Марченко Ольга Николаевна
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются вопросы организации работы с литературоведческими словарями в проектно-исследовательской деятельности школьников; представлены возможные виды учебной деятельности учащихся при знакомстве со "Школьным поэтическим словарем" А. П. Квятковского в процессе изучения творчества В. В. Маяковского. Работа со словарем поможет школьникам осознать значение Маяковского - реформатора русской поэзии.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/3-1/58.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 1. C. 190-194. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
подтверждают главную идею статьи: the beginning of the end (встречается дважды), different future, Great-Britain-as-we-know-it, Britain... has already faded away.
Подобного рода работа над общественно-политическими статьями позволяет повысить уровень понимания студентами главной идеи текста до показателя выше 90%. Они научаются опираться не только на свою профессиональную информированность и фоновые знания, но и на навыки, приобретенные во время работы над текстами, что, в свою очередь, способствует успешному реферированию профессионально ориентированных статей и качественному реферированному переводу в будущем.
Список литературы
1. Аведова Р. П. Вопрос-переспрос как реактивная реплика в англоязычном диалогическом единстве: функционально-семантический и прагматический аспекты: дисс. ... к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2012. 236 с.
2. Гришина М. С. Характеристика текстов общественно-политического содержания // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: сб. науч. тр., посвящ. 50-летию ф-та ин. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / отв. ред. Ю. М. Трофимова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. С. 15-17.
3. Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. № 2. С. 95-105.
4. Егорова Е. К., Калинина С. И. Основы аннотирования и реферирования английского текста: методические рекомендации для преподавателей и студентов [Электронный ресурс]. URL: http://kalininasi.narod.ru/download/ Osnovy_referirovanija.pdf (дата обращения: 14.01.2017).
5. Кармова М. Р. Реферирование английского текста как форма педагогического контроля в неязыковых вузах [Электронный ресурс] // Sci-article.ru. 2014. № 16. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1419724698 (дата обращения: 18.01.2017).
6. Кириллов А. Г. Политический нарратив: структура и прагматика (на материале современной англоязычной прессы): дисс. ... к. филол. н. Самара, 2007. 209 с.
7. Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной грамматики // Вопросы языкознания. 1979. № 6. С. 51-62.
8. Applebaum A. The end of Britain as we know it [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/ the-end-of-britain-as-we-know-it/2015/05/10/1c82b4ea-f716-11e4-a13c-193b1241d51a_story.html (дата обращения: 24.02.2016).
THE EXPERIENCE OF TEACHING FUTURE BACHELORS OF FOREIGN REGIONAL STUDIES AND INTERNATIONAL RELATIONS TO THE ABSTRACTING OF THE ENGLISH SOCIAL-POLITICAL ARTICLES
Grigor'eva Elena Gennadievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Karpova Lyudmila Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Shchekoldina Anna Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Volgograd State University [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article is devoted to the problem of formation of skills of abstracting professionally oriented texts in a foreign language among students of non-linguistic University. The experience of teaching abstracting of the English social-political articles to the future bachelors of the specialties "Foreign regional studies" and "International relations" is described. An example of identifying the main idea of the text when abstracting articles in English is given.
Key words and phrases: learning foreign language; abstracting; social-political article; intention; decoding; pragmatic effect; the main idea.
УДК 372.882
В статье рассматриваются вопросы организации работы с литературоведческими словарями в проектно-исследовательской деятельности школьников; представлены возможные виды учебной деятельности учащихся при знакомстве со «Школьным поэтическим словарем» А. П. Квятковского в процессе изучения творчества В. В. Маяковского. Работа со словарем поможет школьникам осознать значение Маяковского -реформатора русской поэзии.
Ключевые слова и фразы: работа с литературоведческими словарями; проектно-исследовательская деятельность школьников; творческая индивидуальность автора; художественное своеобразие произведений В. В. Маяковского; поэтический словарь А. П. Квятковского.
Марченко Ольга Николаевна, к. пед. н.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва marchenko@apkpro. ги
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования предполагает, что обучающимся, освоившим предметную область «Филология»,
будет обеспечена возможность получения доступа к литературному наследию, а через него и к сокровищам отечественной и мировой культуры, достижениям цивилизации. Основная цель преподавания литературы формулируется как воспитание читателя, эстетически развитого и способного мыслить в категориях культуры, самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором [9]. В содержании учебного предмета «Литература», согласно Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения должно уделяться основное внимание с тем, чтобы развивать у учащихся способности понимать художественный текст [5]. Для достижения этих целей требуется систематическая работа по развитию у обучающихся способности понимать художественные произведения, постигать творческую индивидуальность автора, его роль и значение как для развития отдельных литературных направлений, течений или школ, так и для литературы в целом. В этой связи обращение к литературоведческим словарям поможет обучающимся научиться понимать литературу как вид словесного искусства, приобрести опыт анализа поэтики художественного текста, сформировать представление о своеобразии художественного произведения, об особенностях писательского стиля, литературной школы, тенденциях развития литературных форм и т.п. Более того, умение учащихся работать с литературоведческими словарями, словарями языка писателя, с биографическими и библиографическими справочниками является условием успешности в их проектно-исследовательской деятельности. Поэтому важно воспитать у учащихся привычку обращаться к словарям разных типов, сформировать умения пользоваться ими, осуществлять поиск нужной информации, систематизировать и структурировать полученные материалы в соответствии с задачами проектно-исследовательской работы. Культура работы со словарями является одним из показателей уровня развития общей культуры и уровня образованности личности. Умение работать со словарями необходимо школьникам для достижения высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов.
В условиях развития информационно-коммуникативных технологий поиск нужной информации чаще осуществляется по поисковым системам интернет-ресурсов. Без труда учащиеся могут найти следующие словари литературоведческих терминов: slovar.lib.ru; slovar.cc; litdic.ru; textologia.ru; licey.net; litem.ru и др. Кроме того, работа со словарями в книжном формате содержит гораздо большие возможности для реализации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Рассмотрим возможные виды учебной деятельности учащихся при знакомстве с известным «Поэтическим словарем» А. П. Квятковского, вышедшим в 1966 году и переизданным в 2000 году под названием «Школьный поэтический словарь» [4]. Издание ориентировано на школьников, студентов-филологов, учителей-словесников и всех, кто интересуется теорией стихосложения и искусством поэзии. Предложенные виды заданий могут быть использованы в процессе изучения лирики В. В. Маяковского в классах углубленного изучения литературы, гуманитарного профиля и базового уровня для мотивированных учащихся.
В процессе групповой работы над проектом в зависимости от уровня литературоведческой подготовленности и индивидуальных особенностей учеников задания могут быть дифференцированы по содержанию и характеру выполнения: технические и творческие работы. Технические работы нужны для того, чтобы сделать выводы о многообразии художественных средств и приемов, используемых поэтом. Например, произвести количественные подсчеты упоминания имени В. В. Маяковского в словаре могут учащиеся, обладающие умением работать точно и скрупулезно, не боящиеся монотонности в работе, обладающие упорством и терпением в достижении поставленной цели. Ученики с ярко выраженным логическим мышлением займутся систематизацией и классификацией найденной информации. Творчески мыслящие ученики могут дать интерпретацию полученным фактам, найти в произведениях поэта свои примеры, иллюстрирующие теоретические положения словарных статей.
Знакомясь со словарем, учащиеся могут провести количественный анализ представленной информации о Маяковском. Так, простые подсчеты показали, что в словаре из 422 страниц на 90 страницах упоминается имя Маяковского (это составляет примерно 21% печатной площади рассматриваемого издания). В словаре раскрывается около 700 терминов из теории стиха, 90 из них проиллюстрированы примерами из поэзии В. В. Маяковского. Кроме цитирования поэтических строк, в словаре часто упоминается имя В. В. Маяковского в ряду других русских поэтов в связи с объяснением того или иного термина стихосложения: например, такие словарные статьи, как амфибрахий, буфф, гимн, графическая форма, деструктивные стихи, марш, местный колорит, ода, парцелляция, период, письмо, повесть, полиметрия, поэма, ритмика, сатира, трагедия, фарс, экспромт, эпиграмма. Данные статьи могут быть полезны для формирования представления о богатстве и разнообразии художественной системы поэта. Таким образом, ученики делают вывод о том, что в словаре А. П. Квятковского информация о поэте представлена достаточно широко, а значит, словарь может быть использован для решения проектно-исследовательских задач в процессе изучения творчества В. В. Маяковского. Далее учащиеся могут составить картотеку словарных статей, связанных с именем поэта-новатора, систематизировать информацию по самостоятельно выделенным критериям: поэтический синтаксис, стихотворный размер, неологизмы, использование художественных приемов и т.п. Затем учащимся можно предложить следующее задание: дополнить данные статьи примерами из произведений Маяковского.
Приучая учащихся читать литературоведческие словари и применять полученные сведения в процессе изучения творчества поэта, учитель может организовать проектно-исследовательскую работу по следующим темам, предполагающим знакомство с поэтикой произведений поэта-новатора: «Поэтические особенности лирики В. В. Маяковского», «Новаторство Маяковского», «Поэтическое мастерство Маяковского» и т.п.
Несомненным достоинством словаря А. П. Квятковского является его культурологическая направленность. Словарные статьи, по словам автора, посвящены не столько терминологии, принятой в теории стихосложения, сколько фактам поэзии: «При объяснении какого-либо сложного явления поэтики важная роль принадлежит примерам, иллюстрирующим определенное понимание термина», термины раскрываются «на живых поэтических примерах, выбранных из великого множества строф и строк разных авторов» [Там же, с. 8]. Таким образом, могут быть выстроены «творческие связи» Маяковского с его современниками.
Инициируя учебно-исследовательскую деятельность учащихся, учитель может сначала предложить задания ознакомительного характера:
1. Найдите словарные статьи, которые могут быть полезны при изучении творчества В. В. Маяковского.
2. Составьте список словарных статей, в которых говорится об особенностях поэтического мастерства В. В. Маяковского.
3. Какую информацию вы можете извлечь из словаря для характеристики художественного своеобразия поэзии В. В. Маяковского?
Можно для выполнения задания дать краткую инструкцию и объяснить, что для получения нужной информации следует обратить внимание на предметные, именные, предметно-именные указатели; использование шрифта разного размера, выделений в тексте словарной статьи; рубрикацию текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий; сигналы-символы и т.п.
Работу со словарем А. П. Квятковского можно завершить ответами на следующие вопросы:
1. Какие термины словаря проиллюстрированы примерами из поэтического наследия В. В. Маяковского?
2. При объяснении каких явлений стихосложения автор «Школьного поэтического словаря» обращается к творчеству советского поэта?
3. Что можно сказать о поэтической системе В. В. Маяковского на основе представленной в словаре информации?
4. Как сведения, почерпнутые из словаря, характеризуют творчество поэта?
5. Помогает ли словарь понять, в чем уникальность и неповторимость творчества В. В. Маяковского?
6. Что особенно заинтересовало вас в поэтическом наследии Маяковского в процессе работы со словарем А. П. Квятковского?
7. Можете ли вы понять, каково отношение автора «Школьного поэтического словаря» к творчеству Маяковского?
Проектно-исследовательская деятельность, как правило, завершается составлением текста устного или письменного монологического характера. Здесь уместно такое задание: «Составьте сообщение/доклад о многообразии художественно-выразительных средств одного произведения В. В. Маяковского» (по выбору обучающихся).
Велика роль словаря А. П. Квятковского в раскрытии жанрового многообразия поэзии Маяковского. Словарные статьи по этой тематике сопровождаются комментариями, позволяющими понять отношение поэта не только к тому или иному жанру поэтического произведения, но и творческим задачам, которые поэт решает, обращаясь к специфике жанра. Таковы, например, следующие словарные статьи:
- агитки («Маяковский во время гражданской войны вел большую агитационную работу ("Окна РОСТА"). С его первой агиткой, двустишием - Ешь ананасы, рябчиков жуй, // День твой последний приходит, буржуй, -отряды Красной гвардии в октябрьские дни шли на штурм Зимнего дворца. Позднее, в частности во время сотрудничества в газете "Комсомольская правда", Маяковский писал острозлободневные, политические агитки»);
- буфф («В русской книжной литературе буфф - редкий жанр. К нему относится политическая "Мистерия-буфф" В. Маяковского, построенная на принципе гротеска»);
- гимн («Незадолго до Октябрьской революции В. Маяковский напечатал в петербургском "Сатириконе" ряд сатирических гимнов - "Гимн здоровью", "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду" и "Гимн взятке"»);
- марш («лиро-эпический жанр гражданской поэзии, возникший в русской литературе в советское время. Родоначальник маршевой формы стиха - В. Маяковский, автор знаменитых тактовиков: "Левый марш" и "Наш марш". Агитационно-ораторская установка поэзии Маяковского сказалась и на форме его марша: они декламируются, а не поются. Последователи Маяковского - Н. Асеев, С. Кирсанов - в своих стихотворных маршах опираются на его поэтику»);
- ода («Весьма сильно одическое начало у В. Маяковского, одно из его стихотворений было прямо названо "Ода революции"»);
- публицистическая поэзия, суггестивная лирика, фарс и др. [4].
О многообразии использования в поэтике В. Маяковского средств выразительности, стилистических приемов, стилистических фигур и тропов учащиеся могут судить по иллюстрациям к нижеперечисленным терминам: аллитерация, алогизм, амплификация, анафора, симплока, местный колорит, локальный прием, парцелляция, пауза, пуант, семантический ассонанс, эвфемизм, антифразис, апострофа, аппликация, гипербола, климакс, оксиморон, умолчание, хиазм, метафора, симфора, метонимия и ее виды: антономасия, синекдоха.
«Школьный поэтический словарь» А. П. Квятковского позволяет понять своеобразие поэзии Маяковского и с точки зрения структурно-ритмической организации произведения. Маяковский испробовал различные возможности поэтических размеров, стиховых рядов, метрической структуры стиха, ритмов, специфические особенности рифмования строк. Об этом А. П. Квятковский пишет в следующих словарных статьях:
амфибрахий, паузник трехдольный, пятидольник, тактовик, ямб, гипометрия, липометрия, деструктивные стихи, ударник (акцентный стих), фразовик, проклитика, ассонанс, диссонанс, каламбурные рифмы, неравносложная рифма, составная рифма, энклитика, аритмия [Там же].
Литературоведческие словари могут быть использованы и на уроках русского языка в старших классах в качестве иллюстративного материала при повторении темы «Лексика». В словарных статьях, содержащих материалы, посвященные Маяковскому, ученики смогут найти примеры использования в поэтических произведениях различных пластов лексики. Можно предложить учащимся сделать выписки из словарей с тем, чтобы не только представить многообразие лексики поэтических произведений, но и в дальнейшем использовать этот материал в качестве аргументированной части собственного письменного высказывания при написании сочинения или доклада по творчеству В. В. Маяковского. В «Поэтическом словаре» А. П. Квятковского полезны будут следующие словарные статьи:
- аббревиатуры («Явившись / в Це Ка Ка / идущих / светлых лет, // над бандой / поэтических / рвачей и выжиг // я подыму, / как большевистский партбилет, // все сто томов / моих / партийных книжек»);
- архаизмы («К архаизмам обращался иногда В. Маяковский, подчеркивая торжественность тона, соответствующую важности содержания стиха: Чашей вина в застольной здравице //подъемлю стихами наполненный череп. // Днесь // небывалой сбывается былью // социалистов великая ересь»);
- неологизмы («Чрезвычайно богаты локальными неологизмами стихи В. Маяковского: "третий класс черный от негритья", "в винницкой глуши тьмутараканясь", "его препохабие" (капитализм), "стотысячеса-бельная конница", "бесконечночастый", "дрыгоножество" (о балерине) и т.д.»);
- ономатопея («в лингвистике слово, образованное из звукоподражания: хохотать, мяукать, чирикать, кукарекать, кудахтать, куковать, гавкать и т.д.: Тинтидликал / мандолиной, // дундудел виолончелью»);
- прозаизмы («деловыми прозаизмами насыщен "Разговор с фининспектором о поэзии" В. Маяковского, который нередко с большим тактом прибегал к этому стилистическому приему: Гражданин фининспектор! / простите за беспокойство // ... У меня к вам / дело / деликатного свойства: // о месте / поэта / в рабочем строю. // В ряду имеющих / лабазы и угодья // и я обложен / и должен караться. // Вы требуете / с меня / пятьсот в полугодие // и двадцать пять / за неподачу деклараций. // ... Взгляните - / сколько я потерял, // какие / издержки / в моем производстве // и сколько тратится / на материал. // Вам, / конечно, известно / явление / "рифмы". // Скажем, / строчка / окончилась словом / "отца", / слога повторив, мы // ставим / какой-нибудь: / ламцадрица-ца»);
- синонимы («Я пришел из-за семи лет, // Из-за верст шести ста, // Пришел приказать: / Нет! // Пришел повелеть: / Оставь!») [Там же].
Отмечены в словаре и синтаксические, и грамматические особенности поэтической речи В. Маяковского (анаколуф, солецизм, инверсия синтаксическая, силлепс, эллипс), интонационное оформление (интонация), случаи использования контаминации, реминисценции (контаминация, реминисценция) и т.д.
Словарь дает представление о том, как работал Маяковский над образностью и выразительностью своих произведений. Достаточно часто А. П. Квятковский цитирует высказывания В. В. Маяковского о поэзии и поэтических приемах. Поясняя значение автологии в поэтическом произведении, автор словаря обращается к фразе Маяковского: «Ищем речи точной и нагой». Разговор о выразительности аллитерации в поэтической речи подкрепляется фрагментом из статьи В. В. Маяковского «Как делать стихи?», где поэт объясняет, как он использует этот прием в своих стихотворениях: «Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: "Где он, бронзы звон или гранита грань...". Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова» [Там же, с. 57]. Отмечая новаторство Маяковского, составитель словаря обращает особое внимание на рифму: «Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующей строю его ораторского стиха». И вновь он отсылает читателей к статье «Как делать стихи?» Маяковского, в которой поэт характеризует функции рифмы: «возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе...» [Там же, с. 305]. Рифма и самое важное слово, поставленное в конце строки, совпадают, и это делает рифму особенно значимой для понимания идейно-художественного смысла произведения. О «необычайности» своих рифм поэт писал в названной выше статье: «В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки» [6].
Примеры, взятые из словаря А. П. Квятковского, могут дать представление о том, что Маяковский-поэт был весьма разносторонен не только в использовании различных известных приемов поэтической выразительности, но и в создании новых средств художественности. Работа со словарем поможет школьникам осознать «значение подвига Маяковского как реформатора русской поэзии нового времени», которое, по мнению В. Н. Дядичева, «сопоставимо только с поэтическим подвигом А. С. Пушкина»; понять, что «вся русская поэзия после Маяковского стала другой»; так как практически все поэты «любой поэтической школы, любого поэтического направления, в том числе и ярых отрицателей, противников Маяковского», в той или иной степени испытали его влияние [2, с. 21]. Словарь Квятковского дает возможность понять неординарность поэта В. В. Маяковского.
Известно, что к творчеству В. В. Маяковского критики и литературоведы относятся по-разному: кто-то принимает и восторгается, кто-то осуждает и презирает. На него приклеивали ярлыки самого разного содержания: от восхваления до презрительного умаления [1, с. 211]. У каждого пишущего, очевидно, есть на то свои основания. Обращение к поэтическому словарю А. П. Квятковского позволит ученикам сформировать
собственную позицию по отношению к творчеству Маяковского, избежать однозначности в его оценке и понять, что как поэт Маяковский неординарен. При изучении творчества Маяковского в школе можно последовать совету Ю. Карабчиевского: «Главное - это не быть предвзятым... Не иметь никаких предварительных мнений, никакого счета не предъявлять, а открыть и читать стих за стихом, как читают неизвестного ранее поэта, выстраивая тот мир и тот образ автора, какие выстроятся сами собой» [3]. Автобиографию «Я сам» Маяковский начинает с формулы: «Я - поэт. Этим и интересен» [7]. Именно это должно стать главным в школе при изучении творчества поэта. Путеводителем в таком чтении может послужить «Школьный поэтический словарь» А. П. Квятковского, потому что Маяковский как поэт, бесспорно, принадлежит поэзии.
Аналогично можно поработать с другими литературоведческими словарями и сопоставить полученные данные с тем, чтобы составить более полное представление о творчестве В. В. Маяковского. Важно приучать учащихся обращаться за поиском информации не к одному, а к нескольким словарям одновременно. В этом случае у учащихся появляется возможность «увидеть» нюансы в рассматриваемых явлениях, разные точки зрения на один и тот же вопрос.
Работу с литературоведческими словарями на уроках литературы и русского языка можно рассматривать как важное средство развития способности обучающегося понимать художественные произведения, специфику творческого наследия мастера слова. Приучая учащихся работать со словарями, учитель будет способствовать не только повышению общей культуры школьников [8], но и воспитанию читателя, способного самостоятельно оценивать художественное произведение. Обращение к справочным материалам, литературоведческим словарям, энциклопедиям позволит учащимся в процессе анализа художественного произведения понять не только исторический, историко-культурный контексты, но и контекст творчества писателя, индивидуальность и неповторимость авторского слова. Работа со словарями - путь к совершенствованию навыков анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики и творческой задачи автора произведения. Опора на исследования ученых, создателей словарей, позволит учащимся осознать созданную в литературном произведении художественную картину жизни в единстве формы и содержания; проанализировать изучаемый текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, что весьма важно для понимания тематики и проблематики художественных текстов. Информация, почерпнутая в литературоведческих словарях при организации проектно-исследовательской деятельности, позволит учащимся создать энциклопедически полную итоговую работу по теме учебного исследования, раскрыть многообразие и уникальность творчества изучаемого автора.
Список литературы
1. Безелянский Ю. Н. 99 имен Серебряного века. М.: Эксмо, 2009. 640 с.
2. Дядичев В. Н. В. В. Маяковский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий и колледжей. М.: ТИД «Русское слово - РС», 2006. 128 с.
3. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского [Электронный ресурс]. URL: http://www.mayakovsky.velchel.ru/ index.php?cnt=1 (дата обращения: 24.12.2014).
4. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с.
5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. URL: http://government.ru/ media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 14.01.2017).
6. Маяковский В. В. Как делать стихи [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm?cmd=2 (дата обращения: 05.01.2017).
7. Маяковский В. В. Я сам [Электронный ресурс]. URL: http://v-mayakovsky.com/avto_bio.html (дата обращения: 05.01.2017).
8. О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации
[Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 № 08-535. URL: http://www.lexed.ru/search/ detail.php?ELEMENT%20ID= 1821 (дата обращения: 12.12.2016).
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413. URL: https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 12.12.2016).
WORK WITH LITERARY DICTIONARIES IN PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS
Marchenko Ol'ga Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy Academy of Qualification Improvement and Professional Retraining of Educators, Moscow
marchenko@apkpro. ru
The article examines the questions of organization of work with literary dictionaries in project and research activity of students. Possible types of learning activities of students when acquainting with "School Poetic Dictionary" by A. P. Kvyatkovsky in the process of studying the creative work of V. V. Mayakovsky are presented. The dictionary work will help students realize the importance of Mayakovsky as a reformer of the Russian poetry.
Key words and phrases: work with literary dictionaries; project and research activity of students; creative individuality of author; artistic originality of works of V. V. Mayakovsky; poetry dictionary of A. P. Kvyatkovsky.