С.О.Буранок
пёрл-Харбор и радиовещание сША 7 декабря 1941 г.
са
<
S
Анализ радиопередач сША периода 7 декабря 1941 г. важен для понимания специфики процесса создания образа пёрл-Харбора. сравнительный анализ прессы и радиовыпусков помогает понять эволюцию оценок ключевых моментов сражения и проследить воздействие данной информации на последующую историографию.
Ключевые слова: пёрл-Харбор, американское радио, сША, вторая мировая война.
В современной исторической науке большое внимание уделяется изучению развития информационной составляющей американского общества в годы Второй мировой войны [2, с. 3-22]. Предметом пристального анализа стали не только центральная и местная пресса, кинематограф, но и плакаты, политическая карикатура [1, с. 189-262]. Тем не менее, роль радиовещания США в создании образов войны рассматривается либо фрагментарно, либо в общих формулировках. Хотя именно радио формировало первоначальное восприятие и информационное обеспечение событий, что особенно хорошо видно на примере крупнейших операций, в том числе нападения японцев на Пёрл-Харбор.
Американское общество узнало о нападении 7 декабря 1941 г. после того, как агентство «Ассошиэйтед пресс» распространило в 14.22 по вашингтонскому времени первую краткую информацию о начале войны, которая спустя несколько часов попала как в крупные, так и в малые периодические издания [9, р. 1]. Но, прежде чем сведения попали в газеты, две крупнейшие радиовещательные компании США (NBS и CBS) прервали свои обычные программы ради сообщения сенсационной новости.
Данные короткие заявления отличаются как по времени выхода в эфир, так и по содержанию. Их путь из Белого Дома на радио был стремительным: в 13.40 военно-морской министр Ф. Нокс позвонил президенту Ф.Д. Рузвельту и сообщил, что Гавайи атакованы [3, с. 667]. Президент связался с пресс-секретарем С. Эрли, который уже в 14.22 позвонил в «Ассошиэйтед пресс», «Юнайтед пресс» и INS, продиктовав короткое сообщение об атаке. Но раньше новостных гигантов самое первое объявление (со ссылкой на «Юнайтед пресс») успела сделать компания WOR из Нью-Йорка. В 14.26 она прервала радиотрансляцию футбольного
матча между «New York Giants» и «Brooklyn Dodgers» и сделала заявление: «Белый Дом (Вашингтон. - С.Б.) заявил, что японцы атаковали ^ Пёрл-Харбор» [7]. Внезапность, экстренный характер и важность такого Л заявления стали сразу очевидны, и первая радионовость о войне быстро § попала в газеты [8, р. 1].
со
Уже через несколько минут (в 14.29) сообщение о Пёрл-Харбор сделала NBC: «Только что пришли новости из Нью-Йорка. Президент Рузвельт объявил, что японцы атаковали с воздуха Пёрл-Харбор, Гавайи» [7]. Комментатор Дж. Брайтнелл дважды повторил последнее предложение. После сенсационной новости NBC включили запись рядовой радиопередачи «Канада: соседство с войной», где Дж. Маккормик, канадский корреспондент «New York Times», и Нил Джэкоби, профессор Чикагского университета, обсуждали развитие Канады в условиях войны. Никаких деталей или развернутых комментариев сотрудники NBC по поводу Пёрл-Харбора не дали.
Видно, что первые радиокомпании, сообщившие о войне, лишь на пару минут прервали свои обычные передачи, а затем вернулись к ним. В итоге, для большинства граждан этот момент оказался практически незаметным. В интервью, данных на следующий день, никто не вспомнил, что первые новости о Пёрл-Харборе пришли от WOR и NBC [6].
Совершенно иначе поступили сотрудники CBS. В 14.30 должна была начаться популярная радиопередача «Современный мир», которую по воскресеньям слушало почти все Восточное побережье [5, p. 5]. За несколько секунд до ее начала Дж. Дейли, который должен был вести передачу, услышал, как редактор отдела новостей П. Уайт взволнованно произнес слова «война» и «Белый дом». Редактор успел связаться с Дейли, предоставить ему текст заявления пресс-секретаря Белого Дома и отменить обычную передачу. Поэтому в 14.30, с задержкой на 8 секунд с момента начала передачи, Дейли, вместо традиционных слов, зачитал следующий текст: «Японцы атаковали Перл-Харбор, Гавайи, с воздуха, президент Рузвельт это только что объявил. Нападению также подверглись все военные и военно-морские объекты на острове Охау» [7]. Необходимо отметить, что от волнения Дейли ошибся в названии острова - прочитал Охау вместо Оаху. Тем не менее, его заявление в эфире CBS стало самым информативным из первых радионовостей о войне и нападении на Пёрл-Харбор.
Из других информационных особенностей сообщения следует отметить, что в нем конкретизировались цели японского нападения, а не просто были названы военно-морская база или остров. Причем данная конкретизация создавала хорошую почву для появления слухов и паники:
«нападению подверглись все военные объекты» - это, в отличие от пре- ^ „ дыдущих радиосообщений, формировало образ не просто японской атаки, I § а поражения, которое понесли силы США на Гавайях. щ J
После этого новости о Пёрл-Харборе начинают прерывать передачи i почти на всех каналах. В 14.32 NBCB озвучивает первоначальное заявле- | ние о нападении со ссылкой на NBC: «Новости из Нью-Йорка. Президент s Рузвельт объявил, что японцы атаковали с воздуха Пёрл-Харбор, Гавайи» [7]. Данную фразу диктор повторил два раза.
Но, пока работники других радиостанций просто повторяли срочное сообщение, лидерство в информационном обеспечении сенсационной новости захватило CBS. Уже в 14.37 - всего через 7 минут после первого эфира о Пёрл-Харбор - сотрудник CBS А. Уорнер сделал 6-минутный репортаж, где поднял следующие темы: 1) обсуждая дальнейшие шаги Рузвельта, Уорнер указывает, что «уже через несколько минут Белый Дом сделает специальное заявление», президент, по информации журналистов, назначил встречу со своим пресс-секретарем Стивеном Эрли, а также в ближайшее время Рузвельт попросит Конгресс объявить войну Японии, хотя еще вчера президент направил императору Хирохи-то послание с призывом к миру; 2) во время атаки у госсекретаря Халла была встреча со специальными посланниками Японии - Номура и Куру-су; 3) боевые действия разворачиваются по всей южной части Тихого океана - японские войска с транспортов высаживаются в Таиланде [7].
Как видно, Уорнер точно и оперативно сообщил радиослушателям самые важные сведения. Действительно, в указанное время произошла встреча Рузвельта и Эрли, где обсуждалась будущая пресс-конференция. В 14.30 президент позвонил Эрли и продиктовал ему текст сообщения для прессы, а «через полчаса Стив Эрли явился сам, и президент продиктовал ему новое заявление, предложив Стиву немедленно опубликовать его» [3, с. 668].
Другой важной особенностью репортажа CBS было упоминание в первые три минуты слов «война» и «враждебные действия» 5 раз и, как доказательство, слова о высадке японцев в Таиланде. Следовательно, уже через 7 минут после первых сообщений о нападении на Пёрл-Хра-бор граждане США узнали, что это точно не ошибка, не случайность, не провокация, а полномасштабные боевые действия. Здесь впервые в СМИ США сталкиваются два образа, противостояние которых будет хорошо заметно в прессе 7-15 декабря 1941 г. - образ Пёрл-Харбора и образ будущей войны.
Материалы прессы и опросов свидетельствуют, что образ войны в первую неделю полностью доминировал над образом Пёрл-Харбора. Так,
к из всех граждан, опрошенных А. Ломаксом и Ф. Коэном 8-9 декабря 1941 г., ни один не высказал беспокойства насчет неясной ситуации с ^ Пёрл-Харбором, никто не выразил мнения, что правительство скрыЛ вает масштабы поражения. Более того, не многие люди отмечали, что § атакована была именно данная база, ограничиваясь, в лучшем случае,
со
Гавайями [6]. Отсюда можно заключить, что прессе было необходимо создавать образ именно Пёрл-Харбора, тогда как большинство граждан подобной информацией интересовалось слабо. Общественное сознание было под впечатлением новостей о начале войны, при этом детали первых операций, даже самые существенные, для рядовых граждан отходили на второй план. Следовательно, можно предположить, что в вопросе о потерях американские газеты не выражали мнения общества, а пытались его создать.
Предположение о том, что образ Пёрл-Харбора «терялся» в первые дни войны, подтверждают не только материалы опросов граждан, но и радиовыпуски. Так, в уже упомянутой передаче CBS Уорнер, в числе прочих военных новостей, рассказал о нападении японской авиации на филиппинскую столицу Манилу [7]. Все предвоенное десятилетие американское общество ожидало именно атаки Филиппин, поэтому новости об этом шли параллельно с информацией о Гавайях. Только после обнародования данных министра Нокса о потерях (15 декабря 1941 г.) значительная часть общества была действительно шокирована масштабом поражения. До этого времени Пёрл-Харбор был в глазах общественности и непосвященных в детали политиков всего лишь одним из многих объектов, которые атаковала Япония 7 декабря.
Упоминания в репортаже CBS о встрече Халла с японскими дипломатами, когда уже шла атака, сразу создало у радиослушателей образ коварной и вероломной Японии, подготовившей внезапное нападение под прикрытием дипломатической миссии. Максимально этот образ, транслировавшийся первоначально по радио, разовьет Рузвельт в выступлениях 8 и 9 декабря 1941 г. [4, р. 125-126]. Хорошо видно, как уже в первых радиосообщениях образ Пёрл-Харбора создавался на основе противопоставлений: Рузвельт направляет мирное послание императору - император готовит войну; американские дипломаты ведут мирные переговоры - японцы бомбят Пёрл-Харбор; японцы ведут войну без объявления - президент Рузвельт «попросит Конгресс» объявить им войну. Такими простыми приемами в глазах общества формировался образ страны-жертвы, причем благородной и миролюбивой. Благодаря эфиру CBS, ключевые характеристики этого образа, еще до попадания в прессу, были усвоены общественностью США. Поэтому к моменту выступления Рузвельта в Конгрессе
8 декабря, радио и пресса полностью подготовили общественное мнение, а президенту оставалось придать существующему образу более яркие и наглядные черты.
В американской историографии надолго закрепилось представление о «смятении американского общества», «шоке Пёрл-Харбора». Хотя, как показывают материалы первых радиовыпусков, Пёрл-Харбор далеко не сразу стал доминирующей темой в новостях. Журналисты на радио и в прессе 7-8 декабря 1941 г. отдавали предпочтения образу войны, которая была до выступления Рузвельта лишена того ключевого символа, каким станет на многие десятилетия Пёрл-Харбор в истории США.
Библиографический список
1. Журавлева В.И. Конструирование образа России в американской политической карикатуре XX века // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII-XX вв. В 3-х т. М., 2008. Т. 1.
2. Суржик Д.В. Деятельность Управления военной информации США в 19411945 годах // Новая и новейшая история. 2013. № 1. С. 3-22.
3. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс: глазами очевидца. Т. 1. М., 1958.
4. Addresses and Messages of Franklin D. Roosevelt. Washington, 1942.
5. Hollister Р. From Pearl Harbor into Tokyo: the story as told by war correspondents on the air. NY., 1945.
6. After the Day of Infamy: «Man-on-the-Street» Interviews Following the Attack on Pearl Harbor // Library of Congress. American Folklife Center. LWO 4872. Reel 406. Side B. AFS 6358.
7. Duplicated radio program broadcast of Dec. 7, 1941 // Library of Congress. Recorded Sound Reference Center. LWO 16675 21A1.
8. Heavy Loss of Life as Bombers raid Pearl Harbor and Manila // The Lowell Sun. 1941. 7 December.
9. Report Naval Battle Raging off Honolulu // Van Wert Times-Bulletin. 1941. 7 December.