УДК 908
И.В. Филипчук
канд. ист. наук., ст. преподаватель, кафедра «Экономика и управление в машиностроении», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
РАБОТА АГИТАТОРОВ С НАСЕЛЕНИЕМ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 1940-1950-Х ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы агитаторов с населением Горьковской области в ходе избирательных кампаний 40-50-х годов ХХ века. Показано, что в ходе бесед проявлялось не только реальное отношение населения к процедуре выборов, но и вскрывались социально-бытовые нужды послевоенной поры.
Ключевые слова: выборы, избиратели, агитация, общественное мнение, Горьковская область.
I.V. Filipchuk, Arzamas Polytechnic Institute (branch) Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev
THE AGITATORS WORK WITH THE POPULATION DURING THE CAMPAIGN OF 1940-1950-IES
(ON THE EXAMPLE OF GORKY REGION)
Abstract. The article describes the features of the agitators work with the population of Gorky region during the election campaigns of 40-50-ies of XX century. It is shown that during the interviews is evident not only the real attitude of the population to the election procedure, but the social and household needs of the postwar era is revealed.
Keywords: election, voters, campaigning, public opinion, Gorky Region.
Одним из важнейших элементов любой избирательной кампании в Советском Союзе была работа агитационно-пропагандистских кадров. Именно на них возлагалась самая сложная задача: проводить беседы по месту жительства избирателей, дабы те единодушно отдали свои голоса за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных». Агитаторами становились наиболее политически подготовленные коммунисты, комсомольцы, представители городской и сельской беспартийной интеллигенции.
К примеру, во время избирательной кампании 1958 г. в г. Горьком насчитывалось более 20 тыс. агитаторов, в Дзержинске - 3500, в Кстовском районе - 1500, в Лукояновском - 1300, Работкинском - 950. Всего в области, при агитпунктах на избирательных участках, в этот год в агитационной работе приняли участие свыше 80 тыс. агитаторов [9, c. 209].
В задачи агитаторов входило: ознакомление населения, и в особенности избирателей, впервые принимающих участие в выборах, с советским избирательным законом; разъяснение принципов советской избирательной системы, ее основных отличий от западного избирательного закона. Проведение агитационно-массовой работы, в ходе избирательных кампаний, должно было способствовать росту политической сознательности советских граждан, вовлечению как можно большего количества народа в общественную жизнь страны [10, c. 304].
Все агитаторы закреплялись за определенными домами и квартирами и должны были периодически бывать на вверенных им участках, проводить групповые и индивидуальные беседы с избирателями на различные темы. Они не агитировали за какого либо кандидата, а должны были сверять списки, выяснить все ли могут прибыть в день голосования на избирательный участок.
Эта работа велась на общественных началах и проводилась во внерабочее время. Отчитывались агитаторы на районных партийных собраниях. Они должны были, как говорится, «дойти до каждого избирателя». Однако со стороны населения агитаторы не всегда встречали должного понимания. Так, в ходе подготовки к выборам 1947 г. агитатору пришлось работать с двумя пожилыми избирателями. Во время беседы агитатор выяснил, что одного из них временно лишили хлебной карточки, как они считают, за то, что в их хозяйстве имелась корова. Агита-
тору пришлось объяснять им всю сложившуюся экономическую ситуацию в стране и систематически работать с этими избирателями [1, л. 34].
Встречались и другие случаи. В г. Павлово Горьковской области на избирательном участке № 2, одна из избирательниц в беседе с агитатором заявила, что на беседы она не ходит и голосовать не пойдет, так как ее лишили хлебной карточки. Избиратель Маклаков заявил агитатору Чиковкину: «Сначала накормите, а потом пойду голосовать». В Куйбышевском районе г. Горького тов. Соломонова заявила: «Мне нечего идти голосовать, когда 250-граммовую карточку и ту отобрали». В Дивеевском районе доярка совхоза «Сатис» Святова говорила в беседе с агитатором: «Первый раз мы провели выборы после войны, нас лишили хлебных карточек, а что отберут после проведения вторых выборов». В Ворошиловском районе г. Горького, на избирательном участке в поселке Слуда агитатору Гусякову жильцы домов №№ 69, 3, 1 жаловались на неисправность электроосвещения и печей и заявили, что они в день выборов голосовать не пойдут [1, л.23; 5, л. 68 об.; 6, л. 69; 2, л. 45]. Подобные «враждебные» высказывания тщательно отслеживались и проверялись.
Кроме того, агитаторы постоянно фиксировали случаи, когда избиратели отказывались называть свою фамилию переписчикам, а иногда вообще не хотели впускать их домой. Сталкивались агитаторы и с проблемой так называемого «неорганизованного населения», к числу которого в советское время относили священнослужителей и представителей различных культов и сект [4, л. 23; 8, л. 1].
В связи с нехваткой средств массовой информации в районах страны, единственными, кому население могло пожаловаться на свои проблемы и задать интересующие вопросы были агитаторы. Последние как бы выступали посредниками между населением и властью. Избиратели не испытывали перед агитаторами никакого смущения или страха: они видели в них подобных себе, а поэтому не воспринимались как олицетворение власти [11, с. 34]. Ценность этих бесед в том, что по ним можно определить реальное отношение населения к процедуре выборов, а также выявить различные народные нужды и проблемы послевоенной поры.
Условно все задаваемые агитаторам вопросы можно разделить на несколько групп. Во-первых, это вопросы, относящиеся непосредственно к процедуре выборов и выражающие отношение к выбранным депутатам. Надо отметить, что после выборов кандидаты практически не встречались с населением. Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов. Таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. Поэтому нередкими были вопросы типа: «Почему тов. Приданов И.И. - наш депутат в Верховный Совет СССР - до сих пор не отчитывается перед своими избирателями о проводимой им работе и даже в печати не выступает?», «Кто по нашему избирательному округу избирался в предыдущие выборы и где он сейчас?». «Почему кандидаты встречаются с избирателями преимущественно тогда, когда выдвигаются, а потом связь ослабевает и отчетности нет?», «Могут ли быть выдвинуты кандидатами в депутаты лица от религиозных обществ, и если нет, то почему?», «Почему мы будем голосовать за кандидата, товарища Еляна, который работает директором завода № 92 в Горьком, а не выдвинули достойного человека из своего избирательного округа?». Помимо этого агитаторам часто задавали вопросы относительно участия в выборах лиц, не являющихся гражданами Советского государства: «Будут ли голосовать немцы, живущие на территории, перешедшей к нам после войны?»[5, л. 9; 3, л. 4; 4, л. 22].
Значительную группу составляли вопросы о текущем международном положении. Большой интерес к внешней политике был связан с тем, что люди в послевоенное время жили в постоянном страхе новых конфликтов, и, общаясь с агитаторами на данную тему, хотели лишний раз получить доказательства, что новая война не начнется.
Приведем несколько примеров: «Почему буржуазные государства тормозят решение вопроса о разоружении?», «Где в настоящее время находится и кем работает маршал тов.
Г.К. Жуков» и другие. Или вот цитата из партийного отчета: «Агитаторы и докладчики стремятся ответить на все вопросы трудящихся: разъясняют трудящимся итоги Пражского совещания, позицию советского правительства по этому вопросу, а также экономический и политический смысл заключенных договоров с Чехословакией и Венгрией, и добиваются, чтобы трудящиеся правильно понимали политику нашего правительства». Динамика внешнеполитических интересов населения менялась в зависимости от разворачиваемых событий. Во время выборов 1957 г. у агитаторов интересовались: «Какое впечатление вынесла группа советских представителей об избирательной кампании в Соединенных Штатах Америки, когда она с ней ознакомилась»^, л. 128; 4, д. 35; 7, л. 3].
Наиболее интересную для исследователей группу составляют вопросы социально-бытового характера. Простые рабочие и крестьяне мало интересовались политической ситуацией в стране, их занимали более насущные проблемы: «где достать хлеб?», «во что одеваться?» «когда в магазинах появятся необходимые товары?». Особенно много подобных вопросов стали задавать во время предвыборной кампании 1947 г. Это было связано, в первую очередь, с ухудшением условий жизни, обусловленным продовольственным кризисом 1946-1947 гг.: «Какая подготовка проводится к отмене карточной системы? Будут ли отменены карточки в 1947 г.», «Когда будут увеличены нормы хлеба, сахара, мяса, масла?», «Насколько правильны разговоры о новом повышении цен на пайковые продукты с 15 июля?», «Когда наладится торговля мылом и солью?», «Будет ли торговля коммерческим хлебом?», «Почему не отовариваются кондитерские изделия по пятидневным талонам?» [4, л. 22, 35].
Таким образом, вопреки официальной точки зрения о полной поддержке правящей партии со стороны народа, в ходе бесед агитаторов с населением проявлялось не только реальное отношение к процедуре выборов и избираемым депутатам, но и вскрывались социально-бытовые нужды послевоенной поры.
Список литературы:
1. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3099.
2. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5432.
3. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 5433.
4. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 6060.
5. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 6068.
6. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 6069.
7. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3. Оп. 2. Д. 645.
8. Государственное учреждение Государственный общественно-политический архив Нижегородской области. Ф. 3643. Оп. 1а. Д. 3.
9. Очерки истории Горьковской организации КПСС: [в 3 ч.]. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - Ч. 3: 1941-1972. - 448 с.
10. Очерки истории идеологической деятельности КПСС, 1938-1961 гг. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; ред. Н. И. Макаров [и др.]. - М.: Политиздат, 1986. - 448 с.
11. Экштут С.А. Предвестие свободы, или 1000 дней после Победы. - М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 252 с.