СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.96
В. В. Якимчук
Студент 2 курса направления подготовки 37.04.01 Психология Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», г. Ялта, РФ
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Л. В. Бура канд. психол. н, доцент кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», г. Ялта, РФ
E-mail: [email protected]
СМЕРТЬ В КОНЦЕПЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
В статье рассмотрены экзистенциальные проблемы личности и дана их характеристика, показаны отличия проблемы смерти от остальных личностных проблем и важность преодоления экзистенциальной тревоги по отношению к ней.
Ключевые слова:
Смерть, экзистенциальная психология, свобода, смысл, одиночество, танатическая тревога,
экзистенциальные проблемы.
Экзистенциальные проблемы в психологии рассматривают, соответственно, в рамках экзистенциального направления. Экзистенциальная психология начала своё развитие в середине ХХ века и опиралась на экзистенциональную философию С. Кьеркегора. Общий принцип всего многообразия экзистенциальных подходов состоит в том, что уникальность бытия человека стоит выше каких-либо общих схем. На практике это означает, что внутреннее состояние человека, прежде всего, рассматривается как уникальный конструкт психики конкретного субъекта, а не пытается быть объяснён уже готовой теорией. Хотя, естественно, опора на различные теории должна быть, и хорошо, если она достаточно полно отображает чувства человека, но в экзистенциональной психологии теория не является безоговорочным ориентиром для работы. Это означает, что каждый человек является уникальным по своему строению психики, а основная задача выявить именно эту уникальность, а не «подогнать» её под уже готовую теоретическую модель.
Экзистенциальные проблемы присуще исключительно человеку, и они не имеют окончательного решения. Э. Фромм писал: «Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться» [4, с. 445].
И. Ялом ввел такое понятие как «экзистенциальные данности», которые присутствуют у всех людей.
Четыре экзистенциальных данности по И. Ялому [5]:
1. Свобода.
2. Одиночество.
3. Бессмысленность.
4. Смерть.
На основе этих четырёх экзистенциальных данностей мы приходим к основным экзистенциальным проблемам.
Проблема свободы заключается в том, что человек имеет достаточно большое количество свободы воли. В отличие от животного он может применять волевые усилия для преодоления своих позывов. Самым
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
крайним примером такого подавления является самоубийство, которое сильно противоречит многим природным закономерностям и напрямую ведёт к вымиранию вида, то есть, если бы все представители какого-либо вида в природе производили акт самоубийства без продолжения рода, то очевидно, что этот вид быстро бы исчез. Но человек, получающий такой сильный инструмент как свобода воли, с одной стороны, получает свободу воли, а с другой - ответственность за этот выбор. Можно часто наблюдать, как люди отказываются от выбора, пытаясь его переложить на других, или ждут, пока ситуация разрешится сама собой.
Проблема одиночества подразумевает тот факт, что человек в связи со своим сложным строением психики не может быть до конца понят другим человеком. Стоит отметить - понятым до конца, то есть в полной мере. Естественно, люди, которые находятся долго друг с другом во взаимоотношениях, могут хорошо понимать, знать друг друга, даже предсказывать поведение партнёра. Но, каким бы это понимание не было обширным, оно не позволит пережить чувства другого во всей полноте. Из-за этого возникает проблема одиночества в той мере, что, насколько бы не были близки люди, все равно полного понимания внутреннего мира другого у них не будет. Эту проблему усугубляет и постоянная изменчивость человека в плане интересов, мотивов и т. д. На протяжении жизни интересы и ценность могут кардинально меняться в связи с большим количеством факторов, и вместе с ними будет меняться и сам человек, что в итоге только усложняет понимания человека другими людьми.
Бессмысленность мы представим в виде проблемы смысла существования. Проблема поиска смысла конкретных действий не совсем относится к экзистенциальным проблем. В экзистенциональном направлении эта проблема рассматривается в контексте всей жизни или какого-то длительного её периода. В. Франкл, основоположник логотерапии, выдвигал принцип поиска смысла человеком в своём бытие-в-мире [3]. То есть в любой жизни есть смысл, но человеку нужно его найти и осознать. В. Франкл так же отмечал, что даже само наличие смысла в жизни помогает человеку преодолеть многие трудности. В своей работе «Человек в поисках смысла» он писал: «Если есть, Зачем жить, можно вынести почти любое Как» [3].
Последняя экзистенциальная данность - это смерть, и на её основе возникает проблема смерти. Проблема смерти, в отличие от других, часто выражается в страхе самой смерти или танатической тревоге. Мы хотим отметить некое особое положение проблемы смерти, так как именно эта проблема часто выражается в сильном страхе перед ней. В некоторой мере только проблема одиночества может порождать страх в виде потери связей с близкими людьми (что не в полной мере соответствует содержанию этой проблемы), но по силе, частоте проявления такая тревога все же менее сильна, чем танатическая. Проблемы свободы и смысла зачастую не вызывают страха, они больше пробуждают в человеке различные переживания.
Все это показывает, что экзистенциальные проблемы по-разному проявляются, и мы отдельно выделяем именно проблему смерти, которая побуждает в человеке страх. Для любого человека победа над страхом смерти очень важна, так как если этот страх высок, то он влияет на личность негативно. Избавить человека полностью от этого страха невозможно, но возможно использовать конечность бытия конкретного индивида в качестве сильнейшего мотиватора для продуктивной активности и самоактуализации. А. Маслоу писал: «Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным» [1, с. 118]. Поэтому страх смерти должен помогать в развитии личности, а не быть деструктивным моментом, которого невозможно избежать.
Список использованной литературы:
1. Папуш М. П. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / М. П. Папуш // - М.: Изд-во ин-та общегуманит. исслед-й, 1995. - С. 302.
2. Мэй Р. Открытие Бытия / Р. Мэй // - М.: Изд-во ин-та общегуман. исслед-й, 2004. - С. 56.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева // - М.: Прогресс, 1990. - С. 368.
4. Фромм Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 552.
5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. / И. Ялом // - М.: Смысл, 1999. - С. 655.
© Якимчук В. В., 2019