Работа педагога по профилактике депрессивных проявлений у подростков
Андриенко Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: [email protected]
Безенкова Татьяна Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Барыбина Валерия Анатольевна,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]
Сорокина Виктория Юрьевна,
магистрант, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: natasorokina@[email protected]
Целью современной образовательной организации является не только обучение, но и решение целого ряда задач, связанных с эффективной социализацией детей и подростков и становлением их личности, в том числе построение педагогической модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Одной из причин формирования такого поведения у подростков являются многочисленные стрессовые ситуации, связанные с напряженным ритмом и темпом обучения, проблемами в учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и родителями и др. Следствием данных факторов зачастую являются депрессивные состояния у подростков, которые могут привести к возникновению девиант-ного поведения. Все вышесказанное актуализирует проблему исследования и разработки профилактических программ по коррекции депрессивных состояний подростков. Цель исследования - выявление уровня подростковых депрессивных состояний и разработка программы педагогического сопровождения для их минимизации.
Ключевые слова: подростки, социализация, девиантное поведение, депрессия, депрессивное состояние, педагогическое сопровождение, образовательная организация.
о
U
со
см
см
со
Z
12
Согласно статистике, в пубертатный период подростки подвержены депрессивным состояниям, т.к. они находятся на стадии активных физиологических изменений. По эпидемиологическим данным, распространенность данного нарушения среди населения в возрасте 15-19 лет колеблется от 8% до 20% [7]. Это связано с изменением гормонального фона, также с переходом от детства к взрослости. Подросток впитывает образцы взрослого поведения, «примеряет» новые социальные роли, но далеко не все совпадает с ожиданиями. Подросток проходит путь серьезных духовных исканий и трансформаций, что может приводить к нестабильности в эмоциональной сфере.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что проявление депрессивных состояний у подростков не просто негативно сказывается на его эмоциональном и психическом состоянии, но и может привести к полной дезадпатации личности.
Теоретические аспекты проблемы депрессивных состояний с психологической точки зрения в своих работах раскрыли А.В. Авдеев, М.Е. Бурно, Р. Комер и др.
Особенности проявления депрессивных состояний современных подростков представили в своих работах О.А. Андриенко и Т.А. Безенкова [2], И.В. Гурьянова [5], Е.А Дурасова [4], Р.Р. Ниязо-ва [9], Ю.Д. Овчинникова [10], О.Б. Рыжкова [11], А.Ф. Усольцева [14], К.И. Шахова [15] и др.
Депрессия представляет собой психологическое расстройство, характеризующееся сниженным настроением с негативной оценкой себя, своего положения в обществе и своего будущего [4].
Типичными проявлениями депрессии можно назвать:
1) эмоциональные: раздражительность, тревога, потеря интереса к делам, которые раньше приносили удовольствие, конфликтность;
2) физиологические: нарушение сна, боли в сердце, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта;
3) поведенческие: одиночество, злоупотребление алкоголем или запрещенными веществами, избегание общения, суицидальные наклонности;
4) мыслительные: преобладание негативных мыслей, трудности в принятии решений, заниженная самооценка [13].
В стенах ученого заведения индикаторами депрессивных состояний могут выступать такие проявления, как плаксивость, заторможенность или агрессия по отношению к сверстникам и преподавательскому составу, пропуски уроков, отрешенность [1 ].
Причинами возникновения депрессивных состояний у обучающихся образовательных учреждений могут выступать:
1) трудности в общении со сверстниками, непринятие ребенка коллективом;
2) проблемы в учебной деятельности;
3) гормональные изменения, которые сопровождаются агрессией, раздражительностью, апатией;
4) семейные трудности (конфликты в детско-родительских отношениях, завышенные требования или равнодушное отношение родителей, алкоголизм) [4].
Нами были проанализированы исследования последних лет, посвященные депрессивным расстройствам в подростковом возрасте.
Так, в работе И.П. Логинова, Е.В. Солодкой и С.З. Савина представлены особенности депрессивных расстройств российских подростков, проявляющиеся в «тенденции к формированию кратковременных и пролонгированных депрессивных реакций» и нарушении адаптации [7, с. 81].
К.И. Шахова в своей статье указывает на влияние интернет-зависимости подростков на появление депрессии [16]. И.С. Маслова [5] и Г.В Сле-пухина [12] отмечают наличие у девиантных подростков проявлений депрессивных состояний.
Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков
Е.В. Храмов установил, что «нарушение социально психологической адаптации и социализации, зачастую отягощенное тяжелой обстановкой в семье, потеря доверительных отношений с родителями усугубляют подростковый кризис и способствуют развитию депрессивных состояний» [15, с. 73].
Х.М. Гаджибекова и С.А. Наврузова в ходе проведенного исследования, выявили, что 29% подростков свойственно состояние депрессии. Авторы говорят о необходимости применения комплексного подхода в работе с данной категорией испытуемых [3].
Наше исследование проводилось с целью своевременного выявления уровня подростковых депрессивных состояний и проведения мероприятий для их минимизации.
Мы использовали «Опросник детской депрессии» (автор Maria Kovacs), предназначенный для детей и подростков от 7 до 17 лет, и позволяющий определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов - сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.
В исследовании приняли участие 196 человек -обучающихся седьмых и восьмых классов средней общеобразовательной школы г. Магнитогорска Челябинской области.
Результаты первичной диагностики, проведенной в апреле 2022 года, выглядят следующим образом:
- у 12,8% подростков наблюдается высокий уровень проявления деперессивных симптомов;
- у 16,8% испытуемых средний уровень;
- у 70,4% обучающихся низкий уровень депрессивных симптомов.
Можно констатировать, что у части подростков достаточно часто проявляется депрессивная симптоматика.
При работе с психологом данные обучающиеся отметили следующие причины, которые приводят к нарушению в эмоциональной сфере: проблемы в учебе, семейные конфликты, страх перед будущим, отсутствие поддержки со стороны близких людей, постоянная критика со стороны взрослых, непринятие коллективом. Подростки указывали на то, что хотели бы больше реализовывать себя, но им мешают внутренние барьеры, которые тяжело преодолеть без посторонней помощи. Порой они чувствуют себя «изгоями» в классе, а это приводит к снижению самооценки, появлению негативных мыслей, к нестабильности эмоционального фона.
Нами был разработан план мероприятий, который включал в себя работу с психологом, родителями и педагогическим составом учреждения.
Психолог проводил индивидуальную и групповую работу. На групповых занятиях подростки проходили различные методики, по результатам которых, проводилась индивидуальная консультация с проработкой проблем. Также обучающимися были освоены методы борьбы со стрессом, с нарастающим волнением, гневом и злостью. Особый интерес у подростков вызывало такое направление работы, как арт-терапия.
Необходимо отметить, что классическая арт-терапия включает в себя рисование, лепку, живопись, графику и фотографию.
К современной арт-терапии относят игроте-рапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т.д.
Положительное воздействие арт-терапевтиче-ского творчества на личность, участвующей как в индивидуальной, так и в коллективной работе, проявляется в следующем:
- повышение самооценки;
- разрешение внутренних конфликтов;
- снижение эмоционального напряжения за счет
использования новых способов самовыражения;
- развитие эмоционального интеллекта;
- высвобождение сильных эмоций и т.п.
При коллективной работе арт-терапия дополнительно дисциплинирует группу.
При работе с подростками применялись различные методы арт-терапевтической работы: муз-котерапия, изотерапия (нейрографика), фототерапия и др. Также проводилась работа в рамках библиотерапии: составлялся список книг, которые важно прочитать каждому подростку, чтобы разобраться в себе, а потом происходило обсуждение прочитанного.
Работа психолога с родителями предполагала консультации по вопросам детско-родительских отношений, что позволило взрослым немного пересмотреть свои взгляды на воспитание ребенка, на принятие его со стороны свободной и индиви-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см со
дуальной личности. Также, в процессе работы были совместные беседы с детьми, на которых каждый высказал свои проблемы и тревоги.
Педагогическим составом организовывались для подростков различные тематические мероприятия, праздники, поездки за город, экскурсии и прогулки на свежем воздухе, что позволило сплотить коллектив, и дать возможность детям, раскрыться для своих сверстников по-новому.
После проведения данных мероприятий, отдыха на летних каникулах, мы провели повторную диагностику обучающихся и получили следующие результаты:
- у 2,0% подростков наблюдается высокий уровень проявления деперессивных симптомов;
- у 8,2% испытуемых средний уровень;
- у 89,8% обучающихся низкий уровень депрессивных симптомов.
Можно констатировать, что произошло снижение количества детей с выраженными депрессивными симптомами, и увеличение числа подростков с низким уровнем депрессивных симптомов. Их мы можем связать с незначительными переживаниями, которые можно легко преодолеть без каких-либо последствий.
Сравнение результатов диагностики показало, что вовремя выявленные подростки «группы риска» и работа с ними посредством различных методов, помогли им справиться с внутренними проблемами, недосказанностью и переживаниями, которые могли бы в дальнейшем еще более негативно сказаться на их состоянии. Также они сами отметили укрепление отношений с родителями, в семьях стало больше понимания и разговоров на различные интересующие темы. В классе подростков стали более серьезно воспринимать, интересоваться их мнением.
Подводя итоги исследования, хотим отметить, что полученные данные непосредственно связаны с общим эмоциональным фоном, а он в свою очередь выступает в роли показателя степени эмоционального благополучия школьника. На основании результатов исследования мы разработали рекомендации по профилактике депрессивных симптомов у подростков.
1. Для администрации школы:
- необходимо создавать условия для проведения диагностик в образовательном учреждении не менее 1 раза в 3 месяца, чтобы своевременно выявлять детей «группы риска» и оказывать им психолого-педагогическую помощь.
2. Классному руководителю:
- обращать внимание на взаимоотношения учеников, их общение;
- воздержаться от публичной критики обучающихся;
- разработать систему поощрения для отличившихся подростков;
- взаимодействовать с учениками в неформальной обстановке (выезды на экскурсии, посещение театров, чаепития, обмен подарками на праздники).
3. Педагогу-психологу:
- проводить диагностику обучающихся;
- оказывать психологическую помощь обратившимся;
- взаимодействовать с классным руководителем, если ребенок находится в зоне риска;
- взаимодействовать с родителями;
- организовывать и проводить тренинговые занятия с детьми, особо обращая внимание на тех, у кого выявлены какие-либо нарушения или трудности.
4. Родителям:
- принимайте ребенка таким, какой он есть, не завышайте требования, касающиеся его обучения и достижения успеха;
- разговаривайте с ребенком, спрашивайте о его школьных делах, о его успехах и неудачах;
- не связывайте оценки в школе с системой своих наказаний и поощрений;
- проявляйте интерес к школьным делам ребенка (помощь в выполнении домашних или творческих заданий, посещайте мероприятия, в которых принимает участие ваш ребенок и т.п.);
- выясните, что вызывает интерес у ребенка в школе, а что кажется ему скучным;
- всегда говорите своему ребенку, что он особенный, что его мысли и действия могут отличаться от ожидания других, что не нужно стараться быть тем, кем ты не являешься;
- старайтесь сохранять дома спокойную атмосферу;
- умейте разграничивать время личное и школьное, чтобы у ребенка был отдых как физический, так и эмоциональный;
- следите за изменениями ребенка (поведение, разговор, действия), чтобы вы вовремя могли обратить внимание на негативные аспекты этих изменений и принять меры;
- не забывайте дарить своему ребенку любовь и поддержку.
Таким образом, подростковый возраст является одним из наиболее подверженных возникновению депрессивных состояний, они могут начать проявляться в снижении настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения, тревожности. Образовательной организации необходимо вести работу по своевременному выявлению подростков, которые оказались в «группе риска», научиться правильно взаимодействовать с ними и выбирать такие методы работы, которые принесут только положительные результаты.
Литература
1. Акбашева Р.С. Проблема психологических особенностей формирования поведения подростков в системе школьного образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 8 (198).
2. Безенкова Т.А., Андриенко О.А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса / электронное издание. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова. 2022.
3. Гаджибекова Х.М., Наврузова С.А. Депрессивные состояния подростков в семье / В сборнике: Актуальные вопросы психологического состояния общества, как фактора общего благополучия. сборник материалов международной научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 186-194.
4. Грехов Р.А. Медико-биологические аспекты депрессии // Природные системы и ресурсы. 2017. № 2.
5. Гурьянова И.В. Формирование психологически комфортной, безопасной социальной и образовательной среды: учебное пособие. М.: ФГУР НТЦ «Информрегистр», 2020.
6. Дурасова Е.А. Депрессивное состояние подростков, причины его возникновения // Педагогика: история, перспективы. 2021. № 6.
7. Логинов И.П., Солодкая Е.В., Савин С.З. Психопатологические проявления и особенности течения депрессивных расстройств в подростковом возрасте: транскультуральные клинические наблюдения // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2021. № 1 (110). С. 78-84.
8. Маслова И.С. Коррекция депрессивного состояния как средство профилактики девиантного поведения подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3.
9. Ниязова Р.Р. Подростковая депрессия: факторы риска и особенности течения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 2-1 (70). С. 125-129.
10. Овчинников Ю.Д., Лызарь О.Г. Влияние двигательной активности на психическое здоровье современного человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2019. № 2. С. 51-57.
11. Рыжкова О.Б. Оказание психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии // Вестник науки. 2021. № 11 (44).
12. Слепухина Г.В., Безенкова Т.А., Андриен-ко О.А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 396-401.
13. Тажудинова В.В. Стресс и депрессия в современном мире // Скиф. 2019. № 10 (38).
14. Усольцева А.Ф. Депрессивные состояния подростков как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6.
15. Храмов Е.В. Психологические и психосоматические факторы риска суицидального поведения подростков // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 68-75.
16. Шахова К.И. Депрессия как последствие интернет-зависимости в подростковом возрасте // Наука через призму времени. 2021. № 6 (51). С. 52-56.
THE WORK OF A TEACHER IN THE PREVENTION OF DEPRESSIVE MANIFESTATIONS IN ADOLESCENTS
Andrienko O.A., Bezenkova T.A., Barybina V.A., Sorokina V. Yu.
Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) of Orenburg State University, Nosov Magnitogorsk State Technical University
The goal of the modern educational organization of general education is not only teaching, but also solving a number of problems related to the effective socialization of children and adolescents and the formation of their personality, including the construction of a pedagogical model for the prevention of asocial behavior of minors. One of the reasons for the formation of such behavior in adolescents are numerous stressful situations associated with a tense rhythm and pace of learning, problems in educational activities, in relationships with peers and parents, etc. These factors often result in depression in adolescents, which can lead to deviant behaviour. All of the above actualizes the problem of research and development of preventive programs for the correction of depressive conditions in adolescents. The purpose of the study is to identify the level of teenage depressive states and develop a program of pedagogical support to minimize them.
Keywords: adolescents, socialization, deviant behavior, depression, depressive state, pedagogical support, educational organization.
References
1. Akbasheva R.S. The problem of psychological features of the formation of behavior of adolescents in the system of school education // Uchenye zapiski of Lesgaft University. 2021. No. 8 (198).
2. Bezenkova T.A., Andrienko O.A. Psychological and pedagogical interaction of participants in the educational process /elec-tronic edition. Magnitogorsk: MSTU im. G.I. Nosova. 2022.
3. Gadzhibekova Kh.M., Navruzova S.A. Depressive states of adolescents in the family / In the collection: Topical issues of the psychological state of society as a factor in overall well-being. collection of materials of the international scientific-practical conference. Makhachkala, 2022, pp. 186-194.
4. Grekhov R.A. Medico-biological aspects of depression // Natural systems and resources. 2017. No. 2.
5. Guryanova I.V. Formation of a psychologically comfortable, safe social and educational environment: a study guide. M.: FGUR STC "Informregistr", 2020.
6. Durasova E.A. Depressive state of adolescents, the causes of its occurrence // Pedagogy: history, prospects. 2021. No. 6.
7. Loginov I.P., Solodkaya E.V., Savin S.Z. Psychopathological manifestations and features of the course of depressive disorders in adolescence: transcultural clinical observations // Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology. 2021. No. 1 (110). pp. 78-84.
8. Maslova I.S. Correction of the depressive state as a means of preventing deviant behavior of adolescents // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2013. No. 3.
9. Niyazova R.R. Adolescent depression: risk factors and features of the course // Actual scientific research in the modern world. 2021. No. 2-1 (70). pp. 125-129.
10. Ovchinnikov Yu.D., Lyzar' O.G. The influence of physical activity on the mental health of a modern person // Social pedagogy in Russia. Scientific and methodical journal. 2019. No. 2. S. 5157.
11. Ryzhkova O.B. Providing psychological assistance to a depressed teenager // Bulletin of Science. 2021. No. 11 (44).
12. Slepukhina G.V., Bezenkova T.A., Andrienko O.A. Personal characteristics of adolescents with deviant behavior // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. V. 9. No. 4 (33). pp. 396-401.
13. Tazhudinova V.V. Stress and depression in the modern world // Skif. 2019. No. 10 (38).
14. Usoltseva A.F. Depressive states of adolescents as a psychological and pedagogical problem // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2012. No. 6.
15. Khramov E.V. Psychological and psychosomatic risk factors for suicidal behavior in adolescents. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2020. V. 9. No. 1. S. 68-75.
16. Shakhova K.I. Depression as a consequence of Internet addiction in adolescence // Science through the prism of time. 2021. No. 6 (51). pp. 52-56.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со