Научная статья на тему 'РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ТРАВЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутарева Т.С.

В статье рассматривается проблема кибербуллинга. Перечислены основные моменты, на которые должны делать акцент педагоги в профилактике возникновении таких случаев. Отмечается роль педагога в формировании межличностных отношений внутри коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 159.99

Бутарева Т.С.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №89» г. Барнаул, РФ

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема кибербуллинга. Перечислены основные моменты, на которые должны делать акцент педагоги в профилактике возникновении таких случаев. Отмечается роль педагога в формировании межличностных отношений внутри коллектива.

Ключевые слова

Подростки, травля, социальные сети, педагоги и родители, коллектив.

Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2021 г. представил данные опроса россиян о кибербуллинге. Чаще всего россияне сталкивались с грубыми комментариями, троллингом и злыми насмешками в свой адрес, публикацией приватной информации и т.д. Среди опрошенных респондентов более 70% российских школьников ответили, что подвергались травле, преследованиям или оскорблениям в интернете, но при этом около 76% из них не рассказывали родителям о травле [2].

Что должен знать ребенок? На классных часах классные руководители должны доводить до детей информацию о том, что в подобных ситуациях есть следующие важные моменты:

1. Необходимо ограничить доступ к общению с вами (добавьте агрессора в чёрный список социальных сетей, заблокируйте телефонный номер). Именно этот способ считают наиболее эффективным половина российских интернет-пользователей (49%).

2. Вы вправе сообщить в полицию об угрозах и клевете, пожаловаться провайдеру на кибер-атаку и обратиться в поддержку «ВКонтакте» и т.д. Во всех популярных соц. сетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. На всех платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.

3. Поделитесь своей проблемой. Расскажите об этом родными, друзьям или педагогам.

4. Начните делать скриншот. Скрины с оскорблениями, угрозами и непристойными предложениями пригодятся как доказательства для суда. Скажите, что вы готовы пойти в суд за клевету/оскорбления/шантаж и т.д.

5. Боритесь со стрессом и повышайте свою стрессоустойчивость.

6. Снизьте активность, сделайте страницу закрытой, внимательно изучайте тех, кто добавляется к вам в друзья, если не знаете человека, то просто игнорируйте заявку.

7. Следуйте правилам цифровой грамотности: игнорирование сомнительных ссылок, использование сложных уникальных паролей для каждого аккаунта в соц. сети.

Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Поэтому первый шаг - признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы.

Со стороны классных руководителей, психолога, социального педагога и завучей профилактика кибербуллинга в школе может включать в себя следующие шаги:

1. Пристальное наблюдение за детским коллективом, выявление межличностных отношений в классе;

2. Изучение профилей учеников в социальных сетях, в том числе наблюдение за выкладываемыми фото, видео, постами и комментариями к ним. Речь идет о том, чтобы вовремя заметить проявления

агрессии и защитить жертв;

3. Подготовка методических рекомендаций для учителей и информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;

4. Работа с детьми (разъяснение последствий за подобное поведение, в том числе административную и уголовную ответственность, разработка правил взаимоотношений внутри класса, пресечение педагогом, как авторитетное лицо, любого агрессивного поведения по отношению к кому-либо в классе с жестким требованием соблюдения правил общения);

5. Беседы с родителями учеников (при выявлении случаев оскорбительных комментариев или выкладывания фото или видео обязательно нужно обсудить ситуацию с родителями агрессора и пострадавшего).

Профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера, при этом каждое из них должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, толерантность и умения объяснить тактично свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.

Список использованной литературы:

1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве [Текст] / Т.П. Авдулова // Психология обучения. - 2010. - № 4. - С. 28-38.

2. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. Аналитический обзор. [Электронный ресурс] - [Режим доступа]:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii?ysclid=lfm88mnkmz48418762 (дата обращения: 21.03.2023).

3. Хломов К.Д. Кибербуллинг в опыте российских подростков/ К.Д. Хломов, Д.Г. Давыдов, А.А. Бочавер // Психология и право. - 2019 - Том 9 № 2 - С. 276-295.

© Бутарева Т.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.