Научная статья на тему 'РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родимова Н.Ю.

В представленном материале описан опыт создания модели профессиональной компетентности преподавателя, включающей в себя инструментальные, межличностные, системные и профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родимова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Родимова Н.Ю. заведующая методическим кабинетом ГБОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж

им. М.А. Шолохова» Россия, Ростовская обл., ст Вешенская

РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация

В представленном материале описан опыт создания модели профессиональной компетентности преподавателя, включающей в себя инструментальные, межличностные, системные и профессиональные компетенции.

Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается рядом документов. В настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.

Еще в 19 веке немецкий педагог Адольф Дистервег сказал «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Требования целого ряда документов последних лет сводятся к тому, что определяющей фигурой в образовании по-прежнему является учитель, шагающий в ногу с развитием общества, энергичный и компетентный [1].

Путей повышения профессионального творческого роста много, но мы вынесли на повестку дня одно направление: система работы над научно-методической проблемой.

Какие цели и задачи, на наш взгляд, помогает решить научно-методическая проблема?

1. Во-первых, проблема акцентирует внимание на конкретной задаче, которую колледж определяет в качестве главной на текущий период;

2. Помогает выявить уровень теоретических знаний и понимания обозначенной темы (диагностика, проектирование);

3. Способствует развитию научно-исследовательских навыков педагогической деятельности;

4. Позволяет осуществлять образовательную деятельность в определенной системе; Сделать это помогают этапы работы над проблемой.

5. Работа над проблемой способствует развитию самостоятельности в освоении новой информации, творческому подходу к своей деятельности.

6. В ходе реализации проблемы вырабатывается требовательность к себе, утверждается мотивация «образования через всю жизнь», вместо образования на всю жизнь.

Все перечисленное выше - это этапы, которые в конечном итоге должны привести к пониманию каждым преподавателем необходимости практического применения возможностей современной педагогической науки [2].

Определение проблемы на текущий учебный год - явление не новое, но ее реализация осуществляется по нескольким алгоритмам.

Этапы работы:

1. Диагностика на предмет изучения потребностей педагогических кадров колледжа. Для нас, как и для всех ОУ представляет интерес система мониторинга, которая позволяет определить образовательные модели, технологии и методы для достижения вышеназванной цели.

В 2008-2009 учебном году в ГОУ СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова» обозначена долгосрочная научно-методическая проблема «Компетентностный подход - основа модернизации образования». На каждый учебный год учебно-методической службой уточняется общая проблема, исходя из поставленных задач. Например первый год работы она была сформулирована следующим образом «Модель формирования профессиональной компетентности преподавателей колледжа».

В ходе I этапа работы над проблемой для получения необходимой информации было проведено диагностирование на основе европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе».

Компетенции были разбиты на 4 категории.

Концентрация - это компетенции, которые признаны значимыми, но характеризуются низким уровнем развития.

Низкая приоритетность - компетенции, которые не признаются очень значимыми и характеризуются низким уровнем развития.

Избыточные усилия - компетенции, которые не признаются очень значимыми, но характеризуются высоким уровнем развития.

Поддержание - компетенции, которые признаются значимыми и характеризуются высоким уровнем развития [3].

Результаты позволили выстроить модель преподавателя колледжа,

В рамках педагогических лабораторий так же проводятся анкета-рефлексия, SWOT-анализ - один из самых распространенных видов анализа в маркетинге, главной целью которого - выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы нашего образовательного учреждения.

На основе полученных аналитических материалов определяются задачи педколледжа, создается совет научно-методической проблемы колледжа.

2 этап. Теоретическая подготовка по научно-методической проблеме колледжа.

3 этап. Практическое применение теоретических знаний, методов, средств, новых педагогических технологий.

Третий этап работы над проблемой включает проведение научно-практических конференций, педагогических чтений. Например, на базе нашего колледжа состоялось расширенное заседание Совета директоров образовательных учреждений системы среднего профессионального педагогического образования Южного Федерального округа на тему: «Национально-региональный компонент в профессиональной подготовке педагога».

На этом же этапе ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей, организационно и тематически он связан с научно-методической проблемой:

2010 год - Конкурс образовательных проектов.

2011 год - Самый классный классный.

2012 год - Конкурс профессиональных дисциплин по специальностям колледжа.

Ежегодно проводится Слет молодых педагогов районного и зонального уровня.

На этом этапе студенты также участвуют в подведении итогов обозначенной проблемы, через анкетирование и опрос они определяют победителей - «Педагогических звезд» в номинациях «Улыбка», «Гуру», «Имидж», «Сотрудничество», а в 2013 году по опросам студентов была выстроена рейтинговая шкала преподавателя.

Преподаватели нашего колледжа активно принимают участие во Всероссийских и областных мероприятиях. Только в 2013 году 17 преподавателей приняли участие, из них 5 заняли призовые места.

4 этап. Подведение итогов, результат работы над научно-методической проблемой, печатная продукция.

Так выглядит система, основой которой стала открытая модель повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа.

Кроме того, работая над ежегодной научно-методической проблемой, совершенствуется профессиональное мастерство педагогических работников через систему внутриколледжной научно-методической работы, используя при этом разнообразные технологии, методы и формы:

- педагогические лаборатории;

- самостоятельная методическая работа преподавателей;

- школа молодого педагога;

- работа в ПЦК;

- клуб «Бенчмаркинг»;

- методическая кафедра;

- участие во внутриколледжных и областных научно-практических конференциях, педагогических чтениях.

Такая системность в работе дает хорошие результаты, повышается научная составляющая методической работы, постоянно рассматриваются и

внедряются в учебно-воспитательный процесс актуальные вопросы методики.

Использованные источники:

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3. Клюева Г.А. Компетентностно-ориентированные задания: вопросы проектирования // СПО. 202. № 2.

Романова Ю. В. ст. преподаватель Романов Р. Н. ст. преподаватель Волгоградский филиал Российского государственного

университета туризма и сервиса Россия, г. Волгоград ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАРЯДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ СЛОИСТЫХ СТРУКТУРАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕНОСА ЗАРЯДА У ПРИБОРОВ С ЗАРЯДОВОЙ СВЯЗЬЮ

Описаны усовершенствованные методики определения характеристик (частотного фактора и порядка кинетики) твердотельных структур, содержащих слои диэлектрика и полупроводника. Для структур типа «металл - поликремний - диэлектрик - полупроводник», имеющих зарядовую связь, установлена зависимость потери сигнального заряда при его переносе в приповерхностной области полупроводника от указанных характеристик.

Развитие микроэлектронных приборов в современных условиях по-прежнему требует решения проблем, обусловленных наличием примесей вблизи границ раздела твердотельных слоев подобных структур, наличием разрешенных состояний в их запрещенных зонах и моноэнергетических уровней в слоях диэлектрика и полупроводника, определяющих порядок кинетики и частотный фактор происходящих на них зарядовых процессов. В [1] показано, что наличие примеси в слое полупроводника подобных структур приводит как к появлению поверхностных состояний (ПС) в его запрещенной зоне вблизи границы раздела «диэлектрик - полупроводник», так и к формированию моноэнергетических уровней (МУ), что должно увеличивать неэффективность переноса сигнального заряда у ПЗС (то есть его потери).

В данном случае исследовались приборы с зарядовой связью (ПЗС) на основе твердотельных структур типа «металл (А1) - поликремний (81*) -диэлектрик (8102) - полупроводник (81)», которые представляют собой их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.