Научная статья на тему 'Работа с персоналом в СМК предприятия: некоторые направления улучшения'

Работа с персоналом в СМК предприятия: некоторые направления улучшения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов В. А., Сизьмин М. А.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» (ФГУП «РЧЦ ЦФО»), являясь одним из предприятий радиочастотной службы, обеспечивает надлежащее использование радиочастотного спектра на территории Центрального федерального округа, где функционирует более 17 500 сетей связи, объединяющих свыше 280 000 радиоэлектронных средств. На предприятии сформировался высокоинтеллектуальный и трудоспособный коллектив. Более 70% сотрудников имеют высшее образование, тринадцать -ученые степени кандидатов, а четверо -докторов наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с персоналом в СМК предприятия: некоторые направления улучшения»

т

Работа с персоналом в СМК предприятия: некоторые направления совершенствования

В.А. КИРИЛЛОВ,

начальник группы качества ФГУП «РЧЦ ЦФО»

М.А. СИЗЬМИН,

ведущий специалист ФГУП «РЧЦ ЦФО»

спешная работа с клиентами -пользователями радиочастотным спектром - требует постоянного повышения качества предоставляемых услуг. Хорошим подспорьем в этом выступает система менеджмента качества (СМК), которая внедрена на предприятии в 2005 г. и ресертифицирована в июне этого года. Одним из направлений совершенствования СМК является улучшение работы с персоналом. Оно обеспечивается повышением компетентности, осведомленности и подготовленности работников; вовлечением их в деятельность по улучшению; созданием производственной среды, позитивно влияющей на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала.

Век Качества N° 5

Федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» (ФГУП «РЧЦ ЦФО»), являясь одним из предприятий радиочастотной службы, обеспечивает надлежащее использование радиочастотного спектра на территории Центрального федерального округа, где функционирует более 17 500 сетей связи, объединяющих свыше 280 000 радиоэлектронных средств.

На предприятии сформировался высокоинтеллектуальный и трудоспособный коллектив. Более 70% сотрудников имеют высшее образование, тринадцать - ученые степени кандидатов, а четверо - докторов наук

Для повышения компетентности, осведомленности и подготовки персонала на предприятии в соответствии с рекомендациями стандартов серии ИСО реализуется система мер, которая включает в себя: ^ уяснение потребностей, определение необходимой компетентности персонала;

^ обеспечение соответствующей профессиональной подготовки; ^ оценку результативности принятых мер;

^ обеспечение осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

^ улучшение деятельности

(рис. 1.).

Значительное место среди мероприятий, реализуемых для обеспечения определения степени компетентности, повышения профессионального мастерства и формирова-

Открытие конкурса радиоконтроля (г. Мценск)

ния у сотрудников понимания важности и актуальности осуществляемой деятельности, занимают конкурсы специалистов радиоконтроля, которые уже стали традицией на предприятии. С 2004 г. проведено пять таких конкурсов: в Туле, Владимире, Твери, Ярославле и Орле. Эффективность подобных мероприятий оказалась настолько высокой, что конкурсы специалистов радиоконтроля теперь проводятся и в масштабе всей радиочастотной службы РФ.

Важное место в совершенствовании процесса повышения информированности и подготовленности персонала занимает его участие в отраслевых конференциях, семинарах, посещение выставок («Инфо-ком», «Телеком», «Связь-Экспо-комм»). Как правило, в ходе посещения экспозиций выставок завязываются живые профессиональные дискуссии и беседы. На этих мероприятиях можно сравнить достигнутые результаты, оценить и уточнить направления дальнейшего развития как кадрового ресурса, так и предприятия в целом.

Рис. 1.

Цикл деятельности по повышению компетентности персонала

пределение необходимой компетентности персонала, выполняющего работу, влияющую на качество предоставляемых услуг

с услуг

Обеспечение осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества

за

__&

Обеспечение профессиональной подготовки сотрудников

Оценка результативности принятых мер

Кроме того, на проводимых ежеквартальных сборах специалистов предприятия, на конференциях, отраслевых семинарах и курсах повышения квалификации у сотрудников имеется возможность периодически обмениваться опытом, знаниями и новыми достижениями в высокотехнологичной области связи. По сложившейся на предприятии практике ежегодно каждому пятому работнику предоставляется возможность повысить свой профессиональный

ур о в е нь, изучить современные технологии и методы работы на специальных курсах и семинарах.

Вовлечение сотрудников в деятельность по улучшению и повышению качества, расширению перечня предоставляемых предприятием услуг осуществляется по трем основным направлениям.

1. Повышение финансового и нематериального стимулирования работников (премирование и поощрение, надбавки и доплаты, социальные льготы и гарантии, представление для поощрения отраслевыми и общественными наградами). За последние три года более 30 работников предприятия были награждены отраслевыми почетными грамотами и знаками «Мастер связи» и «Почетный радист», а заместитель генерального директора по информационным технологи-

__&

МЕТОДОЛОГИЯ I Подготовка кадров

ям Станислав Васильевич Кизима удостоен почетного знака «Инженерная Слава России».

2. Предоставление сотрудникам возможностей по повышению уровня своей подготовки и знаний (предоставление учебных оплачиваемых отпусков, возможности обучения на заочных и вечерних отделениях вузов, курсах повышения квалификации, в аспирантурах).

3. Повышение мотивации совместной работы персонала в группах. Заметное влияние на повышение мотивации оказывают систематические подведения итогов деятельности: еженедельные (в структурных подразделениях), ежеквартальные и ежегодные (в масштабе предприятия). Эффективной показала себя практика создания рабочих групп и комиссий для оценки того или иного направления деятельности, подготовки рекомендаций по ее корректировке.

Так, на предприятии сложилась практика привлечения в состав рабочих групп и комиссий специалистов из различных подразделений, филиалов, радиочастотных центров. Например, в мае текущего года группой специалистов других радиочастотных центров было всесторон-

ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа"

э і ши

5 > Проведение экспертизы и подготовка заключений о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости (ЭМС)

!> > Разработка планов частотно-территориального размещения РЭС

5 > Образование (присвоение) позывных сигналов опознавания

Обеспечение ЭМС РЭС и эксплуатационной готовности

радиочастотного спектра

5 > Проведение сертификационных испытаний технических средств по параметрам ЭМС

> >Проведение измерений параметров излучений радиоэлектроных средств и высокочастотных устройств, определение зон обслуживания (покрытия) РЭС

Поиск и выявление источников радиопомех

Консультационные услуги по вопросам использования радиочастотного спектра

Почтовый адрес: ул. Достоевского, 1/21, Москва, 127473 Тел.: (495) 681-70^30; факс: (495) 688-99-47; тел. горячей линии: (495)258-80-50

С.В. Кизима на церемонии награждения почетным знаком «Инженерная Слава России»

не изучено состояние учетных баз данных частотных присвоений радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) и их владельцев. Результаты работы стали полезными не только для деятельности нашего предприятия, но и для коллег из других радиочастотных центров.

Улучшение производственной среды, позитивно влияющей на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала на предприятии, осуществляется путем реализации следующих мероприятий:

^ улучшение условий размещения сотрудников;

^ сертификация рабочих мест;

^ улучшение бытовых условий;

^ обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием и средствами коммуникаций;

^ оперативное реагирование на несоответствия в обеспечении их деятельности;

^ своевременный контроль состояния производственной среды и анализа полученных результатов для принятия решений по улучшению.

Только за последние два года 60% филиалов и 40% структурных подразделений улучшили условия размещения сотрудников. Во всех отделах предприятия созданы комфортные условия труда, постоянно улучшается качество бытового и санитарногигиенического обеспечения.

Важным этапом деятельности предприятия по совершенствованию СМК стало внедрение самооценки по модели премии Правительства Российской Федерации в области качества. Проведение самооценки позволило получить всестороннюю картину деятельности ФГУП «РЧЦ ЦФО», оценить, насколько этой деятельностью удовлетворены потребители, персонал, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования. Для этих целей в

Век Качества N° 5

рамках СМК на предприятии организовано регулярное анкетирование сотрудников. Сегодня оно проводится при поступлении на работу, регулярно (не реже одного раза в год) в ходе трудовой деятельности, при определении эффективности отдельных проектов и при увольнении. Анкетирование позволяет на каждом этапе оценить эффективность проводимой политики в отношении персонала предприятия, определить направления совершенствования кадровой и информационной работы (рис. 2).

В целом улучшение работы с персоналом повысило эффективность функционирования всего предпри-

ное позиционирование в Международной программе продвижения качества (Global Quality Promotion -

GQP). '

Таким образом, внедрение и совершенствование СМК напрямую связано с улучшением управления человеческими ресурсами и их развитием. Данные направления должны взаимодополнять друг друга. Это позволяет предприятию улучшать все стороны своей деятельности, выходить на качественно новые ступени развития, создавать фундамент дальнейшего совершенствования производственной деятельности. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, видим проблемы и

Рис. 2.

Динамика изменения удовлетворенности сотрудников предприятия

100

90

80

70

60

50

40

за

20

10

□ 2007

□ 2008

Доступность Качество обучения по Уровень Уровень

информации специальности профессиональной предоставляемых

подготовки препрмятие льгот

ятия. Его деятельность по улучшению качества предоставляемых услуг получила высокую оценку: постановлением Правительства Российской Федерации № 385 от 22.05.2008 г. ФГУП «РЧЦ ЦФО» была присуждена премия в области качества.

Показателями совершенствования СМК могут служить также успешно осуществленные в 2007 г. добровольная сертификация услуги предприятия, сертификация Испытательной лаборатории на компетентность и независимость, успеш-

Участие в выставке «Инфоком-2007»

ищем пути их решения. Так, в области совершенствования СМК на ближайшее время на предприятии планируется:

^ внедрение самооценки в структурных подразделениях и филиалах;

^ детализация основных и описание обеспечивающих процессов с обязательной оценкой их эффективности;

^ совершенствование анкетирования потребителей и сотрудников и расширение области применения результатов оценки для принятия обоснованных решений; ^ улучшение организации и анализа кадровой работы, аттестации сотрудников, работы с общественностью, совершенствование контроля оценки эффективности планов.

Мы ожидаем, что реализация названных направлений позволит:

^ повысить корпоративную культуру;

^ более полно реализовать творческие возможности персонала;

^ достичь поставленных целей в области качества;

^ лучше учитывать интересы всех сторон, заинтересованных в результатах деятельности нашего предприятия. л

Л Л і

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.