенью подготовленности, с разными качествами умственной деятельности. Следовательно, в-третьих, опираясь на составленные обучающимися тематиче-
ские и предметные тезаурусы, учитель может классифицировать как ошибки учащихся (это могут быть и ошибки логического характера, устанавливающие связи между дескрипторами), так и типы задач по степени трудности, предлагаемые учащимся при оперировании тезаурусом.
Изучая русский язык, учащиеся должны осознать, что все лингвистические понятия представляют определенную систему, где каждому из них отводится свое место. Обучение школьников построению тематических тезаурусов может органически войти в учебный процесс и способствовать не только формированию логического мышления, но и тому, что полученные учеником знания выступят в его сознании в своих существенных связях и отношениях. Оперирование предметными и тематическими тезаурусами поможет учащимся перестать быть «пустым вместилищем абсолютно безразличных для них сведений»; сам процесс составления таких тезаурусов будет творческим, так как раскроет умения учащихся творчески мыслить, и незнание каких-то компонентов, входящих в состав тезаурусов, поставит учащегося на путь когнитивного творчества.