Научная статья на тему 'Работа политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны'

Работа политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИЗЫВНИК / КУРСАНТ / POLITICAL GOVERNING BODY / THE SIBERIAN MILITARY DISTRICT / MILITARY DISCIPLINE / PATRIOTIC EDUCATION / THE RECRUIT / THE CADET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чермошенцев Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается работа Политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны. Дана характеристика основных направлений этой работы. На основе архивных данных, периодической печати раскрывается состояние воинской дисциплины среди призывников и курсантов военно-учебных заведений в данный период, а также основные формы, методы и средства патриотического воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чермошенцев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of political governing body of Siberian military region during the first period of the Great Patriotic War

The article deals with activity of political governing body of Siberian military region during the first period of the Great Patriotic War. The characteristic of the principal areas of this activity are given. In accordance with the archive data of periodical press the level of military discipline among the recruits and cadets of military educational institutions at the given period of time is revealed. The main forms, methods and means of patriotic education are also considered here.

Текст научной работы на тему «Работа политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

УДК 947:002

Д. В. ЧЕРМОШЕНЦЕВ

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

РАБОТА

ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается работа Политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны. Дана характеристика основных направлений этой работы. На основе архивных данных, периодической печати раскрывается состояние воинской дисциплины среди призывников и курсантов военно-учебных заведений в данный период, а также основные формы, методы и средства патриотического воспитания.

Ключевые слова: Политическое управление, Сибирский военный округ, воинская дисциплина, патриотическое воспитание, призывник, курсант.

Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся тех, кто вынес на своих плечах одно из самых тяжелейших испытаний человечества XX столетия — Вторую мировую войну. Отмечая очередную годовщину Победы над фашистской Германией, мы всякий раз не только вспоминаем прошлое и размышляем о настоящем, но и заглядываем в будущее, ибо и война, и мир — звенья единой истории народов и государств.

Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. занимает особое место в истории Сибирского военного округа (СибВО). В эти годы округ был одним из самых больших военно-территориальных объединений страны, имея границы от Красноярского края на востоке до Тюменской области — на западе. К началу войны в Сибирском военном округе насчитывалось десять военных училищ, четыре стрелковые школы, двенадцать различных курсов и ряд отдельных воинских частей, учреждений и организаций окружного подчинения. В округе велась большая работа по формированию новых воинских соединений и частей, по подготовке маршевого пополнения для действующей армии. Из СибВО ушли на фронт 40 дивизий, 30 бригад (свыше 2 600 тысяч человек). Конечно, армейская служба в суровых сибирских условиях была тяжелой, особенно для тех, кто призвался из западных и южных областей страны. Но все, кто прошел ее в сибирских полках, всегда гордились этим и до конца жизни называли себя сибиряками. Сибиряки воевали на всех без исключения фронтах, освобождали Европу, брали Берлин, в боевой обстановке действовали профессионально, по-сибирски основательно. Почти все сибирские соединения и части, направленные в действующую армию в годы Великой Отечественной войны, были отмечены почетными наименованиями и награждены орденами, многие их них стали гвардейскими. Сибирь в те суровые годы стала основным арсеналом и одной главных баз оборонной промышленности страны.

С первых дней Великой Отечественной войны воспитательная работа и значимость личностных качеств бойцов и командиров приобрели особую роль, так как:

во-первых, в силу того, что война началась для страны в заведомо неравных, невыгодных для нее условиях, при существенном военно-политическом и организационном превосходстве противника, и потому особое значение в отражении натиска наступающих войск фашистской армии приобрел моральный фактор: стойкость, стремление к победе, патриотические чувства и идеалы;

во-вторых, в это время с особой силой проявилась национальная особенность советского народа — присущая ему способность максимально концентрировать свои силы именно в экстремальных условиях, в критических ситуациях;

в-третьих, потому что поведение бойцов относится к числу определяющих условий, обеспечивающих исход военных баталий. Опыт минувшей войны убедительно показал, что успешное выполнение боевых задач во многом зависело от уровня и действенности воспитательной работы в войсках и в тылу как могучего средства мобилизации личного состава в условиях ожесточенной вооруженной борьбы с врагом.

В первом периоде Великой Отечественной войны Политическое управление СибВО стремилось усилить свое влияние на личный состав округа и предприняло ряд мер по улучшению воспитательной работы в войсках и военно-учебных заведениях. Основная работа развернулась на призывных пунктах, в военных школах, училищах и с молодым пополнением.

Уже 23 июня 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР началась мобилизация военнообязанных 1905— 1918 годов рождения. Накануне военкоматы на основе полученных приказов из мобилизационного управления штаба СибВО и имеющихся списков учета приписного состава в срочном порядке в городах через посыльных, а в деревнях — через сельские советы, вручали под расписку заранее заготовленные призывные повестки. В каждой из них указывалось, что военнообязанный в соответствии с законом призывается на военную службу в армию и в указанное в повестке время обязан прибыть на сборный пункт — военкомат, школу, сельский клуб. При себе иметь докумен-

ты, продукты на двое суток, смену белья, личные принадлежности и т.д.

С началом войны в военкоматы также стали поступать заявления от людей, которые не могли быть призваны в действующую Красную Армию по различным, не зависящим от них, причинам: по возрасту, болезням и другим, но они требовали зачислить их добровольцами. Так, только в Марьяновском районе Омской области в первый же день мобилизации в районный военный комиссариат было подано более 100 заявлений от желающих с просьбой зачислить их в Красную Армию добровольцами. Многие из подавших заявления — участники боев с белогвардейцами. В военкомат Куйбышевского района г. Омска в первые дни мобилизации поступило 1224 заявления с просьбой о добровольном зачислении в действующую Красную Армию и немедленной отправке на фронт, из них 764 — от мужчин и 460 — от женщин

[1]. В Кормиловском районе за первые два дня мобилизации подано 75 заявлений о желании добровольно идти на фронт [2]. Поэтому всем военкоматам округа было рекомендовано принимать заявления, благодарить за патриотический поступок и отвечать по закону о невозможности призвать без соответствующего правительственного указания о добровольцах.

В периодической печати того времени сохранилось множество свидетельств о патриотическом настрое призывников и жителей различных регионов Сибири, читая которые нетрудно убедиться, что слова и помыслы их авторов были искренними и честными. Вот выдержки из писем в газету «Омская правда» от 14 августа 1941 г.

«Я иду сейчас в Красную Армию с такой же уверенностью, как шел на фронт в Монгольской Народной Республике и добровольцем на Финский фронт. Хохряков».

«Я полон злобы на немецко-фашистких грабителей. Я по-стахановски работал на производстве и по-стахановски буду бить врага. Токарь-стахановец судоверфи Хусаинов».

В той же газете от 1 августа 1941 г. приводятся слова жены бригадира животноводческой бригады колхоза «Красный пахарь» Харченко, обращенные к мужу: «Ты громи фашистских палачей на боевом фронте оружием, а я буду помогать тебе здесь в тылу, на трудовом фронте. Я останусь вместо тебя бригадиром животноводческой бригады».

С момента мобилизации на призывных пунктах проводилась массовая политическая работа с уходящими на фронт: обсуждалось выступление 22 июня 1941 г. по радио В. М. Молотова о нападении германских войск на СССР, читались лекции, проводились доклады и беседы, читки газет, сообщения от Советского информбюро. Вот темы некоторых лекций и бесед: «Международное положение», «Великая отечественная война советского народа», «Воинская дисциплина», «Приказ командира — закон», «Закон о каре за измену Родине», «О заключении договоров с Англией, Чехословакией и Польшей» [3].

На сборном пункте Муромцевского района Омской области была выпущена газета «Боец», а 25 июня

1941 г. силами драмкружка Муромцевской средней школы для военнообязанных организован вечер самодеятельности [4]. В Марьяновском районе был организован экстренный выпуск районной газеты «Сталинская правда» с тиражом в 2 тыс. экземпляров. Был вызван комсомольский и профсоюзный актив для написания лозунгов, плакатов и дооборудования сборных пунктов [5]. В Кормиловском районе 22 июня вечером и 23 июня проходили митинги, на которых

присутствовало 7500 человек (на 71 митинге). Выступления носили патриотический характер. Уходившие на фронт также выступали с призывом работать не покладая рук в тылу, помогать фронту [6].

Первой ушла на фронт сформированная в 1939 году из трудящихся Алтайского края и Омской области 178-я стрелковая дивизия. В июне 1941 года была сформирована 24-я, а затем 59-я общевойсковые армии. На базе Омского военно-пехотного училища в

1942 году была сформирована 362-я стрелковая дивизия. Боевой путь от Сталинграда до берегов Эльбы прошла сформированная в 1942 году на базе Омского военно-пехотного училища 308-я стрелковая дивизия под командованием начальника училища полковника Л. Н. Гуртьева.

В целях повышения боевого духа бойцов политотделы соединений и частей рекомендовали организовать отправку на фронт «теплых» патриотических писем от земляков — рабочих, колхозников, интеллигенции, домашних хозяек, учащихся и провести среди населения соответствующую работу по этому вопросу.

Вопрос изучения молодого пополнения, его политических настроений, моральных качеств занимал важное место во всей системе работы политсостава, партийных и комсомольских организаций. Директивой штаба СибВО от 22 сентября 1941 года был объявлен призыв граждан 1922 г.р. Это был первый призыв молодежи в условиях ВОВ. Директивой штаба СибВО от 22 сентября 1941 года ставились задачи политработникам соединений и частей. «Для лучшего изучения призывников вменить в обязанности каждому политработнику иметь индивидуальные беседы с каждым молодым бойцом своего подразделения. С первого дня пребывания молодых бойцов в казарме организованно и напряженно проводить с ними боевую учебу [7], разъяснять о всеобщей воинской обязанности, военной присяге, Указ Верховного Совета о самовольных отлучках и дезертирстве, о дисциплине в Красной Армии. В своей работе широко использовать «Памятку красноармейца», газетный материал, боевые эпизоды из газет» [8]. «По приказу тов. Сталина № 227 проводить силами высококвалифицированных агитаторов специальные доклады на тему «Железная воинская дисциплина — залог победы над врагом» [9]. Особое внимание должно быть уделено насаждению воинской дисциплины, готовности бойцов к самоотверженному и беспрекословному выполнению приказа командира [10].

Попадались среди призывников и трусы, и хитрецы — те, кто пытался обмануть, уклониться от мобилизационных воинских порядков. Так, например, во время проведения мобилизации военнообязанный Кривошейн из Некрасовского сельсовета колхоза им. Красной Армии Кормиловского района Омской области в целях уклонения от призыва порезал руку

[11]. Военнообязанный Утинского сельсовета Назаров Алексей с целью нежелания идти в РККА злоумышленно отрубил себе указательный палец правой руки [12]. В этих случаях органы внутренних дел и оперативные работники применяли законные меры, и такие граждане предавались суду. Были и такие, кто преднамеренно и продуманно оставлял мобилизационные пункты и воинские части, совершая тяжкое воинское преступление — дезертирство. Так, кандидат ВКП(б) младший командир Яковлев 23 июня вместо явки в райвоенкомат захватил у жены деньги и часы, оставил кандидатскую карточку и скрылся [13]. Дезертир, уклонист, симулянт, лодырь были презренными людьми в то трудное для сибиряков время.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

Проступки, за которые наложены взыскания

№ п/п Иаименование всего Из них за:

Ыарушение уставов Пререкание и невыполнение приказов Пьянство Самовольные отлучки прочие

Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу

1 Иаложено взысканий в марте 1942 года 2058 625 30,3 291 14,1 66 3,2 80 4,0 996 48,4

Примечание: В разработку вошли сведения 20 школ и училищ

Конечно, повсеместно в войсках шла напряженная боевая учеба. Личный состав обучался в обстановке, приближенной к реальным условиям современной войны, с учетом вероятного театра боевых действий. В боевой подготовке ставилась задача постоянно учить войска действиям в зимних условиях, совершать походы и марши, многокилометровые пешие броски с полной боевой выкладкой. Тактические занятия проводились в любую погоду, днем и ночью. Но особое внимание уделялось при этом выработке навыков управления подразделениями в различных видах боя.

В целях воспитания высоких морально-боевых качеств у курсантов военных училищ и школ командиры и политработники использовали систему поощрений. Они заботились о том, чтобы все отличившиеся воины были своевременно выявлены и поощрены.

Но наряду с этим, имели место случаи грубейшего нарушения дисциплинарной практики и прямого издевательства и рукоприкладства. Командир взвода 1-го Омского пехотного училища (член ВКП(б), он же парторг) Гаврилин, для того, чтобы быстрее разбудить и поднять курсантов во время ночной тревоги бросил под нары взрывпакет; командир взвода этой же школы Беляков за сон на занятии заставил курсанта ползти по-пластунски во время сильного бурана и мороза. Командир 3-й роты Барнаульского пехотного училища лейтенант Кононков наложил взыскания на весь взвод за то, что во время мертвого часа четыре курсанта лежали на постели в сапогах. Он заставил взвод 10 дней чистить двор. Он же арестовал курсанта за то, что на его приказание — пришить воротничок, курсант ответил: «Товарищ командир, у меня воротничка нет, и мне его не выдали» [14]. Старшина 1-го Киевского артучилища, которое в то время было передислоцировано на территорию СибВО, Дедович провинившихся курсантов оставлял без завтрака и обеда и сажал их в холодный класс. На Дедовича наложено взыскание. Лейтенант этого же училища Москатлинов ударил плеткой два раза курсанта Морозкина за невыполнение приказания. Москатлинов привлечен к партийной ответственности и оформляется материал для привлечения в дисциплинарном порядке [15].

Политуправлением СибВО большая роль отводилась анализу дисциплинарной практики. Так, по данным политдонесений начальников политотделов военноучебных заведений по 29 школам и училищам округа в марте 1942 г. наложено 2882 взыскания, или в среднем каждой школой наложено 99 взысканий [16].

Первое место в дисциплинарных проступках занимают проступки, связанные с нарушением устава.

Из 2058 человек, совершивших в марте месяце дисциплинарные проступки, 625 человек, или 30,3 % допустили нарушения устава внутренней и гарнизонной службы. В отдельных же школах нарушение уставов составляет 50 и более процентов. Второе место занимают пререкания с комначсоставом и невыполнение их приказаний — 291 случай, или 14,1 % (табл. 1) [17].

Таким образом, работа, проводимая Политическим управлением СибВО в первом периоде ВОВ, была направлена на воспитание в духе патриотизма, преданности советскому народу и Отечеству. Успех в борьбе с врагом во многом зависел от уровня и размаха воспитательной работы, ее целеустремленности, активности и непрерывности. В это время в условиях войны накапливался опыт воспитательной работы, который используется и в современных условиях. Исследование процесса и опыта воспитательной работы, накопленных в СибВО в годы войны, дает возможность раскрыть работу государственных и военных органов по повышению боевой готовности частей и подразделений. Опыт прошлого помогает определить наиболее эффективные пути и средства подготовки и воспитания личного состава на примерах героизма, патриотического отношения воинов к службе по охране страны.

Библиографический список

1. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2962. Л. 51.

2. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.

3. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2961. Л. 24.

4. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2961. Л. 9.

5. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 5.

6. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.

7. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 7. Л. 459.

8. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 7. Л. 460.

9. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 198.

10. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 345.

11. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.

12. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 18.

13. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 125.

14. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 144.

15. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 144 об.

16. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 143.

17. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 143 об., 147.

ЧЕРМОШЕНЦЕВ Дмитрий Владимирович, преподаватель кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.02.2009 г.

© Д. В. Чермошенцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.