Научная статья на тему 'Работа с импровизацией по системе Уэйна Мак-Грегора "Сознание и движение"'

Работа с импровизацией по системе Уэйна Мак-Грегора "Сознание и движение" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1160
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРОВИЗАЦИЯ / IMPROVISATION / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / CONTEMPORARY DANCE / У. МАК-ГРЕГОР / W. MCGREGOR / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / DANCE LABORATORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимошенко Ольга Евгеньевна

Статья посвящена одному из методов работы с импровизацией в современном танце системе Уэйна Мак-Грегора «Сознание и движение». Автор знакомит читателя с этой системой, анализирует её особенности и дает рекомендации по проведению лаборатории на базе данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVISATION WORK WITH "MIND AND MOVEMENT" BY WAYNE MCGREGOR

The article describes one of the methods of the improvisational work in the contemporary dance, namely, the system "Mind and Movement" by Wayne McGregor. The author acquaints the reader with this system, analyzes its features and gives recommendations on conducting a laboratory work based on this method.

Текст научной работы на тему «Работа с импровизацией по системе Уэйна Мак-Грегора "Сознание и движение"»

О.Е. Тимошенко

Российский институт театрального искусства — ГИТИС,

Москва, Россия

РАБОТА С ИМПРОВИЗАЦИЕЙ ПО СИСТЕМЕ УЭЙНА МАК-ГРЕГОРА «СОЗНАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ»

Аннотация:

Статья посвящена одному из методов работы с импровизацией в современном танце — системе Уэйна Мак-Грегора «Сознание и движение». Автор знакомит читателя с этой системой, анализирует её особенности и дает рекомендации по проведению лаборатории на базе данного метода.

Ключевые слова: импровизация, современный танец, у. Мак-Гре-гор, танцевальная лаборатория.

O. Timoshenko

The Russian Institute of Theatre Arts — GITIS,

Moscow, Russia

THE IMPROVISATION WORK WITH "MIND AND MOVEMENT" BY WAYNE MCGREGOR

Abstaract:

The article describes one of the methods of the improvisational work in the contemporary dance, namely, the system "Mind and Movement" by Wayne McGregor. The author acquaints the reader with this system, analyzes its features and gives recommendations on conducting a laboratory work based on this method.

Key words: improvisation, contemporary dance, W. McGregor, dance laboratory.

Импровизация является неотъемлемой частью современной танцевальной практики. Она имеет определенные правила, структуру и технику, может быть индивидуальной и групповой, быть исследованием или основой живого выступления. Поэтому ошибочно воспринимать импровизацию как полную свободу движения. Импровизация позволяет постигать движение, осмысляя и действуя одновременно. Осознан-

ный выбор и спонтанная реакция в импровизации соединяются, что дает возможность для создания нового движения, движенческого качества или взаимодействия в группе.

Импровизация — это процесс, требующий регулярной практики. Чем больше способов работы с движением известно танцовщику, тем подвижнее и активнее функционирует его воображение, тем легче его сознание может переключаться с одной задачи на другую. Такая мобильность является необходимым профессиональным качеством. Оно позволяет анализировать процессы, происходящие в теле, чувствовать связь с сознанием, исследовать его возможности, а также развивать их при помощи новых задач.

Накопленный опыт и наработки в области импровизации позволяют известным европейским и американским хореографам и педагогам создавать комплексные теоретические труды, которые могли бы помочь в профессиональном плане хореографам и танцовщикам. Данная статья посвящена одной из таких работ — методу «Сознание и движение», созданному Уэйном Мак-Грегором в соавторстве с Филиппом Бернардом, Скоттом де Лахунта, Жасмин Уилсон и Эллен Дуглас-Аллан. «Сознание и движение» является ресурсом, который может вдохновить хореографа и его танцовщиков, а также подтолкнуть их на исследование своих двигательных и мыслительных возможностей, преодолеть движенческие паттерны. Данный метод может послужить отправной точкой для выработки собственного языка хореографа и поиска нового уровня взаимодействия с танцовщиками. Сам Мак-Гре-гор говорит о том, что предложенные им упражнения призваны раскрыть спектр возможных движений, но хореограф и его танцовщики должны чувствовать свободу в использовании этого материала.

«Сознание и движение» выпускается с 2014 г. в формате небольшой картонной коробки, содержащей ряд брошюр, складных схем и множества карточек с методическими материалами. Эту работу можно приобрести в научно-образовательном отделе компании Уэйна Мак-Грегора «Рэндом дэнс» в Лондоне. В России данная методика не изучена ни в практическом, ни в теоретическом плане. Текст «Сознания и дви-

жения» не переведен на русский язык. Мастер-классы на основе этого метода проводят только танцовщики «Рэндом дэнс» и Уэйн Мак-Грегор в рамках своих научно-образовательных программ.

Для Уэйна Мак-Грегора хореография является непрерывным процессом принятия решений, где идеи исследуются и воплощаются в нашем собственном теле. Давать танцовщикам возможность искать и развивать их собственные пути в создании движения — важная составляющая взаимодействия хореографа с артистами в процессе постановки. Через лабораторное исследование У. Мак-Грегор анализирует интересные ему аспекты движения и взаимодействия танцовщиков друг с другом и с пространством. Импровизируя, танцовщики пропускают идеи хореографа через свое тело, предлагая таким образом свои неповторимые решения. Хореограф организует полученный материал в нужную ему структуру, фиксирует хореографический текст и создает законченное танцевальное произведение.

Профессиональная деятельность Уэйна Мак-Грегора неразрывно связана с Великобританией. Он родился в 1970 г. в г. Стокпорте и обучался танцу в колледже Бреттон-холл университета Лидса, а затем в школе Хосе Лимона в Нью-Йорке. В 1992 г. стал хореографом-резидентом в лондонском центре современного танца «Плейс» и в том же году основал собственную труппу «Рэндом дэнс Уэйна Мак-Грегора».

«Рэндом дэнс» была одной из множества небольших британских трупп, появившихся в 1990-е гг., однако почерк У. Мак-Грегора имел две существенные отличительные черты: лексическая насыщенность и широкое использование новейших компьютерных технологий. Эти особенности нашли гармоничное применение в его постановках: «53 байта» (1997), «Сульфур 16» (1998) и др.

Около 10 лет У. Мак-Грегор и когнитивный психолог Филип Бернард посвятили изучению мыслительных процессов, происходящих в момент движения, что позволило артистам компании У. Мак-Грегора «Рандом дэнс» глубже вникнуть в работу с импровизацией. Организация процесса развития воображения лежит в основе метода У. Мак-Грегора «Сознание и движение», ведь именно воображение необходимо для рождения нового и

оригинального танцевального движения. В данной статье под термином «воображение» подразумевается деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В «Сознании и движении» воображение рассматривается как инструмент. Этот метод помогает тренировать практическое применение воображения в работе с движением, накапливать личный творческий опыт. Данный подход исследует весь ментальный спектр, всю его работу, а также работу внимания в процессе взаимодействия разума и тела.

В «Сознании и движении» у. Мак-Грегор описывает деятельность нашего сознания следующим образом: «Вы можете представить себе предмет. Например, свою любимую кружку. Для этого вам не нужно видеть эту кружку в данный момент. Образ воображаемой кружки занимает место в той части сознания, которую называют внутренним зрением. По такой же аналогии сознание работает со звуковыми ассоциациями и опирается в этом случае на внутренний слух. Аудиальные образы хранятся в отдельной части сознания. Ваши мысли и ассоциативные ощущения, связанные с визуальными и звуковыми образами, формируют еще одну часть способности человека представлять вещи только в уме. Эта третья часть наиболее важна потому, что здесь воображение вовлекает ваш жизненный опыт и привносит определенное значение в образы, созданные в вашем сознании. И именно здесь находится источник внутренних решений человека, которые напрямую связаны с состоянием его тела» [1, с. 2].

Также вы можете представить движение не двигаясь. Это кинестетический образ, на который опираются все три части. Используя фокус внимания, вы можете перемещаться между этими частями, а также сочетать их различными способами. Изучение возможностей для создания образов и переключение внимания в сознании являются основой для развития образного мышления.

Внимание является одним из необходимых элементов при работе с движением. Часто о нем забывают, стремясь работать

с танцевальной формой, однако уже сам перенос фокуса внимания помогает создать совершенно новое самовосприятие исполнителя в окружающем его пространстве и, следовательно, поменять качество движения, а иногда и движение в целом.

В контексте современного танца тело не должно «обслуживать» хореографию. Часто артисты осознают, что исполняют танцевальные комбинации автоматически. Особенно это заметно в уже «заученной» хореографии. Тогда меняется качество движения. Осознание своего тела помогает танцовщику выполнять поставленные перед ним задачи, повышать уровень их исполнения, а также находить новое в рамках зафиксированной хореографии.

В этом плане «Сознание и движение» интересен тем, что его авторы работают не только со вниманием, направленным на движение, но и со вниманием, обращенным к звуку и визуальным образам. Это позволяет получить совершенно неожиданные результаты, работая с воображением. Например, направляя внимание на громкость звучащего музыкального произведения и одновременно исполняя задание на создание движения, мы расширяем спектр наших импровизаторских возможностей. Именно такой способ может помочь в создании нового танцевального языка, а также избавиться от двигательных и мыслительных зажимов, ведь когда мы думаем не о движении, а о звуке, работает наш внутренний слух, а движение создает подсознание.

Танцевальная импровизация работает не с формой, а с процессом. Этот процесс помогает танцовщику найти индивидуальное качество движения, то есть не копировать движение и манеру другого человека, но раскрывать особенности своего тела и ментального пространства. Осознавая границы привычного для себя, возможно понять, как работать со своими паттернами и как расширить спектр используемых движений. В «Сознании и движении» происходит фокусирование на простых руководящих принципах, что помогает раскрыть всё многообразие образов, способных возникнуть в нашем сознании, а также направить наше внимание на эти образы и понять, как оформляются наши творческие решения под влиянием ментальных и физических привычек.

Метод у. Мак-Грегора помогает пойти дальше стандартных комбинационных сочетаний в танце. Предложенные упражнения позволяют осознать аспект удобства/неудобства. В данном случае мы сталкиваемся с поиском своего пути и гармонии в теле, а также встречей, в определенном смысле, с самим собой. Неудобство заставляет по-другому взглянуть на тело и мышление. Конечной целью этого процесса является расширение зоны собственного движенческого комфорта.

Для более доступного объяснения принципов своего метода у. Мак-Грегор использует диаграммы. Сознание в его работе представлено в виде трех петель: петля образов внутреннего зрения, петля образов внутреннего слуха и петля ментальных схем, ощущений и эмоций. Накладываясь друг на друга, эти петли формируют область идеи. Развитие идей в нашем сознании у. Мак-Грегор описывает следующим образом: «...ментальные схемы генерируют их появление, а затем сами идеи возвращаются в ментальные схемы. Так двое собеседников обмениваются информацией во время общения. Эта петля является двигателем мысли, воображения и творческой деятельности» [1, с. 16].

Связь между такими мимолетными идеями становится более осознанной, если попытаться вычленить детали. Внутренний слух и внутреннее зрение могут нам в этом помочь. Подпитываясь опытом, полученным от наших физических ощущений, от звуков и визуальных представлений, поступивших к нам извне, ментальные схемы, ощущения, эмоции, образы внутреннего зрения и слуха интегрируются друг в друга в нашей повседневной деятельности.

Можно выделить 5 положений когнитивной науки, которые будут нам необходимы в лабораторной работе:

1. Ментальная работа воображения.

Мы постоянно черпаем образы из окружающей нас действительности и ориентируемся на реакции наших чувствительных рецепторов, однако образы и идеи, генерирующиеся исключительно в нашем сознании, должны постоянно развиваться и обновляться. Этот процесс является ментальной работой, и если не поддерживать его, то наши идеи и образы растворятся.

2. Режимы участия внимания в нашем ментальном пространстве.

Мы можем направлять наше внимание вовне, на различные объекты и их составляющие, а также перенаправлять его внутрь, на наше тело и сознание. умение переключать фокус внимания является важным ментальным навыком.

3. Паттерны: обобщение, разграничение, отвлечение.

Мы имеем возможность быстро, часто даже автоматически, обобщать и разграничивать свои отклики на стимулы, поступающие из окружающей нас действительности. Паттерны помогают выделять нам схожее и различное в таких сферах, как форма, звук, положение тела. Мы также можем мыслить отвлечённо и реагировать на более глубокие паттерны, которые помогают нам соединять форму, содержание и их эмоциональные значения. Например, говоря о визуальном восприятии, можно подумать о чем-то легком или тяжелом, и мы знаем, что удар, нанесенный чем-то тяжелым, принесет нам больший физический ущерб, нежели удар легким предметом. Подобные автоматические ментальные связи мы рассматриваем в трех пересекающихся петлях нашей диаграммы.

4. Паттерны: мыслительные и двигательные привычки.

Наши паттерны являются средством появления привычек

как ментальных, так и двигательных. Привычка — это способ нашего сознания работать экономно и эффективно в выборе наиболее подходящего действия в зависимости от контекста. Часто мы даже не замечаем, что функционируем под влиянием наших привычек. Привычки воображения ограничивают креативность. Если вы, например, попросите кого-то представить себе лестницу, то большинство людей создадут в своем воображении образ ведущих наверх ступеней, на которые смотрят снизу. Метод «Сознание и движение» призван помочь избавиться от подобных стереотипов мышления.

5. Использование фокуса внимания для обогащения материала, попадающего в ментальное пространство.

Представляя лестницу, мы говорили о «ментальном зрении». Если же мы подумаем о той же лестнице со стороны «ментального слуха», то мы можем услышать звук шагов или звук закрывающейся двери. Мы изменили фокус внимания.

Отталкиваясь от начальной точки и постоянно меняя фокус внимания, мы получаем новые возможности для создания качественно нового движения.

Ядром «Сознания и движения» является комплекс из 12 принципов, созданных для развития навыков воображения. Эти принципы обеспечивают базу для работы с воображением, направленным внутрь и вовне.

Первый принцип «назначение/выбор» задает точку отсчета, место для начала выполнения упражнения.

Принцип «приведение примера» собирает процесс воедино и обогащает образы новыми качествами. Этот принцип заставляет опираться на личный жизненный опыт и привносит новые значения в те образы, с которыми мы обычно работаем.

«Накладывание/наслаивание» комбинирует различные элементы. Этот принцип дает возможность соединить внутреннее и внешнее вместе.

«Изменение с течением времени» привносит изменения во временном пространстве. Здесь происходит работа с направлением, потоком, таймингом.

С целенаправленным преобразованием понятий, которые находятся в фокусе внимания, работают такие принципы, как «замена»,«изменение с течением времени», «шкала/изменение размера» и «изменение перспективы/точки зрения» на объект путем движения вокруг определенного образа, а также «перемещение/изменение положения в пространстве» части или всего образа. Это помогает обогатить происходящий процесс импровизации, движенческие и мыслительные привычки, а также искать альтернативные пути решения поставленных задач.

«Смена контекста» и «персонализация» работают со сменой взаимосвязанных элементов, модифицируя эпизод или персональное отношение к нему.

«Добавление» и «разбор на части» работают со сменой конфигурации или взаимоотношений понятий, привнося что-то новое в существующий набор заданий или, наоборот, фокусируясь на одной части образа, игнорируя остальные.

В «Сознании и движении» У. Мак-Грегор ставит перед нами ряд задач: 1) осознать и проработать различные прин-

ципы, применяемые к воображению и движению; 2) развить способность переключаться и комбинировать эти принципы; 3) выделять различные части воображения и создавать связи между ними; 4) принимать понятные решения и быть способным объяснить свой выбор; 5) использовать эти принципы при возникновении внутренних и внешних импульсов.

Система разбита на 5 уроков, фокус которых направлен на комплекс из двенадцати описанных принципов. Эти принципы используются и развиваются в каждом уроке. Таким образом, танцоры могут надстраивать свои знания от занятия к занятию и выполнять задания более осознанно. Приведенная далее схема уроков не является строгой рамкой для лаборатории. Являясь опорой, она может варьироваться и развиваться. Описанные упражнения направлены на развитие воображения людей, работающих именно с движением. Для творческого мышления ценно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Данный подход помогает осознать глубину взаимодействия тела и сознания, а также преодолеть зажимы, возникающие в процессе импровизации.

Лабораторный характер уроков предполагает присутствие ведущего. Им может быть хореограф, желающий найти общее пространство с танцовщиками новой компании, а может — один из танцовщиков. Часто именно в лабораторном поиске хореограф находит нужный для него материал, иногда не только движенческий. Подобный тип исследования всегда очень плодотворен, так как каждый участник проводит самостоятельную работу с собой, своим телом, перерабатывая свой опыт, преодолевая свои паттерны и прорываясь сквозь ментальные и физические зажимы. Именно такая форма может помочь раскрыть танцовщика, найти к нему подход, понять, чего он боится и с чем любит работать.

Каждое занятие должно длиться не менее часа, однако проводящий лабораторию может разбивать закрепленный в «Сознании и движении» урок на блоки для наилучшего усвоения материала. Необходимо найти оптимальный темп для занятий. Также важно особо обратить внимание танцовщиков на поиск собственного пути в импровизации, объяснить им,

что нет «правильного» и «неправильного» использования воображения.

Первый, второй и третий уроки направлены на работу с внутренним созданием образов и состоят из трех видов упражнений:

1) упражнения, которые знакомят с движенческими творческими навыками;

2) упражнения, направленные на собственно ментальную работу;

3) упражнения, в которых воображение используется как стимул для создания движения; здесь соединяются первый и второй элементы.

Четвертый и пятый уроки сфокусированы на работе с внешними образами и состоят из двух методических направлений:

1) методы для извлечения определенных свойств из внешних образов;

2) методы для использования этих свойств в процессе создания движения.

Участникам лаборатории будет полезно вести записи по каждому уроку, а на четвертом и пятом уроках они должны будут не только записывать, но и рисовать и чертить. Большое значение имеет обмен опытом между танцовщиками. Для этого ресурс «Сознание и движение» содержит «карточки-открытия», содержащие вопросы, необходимые для поддержания внимания танцовщиков и их осознанной работы. «Вопросы-открытия» помогают раскрыть объем вариативности в работе с инструкциями в каждом уроке. Групповые дискуссии побуждают танцовщиков слышать и видеть иные подходы к заданиям, позволяя оценить, насколько непохожи внутренние и внешние реакции других участников лаборатории на одни и те же задачи.

Урок 1

Первый урок направлен на работу с визуальными образами. Мы рассмотрим движение как рисование телом в пространстве. Для выполнения задания участникам будет необходимо составить список десяти различных частей тела и перечислить обычные и необычные комбинации этих частей.

Вы можете использовать любые части, но чем реже вы используете их для движения обычно, тем лучше. Например, мизинец левой стопы или правое ухо.

Затем выберите пять точек в пространстве, пронумеруйте их. Теперь дотроньтесь рукой до каждой из точек. Сделайте то же самое, используя правый локоть, левое колено и нос. Выберите другие части тела из своего списка и соедините ими точки 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5 по дуге. Соединяя точки в пространстве, мы уже начинаем «рисовать» своим телом. Такой перенос фокуса внимания позволит сделать движение более осознанным.

Теперь вы можете выбрать новые части тела из списка и соединить эти точки по зигзагу. Представьте зигзагообразную линию, которую только что нарисовали, и перенесите ее в другое место в пространстве, «рисуя» ее новой частью тела. Исследуйте такой способ рисования в пространстве, используя различные части тела из своего списка.

Это упражнение является только базой для работы с визуализацией, поэтому вы можете варьировать и дополнять задания. Возможны, например, различные интерпретации «прорисовки» отрезков, дуг и спиралей, по которым вы соединяете выбранные точки, или эксперименты со скоростью.

В следующем упражнении мы продолжим работать с визуализацией, но уже более активно станем использовать воображение. Вам необходимо представить себе шляпу. Здесь мы подключаем внутреннее зрение. Ответив на следующие вопросы, вы сможете самостоятельно исследовать возможности своего воображения:

— Можете ли вы изменить тип этой шляпы?

— Можете ли вы сделать ее больше или меньше?

— Выберите объект, находящийся в пространстве, и дополните его образом шляпы. Можете ли вы представить, что шляпа стала очень большой, а объект — очень маленьким?

— Можете ли вы поместить шляпу и объект в другое пространство?

— Можете ли вы представить звуковой фон для этого пространства?

— Можете ли вы переместить свое внимание на положение, в котором вы создали новое пространство?

Ответив на эти вопросы, вы сможете приступить к более сложной работе с визуализацией. Для этого представьте свою шляпу в виде двухмерных или трехмерных очертаний. Эти очертания мы будем использовать для линейного рисования. Вам необходимо осознать, что эскиз шляпы состоит из разных частей, которые имеют определенную форму. Например, поля образуют окружность. Выберите одну из таких частей, сфокусируйтесь на ней и разместите её в виде линии перед собой в пространстве. Затем примите решение, насколько большой или маленькой будет эта часть, и прорисуйте её одной из частей тела из вашего списка. Теперь выберите другую часть шляпы и прорисуйте её другой частью тела из списка. Эту работу необходимо продолжать, пока вы не сформируете небольшую движенческую фразу.

Первый урок является наиболее простым по восприятию. Часто, говоря о воображении, мы имеем в виду именно визуализацию. Создать образ внутренним зрением обычно проще всего, а мягкая смена восприятия образов обеспечивает удобство для изучения нового материала.

Рисование в пространстве направлено на работу с точками и линиями, на их изучение. Почувствовав себя уверенно в материале, вы можете играть с толщиной этих линий, рисовать пунктирные линии. Можно попробовать изучить, как точки и линии внутри тела могут соотноситься с точками и линиями снаружи и что происходит, когда они соединяются в единую форму.

Урок 2

Второй урок направлен на работу со звуковым восприятием. Для начала нарисуйте своим внутренним зрением трехмерную фигуру (сфера, куб, цилиндр и т.д.).Теперь подвесьте эту фигуру перед собой в своем воображении и сделайте ее больше, чем ваше тело. Приблизьтесь к фигуре и опишите ее, двигаясь вокруг нее, под ней, над ней. Используйте как отдельные части, так и всё тело. Затем представьте, что вы находитесь внутри фигуры и расскажите, какова она изнутри. Используя материал, созданный при работе с различными фигурами внутри и снаружи, создайте небольшую движенческую фразу, которую вы сможете повторить.

Теперь мы можем обратиться к внутреннему слуху. Для этого закройте глаза и представьте звук, который легко вызвать в своем воображении. Затем ответьте на следующие вопросы:

— Можете ли вы представить, что этот звук находится очень близко к вам, а затем — очень далеко? Становится ли звук громче или тише?

— Можете ли вы представить направление его движения: направо, налево, вверх, вниз или волнообразно?

— Можете ли вы представить, что звук изменяется, не перемещаясь?

— Можете ли вы представить еще один звук на втором плане или в другом месте пространства?

— Можете ли вы представить этот звук в другом контексте?

— Можете ли вы представить слово, которым можно описать этот звук? Имеется в виду звукоподражание.

— Можете ли вы взять слово, о котором вы сейчас думали, и соотнести с ним другой звук?

Ответив на эти вопросы, мы можем пойти дальше и подключить внутренний слух к работе с визуальными образами и движением.

Вернитесь к трехмерной фигуре, с которой вы работали в 1-м упражнении этого урока. Поместите ваш воображаемый звук в определенную часть этой фигуры. Представьте, что звук перемещается вокруг этой части и постепенно становится громче. Теперь движением опишите свою трехмерную фигуру, следуя за звуком. Продолжайте работать, пока не создадите небольшую движенческую фразу, которую сможете повторить. В этом упражнении фокус вашего внимания постоянно перемещается с визуальных образов на аудиальные и наоборот.

Во втором уроке задания постепенно усложняются. Здесь мы не просто рисуем образы, мы описываем и таким образом изучаем объемы, поверхности, целостность при помощи своего тела. Важно не бояться усложнять задание и, нацеливая его на изучение пространства вокруг и внутри своей фигуры, рассмотреть ее с разных сторон и в разных плоскостях, не забывая фокусировать внимание на текстуре, весе и даже температуре фигуры.

Урок 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьем уроке мы поработаем с кинестетическим восприятием.

Под термином «кинестетика» (кинестезия) понимают так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных частей, так и всего тела. Это возможно благодаря тому, что мозг постоянно анализирует физические изменения в теле, реагируя на сигналы, посылаемые рецепторами. Существуют люди с кинестетическим типом интеллекта. Часто такими людьми являются танцоры и люди, работающие с движением. Они более ориентированы на получение информации через прикосновение, имитационные и физические упражнения.

В этом уроке мы составим два списка с глаголами: списки А и Б. Мы можем составлять их произвольно. Важно, чтобы эти глаголы ассоциировались у нас с активным движением. Например, скручивать, ронять, разбрасывать, вращать и т.д. Разделение их на группы также имеет свободный характер.

Возможно, упражнение стоит попробовать сделать каждому участнику самостоятельно, а уже потом переходить к работе в паре. Здесь варианты зависят от состава, общего уровня подготовки и микроклимата группы. Упражнение не направлено на создание движенческой комбинации. Оно позволяет подготовить к импровизации, помогая ощутить свободу движения.

Выберите партнера и решите, кто из вас будет участником А, кто — Б. Участник А называет слова из списка А, а участник Б должен кинестетически отреагировать на них, не используя мимику. Дайте каждому танцору несколько минут на изучение процесса работы с каждым новым словом.

Усложняя задание, добавьте в свой список еще несколько глаголов, а также понятие «шкала», тогда участнику Б придется думать не только о слове, которое он отражает, но и об амплитуде своего движения. Таким же образом можно добавлять к глаголу часть тела или попросить участника Б подумать о месте в пространстве, где происходит действие. Эти движения могут исполняться как всем телом, так и отдельными частями. Затем участники меняются ролями.

Подключив свое кинестетическое воображение, вы можете углубить осознание процесса импровизации. Для этого вам необходимо поработать с кинестетическими образами и ответить на следующие вопросы:

— Представьте, что вы держите в руках сжатую пружину. Можете ли вы представить ощущения от ее растягивания и сжатия?

— Закройте глаза и вызовите снова образы растянутой и сжатой пружины. Можете ли вы представить пружину меньшего размера и обладающую меньшим сопротивлением?

— Можете ли вы представить ее большего размера?

— Можете ли вы изменить части тела, которыми растягивали пружину?

— Можете ли вы изменить расположение пружины?

— Можете ли вы осознать чувство мышечного напряжения при растяжении пружины?

— Можете ли вы представить текстуру поверхности пружины? Можете ли вы в своем воображении изменить материал, из которого сделана пружина?

упражнение выполняется стоя. В теле возможны небольшие движения для помощи воображению.

Теперь вы можете приступить к кинестетическому творчеству. Вернитесь к спискам глаголов и выберите пять слов из списка, с которым вы не работали, или придумайте новые активные глаголы. Для каждого выбранного слова придумайте объект, на который это действие может быть направлено. Затем выберите объект и подумайте о качествах, характерных для него (текстура, вес, форма, как он может двигаться и т.д.). Примените несколько принципов, проработанных в первом и втором уроках, которые направлены на изменение объекта в вашем воображении. Используя методы рисования и описания из первых двух уроков, создайте движение, соотносящееся с вашим объектом.

Для каждого объекта создайте небольшую движенческую фразу. Затем двигайтесь к следующему объекту, повторяя движения предыдущей фразы. Создайте таким способом более длинное слово, которое описывает все объекты.

В этом уроке мы уже более объемно работаем с восприятием и различными частями сознания. Постепенно наслаивая

эти части друг на друга, мы создаем полную картину взаимодействия ментального и физического полей.

Урок 4

В четвертом уроке мы продолжим работать с визуализацией, но уже на другом уровне восприятия. Для работы вам понадобятся бумага, карандаш и калька. В этом задании нужно будет рисовать в общепринятом смысле этого слова.

Выберите изображение, которое может быть визуально интересно для участников группы. Это может быть картина, фотография, рисунок и т.д. Разместите на изображении лист кальки и прорисуйте на ней выбранные вами элементы рисунка. Это могут быть очертания фигуры, область, заполненная определенным цветом, какая-то форма. Количество элементов варьируется от трех до пяти.

Затем переместите кальку с рисунка, и вы получите лист с тремя — пятью выбранными элементами. Эти элементы станут визуальным набором для импровизации.

Теперь вернитесь к изображению и составьте список слов, описывающих вещи, которые вы видите в своем воображении (цвет, форма, тип места и т.д.), а также что вы чувствуете при этом (страх, смущение, удовольствие и т.д.). Так вы создадите свой вербальный набор для импровизации.

Вы можете создать движение, используя свой визуальный набор для импровизации. Выберите один элемент из визуального набора и поместите его в окружающем вас пространстве. Затем измените размер и перспективу, чтобы адаптировать этот элемент в пространстве и прорисовать или описать его всем своим телом или его частями.

Повторите задания, добавляя новые элементы из своего визуального списка в окружающее вас пространство, и измените используемые принципы на «наслоение» и «перемещение». Создайте движенческую фразу, используя все элементы вашего визуального набора.

Вы можете поработать со своим визуальным набором и другим способом. Оставаясь неподвижным, представьте каждый из элементов, отображенных на кальке, в виде звука. Теперь поместите каждый из этих звуков в окружающее вас пространство. Следуйте за звуком и описывайте его при по-

мощи движения. Работайте до тех пор, пока не создадите последовательность движений, которую сможете повторить.

Теперь поработаем с вербальным набором для импровизации. Для выполнения первого задания выберите пять слов из этого списка и расположите их в случайном порядке. Затем составьте из них предложение, добавляя новые слова, не входящие в список. Повторите это предложение в уме несколько раз, пока не сможете проследить его ритмический рисунок. Запомните его. Используйте этот ритмический рисунок для создания небольшой танцевальной комбинации. Задействуйте различные части тела для различных частей этого рисунка.

Второе задание направлено на визуальные образы. Выберите из вербального набора слово, наиболее содержательное именно для вас. Представьте первую букву в виде трехмерной фигуры в пространстве, окружающем вас. Используйте при этом такие принципы, как «перемещение», «изменение размера» и «смена перспективы». Опишите эту трехмерную фигуру, используя всё тело или его части. Повторите то же задание со следующей буквой. Проработайте, таким образом, все буквы и создайте небольшую танцевальную фразу.

В этом уроке мы всё больше углубляем наше представление о сознании и воображении. Мы подключаем речевые инструменты к работе с движением и пытаемся объединить различные части сознания для выхода за пределы своих паттернов.

Урок 5

В пятом уроке мы будем активно работать со звуковым восприятием. Выберите небольшой музыкальный фрагмент. Этот отрывок может быть любого стиля и направления, но небольшим по размеру, чтобы для вас не составляло труда проигрывать его многократно. Прослушайте этот фрагмент. Обратите внимание на происходящие в нем изменения и на перманентные особенности. Во время прослушивания выборочно направьте внимание на различные свойства музыки: громкость, размер, ритм, какие звучат инструменты/тембр голоса, мелодию. Так вы подготовите базу для создания движения при помощи звуковых импульсов. Затем направьте свое внимание на одно из её свойств. Например, громкость, и ис-

следуйте отображение звука, напрямую переходящего в ваше тело. Используйте различные части тела для раскрытия изменений, происходящих в музыке. Постепенно вы можете переходить от одного свойства к другому.

Для выполнения следующего задания вам необходимо выбрать одно из свойств музыкального отрывка, создать визуальный набор для импровизации и зарисовать его на бумаге таким образом, чтобы он отражал изменения выбранного свойства. Например, громкость идет снизу вверх — линия поднимается плавно вверх. Однако перед вами не стоит задача создать непрерывающуюся линию. Вы можете прорисовать свое видение и короткими штрихами. Теперь повторите то же задание, но уже с другим музыкальным свойством и добавьте полученный результат к своему визуальному набору.

Затем представьте новый музыкальный отрывок, который именно для вас является значимым, и представьте цвет, который ассоциируется у вас с этим музыкальным фрагментом.

Выберите одну линию из вашего визуального набора и воспроизведите ее в действии, но таким образом, чтобы прямая линия округлилась, зигзагообразная — выпрямилась, а закругленная линия начала вращаться. Без привязки к музыкальному материалу изучите эти действия. Потом выполните данное задание со всеми линиями и формами своего визуального набора и на основе полученного материала создайте небольшую танцевальную комбинацию. Затем вернитесь к цвету, который ассоциировался у вас с выбранной песней. Используйте принцип наслаивания для создания нового качества вашего движения.

В следующем упражнении, прослушивая музыкальный отрывок, представьте себе слово, которое соотносится с этим отрывком. Если звучит песня, постарайтесь не относиться к заданию буквально и не выхватывайте слова из её текста. Запишите это слово и создайте в своем воображении ассоциирующийся с этим словом объект.

Мы снова будем использовать звуковые стимулы. В этом упражнении вам необходимо поместить воображаемый объект в окружающее вас пространство. Теперь создайте танцевальную фразу, комбинируя рисование контура выбранного

объекта в пространстве и описывание его внутренней и внешней частей. Используйте все тело или его части.

Предыдущая часть урока может быть выполнена заново. Вы можете создать более продолжительную танцевальную фразу, подумать о другом слове, выбрать новый объект своих ассоциаций и исследовать его при помощи движения.

Пятый урок является заключительным. Он дает возможность применить навыки, приобретенные на предыдущих уроках. Использование музыкального материала приближает импровизацию в этом уроке к стандартной работе хореографа с движением, однако многозадачность и перенос фокуса внимания помогают внести новое и в этот способ.

Благодаря лабораторной работе мы можем понять, насколько широк спектр существующих движений. Часто накопленный танцовщиком или хореографом танцевальный опыт «спит» под налетом зажимов и движенческих паттернов, и именно лаборатория может помочь в освоении этой невостребованной танцевальной лексики.

Если же говорить именно о хореографе, то умение использовать все свои движенческие возможности и техническую базу является для него необходимым. Только свободное владение своим телом и своим сознанием позволяет создать яркое запоминающееся танцевальное произведение. Именно поэтому и сам хореограф не должен бояться участвовать в лабораториях, накапливать движенческий опыт работы со своим телом и пространством, а также в партнерском взаимодействии.

Важным преимуществом лаборатории является возможность познакомиться с новой для хореографа труппой. В данном контексте лаборатория может являться определенного рода собеседованием, и хореограф имеет возможность понять, как далеко готов пойти за ним исполнитель.

Метод «Сознание и движение» является одним из множества вариантов работы с импровизацией. Интересен подход у. Мак-Грегора к движению и созданию хореографического текста. Комплексность и методичность этого подхода выделяют его из ряда умозрительных движенческих практик. «Сознание и движение» служит устойчивой опорой в исследовании дви-

жения и может быть интересен как начинающим танцовщикам, так и опытным артистам и хореографам.

Список литературы References

1. [Wayne McGregor, Dr. Philip Barnard, Dr. Scott de Lahunta, Jasmine Wilson, Ellie Douglas-Allan. 'Mind and Movement' Choreographic Thinking Tools]. Wayne McGregor |Random Dance, 2013./ Wayne McGregor, Dr. Philip Barnard, Dr. Scott deLahunta, Jasmine Wilson, Ellie Douglas-Allan. Maind end Muvement' Koreografik Tsinking Tulz, Wayne McGregor|Random Dens, 2013

Данные об авторе:

Тимошенко Ольга Евгеньевна — аспирант и педагог кафедры современной хореографии и сценического танца Российского института театрального искусства — ГИТИСа, артистка театра «Балет Москва». E-mail: timohina-dancer@mail.ru

About the author:

Timoshenko Olga — a postgraduate student and a coach at the Russian Institute of Theatre Arts — GITIS, an actor of the Theatre Ballet Moscow. E-mail: timohina-dancer@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.