Научная статья на тему 'Пёрл-Харбор и радиовещание сША 7 декабря 1941 г'

Пёрл-Харбор и радиовещание сША 7 декабря 1941 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁРЛ-ХАРБОР / АМЕРИКАНСКОЕ РАДИО / США / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / PEARL HARBOR / US RADIO / USA / WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буранок Сергей Олегович

Анализ радиопередач сША периода 7 декабря 1941 г. важен для понимания специфики процесса создания образа Пёрл-Харбора. Сравнительный анализ прессы и радио-выпусков помогает понять эволюцию оценок ключевых моментов сражения и проследить воздействие данной информации на последующую историографию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEARL HARBOR AND THE US BROADCAST OF DECEMBER 7, 1941

Analysis of the US broadcast (7 December 1941) is important for the understanding the Pearl Harbor image-building. The comparative analysis helps understand the evaluation of the key battle moments and trace the impact of these evaluations on the latest historiography.

Текст научной работы на тему «Пёрл-Харбор и радиовещание сША 7 декабря 1941 г»

С.О.Буранок

пёрл-Харбор и радиовещание сША 7 декабря 1941 г.

са

<

S

Анализ радиопередач сША периода 7 декабря 1941 г. важен для понимания специфики процесса создания образа пёрл-Харбора. сравнительный анализ прессы и радиовыпусков помогает понять эволюцию оценок ключевых моментов сражения и проследить воздействие данной информации на последующую историографию.

Ключевые слова: пёрл-Харбор, американское радио, сША, вторая мировая война.

В современной исторической науке большое внимание уделяется изучению развития информационной составляющей американского общества в годы Второй мировой войны [2, с. 3-22]. Предметом пристального анализа стали не только центральная и местная пресса, кинематограф, но и плакаты, политическая карикатура [1, с. 189-262]. Тем не менее, роль радиовещания США в создании образов войны рассматривается либо фрагментарно, либо в общих формулировках. Хотя именно радио формировало первоначальное восприятие и информационное обеспечение событий, что особенно хорошо видно на примере крупнейших операций, в том числе нападения японцев на Пёрл-Харбор.

Американское общество узнало о нападении 7 декабря 1941 г. после того, как агентство «Ассошиэйтед пресс» распространило в 14.22 по вашингтонскому времени первую краткую информацию о начале войны, которая спустя несколько часов попала как в крупные, так и в малые периодические издания [9, р. 1]. Но, прежде чем сведения попали в газеты, две крупнейшие радиовещательные компании США (NBS и CBS) прервали свои обычные программы ради сообщения сенсационной новости.

Данные короткие заявления отличаются как по времени выхода в эфир, так и по содержанию. Их путь из Белого Дома на радио был стремительным: в 13.40 военно-морской министр Ф. Нокс позвонил президенту Ф.Д. Рузвельту и сообщил, что Гавайи атакованы [3, с. 667]. Президент связался с пресс-секретарем С. Эрли, который уже в 14.22 позвонил в «Ассошиэйтед пресс», «Юнайтед пресс» и INS, продиктовав короткое сообщение об атаке. Но раньше новостных гигантов самое первое объявление (со ссылкой на «Юнайтед пресс») успела сделать компания WOR из Нью-Йорка. В 14.26 она прервала радиотрансляцию футбольного

матча между «New York Giants» и «Brooklyn Dodgers» и сделала заявление: «Белый Дом (Вашингтон. - С.Б.) заявил, что японцы атаковали ^ Пёрл-Харбор» [7]. Внезапность, экстренный характер и важность такого Л заявления стали сразу очевидны, и первая радионовость о войне быстро § попала в газеты [8, р. 1].

со

Уже через несколько минут (в 14.29) сообщение о Пёрл-Харбор сделала NBC: «Только что пришли новости из Нью-Йорка. Президент Рузвельт объявил, что японцы атаковали с воздуха Пёрл-Харбор, Гавайи» [7]. Комментатор Дж. Брайтнелл дважды повторил последнее предложение. После сенсационной новости NBC включили запись рядовой радиопередачи «Канада: соседство с войной», где Дж. Маккормик, канадский корреспондент «New York Times», и Нил Джэкоби, профессор Чикагского университета, обсуждали развитие Канады в условиях войны. Никаких деталей или развернутых комментариев сотрудники NBC по поводу Пёрл-Харбора не дали.

Видно, что первые радиокомпании, сообщившие о войне, лишь на пару минут прервали свои обычные передачи, а затем вернулись к ним. В итоге, для большинства граждан этот момент оказался практически незаметным. В интервью, данных на следующий день, никто не вспомнил, что первые новости о Пёрл-Харборе пришли от WOR и NBC [6].

Совершенно иначе поступили сотрудники CBS. В 14.30 должна была начаться популярная радиопередача «Современный мир», которую по воскресеньям слушало почти все Восточное побережье [5, p. 5]. За несколько секунд до ее начала Дж. Дейли, который должен был вести передачу, услышал, как редактор отдела новостей П. Уайт взволнованно произнес слова «война» и «Белый дом». Редактор успел связаться с Дейли, предоставить ему текст заявления пресс-секретаря Белого Дома и отменить обычную передачу. Поэтому в 14.30, с задержкой на 8 секунд с момента начала передачи, Дейли, вместо традиционных слов, зачитал следующий текст: «Японцы атаковали Перл-Харбор, Гавайи, с воздуха, президент Рузвельт это только что объявил. Нападению также подверглись все военные и военно-морские объекты на острове Охау» [7]. Необходимо отметить, что от волнения Дейли ошибся в названии острова - прочитал Охау вместо Оаху. Тем не менее, его заявление в эфире CBS стало самым информативным из первых радионовостей о войне и нападении на Пёрл-Харбор.

Из других информационных особенностей сообщения следует отметить, что в нем конкретизировались цели японского нападения, а не просто были названы военно-морская база или остров. Причем данная конкретизация создавала хорошую почву для появления слухов и паники:

«нападению подверглись все военные объекты» - это, в отличие от пре- ^ „ дыдущих радиосообщений, формировало образ не просто японской атаки, I § а поражения, которое понесли силы США на Гавайях. щ J

После этого новости о Пёрл-Харборе начинают прерывать передачи i почти на всех каналах. В 14.32 NBCB озвучивает первоначальное заявле- | ние о нападении со ссылкой на NBC: «Новости из Нью-Йорка. Президент s Рузвельт объявил, что японцы атаковали с воздуха Пёрл-Харбор, Гавайи» [7]. Данную фразу диктор повторил два раза.

Но, пока работники других радиостанций просто повторяли срочное сообщение, лидерство в информационном обеспечении сенсационной новости захватило CBS. Уже в 14.37 - всего через 7 минут после первого эфира о Пёрл-Харбор - сотрудник CBS А. Уорнер сделал 6-минутный репортаж, где поднял следующие темы: 1) обсуждая дальнейшие шаги Рузвельта, Уорнер указывает, что «уже через несколько минут Белый Дом сделает специальное заявление», президент, по информации журналистов, назначил встречу со своим пресс-секретарем Стивеном Эрли, а также в ближайшее время Рузвельт попросит Конгресс объявить войну Японии, хотя еще вчера президент направил императору Хирохи-то послание с призывом к миру; 2) во время атаки у госсекретаря Халла была встреча со специальными посланниками Японии - Номура и Куру-су; 3) боевые действия разворачиваются по всей южной части Тихого океана - японские войска с транспортов высаживаются в Таиланде [7].

Как видно, Уорнер точно и оперативно сообщил радиослушателям самые важные сведения. Действительно, в указанное время произошла встреча Рузвельта и Эрли, где обсуждалась будущая пресс-конференция. В 14.30 президент позвонил Эрли и продиктовал ему текст сообщения для прессы, а «через полчаса Стив Эрли явился сам, и президент продиктовал ему новое заявление, предложив Стиву немедленно опубликовать его» [3, с. 668].

Другой важной особенностью репортажа CBS было упоминание в первые три минуты слов «война» и «враждебные действия» 5 раз и, как доказательство, слова о высадке японцев в Таиланде. Следовательно, уже через 7 минут после первых сообщений о нападении на Пёрл-Хра-бор граждане США узнали, что это точно не ошибка, не случайность, не провокация, а полномасштабные боевые действия. Здесь впервые в СМИ США сталкиваются два образа, противостояние которых будет хорошо заметно в прессе 7-15 декабря 1941 г. - образ Пёрл-Харбора и образ будущей войны.

Материалы прессы и опросов свидетельствуют, что образ войны в первую неделю полностью доминировал над образом Пёрл-Харбора. Так,

к из всех граждан, опрошенных А. Ломаксом и Ф. Коэном 8-9 декабря 1941 г., ни один не высказал беспокойства насчет неясной ситуации с ^ Пёрл-Харбором, никто не выразил мнения, что правительство скрыЛ вает масштабы поражения. Более того, не многие люди отмечали, что § атакована была именно данная база, ограничиваясь, в лучшем случае,

со

Гавайями [6]. Отсюда можно заключить, что прессе было необходимо создавать образ именно Пёрл-Харбора, тогда как большинство граждан подобной информацией интересовалось слабо. Общественное сознание было под впечатлением новостей о начале войны, при этом детали первых операций, даже самые существенные, для рядовых граждан отходили на второй план. Следовательно, можно предположить, что в вопросе о потерях американские газеты не выражали мнения общества, а пытались его создать.

Предположение о том, что образ Пёрл-Харбора «терялся» в первые дни войны, подтверждают не только материалы опросов граждан, но и радиовыпуски. Так, в уже упомянутой передаче CBS Уорнер, в числе прочих военных новостей, рассказал о нападении японской авиации на филиппинскую столицу Манилу [7]. Все предвоенное десятилетие американское общество ожидало именно атаки Филиппин, поэтому новости об этом шли параллельно с информацией о Гавайях. Только после обнародования данных министра Нокса о потерях (15 декабря 1941 г.) значительная часть общества была действительно шокирована масштабом поражения. До этого времени Пёрл-Харбор был в глазах общественности и непосвященных в детали политиков всего лишь одним из многих объектов, которые атаковала Япония 7 декабря.

Упоминания в репортаже CBS о встрече Халла с японскими дипломатами, когда уже шла атака, сразу создало у радиослушателей образ коварной и вероломной Японии, подготовившей внезапное нападение под прикрытием дипломатической миссии. Максимально этот образ, транслировавшийся первоначально по радио, разовьет Рузвельт в выступлениях 8 и 9 декабря 1941 г. [4, р. 125-126]. Хорошо видно, как уже в первых радиосообщениях образ Пёрл-Харбора создавался на основе противопоставлений: Рузвельт направляет мирное послание императору - император готовит войну; американские дипломаты ведут мирные переговоры - японцы бомбят Пёрл-Харбор; японцы ведут войну без объявления - президент Рузвельт «попросит Конгресс» объявить им войну. Такими простыми приемами в глазах общества формировался образ страны-жертвы, причем благородной и миролюбивой. Благодаря эфиру CBS, ключевые характеристики этого образа, еще до попадания в прессу, были усвоены общественностью США. Поэтому к моменту выступления Рузвельта в Конгрессе

8 декабря, радио и пресса полностью подготовили общественное мнение, а президенту оставалось придать существующему образу более яркие и наглядные черты.

В американской историографии надолго закрепилось представление о «смятении американского общества», «шоке Пёрл-Харбора». Хотя, как показывают материалы первых радиовыпусков, Пёрл-Харбор далеко не сразу стал доминирующей темой в новостях. Журналисты на радио и в прессе 7-8 декабря 1941 г. отдавали предпочтения образу войны, которая была до выступления Рузвельта лишена того ключевого символа, каким станет на многие десятилетия Пёрл-Харбор в истории США.

Библиографический список

1. Журавлева В.И. Конструирование образа России в американской политической карикатуре XX века // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII-XX вв. В 3-х т. М., 2008. Т. 1.

2. Суржик Д.В. Деятельность Управления военной информации США в 19411945 годах // Новая и новейшая история. 2013. № 1. С. 3-22.

3. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс: глазами очевидца. Т. 1. М., 1958.

4. Addresses and Messages of Franklin D. Roosevelt. Washington, 1942.

5. Hollister Р. From Pearl Harbor into Tokyo: the story as told by war correspondents on the air. NY., 1945.

6. After the Day of Infamy: «Man-on-the-Street» Interviews Following the Attack on Pearl Harbor // Library of Congress. American Folklife Center. LWO 4872. Reel 406. Side B. AFS 6358.

7. Duplicated radio program broadcast of Dec. 7, 1941 // Library of Congress. Recorded Sound Reference Center. LWO 16675 21A1.

8. Heavy Loss of Life as Bombers raid Pearl Harbor and Manila // The Lowell Sun. 1941. 7 December.

9. Report Naval Battle Raging off Honolulu // Van Wert Times-Bulletin. 1941. 7 December.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.