Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ'

КИБЕРБУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
732
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / ШКОЛА / КОНФЛИКТ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / УЧЕНИК / ТРАВЛЯ / CYBERBULLYING / SCHOOL / CONFLICT / INTERNET / SOCIAL NETWORKS / PUPIL / PERSECUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Динара Марселевна

В статье поведены итоги социологического исследования, проведенного с использованием качественной методологии. Был осуществлен отбор и анализ фотоматериала, опубликованного в сети Интернет. Проведена обработка результатов, обозначены агрессоры, жертвы и группа наблюдателей. Также было проведено социологическое исследование в форме опроса учащихся средних школ. В результате анкетирования получены результаты относительно возраста и пола школьников, подвергшихся кибербуллингу, проведен сравнительный анализ по данным категориям. В ходе исследования определены наиболее популярные виды кибербуллинга среди школьников. Определены места локализации конфликтных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шакирова Динара Марселевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cyberbullying in the school environment

In article results of the sociological research conducted with use of qualitative methodology are led. Selection and the analysis of the photographic material published on the Internet was carried out. Processing of results is carried out, aggressors, the victims and group of observers are designated. Also the sociological research in the form of poll of pupils of schools was conducted. As a result of questioning results concerning age were received and a sex of the school students who underwent cyberbullying comparative analysis on these categories is carried out. During the research the most popular types of cyberbullying among school students are defined. Places of localization of conflict actions are defined.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 371.78

Д. М. Шакирова

Кибербуллинг в школьной среде

D. M. Shakirova. Cyberbullying in the school environment

В статье поведены итоги социологического исследования, проведенного с использованием качественной методологии. Был осуществлен отбор и анализ фотоматериала, опубликованного в сети Интернет. Проведена обработка результатов, обозначены агрессоры, жертвы и группа наблюдателей. Также было проведено социологическое исследование в форме опроса учащихся средних школ. В результате анкетирования получены результаты относительно возраста и пола школьников, подвергшихся ки-бербуллингу, проведен сравнительный анализ по данным категориям. В ходе исследования определены наиболее популярные виды кибербуллинга среди школьников. Определены места локализации конфликтных действий.

Ключевые слова: кибербуллинг; школа; конфликт; Интернет; социальные сети; ученик; травля.

Контактные данные: 420066, г. Казань, ул. Красносельская, д. 51; (843) 519-42-91; dinara.mm@yandex.ru.

In article results of the sociological research conducted with use of qualitative methodology are led. Selection and the analysis of the photographic material published on the Internet was carried out. Processing of results is carried out, aggressors, the victims and group of observers are designated. Also the sociological research in the form of poll of pupils of schools was conducted. As a result of questioning results concerning age were received and a sex of the school students who underwent cyberbullying comparative analysis on these categories is carried out. During the research the most popular types of cy-berbullying among school students are defined. Places of localization of conflict actions are defined.

Keywords: cyberbullying; school; conflict; Internet; social networks; pupil; persecution.

Contact details: Krasnosel'skaya Str. 51, Kazan, Russian Federation, 420066; (843) 519-42-91; dinara.mm@yandex.ru.

Сегодня в конфликтах в школьной системе имеет место широкое распространение и активное использование способов психологической травли и запугивания через Интернет. Конфликтные действия, как правило, совершаются посредством сотовых телефонов, планшетов, компьютеров и т. д. Данный тип конфликта определяется как кибербуллинг, в котором школьники используют современные технологии с целью оскорбления, доведения своих жертв до угнетенного состояния. При этом он может осуществляться в виде текстовых и MMS-сообщений, грубых записей в социальных сетях, а также электронных сообщений и злобных сайтов, которые создаются специально с целью унижения человека [1, с. 65].

В Интернете компрометирующий материал возможно распространить за секунды, поэтому главное «преимущество» кибербуллинга перед конфликтами, происходящими в реальной жизни — скорость передачи информации.

Кибербуллинг носит латентный характер, информация об обидчике скрыта, происходит одностороннее воздействие на объект травли. В отличие от других видов конфликтных действий, школьник может подвергаться кибербуллингу, находясь и в школе, и за ее пределами.

Динара Марселевна Шакирова — старший преподаватель кафедры менеджмента Казанского государственного энергетического университета.

© Шакирова Д. М., 2018

Остановимся подробнее на рассмотрении видов кибербуллинга. Среди них необходимо выделить следующие:

• Использование личной информации. Имеются сообщества, занимающиеся «охотой» за выбранными жертвами из социальных сетей. Путем взлома они получают доступ к информации личного характера, к данным жертвы. Такая форма кибербуллинга доводит человека до нервного срыва, депрессии и серьезных психологических проблем.

• Анонимные угрозы. Киберхулиганы анонимно отправляют письма на адрес электронной почты своей жертвы с сообщениями угрожающего содержания. Иногда эти угрозы носят оскорбительный характер с вульгарными высказываниями и ненормативной лексикой, чтобы морально унизить человека.

• Преследование. Постоянная и умышленная травля посредством мобильной связи или по электронной почте. Хулиганы могут продолжительное время атаковать свою жертву путем оскорблений уничижительного характера или шантажировать какими-либо тайными фактами. Этот вид кибербуллинга представляет наибольшую опасность, так как может привести к мыслям о суициде.

• Флейминг. Популярный метод сетевых хулиганов, представляющий собой обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, обычно в комментариях в публичных местах Сети. Иногда может носить затяжной характер. На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор.

• Хеппислепинг (happy slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Они размещают в Интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы, порой это приводит к реальной трагедии.

Одним из новых направлений интернет-угроз является так называемый «ки-берсуицид», или согласованные самоубийства. Используя социальные сети, подростки и молодые люди принимают решение о совместном самоубийстве. Подобные случаи фиксируются в разных странах мира. Подростки обосновывают свое такое поведение тем, что вместе уйти из жизни проще, чем в одиночестве [2, с. 124-125; 3, с. 621-622].

Н. Виллард приводит такие методы, как домогательство, постоянные изнурительные кибератаки в виде повторяющихся оскорбительных сообщений, клевета, распространение оскорбительной информации в виде текстовых сообщений, фотографий, которые достаточно часто принимают сексуальный характер.

Имеет место и такой вид кибербуллинга, как надувательство. Обидчик сначала входит в доверие к жертве, затем обманным путем выманивает информацию с целью ее дальнейшей рассылки третьим лицам.

Социальная изоляция аналогична бойкоту. В этом случае одноклассника исключают из общей онлайн-группы, что является достаточно травмирующим явлением в силу того, что основывается на одной из значительных потребностей человека. Следует учесть, что группа сверстников чаще всего является для подростка референтной.

Наиболее деструктивной формой кибербулинга является угроза физической расправы, которая может принимать как прямой, так и косвенный характер.

Прямой кибербуллинг — это непосредственные атаки на подростка через письма или сообщения. При косвенном в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), не всегда с их согласия; преследователь может взломать аккаунт жертвы и, мимикрируя под хозяина, рассылать с этого акка-унта сообщения знакомым жертвы, разрушая ее коммуникативное поле и порождая сомнение в моральных качествах [4, с. 180-181].

Анализ проведенных по данной тематике исследований позволяет утверждать, что процесс кибербуллинга реализуется с участием агрессора, жертвы и наблюдателей. При этом жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами становятся дети, имеющие физические недостатки или какие-либо особенности поведения и внешности, отличающиеся неразвитыми социальными навыками, страхом перед школой и коллективом, не имеющие опыта жизни в коллективе («домашние» дети), болезни, низкий интеллект и трудности в обучении [3, с. 621].

Достаточно важным аспектом является рассмотрение последствий кибербул-линга. А. С. Зинцова разделяет их на педагогические, психологические и медицинские. К педагогическим автор относит снижение успеваемости школьника и желания посещать учебное учреждение, прогулы, нестабильные оценки, снижение учебной активности. К психологическим: снижение самооценки подростка, потеря уверенности в себе, нарушение психического развития, развитие психических расстройств; усиление психоэмоциональной нестабильности; возрастание чувств тревоги, страха, развитие паранойи; формирование мысли о суициде. В связи с тем, что кибербуллинг сопровождается депрессиями, стрессами, происходит общее снижение иммунитета, начинаются головные боли, боли в области сердца, быстрая утомляемость, нарушение сна, ухудшение памяти и внимания, снижение аппетита и т. д. [5, с. 124]. Ряд исследователей выделяют также социальные последствия, к которым относят скрытность, нежелание идти на контакт с родителями и друзьями, избегание школы, школьных и других компаний, потеря коммуникативных навыков, дезадаптация, дезинтеграция, девиантное поведение.

Необходимо также коротко остановится на причинах, по которым школьники могут стать агрессорами или объектами кибербулинга в интернет-пространстве. В качестве причин агрессивного поведения выделяются: стремление к превосходству, чувство неполноценности, которое носит субъективный характер и основано на совокупности психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство над собой окружающих; зависть как вид соперничества, чувства мести, желание развлечься, конформизм, проблемы в семейных взаимоотношениях, которые могут варьироваться от нехватки внимания со стороны родителей, попустительского стиля семейного воспитания до, наоборот, чрезмерной дисциплины, низкий уровень развития эмпатии и неумение разрешать конфликты, индивидуально-личностные характеристики индивида [6, с. 37-40].

На сегодняшний день, несмотря на актуальность исследования кибербуллин-га, можно сказать, что отсутствует системность в изучении данной проблемы. Это связано, прежде всего, с труднодоступностью жертв данного вида конфликтных действий. По этой причине целесообразно использовать качественную методологию прикладного исследования.

При сборе материала мы исходили из того, что в основе кибербуллинга лежит наличие фото, видео и других материалов о жертве в сети Интернет. При этом

стоит учитывать, что уже их размещение можно рассматривать как подтверждение конфликта в виде кибербуллинга. Однако само действие по отношению к жертве, степень ее социально-психологических травм, ход самой «травли» остается за кадром.

Были проанализированы фотографии в количестве 96 штук, на которых были показаны конфликты в школе между учениками. В связи с этим для поиска в адресную строку вбивались такие ключевые слова, как «драки», «избиения», «унижения» и т. д.

Критериями отбора снимков, демонстрирующих конфликтные действия были следующие:

• субъекты конфликтных действий одеты в школьную форму, на вид их возраст не превышает 17 лет;

• действие конфликта происходит в стенах общеобразовательного учреждения или же на пришкольной территории;

• не рассматривались постановочные снимки, которых выдавали неестественные позы учеников, яркость изображения, наигранность эмоций на лицах участников конфликтных действий.

В процессе анализа кибербуллинга как конфликта в школе были получены следующие итоги. Среди мест, где происходят конфликтные действия, можно выделить классные комнаты, раздевалки, коридоры и территорию возле школы. При этом примерно в равной степени представлены раздевалки и коридоры (34 и 35%).

На снимках в подавляющем большинстве случаев демонстрируются сцены коллективного избиения учащегося, хотя присутствуют и снимки, показывающие унижение школьника (35%). При этом жертва в половине случаев находится в лежачем положении, в каждом четвертом случае сидит, в оставшихся — стоит в кругу агрессоров или возле стенки.

Сцены унижения выражаются в отсутствии одежды на жертве, нахождении ее на коленях, поднимании школьной формы (юбки или платья у девочек). При этом стоит отметить, что практически на всех снимках имеется группа учащихся-наблюдателей, которые с интересом смотрят за происходящим и фиксируют все на свои «гаджеты». Социальное окружение здесь выступает катализатором, способствующим ужесточению и нарастанию агрессивности обидчиков. Стоит отметить, что источниками, способствующими возникновению конфликта, выступают взаимодействие с близким окружением, а также влияние непосредственных агентов социализации [7, с. 100].

Анализ фотографий показал, что во всех случаях травля была направлена на одного учащегося, а количество обидчиков варьировалось от одного до нескольких человек.

Продемонстрируем некоторые гендерные особенности, выявленные в процессе исследования. В роли агрессоров в 30% случаев выступают ученики мужского пола. В этих случаях объектом конфликтных действий являются девочки. Возраст участников в одной десятой случаев представлен младшей возрастной группой, в одной трети случаев обидчик старше жертвы.

С целью выявления наиболее распространенных форм кибербуллинга в школьной среде было проведено социологическое исследование в форме опроса учащихся средних общеобразовательных школ.

Стоит отметить, что мнения учащихся относительно фактов проявления конфликтов в школе посредством социальных сетей разделилось примерно поровну (43% ответили — «да», тогда как 46% отрицали наличие таких конфликтов в школе), 10% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Гендерный

аспект по данному вопросу выявил соотношение 47,6 к 42,8% (девочки и мальчики соответственно). Данный вид конфликта получил большую распространенность среди школьников старших классов.

В определении характера проявления негативного отношения через Интернет подавляющее большинство учеников отметили, что чаще всего сталкиваются с сообщениями, несущими оскорбления личности, эта цифра составила 49,2%; 21,4% признали, что с ними были случаи исключения из общей группы. 32,4% респондентов ответили, что ни с чем подобным они не сталкивались. Девочки чаще мальчиков становятся участниками флейминга, тогда как с анонимными угрозами с большой частотой встречаются мальчики. Исключения из группы представлены примерно одинаково у учащихся как женского, так и мужского пола. Относительно возраста стоит отметить, что флейминг и анонимные угрозы более распространены у старшеклассников, хотя не исключаются и случаи в младшей возрастной группе, в частности обмен оскорбительными фразами.

На вопросы, касающиеся реакции школьников на данные виды кибербуллин-га, половина учеников ответила, что довольно болезненно их переносила и сильно переживала по этому поводу, треть расстраивалась, но спустя какое-то время успокаивалась, и только менее 5% указали, что им было безразлично происходящее. Девочки больше мальчиков подвержены эмоциональным переживаниям по данному поводу, о чем свидетельствуют ответы (55,2 к 38,4% соответственно). Чем старше респондент, тем меньше он акцентирует внимание на данных проявлениях кибербуллинга.

Лидирующей позицией опрошенных является то, что в случае возникновения того или иного вида конфликта онлайн школьник попытается решить проблему своими силами. Одна третья часть учащихся указала, что будут рассчитывать на поддержку друзей. 20% учеников обратятся за помощью к родственникам. Самое последнее место занимают педагоги, школьные психологи — менее 10%. Ученики не рассматривают данные варианты в качестве помощи при травле через Интернет.

Нежелание школьников обращаться за помощью сигнализирует о том, что ребенок считает, что не может никому довериться, возможно, боится обратиться за помощью к взрослым, не хочет впускать родителей в свое пространство. Вследствие данного обстоятельства у школьника формируется нежелание идти в школу, неуверенность в себе.

Таким образом, по итогам исследования наиболее часто встречающимися формами кибербуллинга в школах являются обмен оскорбительными фразами (49,2%), анонимные угрозы (10,2%) и киберотчуждение (21,4%) [8, с. 11]. Такие формы кибербуллинга, как создание двойника виртуальной личности и рассылка от его имени личной информации, которые разрушают авторитет жертвы, не были выявлены среди школьников, участвовавших в опросе.

Исследования показывают, что кибербуллинг — вид школьного насилия, довольно болезненный, наносящий моральный и физический вред здоровью учащегося. Проблема данного явления актуальна, поскольку оно является относительно новым, набирает обороты с ростом и совершенствованием технических устройств.

В силу того, что сегодня молодежь взрослеет намного раньше, чем прописано в законодательстве, предлагаются меры по введению ответственности за травлю посредством сети Интернет. В частности, на экспертном совете по развитию информационного общества и СМИ Молодежного парламента при Госдуме 7 марта 2018 г. было озвучено предложение добавить соответствующую статью в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ [9].

Также организуются специальные сервисы, созданные для жертв кибер-буллинга. Например, «Дети онлайн», где психологи консультируют родителей и подростков в рабочее время. «Дети онлайн» — проект компании «Фонд Развития Интернет» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

литература

1. Ефимова Е. С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред // Успехи в химии и химической технологии. 2014. Т. XXVII. № 7. С. 65-66.

2. Еремина Е. А., Калинина Ю. В., заплатина Е. А., лопатин Д. В. Информационные угрозы коммуникативного характера // Гаудеамус. 2012. Т. 2. № 20. С. 124-125.

3. Щипанова Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Новые информационные технологии в образовании: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. С. 619-623.

4. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177-191.

5. зинцова А. С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета. Сер.: Социальные науки. 2014. № 3. С. 122-128.

6. Баранов А. А., Рожина С. В. Психологический анализ причин кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 1. С. 37-41.

7. Махиянова А. В. Жизненные ценности современной личности: состояние и роль агентов социализации в их формировании // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Сер.: Философия и социология; культурология. 2011. № 1. С. 99-102.

8. Шакирова Д. М. Социальный конфликт и стратегии конфликтного поведения в современных школах: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2018. 30 с.

9. тищенко М. Кибербуллинг вне закона: в России предлагают ввести ответственность за травлю в соцсетях // RT. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/ article/489396-shtraf-rossiya-kiberbulling (дата обращения: 13.10.2018).

УДК 005.336.4

С. У. Абдулхакимов

Социальные основы развития системы управления и повышения профессионального интеллектуального потенциала молодежи

S. U. Abdulkhakimov. Social foundations of the development of the system of management and enhancement of the professional intellectual potential

of the youth

Данная статья посвящена рассмотрению социальных основ развития системы управления и повышения профессионального интеллектуального потенциала молодежи.

This article is devoted to the consideration of the social foundations of the development of the system of management and enhancement of the professional intellectual potential

Салим Уралович Абдулхакимов — старший преподаватель кафедры социологии Ташкентского государственного аграрного университета. © Абдулхакимов С. У., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.