УДК 378 высшего образования (European Qual-
ББК Ч484 ity Assurance in Higher Education). При
Т. В. Фуряева этом качество рассматривается в самой
тесной связи с характером отношения,
Качество высшего образования: рефлексии, размышления над собствен-
проблемы экспертизы ной деятельностью (преподавания и
учения) всеми участниками вузовского
В статье поднимается проблема экс- образовательного процесса как важного
пертизы качества высшего образования, стимулирующего средства по повыше-
раскрыты общие подходы к содержанию нию мотивации и усилению инноваци-
комплексной оценки деятельности вуза, онных устремлений, ориентаций.
направлений его лицензирования, аттес- В рамках европейской ассоциации по
тации и аккредитации, изложены исход- обеспечению качества высшего образо-
ные позиции и принципы экспертной вания деятельность по оцениванию ка-
цеятельности, выделены его этапы. чества понимается как специфическая,
Ключевые слова: качество высшего об- экспертная; деятельность, имеющая
разования, экспертиза, мониторинг, свои особенности в образовательной
комплексная оценка. практике. Здесь немаловажным оказы-
вается то обстоятельство, что образова-
T. V. Furyaeva тельная практика отличается от любой
другой, являясь, по своей сути, гумани-
Quality of higher education: тарной, т.е. ориентированной на челове-
an examination problem ка. В этой связи критерием оценивания
адекватности и эффективности процес-
The article deals with the problem of са и результатов образования является
higher education quality examination, gen- характер и уровень соответствия их не
eral approaches to the content of complex только определенным эталонам, задан-
estimation of high school activity, direc- ным учредителем, но и ценностно-смыс-
tions of its licensing, certification and ac- ловым представлениям, ожиданиям всех
creditation are considered, initial positions участников и заказчиков. Последние мо-
and principles of expert activity are given, гут быть самыми различными.
its stages are emphasized. В соответствии с региональными за-
Keywords: quality of higher education, ex- конами о высшем образовании в Гер-
J T Jo ' amination, monitoring, complex estimation. мании, Австрии, принятыми с конца
90-х гг. ХХ вв., экспертная деятельность
Включение высшей тттколы в Болон- рассматривается в них как важнейшее
ский интеграционный процесс особо звено функционирования высшей шко-
актуализирует задачи обеспечения мо- лы. Экспертная деятельность осущест-
бильности, многоуровневости и качест- вляется в трех измерениях: идеальном
ва профессионального образования. Об (цели, задачи, декларируемые в соот-
особой значимости последней задачи ветствующих государственных и вузов-
свидетельствует создание специальных ских документах); феноменальном (реаль-
структур, которые занимаются разра- ная практика образования) и интерпре-
боткой сопоставимых критериев и мето- тационном (аналитическая деятельность
дологий оценки качества высшего обра- внутренних и внешних экспертов, пред-
зования. В частности, в западной прак- ставленная в аналитических текстах).
тике речь идет о создании европейской По своей структурной характеристике
ассоциации по обеспечению качества экспертная деятельность включает ис-
следовательско-аналитическую и проекти- раторное обеспечение, уровень требова-
ровочную. При этом предметом анализа ний при приеме, характер и эффектив-
является не только специально органи- ность процессуальной и итоговой систем
зованный в соответствии с замыслами контроля, востребованность выпускни-
организаторов образовательный про- ков, уровень научно-исследовательской
цесс, но и существующая в нем и вне его деятельности. Качественное представле-
жизнь, отношения участников. Экспер- ние результатов экспертизы предполага-
тная деятельность не ограничивается ет обращение к рейтинговой трехуров-
удостоверением наличия или отсутствия невой шкале порядка (средний уровень,
требуемых характеристик, изучением и выше среднего и ниже среднего) на ос-
Г . Г Г , вынесением взвешенного, аргументиро- новании заданных государством крите-
ванного суждения. Чрезвычайно важ- риальных значений в виде лепестковой
' г ным элементом экспортирования для диаграммы (Эпюра). Эти значения каса-
западных специалистов является выяв- ются учебной площади, спектра образо-
ление и содержательное определение вательных программ, процента препода-
направлений инновативного развития вателей с учеными степенями, нормати-
каждого университета, оказание компе- ва обеспеченности и характера учебно-
тентной помощи в создании стратеги- Г Г J методической литературы, количества
ческого проекта, замысла актуального и аспирантов, диссертационных советов,
стратегического развития вуза. объема научных исследований и др.
Содержание лицензионной, аттеста- Содержание экспертного анализа
ционной и аккредитационной экспер- каждого из пятнадцати разделов выстра-
тизы достаточно глубоко разработано ивается по системе SWOT, предполагаю-
в отечественной практике комплексной щей выявление положительных сторон,
оценки деятельности вуза, которой под- недостатков, проблем, рекомендаций и
вергается каждое высшее учебное заве- формулировку общего мнения экспер-
дение один раз в пять лет. Это отражено та в смысле соответствия или не соот-
в многочисленных материалах Минис- ветствия требованиям государственно-
терства образования и науки, в создании L J ' 1 Г го образовательного стандарта специ-
специальных структур в нем, а также в альности. При принятии решения по
учреждении ассоциации независимой комплексной оценке деятельности вуза,
экспертизы высшей школы в С-Петер- оформлении лицензии и свидетельства
бурге, открытого международного уни- о государственной аккредитации его
У Г ’ 1 ‘ 'У 1 ^ J * верситета качества образования и др. J/ 1 1 f т I на равный срок действия внешней эк-
Для экспертов внешних аттестационных спертизе принадлежит главная роль. В
комиссий предлагаются специальные целом, наше государство разработало
методические рекомендации по квали- достаточно жесткую процедуру прове-
метрии образовательных услуг вуза. При ' J г г ; г дения экспертизы, включающую опре-
этом выделяют пятнадцать показателей деленные этапы: представление заявле-
качества высшего образования: соответс- ния в федеральное министерство науки
твие внутривузовской документации и образования, определение графика и
] Г У ^ J ^ федеральным нормативам, наличие го- процедуры сопровождения; формиро-
сударственного образовательного стан- вание комплексной комиссии, которая
дарта, адекватность ему учебных планов, готовит три документа по основным
программ и организации учебного про- направлениям (лицензированию, аттес-
цесса, а также информационно-методи- тации и аккредитации); подготовку за-
ческое, кадровое, научно-методическое, ключений, принятие решения коллегии
материально-техническое, учебно-лабо- и выдачу лицензии и свидетельства о го-
сударственной аккредитации. Характер (С.Л .Братченко, Д.А. Иванов, С.В. Попов,
организации экспертизы деятельности И.Г. Шестакова и др.). В их основе лежат
вуза отражает характер отношений го- разнообразные теоретико-методологи-
сударства и высшей школы. Для россий- ческие подходы. Однако в реальности
ских вузов характерна традиция полной принцип общественно-государственно-
зависимости университета от государс- го характера оценивания деятельности
тва в отличие от принципа академи- вуза не получил еще значительного рас-
ческой свободы западноевропейского пространения. В этой связи представля-
университета. Хотя в настоящее время в ет значительный интерес опыт органи-
отечественных документах и прессе до- зации экспортирования высшей школы
статочно четко артикулируется и обсуж- на примере Германии, которая в течение
дается такое важное условие повышения последних десяти лет проводит система-
качества высшего образования, как пере- тическую экспертизу вузовских учебных
ход от государственного к общественно- дисциплин.
государственному характеру управления Учитывая двойной юридический ста-
с целью стимулирования развития вуза, тус немецкого университета, в рамках
реальность свидетельствует не только о которого он является одновременно кор-
сохранении, но и об усилении влияния порацией, т.е. добровольным свободным
государства на вузовскую сферу. Тенден- объединением профессоров и студентов
У Г 1 1 J ' I Г J ция к усилению ответственности вуза пе- во имя определенной цели, и государс-
ред государством также обнаруживается твенным учреждением, финансируемым
г } г ' и в пространстве западно-европейского у г / Г ГУ государством в лице федерации и земли
образования. Однако она (тенденция) (10% и 90% соответственно), понятной
накладывается на другую традицию и не становится инициатива самих вузов по
является столь экстремальной, как в оте- организации оценивания их качества.
чественных вузах. Это находит свое от- Федеральное министерство образова-
ражение в процедуре экспертизы вузов. ния и науки в новом рамочном законе о
Как известно, результаты экспертной де- высшей школе от 08.08.2002, а затем зем-
7 г \ 1 г ятельности находятся в значительной за- ли, в своих принятых в 2002-2003 гг. за-
висимости от людей, ее организующих, конах о высшей школе (например, Гам-
от их ценностно-смысловых ориентиров, бург - в 27.05.2003, Бремен - 11.07.2003,
жизненного опыта, профессиональной Рейнланд-Пфальц - 9.07 2003 и др.) объ-
компетентности. Существует много раз- являют процедуру экспортирования как
ных норм, точек зрения, которые поз- важную функцию вуза, направленную
воляют по-разному трактовать суть экс- J Г J ^ У ; г J на улучшение качества образователь-
портируемых явлений, представляющих ного процесса. Для этого ректора шести
собой достаточно неопределенные и не- северных крупных немецких универси-
однозначные человеческие ситуации. В тетов (Гамбург, Бремен, Грайфсвальд,
этой связи встает острая необходимость Киль, Ольденбург, Росток) создают в
самого активного привлечения в качестве 1994 г. специальную ассоциацию или
экспертов всех участников образователь- союз (Verbund Nord-deutscher ипгуегейа-
ного процесса и лиц, заинтересованных eten) и в его рамках центр по развитию
в его эффективности. Эта мысль актив- высшей школы. Союз северных уни-
но проводится в современных отечес- верситетов Германии формируется как
твенных исследованиях, посвященных структурное объединение, предполага-
вопросам общественно-государствен- ющее проведение экспертизы высшего
ной, гуманитарной, деятельностно-пси- образования в пяти федеральных зем-
хологической экспертизы образования лях, независимо от государства, силами
самих университетов при самом актив- ния статуса, усиления влияния вуза.
ном участии студенчества. В положении Принцип многообразия перспектив реа-
о союзе подчеркивается особая значи- лизуется благодаря самому широкому
мость факта проведения самими уни- участию всех групп: сотрудников ака-
I г ' верситетами экспертного оценивания, У Г У ГУ ^ демической сферы - профессуры, сту-
поскольку «изменения, развитие имеют дентов, и неакадемической - научных
место только тогда, когда сами участни- работников, технического персонала.
ки идентифицируют себя с учреждени- Участие включает создание отчета по
' Г ГУ У г ем, свою деятельность с поставленными самоанализу, письменные и устные бе-
задачами». При этом важны как интен- седы с внешними экспертами и совмес-
сивность участия, так и круг, количес- тную выработку необходимых для даль-
тво вовлеченных в процедуру экспор- нейшего развития вуза мер. Совместное
тирования. Именно от них в конечном пространство экспертной деятельности
счете будет зависеть вероятность успеха сближает всех участников и служит их
и обеспечения общих и частных инте- взаимопониманию и сплочению. Ори-
ресов. Объединение в союз пяти универ- ентация на процесс характеризует про-
ситетов создает дополнительный шанс в цесс протекания экспертизы, которая
действенности экспертизы. Автономия призвана устранить выявленные недо-
вуза в организации экспертной оценки статки и принять адекватные меры по-
не сводится к автономии руководства вышения качества вузовского обучения.
одним университетом. Межвузовская При этом качество рассматривается как
экспертиза выстраивается на базе широ- динамическая величина, как сложно оп-
кого согласия и понимания друг друга ределяемый и постоянно развивающий-
всеми участниками союза. ся феномен. Экспертиза на разных эта-
В конце 90-х гг. по мере накопления пах ее проведения представляет самые
северными немецкими вузами опыта разнообразные стимулы и побуждения
Г У проведения экспертизы, проведения ее г г у У для совершенствования образователь-
университетами южных районов Герма- ного процесса. По сути дела, в 90-е гг.
нии были сформулированы три исход- немецкими университетами была пред-
ные позиции, или принципы, экспер- принята попытка разработать содержа-
тной деятельности в сфере высшего ние и методы организации экспертизы,
образования: дискурсивность, многообра- ориентированной не столько на конт-
зие перспектив и ориентация на процесс. роль и фиксацию результатов, сколько
Дискурсивный, или диалоговый, характер на усиление инновативной ориентации
^ \7Г ' ' Г Г экспертного оценивания означает вы- работников вуза и студентов, стимули-
страивание поля интенсивного диалога рование их инициатив в процессе арти-
на самых различных уровнях: внутри кулирования позитивных и негативных
вуза с разными участниками; вне вуза эффектов, имеющихся ресурсов и опре-
У г У ' У обмен мнениями с другими универси- деления перспектив. В многочисленных
тетами и избранными внешними экс- документах, которые сопровождали и
пертами. Точка приложения главных . 7 г г сопровождают процесс экспортирова-
усилий вуза фиксируется на задачах: ния специальностей в северных, а затем
7 У т гу м нахождения общих принятых ценнос- в южных вузах Германии, особое внима-
тей, позиций и определения вариан- ние обращается на профессиональный
тов и возможностей реализации полу- характер оценивания образовательного
ченных выводов. Способность универ- процесса. Кроме высокого профессио-
ситета вести разноплановые диалоги нализма, необходимым требованием к
рассматривается как фактор укрепле- внешним экспертам является наличие у
них своей стратегии и концепции оце- в плоскостях их актуального и ближай-
нивания. Считается, что плановая экс- шего развития вуза. В целом, отчет по
пертиза должна получить ответы на сле- самообследованию, как документ объ-
дующие вопросы: кто является адреса- емом 40-60 с., должен давать самую об-
том оценивания, какие цели оно пресле- стоятельную картину сильных и слабых
дует, кто инициирует, в течение какого сторон деятельности подразделения
времени, каким образом организуется, с по определенной специальности (на-
помощью каких инструментариев и ка- уке). Структура самоотчета включает
ковы возможные следствия, эффекты. пятнадцать пунктов: краткое описание
В зависимости от критерия, положен- специальности; цели преподавания и
ного в основание классификаций, наши учения; специализации; учебный план;
немецкие коллеги выделяют несколько содержание, формы обучения и учения;
видов экспертизы. По критерию - кто сопровождение учебного процесса; по-
является инициатором, организато- г г ' ложение студентов; экзаменационный
ром - различают внутреннюю и вне- и не экзаменационный период; выпус-
шнюю; по ориентации на процесс или кники; преподаватели; научный потен-
результат образовательного процес- циал; оснащение учебного процесса;
са - формативную и суммативную. Ди- управление и самоправление в образо-
11 J J J < ' намическая характеристика экспертизы вательном процессе; экспертиза и стра-
включает несколько этапов или циклов: тегия развития. В отличие от этапа са-
самоэкспертизу, внешнюю экспертизу, моотчета отечественного вуза нашими
реализацию или внедрение в практику. западными коллегами обращается осо-
Особенностью этапа самообследования бое внимание на мнение студентов, на
в германских вузах является организа- оценивание ими характера сопровож-
ция постоянного диалога между всеми дения образовательного процесса и др.
участниками вузовского процесса. Уже Заслуживает внимания сама процедура
в самом начале процедуры вырабаты- самообследования, которая предполага-
вается соглашение между руководством ет на начальном этапе создание рабочей
/ у 1 ; '-'у-"!'- ^ университета и факультетом или инсти- группы, в которую входят преподавате-
У Г ГУ ^ ^ Г Г ^ Г тутом по поводу цели, процедуры экс- г у ' г; ' г ли и студенты, во главе с координато-
пертизы, прав и обязанностей всех учас- ром. Возможным является включение
тников. При этом сразу задается четкая в эту группу внешнего эксперта, ком-
и понятная для всех позиция, которая петентного, например, в вопросах кон-
заключается не в контроле деятельности сультирования студентов, статистики,
подразделения, а в стимулировании его управления высшей школой, вузовской
развития с целью повышения качества дидактики и др.
образовательного процесса, достиже- На следующем этапе функциониро-
ния учебных успехов и удовлетворен- ^У ^ ТУ ^ г вания рабочей группы происходит сбор
ности всех участников. Если в середине мнений и затем определение актуальной
90-х гг. главное внимание на этапе само- проблематики всех участников. Сбор
обследования обращалось на изучение мнений осуществляется путем проведе-
всех сторон деятельности вуза, то к кон- ния анкетирования. Содержание анкет,
цу 90-х гг. значимым стало выявление предлагаемых рабочей группой с уче-
состояния и путей решения нескольких том рекомендаций бюро союза универ-
вопросов, в частности: каковы резуль- ситетов, является также предметом об-
таты вузовского обучения, каковы ус- суждений работников и студентов инс-
У У 7 У ловия обеспечения качества. При этом У ' 1 I У ^ титута или факультета. Примерно через
главный ракурс анализа осуществлялся месяц после начала самообследования
происходит межуниверситетская встре- твом, преподавателями, студентами, на-
ча представителей различных рабочих учными и техническими работниками.
групп (из каждого вуза минимум два че- Первое сообщение о своих впечатлени-
г; V ^ у у ^ ловека, из них один студент), в ходе ко- ях в логике, о сильных, слабых сторонах
торой идет обмен мнений. Обязательно с учетом специфики вуза, включающее
обсуждается структура отчета и анкеты, У 1 I У ' рекомендации по улучшению качества,
У ГУ УХ а также кандидатуры внешних экспер- Г ^ ^ У У ' делается на факультете перед всеми ра-
^ ^ У г г тов, которые не должны быть работни- ботниками и студентами. Окончатель-
ками университетов, принадлежащих ный письменный отчет эксперта пред-
У X ' 1 ' ' к данному университетскому союзу. ставляется через несколько недель на
п У У 1 У У Расходы, необходимые для составления, факультет, который имеет возможность
проведения и обработки анкет, состав- его обсудить. На заключительной кон-
ления отчета по самообследованию, ференции при участии факультетов
берет на себя университет. Причем это всех пяти университетов, обеспечиваю-
происходит в разных формах. Возмож- щих подготовку по одинаковой специ-
но получение статистических данных альности, происходит окончательная
из центральных структур управления дискуссия по поводу представленных
университетом. Возможно привлечение ^ у г ' 'У 1 ' внешними экспертами отчетов и при-
студентов, технических, научных работ- нимается окончательный вариант. При
у 7 7 у ' г ников на условиях временного трудово- этом особую значимость приобретает
1 ; ' г Гу го договора, оказание помощи в состав- возможность обменяться накопленным
лении анкет со стороны компетентных опытом организации профессиональ-
факультетов или кафедр и др. Первый ной подготовки и возможность лучше
вариант самоотчета («анализа сильных и понять себя в сравнении с другими в
слабых сторон преподавания и учения») Г 'Г У процессе делового общения. После ут-
активно обсуждается с максимальным верждения окончательного экспертно-
участием всех работников и студентов. го заключения факультеты принимают
У Г У ^ После этого составляется второй вари- I г ' сами решения, какие меры для преодо-
ант, который подписывается советом фа- ления высказанных замечаний и реали-
С Е 5 а г * г с с Е- а е- сы и п X 5 5 ы р 5 т е- ь 1-е ь н а зации принимаемых рекомендаций они
представляется на рассмотрение препо- будут осуществлять. Это согласуется с
давателям, представителям студенчества У ^У У у управлением университета и доводится
> г у и внешним экспертам. ^ ^ V ] " г до сведения бюро союза университетов,
Этап внешней экспертизы также от- ' Г У ' Г , который определяет сроки заключи-
личается от отечественного опыта ком- тельного этапа экспертирования - внед-
плексной оценки деятельности вуза. Эк- рения в практику. Здесь следует заме-
спертная комиссия, сроки и основные Г Г У ^ ' ^У тить, что в западной Европе есть страны,
сферы интересов которой заранее об- в частности Голландия, где на этом эта-
суждены, работает в течение полутора- пе экспертирования активно осущест-
У < ' 7 I У 1 двух дней. Внешняя экспертиза акцен- II У вляется государственный контроль. В
тирует свое внимание на четырех по- у г г частности, через два года после внешней
зициях: удовлетворенность участников экспертизы вуз посещают представите-
1 *• у ( Л 1 у г образовательного процесса; характерис- г у г ли государственной инспекции и прове-
тики учебных успехов; калькуляция рас- г ^ г ряют действенность намеченных мер по
У У 7 У 1 I ходов и анализ средств и востребован- улучшению качества профессиональ-
ность выпускников в профессиональной У У г г ной подготовки. Если государственные
У ГГ практике. Главными методами экспер- ^ У " 1 1 чиновники не удовлетворены, то воз-
тирования являются беседы с руководс- можна процедура лишения государс-
Г ^ ГУ ^
твенной аккредитации вуза (пока этого
не происходило; последствия отрица-
ется функция контроля. Если на пере-
дний план выступает задача развития и
тельного решения доводятся заранее до
стимулирования инновативной ориен-
сведения руководства вузом). Однако
тации учебного заведения как важного
вузы Германии до сих пор сохраняют
показателя качества его деятельности,
автономность эспертирования. Универ
тогда меняется сам характер и методы
ситеты уверены, что государство не име-
экспертирования.
ет права использовать результаты экспер
Среди последних преобладают ме-
тной оценки их деятельности для решения
тоды гуманитарной исследовательской
вопроса о финансировании учреждения.
практики - наблюдение, интервьюиро-
В целом, процедура оценивания де-
вание, беседа, анализ текстов как знако-
ятельности высшей школы, безусловно
во-символических проявлений челове-
необходима как для самих участников
ка, дискуссии, диалоги. Только в этом
образовательного процесса, так и для
случае, как справедливо считают наши
государства, которое финансирует уч-
коллеги, вузовские преподаватели гер-
реждение. Однако здесь очень важна
манских вузов, процедуры экспертизы
цель. Если речь идет об экономии или
действительно будут «гарантировать
сокращении средств на высшее образо-
объективность, доказательность» и ста-
вание, тогда, безусловно, актуализиру-
нут «прозрачными для общества» [5: 4].
1. Методические рекомендации п в процедуре комплексной оценки деятел (руководство эксперта). М., 2006.
2. Бордовский Г. А., Трапицын С. Ю. Обра ва : системный взгляд. Высшее образование
3. Иванов Д. А., Иванова Е. Л., Шестаков но-государственная экспертиза экспериме образовании. М., 1997.
4. Hochschulrahmengesetz in der Fas
5. Speck-Hamdan, Angelika/ T zeitliche,sachliche und soziale Dimensio senschaft . Universitaet Munchen, 2007.
6. Fragenkatalog Fakultat. Bayerisches schung und Kunst. Rat fur Wissenschaft und
7. Fragebogen Professoren. Bayerisches St schung und Kunst. Rat fur Wissenschaft und
Список литературы
о проведению лицензионной экспертизы ьности высшего учебного заведения
зование в области управления качест-егодня, 2004. № 3. С. 14-15. а И. Г., Тубельский А. Н. Обществен-нтальных площадок и инноваций в
sung vom 8. August 2002. Berlin,2002. ppelt,Rudolf Evaluation im Prozess -nen einer Evaluation in der Erziehungswis-
Sta
atsministerium fur Wissenschaft, For-Forschung. Munchen, 2006. aatsministerium fur Wissenschaft, For-Forschung. Munchen, 2007.