Научная статья на тему 'Анализ поэтического текста при изучении фонетики в курсе «Введение в языкознание»'

Анализ поэтического текста при изучении фонетики в курсе «Введение в языкознание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
522
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ" / КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ / ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваганов Алексей Васильевич

В статье характеризуются пути использования поэтических текстов при изучении классификации гласных и согласных звуков в курсе «Введение в языкознание». Показано, что такое использование поэтических текстов способствует усвоению основных понятий фонетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ поэтического текста при изучении фонетики в курсе «Введение в языкознание»»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 544 с.

2. Крысин, Л. П. Толковый словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. - М.: ЭСМО, 2008. - 941 с.

3. Лыков, А. Г. Окказионализмы и языковая норма // Грамматика и норма. - М., 1977.

4. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы: учеб. пособие / Р. И. Мокшанцев. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 225 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 16-е изд. - М.: Русский яз., 1984. - 796 с.

УДК 81'342 ББК 81.01

А. В. Ваганов

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОНЕТИКИ В КУРСЕ «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Аннотация. В статье характеризуются пути использования поэтических текстов при изучении классификации гласных и согласных звуков в курсе «Введение в языкознание». Показано, что такое использование поэтических текстов способствует усвоению основных понятий фонетики.

Ключевые слова: «Введение в языкознание», классификация гласных звуков, классификация согласных звуков, звуковой символизм, функции языка.

А. V. Vaganov

ANALYSIS OF THE POETIC TEXT IN THE STUDY OF PHONETICS IN THE COURSE "INTRODUCTION TO LINGUISTICS"

Abstract. The article characterizes the ways of use of poetic text in the study of the classification of vowels and consonants in the course "Introduction to Linguistics". It is shown that such use promotes the mastering of the basis concepts of phonetics.

Key words: "Introduction to Linguistics", classification of vowels, classification of consonants, sound symbolism, functions of language.

Современная лингвистика характеризуется функциональным подходом к языку, предполагающим изучение языка в действии, в многообразных процессах коммуникации. Уже в курсе «Введение в языкознание» необходимо последовательно осуществлять данный подход, показывая, как реализуется потенциал изучаемых языковых единиц в различных сферах речевой деятельности.

В этом отношении особого внимания заслуживает поэтическая речь, где изобразительные и выразительные средства языка представлены в наиболее полном и концентрированном виде: «Только в поэзии язык раскрывает все свои возможности, ибо требования к нему здесь максимальны: все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов; поэзия как бы выжимает все соки из языка, и язык превосходит здесь себя самого» [1, 278]. Особенно перспективным использование поэтических текстов является при изучении фонетики, поскольку для поэтической речи характерна повышенная роль звуковой стороны языковых единиц.

Усвоение основных вопросов фонетики в курсе «Введение в языкознание» связано для первокурсников с заметными трудностями. В особенности это касается классификаций гласных и согласных звуков, поскольку эти классификации используют обширный терминологический аппарат и охватывают большой материал, с трудом поддающийся сокращению в силу системного характера звукового строя языка. Поэтому актуальными являются поиски новых подходов к изучению раздела «Фонетика». К числу таких подходов может быть отнесено использование образцов поэтической речи.

Широкое обращение к материалам поэтической речи возможно прежде всего при рассмотрении системы гласных звуков. По данным инструментальных исследований, в стихотворной речи особо выделены гласные, что проявляется в «увеличении времени звучания всего текста за счет гласных звуков, преимущественно ударных» [3, 80].

При изучении классификации гласных звуков можно обратить внимание на то, что «у носителей языка существуют определенные тематические, образные и эмоциональные ассоциации, связанные с теми или иными звуками» [5, 22]. Известно, что гласные переднего ряда вызывают у большинства носителей языка ассоциации со светом, тогда как гласные заднего ряда вызывают

ассоциации с темнотой. В этом проявляется звуковой символизм, опирающийся «на реальную связь между различными внешними чувствами, в частности между зрением и слухом» [7, 223].

На практическом занятии, посвященном классификации гласных звуков, может быть проанализировано стихотворение А. А. Блока «Девушка пела в церковном хоре...»

Студенты подсчитывают для каждой строфы, с одной стороны, ударные гласные переднего ряда [и] и [э], с другой стороны - ударные гласные заднего ряда [о] и [у].

В первой строфе эти группы звуков находятся в равновесии: здесь содержится 6 ударных гласных переднего ряда (слова девушка, пела, трижды повторенное слово всех, ушедших) и 6 ударных гласных заднего ряда (слова церковном, хоре, чужом, краю, море, свою): Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Во второй строфе, пронизанной мотивом света, преобладают ударные гласные переднего ряда (ассоциативно «светлые»). Они встречаются 7 раз (слова пел, белом, плече, смотрел, белое, пело, луче), тогда как ударные гласные заднего ряда (ассоциативно «темные») - только 4 раза (слова голос, купол, луч, слушал):

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

Еще более значительным становится преобладание ударных гласных переднего ряда в третьей строфе, в чем отражается мотив радости и надежды. Ударные гласные переднего ряда представлены здесь 8 раз (слова всем, тихой, все, корабли, чужбине, светлую, себе, обрели), ударные гласные заднего ряда - 2 раза (слова будет, люди): И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

Напротив, четвертая строфа с ее трагическим содержанием не использует ни одного слова с ударными гласными переднего ряда, тогда как ударные гласные заднего ряда (ассоциативно «темные») представлены здесь 9 раз (слова голос, луч, тонок, только, высоко, ребенок, том, никто, придет). В результате «над четвертой строфой от начала до самого конца всех ее стихов непрерывно стелется и тяготеет финальная вокалическая тема густой и беспросветной тьмы» [8, 266]: И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Чтобы показать, что такой ассоциативный ореол гласных звуков не является лишь принадлежностью индивидуальной творческой манеры А. А. Блока, а связан с общезначимыми психолингвистическими и эстетическими тенденциями, можно обратиться к стихотворению Ф. Сологуба «На серой куче сора...»:

На серой куче сора, У пыльного забора, На улице глухой Цветет в исходе мая, Красою не прельщая, Угрюмый зверобой. В скитаниях ненужных, В страданиях недужных, На скудной почве зол, Вне светлых впечатлений Безрадостный мой гений Томительно расцвел.

Сумрачный колорит произведения отражается в значительном преобладании ударных гласных заднего ряда (слова куче, сора, забора, улице, глухой, цветет, исходе, красою, угрюмый, зверобой, ненужных, недужных, скудной, почве, зол, мой, расцвел) над ударными гласными переднего ряда. При этом ударные гласные переднего ряда сконцентрированы преимущественно в той части текста, где говорится о расцвете гения (хотя и «безрадостного»), создавая эффект, подобный вспышке света на мрачном фоне. Из пяти содержащихся в тексте слов с ударными гласными пе-

реднего ряда (серой, светлых, впечатлений, гений, томительно) в данной части сосредоточены четыре).

Для демонстрации связей звуковой и содержательной стороны текста может быть использован и метод сопоставительного анализа. Так, звуковой строй стихотворения И. А. Бунина «Ночь печальна, как мечты мои...» характеризуется доминированием ударных гласных заднего ряда (ассоциативно «темных») над ударными гласными переднего ряда:

Ночь печальна, как мечты мои. Далеко в глухой степи широкой Огонек мерцает одинокий... В сердце много грусти и любви. Но кому и как расскажешь ты, Что зовет тебя, чем сердце полно! - Путь далек, глухая степь безмолвна, Ночь печальна, как мои мечты.

Преобладание ударных гласных [о] и [у], представленных в словах ночь (слово встречается в тексте дважды), далеко, глухой, широкой, огонек, одинокий, много, грусти, кому, что, зовет, полно, путь, далек, соответствует теме ночи, эмоциональному мотиву грусти.

Напротив, другой образец пейзажной лирики этого же автора - стихотворение «Рассвет» -отличается преобладанием ударных гласных переднего ряда (ассоциативно «светлых») над ударными гласными заднего ряда.

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье...

Разгорайся, новый день, светлей!

Выйди в небо, солнце,без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь - день радости и счастья!

Преобладание в тексте ударных гласных переднего ряда [э] и [и], представленных в словах белеет, полумесяц, бледных, долин, веет (слово повторяется в тексте дважды), полей, серебряное, пенье, воскресенье, день (слово повторяется дважды), светлей, небо, возродися, блеске, тепле, возвести, всей, земле, создает ассоциативное соответствие звукового строя стихотворения теме утреннего пробуждения природы и эмоциональному мотиву радости.

Материал поэтической речи также может способствовать изучению принципов классификации согласных звуков.

Так, при изучении классификации согласных звуков по способу их образования могут быть использованы строки из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал»: И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец.

В сочетании конь скакал преобладает взрывной согласный [к]: при произнесении взрывных согласных воздух преодолевает препятствие в ротовой полости резким толчком. Напротив, при передаче медленных движений вола и верблюда доминируют фрикативные согласный [в] и [в'], а также боковые согласные [л] и [л']: при произнесении этих звуков воздух преодолевает препятствие постепенно. Таким путем звуковая организация текста позволяет изображать «различные по характеру действия (энергичные, порывистые и спокойные)» [2, 178].

Выразительным примером художественного использования артикуляционных особенностей «дрожащих» согласных звуков [р] и [р'] является содержащаяся в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» контрастная звуковая характеристика «шумных старинных балов и балов, современных Пушкину» [4, 114]: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым полам.

Обилие «дрожащих» согласных при изображении старинных балов сменяется полным их отсутствием при характеристике танцев, современных поэту. Доминирующими становятся согласные [м], [л] и [л'], позволяющие передать плавные движения танцующих.

В связи с классификацией согласных звуков по месту образования может быть рассмотрено стихотворение А. А. Ахматовой «Плотно сомкнуты губы сухие...»: Плотно сомкнуты губы сухие, Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликуша без голоса билась, Воздух силясь губами поймать.

Студентам дается задание: для каждой строки подсчитать звуки, произносимые с непосредственным участием губ. К числу этих звуков принадлежат губные согласные, то есть [б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [м], [м'], а также лабиализованные гласные [у] и [о]. Таким образом, выполнение задания способствует не только усвоению классификации согласных звуков, но и повторению предшествующей темы «Классификация гласных звуков», а именно такого ее аспекта, как классификация гласных звуков на основании работы губ. Следует напомнить студентам и о том, что гласный звук [о] в безударной позиции подвергается качественной редукции, утрачивая свои специфические признаки, в том числе лабиализацию, поэтому при подсчете следует учитывать только ударное [о]; напротив, гласный звук [у] подвержен лишь количественной редукции и сохраняет лабиализацию во всех позициях.

Подсчеты показывают, что наибольшее количество звуков, произносимых с участием губ, содержится в строке «Плотно сомкнуты губы сухие» и в строке «Воздух силясь губами поймать», то есть именно в тех участках текста, где говорится о губах. В каждой из этих строк содержится по 8 таких звуков (тогда как во всех остальных строках их значительно меньше: во второй строке текста - 4, в третьей строке - 1, в четвертой строке - 4, в пятой строке - 5, в шестой строке - 4, в седьмой строке - 4). Артикуляция оказывается здесь «источником эстетически целенаправленных ассоциаций» [6, 162], выступая как специфическое средство создания изобразительности.

В целом, использование поэтических текстов при изучении основных понятий фонетики не только способствует усвоению этих понятий, но и помогает показать на конкретном речевом материале своеобразие эстетической (поэтической) функции языка. Внимание к эстетическому использованию языковых средств составляет необходимый компонент лингвистического образования, поскольку «наука о языке, призванная изучать все возможные сочетания и функции вербальных знаков, не вправе пренебрегать поэтической функцией, присущей речи любого человеческого существа с раннего детства <...> Блаженный Августин полагал даже, что тот, кто не разбирается в поэтике, вряд ли сможет стать толковым грамматиком» [8, 80]. Анализ использования в поэтическом тексте ассоциативных возможностей звуков позволяет также обогатить представления об эмотивной функции языка и средствах ее реализации, поскольку звуковые повторы, основанные на принципе звукового символизма, создают эмоциональный эффект.

При изучении фонетики в курсе «Введение в языкознание» рассмотрение художественных приемов, связанных с возможностями звуковых средств языка, не является самоцелью. Поэтому на занятиях по данной учебной дисциплине в сферу анализа вовлекаются не все экспрессивные средства звукового уровня, а лишь те из них, знакомство с которыми непосредственно служит задачам усвоения студентами основных фонетических понятий. Знания о выразительных и изобразительных возможностях фонетического уровня языка получают в дальнейшем развитие в курсах стилистики и филологического анализа текста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин, М. М. К эстетике слова // Контекст-1973. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1974. - С. 258-280.

2. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

3. Златоустова, Л. В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами // Контекст-1976. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1977. - С. 61-80.

4. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376 с.

5. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д. М. Магомедова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

6. Панов, М. В. Русская фонетика / М. В. Панов. - М.: Просвещение, 1967. - 440 с.

7. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 193-230.

8. Якобсон, Р. О. Работы по поэтике / Р. О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

УДК 373.1.02:372.882 ББК 74.268.3

Г. В. Вишневецкая

РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМИ СВЯЗЯМИ СЛОВ «ЛЕНЬ» И «ПОКОЙ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» В ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье приводится пример лексической работы со словами «лень» и «покой» при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова: роман И. А. Гончарова «Обломов», лексический анализ слова, лень, покой, апатия, образ ленивца.

G. V. Vishnevetskaya

LEXICAL WORK ON SEMANTIC COMMUNICATIONS THE WORDS «LAZINESS» AND «REST» AT ROMAN I. A. GONCHAROV'S STUDYING

«OBLOMOV» AT SCHOOL

Abstract. Annotation: in this article it is given an example lexical work with the words «laziness» and «rest» when studying the novel of I. A. Goncharov «Oblomov» at the senior step of training at high comprehensive school.

Key words: the novel of I. A. Goncharov «Oblomov», laziness, rest, apathy, lexical analysis, lazy

person.

...Мы теперь, рождаясь на Земле, Сразу получаем лень в придачу. Царствует она всегда, везде! Как бороться? Вот ведь незадача...

(неизв. автор)

В создании смыслового богатства романа И. А. Гончарова «Обломов» большую роль играет использование семантических возможностей слова. В связи с этим на уроках литературы при изучении романа представляется целесообразной лексическая работа над значением ключевых многозначных слов. Подобное небольшое исследование возможно как на этапе прочтения романа, так и на этапе обобщения и подведения итогов по произведению. В данной статье предлагается вариант лексической работы над словами «лень» и «покой», являющимися самыми частотными в романе.

Лень - это важнейший элемент человеческого устройства. Лень диктует пределы любой активности, заставляя постоянно взвешивать, насколько желанна та или иная вещь, чтобы стоило затрачивать усилия на её воплощение.

Лень - это, с одной стороны, состояние, которое, как и многие другие состояния, представляются в языке как стихия, захватывающая человека извне, побеждающая его. Об этом могут свидетельствовать пословицы русского языка: «лень-матушка одолела»; «лень раньше нас родилась»; «пришел сон из семи сел, пришла лень из семи деревень»; «лень нападает, одолевает», «лень обуяла» и т.п. С другой же стороны, лень - это и свойство человека (например, мы иногда говорим «Меня раздражают его лень и глупость»).

Принято считать, что лень - это отрицательное свойство, которое мешает человеку реализовать себя, и некоторые русские слова («лодырь», «лоботряс»), действительно, выражают его отчетливо отрицательную оценку.

Однако лень же как таковая не вызывает особого раздражения, воспринимаясь как понятная и простительная слабость, а иной раз и как повод для легкой зависти («Ленивому всегда праздник»). Это представление хорошо согласуется с тем, что чрезмерная активность выглядит в глазах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.