Научная статья на тему 'Работа культурно-просветительных учреждений Дагестана по патриотическому воспитанию молодежи в 70-80-е годы ХХ века'

Работа культурно-просветительных учреждений Дагестана по патриотическому воспитанию молодежи в 70-80-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отечество / гражданский патриотизм / интернационализм / социально-политические отношения / модернизация патриотического воспитания / взаимное обогащение культур разных народов / Fatherland / civil patriotism / INTERNATIONALISM / sociopolitical relations / modernization of patriotic education / mutual enrichment of cultures of the different people

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманова Оксана Алибутаевна

Рассматриваются некоторые пути совершенствования патриотического воспитания молодежи в 70-80-е гг. ХХ в., при этом основное внимание уделяется работе культурно-просветительных учреждений в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some ways of perfection of patriotic education of youth to 70-80th XX century, thus the basic attention are considered is given to work of cultural and educational establishments in this direction.

Текст научной работы на тему «Работа культурно-просветительных учреждений Дагестана по патриотическому воспитанию молодежи в 70-80-е годы ХХ века»

УДК 94(47)

РАБОТА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДАГЕСТАНА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В 70 - 80-е годы ХХ века

© 2009 г. О.А. Сулейманова

Дагестанский государственный педагогический университет, ,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, umudgpu@mail. ru

Dagestan State Pedagogical University,

M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003, umudgpu@mail.ru

Рассматриваются некоторые пути совершенствования патриотического воспитания молодежи в 70-80-е гг. ХХ в., при этом основное внимание уделяется работе культурно-просветительных учреждений в этом направлении.

Ключевые слова: отечество, гражданский патриотизм, интернационализм, социально-политические отношения, модернизация патриотического воспитания, взаимное обогащение культур разных народов.

Some ways of perfection of patriotic education of youth to 70-80th XX century, thus the basic attention are considered is given to work of cultural and educational establishments in this direction.

Keywords: fatherland, civil patriotism, internationalism, sociopolitical relations, modernization of patriotic education, mutual enrichment of cultures of the different people.

У всех государств во все времена патриотизм, любовь к Отечеству, служение Родине были, есть и будут основными мерилами национальной гордости. Гражданский патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты интересов страны, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления Родины. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства. По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. Для модернизации патриотического воспитания нужно обратиться к нашему прошлому, это связано с выявлением и сохранением накопленных в советское время лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания.

Воспитание молодежи в духе патриотизма, гордого чувства принадлежности к своей стране, великой России является долгом государственных органов власти и общественных организаций нашей страны. Различного рода общественные организации и органы государственной власти должны осуществлять руководство всей деятельностью по патриотическому воспитанию молодежи.

70-80-е гг. XX в., несмотря на развитие некоторых негативных тенденций в обществе, были тем периодом в истории страны, который отличался сильным потенциалом, экономическим, научным и духовным, позволившим решать масштабные социально-экономические задачи, расширять и углублять объективную основу патриотизма. Органами власти и общественными организациями республики в этот период был накоплен большой опыт привития молодежи любви к труду и Отечеству, развития у нее бережного отношения к духовной культуре.

Сближение наций и народностей - это объективный процесс, обусловленный практикой социально-экономи-

ческого развития всего советского государства, в том числе и Дагестана. Неуклонная интернационализация культурной жизни народов ускоряла сближение - ведущую тенденцию развития национальных отношений.

В процессе сотрудничества и взаимодействия происходило взаимообогащение национальных культур, дальнейший расцвет единой советской культуры, многообразной по своим национальным формам и патриотической по своему духу и характеру.

В ходе этих процессов культура народов Дагестана благодаря плодотворному влиянию и огромной помощи великого русского народа стала составной частью всей многонациональной советской культуры.

Органы государственной власти уделяли большое внимание приобщению трудящихся, особенно молодежи к сокровищам культуры народов СССР, и считали это действенным средством ее патриотического и интернационального воспитания.

Как и все союзные и автономные республики страны в 70-80-е гг. ХХ в., Дагестанская АССР по своему составу была многонациональна. Нашу республику образно называют страной гор и горой языков. В самом деле, на сравнительно небольшой территории (всего 50, 3 тыс. км2) у нас насчитывается свыше 100 народностей и этнических групп Дагестана, а также немало представителей других народов Российской Федерации.

В Дагестане проживает 11, 2 % населения Южного федерального округа (ЮФО) и 1, 8 % - Российской Федерации. По численности населения Дагестан занимает пятое место среди республик, краев и областей ЮФО. По сравнению с 1989 г. она выросла на 774, 3 тыс. чел. (1989 г. -1802, 2 тыс. чел., а в 2002 г. - 2576, 5 тыс. чел.) [1, с. 12].

В Дагестане в 70-80-е гг., как и в других союзных и автономных республиках, представители всех наций и народностей пользовались одинаковыми правами - в экономической, политической и культурной жизни, принципы интернационализма последовательно соблюдались при формировании высших и местных органов

власти. В Верховный Совет Дагестанской АССР десятого созыва (1982 г.) были избраны представители 16 национальностей, а в состав депутатов Махачкалинского городского и его двух районных Советов народных депутатов - 230 русских, 128 аварцев, 124 кумыка, 95 даргинцев, 82 лакца, 70 лезгин и 60 представителей других национальностей [2, с. 14].

Дагестанское общество гордилось тем, что все национальности и народности, проживающие в республике, дружной семьей добивались больших успехов в социально-экономическом и социально-культурном развитии горного края. И в основе этого лежала большая идейно-политическая и организаторская работа партийных организаций советских органов власти и общественных организаций по интернациональному и патриотическому воспитанию масс.

Исключительно большую роль в патриотическом воспитании трудящихся Дагестана, особенно молодежи, сыграли культурно-просветительные учреждения республики.

Положительный опыт активизации деятельности партийных, советских органов, общественности по строительству и укреплению материально-технической базы культурно-просветительных учреждений, оптимальному размещению сети домов культуры, клубов, библиотек и других учреждений культуры был накоплен в республике в 70-80-е гг.

Если бюджет учреждений Министерства культуры Дагестанской АССР в 1970 г. составлял около 7,5 млн р., то в 1979 г. - свыше 11 млн р. На приобретение инвентаря, оборудования и книг, ремонт учреждений культуры в годы 10-й пятилетки ежегодно выделялось 2 млн р. и на капитальное строительство - более 2 млн р. [3].

В системе культурно-массовых учреждений происходили качественные преобразования: вместо небольших клубов стали строить дома и дворцы культуры -учреждения нового типа, располагавшие квалифицированными кадрами художественных, музыкальных, хореографических работников и организаторов-массовиков, комплексом музыкально-технических средств и оборудования. Строительство учреждений культуры осуществлялось за счет государственных капитальных вложений, а также средств колхозов и совхозов.

Решением сессии Верховного Совета Дагестанской АССР в 1972 г. был одобрен 3-летний план строительства сельских учреждений культуры инициативным способом. За 1971-1975 гг. в селах республики было введено в действие 97 клубов и домов культуры на 17 997 мест, 13 037 мест из них - за счет средств колхозов [4, с. 164].

В 1970-1980-е гг. в республике было построено и задействовано 126 клубных учреждений, т.е. количество увеличилось с 1058 в 1970 г. до 1194 в 1980 г. [4, с. 217].

За годы 10-й пятилетки были введены в эксплуатацию современные дома культуры в районных центрах -Буйнакске, Агвали, Советском, Магарамкенте, Дылыме, Новокаякенте, Касумкенте. Возвели сельские дома культуры на центральных усадьбах совхозов «Тамазтюбин-ский» Бабаюртовского района, «Казанищенский» Буй-накского района, в колхозе «Новая жизнь» Хунзахского

района и др. На оборудование новых клубов было израсходовано за 1972-1975 гг. 2 млн р. [5, л. 36].

В 1975 г. в республике было реализовано музыкальных инструментов более чем на 1 млн р., в том числе за счет централизованных средств Министерства культуры приобретено на 35 тыс. р. В клубные учреждения за счет централизованных средств Министерства культуры было направлено 234 экземпляра комплексных технических средств на 41 тыс. р. Ремпромкомбинатом сшито национальных костюмов более чем на 100 тыс. р. [5, л. 37].

В то же время 70-е гг. характеризовались уменьшением общего объема капитального строительства учреждений культуры в республике. За 1971-1980 гг. в Дагестане за счет всех источников финансирования было построено и введено в действие клубов и домов культуры на 27, 2 тыс. мест, что более чем в 2,5 раза меньше по сравнению с предшествующим десятилетием (19601970 гг.) [6, с. 169]. Это негативно сказывалось на развитии сети и работе культурно-просветительных учреждений, так как создавало немалые трудности и проблемы в сфере их материально-технической базы. В вопросах обеспечения костюмами, музыкальными инструментами и техническими средствами было очень много недостатков. В республике не были организованы изготовление и продажа национальных инструментов.

К концу анализируемого периода наличной сетью культурно-просветительных учреждений не охватывалась значительная часть населенных пунктов республики, что создавало немалые трудности в развертывании культурно-массовой работы среди населения.

Несмотря на трудности, в 70-80-е гг. под руководством партийных организаций работа по патриотическому воспитанию приобрела большие масштабы по всей республике. На республиканском комсомольском активе, состоявшемся 3 декабря 1980 г. М.-С. И. Умаха-нов - член ЦК КПСС, первый секретарь Дагестанского обкома партии - в своем выступлении отмечал: «За последние годы партийные и комсомольские организации отдавали много сил делу патриотического воспитания молодежи, шел процесс совершенствования всей воспитательной работы, комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения....» [7].

Эффективность патриотического воспитания достигается комплексным подходом к нему, все его направления должны быть тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, оно должно проводиться в тесной связи с трудовым, идейно-политическим и нравственным воспитанием.

В достижении комплексного подхода все большее значение приобретают в 70-е гг. перспективные планы работы по военно-патриотическому воспитанию, которые составлялись в городах, районах и в крупных трудовых коллективах.

По таким перспективным планам, учитывающим объективные и субъективные факторы, оказывающие непосредственное влияние на качество и эффективность военно-патриотической работы, строили свою деятельность клубы стеклозавода «Дагестанские огни», где дружно работали представители 29 национальностей, Махачкалинского морского порта - более 30 национальностей, колхоза имени У. Буйнакского Хасавюртовского

района, где единой семьей жили и трудились колхозники 20 национальностей, колхозе имени Калинина Киз-лярского района - представители 26 национальностей [8].

Среди многих средств клубами использовались хорошо оформленные, содержательные тематические стенды, витрины, плакаты, фотоальбомы, которые оказывали сильное воздействие на воспитание патриотических чувств коллективов этих предприятий.

Десятки тысяч людей ежедневно посещали организуемые культурно-просветительными учреждениями совместно с партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями доклады и лекции, тематические вечера, встречи с участниками Гражданской и Великой Отечественной войны, принимали участие во многих других военно-патриотических мероприятиях, особенно в период подготовки и проведения крупных революционных праздников и политических событий.

В апреле 1975 г. в республике шла подготовка 1-го республиканского слета участниц Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В городских и сельских клубах вёлся большой разговор о великом подвиге советских женщин в войне против фашизма. Когда над нашей страной нависла смертельная опасность, около 2 тыс. женщин из Дагестана добровольно ушли на фронт [9].

Многие клубы, дворцы и дома культуры - Дворец культуры им. Ногина, фабрики им. III Интернационала, клуб рыбников, Дворец культуры им. 50-летия Октябрьской революции, Дворец культуры совхоза Ш. Алиева Дербентского района - организованно и на высоком уровне провели слеты участниц, на которых те делились своими фронтовыми воспоминаниями [10], что укрепляло патриотический дух молодежи.

Успешному решению проблем патриотического воспитания способствовали и ставшие хорошей традицией торжественные проводы юношей в ряды Советской Армии. В них кроме родных и близких призывников принимали участие ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, ветераны труда.

Помимо напутственных выступлений призывникам вручали книжку-наказ «Будущему воину - от земляков», которая содержала пожелания отличной службы, текст военной присяги, фотографии прославленных героев войны. Сюда же заносились военные поощрения в ходе прохождения службы, о которых, демобилизовавшись, воины докладывали землякам, отчитывались перед трудовым коллективом, джамаатом.

Многие культурно-просветительные учреждения -дворцы культуры, клубы, библиотеки, университеты -вырабатывали разнообразные эффективные формы и методы привития молодежи глубоких патриотических чувств. В 1975 г. в клубах и дворцах культуры было проведено более 350 торжественных и тематических вечеров, посвященных крупным историческим событиям из жизни народов России и Дагестана, свыше 300 встреч с участниками Великой Отечественной войны, передовиками производства, лучшими учеными, учителями и врачами районов и городов республики [11].

Популярными стали у молодежи и тематические вечера «Наследники революции», «Наследники славы героев», «Героические страницы истории Дагестана», проводимые во дворцах культуры и клубах.

Комсомольские организации республики строили свою работу по патриотическому воспитанию молодежи в тесной связи с учреждениями культуры и искусства. Об этом говорит и тот факт, что ежегодно из 45 пьес, которые ставились в театрах Дагестана, более половины посвящались военно-патриотической теме [12].

В исследуемые годы в клубных учреждениях республики зародились и вошли в практику деятельности новые формы работы: «Дни культуры села», «Дни правовых знаний», «Вечера стариков», «Клубы девушек», «Клубы ветеранов войны» и др.

Возрождались традиционные национальные праздники: цветов, черешни, первой борозды, чабанов. Значительную роль в патриотическом воспитании молодежи играли коллективы художественной самодеятельности, созданные при культурно-просветительных учреждениях. Только за период прохождения 1-го Всероссийского фестиваля (1975-1976 гг.) в республике было создано свыше 1800 коллективов художественной самодеятельности, охватывающих 24 тыс. чел. Всего в 1977 г. в сельской местности насчитывалось свыше 4 тыс. коллективов художественной самодеятельности, в том числе около 1000 хоровых и 700 музыкальных кружков [13, с. 247].

На совместном заседании Дагестанского обкома партии и Совета Министров ДАССР 14 марта 1978 г. при обсуждении вопроса о состоянии идеологической работы в городах и районах республики отмечалась положительная работа клубов Кизлярского, Хасавюртовского, Ботлихского, Ахтынского, Ногайского, Новолакского, Кулинского, Казбековского районов, Махачкалинских городских клубов: нефтебазы, работников госторговли, Дворца культуры имени Ногина, а опыт работы клуба культбазы морского порта по патриотическому воспитанию был рекомендован для внедрения всем культурно -просветительным учреждениям [14].

В мае 1977 г. 30 человек из самодеятельных коллективов республики приняли участие и удостоились чести выступить на заключительном концерте фестиваля в Москве, в Кремлевском Дворце съездов.

В республике росло число коллективов художественного творчества. В 1978 г. в 4566 кружках художественного творчества занимались 19 599 чел. [5, л. 36]. Функционировали 650 агитационно-художественных бригад, 47 народных театров.

Большим событием для любителей песни и танца стал праздник фольклора народов Дагестана. Начавшись в самых отдаленных пунктах, он завершился большими праздничными концертами в Махачкале. Решением республиканского жюри и оргкомитета восьми районным фольклорным коллективам было присвоено звание лауреатов праздника, 246 участникам присвоено звание лауреатов и дипломантов. Успешно прошли также в 1978 г. республиканский праздник молодежной песни, праздник военно-патриотической песни, праздник цветов в Ахтынском районе, сбора черешни - в Сулейман-Стальском, песни и танца - в Чародинском, Ленинском,

Новолакском и Гумбетовском районах [5, л. 37]. Культурное обслуживание тружеников отгонного животноводства осуществляли около 100 автоклубов. За годы 9 и 10-й пятилеток 15 коллективов художественной самодеятельности были удостоены звания народных, около 300 их участников стали лауреатами всесоюзных, всероссийских и республиканских конкурсов. С большим успехом выступили коллективы художественной самодеятельности республики на Международном фестивале фольклора во Франции, на промышленных выставках РСФСР в Югославии, Польше, Болгарии.

Важным каналом культурно-просветительной работы являлись музеи и кинотеатры. В исследуемый период основной тенденцией в функционировании исторических, краеведческих музеев республики было усиление идейно-воспитательной работы. Они располагали большим арсеналом средств в воспитании патриотизма и интернационализма. Ежегодно увеличивалось число посещений. Если в 1960 г. музеи посетило 89 845 чел., в 1971 - 209 721, то в 1980 г. - 1 023 020 чел. [15].

Важной составляющей работы музеев было создание юбилейных стационарных и передвижных выставок. В 1970 г. число организованных выставок, как в музеях, так и вне их, составило 84 с охватом 23 621 чел., в 1972 г. оно возросло до 100 с посещением их 42 739 экскурсантами. Для школьников, учащихся техникумов, студентов вузов организовывались встречи, экскурсии, дни открытых дверей.

Относительно новым явлением в развитии музейного дела в республике было расширение культурно-просветительской и воспитательной работы по патриотическому воспитанию на заводах, фабриках, в учебных заведениях, правоохранительных органах.

Сотрудники республиканского историко-краеведче-ского музея в 1975 г., в год 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, провели в учреждениях, на производстве, в школах 18 тематических вечеров, 15 лекций [15].

Большую работу по пропаганде боевых и революционных традиций, военно-патриотическому воспитанию молодежи проводили советы ветеранов, созданные при исторических музеях Кизляра, Буйнакска, Махачкалы.

Широкое распространение в 70-е гг. получило создание на общественных началах школьных музеев, музеев боевой и трудовой славы при клубах, дворцах и домах культуры. Здесь осуществлялись такие мероприятия, как вручение комсомольских билетов, проводились лекции и беседы с просмотром диафильмов.

В условиях Дагестана, когда еще не все население имело возможность пользоваться телевидением, существенную роль играло кино. Число киноустановок в республике возросло за 1970-1980 гг. с 898 до 1140 [4, с. 218]. За 1980 г. в республике киносеансы посетило свыше 12 млн чел. Число посещений киносеансов ежегодно в годы 10-й пятилетки в среднем на одного жителя в городах и поселках городского типа составило 15, а в сельской местности - 12. По числу кинопосещений в течение года сельское население близко подошло к город-

скому. В рассматриваемые годы были созданы и работали более 200 кинолекториев и киноуниверситетов [2, с. 92].

В 70-е гг. кинематографисты Российской Федерации, Грузии, Армении, Украины, Азербайджана создали целый ряд интересных, талантливых фильмов о жизни и истории родного края по произведениям дагестанских писателей и поэтов.

К числу лучших фильмов можно отнести цветной фильм «Горянка», снятый киностудией «Мосфильм» по одноименной поэме народного поэта Дагестана Р. Гамзатова, художественные картины по мотивам произведений А. Абу-Бакара «Тучи покидают небо» и «Пора красных яблок» (Свердловская киностудия), «Ожерелье для моей Серминад» (Грузия-фильм), «Адам и Хева» (Мосфильм), «Снежная свадьба» (киностудия им. Довженко), «Радуга семи надежд» (Узбекфильм), «Чегери» (Орджоникидзевская студия). Большинство этих фильмов получило широкое признание зрителей, а создателям кинокартин были присвоены почетные звания. Среди многочисленных средств, воспитывающих у юношей и девушек патриотические чувства, важная роль принадлежала театру. Только за годы девятой пятилетки 8 государственных театров республики показали на семи языках 11 193 спектакля и обслужили 2,5 млн зрителей [16].

Театр занимал особое место в духовной жизни народа. Искусство демократичное, эмоциональное, доступное самым широким массам, являлось определяющим звеном в системе патриотического воспитания.

Перед деятелями театра решениями XXVI съезда КПСС были поставлены важнейшие задачи создания идейно масштабных высокохудожественных произведений, отражающих настоящее и прошлое страны, воспитывающих идейность, гражданственность и патриотизм у зрителей.

В репертуаре каждого театра имелись спектакли, поставленные по пьесам драматургов из братских республик. Накануне 50-летия образования СССР зрителям были показаны спектакли «Пока арба не перевернется» грузинского драматурга О. Иоселиани - в Кумыкском, «Свекровь» азербайджанского драматурга М. Шамхало-ва и «Провинциальная девушка» грузинского драматурга К. Буачидзе, «Амнистия» белорусского драматурга А. Матуковского - в Русском, «Сибирская дивизия» чувашского драматурга Н. Терентьева - в Лакском, «Перед смертью» башкирского драматурга Ш. Рахматулли-на - в Даргинском и «Мать» грузинского драматурга Ш. Роква - в Лезгинском театрах [17, с. 122].

В начале 80-х гг. репертуар театров значительно пополнился многими значительными спектаклями, раскрывающими коренные проблемы действительности, становление характера советского человека [18].

Огромную работу по патриотическому воспитанию населения, его культурному обслуживанию проводили многонациональные коллективы Государственного ансамбля песни и танца «Дагестан», Государственный заслуженный ансамбль танца «Лезгинка», который побывал во всех уголках нашей Родины и 35 зарубежных странах, государственная филармония, которая умело пользовалась разнообразными формами концертной и музыкально-образовательной деятельности.

Все более широкое распространение получали такие формы взаимного обогащения культур разных народов, как гастроли деятелей искусства, выставки, дни и недели литературы и искусства братских народов. Через танцы и музыку сотни тысяч людей в нашей стране познакомились с обычаями и традициями народов Дагестана, с их самобытной культурой.

Вместе с тем, как показывает анализ, в развитии культурной работы в республике в 70-е гг. было много недостатков и упущений. На съездах работников культуры Дагестана вскрывали серьезные просчеты и нерешенные проблемы в развитии культуры и искусства, высказывались конкретные предложения по дальнейшему улучшению деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, концертных организаций, кино, укреплению их материально-технической базы, подготовке и воспитанию профессиональных кадров.

Но в целом отмечалась возрастающая роль культуры в воспитании населения в духе патриотизма и в формировании лучших человеческих качеств у молодежи.

Рассматривая проблему патриотизма молодежи и роль культурно-просветительных учреждений Дагестана в патриотическом воспитании населения, необходимо сказать, что в рассматриваемый период высокая социальная активность молодежи являлась закономерностью развития советского патриотизма, которая крепла под воздействием целенаправленной организаторской работой культурно-просветительных учреждений.

Поступила в редакцию

Литература

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года в Республике Дагестан. Махачкала, 2004.

2. Умаханов М.-С.И. Это и есть интернационализм М., 1983.

3. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 316. Л. 7.

4. Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке : стат. сб. Махачкала, 1986.

5. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 75.

6. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР : юбилейный стат. сб. Махачкала, 1967.

7. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 986. Л. 72.

8. Там же. Ф. Р-127. Оп. 98. Д. 4. Л. 16.

9. Там же. Оп. 27. Д. 269. Л. 41.

10. Там же. Оп. 28. Д. 178. Л. 85.

11. Там же. Оп. 29. Д. 57. Л. 43.

12. Там же. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 16. Л. 31.

13. Османов А.И., Искендеров Г.А. Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70-80-е годы ХХ века). Махачкала, 1997.

14. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 132. Д. 91. Л. 17.

15. Там же. Ф. Р-168. Оп. 54. Д. 79. Л. 26.

16. Дагестанская правда. 1979. 3 февр.

17. В братской семье народов. Махачкала, 1967.

18. Дагестанская правда. 1982. 20 апр.

17 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.