Родимова Н.Ю. заведующая методическим кабинетом ГБОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж
им. М.А. Шолохова» Россия, Ростовская обл., ст Вешенская
РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация
В представленном материале описан опыт создания модели профессиональной компетентности преподавателя, включающей в себя инструментальные, межличностные, системные и профессиональные компетенции.
Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается рядом документов. В настоящее время и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода.
Еще в 19 веке немецкий педагог Адольф Дистервег сказал «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Требования целого ряда документов последних лет сводятся к тому, что определяющей фигурой в образовании по-прежнему является учитель, шагающий в ногу с развитием общества, энергичный и компетентный [1].
Путей повышения профессионального творческого роста много, но мы вынесли на повестку дня одно направление: система работы над научно-методической проблемой.
Какие цели и задачи, на наш взгляд, помогает решить научно-методическая проблема?
1. Во-первых, проблема акцентирует внимание на конкретной задаче, которую колледж определяет в качестве главной на текущий период;
2. Помогает выявить уровень теоретических знаний и понимания обозначенной темы (диагностика, проектирование);
3. Способствует развитию научно-исследовательских навыков педагогической деятельности;
4. Позволяет осуществлять образовательную деятельность в определенной системе; Сделать это помогают этапы работы над проблемой.
5. Работа над проблемой способствует развитию самостоятельности в освоении новой информации, творческому подходу к своей деятельности.
6. В ходе реализации проблемы вырабатывается требовательность к себе, утверждается мотивация «образования через всю жизнь», вместо образования на всю жизнь.
Все перечисленное выше - это этапы, которые в конечном итоге должны привести к пониманию каждым преподавателем необходимости практического применения возможностей современной педагогической науки [2].
Определение проблемы на текущий учебный год - явление не новое, но ее реализация осуществляется по нескольким алгоритмам.
Этапы работы:
1. Диагностика на предмет изучения потребностей педагогических кадров колледжа. Для нас, как и для всех ОУ представляет интерес система мониторинга, которая позволяет определить образовательные модели, технологии и методы для достижения вышеназванной цели.
В 2008-2009 учебном году в ГОУ СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова» обозначена долгосрочная научно-методическая проблема «Компетентностный подход - основа модернизации образования». На каждый учебный год учебно-методической службой уточняется общая проблема, исходя из поставленных задач. Например первый год работы она была сформулирована следующим образом «Модель формирования профессиональной компетентности преподавателей колледжа».
В ходе I этапа работы над проблемой для получения необходимой информации было проведено диагностирование на основе европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе».
Компетенции были разбиты на 4 категории.
Концентрация - это компетенции, которые признаны значимыми, но характеризуются низким уровнем развития.
Низкая приоритетность - компетенции, которые не признаются очень значимыми и характеризуются низким уровнем развития.
Избыточные усилия - компетенции, которые не признаются очень значимыми, но характеризуются высоким уровнем развития.
Поддержание - компетенции, которые признаются значимыми и характеризуются высоким уровнем развития [3].
Результаты позволили выстроить модель преподавателя колледжа,
В рамках педагогических лабораторий так же проводятся анкета-рефлексия, SWOT-анализ - один из самых распространенных видов анализа в маркетинге, главной целью которого - выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы нашего образовательного учреждения.
На основе полученных аналитических материалов определяются задачи педколледжа, создается совет научно-методической проблемы колледжа.
2 этап. Теоретическая подготовка по научно-методической проблеме колледжа.
3 этап. Практическое применение теоретических знаний, методов, средств, новых педагогических технологий.
Третий этап работы над проблемой включает проведение научно-практических конференций, педагогических чтений. Например, на базе нашего колледжа состоялось расширенное заседание Совета директоров образовательных учреждений системы среднего профессионального педагогического образования Южного Федерального округа на тему: «Национально-региональный компонент в профессиональной подготовке педагога».
На этом же этапе ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей, организационно и тематически он связан с научно-методической проблемой:
2010 год - Конкурс образовательных проектов.
2011 год - Самый классный классный.
2012 год - Конкурс профессиональных дисциплин по специальностям колледжа.
Ежегодно проводится Слет молодых педагогов районного и зонального уровня.
На этом этапе студенты также участвуют в подведении итогов обозначенной проблемы, через анкетирование и опрос они определяют победителей - «Педагогических звезд» в номинациях «Улыбка», «Гуру», «Имидж», «Сотрудничество», а в 2013 году по опросам студентов была выстроена рейтинговая шкала преподавателя.
Преподаватели нашего колледжа активно принимают участие во Всероссийских и областных мероприятиях. Только в 2013 году 17 преподавателей приняли участие, из них 5 заняли призовые места.
4 этап. Подведение итогов, результат работы над научно-методической проблемой, печатная продукция.
Так выглядит система, основой которой стала открытая модель повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа.
Кроме того, работая над ежегодной научно-методической проблемой, совершенствуется профессиональное мастерство педагогических работников через систему внутриколледжной научно-методической работы, используя при этом разнообразные технологии, методы и формы:
- педагогические лаборатории;
- самостоятельная методическая работа преподавателей;
- школа молодого педагога;
- работа в ПЦК;
- клуб «Бенчмаркинг»;
- методическая кафедра;
- участие во внутриколледжных и областных научно-практических конференциях, педагогических чтениях.
Такая системность в работе дает хорошие результаты, повышается научная составляющая методической работы, постоянно рассматриваются и
внедряются в учебно-воспитательный процесс актуальные вопросы методики.
Использованные источники:
1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
3. Клюева Г.А. Компетентностно-ориентированные задания: вопросы проектирования // СПО. 202. № 2.
Романова Ю. В. ст. преподаватель Романов Р. Н. ст. преподаватель Волгоградский филиал Российского государственного
университета туризма и сервиса Россия, г. Волгоград ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАРЯДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ СЛОИСТЫХ СТРУКТУРАХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕНОСА ЗАРЯДА У ПРИБОРОВ С ЗАРЯДОВОЙ СВЯЗЬЮ
Описаны усовершенствованные методики определения характеристик (частотного фактора и порядка кинетики) твердотельных структур, содержащих слои диэлектрика и полупроводника. Для структур типа «металл - поликремний - диэлектрик - полупроводник», имеющих зарядовую связь, установлена зависимость потери сигнального заряда при его переносе в приповерхностной области полупроводника от указанных характеристик.
Развитие микроэлектронных приборов в современных условиях по-прежнему требует решения проблем, обусловленных наличием примесей вблизи границ раздела твердотельных слоев подобных структур, наличием разрешенных состояний в их запрещенных зонах и моноэнергетических уровней в слоях диэлектрика и полупроводника, определяющих порядок кинетики и частотный фактор происходящих на них зарядовых процессов. В [1] показано, что наличие примеси в слое полупроводника подобных структур приводит как к появлению поверхностных состояний (ПС) в его запрещенной зоне вблизи границы раздела «диэлектрик - полупроводник», так и к формированию моноэнергетических уровней (МУ), что должно увеличивать неэффективность переноса сигнального заряда у ПЗС (то есть его потери).
В данном случае исследовались приборы с зарядовой связью (ПЗС) на основе твердотельных структур типа «металл (А1) - поликремний (81*) -диэлектрик (8102) - полупроводник (81)», которые представляют собой их