Работа дизеля на дизельном топливе с добавкой этанола
I
В.А. Марков, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н.,
B.В. Бирюков, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана,
C.Н. Девянин, профессор, зав. кафедрой МГАУ им. В.П. Горячкина, д.т.н.
Рассмотрены возможные пути использования этанола в качестве топлива для дизелей. Проведены экспериментальные исследования дизеля Д-245.12С на смеси дизельного топлива и этанола. Показана возможность улучшения показателей токсичности отработавших газов при использовании этой смеси в качестве топлива для автомобильных дизелей.
__Ключевые слова:
дизельный двигатель, дизельное топливо, этанол, смесевое биотопливо.
сновными проблемами современного двигателестроения в настоящее время и в ближайшей перспективе являются рост дефицита нефтяных моторных топлив и ужесточение экологических требований к вредным выбросам с отработавшими газами (ОГ). Решение этих проблем достигается за счет применения новых видов топлив. Евросоюзом планируется к 2020 г. перевести около четверти (23 %) всего автомобильного парка Европы на альтернативные топлива. Среди наиболее перспективных рассматриваются различные синтетические топлива, биодизель, биоэтанол, био-газ, водород [1].
Необходимо отметить перспективность использования альтернативных топлив, производимых их сырья, получаемого в сельскохозяйственном секторе [2-4]. В Российской Федерации, обладающей огромной территорией, значительная часть пахотных земель, использовавшихся ранее для сельскохозяйственного производства, в настоящее время не обрабатывается. Существует проблема занятости
населения в сельской местности и низких доходов работников сельскохозяйственной отрасли. Эти факторы создают предпосылки для налаживания широкомасштабного производства биотоплив для транспорта в РФ [5].
Среди топлив растительного происхождения в настоящее время наибольшее распространение получили биодизельное топливо и биоэтанол. Для легковых автомобилей, оснащенных двигателями с принудительным воспламенением, в качестве моторного топлива в ряде стран используется биоэтанол, а для транспортных и стационарных установок с дизельными двигателями - топлива, получаемые из различных растительных масел и животных жиров [1, 2, 4]. По объемам производства биоэтанол занимает первое место в мире, опережая биодизельное топливо [1]. В качестве сырья для получения биоэтанола используются сахарная свекла, сахарный тростник, кукуруза, пшеница, картофель, сладкое сорго, топинамбур и другие сельскохозяйственные культуры (табл. 1) [6, 7].
Таблица 1
Показатели производства этанола из различного сырья
Сырье Урожайность, т/га Стоимость, долл./м3
Сахарная свекла 2,5...3,0 300...400
Сахарный тростник 3,5...5,0 160
Кукуруза 2,5...3,0 250...400
Пшеница 0,5...2,0 380...400
Картофель 1,2...2,7 800...900
Сладкое сорго 3,0...5,0 200...300
Кассава 1,5...6,0 700
Синтетический спирт - 540
Кукуруза 2,5...3,0 2,5...3,0
19
Биоэтанол производится с использованием различных технологических процессов. Около 7 % этанола вырабатывается химическим синтезом (преимущественно из природного газа), 93 % - с использованием процесса брожения. При этом 60 % спирта получают из сахара и 40 % из зерна. Современное мировое производство
этанола составляет 32 млн т/год, из них 4 млн т приходится на пищевой этанол, 8 млн т - на этанол для химической промышленности и 20 млн т -на топливный этанол. В то же время мировая потенциальная потребность в этом спирте достигает 2 млрд т/год. Цены на мировом рынке этанола представлены в табл. 2 [6].
Таблица 2
Цены на этанол на мировом рынке
Страна Цена (евро/м3)
Бразилия (этанол) 160
Бразилия (безводный спирт) 220
США (безводный спирт) 250
Европа (безводный спирт из сахарной свеклы) 350...450
Бразилия (безводный спирт) 220
Импорт спирта в Европу 190
Топливный этанол используется различным образом: около 26 % его смешивают с бензином, около 3 % применяется в качестве топлива для дизелей [6]. В некоторых странах уже действуют стандарты на биоэтанол. Требования к выпускаемому этанолу в разных странах различаются, но эти отличия незначительны (табл. 3) [8]. Только в США допустимым является содержание этанола 92,1 % в смеси с водой и денатурирующими
веществами. То есть по сути допускается применение азеотропной смеси с регулированием содержания воды при помощи денатурирующих присадок. В других странах этанол для автотранспорта должен быть безводным, то есть абсолютным спиртом.
Этанол (этиловый спирт, метил-карбинол, винный спирт) - одноатомный спирт с формулой С2Н5ОН или СН3-СН2-ОН (эмпирическая формула
Спиртовые топлива
т\\\\\\\\\\\\\\\\\у
Требования к составу биоэтанола в различных странах
Таблица 3
Параметры Бразилия Канада США Германия Украина Польша
Объемная концентрация этанола, %, не менее 99,3 98,7 92,1 99,8 99,3 99,6
Вода, %, не более - 0,1 % (масс.) 1,0 % (об.) - 0,02 % (об.) 0,4 % (об.)
Концентрация альдегидов, в расчете на ацетальдегид, г/л безводного этанола, не более - - - 0,004 - 0,20
Объемная концентрация метанола, % об., не более - - 0,50 - - -
Концентрация кислот в пересчете на уксусную, г/л безводного этанола, не более 0,03 0,03 0,07 (об.) - - 0,03
Концентрация эфиров в пересчете на этилацетат, г/л безводного этанола, не более - - - 0,002 - 0,20
Сухой остаток, г/л безводного этанола, не более - - 0,05 - - 0,02
Содержание меди, мг/кг, не более 0,07 0,10 0,10 - - 0,10
Содержание хлоридов, мг/кг, не более - 10,0 5,0 - - 40,0
Денатурирующие вещества, % (об.) 3,0 1 л бензина на 100 л этанола 1,96...4,76 - - -
С2Н60), второй представитель гомологического ряда одноатомных спиртов (первый - метанол), при стандартных условиях летучая горючая бесцветная прозрачная жидкость. Существует два основных способа получения этанола: микробиологический (спиртовое брожение) и синтетический (гидратация этилена). Спирт, полученный брожением (поступает из брагоректификацион-ной установки), не является безводным, содержание этанола в нем достигает 95,6 %. Смесь 95,57 % этанола и 4,43 % воды является азеотропной, то есть компоненты не разделяются при перегонке.
Для более полного удаления воды прибегают к нагреванию спирта с водо-отнимающими веществами - оксидом кальция (негашеная известь СаО) или безводной сернокислой медью (медный
купорос Си). Нашел применение метод тройных, нераздельно кипящих смесей. К ректификату добавляется бензол С6Н6. При перегонке такой смеси сначала отходит пар, содержащий 18,5 % (масс.) этилового спирта, 74 % бензола и 7,5 % воды. С этим паром уходит вся вода, а затем перегоняется абсолютный (безводный) спирт. Абсолютный спирт -это этиловый спирт, практически не содержащий воды. Он кипит при температуре 78,39 °С, в то время как спирт-ректификат, содержащий не менее 4,43 % воды, при 78,15 °С.
В ряде стран (Бразилия, США и др.) биоэтанол уже достаточно широко используется в качестве топлива для двигателей с принудительным воспламенением [6, 9-11]. В частности в двадцати штатах США автомобили
заправляют смесями нефтяных бензинов, содержащих 5,6.10,0 % (об.) этилового спирта [12]. Возможно использование этого вида топлива и в дизельных двигателях [1, 12-15]. Причем в Бразилии, где биотоплива уже сейчас находят широкое практическое применение, дизельное топливо (ДТ), отпускаемое потребителям на автозаправочных станциях, содержит около 3 % безводного этанола. Более того, предпринимаются попытки увеличения этого количества до 9 %.
Подача этанола в дизель возможна несколькими способами (рис. 1) [1]: он может впрыскиваться в чистом виде или в смеси с ДТ непосредственно в цилиндры, подаваться во впускной трубопровод в жидкой фазе или в виде пара. Непосредственное впрыскивание спирта в камеру сгорания (КС) может осуществляться с помощью штатного топливного насоса дизеля. Используется также непосредственная подача спирта в КС в виде эмульсии с ДТ. Эффективными являются системы с раздельным впрыскиванием спирта и запальной дозы ДТ в цилиндры дизеля. При организации процесса сгорания этанола в цилиндрах дизеля возникает проблема его воспламенения, поскольку спиртовое топливо имеет низкое цетановое число (около 8). Воспламенение этанола в условиях КС дизеля возможно с помощью дополнительно установленной свечи зажигания или накаливания. Эффективное воспламенение спиртовых топлив в дизелях достигается при подаче в КС запальной дозы ДТ. Кроме представленных на рис. 1 способов использования этанола в дизелях, возможно разложение его с получением синтез-газа (смесь монооксида углерода СО и водорода Н) и последующей его подачей в цилиндры двигателя или использование в качестве энергоносителя для топливных элементов.
Многих из указанных проблем использования этанола как моторного топлива можно избежать при
Рис. 1. Способы подачи и воспламенения этанола в дизельных двигателях
использовании смесей этанола с ДТ. Но следует отметить, что этанол обладает плохой смешиваемостью с нефтяным ДТ, и существует проблема создания стойких смесей этанола с дизельным топливом широкого состава. Основная причина этого - наличие в этаноле, полученном путем брожения биомассы, значительного количества воды, которая очень плохо смешивается с нефтепродуктами. Как указано выше (см. табл. 3), в топливном этаноле, выпускаемом в США, допустимым является содержание 7,9 % (об.) воды и денатурирующих веществ. Смешивание такого этанола с нефтяным ДТ возможно только путем создания этанолотопливных эмульсий с добавлением эмульгаторов. В частности, фирмой Cummins (США) проведены исследования шестицилиндрового четырехтактного дизеля сельскохозяйственного назначения, работающего на смеси нефтяного ДТ (88,7 %), этанола (10 %), эмульгаторов (1,3 %) и присадок (0,001 %), повышающих цетановое число смеси [16]. Дизель
Спиртовые топлива
m\\\\\\\\\\\\\\\\\v
По данным табл. 4 следует, что физико-химические свойства этанола существенно отличаются от аналогичных свойств нефтяного ДТ. По сравнению с ним этанол имеет меньшие плотность и вязкость. В частности, плотность дизельного топлива марки «Л» по ГОСТ 305-82 при температуре 1=20 °С равна р=830 кг/м3, а его вязкость у=3,8 мм2/с. В этих условиях этанол имеет следующие показатели: р=789,3 кг/м3, у=1,0 мм2/с. Коэффициент поверхностного натяжения 0 этих топлив при 20 °С равен соответственно 27,1 и 22,4 мН/м. Этанол имеет заметно меньшую теплотворную способность по сравнению с ДТ: низшая теплота сгорания Ни этих топлив равна соответственно 42500 и 26800 кДж/кг, что связано с наличием в молекулах этанола значите льно-го количества атомов кислорода (34,7 % по массе). Следует отметить и худшую самовоспламеняемость этанола в условиях КС дизеля (цетановое число ДТ
Таблица 4
Физико-химические свойства исследуемых топлив
Топлива
Физико-химические свойства Дизельное топливо Этанол Смесь 96 % ДТ и 4 % этанола
Плотность при 20 °С, кг/м3 830,0 789,3 828,4
Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2/с 3,8 1,0 3,5
Коэффициент поверхностного натяжения при 20 °С, мН/м 27,1 22,4 -
Теплота сгорания низшая, кДж/кг 42 500 26 800 41 800
Теплота испарения, кДж/кг 1 115 870 -
Цетановое число 45 8 -
Температура самовоспламенения, °С 250 363 -
Температура застывания, °С -35 -114,3 -
Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, кг 14,31 9,01 14,09
Содержание, % по массе
С 87,0 52,2 85,6
Н 12,6 13,1 12,6
О 0,4 34,7 1,8
Общее содержание серы, % по массе 0,200 - 0,192
Примечание: «-» - свойства не определялись; для смеси ДТ и этанола указано объемное процентное содержание компонентов.
Cummins С8.3 размерности S/D=13,5/11,4 с рабочим объемом iVh=8,27 л и турбо-наддувом имел мощность N=224 кВт при n=2200 мин1. Испытания дизеля подтвердили улучшение экологических показателей двигателя при работе на указанном смесевом топливе. Аналогичные исследования дизелей, работающих на этанолотопливных эмульсиях, проведены за рубежом и в России [1, 17, 18].
Вместе с тем абсолютный спирт, практически не содержащий воды, хорошо смешивается с нефтяным ДТ. При этом образуются стойкие смеси, что подтвердили исследования авторов статьи. Использован абсолютный спирт, произведенный ФГУП «Алексинский химический комбинат» (г. Алексин Тульской обл.) с соответствии с ТУ 2421-064-075060042003 [19]. Этот спирт смешивался с нефтяным ДТ. Исследовались нефтяное дизельное топливо марки «Л» по ГОСТ 305-82 и смесевое биотопливо, содержащее 96 % ДТ и 4 % этанола (табл. 4).
Таблица 5
Некоторые параметры дизеля типа Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5)
Параметры Значение
Тип двигателя Четырехтактный, рядный, дизельный
Число цилиндров 4
Диаметр цилиндра В, мм 110
Ход поршня 5, мм 125
Общий рабочий объем {Ун, л 4,32
Степень сжатия £ 16,0
Система турбонаддува Турбокомпрессор ТКР-6 Борисовского завода автоагрегатов
Тип камеры сгорания, способ смесеобразования Камера сгорания типа ЦНИДИ, объемно-пленочное смесеобразование
Номинальная частота вращения п, мин1 2 400
Номинальная мощность Ие, кВт 80
Механизм газораспределения Клапанного типа с верхним расположением клапанов
Система охлаждения Водяная, принудительная
Система смазки Принудительная, с разбрызгиванием
Фильтр масляный Сетчатый
Насос масляный Шестеренчатый
Система питания Разделенного типа
Топливный насос высокого давления (ТНВД) Рядный типа PP4M10U1f фирмы Motorpal с всережимным центробежным регулятором
Диаметр плунжеров ТНВД йпл, мм 10
Ход плунжеров ТНВД Нпл, мм 10
Длина нагнетательных топливопроводов 1т, мм 540
Форсунки Типа ФДМ-22 производства ОАО «Куроаппаратура» (г. Вильнюс)
Распылители форсунок Фирмы Motorpal типа DOP 119S534 с пятью сопловыми отверстиями диаметром ¿р=0,34 мм и проходным сечением цр/:р=0,250 мм2
Давление начала впрыскивания форсунок рф0, МПа 21,5
равно 45, а у этанола 8), их температуры самовоспламенения составляют соответственно 250 и 363 °С.
Для подтверждения возможности использования полученной смеси в качестве моторного топлива проведены экспериментальные исследования дизеля типа Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) (табл. 5) Минского моторного завода, устанавливаемого на малотоннажные грузовые автомобили ЗиЛ-5301 «Бычок».
Дизель исследован на моторном стенде АМО «ЗиЛ» на режимах внешней
скоростной характеристики и 13-сту-пенчатого испытательного цикла Правил 49 ЕЭК ООН с установочным УОВТ 0=13° поворота коленчатого вала до ВМТ и неизменным положением упора дозирующей рейки (упор максимальной подачи топлива). Моторный стенд был оборудован комплектом необходимой измерительной аппаратуры. Дымность ОГ измерялась с помощью ручного ды-момера МК-3 фирмы Hartridgе (Великобритания) с погрешностью измерения ±1 %. Концентрации N0^ СО, СН в ОГ
24
определялись газоанализатором 8АБ-7532 японской фирмы Yanaco с погрешностями измерения указанных компонентов ±1 %.
Исследовались дизельное топливо марки «Л» по ГОСТ 305-82 и его смесь с абсолютным этанолом, содержащая 96 % ДТ и 4 % этанола (см. табл. 4). На первом этапе экспериментальных исследований проведены испытания дизеля типа Д-245.12С на чистом дизельном топливе и на указанной смеси на режимах внешней скоростной характеристики (рис. 2). Исследуемая смесь имела физические свойства, приближающиеся к свойствам ДТ. Но ее плотность и вязкость оказались все-таки несколько меньше аналогичных свойств ДТ (см. табл. 4). Поэтому при переходе от ДТ к смеси 96 % ДТ и 4 % этанола отмечены небольшое уменьшение часового расхода топлива От и некоторый рост коэффициента избытка воздуха а (см. рис. 2), вызванный также наличием атомов кислорода в молекулах этанола. Следствием снижения расхода топлива и меньшей теплотворной способности (низшая теплота сгорания) исследуемой смеси явилось заметное уменьшение крутящего момента двигателя Ме и его эффективной мощности Ые (см. рис. 2 и табл. 6). В результате снижения теплотворной способности смесевого биотоплива на всех исследованных режимах внешней скоростной характеристики при использовании смеси 96 % ДТ и 4 % этанола удельный эффективный расход топлива gе оказался несколько выше, чем при работе на ДТ. В частности, при переходе с ДТ на смесевое биотопливо на режиме максимальной мощности с частотой вращения коленчатого вала «=2400 мин1 удельный эффективный расход топлива gе увеличился от 248,4 до 250,0 г/(кВт-ч), а на режиме максимального крутящего момента при «=1500 мин1 - от 226,2 до 229,0 г/(кВт-ч). Но при этом эффективный КПД дизеля пе на этих режимах повысился на 0,5...0,8 % (см. табл. 6).
Рис. 2. Зависимость эффективной мощности Ые , крутящего момента Ме , часового расхода топлива От , коэффициента избытка воздуха а, дымности ОГ Кх и удельного эффективного расхода топлива ge от частоты вращения п коленчатого вала дизеля типа Д-245.12С на режимах внешней скоростной характеристики при использовании различных топлив: 1 - ДТ; 2 - смесь 96 % ДТ и 4 % этанола
Вместе с тем наличие в молекулах этанола атомов кислорода привело к заметному уменьшению дымности ОГ при работе исследуемого дизеля на смесевом биотопливе. Так, на режиме максимальной мощности при п=2400 мин1 переход с ДТ на смесь 96 % ДТ и 4 % этанола сопровождался снижением дымности ОГ Кх от 16,0 до 12,0 % по шкале Хартрид-жа, а на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин1 - от 43,0 до 36,5 % по той же шкале.
Таблица 6
Показатели дизеля типа Д-245.12С, работающего на различных топливах
Показатели дизеля Вид топлива
ДТ 96 % ДТ и 4 % этанола
Часовой расход топлива, кг/ч на режиме максимальной мощности на режиме максимального крутящего момента 20,10 13,10 20,00 12,76
Крутящий момент дизеля, Н-м на режиме максимальной мощности на режиме максимального крутящего момента 322 368 318 355
Удельный эффективный расход топлива, г/(кВт-ч) на режиме максимальной мощности на режиме максимального крутящего момента 248,4 226,2 250,0 229,0
Эффективный КПД дизеля на режиме максимальной мощности на режиме максимального крутящего момента 0,341 0,374 0,344 0,376
Дымность ОГ, % на режиме максимальной мощности на режиме максимального крутящего момента 16,0 43,0 12,0 36,5
Интегральные на режимах 13-ступенчатого цикла эффективный расход топлива, г/(кВт-ч) эффективный КПД 247,97 0,341 254,73 0,338
Интегральные на режимах 13-ступенчатого цикла удельные массовые выбросы, г/(кВт-ч) N0« СО СН 7,018 1,723 0,788 5,798 1,879 0,856
25
Результаты экспериментальных исследований Д-245.12С на режимах 13-ступенчатого испытательного цикла Правил 49 ЕЭК ООН представлены на рис. 3. Как отмечено выше, использование рассматриваемого смесевого биотоплива привело к некоторому снижению часового расхода топлива Ст на исследованных режимах внешней скоростной характеристики (см. рис. 2). Однако на режимах с неполной нагрузкой, напротив, отмечен небольшой рост расхода смеси 96 % ДТ и 4 % этанола (см. рис. 3).
При использовании смесевого биотоплива отмечено значительное снижение концентрации в ОГ оксидов азота СКОх (см. рис. 3б). Так, перевод дизеля с ДТ на смесь 96 % ДТ и 4 % этанола на режиме холостого хода при п=900 мин1 сопровождался уменьшением концентрации
СМОх от 0,0100 до 0,0080 % (от 100 до 80 ррт), на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин1 -от 0,0700 до 0,0575 %, на режиме максимальной мощности при п=2400 мин1 -от 0,0605 до 0,0515 %.
При использовании смесевого биотоплива отмечена тенденция увеличения содержания в ОГ монооксида углерода ССО (см. рис. 3е). Перевод дизеля с ДТ на смесь 96 % ДТ и 4 % этанола на режиме холостого хода при п=900 мин1 сопровождался увеличением концентрации ССО от 0,0240 до 0,0300 % (от 240 до 300 ррт), на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин1 значение ССО не изменилось и составило 0,0330 %, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин1 концентрация ССО возросла от 0,0102 до 0,0108 %. Но в целом следует отметить сравнительно
Рис. 3. Зависимость часового расхода топлива От (а), объемной концентрации в ОГ оксидов азота С^ (б), монооксида углерода ССО (в), легких несгоревших углеводородов Ссн (г) от частоты вращения п и крутящего момента Ме дизеля типа Д-245.12С при использовании различных топлив:
1 - ДТ; 2 - смесь 96 % ДТ и 4 % этанола
слабое влияние добавки этанола в нефтяное ДТ на выброс этого токсичного компонента с ОГ исследуемого дизеля.
Вид топлива оказывает сравнительно слабое влияние и на концентрацию в ОГ легких несгоревших углеводородов ССН (см. рис. 3г). При переводе дизеля с ДТ на смесь 96 % ДТ и 4 % этанола на режиме холостого хода при п=900 мин1 отмечен небольшой рост значения ССН от 0,0240 до 0,0270 % (от 240 до 270 ррт),
на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин1 концентрация ССН увеличилась от 0,0170 до 0,0180 %, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин-1 - от 0,0108 до 0,0115 %.
По приведенным на рис. 3 характеристикам содержания в ОГ нормируемых токсичных компонентов (оксидов азота МОх , монооксида углерода СО, несгоревших углеводородов СН) с использованием общепринятых методик рассчитаны
их интегральные удельные массовые выбросы на режимах 13-ступенчато-го цикла (соответственно еКОх, есо, есН). Оценка эксплуатационного расхода топлива на режимах 13-ступенчатого цикла проведена по среднему (условный) удельному эффективному расходу топлива, который определялся с использованием зависимости [4]
Z
g e уел
еуел 13
У N К
ег г
1=1
где От1 и N - часовой расход топлива и эффективная мощность двигателя на г-м режиме; К - доля времени этого режима в 13-ступенчатом цикле.
Поскольку смесевые биотоплива имеют меньшую теплотворную способность, оценивать топливную экономичность дизеля при его работе на этих топливах целесообразно не удельным эффективным расходом топлива gе , а эффективным КПД дизеля це. Причем, для интегральной оценки работы дизеля на режимах 13-ступенчатого цикла использован условный эффективный КПД, определяемый из соотношения
П
е уел
3600
HU g еусл
где HU - низшая теплота сгорания топлива, МДж/кг.
Результаты расчетов указанных параметров представлены в табл. 6. Приведенные в табл. 6 данные подтверждают возможность улучшения экологических показателей дизеля Д-245.12С при его переводе с ДТ на смесь 96 % ДТ и 4 % этанола. Так, при подаче в КС дизеля исследуемого смесевого биотоплива на режимах максимальной мощности и максимального крутящего момента дымность ОГ снизилась на 15.25 % по сравнению с использованием стандартного ДТ. Удельный массовый выброс наиболее значимого токсичного компонента ОГ - оксидов азота еКОх - на режимах 13-ступенчатого цикла снизился с 7,018 до 5,798 г/(кВт-ч), то есть на 17,4 %. Удельный массовый выброс монооксида углерода еСО возрос с 1,723 до 1,879 г/(кВт-ч), или на 9,0 %. Удельный массовый выброс несгорев-ших углеводородов еСН увеличился с 0,788 до 0,856 г/(кВт-ч), или на 8,6 %.
Но следует отметить, что выбросы СО и СН эффективно снижаются установкой в выпускной системе двигателя каталитических нейтрализаторов. Условный эффективный КПД дизеля пеусл снизился незначительно (с 0,341 до 0,338, то есть на 0,8 %), однако это снижение соизмеримо с точностью его определения. В целом проведенные исследования подтвердили возможность эффективного использования абсолютного этанола как экологической добавки к нефтяному дизельному топливу.
Литература
1=1
1. Альтернативные топлива для двигателей внутреннего сгорания / А.А. Александров, И.А. Архаров, В.А. Марков и др. Под ред. А.А. Александрова, В.А. Маркова. -М.: ООО НИЦ «Инженер», ООО «Онико-М», 2012. - 791 с.
2. Биоэнергетика: Мировой опыт и прогнозы развития / Л.С. Орсик, Н.Т. Сорокин, В.Ф. Федоренко и др. Под ред. В.Ф. Федоренко. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 404 с.
3. Льотко В., Луканин В.Н., Хачиян А.С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. - М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 2000. - 311 с.
4. Использование растительных масел и топлив на их основе в дизельных двигателях / В.А. Марков, С.Н. Девянин, В.Г. Семенов и др. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011. - 536 с.
2g 5. Марков В.А., Крылов В.И., Багров В.В. Использование моторных топлив
растительного происхождения как фактор энергетической, экологической и продовольственной безопасности России // Вестник академии военных наук. - 2013. -№ 1. - С. 154-161.
6. Гусаков С.В. Перспективы применения в дизелях альтернативных топлив из возобновляемых источников. - М.: РУДН, 2008. - 318 с.
7. Raynolds M.A., Checkel M.D., Fraser R.A. A Case Study for Life Cycle Assessment (LCA) as an Energy Decision Making Tool: The Production on Fuel Ethanol from Various Feedstocks // SAE Technical Paper Series. - 1998. - № 982205. - P. 1-17.
8. Александров А.А., Архаров И.А. Моторные топлива. Современные аспекты безопасного хранения и реализации в городах-мегаполисах. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 352 с.
9. Feijo E.A.V., Fujisawa R. Emission Control Evolution of the 2.0 L Gasohol / Ethanol Engines in Brasil // SAE Technical Paper Series. - 1992. - № 921493. - P. 1-17.
10. Kremer F.G., Fachetti A. Alcohol as Automotive Fuel - Brazilian Experience // SAE Technical Paper Series. - 2000. - № 2000-01-1965. - P. 1-4.
11. Quissek F., Barbera E., Hulak K. Development and Optimization of Alcohol Fueled SI-Engines for Passenger Cars for the Brasilian Market // SAE Technical Paper Series. -1991. - № 911730. - P. 231-237.
12. Этиловый спирт в моторном топливе / В.П. Баранник и др. - М.: ООО «РАУ-Университет», 2005. - 184 с.
13. Ahmed I. Oxygenated Fuel: Emissions and Performance Characteristics of Etha-nol-Diesel Blends in CI Engines // SAE Technical Paper Series. - 2001. - № 2001-01-2475.
- P. 1-6.
14. Corkwell K.C., Jackson M.M. Lubricity and Injector Pump Wear Issues with E diesel Fuel Blends // SAE Technical Paper Series. - 2002. - № 2002-01-2849. - P. 1-8.
15. Schroeder A.R., Savage L.D., White R.A. et al. The Effect of Diesel Injection Timing on a Turbocharged Diesel Engine Fumigated with Ethanol // SAE Technical Paper Series. -1988. - № 880496. - P. 1-11.
16. Mendoza M.C., Woon P.V. E-diesel Effects on Engine Component Temperature and Heat Balance in a Cummins C8.3 Engine // SAE Technical Paper Series. - 2002. -№ 2002-01-2847. - P. 1-7.
17. Вальехо Мальдонадо П.Р., Девянин С.Н., Марков В.А., Пономарев Е.Г. Экспериментальная установка и результаты выполненных на ней сравнительных испытаний альтернативных топлив для дизелей // Автомобильная промышленность.
- 2013. - № 7. - С. 31-34.
18. Вальехо Мальдонадо П.Р., Девянин С.Н., Марков В.А. Результаты сравнительных испытаний альтернативных топлив для дизелей // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Процессы преобразования энергии и энергетические установки». Выпуск 5. - 2013. - № 12. - С. 5-9.
19. ТУ 2421-064-07506004-2003. Спирт этиловый синтетический абсолютированный очищенный.