Научная статья на тему 'Р. Барт и М. Элиаде: два опыта истолкования мифа'

Р. Барт и М. Элиаде: два опыта истолкования мифа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1367
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кириленко Елена Ивановна

В подходах к осмыслению мифа, предложенных крупнейшими представителями западной культуры XX столетия Р. Бартом и М. Элиаде, исследователи подчас достаточно близки друг к другу, их интуиции многократно пересекаются. Но опираются они на разные исходные предпосылки анализа, в конечном итоге их подходы оказываются принципиально различными. Постмодернистский дискурс Барта встречается с культурно-символическим видением, линией конститутивной феноменологии у Элиаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R. Barthes and M. Eliade: two interpretations of myth

In their approaches to myth, two leading representatives of XXth century Western culture, R. Barthes and M. Eliade demonstrate tightly intertwined visions and sound very similar on numerous issues. However, their analysis is based upon radically diverging assumptions leading to radically different interpretations of myth. Barthes' postmodernist discourse is counterweighted by Eliade's constitutive phenomenology, the latter being expressed in cultural and symbolic perspective.

Текст научной работы на тему «Р. Барт и М. Элиаде: два опыта истолкования мифа»

Е.И. Кириленко

Р. БАРТ И М. ЭЛИАДЕ: ДВА ОПЫТА ИСТОЛКОВАНИЯ МИФА

В подходах к осмыслению мифа, предложенных крупнейшими представителями западной культуры ХХ столетия Р. Бартом и М. Элиаде, исследователи подчас достаточно близки друг к другу, их интуиции многократно пересекаются. Но опираются они на разные исходные предпосылки анализа, в конечном итоге их подходы оказываются принципиально различными. Постмодернистский дискурс Барта встречается с культурно-символическим видением, линией конститутивной феноменологии у Элиаде.

Роллан Барт (1915-1980) и Мирча Элиаде (19071986) - два «властителя дум» в культурном сознании ХХ в., предложивших два опыта осмысления мифа. Элиаде и Барт принадлежат к неклассической традиции философствования. Модернистский исследовательский проект апеллирует к опыту субъекта: онтологическая проблематика вытесняется методологической, культурная реальность мыслится прежде всего со стороны воплощенных в ней значений. В раскрытии содержания мифа акцентируется момент выстроенности, релевантности структур опыта. Мысль неклассическая здесь останавливается. Мысль постнеклассическая идет дальше: миф рассматривается как познавательная

структура, открывающая не то, что можно «увидеть», используя определенный интеллектуальный инструментарий, а лишь то, что является определенной конструкцией, подлежащей истолкованию.

В гетерогенности современного культурного опыта обе позиции истолкования мифа органичны, но остается вопрос: утрата опыта, открывающего путь к области высших духовных истин, - это приобретение или потеря современной культуры? Знакомство с традициями, исследующими миф, убеждает, что постмодернистские подходы - лишь одна из возможных форм интеллектуальных практик в поле многообразия современных культурных высказываний.

Разговор о мифе и у Элиаде, и у Барта возникает в контексте настроения тревоги (о «беспокойстве человека, живущего во времени», пишет Элиаде [3], о «Разорванном социальном мире» - Барт [1. С. 130]).

Идея литургического времени Элиаде, когда человек обращается к сфере вечных сущностей, отзывается и у Барта: «Задача мифа заключается в том, чтобы придать исторически обусловленным вещам статус природных, возвести исторически преходящие факты в ранг вечных... Миф не отрицает вещей, наоборот, его функция - говорить о них; но он очищает их, делает безобидными, находит им обоснование в вечной и неизменной природе, придает им ясность.» [1. С. 111-112].

Понимание мифа как культурного высказывания, как «коммуникативной системы», «сообщения» у Барта созвучно элиадовскому тезису: миф сообщает культурному сообществу об идеальных моделях существования.

Миф укоренен в опыте жизни и постоянно воспроизводится в сознании и поведении. У Барта: «Идеологизация (собственно мифологизация. - Е.К.) и ее противоположность, вероятно, представляют собой все те же магические типы поведения» [1. С. 129]. Элиаде говорит о «великих мифических темах», которые «продолжают повторяться в смутных глубинах психики» [3].

Миф интерсубъективен, вовлекает индивидуальный опыт в свою область значений, «основан на внушении»; он «обращается непосредственно ко мне, стремится добраться до меня, я испытываю на себе силу его интенции, он навязывает мне свою агрессивную двусмысленность» [1. С. 97, 90]. У Элиаде: «...современный человек подвергается влиянию сильнодействующей, даже если и рассеянной, мифологии» [3].

Миф выше человеческого существования. По Эли-аде, миф - область священных значений. У Барта, который, по собственному признанию, не является «рыцарем веры» [1. С. 550], миф переводится в область природных значений: миф «превращает историю в природу» [1. С. 96].

Миф вездесущ, заявляет о себе в разных сферах культурной жизни. Элиаде обнаруживает мифологические модели в политических идеологиях, системе образования, религиозной жизни, а также в опыте повседневности, массовом сознании, в сфере досуга (чтении, зрелищах). Барт отмечает, что миф проникает «в большую прессу, в загородные особняки рантье, в парикмахерские салоны, в метро» [1. С. 119-120].

Идея разнокачественности мифического опыта проговаривается в представлении о «сильных и слабых мифах» у Барта [1. С. 113] и в представлении о «живом мифе» и имитации мифа у Элиаде [2].

Но дальше начинаются различия. Смысловой космос Элиаде утверждает идею истины, осмысленности существования, континуальности и целостности культуры, ее ценностных оснований. Это позиция принятия мира, она открыта религиозному опыту с его созерцательностью и обращением к вечным сущностям. Элиаде внятно чувство благоговения; вера для него - «уникальная категория религиозного мироощущения», и «человек по природе христианин» [3].

Мыслительный космос Барта иной: он окрашен пафосом недоверия и обличения («именно изнутри самого себя язык должен быть подорван, изобличен» [1. С. 551]; демистифицировать миф, «выставить напоказ его интенцию», собственно, цель «Мифологий» [1. С. 95]), его доминанта - тотальный индивидуализм: здесь непереносим любой дискурс превосходства, так же как и «власть стадного». Здесь утверждается протест против любого возможного насилия (миф проникает в язык, присваивая смысл «посредством колонизации» [1. С. 99]), любые формы регламентации (а власть вездесуща: это libidum ^штапШ «гнездится» во всяком дискурсе [1. С. 547]) воспринимаются как нарушение прав личности: Барт сокрушается, что под давлением языковых структур «средний или общий род находятся для меня под запретом» [1. С. 548-549]. Здесь

утверждается абсолютная творческая свобода. Барт называет себя анархистом в этимологическом смысле этого слова (ср. в семантике арХЛ присутствуют значения «власть», «господство»). Для него характерна идея социального действия, обращенности к предметной, социальной, политической реальности: «Мне

кажется, что в течение какого-то времени мы вынуждены будем всегда слишком много говорить о реальности [1. С. 130]; это опыт существования в десакрали-зованном мире, окрашенный интонацией иронии. Признак мастерства для Барта - «писать как бы на оборотной стороне собственной аутентичности» [1. С. 558]. «Даже в моих мифологиях, - отмечает исследователь, - я иногда лукавил, мучаясь от того, что приходится неустанно выпаривать реальность» [1. С. 129].

У Барта идея прозрачности мифа, «принцип ясности мифологического человечества», вызывает раздражение: миф «уничтожает сложность человеческих

поступков, придает им простоту сущностей и элиминирует всякую диалектику, пресекает всякие попытки проникнуть по ту сторону непосредственно наблюдаемого; он творит мир без противоречий, потому что в нем нет глубины, и располагает его перед нашим взором во всей его очевидности, безмятежной ясности; кажется, что вещи значат что-то сами по себе. В этом заключена вся двойственность мифа: его ясность носит эйфорический характер» [1. С. 112].

Раздражение переходит в неприятие почти на уровне физиологических реакций: «Миф вызывает отвращение использованием мнимой природы, роскошью значащих форм, подобных предметам, в которых полезность приукрашена видимостью естественности. Желание сделать всю природу гарантом мифа вызывает своего рода чувство тошноты; миф оказывается слишком уж богатым, в нем слишком много мотиваций» [1. С. 92].

Содержательно критика мифа у Барта сводится к следующему.

Миф уводит от полноты реального опыта, стерилизует его, искажает богатство значений реального мира; миф есть маска, меняющая реальный лик вещей: «Существо мифа определяется утратой вещами своих исторических свойств; в мифе вещи теряют память о своем изготовлении. До мифологизации внешний мир являет собой диалектическую взаимосвязь различных видов человеческой деятельности, поступков; после мифологической обработки он предстает в виде гармонической картины неизменных сущностей.» [1. С. 111-112].

Барт затевает терминологическую игру в поле деструкции смысла мифического: смысл превращается в форму, а форма (на уровне вторичной семиотической системы) в значение. Классический опыт смысла (например, у К. Ясперса говорится о различии между значением в мире и метафизическим смыслом, последний открывается символически, как «эта вот уникальная референция к чему-то трансцендентному, исчезающему в предельной точке» [5. С. 501-502]), обладающий качеством содержательности, эксплицируемости, ценностной нагруженности, трансцендентности - предмет интеллектуальной атаки, смысл крошится, распадается, редуцируется к. природному. У Барта происходит многократное обытовление мифического, его присутствие

обнаруживается на обложке журнала в парикмахерской, в рекламе, спортивных состязаниях.

Миф - есть лишь некоторая «механика» жизни сознания: «вторичная мифологическая система может строиться на основе какого угодно смысла и даже, как мы уже убедились, на основе отсутствия всякого смысла» [1. С. 98]. Миф - это «один из способов означивания; миф - это форма» [1. С. 72].

По части творческих возможностей миф скуден: «миф экономит на умственных усилиях, и осмысливание реальности обходится дешевле» [1. С. 124]. Он тавтологичен.

Миф парализует активную работу сознания: «Ведь цель мифов - это обездвижение мира; .мифы настигают человека всегда и повсюду, отсылают его к тому неподвижному прототипу, который не позволяет ему жить своей жизнью, не дает свободно вздохнуть, словно паразит, засевший внутри организма, и очерчивает деятельности человека тесные пределы, где ему дозволено мучиться, не пытаясь хоть как-то изменить мир» [1. С. 126].

Миф обвиняется в насильственной узурпации персонального смыслового пространства, он несет в себе импульс насилия. Миф для Барта инструмент подчинения: «Отношение между мифом и людьми есть отношение не истинности, а пользы» [1. С. 112]. Миф маскирует реальные свойства вещей, лишает их истории [1. С. 96]. Миф лишает человека свободы (!): «буржуазный псевдофизис - это полное запрещение человеку творить себя. Мифы представляют собой постоянное и назойливое домогательство, коварное и непреклонное требование, чтобы все люди узнавали себя в том вечном и тем не менее датированном образе, который был однажды создан, якобы, на все времена. Ибо Природа, в которой заключают людей под предлогом увековечения, в действительности представляет собой Обычай. Однако каким бы священным ни казался этот Обычай, люди должны взять его в свои руки и изменить» [1. С. 126].

Миф воспринимается как то, что паразитирует на первичном слое значений: «Миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение» [1. С. 95].

Приоритет персонального у Барта превращает миф как носителя трансперсональных смыслов в агрессора и разрушителя: мифолог - разрушитель реальности: «он постоянно рискует уничтожить реальность, которую сам же намеревался защитить» [1. С. 129].

Потенциал агрессии, содержащийся в мифе, провоцирует контрреакцию: «По правде говоря, лучшим оружием против мифа, возможно, является мифологизация его самого, создание искусственного мифа» [1. С. 103].

Элиаде миф открывается по-иному: это жизненная реальность. От представления о мифе как «образе мышления» Элиаде предлагает перейти к пониманию его как «наиболее значительной формы коллективного мышления в общей истории мысли», как «изображению формы бытия в мире», миф проникает в структуры жизненного мира, говорится о «мифическом поведении» [3]. Миф укоренен в истории (мифологично видение архаического человека) и культуре: он

открывает возможность «вертикального» освоения культурного пространства, выступает фундаментальной, «осевой» структурой культурного существования, предстает «как тип человеческого поведения, и в то же время как элемент цивилизации» [3]. Мысль о «литургическом времени», о возврате к «великому времени», «времени исконному» отсылает к глубинам, таинству религиозного опыта.

Мифологический опыт, одухотворяя реальную жизнь человека, открывает путь к духовной свободе: священное существование, «каким бы бедным оно зачастую не было, тем не менее было богатым по своему значению: во всяком случае, оно не находилось под тиранией времени» [3].

Поскольку у человека существует потребность не только погрузиться в «историю», но в определенные моменты жизни и «освободить себя от своей “истории” и жить в качественно ином темпоральном ритме», постольку миф сохраняет свое значение и проявляется превращенным образом в способе существования современного человека: «ошеломляющее количество

отвлечений внимания, изобретенных современной цивилизацией», можно истолковать как способ выйти из времени, перестать быть его узником. В современной культуре миф больше не занимает доминирующей позиции, он «вытеснен частично на более скрытые уровни психики, частично во второстепенную и даже в безответственную Деятельность общества». Тем не менее «миф является неотъемлемой частью человеческого состояния и отражает беспокойство человека, живущего во времени» [3].

Мифический космос - таков опыт Элиаде -серьезен и значителен: он прикасается к сокровенному, обнаруживает себя в глубинных структурах опыта, затрагивает, меняет самого человека. Время мифа -сильное, сакральное, качественно иное, исходное и повторяющееся. Миф возвышен, принадлежит области высоких духовных истин.

Разные системы исходных мировоззренческих координат порождают различные способы описания мифа. Постмодернистский дискурс Барта встречается с культурно-символическим видением, линией конститутивной феноменологии у Элиаде.

За позицией Элиаде стоит признание культурной значимости и ценности мифа, существование которого укоренено в реальности. Барт, стремясь отделаться от власти мифического, редуцирует его к реальности знаков, которая является у него весьма специфически: семиотическое пространство, например, пространство литературного текста - это область «спасительного плутовства, . хитрости, . блистательного обмана» [1. С. 550]. Игра для Барта - суть семиотического дискурса: «Семиолог, в сущности, становится артистом (слово, не имеющее здесь ни похвального, ни отрицательного оттенка, но лишь типологический смысл): он играет в знаки (примерно так, как люди устраивают сознательную мистификацию)», наслаждаясь этой игрой и транслируя это наслаждение другим [1. С. 564].

Подлинность знакового выражения опыта существования проблематична: по мнению Барта, за автором должно сохраняться право «отречься от того, что ты написал (но не обязательно от того, что ты думал) в

том случае, если власть стадного начала принимается использовать и порабощать написанное тобой» [1. С. 557] - позиция, в отношении которой опыт священного универсума знает альтернативу: «Что я написал, то написал» [4. Иоанн, 19:19].

Подход Барта к мифу инструментален, он используется, например, в поле исследования современного медицинского дискурса для объяснения механизмов реакций больных, верящих в эффективность определенных лекарственных средств [5]. В построениях А. Тхостова локализованное определенным образом болезненное ощущение как некоторый знак телесного текста выступает как симптом во вторичной системе означивания, начиная «подчиняться не только природным закономерностям, но и логике мифа, в который оно включается» [5. С. 15]. Непроясненность содержания понятия «миф» в данном случае приводит к определенным противоречиям в рассуждениях автора: миф предстает, с одной стороны, как аналог любой символической конструкции, «с этой точки зрения собственно научное объяснение - также вариант мифа» [5. С. 5]. Но с другой стороны, обсуждается возможность, «имея в виду основополагающую ограниченность мифического сознания», использовать его «в терапевтической практике, коррегируя вредные и создавая необходимые мифологии» [5. С. 15]. Рации-ональная научная терапия противопоставляется «полой мифологической оболочке», хотя если продолжать логику Барта, здесь возникает реальная проблема роли научных мифов в практике лечения: «Как могло получиться, что из поколения в поколение врачи назначали неправильное лечение, а больные практически никогда не отказывались от него?» [6. С. 17].

По-видимому, неустранимым остается вопрос о содержательном прояснении понимания мифического в разных системах методологии.

Элиаде и Барт принадлежат к неклассической традиции философствования. Модернистский исследовательский проект апеллирует к опыту субъекта: онтологическая проблематика вытесняется методологической, культурная реальность мыслится прежде всего со стороны воплощенных в ней значений, номиналистическая стратегия (понятия - суть «концептуальные «договоренности в целях удобства») оказывается предпочтительнее перед реалистической («понятия пробиваются к реальности») [7. С. 95].

Для Элиаде задача истолкования мифа, проблема «о чем говорит миф» так же важна, как и задача его концептуализации как жизненной реальности. Миф для Элиаде онтологичен, хотя это уже опыт неклассической онтологии, когда выясняется, что может быть онтологичен язык, психологические (воля у Шопенгауэра) или логические феномены [8. С. 737-738].

В раскрытии содержания мифа акцентируется момент выстроенности, релевантности структур опыта. Мысль неклассическая здесь останавливается. Мысль постнеклассическая идет дальше: миф рассматривается как познавательная структура, открывающая не то, что можно «увидеть», используя определенный интеллектуальный инструментарий («реальность не поддается воссозданию» [1. С. 554]), а лишь то, что является определенной конструкцией, подлежащей истолко-

ванию. Для Барта семиология - «последовательность операций, позволяющих (или сулящих возможность) обращаться со знаком как с расписным полотном или, если угодно, с вымыслом» [1. С. 565].

Реальное проблематично: «Тот факт, что реальное нельзя воссоздать, что на него можно лишь указать, может быть описан различными способами: либо, вслед за Лаканом, мы определим реальное как воплощение невозможного, как нечто недоступное, ускользающее от любого дискурса; либо, воспользовавшись топологической терминологией, констатируем, что между многомерным (реальное) и одномерным (язык) пространствами совпадение исключено» [1. С. 554].

Если для неклассической мысли опыт истолкования мифа неотделим от интуиции его смыслового присутствия и возможного раскрытия, то для постмодернистского дискурса на первый план выходит идея релятивности любых концептуализаций, связанная с ней проблема избыточности интерпретаций [9].

Миф у Барта редуцирован к любой форме знаковых отношений, открывающей возможность двойного (вторичного) истолкования. Расширительное понимание мифического делает возможным отнесение к этой сфере любого символического отношения. По Щюцу, это отношение одним своим элементом коренится в сфере повседневного опыта, другой же элемент относится «к идее, трансцендирующей за рамки нашего опыта пов-се дневной жизни» [10. С. 501]. Первый элемент отношения может рассматриваться в логике реальности, к которой он принадлежит. Наличие второго элемента с необходимостью предполагает вторичный (символический) уровень истолкования. Тогда всю сферу символического (к символическим системам у Щюца относятся наука, религия, философия, искусство, политика), в логике Барта, следует объявить мифом (и заодно сделать предметом ироничной интеллектуальной игры), но это лишает мифическое его специфики. Расширительное понимание мифического как вторичной семиотической системы порождает возможность имита-ции мифического. Опыт же создания «неподлинных» мифов, по Элиаде, укоренен в культуре: миф всегда отбрасывает тень, порождая параллельную традицию подражания мифу [2]. Идея мифа как вторичной семиотической системы стирает различие между качеством мифологического опыта, уничтожая его высшие формы.

Миф семиотичен как возможная система интерпретации. Он асемиотичен и монолингвистичен по специфическому характеру связи мифологических конструктов и реальности. Он не знак, а фрагмент самой реальности. Когда опыт реальности превращается в «как бы реальность», разрушается сильный, живой миф, остается его имитация. Миф как реальность культурного опыта несет в себе символическую глубину. Мифологический опыт многократными отражениями в

символике элементов мира придает ему одухотворенность, освещенность, осмысленность. Я.Э. Голосовкер говорит о диалектике, движении, пульсации смысла в мифологическом космосе [11]. Новейший опыт мифического - это во многом имитация первичного мифа, утратившего атрибут подлинности.

Блеск интеллектуальной игры, красота и тонкость теоретических построений Барта не преодолевают чувства тревоги от существования в пространстве, в котором разрушены трансперсональные смыслы: «Наши неудачные попытки преодолеть неустойчивость восприятия реальности несомненно свидетельствуют о той степени отчужденности, в какой мы пребываем в настоящее время. Мы беспрестанно мечемся между предметом и его демистификацией, не будучи в состоянии передать его во всей его целостности, ибо, если мы вникаем в предмет, то освобождаем его, но тут же и разрушаем; если же мы сохраняем всю его весомость, мы проявляем к нему должное уважение, но он остается по-прежнему мистифицированным» [1. С. 130].

Барт, в логике Элиаде, остается пленником мифа. Идеал свободного, ничем не регламентированного творчества, «новое письмо», освобожденное от тирании стабильного означающего с вольной игрой означаемых, идея «удовольствия от текста», по мысли Элиаде, может трактоваться как мифологема возврата в райское изначальное время, «когда можно было творить непринужденно, когда прошлое не существовало, потому что время не осознавалось» [3].

Мыслимый инструментально, миф у Барта неожиданно наделяется свойствами субъекта: он агрессивен, тавтологичен, он похититель языка, присваивает смыслы; он «преобразует смысл в форму, иными словами, похищает язык» [1. С. 98]. Страстность, с которой Барт борется с мифом, позволяет предположить, что для него миф остается чем-то большим, нежели интеллектуальная конструкция или познавательный приём. Характерно его признание о зависимости современного человека от «магических типов поведения» [1. С. 39].

В гетерогенности современного культурного опыта обе позиции истолкования мифа органичны, но остается вопрос: утрата опыта, открывающего путь к области высших духовных истин, - это приобретение или потеря современной культуры?

Миф не отпускает современного человека, об этом со всей определенностью говорит Элиаде: «Можно с уверенностью предположить, что понимание мифа однажды будет отнесено к наиболее полезным открытиям двадцатого столетия» [3].

Знакомство с традициями, исследующими миф, убеждает, что постмодернистские подходы - лишь одна из возможных форм интеллектуальных практик в поле многообразия современных культурных высказываний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

2. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2005.

3. Элиаде М. Мифы современного мира // http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig1p1.html

4. Библия. Нью-Йорк; Женева; Лондон, Б/г.

5. Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. № 4; 1993. № 1.

6. Вульф Х.Р. История развития клинического мышления // Международный журнал медицинской практики. 2005. № 1.

7. Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 1.

8. История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002.

9. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс // http://www.igrate.com\friends\prog.cfrr

10. ЩюцА. Символ, реальность и общество // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2003. С. 456-530.

11. ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

Статья представлена кафедрой философии Сибирского государственного медицинского университета, поступила в научную редакцию «Философские науки» 3 июля 2006 г., принята к печати 10 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.