Научная статья на тему 'Работа клинического психолога с матерями на отделении патологии новорожденных'

Работа клинического психолога с матерями на отделении патологии новорожденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ / PATHOLOGY IN NEWBORNS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL AID / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOCORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миланич Ю.М.

Рождение ребенка с патологией является серьезной стрессовой ситуацией для родителей, что требует психологической помощи. Цель данного сообщения описать опыт работы клинического психолога с матерями новорожденных с патологией. Представлены три звена психологической помощи: психодиагностика, психологическое консультирование и краткосрочная психокоррекция. Консультирование и коррекция осуществляются дифференцированно с учетом личностных характеристик и типов реагирования матерей на трудную жизненную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миланич Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical psychologist work experience with mothers in the department of pathology for newborns

The birth of a child with a pathology is a serious stress for the parents and they need psychological aid. The paper presents a clinical psychologist work experience with mothers of newborns with a pathology. Three parts of psychological aid are presented: psychodiagnostics, psychological consultations, and short-term psychocorrection. At the choice of the type consultations and correction it is important to take into account the mother’s personality characteristics and the types of her reactions to difficult life situation.

Текст научной работы на тему «Работа клинического психолога с матерями на отделении патологии новорожденных»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011

© Ю. М. Миланич, 2011 г.

УДК 613.952:362.172/.177

Ю. М. Миланич

РАБОТА КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА С МАТЕРЯМИ НА ОТДЕЛЕНИИ ПАТОЛОГИИ НОВОРОЖДЕННЫХ

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-

Петербург

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологии рождение ребенка с патологией описывается как стрессовая ситуация, которая вызывает существенное напряжение адаптационных ресурсов родителей и проживается как жизненный кризис [1-3]. От успешности родительской адаптации будет зависеть психологическое благополучие ребенка, обеспечение максимально возможного развития и интеграция в общество. Это определяет необходимость оказания родителям психологической помощи.

Цель исследования - представить опыт работы клинического психолога, реализуемой в рамках проекта «Социально-психологическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями» Комитета по социальной защите населения Ленинградской области. Проект направлен на оказание социально-психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья в повышении уровня адаптивности на информационном, социальном и психологическом уровнях.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первичная психологическая помощь матерям осуществлялась на базе отделения патологии новорожденных Ленинградского областного учреждения здравоохранения «Детская клиническая больница», куда поступают дети из родовспомогательных учреждений Ленинградской области с патологией ЦНС, недоношенные и с критической массой тела, с врожденными пороками развития, хромосомными аномалиями, легочной патологией. Программу психологической помощи прошли 53 матери, которые пребывали на отделении вместе с детьми. Средний возраст - 27,1±5,1 года. 86 % матерей состояли в браке. Из них 42 % имели высшее образование, 58 % - среднее. Новорожденные были первенцами для 65 % матерей, вторыми детьми - для 25 % и третьими - для 10 %. У 83 % рожениц старшие дети были здоровы, у 17 % женщин были недоношенными и/или наблюдались у невропатолога с диагнозом «перинатальная энцефалопатия».

Оценка эффективности программы психологической помощи проводилась на основании данных опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН), статистически обработанных с помощью критерия ф* - углового преобразования Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В программе было выделено три звена психологической помощи: психодиагностика, психологическое консультирование и краткосрочная психокоррекция.

В процессе психодиагностики оценивались параметры контакта матери с ребенком, ее психическое состояние, особенности личности, социальные и психологические характеристики семьи. Также выделялись специфические особенности реагирования матерей на жизненную ситуацию, которые зависели от двух факторов.

Первый фактор - характер восприятия ребенка и жизненной ситуации в целом. Матери с преобладанием позитивного восприятия были склонны переключать внимание на то, что приносило положительные эмоции: внешность, вокализации, движения ребенка, собственные ощущения при кормлении, позитивные изменения в состоянии, надежды на лечение, общение с близкими и роженицами. При негативном восприятии наблюдались трудности формирования позитивного образа ребенка: нечувствительность к сигналам, фиксация на проблемах. У таких женщин доминировали переживания растерянности, огорчения, чувство вины и неполноценности, страх обвинения со стороны близких, гнев.

Второй фактор - степень активности в преодолении трудностей жизненной ситуации. К активным стратегиям были отнесены инициативность в контактах со специалистами, готовность повышать свою компетентность в вопросах лечения и развития ребенка, ориентация не поддержку близких, а также конфликтное поведение, требования пересмотра диагноза и усиления объема медицинской помощи, поиск виновных, привлечение близких как соратников в борьбе. К пассивным стратегиям были отнесены частичное восприятие медицинской информации, отрицание плохих прогнозов, ориентация на разуверения в тяжести диагноза, отсутствие особой заинтересованности в контактах со специалистами, слабая ориентация на поддержку близких, попытки скрывать от них диагноз.

Сочетание разных характеристик двух факторов позволило выделить 4 типа реагирования на патологию ребенка и, соответственно, 4 подгруппы матерей: 1) позитивно-активный тип - 12 %; 2) позитивно-пассивный тип - 34 %; 3) негативно-пассивный тип - 17 %; 4) негативно-активный тип - 26 %.

Психологическое консультирование проводилось с женщинами всех подгрупп, основывалось на данных психодиагностики и предполагало информирование об особенностях психического развития ребенка при данной патологии, выработку стратегий преодоления жизненных трудностей, связанных с уходом и воспитанием ребенка.

Краткосрочная психокоррекция была проведена женщинам второй, третьей и четвертой подгрупп. Ее основными задачами были улучшение настроения, формирование позитивного восприятия ребенка и жизненной ситуации в целом, развитие конструктивной активности в преодолении трудностей, связанных с патологией но-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ворожденного. Работа осуществлялась дифференцированно: делался акцент на тех или иных направлениях коррекции с учетом результатов психодиагностики и оценки типа реагирования. Выделялись следующие направления: 1) формирование навыков эмоционального общения с новорожденным; 2) создание позитивного образа ребенка у самой женщины и близких; 3) снижение интенсивности негативных переживаний; 4) знакомство с успешным опытом похожих семей в целях избавления от ощущения беспомощности и исключительности жизненной ситуации; 5) помощь в осознании защитного характера пассивности, конфронтации с близкими и специалистами, последствий такого поведения для благополучия ребенка и семьи; 6) совместный анализ ситуации, четкое разделение тех обстоятельств, которые можно изменить, и тех, которые неразрешимы в настоящее время; 7) ориентация на поиск и принятие поддержки; помощь в преодолении страха обвинения со стороны близких и общества.

Результаты опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН): в подгруппе женщин с негативно-активным типом реагирования не отмечено значимых изменений всех трех показателей САН, что может указывать на неэффективность предложенной программы для данной категории матерей. Положительная динамика обнаружена во второй и третьей подгруппах. У женщин с негативно-пассивным типом реагирования отмечалось улучшение показателя категории «настроение» с 3,8 до 4,4 балла (р<0,05). Они оценивали себя как более жизнерадостных, оптимистичных и менее разочарованных. Показатель категории «активность» в двух группах не изменился, но это было связано с повышением показателей одних шкал и понижением других. Женщины с позитивно-пассивным типом реагирования дали более высокие оценки в шкалах: «бездеятельный - деятельный» (с 4,1 до 5,2 балла при р<0,01), «безучастный - увлеченный» (с 4,8 до 5,4 балла при р<0,05) и более низкие в шкалах «желание отдохнуть - желание работать» (с 3,2 до 2,1 балла при р<0,01), «сонливый - возбужденный» (с 3,6 до 3,1 балла при р<0,05). В подгруппе с негативно-пассивным типом реагирования улучшился показатель пары «безучастный - увлеченный» (с 4,5 до 5,2 балла при р<0,05) и ухудшился показатель пары «рассеянный -внимательный» (с 4,1 до 3,6 балла при р<0,05). Полученные результаты мы интерпретируем как усиление конструктивной активности на фоне типичного для матери новорожденного утомления. Показатель категории «самочувствие» оказался стабильным во второй и третьей подгруппах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специально разработанная программа психологической помощи матерям новорожденных с патологией обнаружила эффективность у большей части женщин, включенных в исследование. У всех женщин с положительными результатами улучшилось настроение и восприятие ситуации. Астения, обусловленная родами, препятствовала повышению активности. Исключение составили женщины с негативно-активным типом реагирования на новорожденных с патологией, что требует дальнейшего исследования и разработки дополнительных вмешательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития. Психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. - М., 2006. - 208 с.

2. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Б. Дарлинг. - М., 2009. - 368 с.

3. Skotko, B. Postnatal Support for Mothers of Children with Down Syndrome / B. Skotko, R. C Bedia // Mental Retardation. -2005. - Vol. 43. - № 3. - P. 196-212.

РЕЗЮМЕ

Ю. М. Миланич

Работа клинического психолога с матерями на отделении патологии новорожденных

Рождение ребенка с патологией является серьезной стрессовой ситуацией для родителей, что требует психологической помощи. Цель данного сообщения - описать опыт работы клинического психолога с матерями новорожденных с патологией. Представлены три звена психологической помощи: психодиагностика, психологическое консультирование и краткосрочная психокоррекция. Консультирование и коррекция осуществляются дифференцированно с учетом личностных характеристик и типов реагирования матерей на трудную жизненную ситуацию.

Ключевые слова: патология новорожденных, психологическая помощь, психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция.

SUMARY

Yu. M. Milanich

Clinical psychologist work experience with mothers in the department of pathology for newborns

The birth of a child with a pathology is a serious stress for the parents and they need psychological aid. The paper presents a clinical psychologist work experience with mothers of newborns with a pathology. Three parts of psychological aid are presented: psychodiagnostics, psychological consultations, and short-term psychocorrection. At the choice of the type consultations and correction it is important to take into account the mother's personality characteristics and the types of her reactions to difficult life situation.

Key words: pathology in newborns, psychological aid, psychodiagnostics, psychological consultation, psychocorrection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.