Научная статья на тему 'Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании'

Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2758
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАННОСТИ / ТРЕВОГА / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / КОНСТРУКТЫ "Я-И-МИР" / СМЫСЛ И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ / ОДИНОЧЕСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНЕЧНОСТЬ / CONSTRUCTIONS "I-ANDWORLD" / EXISTENTIAL ENTITIES / ANXIETY / SUBJECTIVITY / SENSE AND SENSELESSNESS / LONELINESS / RESPONSIBILITY / MORTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Елена Витальевна

В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью. Автор уделяет большое внимание глубинным причинам проблем клиента, осознание которых становится целью личностно-ориентированного консультирования. Это тревога и боль, связанная с переживанием экзистенциальных данностей. Особенностью консультирования при работе с данностями становится не снижение тревоги, а побуждение клиента проживать ее и быть к ней более толерантным. В статье описаны возможности работы с запросами клиента в экзистенциально-гуманистическом подходе. Выделены основные принципы работы, ожидаемый результат консультирования, специфика отношений консультант клиент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author pays attention to some foundations of psychological counseling dealing with existential entity. The main focus of this counseling is on deepening the process of investigation on the cause of the problem. It is very important to create conditions for a client to be aware and face existential entities, to experience anxiety and become more tolerant. Some principles and purposes are considered working with sense and senselessness, with loneliness, fear of death and responsibility.

Текст научной работы на тему «Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании»

Е.В. Юдина

Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании

В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью. Автор уделяет большое внимание глубинным причинам проблем клиента, осознание которых становится целью личностноориентированного консультирования. Это тревога и боль, связанная с переживанием экзистенциальных данностей. Особенностью консультирования при работе с данностями становится не снижение тревоги, а побуждение клиента проживать ее и быть к ней более толерантным. В статье описаны возможности работы с запросами клиента в экзистенциально-гуманистическом подходе. Выделены основные принципы работы, ожидаемый результат консультирования, специфика отношений консультант - клиент.

Ключевые слова: экзистенциальные данности, тревога, субъективность, конструкты «Я-и-Мир», смысл и бессмысленность, одиночество, ответственность, конечность.

тэ \-

В последнее время вопросы экзистенциальных данностей стали предметом внутреннего поиска клиента в рамках психологического консультирования. Либо это связано с общей культурой клиентов и их готовностью обращаться за помощью к психологу, проявляя заботу о себе и своем внутреннем мире; либо ориентация психологов-практиков стала менее прагматичной, а более личностно-ориентированной. В любом случае в рамках психологического консультирования акцент с рассмотрения актуальных проблем межличностного конфликта все больше перемещается к рассмотрению глубинных проблем человека [4; 6].

Так, известно, что в основе длительных житейских трудностей клиента лежат либо внутриличностный конфликт, либо сформированные деструктивные паттерны, либо сложившиеся перцепции «Я-и-Мир», которые приводят к нарушению гармоничного, продуктивного способа жизни. Разные концептуальные подходы глубинных направлений объясняют трудности клиента, с которыми он обращается к психологу-консультан-ту, более глубинными причинами, чем просто неадекватностью поведения или незнанием его альтернатив [1].

Современный клиент, обращающийся за психологической помощью по поводу личностных трудностей, - это образованный человек, который пришел не за советом, что делать, а за ответами на вопросы: как быть, как жить, как справляться, как получать удовольствие от жизни, как и с кем быть в ценных отношениях, как переживать утрату и кризисы? И часто у психолога нет ответов, рецептов и советов. И тогда процесс консультирования становится творческим поиском, в процессе которого клиент сам отвечает, а то и еще больше задается вопросами, и это меняет его жизнь к лучшему. Методологической основой такого процесса консультирования является экзистенциально-гуманистический подход, который базируется на экзистенциальном, гештальт-ориентированном и клиент-центри-рованном консультировании [4; 5].

Особенностью консультативного процесса в данном подходе является то, что за повседневными трудностями важно увидеть глубинную боль человеческого существования и направить процесс на раскрытие способности человека эту боль проживать. Целью такого консультирования становится высвобождение ресурсов через усилия жить, а не останавливаться на решении актуальных трудностей и снятии симптомов на когнитивном или поведенческом уровне. Основными являются принцип процессуальности («здесь и теперь»), диалогичности консультирования (терапевтичность отношений) и актуализации интенциональности клиента (обращенность в будущее и ценностное целеполагание). Клиент в таком консультировании рассматривается как субъект (мыслящий,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

чувствующий и действующий), а не объект. Так консультирование становится личностно-ориентированным процессом, а не консультацией по поводу [2; 3; 5].

С точки зрения экзистенциального подхода причиной проблемы клиента являются ограничения конструктов «Я-и-Мир», которые влияют на восприятие реальности индивидом, снижают эффективность жизни, мешают человеку творчески приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Экзистенциальное консультирование - это процесс, в котором мы исследуем возможности и ограничения системы конструктов. Осознавая свои возможности и ограничения, человек неминуемо сталкивается с экзистенциальными данностями: бессмысленностью существования, свободой и ответственностью, конечностью жизни и одиночеством. Это столкновение приводит к переживанию тревоги. Само существование человека - тревожно, а различные способы подавления тревоги не улучшают качество жизни и не способствуют получению удовлетворения от нее.

Избегание тревоги может осуществляться различными способами: гонкой за достижениями, множественностью поверхностных отношений, алгоколизмом или трудоголизмом, подменой модуса жить на модус иметь с преобладанием материальных ценностей, превращение своей жизни в спокойное болото или постоянный экстрим и т.д. Переживание удовольствия от жизни становится ускользающей линией горизонта, а самоощущения человека похожи на отчуждение от себя самого. В таком состоянии жалобы клиента выглядят как «Не знаю, что хочу», «Не могу выбрать...», «Я - неудачник», «Мне не нравится моя жизнь, но ничего не могу изменить», «Мне одиноко» и т.д. Либо острое переживание кризиса, утраты, столкновение человека с более истинными ценностями, переживанием конечности жизни приводят клиента к формированию запроса «Как справиться с переживанием», «Как жить дальше», «Где взять силы, смысл», «Как переживать свое бессилие, несовершенство, бесперспективность» и т. д.

Таким образом, задачей психологического консультирования становится не снятие или снижение уровня тревоги, а повышение толерантности клиента к ней, получение опыта осознания своего бытия и, как следствие, развитие мужества жить [1; 2; 5].

Работая с данностью свободы, консультант побуждает клиента быть активным, ответственным, способным осознавать свою роль в происходящих и случающихся с ним событиях. В процессе консультирования клиент все больше движется к осознанию своего выбора, свободы и ответственности выбирать, действовать и предвидеть последствия своих

выборов, понимать, какой резонанс в мире вызывают его действия, осознавать и нести ответственность за свои намерения [9].

Постепенно манипулятивный запрос становится более интернальным, жалоба с третьего лица или внешних обстоятельств смещается к локу-су своей ответственности, собственного внутреннего мира. И эта работа ведется не только относительно проблемы клиента «там и тогда», но больше «здесь и сейчас»: как клиент отвечает за процесс консультирования, насколько он может быть активным и являться исследователем своих конструктов «Я-и-Мир».

Психолог-консультант настойчиво и последовательно сталкивает клиента с реальностью, с осознанием ограничивающей силы конструктов «Я-и-Мир», с осознанием своих возможностей как субъекта быть свободным перестраивать и менять эти конструкты. Данный процесс, конечно, вызывает у клиента сильное сопротивление, и большая часть работы консультанта заключается в постоянном внимании к процессу того, как клиент удерживает, переживает и защищает эти конструкты, а не к содержательным характеристикам, т.е. фактам и событиям, которыми клиент оправдывает свои конструкты. Таким образом, клиента сталкивают с осознанием того, как он играет активную роль в поддержании деструктивных паттернов, которые ему же мешают получать от жизни большее удовольствие [1; 2].

Данность конечности жизни становится актуальной в процессе консультирования часто, когда клиент обращается в кризисном состоянии переживания утраты или кризиса средних лет. При таком запросе акцент делается и на переживание боли утраты, проживание процесса горевания во избежание подавления чувств и, как следствие, подавления жизненной энергии. Но в процессе консультирования акцент смещается на отношение человека к своей смерти и рассмотрение этого феномена для осознания трудностей и проблем. Терапевтичность осознания своей конечности и принятие ее дает возможность клиенту пересмотреть иерархию своих ценностей, повышает стремление жить более интенсивно, рисковать и быть открытым новому опыту [9].

За повседневными трудностями тоже можно усмотреть глубоко лежащий страх смерти. Часто он приводит к формированию страха жизни: человек становится как бы законсервированным, статичным, перестает радоваться простым вещам. В таком состоянии запросы клиента могут звучать как «Мне все надоело», «Я не хочу стареть», «Не хватает времени» или, наоборот, «Скучно» и т.д. Боясь умереть, человек начинает бояться жить, не решается проявлять себя, боясь ошибиться. Одно из проявлений страха смерти и жизни выражается в гонке за достижениями,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

у

стремлении прославиться в потомках, трате времени на завоевания статуса и регалий, утрачивании способности делать паузу и наслаждаться настоящим моментом, отношениями с любимыми людьми, красотой природы и процессом творчества.

Ценность времени, проживаемого клиентом здесь и сейчас, качество проведения часа консультативной сессии показывает клиенту его способность осознавать протекание времени не как абстрактной категории, а как процесса, в котором раскрывается его субъективность. Жесткость временных границ консультативной сессии является терапевтичной для клиента, хотя также может вызывать у него много сопротивления. Твердая и последовательная позиция консультанта в соблюдении временных рамок может быть для клиента фрустрирующей его деструктивные способы обращения со временем, однако именно такая стратегия способствует осознаванию ценности часа и минуты своей жизни.

Работа с данностью конечности тесно связана с данностью бессмысленности (как и с другими экзистенциальными данностями). Проблема бессмысленности скрывается в запросе общей разочарованности жизнью, жалобами на опустошенность, отсутствие желаний, или, наоборот, сверхзначимостью и одержимостью какими-то идеями, на которых клиент фиксируется, либо ждет, когда кто-то откроет для него, в чем смысл жизни, и успешно обесценивает чьи-то попытки это сделать.

Помимо встречи с общими понятиями смысла и бессмысленности жизни в целом, клиент все больше начинает осознавать свою ответственность в способности открывать смысл здесь и теперь, а также переформулировать смысл происходящего. Все чаще клиент в процессе консультирования начинает осознавать, что не сами факты расстраивают его, а тот смысл, который он им придает. Либо неспособность увидеть смысл в простых вещах, деяниях и чувствованиях приводит к невыносимой опустошенности и вакууму, падению энергии и отсутствию интереса. Такое состояние становится трудно переносимым. Слова Франк-ла о том, что все можно пережить, если знаешь, ради чего, становятся основополагающими для процесса консультирования в работе с этой данностью [7].

Часто терапевтичным становится то, что в процессе консультирования запрос клиента с нужды в помощи смещается к запросу интереса к себе и процессу внутреннего поиска. Жизнь, состоящая из деталей, становится самоценностью для клиента, а сам он начинает видеть смысл в каждодневном проживании. Побуждать клиента видеть смысл, привносить смысл во время консультативной сессии, фрустрировать его ожидания смысла от психолога - все это достаточно конфронтационно для клиента,

однако выдерживание этого напряжения повышает его способность жить осмысленно, а значит, интересно.

С данностью одиночества клиент сталкивается в своей жизни не только при отсутствии близких отношений или при социальном одиночестве. Уникальность переживания делает человека очень одиноким, часто глубинные переживания экзистенциальных данностей (смысла своей жизни, ее конечности) трудно разделить с кем-то, т. к. умираешь все равно в одиночку, даже в окружении близких людей. Характер бытующих в последнее время отношений, построенных на выгоде, удовлетворении потребностей физического уровня, не способствует построению отношений равноправных партнеров, в которых каждый имеет самоценность и, признавая экзистенциальное одиночество, идет на риск быть в отношениях. Способность строить подлинно близкие отношения у большинства людей очень низка, а потребность в них остается, даже если и не осознается.

Опыт таких отношений клиент получает в процессе психологического консультирования, где психолог выступает не как закрытый «специалист», аналитически разбирающий и объясняющий проблемы клиента, а как чувствующий, осознающий профессионал, способный выдерживать и сопровождать человека в его внутреннем поиске, принимающий клиента как он есть, а не директивно настаивающий на изменениях. Такие отношения подразумевают вовлеченность и открытость двоих [6].

Весь процесс консультирования в работе с экзистенциальными данностями обращен к побуждению клиента жить, проявляться в жизни, делать усилия, превращая потенциальное в актуальное. Результатом такой работы является расширение способности клиента принимать жизнь в ее противоречивости. Так, принятие той или иной данности помогает увидеть и пережить обратную сторону своего существования. Признание конечности повышает способность жить интенсивно; осознание своего одиночества помогает строить ценные близкие отношения и находить ценность своего Я с Тобой; осознание свободы и недетерминированности помогает искать опору в себе, а столкновение с бессмысленностью приводит клиента к созданию своих смыслов [8].

Обобщая сказанное, можно выделить некоторые положения, на которые стоит опираться в работе с экзистенциальными данностями.

1. Видеть и признавать в проблеме клиента более глубинный уровень переживания, чем заявлено в жалобе, а именно - боль переживания экзистенциальных данностей.

2. Побуждение клиента к осознанию своих возможностей и ограничений в любой проблемной ситуации.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

3. Отказ от идеи снижения тревоги: наоборот, создание условий проживания тревоги, повышающие толерантность к ней.

4. Внимание к сиюминутным переживания и процессу осмысления конструктов «Я-и-Мир», а не к объяснению проблемы «там и тогда».

5. Побуждение клиента к ответственности, активности в жизни и процессе консультирования, осмыслению выборов и скрытых мотивов.

6. Установление диалогичных отношений на признании ценности субъективности клиента, а не отношение к нему как к объекту объяснения.

7. Вовлечение клиента в жизнетворчество, в аутентичные отношения.

Библиографический список

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.

2. Дорцен Э. ванн. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 33-48.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

6. Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2. С. 143-150.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

8. Юдина Е.В. Мастер-класс по психологическому консультированию в экзистенциально-гуманистическом подходе // Актуальные проблемы психологии. М., 2009. С. 199-208.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т.С. Драбкиной. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.