Научная статья на тему 'Работа над смысловыми связями слов «Лень» и «Покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» в школе'

Работа над смысловыми связями слов «Лень» и «Покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
955
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ" / ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА / ЛЕНЬ / ПОКОЙ / АПАТИЯ / ОБРАЗ ЛЕНИВЦА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вишневецкая Галина Васильевна

В данной статье приводится пример лексической работы со словами «лень» и «покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над смысловыми связями слов «Лень» и «Покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» в школе»

5. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д. М. Магомедова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

6. Панов, М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. - М.: Просвещение, 1967. - 440 с.

7. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 193-230.

8. Якобсон, Р. О. Работы по поэтике / Р. О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

УДК 373.1.02:372.882 ББК 74.268.3

Г. В. Вишневецкая

РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМИ СВЯЗЯМИ СЛОВ «ЛЕНЬ» И «ПОКОЙ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» В ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье приводится пример лексической работы со словами «лень» и «покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова: роман И. А. Гончарова «Обломов», лексический анализ слова, лень, покой, апатия, образ ленивца.

G. V. Vishnevetskaya

LEXICAL WORK ON SEMANTIC COMMUNICATIONS THE WORDS «LAZINESS» AND «REST» AT ROMAN I. A. GONCHAROV'S STUDYING

«OBLOMOV» AT SCHOOL

Abstract. Annotation: in this article it is given an example lexical work with the words «laziness» and «rest» when studying the novel of I. A. Goncharov «Oblomov» at the senior step of training at high comprehensive school.

Key words: the novel of I. A. Goncharov «Oblomov», laziness, rest, apathy, lexical analysis, lazy

person.

...Мы теперь, рождаясь на Земле, Сразу получаем лень в придачу. Царствует она всегда, везде! Как бороться? Вот ведь незадача...

(неизв. автор)

В создании смыслового богатства романа И. А. Гончарова «Обломов» большую роль играет использование семантических возможностей слова. В связи с этим на уроках литературы при изучении романа представляется целесообразной лексическая работа над значением ключевых многозначных слов. Подобное небольшое исследование возможно как на этапе прочтения романа, так и на этапе обобщения и подведения итогов по произведению. В данной статье предлагается вариант лексической работы над словами «лень» и «покой», являющимися самыми частотными в романе.

Лень - это важнейший элемент человеческого устройства. Лень диктует пределы любой активности, заставляя постоянно взвешивать, насколько желанна та или иная вещь, чтобы стоило затрачивать усилия на её воплощение.

Лень - это, с одной стороны, состояние, которое, как и многие другие состояния, представляются в языке как стихия, захватывающая человека извне, побеждающая его. Об этом могут свидетельствовать пословицы русского языка: «лень-матушка одолела»; «лень раньше нас родилась»; «пришел сон из семи сел, пришла лень из семи деревень»; «лень нападает, одолевает», «лень обуяла» и т.п. С другой же стороны, лень - это и свойство человека (например, мы иногда говорим «Меня раздражают его лень и глупость»).

Принято считать, что лень - это отрицательное свойство, которое мешает человеку реализовать себя, и некоторые русские слова («лодырь», «лоботряс»), действительно, выражают его отчетливо отрицательную оценку.

Однако лень же как таковая не вызывает особого раздражения, воспринимаясь как понятная и простительная слабость, а иной раз и как повод для легкой зависти («Ленивому всегда праздник»). Это представление хорошо согласуется с тем, что чрезмерная активность выглядит в глазах

русского человека неестественно и подозрительно. Например, пословица «Охота пуще неволи» выражает отчужденное недоумение в адрес человека, развивающего бурную деятельность.

В толковых словарях «лень» определяется как «отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду» [5, 317].

У Вл. Даля лень характеризуется как «неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству, .. .праздношатательство, обычное тунеядство» [3].

Интересно отметить, что в славянской мифологии существовали Лень и Отеть - духи, развращающие человека и мешающие ему нормально жить и трудиться. Лень - первая степень падения, вторая степень - Отеть. Человек становится толстым и неповоротливым, в критической ситуации не предпринимает ничего для спасения себя и своих близких. Дальнейшая степень разложения ведёт к невозможности двигаться и через обжорство - к смерти.

Однако есть в русском языке и слова, содержащие идею лени, в которых выражена симпатия, граничащая с нежностью (например, «.ленивец», «лень-матушка»). Интересно, что слово «лень» первоначально не содержало негативного значения: в русский язык (и в большинство славянских языков) оно пришло из старославянского, где означало «медлительный, медленный, тихий, спокойный». Происхождение же слова латинское: lenis - мягкий, нежный, кроткий.

В Библии к лени нет отчётливо выраженного негативного отношения. В первые века христианства ещё не было точного определения «лени»; её трактовали как один из видов «покоя»: «Лень представляется мне желанием покоя, - но только у Господа верный покой [1].

Позже в западном христианстве лень попадает в список семи смертных грехов, в восточной же (православной) традиции чаще всего в списке грехов вместо «лени» упоминают «уныние».

Лень - понятие, относящееся к мирской (физической) жизни человека и противостоящее

труду.

Думается, что данная языковая работа над словом «лень» поможет старшеклассникам глубже понять образ главного героя.

Известное выражение «Лень - двигатель прогресса» подтверждает тезис о том, что лень -популярная черта человека.

Лень - это протест против монотонной, однообразной и тяжелой работы. Поводом для всякого усилия лентяя служит стремление в следующий раз избежать этого усилия. Поэтому только ленивому приходит в голову идея, как выполнить неизбежную работу с наименьшими усилиями. Данное известное выражение подтверждает и факт многих изобретений человечества. Все изобретения, начиная от великого изобретения колеса до сугубо домашних изобретений (лифт в доме, мясорубка, скороварка, стиральные, посудомоечные, швейные и т.д. машины и механизмы), призваны облегчить выполнение той самой монотонной и тяжелой работы. Однако с каждым изобретением, делающим нашу жизнь проще, человек становится все более ленивым и аморфным.

В последние годы появились исследования о пользе лени для продления жизни [4]. В частности, немецкий профессор Peter Axt считает, что лень полезна для здоровья: защищает от раннего старения и стрессов. Ранний подъем означает, что весь день пройдет под знаком стресса. Гораздо полезней полежать в постели подольше. Проведенные им исследования показали, что пробежки на большие дистанции отнимают у организма ту энергию, которая необходима для других целей.

Нелишним при изучении романа «Обломов» может оказаться и анализ характера русского человека. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой знаменит наш человек, безграничной самоотверженностью и трудолюбием, проявившимся на различных стройках страны и на восстановлении разрушенного войною хозяйства. Но, к сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты, такие как лень и безответственность. Таким образом, лень Ильи Обломова - черта русского национального характера.

Главным ленивцем в русской культуре считается Обломов. Он воплощает черты, которые традиционно определяются как свойства русского национального характера. Сочетание «русская лень» столь же стандартно, как «русская душа». Однако русская лень скорее не вялая, не сонная, а мечтательная.

При работе над романом И. А. Гончарова «Обломов» нелишним будет и упоминание о том, что в фольклоре еще до И. А. Гончарова существовал образ ленивца, подобный образу Обло-мова. Им являлся герой былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника, Илья Муромец (неслучайно и Обломов назван Ильей), пролежавший на печи 33 года.

В известной русской народной сказке «По щучьему веленью» центральным персонажем также является ленивый молодой человек Емеля-дурачок, лежавший все время на печи (как Обломов на диване).

Кроме того, отсылки, аллюзии, реминисценции романа И. А. Гончарова встречаются в творчестве А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова и особенно ярко в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева», началом которому послужил рассказ «В хлебах» (1904), названный позже «Сон Обломова-внука» (1915).

Большое место лексема «лень» занимала и в творчестве А. С. Пушкина. Языковая работа над значением слов «лень, покой» в стихотворениях А. С. Пушкина при изучении романа «Обломов» тоже может иметь большое значение для понимания образа главного героя романа И. А. Гончарова.

Для А. С. Пушкина слово «ленивец» обозначало поэтическую натуру, отказавшуюся от соблазнов богатства и карьеры ради мирных утех дружбы и любви. Лень воспринимается поэтом как состояние, родственное вдохновению и помогающее отрешиться от житейской суеты. Именно такое понимание лени можно найти во всех стихах А. С. Пушкина, где встречается лексема «лень»: «Городок» (1815); «Мечтатель» (1815); «Моя эпитафия» (1815); «Моему Аристарху»

(1815); «Послание Юдину» (1815); «Послание к Галичу» (1815); «К Дельвигу» (1815); «Сон»

(1816); «Дельвигу» (1817) и др.

«Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надёжной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт» [6, 31].

В стихотворении «Сон» (1816) лень - богиня и царица, спутница творчества, благодаря лени поэт творит; краски, кисть, лира - всё отдано ей: «Приди, о лень! Приди в мою пустыню. Тебя зовут прохлада и покой; В одной тебе я зрю свою богиню» [7, 414].

В стихах А. С. Пушкина лень беспечна, свободна, глубока, уединённа, философична, мечтательна, поэтична, лирична, тиха, покойна, сонна, горда, свята, подруга, богиня, царица.

Однако А. С. Пушкин предостерегает, что без творчества, без труда, без движений лень тягостна и мучительна:

«Брегитесь вы, о дети, мудрой лени! Обманчивой успокоенья тени...».

Вся жизнь на диване и постели ведёт к подагре, тоске и болезни. Поэт призывает к движенью, активным действиям:

«Средь мирных сёл, без всякого труда.

Что ж надобно? — Движенье, господа!» («Сон») [там же].

Таким образом, А. С. Пушкин гармонично объединил лень и творчество, тем самым облагородив слово-понятие «лень», вернув слову первоначальный смысл: медлительный, медленный, тихий, спокойный, мягкий, нежный, кроткий, то есть не суетный, мечтающий.

Однако следует отметить, что пушкинское понимание лени связано с поэтическим трудом, и жить ему не лень. Тогда как в изображении И. А. Гончарова у Обломова помимо мечтательности и ухода от суеты лень становится тяжёлой болезнью, которая приводит к тому, что герою становится лень жить.

«— Тебе, кажется, и жить-то лень? — спросил Штольц. — А что, ведь и то правда: лень, Андрей» [2, 177].

Лень для самого И. Гончарова — разлагающая и развращающая черта. Главный герой романа воплощает метафору покоя и идиллии. В поисках покоя и утраченного рая Обломов пребывает всю жизнь. Слова «покой, лень» - самые частотные в романе. На обвинения Штольца Обломов отвечает:

«Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» [2, 189]

В конце жизни Обломов «.. .был полным и естественным отражением и выражением покоя, довольства и безмятежной тишины; .ему удавалось дёшево отделываться от жизни, выторговать у неё и застраховать себе невозмутимый покой...» [2, 497]

Слово «покой» здесь многозначно: это и тишина, отдых, бездеятельность, отсутствие движения, беспокойства; это и болезнь (приёмный покой в больнице); это и смерть (вечный покой, покойник).

Таким образом, фигура Обломова символизирует, с одной стороны, связь с вечностью, тишиной, отход от суеты, а с другой - не жизненное, болезненное, смертельное состояние.

Неслучайно в описаниях Обломовки и Выборгской стороны покой описывается как «мёртвая тишина и сон, подобный смерти», там нет поэтических трудов и книг.

А в мечтах Обломова истинный покой и счастье, как и у Пушкина, там, где можно услышать музыку, где можно с женой обсудить прочитанное и где беседы с друзьями доставляют радость и умиротворённость.

Спасением для А. С. Пушкина был не просто покой, а покой творческий, «обитель дальняя трудов». Концепт «лени» у А. С. Пушкина связан с возможностью отойти от шумной суеты света для того, чтобы творить. Обломов же только мечтает об этом. И в этом, вероятно, заключается трагедия героя.

Таким образом, проведенная работа над словами «лень» и «покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» поможет осознать и оценить роман, поможет в раскрытии и восприятии образа главного героя старшеклассниками, а также будет способствовать повышению уровня читательского интереса школьников и формированию культуры восприятия художественного текста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аврелий Августин. Исповедь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Hb.tr200.net/v.php?id=276460&sp=8.

2. Гончаров, И. А. Обломов // Гончаров И. А. Собр. соч.: в 4 т. - М., 1981. - Т. 2.

3. Лень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php?wordid=14887.

4. Лень продлевает жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aurahome.ru/len.html

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: АЗЪ, 1995. - 928 с.

6. Пушкин, А. С. Воспоминания и дневники // Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. - М., 1976. - Т. 7.

7. Пушкин, А. С. Стихотворения // Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. - М., 1974. - Т. 1. - 357 с.

УДК 811.161 ББК 81.411.2

Н. А. Гурдаева

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Аннотация. Данная работа посвящена анализу терминологии современного русского языка с точки зрения теории функционально-семантического поля с инвариантным значением «наименование специальных понятий». В работе дан анализ структуры поля, выделены микрополя первого и второго уровней.

Ключевые слова: специальная лексика, термины, система, структура, функционально -семантическое поле.

N. A. Gurdaeva

SPECIAL VOCABULARY OF MODERN RUSSIAN LANGUAGE IN THE LIGHT OF THE THEORY FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD

Abstract. This work is devoted to analysis of the terminology of the modern Russian language from the perspective of the theory of functional-semantic field with an invariant meaning "the name of the specific concepts". This paper analyzes the structure of the field, highlighted the micro first and second levels.

Key words: special vocabulary, terminology, system, structure, functional-semantic field.

Термины являются членами общей лексической системы современного русского литературного языка, в которую они входят в составе конкретной терминосистемы.

Несмотря на тесное взаимодействие языка науки и общелитературного языка, между ними существует ряд отличий лексико-семантического, нормативно-стилистического и функционального характера.

1. В первую очередь, это соотнесенность терминов и общеупотребительных слов с различными понятиями. Термины, в отличие от обычных слов, всегда выражают специальные понятия.

2. Термину наряду с номинативной присуща дефинитивная функция. Цель термина не столько назвать понятие, сколько определить его, ограничивая рядом дифференциальных признаков, указывая назначение предметов, отмечая их функции, свойства, качества.

3. Термин находится в системе других специальных понятий, относящихся к определенной области знаний.

4. Обычно термин моносемичен, он лишен возможности развития своего значения, появления переносного значения.

5. Термин стилистически нейтрален, не окрашен эмоционально, неэкспрессивен.

6. Возможности свободной сочетаемости терминов ограничены, так как они выступают в составе специальных устойчивых или свободных сочетаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.