Е.В. Юдина
Работа с экзистенциальными данностями в психологическом консультировании
В статье представлены основные положения, которые являются опорными в работе с экзистенциальными данностями: бессмысленностью, одиночеством, ответственностью и конечностью. Автор уделяет большое внимание глубинным причинам проблем клиента, осознание которых становится целью личностноориентированного консультирования. Это тревога и боль, связанная с переживанием экзистенциальных данностей. Особенностью консультирования при работе с данностями становится не снижение тревоги, а побуждение клиента проживать ее и быть к ней более толерантным. В статье описаны возможности работы с запросами клиента в экзистенциально-гуманистическом подходе. Выделены основные принципы работы, ожидаемый результат консультирования, специфика отношений консультант - клиент.
Ключевые слова: экзистенциальные данности, тревога, субъективность, конструкты «Я-и-Мир», смысл и бессмысленность, одиночество, ответственность, конечность.
тэ \-
В последнее время вопросы экзистенциальных данностей стали предметом внутреннего поиска клиента в рамках психологического консультирования. Либо это связано с общей культурой клиентов и их готовностью обращаться за помощью к психологу, проявляя заботу о себе и своем внутреннем мире; либо ориентация психологов-практиков стала менее прагматичной, а более личностно-ориентированной. В любом случае в рамках психологического консультирования акцент с рассмотрения актуальных проблем межличностного конфликта все больше перемещается к рассмотрению глубинных проблем человека [4; 6].
Так, известно, что в основе длительных житейских трудностей клиента лежат либо внутриличностный конфликт, либо сформированные деструктивные паттерны, либо сложившиеся перцепции «Я-и-Мир», которые приводят к нарушению гармоничного, продуктивного способа жизни. Разные концептуальные подходы глубинных направлений объясняют трудности клиента, с которыми он обращается к психологу-консультан-ту, более глубинными причинами, чем просто неадекватностью поведения или незнанием его альтернатив [1].
Современный клиент, обращающийся за психологической помощью по поводу личностных трудностей, - это образованный человек, который пришел не за советом, что делать, а за ответами на вопросы: как быть, как жить, как справляться, как получать удовольствие от жизни, как и с кем быть в ценных отношениях, как переживать утрату и кризисы? И часто у психолога нет ответов, рецептов и советов. И тогда процесс консультирования становится творческим поиском, в процессе которого клиент сам отвечает, а то и еще больше задается вопросами, и это меняет его жизнь к лучшему. Методологической основой такого процесса консультирования является экзистенциально-гуманистический подход, который базируется на экзистенциальном, гештальт-ориентированном и клиент-центри-рованном консультировании [4; 5].
Особенностью консультативного процесса в данном подходе является то, что за повседневными трудностями важно увидеть глубинную боль человеческого существования и направить процесс на раскрытие способности человека эту боль проживать. Целью такого консультирования становится высвобождение ресурсов через усилия жить, а не останавливаться на решении актуальных трудностей и снятии симптомов на когнитивном или поведенческом уровне. Основными являются принцип процессуальности («здесь и теперь»), диалогичности консультирования (терапевтичность отношений) и актуализации интенциональности клиента (обращенность в будущее и ценностное целеполагание). Клиент в таком консультировании рассматривается как субъект (мыслящий,
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
чувствующий и действующий), а не объект. Так консультирование становится личностно-ориентированным процессом, а не консультацией по поводу [2; 3; 5].
С точки зрения экзистенциального подхода причиной проблемы клиента являются ограничения конструктов «Я-и-Мир», которые влияют на восприятие реальности индивидом, снижают эффективность жизни, мешают человеку творчески приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Экзистенциальное консультирование - это процесс, в котором мы исследуем возможности и ограничения системы конструктов. Осознавая свои возможности и ограничения, человек неминуемо сталкивается с экзистенциальными данностями: бессмысленностью существования, свободой и ответственностью, конечностью жизни и одиночеством. Это столкновение приводит к переживанию тревоги. Само существование человека - тревожно, а различные способы подавления тревоги не улучшают качество жизни и не способствуют получению удовлетворения от нее.
Избегание тревоги может осуществляться различными способами: гонкой за достижениями, множественностью поверхностных отношений, алгоколизмом или трудоголизмом, подменой модуса жить на модус иметь с преобладанием материальных ценностей, превращение своей жизни в спокойное болото или постоянный экстрим и т.д. Переживание удовольствия от жизни становится ускользающей линией горизонта, а самоощущения человека похожи на отчуждение от себя самого. В таком состоянии жалобы клиента выглядят как «Не знаю, что хочу», «Не могу выбрать...», «Я - неудачник», «Мне не нравится моя жизнь, но ничего не могу изменить», «Мне одиноко» и т.д. Либо острое переживание кризиса, утраты, столкновение человека с более истинными ценностями, переживанием конечности жизни приводят клиента к формированию запроса «Как справиться с переживанием», «Как жить дальше», «Где взять силы, смысл», «Как переживать свое бессилие, несовершенство, бесперспективность» и т. д.
Таким образом, задачей психологического консультирования становится не снятие или снижение уровня тревоги, а повышение толерантности клиента к ней, получение опыта осознания своего бытия и, как следствие, развитие мужества жить [1; 2; 5].
Работая с данностью свободы, консультант побуждает клиента быть активным, ответственным, способным осознавать свою роль в происходящих и случающихся с ним событиях. В процессе консультирования клиент все больше движется к осознанию своего выбора, свободы и ответственности выбирать, действовать и предвидеть последствия своих
выборов, понимать, какой резонанс в мире вызывают его действия, осознавать и нести ответственность за свои намерения [9].
Постепенно манипулятивный запрос становится более интернальным, жалоба с третьего лица или внешних обстоятельств смещается к локу-су своей ответственности, собственного внутреннего мира. И эта работа ведется не только относительно проблемы клиента «там и тогда», но больше «здесь и сейчас»: как клиент отвечает за процесс консультирования, насколько он может быть активным и являться исследователем своих конструктов «Я-и-Мир».
Психолог-консультант настойчиво и последовательно сталкивает клиента с реальностью, с осознанием ограничивающей силы конструктов «Я-и-Мир», с осознанием своих возможностей как субъекта быть свободным перестраивать и менять эти конструкты. Данный процесс, конечно, вызывает у клиента сильное сопротивление, и большая часть работы консультанта заключается в постоянном внимании к процессу того, как клиент удерживает, переживает и защищает эти конструкты, а не к содержательным характеристикам, т.е. фактам и событиям, которыми клиент оправдывает свои конструкты. Таким образом, клиента сталкивают с осознанием того, как он играет активную роль в поддержании деструктивных паттернов, которые ему же мешают получать от жизни большее удовольствие [1; 2].
Данность конечности жизни становится актуальной в процессе консультирования часто, когда клиент обращается в кризисном состоянии переживания утраты или кризиса средних лет. При таком запросе акцент делается и на переживание боли утраты, проживание процесса горевания во избежание подавления чувств и, как следствие, подавления жизненной энергии. Но в процессе консультирования акцент смещается на отношение человека к своей смерти и рассмотрение этого феномена для осознания трудностей и проблем. Терапевтичность осознания своей конечности и принятие ее дает возможность клиенту пересмотреть иерархию своих ценностей, повышает стремление жить более интенсивно, рисковать и быть открытым новому опыту [9].
За повседневными трудностями тоже можно усмотреть глубоко лежащий страх смерти. Часто он приводит к формированию страха жизни: человек становится как бы законсервированным, статичным, перестает радоваться простым вещам. В таком состоянии запросы клиента могут звучать как «Мне все надоело», «Я не хочу стареть», «Не хватает времени» или, наоборот, «Скучно» и т.д. Боясь умереть, человек начинает бояться жить, не решается проявлять себя, боясь ошибиться. Одно из проявлений страха смерти и жизни выражается в гонке за достижениями,
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
у
стремлении прославиться в потомках, трате времени на завоевания статуса и регалий, утрачивании способности делать паузу и наслаждаться настоящим моментом, отношениями с любимыми людьми, красотой природы и процессом творчества.
Ценность времени, проживаемого клиентом здесь и сейчас, качество проведения часа консультативной сессии показывает клиенту его способность осознавать протекание времени не как абстрактной категории, а как процесса, в котором раскрывается его субъективность. Жесткость временных границ консультативной сессии является терапевтичной для клиента, хотя также может вызывать у него много сопротивления. Твердая и последовательная позиция консультанта в соблюдении временных рамок может быть для клиента фрустрирующей его деструктивные способы обращения со временем, однако именно такая стратегия способствует осознаванию ценности часа и минуты своей жизни.
Работа с данностью конечности тесно связана с данностью бессмысленности (как и с другими экзистенциальными данностями). Проблема бессмысленности скрывается в запросе общей разочарованности жизнью, жалобами на опустошенность, отсутствие желаний, или, наоборот, сверхзначимостью и одержимостью какими-то идеями, на которых клиент фиксируется, либо ждет, когда кто-то откроет для него, в чем смысл жизни, и успешно обесценивает чьи-то попытки это сделать.
Помимо встречи с общими понятиями смысла и бессмысленности жизни в целом, клиент все больше начинает осознавать свою ответственность в способности открывать смысл здесь и теперь, а также переформулировать смысл происходящего. Все чаще клиент в процессе консультирования начинает осознавать, что не сами факты расстраивают его, а тот смысл, который он им придает. Либо неспособность увидеть смысл в простых вещах, деяниях и чувствованиях приводит к невыносимой опустошенности и вакууму, падению энергии и отсутствию интереса. Такое состояние становится трудно переносимым. Слова Франк-ла о том, что все можно пережить, если знаешь, ради чего, становятся основополагающими для процесса консультирования в работе с этой данностью [7].
Часто терапевтичным становится то, что в процессе консультирования запрос клиента с нужды в помощи смещается к запросу интереса к себе и процессу внутреннего поиска. Жизнь, состоящая из деталей, становится самоценностью для клиента, а сам он начинает видеть смысл в каждодневном проживании. Побуждать клиента видеть смысл, привносить смысл во время консультативной сессии, фрустрировать его ожидания смысла от психолога - все это достаточно конфронтационно для клиента,
однако выдерживание этого напряжения повышает его способность жить осмысленно, а значит, интересно.
С данностью одиночества клиент сталкивается в своей жизни не только при отсутствии близких отношений или при социальном одиночестве. Уникальность переживания делает человека очень одиноким, часто глубинные переживания экзистенциальных данностей (смысла своей жизни, ее конечности) трудно разделить с кем-то, т. к. умираешь все равно в одиночку, даже в окружении близких людей. Характер бытующих в последнее время отношений, построенных на выгоде, удовлетворении потребностей физического уровня, не способствует построению отношений равноправных партнеров, в которых каждый имеет самоценность и, признавая экзистенциальное одиночество, идет на риск быть в отношениях. Способность строить подлинно близкие отношения у большинства людей очень низка, а потребность в них остается, даже если и не осознается.
Опыт таких отношений клиент получает в процессе психологического консультирования, где психолог выступает не как закрытый «специалист», аналитически разбирающий и объясняющий проблемы клиента, а как чувствующий, осознающий профессионал, способный выдерживать и сопровождать человека в его внутреннем поиске, принимающий клиента как он есть, а не директивно настаивающий на изменениях. Такие отношения подразумевают вовлеченность и открытость двоих [6].
Весь процесс консультирования в работе с экзистенциальными данностями обращен к побуждению клиента жить, проявляться в жизни, делать усилия, превращая потенциальное в актуальное. Результатом такой работы является расширение способности клиента принимать жизнь в ее противоречивости. Так, принятие той или иной данности помогает увидеть и пережить обратную сторону своего существования. Признание конечности повышает способность жить интенсивно; осознание своего одиночества помогает строить ценные близкие отношения и находить ценность своего Я с Тобой; осознание свободы и недетерминированности помогает искать опору в себе, а столкновение с бессмысленностью приводит клиента к созданию своих смыслов [8].
Обобщая сказанное, можно выделить некоторые положения, на которые стоит опираться в работе с экзистенциальными данностями.
1. Видеть и признавать в проблеме клиента более глубинный уровень переживания, чем заявлено в жалобе, а именно - боль переживания экзистенциальных данностей.
2. Побуждение клиента к осознанию своих возможностей и ограничений в любой проблемной ситуации.
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
3. Отказ от идеи снижения тревоги: наоборот, создание условий проживания тревоги, повышающие толерантность к ней.
4. Внимание к сиюминутным переживания и процессу осмысления конструктов «Я-и-Мир», а не к объяснению проблемы «там и тогда».
5. Побуждение клиента к ответственности, активности в жизни и процессе консультирования, осмыслению выборов и скрытых мотивов.
6. Установление диалогичных отношений на признании ценности субъективности клиента, а не отношение к нему как к объекту объяснения.
7. Вовлечение клиента в жизнетворчество, в аутентичные отношения.
Библиографический список
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001.
2. Дорцен Э. ванн. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону, 2007.
3. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 33-48.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
6. Тиллих П., Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 2. С. 143-150.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
8. Юдина Е.В. Мастер-класс по психологическому консультированию в экзистенциально-гуманистическом подходе // Актуальные проблемы психологии. М., 2009. С. 199-208.
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т.С. Драбкиной. М., 1999.