Научная статья на тему 'РАБОТА ПО КИБЕРКУЛЬТУРЕ И КИБЕРГИГИЕНЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЧЁМ ЗЛО КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ?)'

РАБОТА ПО КИБЕРКУЛЬТУРЕ И КИБЕРГИГИЕНЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЧЁМ ЗЛО КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ?) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРКУЛЬТУРА / КИБЕРГИГИЕНА / ЗАЩИТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / CYBERCULTURE / CYBERHYGIENE / PROTECTION / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / MENTAL HEALTH / қОРГАУ / ПСИХОЛОГИЯЛЫқ ЗОРЛЫқ-ЗОМБЫЛЫқ / ПСИХИКАЛЫқ ДЕНСАУЛЫқ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Б. Т.

Автор раскрывает понятия «киберкультура» и «кибергигиена». Подчёркивает актуальность защиты детей от психологического насилия из интернета и социальных сетей через взаимодействие участников образовательной среды школы. Считает, что такая своевременная поддержка повлияет на физическое, психическое здоровье учащихся, на их воспитание как человека - рационального и избирательного пользователя интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL STUDENTS’ CYBERCULTURE AND CYBERHYGIENE AS A KEY COMPONENT OF A SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT (WHAT HARM IS FROM COMPUTER DEPENDENCE?)

The author considers the concepts «cyberculture» and «cyberhygiene». Highlights relevance of protecting children from psychological violence from Internet and social networks through interaction of the participants in educational environment of a school. Supposes that such timely support will effect physical, mental health of students, their education as a person, who is a rational and selective user of the Internet.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПО КИБЕРКУЛЬТУРЕ И КИБЕРГИГИЕНЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (В ЧЁМ ЗЛО КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ?)»

УДК 371.64/. 69

РАБОТА ПО КИБЕРКУЛЬТУРЕ И КИБЕРГИГИЕНЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

(в чём зло компьютерной зависимости?)

Ацдатпа

Автор «киберкультура» жэне «кибергигиена» угымдарын ашады. Мектептеп бшш беру ортагы катысушылардыц езара эрекеттеу аркылы интернет жэне элеуметтж желшердеп психологияльщ зорлык-зомбылыктан балаларды коргау езектш1гш керсетед]. Мундай уактылы к;олдау окушылардыц физикальщ, психикальщ денсаулыгына, оларды ин-тернеттщ утымды жэне тацдаулы пайдаланушысы ретшдеп адам тэрбиесше эсер етед1 деп санайды.

Аннотация

Автор раскрывает понятия «киберкультура» и «кибергигиена». Подчёркивает актуальность защиты детей от психологического насилия из интернета и социальных сетей через взаимодействие участников образовательной среды школы. Считает, что такая своевременная поддержка повлияет на физическое, психическое здоровье учащихся, на их воспитание как человека - рационального и избирательного пользователя интернет.

Annotation

The author considers the concepts «cyberculture» and «cyberhygiene». Highlights relevance of protecting children from psychological violence from Internet and social networks through interaction of the participants in educational environment of a school. Supposes that such timely support will effect physical, mental health of students, their education as a person, who is a rational and selective user of the Internet.

Нас заинтересовала задача, обозначенная в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025гг. (далее ГПРОН) по организации работы по киберкуль-туре и кибергигиене [1]. Для наших родителей и педагогов - это новые малоизвестные термины,

Каримова Б. Т.,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра развития малокомплектных школ, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, г. Нур-С.ултан

Нег'иг'1 свздер: киберкультура, кибергигиена, цоргау, пси-хологиял ыц зорл ыц-зомбыл ыц, психикальщ денсаулыц.

Ключевые слова: киберкультура, кибергигиена, защита, психологическое насилие, психическое здоровье.

Keywords: cyberculture, cyberhygiene, protection, psychological violence, mental health.

CS

5 I

<C m

о

СП

6

w О

О О

w =г о

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

о

мы попытаемся объяснить, как они могли бы защитить своих детей от разного вида компьютерной зависимости. Для безопасного будущего наших детей организация работы психолого-педагогической службы школы по киберкультуре и кибергигиене детей совершенно необходима. Киберопасность является вызовом современности. Развитие киберкультуры и кибергигиены позволит предупредить киберопасность, может помочь педагогической и родительской общественности сформулировать эффективные ответные меры.

Представленная работа имеет цель - разъяснить педагогической и родительской общественности новые малоизученные понятия «киберкультура» и «кибергигиена» и их значение для воспитания рационального, грамотного пользователя ИКТ. Деятельность педагогических служб необходимо направить на разработку и внедрение мер по защите детей от информаций и материалов, наносящих вред их духовному развитию. Возникла необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросе создания безопасной образовательной среды посредством развития киберкультуры и кибергигиены школьников. Проблема неправильного К пользования интернетом характерна для

<С всех школ: как полнокомплектных обоз

О преобразовательных, так и для малоком-

о_ плектных школ.

О В последнее десятилетие компьютер, интернет, гаджеты прочно вошли во все

и сферы нашей жизнь, стали неотъемле-

О мой её частью, отражают дух нашего

Рч

С времени. «Компьютерный век» в полном д смысле этого высказывания! Все сильнее щ человечество чувствует влияние «кибер» § на свою жизнь: услуги «кибер» позво-^ ляют экономить время, сокращать расО стояния, в какой-то степени облегчают д жизнь. Вместе с передовыми технология® ми и пользой «кибер» несет в себе много

опасностей, например, технозависимость и техноугроза. Современный ребенок знакомится с гаджетом с самого раннего детства, и гаджет забирает все его внимание, заменяя игрушки, общение, движение.

С.А. Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания - научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов - человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует...» [2,с.26].

Сегодня с экранов телевизоров и компьютерных мониторов на ребенка обрушивается большой поток агрессивной информации, где демонстрируются все виды насилия, жестокого обращения. Увиденное с голубых экранов дети пытаются опробовать в школьной среде. К сожалению, сегодня школа перестала быть безопасным местом: среди школьников имеют место факты физического и психического насилия. Повысилась частота таких видов насилия, как буллинг и кибер буллинг.

Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия через взаимодействие участников образовательной среды школы. В силу того, что ребенок имеет малый жизненный опыт, он проецирует увиденные сценарии насилия, негативного поведения в реальную жизнь. Таким образом, ребенок, не научившийся любить, помогать, творить, созидать, делиться теплом, практикуется в демонстрации асоциального поведения. Это нашло отражение в очередном двадцать третьем послании Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева от 5.10.2018г. H.A. Назарбаев предлагает пересмотреть приоритеты бюджетных расходов с акцентом на социальном секторе, безопасности и инфраструктуре.

H.A. Назарбаев говорит: «Учитывая

важность детской безопасности, поручаю обеспечить оснащение всех школ и детских садов системами видеонаблюдения, усилить работу школьных психологов и реализовать другие последовательные меры» [3]. По данным НОБД от 1 ноября в Казахстане 1220 школ не оснащены камерами видеонаблюдения[4]. Авторы убеждены в том, что камеры видеонаблюдений могут решить далеко не все проблемы безопасной образовательной среды, тогда как работа по киберкульту-ре и кибергигиене может во многом способствовать улучшению школьного микроклимата, предупредить асоциальное и деструктивное поведение школьников.

Перейдем к рассмотрению изучаемых терминов. Киберкультура и кибергиги-гена - это вторичное словообразование, образованное приставочным способом. Для понимания слова необходимо понять значение каждой части и вывести его новое значение.

Мы попытаемся составить свое толкование понятия «киберкультура». Несомненно, «кибер» - это научное достижение людей, обеспечивающее изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях. Это достижение обслуживает людей, поэтому на него должны распространяться нормы культурного поведения и общения. Высокий уровень развития киберпространства нуждается в высоком уровне культуры пользования потребителей данного научного достижения. Таким образом, «киберкультура» - это норма общепринятого, релевантного поведения при коммуникации в интернет-пространстве.

Для интернет-пространства должны распространяться те же требования, которые предъявляются в непосредственной коммуникации - живом общении: быть вежливым, тактичным, соблюдать нормы культурного речевого поведения, говорить по существу, по теме, говорить достаточно. Низкая киберкультура одних

пользователей интернет-пространства приводит к психологическому насилию, что становится причиной деструктивного и даже суицидального поведения других пользователей.

В анализе текущего состояния в ГПРОН отмечено, что сохраняется рост детского суицида (в 2018 году количество совершенных самоубийств среди детей составило 178 случаев, что на 6,6% больше в сравнении с 2017 годом)[1]. Одной из причин суицидов является неправильное, чрезмерное использование сети интернет и низкий уровень культуры пользователей. Учащиеся бесконтрольно длительное время проводят в сети интернет, посещают сайты, пропагандирующие деструктивное поведение, призывающие к конфликту. При чрезмерном времяпровождении в сети интернет учащиеся теряют навыки реальной живой коммуникации, все больше становятся зависимыми от сети. Планируется разработка и внедрение мер по защите детей от информаций и материалов, наносящих вред их духовному развитию. При своевременной разъяснительной работе по кибергигиене, можно снизить риск интернет-зависимости учащихся. Рассмотрим значение медицинского термина «гигиена» - (hygienos) - приносящий здоровье. Этот раздел медицины, ко- §

торый изучает, как внешняя среда влияет <

03

на организм человека. Под внешним фак- О

тором подразумевается и социальный, и ^

рабочий, и учебный, и бытовой, и при- о

родный аспекты. Работа по кибергигие- ¿J

не поможет сохранить здоровье, поможет щ

уменьшить вред, наносимый физическо- о

Рч

му и психическому здоровью подростка. С ГПРОН планирует разработку и внедре- д ние мер по защите детей от информаций щ и материалов, наносящих вред их духов- § ному развитию. В целях раннего выявле- ^

03

ния детей «группы риска» и оказания им о своевременной помощи, пресечения бул- д линга будет усилена деятельность психо- ®

в; S х

m

о

СП

W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о

S =Г

m

о х

х s

логических служб организаций образования и школьных служб примирения[1].

Мы изучили основные задачи, решаемые этой наукой, и попытались адаптировать ее к изучаемому понятию кибер-гигиены. Итак, в него входит:

1.сбор информации о воздействии ки-берсреды, компьютера и интернета на здоровье человека;

2.разработка норм сохранения здоровья при использовании компьютера;

3 .установление правил техники безопасности работы с компьютером и интернет - пространством, знаний о «полезных и вредных» контентах;

4.организация мероприятий для профилактики негативных последствий от использования компьютера и интернета, установление режима, графика работы, санитарно-технических работ по сохранению компьютера и здоровьесбереже-нию.

Знание методов воспитания и обучения кибергигиене.

Безусловно, для наших детей просто получить информацию - этого мало, важно, чтобы юные потребители интернет-услуг поняли вред и пользу, которую несет компьютер и интернет, выработали четкую позицию по времяпровождению у экрана компьютеров. Педагогам в данном случае важно информацию донести в социум, правильно подобрать слова и формат подачи. Чтобы каждый человек от самого маленького до самого взрослого понимал, почему и как стоит придерживаться данных норм для сбережения

собственного здоровья и здоровья нации как таковой.

Если личная гигиена уберегает нас от попадания бактерий в наш организм, то кибергигиена - это то, что убережет нас и наших детей от гиподинамии, дефицита живого общения, влияния агрессивной информации и всех последствий ненормированного негативного потока информации. Соответственно, это не только благополучно повлияет на физическое, но и на психическое здоровье, повлияет на воспитание человека, рационального и избирательного пользователя интернет.

Таким образом, можно прийти к выводу, что повышение киберкультуры и кибергигиены обучающихся общеобразовательных и малокомплектных школ совершенно необходимо. Нужна правильно организованная работа служб психолого-педагогического сопровождения школы и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Государственная программа развития образования и науки на 20202025 годы сайт http://adilet.zan.kz/rus/ docs/P 1900000988 (дата обращения: 20.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Назарбаева С.А. Этика жизни. Алма-ты, 2008,- 100 с.

3.Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018г. http://adilet.zan.kz/rus/docsm (дата обращения: 20.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.