Научная статья на тему 'Работа командира: морально-этический аспект (на материале драмы «Взвод» Оливера Стоуна)'

Работа командира: морально-этический аспект (на материале драмы «Взвод» Оливера Стоуна) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа командира: морально-этический аспект (на материале драмы «Взвод» Оливера Стоуна)»

регуляторным шкалам соответствуют высокому уровню развитости процессов саморегуляции, кроме шкал «программирование», «моделирование» и «гибкость», которые соответствуют среднему уровню развитости.

Такой профиль является предпосылкой высокой успешности в различных видах деятельности, в том числе и в деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников противопожарной службы.

Список использованной литературы

1. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал, 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

3. Назаренко В.В. Взаимосвязь показателей жизнестойкости, психического выгорания и стрессоустойчивости у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / В.В. Назаренко, Бенькова О.А. // Материалы V студенческой междунар. заочной науч.-практ. конф.. - Новосибирск: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 458 с.

4. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.

5. Сапольски Р. Психология стресса / Р. Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. -

480 с.

РАБОТА КОМАНДИРА: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ДРАМЫ «ВЗВОД» ОЛИВЕРА СТОУНА)

Д.А. Сотников, курсант, Д.Д. Уткин, курсант, А.В. Варушкина, старший преподаватель к.ф.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Современные условия предъявляют исключительно высокие требования к работе командира. Не будет преувеличением сказать, что от личных качеств, решений и действий командиров, во многом зависит успех не только конкретного боя, удара, атаки, операции, но и всей боевой деятельности вооруженных сил, что обусловило актуальность данного исследования.

Сложные условия военных конфликтов за рубежом, зачастую в негативно настроенной среде, моральное состояние подчиненных - страх, предчувствия,

опасения, возможная гибель на поле боя, предъявляют особые требования командиру, выступающему одновременно и руководителем, и наставником, и учителем [1].

Сам характер вооруженной борьбы, необходимость победы требуют от командира широты ума, тактического кругозора, гибкости, оперативности, самостоятельности, находчивости, оригинальности, тактической смелости, способности к творчеству, оправданному риску, смелости мысли. В современных условиях роль командира еще больше возрастает, она имеет решающее значение, а личность приобретает новые черты [2].

Среди требований, предъявляемых к личности командира выделяют следующие: физические (храбрость, выносливость, самообладание, дисциплинированность, боевая выправка); интеллектуальные (знание военной теории, практики, основ военного дела, философии, психологии; моральные [3].

Как отмечают многие исследователи, морально-нравственные аспект -умение отличить «достойное поведение от недостойного» - самое сложное в работе командира.

Действительно, в условиях военного конфликта командир может столкнуться с самыми сложными морально-этическими ситуациями, требующими незамедлительного принятия решения - использование силы в условиях противостояния, допрос заключенных для получения развед.данных о противнике, допустимость применения силы против вооруженных подростков и детей и т.д.

Драма «Platoon» / «Взвод» (реж. Оливер Стоун, 1986) принадлежит к лучшим образцам британско-американского кинематографа (обладатель премий Оскар 1987 г., Британской академии 1988 г. и др.), занимает 86 место в списке «Ста лучших фильмов» по версии Американской академии киноискусства. Сценарий фильма написан самим режиссером и основан на реальных событиях.

Действие кинофильма происходит в 1967-1968 в Южном Вьетнаме на границе с Камбоджей. Следует отметить, что 1967 г. в истории Вьетнамского конфликта ознаменовался несколькими крупными операциями: «Cedar Falls», связанной с вытеснением противника с территории юго-востока от Сайгона, когда за 19 дней операции от снайперов и мин-ловушек погибло 72 военнослужащих; «Junction city» - крупнейший воздушный штурм северной части Сайгона, в котором было задействовано 240 вертолетов [4].

«Взвод» О. Стоуна реалистически изображает атмосферу огромного физического и морального напряжения солдатских будней во Вьетнаме. В центре картины - история взвода из состава 25-й пехотной дивизии, куда попадает главный герой Крис Тейлор [5].

Рядовой Крис Тейлор пытается разобраться в сложных морально-нравственных вопросах, которые ставит военный конфликт перед каждым военнослужащим: что есть война? подвиг? достойное поведение воина? Таким образом, «Взвод» от режиссёра и сценариста Оливера Стоуна представляет собой историю становления личности новобранца армии США Криса Тейлора как в условиях военных действий (во Вьетнаме), так и под воздействием двух командиров отделений его взвода - сержанта Боба Барнса и Элайаса Гродина.

Боб Барнс и Элайас Гродин - две совершенно противоположные личности. Элайас - добрый, гуманный человек, неравнодушный командир, готовый разделить судьбу подчиненных, пожертвовать собой ради товарищей. Боб Барнс -жестокий, хладнокровный человек, тот которого война научила добиваться поставленной задачи любыми методами и средствами.

В начале истории симпатия главного героя Криса Тейлора на стороне командира отделения Боба Барнса, опытного командира, сильной, неординарной личности. Думается, твердость и решимость - это неотъемлемое качество при ведении боевых действий. Порой и человеческий фактор уходит на второй план, так как требуется быстрое, незамедлительное решение. Шрамы на лице Барнса свидетельствуют, что знал, что такое война и какие на ней правила, и то, что она не прощает ошибки. Очевидно, война закалила Барнса, сделав его настоящим командиром - жестоким, беспощадным и хладнокровным. Такие качества как уверенность, стойкость, преданность долгу Боба Барнса, вызывают доверие и восхищение у его подчиненных. Ведь командир - это тот человек, который должен проявлять характер, твердость и решительность, добиваться дисциплинированности и порядка.

Однако, во вьетнамской деревне, увидев всю сущность своего командира, хладнокровно убившего мирную женщину просто за то, что она говорила и кричала слишком много, не понимая их языка американцев, Крис Тейлор задумался о правильности выбора наставника.

После расстрела Барнсом мирных жителей Тейлор начал прислушиваться к мнению сержанта Элайаса, учиться у него отношению к войне, к товарищам, перенимать взгляды и идеалы. Несмотря на осознание всей несправедливости, бессмысленности войны, сержант Элайас продолжает исполнять свой долг перед страной и подчиненными. Он не просто командует отделением, оказавшимся в сложной боевой обстановке (джунгли, малочисленность личного состава, внезапные нападения противника), но и помогает военнослужащим, измотанным физически и утратившим боевой дух, скорбит о павших, не допускает бессмысленного кровопролития и насилия.

Таким образом, работа сержанта-командира, как явствует из кинофильма, не ограничивается только формальным выполнением поставленных задач. Зачастую от командира требуется такие качества как отзывчивость, сопереживание, участие, снисходительность к слабостям других.

Думается, драма «Взвод» показывает сущность сложности работы командиров, оказывающимися в извечном противостоянии духовного и бездуховного начал, Добра и Зла, противостоянии, обостряемом военной ситуацией.

Список использованной литературы

1. Houston A.G. AO, AFC Air Chief Marshal Chief of the Defence Force Australian Defence Doctrine Publication March, 22, 2007.

2. Thomas J. Leadership. United States Naval Academy: сайт [Эл. ресурс]. URL: http://www.usna.edu/Ethics/_files/documents/Four%20Stages%20of%20Moral%

20Development%20Thomas.pdf. (дата обращения 25.09.2014).

3. Там же.

4. Бригхэм Р. Краткая история Вьетнамской войны: сайт [Эл. ресурс]. 2012. URL: http://artofwar.ru/f/foreign/text0570-4.shtml. (дата обращения 25.09.2014).

5. «Platoon» / «Взвод». Великобритания, США, 1986. Режиссер: Oliver Stone. Сценарий: Oliver Stone. Актеры: Charlie Sheen, Tom Berenger, Willem Dafoe и др. Жанр: Drama, War. Премьера в США и массовый прокат с 06.02. 1986.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ АНТРОПОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Ю.Ю. Стрельникова, доцент, к.п.н., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности [1]. Причинами ЧС могут быть техногенные катастрофы (транспортные, электро- и гидродинамические аварии, пожары на промышленных объектах и др.), природные явления (геологические, геофизические, метеорологические и др.), экологические бедствия, эпидемии и пандемии, а также преступные насильственные действия антропогенного характера (войны, террористические акты, захват заложников и др.).

Существует связь неблагоприятных социально-психологических последствий ЧС и факторов риска, характеризующих чрезвычайную ситуацию. К объективным характеристикам ЧС, повышающим уровень уязвимости личности, относятся: внезапность возникновения; масштабность; природный или антропогенный характер ЧС; сила и длительность воздействия негативных факторов; степень своевременности и эффективности оказания помощи пострадавшим. На выраженность психологических последствий ЧС влияют также субъективные характеристики индивида: возраст; гендерные психофизиологические особенности; психосоматический статус организма; психотравмирующий опыт; личная финансовая стабильность; психологическая и физическая готовность к действиям в ЧС, а также семантика психотравмы. Исследования психиатров (Ю.А. Александровский, Б.П. Щукин, Е.В. Снедков, Б.В. Овчинников, А.И. Колчев и др.) и психологов (Н.В. Тарабрина, М.А. Падун, В.А. Агарков, Е.А. Миско, М.Е. Зеленова, Е.О. Лазебная и др.) доказали, что наиболее интенсивной и разрушительной для личности является реакция на угрозу, исходящую от другого человека, поскольку подрывают базовые структуры личностной организации человека - его привычную картину мира и всю систему жизненных ценностей. Согласно данным Департамента США по здравоохранению и гуманитарной помощи, опубликованным в 2004 году [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.