Научная статья на тему 'Р. ШУМАН. ЭТЮДЫ В ФОРМЕ ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ БЕТХОВЕНА'

Р. ШУМАН. ЭТЮДЫ В ФОРМЕ ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ БЕТХОВЕНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО Р. ШУМАНА / ВАРИАЦИИ / ЭТЮДЫ / ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ / "ЭТЮДЫ В ФОРМЕ ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ БЕТХОВЕНА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макаревич Андрей Анатольевич

«Этюды в форме вариаций на тему Бетховена» являются незавершенным фортепианным опусом Р. Шумана, работа на которым продоложадась параллельно с созданием «Симфонических этюдов». Оба эти сочинения объединяет идея жанрового синтеза и намерение реформировать вариационный цикл. Однако если в «Симфонических этюдах» эта идея была доведена до конца, то работа над созданием цикла этюдов на бетховенскую ткму было приостановлена. В настоящее время предпринимаются попытки реконструкции бетховенского цикла на основе сохранившихся рукописных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHUMANN. ETUDES IN VARIATIONS FORM ON A THEME BY BEETHOVEN

Etudes in Variation Form on a Theme by Beethoven” is an unfinished piano opus by R. Schumann, work on it continued in parallel with the creation of “Symphonic Etudes”. Both of those works are united by idea of genre synthesis and intention to reform the variation cycle. However, the idea of “Symphonic Etudes” was brought to the end and completed, but the work on Etudes’ cycle on Beethoven’s theme creation was suspended. At present, there are made attempts to reconstruct the Beethoven cycle based on the surviving manuscript materials.

Текст научной работы на тему «Р. ШУМАН. ЭТЮДЫ В ФОРМЕ ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ БЕТХОВЕНА»

https ://doi.org/10.29013/EJA-20-3-112-118

Makarevych Andrii Anatoliovych, concertmaster, postgraduate at the Theory Departament M. V. Lysenko Lviv National Music Academy E-mail: andreymakar1990@gmail.com

SCHUMANN. ETUDES IN VARIATIONS FORM ON A THEME BY BEETHOVEN

Abstract. Etudes in Variation Form on a Theme by Beethoven" is an unfinished piano opus by R. Schumann, work on it continued in parallel with the creation of "Symphonic Etudes". Both of those works are united by idea of genre synthesis and intention to reform the variation cycle. However, the idea of "Symphonic Etudes" was brought to the end and completed, but the work on Etudes' cycle on Beethoven's theme creation was suspended. At present, there are made attempts to reconstruct the Beethoven cycle based on the surviving manuscript materials.

Keywords: R. Schumann's work, variations, etudes, piano cycle, "Etudes in Variations form on a theme by Beethoven".

Макаревич Андрей Анатольевич, концертмейстер, соискатель кафедры теории музыки Львовская национальная музыкальная академия имени Н. В. Лысенко

E-mail: andreymakar1990@gmail.com

Р. ШУМАН. ЭТЮДЫ В ФОРМЕ ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ БЕТХОВЕНА

Аннотация. «Этюды в форме вариаций на тему Бетховена» являются незавершенным фортепианным опусом Р. Шумана, работа на которым продоложадась параллельно с созданием «Симфонических этюдов». Оба эти сочинения объединяет идея жанрового синтеза и намерение реформировать вариационный цикл. Однако если в «Симфонических этюдах» эта идея была доведена до конца, то работа над созданием цикла этюдов на бетховенскую ткму было приостановлена. В настоящее время предпринимаются попытки реконструкции бетховенского цикла на основе сохранившихся рукописных материалов.

Ключевые слова: творчество Р. Шумана, вариации, этюды, фортепианный цикл, «Этюды в форме вариаций на тему Бетховена».

В творческом наследии Роберта Шумана огромна из-за возрастающего интереса к салонно-

(1810-1856) - одного из самых ярких и неорди- му и сольно-концертному музицированию. Спрос

нарных композиторов эпохи романтизма, важное на фортепианные вариации рождал предложение,

место занимает жанр фортепианных вариаций. однако количество создаваемой «продукции»

Популярность этого жанра в европейской музы- не всегда позитивно отражалось на ее качестве.

кальной культуре первой половины Х1Х века была Обращение известных композиторов к жанру

фортепианных вариаций было вызвано необходимостью преодолеть этот недостаток, намерением реформировать жанр, оторвав от салонности, и возвысить до уровня, соответствующего его содержательным и стилевым возможностям.

Шуман написал около десяти вариационных циклов для фортепиано, однако издал только четыре из них. Несоответствие написанных и изданных при жизни фортепианных вариаций объясняется особым и далеко неоднозначным отношением Шумана к данному жанру. Сквозь очевидный интерес, особенно заметный в начале творческого пути, постепенно проступало разочарование, и уже в 1836 году Шуман в свойственной ему иронично-саркастической манере провозглашает конец эпохи вариаций: «Вариации, мир праху вашему! Ибо, вне сомнения, ни в одном жанре нашего искусства не создавалось большего количества мусора да и не будет создаваться. Сложно себе представить всю ничтожность, расцветающую на этой почве, всю пошлость, потеряв любой стыд» [2, 171]. Оценка состояния жанра отражала собственное понимание того, что вариационные циклы следует писать иначе. Спустя год Шуман завершает работу над одним из своих лучших сочинений - «Симфоническими этюдами» ор. 13 (1834-1837), в которых получили воплощение идеи создания вариационного цикла нового типа, известного как романтические вариации, а также идеи жанрового синтеза этюда и вариаций.

Интерес к вариационной форме, зародившийся в ранний период творчества, был обусловлен не только популярностью и массовым распространением фортепианных вариаций в музыкальной культуре 20-30-х годов XIX века. Шумана в большей степени привлекали содержательные возможности вариаций, способность к образному перевоплощению материала, созданию и сопоставлению эмоционально контрастных состояний. В этом убеждает постоянное обращение к фортепианным вариациям в творчестве раннего периода, влияние традиционной техники варьи-

рования, утвердившейся в творчестве известных композиторов, и собственные поиски принципов строения вариационного цикла, которые привели к появлению «Симфонических этюдов».

Как известно, к форме вариаций Шуман обращается уже в одном из первых композиторских опытов, «Вариациях на тему принца Луи Фердинанда» в четыре руки (1828), которые не были изданы, а рукопись считается утерянной. «Вариации на тему ABEGG» ор. 1 (1831), от которых ведется отсчет изданным сочинениям, имеют четко выраженную класическую структуру, наполненную романтическим духом и весьма ощутимым влиянием стиля популярных в то время пианистов-виртуозов (К. Черни, Ф. Калькбрен-нер, А. Герц, С. Тальберг та др.). К раннему периоду относятся «Andante с вариациями» («Mit Gott») на оригинальную тему (1832) и «Экспромты на тему Клары Вик» ор. 5 (1833), где использована техника вариаций на basso ostinato (по образцу фортепианных вариаций с фугой ор. 35 Л. Бетховена). Незавершенными и неизданными остались цикл фортепианных вариаций на тему «Sehnsuchtswalzer» Ф. Шуберта (18321833), реконструированный в наши дни немецким пианистом Андреасом Бойде на основе сохранившихся рукописных материалов [10] и цикл вариаций на тему ноктюрна Ф. Шопена g-moll ор. 15 № 3 (1834-1835). Все опусы раннего периода творчества, как изданные, так и незавершенные, сыграли важную роль в поисках новых средств варьирования и создании новой модели вариационного цикла в «Симфонических этюдах» (Помимо вариаций как таковых, Шуман широко использовал идею вариационности, объединяя нею пьесы своих программных сюитных фортепианных циклов. Так, например, знаменитый «Карнавал» ор. 9, который является образцом программной романтической сюиты, представляет собой «маленькие сцены на четырех нотах», появляющихся в каждой пьесе. Обращение к вариационной форме можно обнаружить и в других сочинениях

Шумана, в основном это части крупных сонатных циклов (например, вторая часть фортепианной Сонаты f-moll ор. 14, финал скрипичной Сонаты d-moll ор. 121, вторые части струнных Квартетов № 2 и № 3 ор. 41). И форма, и методы варьирования здесь более традиционны).

Новаторство «Симфонических этюдов» состоит в идее жанрового синтеза, создании вариаций на основе этюдов. Жанр этюда в эпоху романтизма выходит на новые позиции, перерастая рамки упражнений для развития ловкости пальцев или инструктивных пьес, предназначенных для освоения и закрепления определенного технического приема фортепианной игры, как это было у К. Черни или М. Клементи, и возносится до уровня высокохудожественного музыкального произведения, не уступающего концертным пьесам. Впервые это происходит в творчестве Ф. Шопена, этюды которого являются полноценными концертными пьесами, однако в каждом из них, по традиции, развивается какой-либо один конкретный технический прием. Более разнообразными в этом плане представляются концертные этюды Ф. Листа, объединяющие несколько видов техники и имеющие программные названия, что еще более сближает их с виртуозными концертными пьесами.

Шуман также не обошел стороной этот жанр и под влиянием виртуозной игры итальянского скрипача Н. Паганини написал два цикла фортепианных этюдов по каприсам для скрипки соло -«Этюды по каприсам Паганини» ор. 3 (1832) и «Шесть концертных этюдов по каприсам Паганини» ор. 10 (1833). Избранные Шуманом каприсы были существенно обогащены в плане образности и фактуры. Достаточно сложные в плане виртуозности и психологизма, резко контрастные по строению, фактурно насыщенные, этюды Шумана не получили такой же широкой популярности, как написанные несколько позже «Большие этюды по Паганини» Ф. Листа, поскольку проигрывали им в эффектной виртуозности и при этом требовали от исполнителей

значительного технического мастерства. Несмотря на всевозможные недочеты, оба цикла этюдов являются интересной и важной страницей раннего фортепианного творчества Шумана, подготовившей работу над циклами этюдов в форме вариаций, в частности «Симфоническими этюдами», в котором композитор достигает оптимального баланса между двумя жанрами, очень близкими ему по духу.

Параллельно с «Симфоническими этюдами», Шуман работал над «Этюдами в форме вариаций на тему Allegretto из Седьмой симфонии Л. Бетховена» (1831-1835) - еще одним вариационным циклом, задуманным как сборник этюдов для фортепиано. В цикле бетховенских этюдов, трижды подвергавшемся переработке, также велись поиски новой модели вариационной формы, основанной на идее жанрового синтеза, и новых средств варьирования, однако внимание композитора переключилось на завершение «Симфонических этюдов», а затем - на другие творческие проекты, и цикл остался неоконченным. При жизни композитора была опубликована только одна из его вариаций, вошедшая в сборник фортепианных пьес «Листки с альбома» ор. 124 под оригинальным названием «Leides Ahnung» («Печальное предчувствие»). Попытки реконструкции бетховенского цикла этюдов на основе сохранившихся рукописных материалов предпринимаются в настоящее время.

Известны три рукописи, содержащие материал бетховенских вариаций. Созданные в процессе работы над циклом, продолжавшейся на протяжении четырех лет, они дополняют друг друга и в сумме дают 15 этюдов-вариаций. Первые 11 этюдов-вариаций на бетховенскую тему были написаны в 1831-1832 годах, однако вариации № 9 и № 11 не были окончены. В 1833 году Шуман создал второй вариант бетховенских вариаций, который содержал 9 этюдов. Еще одна попытка композитора все же завершить цикл и придать ему композиционную целостность относится

к 1834-1835 годам, когда был создан еще один вариант, состоявший из семи этюдов.

Рукописи отличаются количеством и последовательностью этюдов. Все изменения сделаны самим автором, что указывает на интенсивную авторскую работу по корректировке цикла, связанную с намерением завершить это масштабное сочинение, довести свой творческий проект до конца.

Особенностью рукописей, содержащих материалы бетховенского цикла этюдов, является отсутствие темы вариаций. Данное обстоятельство является основным камнем преткновения при реконструкции.

Впервые все 15 этюдов, рассредоточенные по трем авторским рукописям, были собраны и изданы в 1976 году в Мюнхене под редакцией Роберта Мюнстера. В этом издании они были выпущены под названием «Exercieces. Etüden in form freier Variationen über ein thema von Beethoven» («Упражнения. Этюды в форме свободных вариаций на основе темы Бетховена»). Издание основывается на материалах каждой из трех рукописей: цикл открывают семь вариаций третьей рукописи (которую редактор считает окончательной), затем следуют четыре вариации первой рукописи (№ 6, 7 10, 11) и четыре вариации второй рукописи (№ 4, 5, 7, 3). Тема вариаций в издании отсутствует, т.е. цикл открывается не материалом, который следует варьировать, а первой вариацией. Мотивацией редактора является отсутствие темы в рукописях, однако это совсем не означает, что ее не могло быть в изданном при жизни композитора варианте цикла. Очевидно, что тема вариаций не была вписана в тетради ввиду того, что эти записи предназначались не для издания, а для работы, и в каждой рукописи был зафиксирован вариант цикла, не имеющий окончательной отделки. В таких вариантах, как правило, бывают выпущены некоторые детали, и в данном случае такой деталью оказалась очень популярная и хорошо известная в то время бетховенская тема, которую не нужно было фиксировать специально,

и которую композитор наверняка добавил бы при подготовке рукописи к изданию, если бы работа над циклом не была приостановлена.

Помимо темы Allegretto из Седьмой симфонии Бетховена, в некоторых этюдах использован материал из других бетховенских симфоний. Так, в седьмой вариации к основной теме цикла добавляется музыкальный материал начала Девятой симфонии Бетховена - знаменитые кварты, а далее, в каденции этого же этюда появляется несколько измененная главная тема из первой части Седьмой симфонии. Для девятой вариации Шуман выбирает «идею» Бетховена (Idee ausBeethoven) из второй части Шестой Симфонии «Пасторальной». Использование материала из других бетховенских симфоний может являться контраргументом, свидетельством того, что Шуман хотел написать цикл этюдов-вариаций на несколько тем, поэтому и не планировал проведения темы Allegretto в начале цикла.

Принятие решения ложится на плечи пианистов. Как показывает практика исполнения бетховенского цикла, некоторые пианисты открывали его темой Allegretto, несмотря на редакцию Р. Мюнстера, в которой она отсутствует, другие точно следовали изданному тексту. В частности, венгерско-британский пианист Петер Франкл тему не исполнял, а российский пианист Николай Петров не только открывал нею цикл, но и завершал его, создавая своеобразную арку. В обоих случаях это несколько противоречит шумановским принципам построения вариационного цикла, в котором вариации следуют за темой, а сама тема не повторяется в первоначальном виде в конце цикла вследствие кардинальных преобразований, происходящих в процессе варьирования. Ещё одно важное решение, которое ложится на плечи исполнителя, это порядок следования вариаций, который не является окончательным и может быть скорректирован. Следует отметить, что в издании Р. Мюнстера этюды скомпонованы достаточно логично, однако могут быть и другие варианты, в том числе и по количеству вариаций.

Анализ вариаций бетховенских этюдов Шу- «Симфонические этюды». Между этюдами

мана убеждает в том, что этот цикл имел зна- обеих циклов можно обнаружить явные парал-

чение творческой лаборатории и оказал значи- лели фактурного изложения, приемов письма,

тельное влияние на дальнейшее фортепианное эмоционального состояния и пр. (см. примеры

творчество композитора, в том числе и на 1а, 1б).

Пример 1 а). Р. Шуман. Этюды в форме вариаций на тему Бетховена. № 3

Пример 1 б). Р. Шуман. Симфонические этюды. Этюд № 6

Пятая вариация является своеобразной данью той вариации бетховенских «Вариаций на вальс

уважения И. С. Баху и Л. Бетховену. Изложен- Диабелли» ор. 120. В каноническом изложении

ная крупными ритмическими длительностями и способах ведения голосов обнаруживается по-

в форме канона, она напоминает хоральные пре- добие вариациям из «Симфонических этюдов»

людии Баха и, одновременно, отсылает к двадца- (например, № 8, см. примеры 2 а, 2 б, 2 в).

Пример 2 а). Р. Шуман. Этюды в форме вариаций на тему Бетховена. № 5

Пример 2 б). Л. Бетховен. Вариации на вальс Диабелли». Вар. № 20

Пример 2 в). Р. Шуман. Симфонические этюды. Этюд № 8

Во многих вариациях цикла обнаруживаются стилистические особенности и пианистические приемы, характерные как для «Симфонических этюдов», так и будущего зрелого стиля Шумана: насыщенность фактуры, большое количество мелодических линий и подголосков, полифоническое мышление и пр. Если продолжать параллели с «Симфоническими этюдами», следует отметить несомненное подобие двух этюдно-вариационных циклов, произрастающее из объединяющего их замысла жанрового синтеза. Однако идея цикла и способ ее воплощения в каждом случае оказываются разными. Если «Симфонические этюды» завершаются триумфом, победным шествием, то бетховенский цикл не имеет подобного заверше-

ния. Композитор так и не приходит к позитивному итогу, что в очередной раз говорит о том, что работа над циклом не была доведена до конца. Несмотря на это, к бетховенским этюдам не следует относиться как к «проходному», черновому материалу, на котором Шуман оттачивал свое мастерство на пути к созданию вариационного цикла нового типа, которым стали «Симфонические этюды». Бетховенский цикл является весьма оригинальным и самобытным произведением, в котором происходит осмысление творчества Бетховена через не свойственный великому немецкому композитору жанр этюда, а незавершенность цикла открывает возможности для его индивидуальной трактовки современными исполнителями.

Список литературы:

1. Житомирский Д. В. Роберт Шуман: очерк жизни и творчества.- Москва: Музыка, 1964.- 880 с.

2. Максимов Е. И. Роберт Шуман и фортепианные вариации.- Музыкальная академия.2008.- № 3.-С. 171-180.

3. Меркулов А. М. Фортепианные сюитные циклы Шумана (вопрос целостности композиции и интерпретации).- Москва: Музыка, 1991. - 94 с.

4. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма.- Москва: Музыка, 1987.- 243 с.

5. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей в двух томах / Сост. Д. В. Житомирский.-Т. 1.- Москва: Музыка, 1975.- 407 с.

6. Шуман Р. Письма: в 2-х томах / Сост., науч. ред., вступ. ст. и указатели Д. В. Житомирского.- Т. 1.-Москва: Музыка, 1970.- 720 с.

7. Eismann G. Robert Schumann. Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen: in 2 Bde.- Bd. 1.-Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1956.

8. Munster R. Schumann R. Exercices. Etuden in Form freier Variationen uber ein Thema von Beethoven.-Munich: G. Henle Verlag, 1976.

9. Schwarz W. Robert Schumann und die Variation mit besonderer Berucksichtigung der Klavierwerke.-Kassel: Barenreiter, 1932.

10. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Andreas_Boyde

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.