ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
УДК 947:002
Д. В. ЧЕРМОШЕНЦЕВ
Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого
РАБОТА
ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматривается работа Политического управления Сибирского военного округа в первом периоде Великой Отечественной войны. Дана характеристика основных направлений этой работы. На основе архивных данных, периодической печати раскрывается состояние воинской дисциплины среди призывников и курсантов военно-учебных заведений в данный период, а также основные формы, методы и средства патриотического воспитания.
Ключевые слова: Политическое управление, Сибирский военный округ, воинская дисциплина, патриотическое воспитание, призывник, курсант.
Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся тех, кто вынес на своих плечах одно из самых тяжелейших испытаний человечества XX столетия — Вторую мировую войну. Отмечая очередную годовщину Победы над фашистской Германией, мы всякий раз не только вспоминаем прошлое и размышляем о настоящем, но и заглядываем в будущее, ибо и война, и мир — звенья единой истории народов и государств.
Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. занимает особое место в истории Сибирского военного округа (СибВО). В эти годы округ был одним из самых больших военно-территориальных объединений страны, имея границы от Красноярского края на востоке до Тюменской области — на западе. К началу войны в Сибирском военном округе насчитывалось десять военных училищ, четыре стрелковые школы, двенадцать различных курсов и ряд отдельных воинских частей, учреждений и организаций окружного подчинения. В округе велась большая работа по формированию новых воинских соединений и частей, по подготовке маршевого пополнения для действующей армии. Из СибВО ушли на фронт 40 дивизий, 30 бригад (свыше 2 600 тысяч человек). Конечно, армейская служба в суровых сибирских условиях была тяжелой, особенно для тех, кто призвался из западных и южных областей страны. Но все, кто прошел ее в сибирских полках, всегда гордились этим и до конца жизни называли себя сибиряками. Сибиряки воевали на всех без исключения фронтах, освобождали Европу, брали Берлин, в боевой обстановке действовали профессионально, по-сибирски основательно. Почти все сибирские соединения и части, направленные в действующую армию в годы Великой Отечественной войны, были отмечены почетными наименованиями и награждены орденами, многие их них стали гвардейскими. Сибирь в те суровые годы стала основным арсеналом и одной главных баз оборонной промышленности страны.
С первых дней Великой Отечественной войны воспитательная работа и значимость личностных качеств бойцов и командиров приобрели особую роль, так как:
во-первых, в силу того, что война началась для страны в заведомо неравных, невыгодных для нее условиях, при существенном военно-политическом и организационном превосходстве противника, и потому особое значение в отражении натиска наступающих войск фашистской армии приобрел моральный фактор: стойкость, стремление к победе, патриотические чувства и идеалы;
во-вторых, в это время с особой силой проявилась национальная особенность советского народа — присущая ему способность максимально концентрировать свои силы именно в экстремальных условиях, в критических ситуациях;
в-третьих, потому что поведение бойцов относится к числу определяющих условий, обеспечивающих исход военных баталий. Опыт минувшей войны убедительно показал, что успешное выполнение боевых задач во многом зависело от уровня и действенности воспитательной работы в войсках и в тылу как могучего средства мобилизации личного состава в условиях ожесточенной вооруженной борьбы с врагом.
В первом периоде Великой Отечественной войны Политическое управление СибВО стремилось усилить свое влияние на личный состав округа и предприняло ряд мер по улучшению воспитательной работы в войсках и военно-учебных заведениях. Основная работа развернулась на призывных пунктах, в военных школах, училищах и с молодым пополнением.
Уже 23 июня 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР началась мобилизация военнообязанных 1905— 1918 годов рождения. Накануне военкоматы на основе полученных приказов из мобилизационного управления штаба СибВО и имеющихся списков учета приписного состава в срочном порядке в городах через посыльных, а в деревнях — через сельские советы, вручали под расписку заранее заготовленные призывные повестки. В каждой из них указывалось, что военнообязанный в соответствии с законом призывается на военную службу в армию и в указанное в повестке время обязан прибыть на сборный пункт — военкомат, школу, сельский клуб. При себе иметь докумен-
ты, продукты на двое суток, смену белья, личные принадлежности и т.д.
С началом войны в военкоматы также стали поступать заявления от людей, которые не могли быть призваны в действующую Красную Армию по различным, не зависящим от них, причинам: по возрасту, болезням и другим, но они требовали зачислить их добровольцами. Так, только в Марьяновском районе Омской области в первый же день мобилизации в районный военный комиссариат было подано более 100 заявлений от желающих с просьбой зачислить их в Красную Армию добровольцами. Многие из подавших заявления — участники боев с белогвардейцами. В военкомат Куйбышевского района г. Омска в первые дни мобилизации поступило 1224 заявления с просьбой о добровольном зачислении в действующую Красную Армию и немедленной отправке на фронт, из них 764 — от мужчин и 460 — от женщин
[1]. В Кормиловском районе за первые два дня мобилизации подано 75 заявлений о желании добровольно идти на фронт [2]. Поэтому всем военкоматам округа было рекомендовано принимать заявления, благодарить за патриотический поступок и отвечать по закону о невозможности призвать без соответствующего правительственного указания о добровольцах.
В периодической печати того времени сохранилось множество свидетельств о патриотическом настрое призывников и жителей различных регионов Сибири, читая которые нетрудно убедиться, что слова и помыслы их авторов были искренними и честными. Вот выдержки из писем в газету «Омская правда» от 14 августа 1941 г.
«Я иду сейчас в Красную Армию с такой же уверенностью, как шел на фронт в Монгольской Народной Республике и добровольцем на Финский фронт. Хохряков».
«Я полон злобы на немецко-фашистких грабителей. Я по-стахановски работал на производстве и по-стахановски буду бить врага. Токарь-стахановец судоверфи Хусаинов».
В той же газете от 1 августа 1941 г. приводятся слова жены бригадира животноводческой бригады колхоза «Красный пахарь» Харченко, обращенные к мужу: «Ты громи фашистских палачей на боевом фронте оружием, а я буду помогать тебе здесь в тылу, на трудовом фронте. Я останусь вместо тебя бригадиром животноводческой бригады».
С момента мобилизации на призывных пунктах проводилась массовая политическая работа с уходящими на фронт: обсуждалось выступление 22 июня 1941 г. по радио В. М. Молотова о нападении германских войск на СССР, читались лекции, проводились доклады и беседы, читки газет, сообщения от Советского информбюро. Вот темы некоторых лекций и бесед: «Международное положение», «Великая отечественная война советского народа», «Воинская дисциплина», «Приказ командира — закон», «Закон о каре за измену Родине», «О заключении договоров с Англией, Чехословакией и Польшей» [3].
На сборном пункте Муромцевского района Омской области была выпущена газета «Боец», а 25 июня
1941 г. силами драмкружка Муромцевской средней школы для военнообязанных организован вечер самодеятельности [4]. В Марьяновском районе был организован экстренный выпуск районной газеты «Сталинская правда» с тиражом в 2 тыс. экземпляров. Был вызван комсомольский и профсоюзный актив для написания лозунгов, плакатов и дооборудования сборных пунктов [5]. В Кормиловском районе 22 июня вечером и 23 июня проходили митинги, на которых
присутствовало 7500 человек (на 71 митинге). Выступления носили патриотический характер. Уходившие на фронт также выступали с призывом работать не покладая рук в тылу, помогать фронту [6].
Первой ушла на фронт сформированная в 1939 году из трудящихся Алтайского края и Омской области 178-я стрелковая дивизия. В июне 1941 года была сформирована 24-я, а затем 59-я общевойсковые армии. На базе Омского военно-пехотного училища в
1942 году была сформирована 362-я стрелковая дивизия. Боевой путь от Сталинграда до берегов Эльбы прошла сформированная в 1942 году на базе Омского военно-пехотного училища 308-я стрелковая дивизия под командованием начальника училища полковника Л. Н. Гуртьева.
В целях повышения боевого духа бойцов политотделы соединений и частей рекомендовали организовать отправку на фронт «теплых» патриотических писем от земляков — рабочих, колхозников, интеллигенции, домашних хозяек, учащихся и провести среди населения соответствующую работу по этому вопросу.
Вопрос изучения молодого пополнения, его политических настроений, моральных качеств занимал важное место во всей системе работы политсостава, партийных и комсомольских организаций. Директивой штаба СибВО от 22 сентября 1941 года был объявлен призыв граждан 1922 г.р. Это был первый призыв молодежи в условиях ВОВ. Директивой штаба СибВО от 22 сентября 1941 года ставились задачи политработникам соединений и частей. «Для лучшего изучения призывников вменить в обязанности каждому политработнику иметь индивидуальные беседы с каждым молодым бойцом своего подразделения. С первого дня пребывания молодых бойцов в казарме организованно и напряженно проводить с ними боевую учебу [7], разъяснять о всеобщей воинской обязанности, военной присяге, Указ Верховного Совета о самовольных отлучках и дезертирстве, о дисциплине в Красной Армии. В своей работе широко использовать «Памятку красноармейца», газетный материал, боевые эпизоды из газет» [8]. «По приказу тов. Сталина № 227 проводить силами высококвалифицированных агитаторов специальные доклады на тему «Железная воинская дисциплина — залог победы над врагом» [9]. Особое внимание должно быть уделено насаждению воинской дисциплины, готовности бойцов к самоотверженному и беспрекословному выполнению приказа командира [10].
Попадались среди призывников и трусы, и хитрецы — те, кто пытался обмануть, уклониться от мобилизационных воинских порядков. Так, например, во время проведения мобилизации военнообязанный Кривошейн из Некрасовского сельсовета колхоза им. Красной Армии Кормиловского района Омской области в целях уклонения от призыва порезал руку
[11]. Военнообязанный Утинского сельсовета Назаров Алексей с целью нежелания идти в РККА злоумышленно отрубил себе указательный палец правой руки [12]. В этих случаях органы внутренних дел и оперативные работники применяли законные меры, и такие граждане предавались суду. Были и такие, кто преднамеренно и продуманно оставлял мобилизационные пункты и воинские части, совершая тяжкое воинское преступление — дезертирство. Так, кандидат ВКП(б) младший командир Яковлев 23 июня вместо явки в райвоенкомат захватил у жены деньги и часы, оставил кандидатскую карточку и скрылся [13]. Дезертир, уклонист, симулянт, лодырь были презренными людьми в то трудное для сибиряков время.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
Проступки, за которые наложены взыскания
№ п/п Иаименование всего Из них за:
Ыарушение уставов Пререкание и невыполнение приказов Пьянство Самовольные отлучки прочие
Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу Количество % к итогу
1 Иаложено взысканий в марте 1942 года 2058 625 30,3 291 14,1 66 3,2 80 4,0 996 48,4
Примечание: В разработку вошли сведения 20 школ и училищ
Конечно, повсеместно в войсках шла напряженная боевая учеба. Личный состав обучался в обстановке, приближенной к реальным условиям современной войны, с учетом вероятного театра боевых действий. В боевой подготовке ставилась задача постоянно учить войска действиям в зимних условиях, совершать походы и марши, многокилометровые пешие броски с полной боевой выкладкой. Тактические занятия проводились в любую погоду, днем и ночью. Но особое внимание уделялось при этом выработке навыков управления подразделениями в различных видах боя.
В целях воспитания высоких морально-боевых качеств у курсантов военных училищ и школ командиры и политработники использовали систему поощрений. Они заботились о том, чтобы все отличившиеся воины были своевременно выявлены и поощрены.
Но наряду с этим, имели место случаи грубейшего нарушения дисциплинарной практики и прямого издевательства и рукоприкладства. Командир взвода 1-го Омского пехотного училища (член ВКП(б), он же парторг) Гаврилин, для того, чтобы быстрее разбудить и поднять курсантов во время ночной тревоги бросил под нары взрывпакет; командир взвода этой же школы Беляков за сон на занятии заставил курсанта ползти по-пластунски во время сильного бурана и мороза. Командир 3-й роты Барнаульского пехотного училища лейтенант Кононков наложил взыскания на весь взвод за то, что во время мертвого часа четыре курсанта лежали на постели в сапогах. Он заставил взвод 10 дней чистить двор. Он же арестовал курсанта за то, что на его приказание — пришить воротничок, курсант ответил: «Товарищ командир, у меня воротничка нет, и мне его не выдали» [14]. Старшина 1-го Киевского артучилища, которое в то время было передислоцировано на территорию СибВО, Дедович провинившихся курсантов оставлял без завтрака и обеда и сажал их в холодный класс. На Дедовича наложено взыскание. Лейтенант этого же училища Москатлинов ударил плеткой два раза курсанта Морозкина за невыполнение приказания. Москатлинов привлечен к партийной ответственности и оформляется материал для привлечения в дисциплинарном порядке [15].
Политуправлением СибВО большая роль отводилась анализу дисциплинарной практики. Так, по данным политдонесений начальников политотделов военноучебных заведений по 29 школам и училищам округа в марте 1942 г. наложено 2882 взыскания, или в среднем каждой школой наложено 99 взысканий [16].
Первое место в дисциплинарных проступках занимают проступки, связанные с нарушением устава.
Из 2058 человек, совершивших в марте месяце дисциплинарные проступки, 625 человек, или 30,3 % допустили нарушения устава внутренней и гарнизонной службы. В отдельных же школах нарушение уставов составляет 50 и более процентов. Второе место занимают пререкания с комначсоставом и невыполнение их приказаний — 291 случай, или 14,1 % (табл. 1) [17].
Таким образом, работа, проводимая Политическим управлением СибВО в первом периоде ВОВ, была направлена на воспитание в духе патриотизма, преданности советскому народу и Отечеству. Успех в борьбе с врагом во многом зависел от уровня и размаха воспитательной работы, ее целеустремленности, активности и непрерывности. В это время в условиях войны накапливался опыт воспитательной работы, который используется и в современных условиях. Исследование процесса и опыта воспитательной работы, накопленных в СибВО в годы войны, дает возможность раскрыть работу государственных и военных органов по повышению боевой готовности частей и подразделений. Опыт прошлого помогает определить наиболее эффективные пути и средства подготовки и воспитания личного состава на примерах героизма, патриотического отношения воинов к службе по охране страны.
Библиографический список
1. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2962. Л. 51.
2. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.
3. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2961. Л. 24.
4. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп. 1. Д. 2961. Л. 9.
5. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 5.
6. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.
7. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 7. Л. 459.
8. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 7. Л. 460.
9. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 198.
10. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 345.
11. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 14.
12. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 18.
13. ЦАНИД ОО. Ф 17. Оп.1. Д. 2962. Л. 125.
14. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 144.
15. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 144 об.
16. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 143.
17. ЦАМО Ф 160. Оп. 13233. Д. 44. Л. 143 об., 147.
ЧЕРМОШЕНЦЕВ Дмитрий Владимирович, преподаватель кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2009 г.
© Д. В. Чермошенцев