В заключение, хочется выразить надежду, что в общеобразовательных учреждениях когда-нибудь смогут оказывать подобную помощь детям с ОВЗ, на пути реализации инклюзивного подхода.
Список литературы
1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций ребенка. - М.,
1973.
2. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.
3. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
Р.И. Усцева
замдиректора по УВР МСКОУ СКОШ №5 VIII вида г.о. Орехово-Зуево,
М.Н. Усцева кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Московский государственный областной гуманитарный институт
Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная статья посвящена работе с умеренно умственно отсталыми учащимися.
По данным Министерства образования 1,6 млн детей в Российской Федерации нуждаются в коррекции. При этом наблюдается тенденция к увеличению детей-инвалидов, а также детей с отклонениями в развитии.
Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным ВОЗ, 1-3 % от общей детской популяции. От всех случаев умственной отсталости 70-80 % составляет легкая степень умственно отсталых (дебильность), 20-25 % -умеренная умственная отсталость (легкая имбецильность) и тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность), 5 % - глубокая умственная отсталость (идиотия).
Наиболее изученной является категория детей с легкой умственной отсталостью, которые обучаются в специальных школах VIII вида. Для них разработаны учебные планы, программы и учебники. Детей же с умеренной умственной отсталостью (имбецильностью) из-за тяжелого недостатка развития познавательной сферы, а также выраженных физических и психических нарушений долгое время считали необучаемыми.
Сегодня для таких детей открываются специальные классы при школах VIII вида, но большая их часть воспитывается в семьях и детских домах-интернатах.
В настоящее время остаются действующими Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные сотрудниками НИИ дефектологии АПН ССР в 1984 г.
291
В нашей школе в 1999-2000 уч. г. впервые был открыт 1 класс для детей с умеренной умственной отсталостью в количестве 8 человек. В 3 классе, когда детей стало 11, они были разделены на два класса.
В 2002-2003 уч. г. для этих детей был открыт еще 1 класс, а в 20062007 уч. г. организован первый выпуск таких детей.
В 2007-2008 уч. г. открыт класс учащихся, имеющих сложный дефект.
Дети с умеренной умственной отсталостью - это инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при создании специальных условий они могут быть в определенной степени социально адаптированы.
Жизненно важным для таких детей является развитие у них необходимых навыков, которые пригодятся им во взрослой жизни, а также навыков ориентации в окружающем мире. В связи с этим основными задачами выступают:
• развитие познавательной деятельности в процессе обучения;
• социально-бытовая адаптация;
• подготовка к посильным видам труда.
При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью применяются как общедидактические принципы, среди которых доступность и наглядность, так и специальные, важнейший из них - принцип практической направленности. Согласно данному принципу содержание учебновоспитательной деятельности должно способствовать обучению таких детей навыкам поведения, самообслуживания, посильным видам труда.
В младших классах обучение направлено на самообслуживание и ручной труд, в старших классах в большей степени на хозяйственнобытовой труд.
По мнению различных исследователей, только в ходе практических занятий можно развивать и корригировать познавательную и эмоционально-личностную сферу у таких учащихся.
Помимо подготовки детей с умеренной умственной отсталостью к трудовой деятельности, важным является расширение социальных связей у таких детей. Поскольку дети-имбецилы обнаруживают значительные трудности в адаптации, в общении, в установлении контактов, то актуальной является работа по ориентировке в окружающем мире. Уроки по социально-бытовой ориентировке проходят в виде классных занятий, на которых дети учатся элементарным бытовым навыкам, а также овладевают нормами поведения в обществе. В ходе занятий они обучаются навыкам поведения в различных ситуациях: в магазине, дома, в автобусе и т. д. Опираясь на особенности умственно отсталых детей, а именно их способность к подражанию, необходимо многократно показывать какие действия следует им производить и как надо поступать в этих ситуациях. При этом длительные беседы с такими детьми оказываются неэффективными. Только при систематическом и многократном повторении формируются положительные навыки, необходимые для последующей жизни.
292
Что касается обучения учебным действиям: счету, грамоте, то эти занятия не являются основными, поскольку, часто, умея писать и считать, ребенок с умеренной умственной отсталостью не может применять эти умения в практической деятельности. При этом такие дети часто пассивны, с низким уровнем активности, слабым интересом к происходящему. Поэтому для улучшения их активной речи на уроках предлагаются ситуации, при которых дети учатся задавать вопросы, развивают общительность.
Важным является и комплексность в обучении, что предполагает не только одновременное прохождение одних и тех же тем на разных уроках, но и отработку определенных навыков и умений в различных видах деятельности.
Необходимо отметить, что с детьми с умеренной умственной отсталостью следует проводить обучение, направленное не только на передачу готовых навыков и знаний, но и на формирование у них элементарных навыков и умений ориентации в новых несложных заданиях. Эти задания часто проводятся в игровой форме и направляются учителем.
Многие авторы указывают на успешность таких детей только при условии посильности для них учебной работы. При этом в обучении наблюдается тенденция учитывать познавательные возможности ребенка и приспосабливать к ним учебный материал. Однако мы согласны с авторами, которые указывают на необходимость увеличения самостоятельности таких детей. Необходимо, чтобы дети, преодолевая небольшие, доступные им трудности справлялись с работой. Это и подтверждается эмпирическими данными, согласно которым, лучшие результаты в развитии, социально-бытовой ориентации, приобретаются с учетом «зоны ближайшего развития» познавательных возможностей таких детей. Несмотря на то, что уровни трудности материала определяются программой, постоянно осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, а содержание учебной деятельности определяет сам педагог. Для этого необходимо постоянное изучение таких детей. Педагог должен учитывать и типологические особенности детей с умеренной умственной отсталостью различных клинических групп. Вместе с тем необходимо учитывать особенности внимания, уровень утомляемости, работоспособности, темп работы таких детей. С этим связано и небольшое количество учащихся в классе.
В заключении важно отметить, что учет особенностей детей с умеренной умственной отсталостью позволяет в некоторой степени развивать их познавательную деятельность, а также по возможности адаптировать и интегрировать их в общество.
293