Научная статья на тему 'ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ОРНАМЕНТЕ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАЛОГ: АРХЕОЛОГИЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ'

ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ОРНАМЕНТЕ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАЛОГ: АРХЕОЛОГИЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Camera praehistorica
Область наук
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / ИСКУССТВО АБСТРАКТНЫХ ФОРМ / ОРНАМЕНТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Хлопачев Геннадий Адольфович, Палагута Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIFTH ZAMYATNIN READINGS. ABSTRACT FORMS IN THE ANCIENT AND MODERN VISUAL ARTS AND ORNAMENTATION. INTERDISCIPLINARY DIALOGUE: ARCHAEOLOGY-ETHNOGRAPHY-ART HISTORY

Keywords: CONFERENCE, ABSTRACT ART, ORNAMENT, FINE ART, ARCHAEOLOGY, ETHNOLOGY, NATURALISTIC ART, ART HISTORY

Текст научной работы на тему «ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ОРНАМЕНТЕ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАЛОГ: АРХЕОЛОГИЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»

УДК 902/904+7.031+903.27

DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-138-141

ХРОНИКА

Г.А. ХЛОПАЧЕВ

Музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,

Университетская наб., 3, Санкт-Петербург,

199034, Россия

E-mail: gakmae@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-6649-7038

И.В. ПАЛАГУТА

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица,

Соляной пер., 13, Санкт-Петербург, 191028, Россия E-mail: ipalaguta@yandex.ru ORCID: 0000-0003-2308-7586

ПЯТЫЕ ЗАМЯТНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ. АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ОРНАМЕНТЕ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИАЛОГ: АРХЕОЛОГИЯ-ЭТНОГРАФИЯ-ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ключевые слова: конференция, искусство абстрактных форм, орнамент, изобразительное искусство, археология, этнография, история искусств.

G.A. KHLOPACHEV

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab., 3, St. Petersburg, 199034, Russian Federation E-mail: gakmae@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6649-7038

I.V. PALAGUTA

St. Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Solyanoy per., 13, St. Petersburg, 191028, Russian Federation E-mail: ipalaguta@yandex.ru ORCID: 0000-0003-2308-7586

THE FIFTH ZAMYATNIN READINGS.

ABSTRACT FORMS IN THE ANCIENT AND MODERN VISUAL ARTS AND ORNAMENTATION. INTERDISCIPLINARY DIALOGUE: ARCHAEOLOGY-ETHNOGRAPHY-ART HISTORY

Key words: conference, abstract art, ornament, fine art, archaeology, ethnology, naturalistic art, art history.

Символическое, знаковое искусство предстает перед исследователями палеолита, как и искусство реалистичное, фигуративное, в уже готовом, сформированном виде. Эта изобразительная деятельность получила повсеместное распространение, начиная с мезолита и кончая поздним Средневековьем. В наше время аб-

страктные изображения и орнамент выполняют важную функцию в традиционной культуре различных современных этносов, лежат в основе сложившихся направлений абстрактного и прикладного искусства ХХ-ХХ1 вв.

В силу своего характера, затрудняющего интерпретацию сюжета изображения, древнее

Camera praehistorica

№ 1 (8) . 2022

абстрактное искусство находится в тени существовавших в одно время с ним узнаваемых, ярких образцов изображений зверя и человека, выполненных в натуралистичной манере, что предопределило недостаточное внимание к его изучению со стороны специалистов-археологов, редкое обращение к нему при анализе истоков и семантики абстрактных изображений в этнографии и искусствоведении.

В настоящее время остро ощущается необходимость в обсуждении назревших проблем изучения древней знаковой изобразительной деятельности, расширения представлений о ее репертуаре, выявления ее связей с изобразительным искусством первобытных народов, оценки ее влияния на современное абстрактное искусство. Для обсуждения данной тематики Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица была организована и проведена общероссийская конференция с международным участием «Пятые Замятнинские чтения. Абстрактные формы в древнем и современном изобразительном искусстве и орнаменте. Междисциплинарный диалог: археология-этнография-искусствоведение». Она проходила 12-14 апреля 2022 г. в Венецианском зале СПГХПА имени А.Л. Штиглица.

Целью конференции являлось обозначение путей взаимодействия между различными областями гуманитарной науки в исследованиях изобразительного искусства и орнамента, обсуждение вопросов терминологии, понятийного аппарата, а также выработка наиболее перспективных подходов к анализу изобразительного языка древнего и современного абстрактного искусства.

На открытии конференции, с приветственными словами к ее участникам обратились директор МАЭ РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН А.В. Головнёв и ректор СПГХПА имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения А.Н. Кислицына. С научными

Пленарное заседание конференции

докладами выступили ведущие отечественные исследователи из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Красноярска, Магадана, Великого Новгорода, Омска, Новосибирска, а также специалисты из ближнего и дальнего зарубежья — Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Турции, Финляндии. Выступали представители 22 научных и образовательных отечественных и зарубежных учреждений: Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Института истории материальной культуры РАН, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургской государственной академии художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Российского этнографического музея, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Московской государственной художественно-промышленной академии имени. С.Г. Строганова, Российского государственного гуманитарного университета (Москва), Института археологии РАН,

Г.А. Хлопачев, И.В. Палагута • Пятые Замятнинские чтения. Абстрактные формы в древнем и современном изобразительном искусстве и орнаменте. Междисциплинарный диалог: археология-этнография-искусствоведение

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института востоковедения РАН (Москва), Сибирского федерального университета (Красноярск), Новосибирского государственного университета, Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Северо-Восточного государственного университета (Магадан), Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, Хельсинкского университета (Финляндия), Сельчукского университета (Конья, Турция), Института искусствознания АН Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан), Объединенного археологического научно-исследовательского центра имени А.Х. Маргу-лана (Павлодар, Казахстан), Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова (Казахстан). Всего было представлено и обсуждено 32 устных и 16 постерных докладов.

Выставка «Абстрактное искусство — от древности к современности», подготовленная в рамках конференции

В ходе конференции ее участникам удалось обсудить непростые проблемы терминологии. Особое внимание в состоявшихся дискуссиях было уделено проблемам терминологии, используемой для описан ия абстрактных форм в изобразительном искусстве и орнаменте. В частности, разной понятийной составляющей термина «реалистическое искусство» в археологии и этнографии, с одной стороны, и искусствоведении, с другой, где под реализмом чаще подразумевается направление в искусстве, отражающее различные аспекты окружающей человека реальности, которое не всегда будет представлено натуралистичными формами. Также было отмечено, что для описания орнаментов необходимо четко соблюдать последовательность: элемент (наименьшая структурная единица) — мотив (повторяющийся набор элементов) — композиция.

В рамках конференции в Белом и Готическом залах Музея прикладного искусства СПГХПА имени А.Л. Штиглица была подготовлена выставка «Абстрактное искусство — от древности к современности», показывающая связь памятников древнего абстрактного искусства с произведениями, выполненными современными художниками. Ее экспозиционное пространство соединило в себе презентационные ролики артефактов эпохи палеолита — раннего Средневековья из фондов МАЭ РАН и специально отобранные работы преподавателей Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.

Центральное место в экспозиции заняли работы художников-прикладников — преподавателей кафедр художественного текстиля, керамики и стекла, металла, а также кафедр монументально-декоративной живописи и скульптуры. Это текстильные панно, ткани с цифровой печатью, произведения в технике горячей эмали, изделия из керамики и стекла, кованые работы и произведения ювелирного искусства. Их успешно дополнил ряд выполненных в абстрактном стиле живописных работ, предоставленных преподавателями кафедры общей живописи. Все эти работы так или иначе иллюстрировали основную цель конференции:

Сашега ргаеЫ81опса № 1 (8) . 2022

показать возможности изобразительного прикладного искусства для выражения идей и эмоций в абстрактных, нефигуративных формах. Куратором выставки выступил заведующий кафедрой художественной керамики и стекла СПГХПА имени А.Л. Штиглица С.Е. Сухарев.

Конференция позволила уточнить методические подходы к анализу изобразительного языка древнего абстрактного искусства, определение особенностей его технико-художественного выражения, функционального назначения, определить наиболее перспективные направления дальнейших исследований. Участники собрания выразили мнение о настоятельной необходимости продолжения традиции проведения научных мероприятий, посвященных обсуждению наиболее актуальных вопросов изучения первобытного искусства.

На открытии выставки «Абстрактное искусство — от древности к современности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.