Научная статья на тему 'РАБОТА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 1910-1941 ГГ. АНАЛИЗ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПО ЗАЩИЩЁННЫМ ДИССЕРТАЦИЯМ'

РАБОТА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 1910-1941 ГГ. АНАЛИЗ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПО ЗАЩИЩЁННЫМ ДИССЕРТАЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ВОЙНА / ВООРУЖЁННЫЙ КОНФЛИКТ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КВЖД / ИСПАНИЯ / КИТАЙ / ХАСАН / ХАЛХИН-ГОЛ / СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверченко Сергей Викторович

В статье на примере защищённых диссертаций рассматривается научная изученность вопроса о работе эксплуатационно-технической службы отечественных Военно-воздушных сил во время войн и вооружённых конфликтов в период с 1910 по 1941 год. Автор проанализировал диссертационные исследования, в которых непосредственно рассматривалась боевая работа военной авиации России (СССР) в военных конфликтах, и те, в которых участие в боевых действиях ВВС рассматривалось в качестве отдельных глав или параграфов. Цель представленного исследования - выявить степень изученности данного вопроса и необходимость его разработки в настоящее время. На основе проведённого анализа делается вывод о том, что данный вопрос изучен недостаточно. В то же время его комплексное изучение может принести пользу на современном этапе развития инженерно-авиационной службы ВВС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аверченко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE OPERATIONAL-TECHNICAL SERVICE OF DOMESTIC MILITARY AVIATION IN MILITARY CONFLICTS OF 1910-1941. ANALYZING THE DEGREE OF THE SUBJECT EXPLORATION IN PRESENTED THESES

The paper cites presented theses to discover how well the issue of operational-technical service functioning in the domestic air force during wars and armed conflicts between 1910 and 1941 was covered in academic works. The author analyzed dissertation research which directly examined the combat work by Russia’s (the Soviet Union’s) military aviation in military conflicts, and those where the air force participation in combat took up separate chapters or passages. The purpose of the research presented is to discover the degree to which this issue has been explored and whether it has to be further researched at present. Stemming from the analysis carried out the author concludes that the matter has been underexplored. At the same time, its comprehensive study at the current stage in the development of Russia’s aviation engineering service in the Air Force may be of use.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 1910-1941 ГГ. АНАЛИЗ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПО ЗАЩИЩЁННЫМ ДИССЕРТАЦИЯМ»

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

С.В. Аверченко

РАБОТА ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 1910-1941 гг.

Анализ изученности темы по защищённым диссертациям

Сведения об авторе. Аверченко Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина», полковник, кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru).

Аннотация. В статье на примере защищённых диссертаций рассматривается научная изученность вопроса о работе эксплуатационно-технической службы отечественных Военно-воздушных сил во время войн и вооружённых конфликтов в период с 1910 по 1941 год. Автор проанализировал диссертационные исследования, в которых непосредственно рассматривалась боевая работа военной авиации России (СССР) в военных конфликтах, и те, в которых участие в боевых действиях ВВС рассматривалось в качестве отдельных глав или параграфов. Цель представленного исследования — выявить степень изученности данного вопроса и необходимость его разработки в настоящее время. На основе проведённого анализа делается вывод о том, что данный вопрос изучен недостаточно. В то же время его комплексное изучение может принести пользу на современном этапе развития инженерно-авиационной службы ВВС России.

Ключевые слова: инженерно-авиационная служба; эксплуатационно-техническая служба; Военно-воздушные силы; война; вооружённый конфликт; Первая мировая война; Гражданская война; КВЖД; Испания; Китай; Хасан; Халхин-Гол; Советско-финляндская война.

С сентября 2015 года по настоящее время Вооружённые силы Российской Федерации проводят в Сирийской Арабской Республике операцию против ряда террористических группировок. Во взаимодействии с правительственными войсками Сирии удалось достичь больших успехов — разгромить основные вооружённые группировки террористов и освободить от них около 70 проц. территории. Основной вклад в достижение успеха внесли Воздушно-космические силы (ВКС) России. Безаварийную работу материальной части российских ВКС в Сирии, точное и в указанные сроки выполнение лётчиками боевых задач обеспечивает инженерно- авиационная

служба (ИАС) Военно-воздушных сил (ВВС).

Как признаёт Военная энциклопедия, ИАС является одной из ведущих служб ВВС, предназначенных «для инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) боевых действий и боевой подготовки авиационных соединений и частей, а также для обучения бортовых инженеров, техников и механиков в составе лётных экипажей»1. В свою очередь ИАО — это «комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-авиационной службой авиации в целях поддержания авиационной техники (АТ) в постоянной исправности и готовности к боевым действиям, достижения высокой эффективности её применения, боевых действий (выполнения специальных задач)

и боевой подготовки авиации Вооружённых Сил... составляет основу технического обеспечения государственной авиации»2.

В своём современном виде ИАС ВВС была образована приказом народного комиссара обороны СССР от 25 февраля 1942 года № 0147 путём слияния эксплуатационно-технической (ЭТС) и ремонтной служб ВВС3. Согласно предвоенным руководящим документам ЭТС ВВС Красной армии имела «своей основной задачей организацию чёткой и безаварийной работы материальной части в строевых частях, училищах и школах ВВС Красной армии и обеспечение постоянной боевой готовности самолётов, моторов, вооружения и специального оборудования»4.

В своей повседневной деятельности ВВС России используют накопленный ими ранее боевой опыт, в т.ч. и довоенный (до начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 г.). В период 1910—1941 гг. отечественные военные авиаторы принимали участие в ряде военных конфликтов. Это (по хронологии): Первая мировая война (1914—1918); Гражданская война в России (1917—1922); вооружённый конфликт с Финляндией в Карелии (1921—1922); операции РККА по разоружению банд на Северном Кавказе (1924— 1926); борьба с басмачеством в Средней Азии (1917—1933); вооружённый конфликт с Китаем на КВЖД (1929); Гражданская война в Испании (добровольцы, 1936—1939); Японо-китайская война (до-

бровольцы, 1937—1940); вооружённые конфликты с Японией у оз. Хасан (1938) и на р. Халхин-Гол (1939); поход Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину (1939); Советско-финляндская война (1939— 1940).

В данной работе мы рассмотрим, насколько в защищенных отечественных диссертациях по историческим наукам исследована работа ЭТС отечественной военной авиации в войнах и вооружённых конфликтах с 1910 года (с момента создания первых авиационных частей Военного воздушного флота России) по 1941 год (до начала Великой Отечественной войны). Диссертационные исследования по истории морской авиации ввиду специфики её материальной части и особен-

ностей боевого применения мы рассматривать не будем.

Весь комплекс диссертационных исследований, попавших в зону нашего внимания, можно условно разделить на две группы. К первой отнесём диссертации, в которых в целом или отдельными вопросами рассматривается участие отечественных вооружённых сил или военной авиации в военных конфликтах за весь период с 1910 по 1941 г. или за некоторую его часть. Во вторую группу выделим диссертации, в которых рассматривается участие российских (советских) вооружённых сил или только Военно-воздушных сил в конкретных войнах или вооружённых конфликтах.

В первой группе мы рассмотрим диссертации: Сергея Григорьевича Осьмачко

Ремонт мотора Сальмсон на самолёте-разведчике Вуазен. Российский Военный воздушный флот. Первая мировая война

Моторист проверяет клапаны мотора М-17 на истребителе И-3

ВВС РККА, конец 1920-х гг.

«Красная Армия в локальных войнах и конфликтах (1929 г. — июнь 1941 г.)» (на соискание учёной степени доктора исторических наук, 1999 г.)5;

Владимира Владимировича Гагина «История участия советских ВВС в локальных войнах и вооружённых конфликтах в 1936—1940 гг.»

Заправка бомбардировщика ТБ-3 бензином с помощью автобензонасоса

ВВС РККА, 1930-е гг.

(канд. ист. наук, 2007)6; Валерия Владимировича Куш-нерёва «История становления отечественной военной авиации в Кавказском регионе в 1914—1930-е гг.» (канд. ист. наук, 2020)7; Алексея Сергеевича Степанова «Развитие советской военной авиации в конце 30-х — начале 40-х годов XX столетия» (канд. ист. наук, 2001)8 и «Авиация СССР в межвоенный период (начало 1930-х — начало 1940-х гг.)» (докт. ист. наук, 2009)9.

Диссертация С.Г. Осьмачко обзорно рассматривает участие Красной армии в локальных войнах и вооружённых конфликтах межвоенного периода. Вопросы ВВС затрагиваются в ней фрагментарно, всего в трёх параграфах: «Итоги и уроки военных кампаний», «Военное строительство: успехи и проблемы» и «Использование техники и вооружения». В основном внимание автора обращено на цифровые показатели участия военной авиации в военных конфликтах. Что касается эксплуатационно-технической службы, то она ни разу не упоминается. Но в тексте есть несколько указаний на дефекты авиационной техники, вскрывавшиеся во время боевых действий.

В.В. Гагин в своей работе рассмотрел участие Военно-воздушных сил СССР в Гражданской войне в Испании (глава II), Японо-китайской войне (глава III), в конфликтах с Японией у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол (глава IV), в Советско-финляндской войне (глава V).

Что касается войны в Испании, автор сконцентрировал своё внимание на объёмах военно-технической помощи СССР республиканской Испании, наиболее ярких моментах участия советских советников и лётчиков в боевых

действиях и на изменениях в тактике применения ВВС, появившихся во время этой войны. Вопросы технической эксплуатации АТ советских добровольцев не были затронуты.

При рассмотрении участия советских добровольцев в Японо-китайской войне автор уделил внимание масштабам отправки в Китай авиационной техники и лётно-техни-ческого состава, специфике применения советской авиации в Китае и значению приобретённого боевого опыта для строительства советских ВВС. Работу ЭТС советской авиации в Китае В.В. Гагин не рассматривал.

Показывая боевые действия советской военной авиации в вооружённых конфликтах с Японией у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол, автор основное внимание уделил техническим характеристикам советских и японских самолётов, а также описанию воздушных боёв и выяснению боевых счётов лётчиков-истребителей, обойдя многие другие вопросы. Что касается организации технической эксплуатации авиатехники в этих конфликтах, то он лишь обмолвился в соответствующей главе, что «в целом боевая подготовка, а в дальнейшем и боевая деятельность ВВС по линии эксплуатационно-технической службы была обеспечена»10, правда, не приведя в подтверждение своего тезиса ни одного факта.

Рассматривая участие ВВС КА в Советско-финляндской войне, исследователь также не уделил внимания вопросам работы эксплуатационно-технической службы. Он лишь упомянул тяжёлые климатические условия, в которых пришлось работать наземному техническому персоналу, и привёл несколько

примеров героического труда техников и мотористов по ремонту и подготовке АТ к

полётам11.

В целом при рассмотрении участия советских ВВС в локальных войнах и вооружённых конфликтах в 1936—1940 гг. В.В. Гагин лишь несколько раз вскользь обмолвился о работе ЭТС.

В.В. Кушнерёв в своём исследовании проанализировал особенности становления и боевого применения отечественной военной авиации в одном регионе России (СССР) — на Северном Кавказе и в Закавказье в период с 1914 по 1930-е годы. В поле зрения автора попали боевые действия военной авиации в Первой мировой и Гражданской войнах, а также во время операций РККА по борьбе с бандитизмом на Северном Кавказе в 1920-е годы.

Автор довольно полно описал боевые действия авиаотрядов российского Военного воздушного флота на Кавказе в годы Первой мировой

войны, но лишь однажды упомянул о трудностях ремонта авиационной техники в данном регионе, связанных со сложностями снабжения авиационно-техническим имуществом удалённого театра военных действий12.

Относительно Гражданской войны на территории бывшей Российской империи В.В. Кушнерёв рассмотрел боевые действия авиации всех противостоявших друг другу в Кавказском регионе сил — красных, белых, национальных армий Грузии, Армении и Азербайджана. Но вопросы технической эксплуатации АТ остались обойдёнными вниманием автора. Он лишь несколько раз отметил, что в годы Гражданской войны ремонт авиатехники стал одним из важнейших направлений пополнения авиапарков противостоявших сил и что поэтому некоторые аэропланы претерпевали по 3—5 капитальных ремонтов13.

В одном из следующих параграфов В.В. Кушнерёв рас-

Подготовка к вылету бомбардировщика СБ во время Советско-финляндской войны

Зима 1939/40 г.

смотрел применение советской военной авиации против различных группировок повстанцев на Северном Кавказе и в Закавказье в 1920—1930-е годы. Но, описывая случаи боевого применения ВВС, автор не касался вопросов технической эксплуатации самолётов. Лишь один раз он упомянул, что материальная часть авиации на Кавказе была старая и изношенная и «от специалистов требовались большие усилия по поддержанию авиатехники в исправном состоянии»14.

В целом, исследуя развитие отечественной военной авиации в Кавказском регионе в 1914—1930-е годы, В.В. Кушнерёв не коснулся вопросов работы эксплуатационно-технической службы отечественной военной авиации в военных конфликтах этого периода.

Следующий исследователь, А.С. Степанов, рассматривая в своих кандидатской и докторской диссертациях развитие советской авиации в 1930-е — начале 1940-х годов, уделил участию ВВС в указанный период времени в военных конфликтах по одному параграфу. Автор сосредоточился на участии советских ВВС в военных конфликтах 1930-х годов в Европе: в Испании, с Польшей и Финляндией. Основное внимание он уделил объёму поставок советской авиатехники и числу советских добровольцев в Испании, количеству участвовавших в войнах с Польшей и Финляндией советских авиачастей и самолётов, а также вопросам потерь в технике и личном составе авиации противоборствовавших сторон. В то же время автор отметил остроту

проблемы ремонта повреждённой материальной части авиации в условиях крайне плохих метеоусловий (низких температур и снегопадов) во время Советско-финляндской войны и привёл удачный пример, как сотрудники Всесоюзного института авиационных материалов срочно разработали и отправили на фронт подвижный сварочный агрегат для ремонта самолётов в полевых условиях15.

Во второй группе диссертационных исследований мы рассмотрим четыре работы по истории Военного воздушного флота России в Первой мировой войне: Семёна Васильевича Липицкого «Авиация Русской армии в 1910—1917 гг.» (на соискание учёной степени кандидата исторических наук, 1950 г.)16; Сергея Николаевича Антошкина «Военная

Запуск двигателя на И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании от автостартера

авиация России в Первую мировую войну» (канд. ист. наук, 1997)17; Сергея Павловича Елисеева «Развитие организационной структуры и системы управления русской военной авиации (1910—1917 гг.)» (канд. ист. наук, 1999)18; Вячеслава Михайловича За-рецкого «Воздушный флот России в Первой мировой войне: строительство и боевое применение» (докт. ист. наук, 1996)19; диссертации Юрия Петровича Доронина «Воздушный флот белых армий России в годы Гражданской войны (1918—1920 гг.)» (канд. ист. наук, 1997)20; Кота Каса-хары «Советско-японский пограничный конфликт на озере Хасан 1938 г. в архивных материалах Японии: факты и оценки» (канд. ист. наук, 2020)21; Сергея Анатольевича Безуглова «Опыт боевых действий частей и соединений ВВС Красной Армии в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.)» (канд. ист. наук, 2009)22.

Диссертация С.В. Липицко-го была защищена в 1950 году в свете выполнения решений ЦК ВКП(б) второй половины 1940-х годов по идеологическим вопросам. В ней автор брался осветить развитие отечественной военной авиации в период до и во время Первой мировой войны именно в духе этих решений. Основными задачами исследования было показать «самостоятельные пути развития отечественной авиации» и «приоритет русской военно-авиационной мысли по важнейшим техническим, военным и организационным вопросам строительства Военно-воздушных сил»23. Развитие службы технической эксплуатации аэропланов автор не затрагивал.

В диссертации С.Н. Антош-кина есть параграф «Организация технического обеспече-

ния и авиазаводы», в котором автор коснулся технического устройства самолётов того времени и эксплуатационных свойств материалов, из которых они производились. Также он указал ресурсы аэропланов и их моторов, перечислил основные организации, занимавшиеся ремонтом авиационной техники24.

С.П. Елисеев с своей работе рассматривал организационное развитие Военного воздушного флота России в период до и во время Первой мировой войны. Вопросы технически грамотной эксплуатации авиационной техники были им косвенно затронуты в одном параграфе — «Развитие организационной структуры системы технического обеспечения авиационных частей». Но и в нём основное внимание автор уделил капитальному ремонту аэропланов и их моторов в авиационных ротах (парках) и снабжению авиационных частей техническим имуществом25.

В больших объёмах коснулся организации технической эксплуатации авиационной техники в годы Первой мировой войны В.М. Зарецкий. В своей работе он привёл данные о штатах авиационных частей и управлений, в которых указал технические должности26. Также достаточно подробно автор рассмотрел вопросы подготовки младшего технического состава авиации — «хозяев самолётов» (так в то время называли должность техника самолёта. — Прим. авт.), мотористов, регулировщиков, радиотелеграфистов. Он описал систему подготовки младших технических специалистов авиации в запасном авиационном батальоне и в авиационных парках27. Также В.М. Зарецкий упомянул о наличии в созданном в марте

1916 года руководящем органе российской военной авиации в тылу — Управлении Военно-воздушного флота — Технического комитета, который занимался в том числе и вопросами эксплуатации АТ, и раскрыл его функции28.

Что касается зарождения и развития в годы Первой мировой войны эксплуатационно-технической службы военной авиации, В.М. Зарецкий точно определил, что в то время «служба тыла и инженерно-техническая служба начали функционировать в виде единой службы материально-технического обеспечения, которая была представлена в авиационных частях технической частью авиаотрядов»29, и отметил, что существовали и специальные формирования этой службы — авиационные роты, позднее переформированные в авиапарки, занимавшиеся вопросами среднего и капитального ремонта АТ и снабжения авиачастей техническим имуществом30.

В целом из четырёх диссертаций, в которых исследовалось участие Военного воздушного флота России в Первой мировой войне, лишь в работе В.М. Зарецкого рассмотрены некоторые вопросы развития ЭТС. Более полно в ней показана подготовка младшего авиационного технического персонала для военной авиации.

В диссертационном исследовании Ю.П. Доронина лишь в одном из параграфов автор немного коснулся подготовки технического состава для авиационных формирований белых армий31. Вопросы же технической эксплуатации авиатехники не рассматривались вовсе.

К достоинству работы К. Ка-сахара следует отнести привлечение большого массива японских источников и кри-

тический анализ российских (советских). Но, рассматривая применение советской авиации в боях у оз. Хасан, автор ограничился лишь утверждением, подтверждённым японскими документами, что советская авиация, несмотря на массовое её применение в конфликте, не нанесла японским войскам существенного ущерба32. Работу ЭТС ВВС РККА в своей диссертации он не рассматривал.

В диссертации С.А. Безуг-лова подробно рассмотрены задачи, которые решала советская авиация в войне с Финляндией, исследованы основные виды обеспечения боевых действий ВВС, но работа эксплуатационно-технической службы ВВС оставлена без внимания. Лишь касаясь вопросов материально-технического снабжения авиачастей, автор дал короткий фактологический материал об организации ремонтной сети, трудностях снабжения и подготовки к полётам авиационной техники и использовании средств механизации аэродромного обслуживания техническим составом ВВС33.

С сожалением отметим, что к настоящему времени нет отдельных диссертационных работ по истории Красного воздушного флота в годы Гражданской войны в России, участию советских авиаторов в Гражданской войне в Испании и Японо-китайской войне, а также в вооружённых конфликтах с Китаем на Китайско-восточной железной дороге, с Японией у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол.

Из защищённых отечественных диссертаций по качественному анализу участия отечественных ВВС в военных конфликтах в лучшую сторону стоит отметить работы В.М. Зарецкого «Воздушный флот России в

Первой мировой войне: строительство и боевое применение» (докт. ист. наук, 1996) и С.А. Безуглова «Опыт боевых действий частей и соединений ВВС Красной Армии в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.)» (канд. ист. наук, 2009).

Автор настоящей статьи тоже внёс определённый вклад в исследование работы эксплуатационно-технической службы отечественных ВВС в военных конфликтах, защитив диссертацию «Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921—1941 гг.)» (канд. ист. наук, 2006)34. Работа ЭТС ВВС РККА в боевых условиях в ней рассмотрена в объёме одного параграфа как один из факторов, влиявших на развитие данной службы в межвоенный период.

Здесь следует отметить, что все три вышеупомянутых исследования были выполнены на кафедре «История военного искусства» Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина (п. Монино Московской обл.), где с 1940 года существовала и плодотворно работала единственная в своём роде в СССР и Российской Федерации научная школа «История военного искусства ВВС»35.

Но ни в исследованиях В.М. Зарецкого и С.А. Без-углова, ни в подавляющем большинстве других названных диссертаций работа ЭТС ВВС не рассматривалась. В первую очередь это объясняется тем, что исследователи и не ставили себе такой задачи. А во-вторых, для того чтобы разобраться в истории инженерно-авиационной службы ВВС или, в частности, эксплуатационно-технической службы, желательно знать её

«изнутри» — иметь военное инженерно-авиационное образование и опыт эксплуатации авиационной техники на аэродроме36.

Как показал анализ защи-щённых диссертаций, самостоятельного комплексного исследования деятельности эксплуатационно-технической службы отечественной военной авиации в военных конфликтах с 1914 по 1941 год не проводилось. В рассмотренных работах чаще всего вопросы деятельности данной службы либо вовсе не затрагивались, либо упоминались вскользь.

За рамками исследований остались зарождение службы технической эксплуатации авиационной техники в России в 1910—1914 гг. и её деятельность во время Первой мировой войны и Гражданской войны в России (как у красных, так и у белых).

Также неисследованными остаются следующие вопросы специфики работы ЭТС в военных конфликтах:

— организация работы технических специалистов на авиатехнике при значительной нехватке личного состава (в соответствии со штатами);

— привлечение к обслуживанию АТ иностранных военнослужащих и гражданских лиц (Испания, Китай);

— особенности работы в условиях боевых действий технических специалистов по оборудованию, радиосвязи и вооружению самолётов.

Также требует более глубокого рассмотрения вопрос изучения богатого опыта, приобретённого специалистами эксплуатационно-технической службы в боевых условиях, и использования его после окончания военных конфликтов.

В целом, как мы видим, указанная тема ещё ждёт своего исследователя. Необходимость

же её изучения очевидна: для современного развития инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил России

и качественного выполнения ставящихся перед ней задач требуются всесторонний и глубокий анализ её деятельности

в прошлых военных конфликтах и внедрение полученного опыта в боевую подготовку частей и соединений ВВС России.

И\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Военная энциклопедия в 8 т. Т. 3. М.: Воениздат, 1995. С. 340.

2 Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации (ФАП ИАО). Кн. 1. М.: Б.и., 2009. С. 8.

3 Инженерно-авиационная служба в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 / Под ред. В.З. Скубилина. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1985. С. 25; Лашков А.Ю., ГолотюкВ.Л. Главное командование: от Военного Воздушного флота до Воздушно-космических сил России. М.: Буксир; Небо Отчизны, 2017. С. 288.

4 Наставление по экс-плоатационно-технической службе ВВС Красной Армии (НЭТС ВВС 40). 2-е изд. М.: Воениздат, 1942. С. 9. (До конца 1940-х годов в технической и популярной литературе слово эксплуатация писалось через «о» — экспло-атация. Соответственно, и рассматриваемая служба называлась эксплоатационно-технической. — Прим. авт.).

5 Осьмачко С.Г. Красная Армия в локальных войнах и конфликтах (1929 г. — июнь 1941 г.): дисс. докт. ист. наук: 07.00.02. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1999. 504 с.

6 Гагин В.В. История участия советских ВВС в локальных войнах и вооружённых конфликтах в 1936—1940 гг.: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2007. 230 с.

7 Кушнерёв В.В. История становления отечественной военной авиации в Кавказском регионе в 1914—1930-е гг.: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. 232 с.

8 Степанов А.С. Развитие советской военной авиации в конце 30-х — начале 40-х годов XX столетия: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Самара: Самарский гос. ун-т, 2001. 279 с.

9 Он же. Авиация СССР в межвоенный период (начало 1930-х — начало 1940-х гг.): дисс. докт. ист. наук: 07.00.02. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2009. 711 с.

10 Гагин В.В. Указ. соч. С. 127.

11 Там же. С. 166, 167.

12 Кушнерёв В.В. Указ. соч. С. 66.

13 Там же. С. 79, 82, 116.

14 Там же. С. 166.

15 Степанов А.С. Развитие советской военной авиации... С. 149; он же. Авиация СССР в межвоенный период. С. 525.

16 Липицкий С.В. Авиация Русской армии в 1910-1917 гг.: Автореф. дисс. канд. ист.

наук. М.: Воен. акад. им. М.В. Фрунзе, 1950. 15 с.

17 Антошкин С.Н. Военная авиация России в Первую мировую войну: дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. М.: Ин-т российской истории РАН, 1996. 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Елисеев С.П. Развитие организационной структуры и системы управления русской военной авиации (1910—1917 гг.): дисс. канд. ист. наук: 20.02.22. М.: Ин-т военной истории МО РФ, 1999. 279 с.

19 Зарецкий В.М. Воздушный флот России в Первой мировой войне: строительство и боевое применение: дисс. докт. ист. наук: 20.02.22. Монино: Воен.-возд. акад. им. Ю.А. Гагарина, 1996. 643 с.

20 Доронин Ю.П. Воздушный флот белых армий России в годы Гражданской войны (1918—1920 гг.): дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М.: Воен. ун-т МО РФ, 1997. 261 с.

21 Касахара К. Советско-японский пограничный конфликт на озере Хасан 1938 г. в архивных материалах Японии: факты и оценки: дисс. канд. ист. наук: 07.00.03. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2020. 315 с.

22 Безуглов С.А. Опыт боевых действий частей и соединений ВВС Красной Армии в Советско-финляндской войне (1939—1940 гг.): дисс.

канд. ист. наук: 07.00.02. Монино: Воен.-возд. акад. им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2009. 329 с.

23 Липицкий С.В. Указ. соч. С. 4, 5.

24 Антошкин С.Н. Указ. соч. С. 93—95, 100, 101.

25 Елисеев С.П. Указ. соч. С. 93—112.

26 Зарецкий В.М. Указ. соч. С. 64, 157—160, 245, 249, 253, 254, 525, 584, 591.

27 Там же. С. 232—235.

28 Там же. С. 157—159.

29 Там же. С. 266.

30 Там же. С. 266—269.

31 Доронин Ю.П. Указ. соч. С. 135—169.

32 Касахара К. Указ. соч. С. 58, 63, 67, 110.

33 Безуглов С.А. Указ. соч. С. 126, 127, 133.

34 Аверченко С.В. Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921 — 1941 гг.): дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. М.: Ин-т воен. истории МО РФ, 2006. 318 с.

35 Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: 60 лет. Монино: Б.и., 2000. С. 97, 98.

36 См. напр.: Елисеев С. Не просто авиационный инженер // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 8. С. 32, 33.

S.V. Averchenko

THE WORK OF THE OPERATIONAL-TECHNICAL SERVICE OF DOMESTIC MILITARY AVIATION IN MILITARY CONFLICTS OF 1910—1941

Analyzing the degree of the subject exploration in presented theses

Information about author. Sergei Averchenko — lecturer at the War History and Military Art Department of the Air Force MESC «Air Force Academy named after Prof. N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin», colonel, Cand. Sc. (Hist.) (city of Voronezh. E-mail: aviator1ww@mail.ru).

Summary. The paper cites presented theses to discover how well the issue of operational-technical service functioning in the domestic air force during wars and armed conflicts between 1910 and 1941 was covered in academic works. The author analyzed dissertation research which directly examined the combat work by Russia's (the Soviet Union's) military aviation in military conflicts, and those where the air force participation in combat took up separate chapters or passages. The purpose of the research presented is to discover the degree to which this issue has been explored and whether it has to be further researched at present. Stemming from the analysis carried out the author concludes that the matter has been underexplored. At the same time, its comprehensive study at the current stage in the development of Russia's aviation engineering service in the Air Force may be of use.

Keywords: aviation engineering service; operation-technical service; air force; war; armed conflict; First World War; Civil War; Chinese Eastern Railroad; Spain; China; Khasan; Khalkhin Gol; Soviet-Finnish War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.