Научная статья на тему 'Орнаментированный предмет со стоянки Дорошивцы III:культурно-хронологический контекст и художественные особенности'

Орнаментированный предмет со стоянки Дорошивцы III:культурно-хронологический контекст и художественные особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ГРАВЕТТ / СТОЯНКА ДОРОШИВЦЫ III / ИСКУССТВО МАЛЫХ ФОРМ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / UPPER PALEOLITHIC AGE / EASTERN EUROPE / GRAVETTIAN PERIOD / DOROSHIVTSI III SITE / PORTABLE ART / GEOMETRIC IMAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаковская Лариса Витальевна, Хлопачев Геннадий Адольфович, Усик Виталий Иванович

Одним из сюжетов палеолитического искусства являются знаки геометрические фигуры символического характера. На территории Восточной Европы в искусстве малых форм широкое распространение получил сложный геометрический орнамент, который наносился на орудия труда, оружие, предметы быта, а также на обломки бивней, рогов, костей аморфной формы. Настоящая статья посвящена единственной находке подобного рода, сделанной на территории Среднего Приднестровья на стоянке Дорошивцы III, слой 6 (22 300±100 (GrA) лет назад). Этот предмет со сложным геометрическим орнаментом можно отнести к разряду уникальных.Неповрежденная часть наружной поверхности поделки почти полностью покрыта геометризованными изображениями в виде фигур, которые получили условное называние«лабиринты». Всего сохранилось 16 подобных изображений разной степени сохранности и законченности. Только 13 таких «лабиринтов» представляют собой самостоятельные целостные изображения. Каждый из «лабиринтов» это прямоугольник или высокая трапеция, внутрь которых вписаны несколько, иногда соединенных одной линией, иногда последовательно вписанных друг в друга, изображений из скобкообразных фигур с выступом в средней части, прямоугольников, простых двойных, одинарных или двойных с угловым выступом «скобок», стилизованных головок оленя, продольной линии с насечками по одной стороне, ритмически коротких параллельных нарезок и знаков, напоминающих простейший меандр.Культурный контекст поделки может быть определен как вариант позднего граветта с наконечниками с боковой выемкой, отличный от граветта костенковско-виллендорфско-павловского единства. Орнаментальная композиция на изделии уникальна и также не имеет аналогий в геометрическом искусстве памятников восточного граветта Восточноевропейской равнины, одновременных со стоянкой Дорошивцы III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кулаковская Лариса Витальевна, Хлопачев Геннадий Адольфович, Усик Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ORNAMENTED ARTIFACT FROM DOROSHIVTSI III SITE: CULTURAL, CHRONOLOGICAL CONTEXT AND ARTISTIC FEATURES

Among the subjects of the Palaeolithic art one can distinguish signs the geometric figures of a symbolic character. Complicated geometric ornamentation tools, weapons, objects of everyday life, and on fragments of tusks, antler and bones, was widely spread in portable art of Eastern Europe. The present article is devoted to the single find of the kind on the Middle Dniester region at the site Doroshivtsy III site, layer 6 (22 300±100 (GrA)BP). This artefact with a complex geometric ornament can be classified as unique. The intact part of the outer surface of the handicraft is almost completely covered with geometrical images in the form of figures, which have received the conventional names “labyrinths”. In total, there are 16 similar images of different degrees of preservation and completeness. Only 13 such “labyrinths” provide independent complete, holistic images. Each of the “labyrinths” is a rectangle, inside which are inscribed several, sometimes connected by one line or successively inscribed into each other, images from bracket-shaped figures with a protrusion in the middle part, rectangles, simple double, single ordouble with an angular protrusion “brackets”, stylized deer heads, longitudinal line with notches on one side, rhythmically short parallel cuts and signs resembling a meander.The cultural context of the artefact could be defined as a variant of the Late Gravettian with points, with a hollow one side, different from the Gravettian of Kostenki-Villendorf-Pavlov unity. The ornamental composition on the artefact is unique and finds no analogies in geometric art of the Eastern Gravettian sites of the Russian Plain synchronous with the site Doroshivtsy III.

Текст научной работы на тему «Орнаментированный предмет со стоянки Дорошивцы III:культурно-хронологический контекст и художественные особенности»



DOI: 10.18503/1992-0431-2019-2-64-215-227

ОРНАМЕНТИРОВАННЫЙ ПРЕДМЕТ СО СТОЯНКИ ДОРОШИВЦЫ III: КУЛЬТУРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1 Институт археологии НАН Украины, Киев, Украина

larissa.kulakovska@gmail.com;

vitaly.i.usik@gmail.com

2Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН,

Санкт-Петербург, Россия

gakmae@yandex.ru

Аннотация. Одним из сюжетов палеолитического искусства являются знаки - геометрические фигуры символического характера. На территории Восточной Европы в искусстве малых форм широкое распространение получил сложный геометрический орнамент, который наносился на орудия труда, оружие, предметы быта, а также на обломки бивней, рогов, костей аморфной формы. Настоящая статья посвящена единственной находке подобного рода, сделанной на территории Среднего Приднестровья на стоянке Дорошив-цы III, слой 6 (22 300±100 (GrA) лет назад). Этот предмет со сложным геометрическим орнаментом можно отнести к разряду уникальных.

Неповрежденная часть наружной поверхности поделки почти полностью покрыта геометризованными изображениями в виде фигур, которые получили условное называние «лабиринты». Всего сохранилось 16 подобных изображений разной степени сохранности и законченности. Только 13 таких «лабиринтов» представляют собой самостоятельные целостные изображения. Каждый из «лабиринтов» - это прямоугольник или высокая трапеция, внутрь которых вписаны несколько, иногда соединенных одной линией, иногда последовательно вписанных друг в друга, изображений из скобкообразных фигур с выступом в средней части, прямоугольников, простых двойных, одинарных или двойных с угловым выступом «скобок», стилизованных головок оленя, продольной линии с насечками по одной стороне, ритмически коротких параллельных нарезок и знаков, напоминающих простейший меандр.

Культурный контекст поделки может быть определен как вариант позднего граветта с наконечниками с боковой выемкой, отличный от граветта костенковско-виллендорфско-павловского единства. Орнаментальная композиция на изделии уникальна и также не име-

Данные об авторах: Кулаковская Лариса Витальевна - кандидат исторических наук, зав. отделом «Археологический музей» Института археологии НАН Украины; Хлопачев Геннадий Адольфович - кандидат исторических наук, зав. отделом археологии МАЭ РАН, ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Усик Виталий Иванович - кандидат исторических наук, ст.н.с. отдела «Археологический музей», Института археологии НАН Украины.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-09-40043_Древности.

Problemy istorii, filologii, kul'tury 2 (2019), 215-227 © The Author(s) 2019

Проблемы истории, филологии, культуры 2 (2019), 215-227 ©Автор(ы) 2019

Л.А. Кулаковская1, Г.А. Хлопачев2, В.И. Усик1

ет аналогий в геометрическом искусстве памятников восточного граветта Восточноевропейской равнины, одновременных со стоянкой Дорошивцы III.

Ключевые слова: Верхний палеолит, Восточная Европа, граветт, стоянка Дорошив-цы III, искусство малых форм, геометрические изображения

Хорошо известно, что одним из сюжетов палеолитического искусства являются знаки - геометрические фигуры символического характера. Такие абстрактные фигуры широко представлены как в монументальном/наскальном искусстве1, так в искусстве малых форм2. В отличие от фигуративного искусства, дефиниции которого ясны, знаковое искусство поддается дешифровке достаточно редко и, возможно, поэтому остается изученным недостаточно хорошо.

Отличительной особенностью знаковых изображений в искусстве малых форм является сложный геометрический орнамент, получивший широкое распространение наряду с отдельными, как правило, самыми незамысловатыми знака-ми3. Он украшал поверхности разнообразных орудий труда, оружия, предметов быта, а также необработанных фрагментов и осколков бивней, рогов, костей, каменных галек и плиток4. Геометрические орнаменты на них могли наноситься как с помощью красящих пигментов5, так и техникой резания6.

До настоящего времени в палеолите Восточной Европы богатый геометрический орнамент считался одной из характерных черт стоянок восточного гра-ветта костенковско-виллендорфского-павловского единства7, а также группы памятников поздней поры верхнего палеолита Верхнего и Среднего Поднепровья. Найденная на палеолитической стоянке Дорошивцы III, слой 6 бивневая поделка, богато украшенная сложным геометрическим орнаментом (рис. 1), стала первой находкой подобного рода в палеолите Среднего Поднестровья8.

Стоянка Дорошивцы III расположена на 26-метровой террасе правого берега р. Днестр на окраине одноименного села (Заставненский р-н Черновицкой области Украины). Памятник был открыт А.П. Чернышем в 1968 г. В 2000-х гг. памятник исследовался экспедицией отдела «Археологический музей» ИА НАН Украины. В работах принимали участие археологи - Л.В. Кулаковская (Украина), В.И. Усик (Украина), Т. Утмайер (Германия), геолог П. Эзартс (Бельгия), палинолог Н.П. Герасименко (Украина), палеогеограф Б.Т. Ридуш (Украина), археозоолог Л. Демей (Франция)9.

1 Breuil 1952; Leroi-Gouran et al. 1995; Бозинский 1999.

2 Абрамова 1962; Шовкопляс 1965, 236-243; Marshack 1972, 1979; Гвоздовер 1985; Хлопа-чев 2016.

3 Абрамова 2005, 13.

4 Хлопачев 2006.

5 Шовкопляс 1965, 243-245, табл. LIV, LV, LVI.

6 Marshack 1979.

7 Гвоздовер 1985.

8 Кулаковская, Усик 2013; Kulakovska et al. 2014.

9 Работы проводились в рамках нескольких международных проектов: РГНФ-НАНУ «Материальная культура охотников на мамонта и северного оленя: Днестр-Десна, сравнительный ана-лиз»2007-2009 гг., SFB 806 «Our Wаy to Europe - Culture-Environment Interaction and Human Mobility in the Late Quaternary» (Germany) и CNRS-ANSU 2012-2014 «Les chasseurs paléolithiques de la vallé du Dniester (Ukraine)».

Рис. 1. Поделка конусообразной формы с шиповидным выступом на конце со стоянки Дорошивцы III, слой 6. Бивень мамонта. 1 - общий вид; 2 - проксимальный конец; 3 - дис-тальный конец. Фото

Дорошивцы III - это стратифицированная многослойная стоянка с 7-ю верхнепалеолитическими слоями. Все они относятся к нижней части 12-метрового геологического профиля верхнего пленигляциала. Палеогеографические данные позволяют реконструировать условия среды обитания как холодные, с глубокой мерзлотой и перигляциальными явлениями. Во время существования стоянки здесь были распространены тундрово-степные ассоциации с кустарниковыми березами и ольховником. Для культурного слоя 6 получена радиоуглеродная дата 22 300±100 (GrA) лет назад. Фауна представлена холодолюбивыми видами, среди которых преобладает северный олень (Rangifer tarandus L.), затем - мамонт (Mam-muthus primigenius), лошадь (Equus sp.), песец (Lepus sp.)10.

Археологические материалы слоя 6 стоянки Дорошивцы III интересны прежде всего тем, что происходящие из него кремневые изделия включают наконечники с боковой выемкой. Культурный слой 6 имеет радиоуглеродную датировку 22 300±100 лет назад, что вполне соответствует времени существования инду-стрий позднего граветта с наконечниками с боковой выемкой. Однако общие технико-типологические характеристики индустрии слоя 6 стоянки Дорошивцы III имеют ряд специфических особенностей.

Технология первичного раскалывания кремня ориентирована на производство пластинок/микропластин, которые получались с продольных/бипродольных нуклеусов небольших размеров (4-6 см), часто выполненные на отщепах. Признаки использования мягкого отбойника отсутствуют. В орудийном наборе преобладают негеометричекие микролиты, скребки, пластины/отщепы с ретушью. Резцы немногочисленны и представлены только резцами на сломе. Изделия с «приту-пленной спинкой» имеют часто миниатюрные размеры с крутой и полукрутой, но не отвесной ретушью. Часть из них можно отнести к микрограветтам. Целые наконечники с боковой выемкой сделаны на пластинках, выемка и жало сформированы продолжающейся крутой/полукрутой только дорсальной ретушью.

Таким образом, культурный контекст поделки с геометрическим орнаментом из слоя 6 стоянки Дорошивцы III может быть определен как вариант позднего днестровского граветта с наконечниками с боковой выемкой, отличный от варианта индустрий костенковско-виллендорфско-павловского единства.

Помимо коллекции кремневых изделий, в этом слое присутствуют артефакты из кости и бивня мамонта. Особый интерес представляет орнаментированная поделка из бивня мамонта.

Этот предмет со сложным геометрическим орнаментом можно отнести к разряду уникальных и нехарактерных также для геометрического искусства восточного граветта Русской равнины.

Поделка представляет собой один из внутренних конусов бивня мамонта, на дистальном конце которого вырезан небольшой конусообразный шип, а поверхность покрыта многочисленными гравировками сложного геометрического характера (рис. 1, 2). Длина целого предмета 14,5 см, диаметр его проксимального конца - 2,3-2,0 см, а диаметр дистального - 1,4-1,2 см. Шип имеет длину 1,0 см и диаметр основания - 0,6 см. Он расположен точно по центру дистального конца конуса роста бивня. Шип опирается на борт поперечного паза, который был

10 Kulakovska et al. 2014.

Условные обозначения:

- границы

сохранившихся участков поверхности с рисунком

-- хорошо и удовлетворительно

читаемые линии рисунка

-----слабо читаем ые

линии рисунка

........очень слабо

и условно читаемые линии рисунка

--------участки видимого совладей из

линий рисунка с крупными трещинами и разломами

Рисунок выполнен 'Ink Лабораторией рсстлршмн и конКрюшш МАЭ РАН Жмур О.В. (Смогт-Пстсрбург. Pw*™ I

Рис. 2. Гравированные изображения на бивневой поделке со стоянки Дорошивцы III, слой 6 (увеличено, маштаб 3:1). Прорисовка О.В. Жмур

прорезан по всей окружности наружной поверхности заготовки-конуса на глуби -ну 0,25-0,4 см. Небольшой наклон борта и следы обработки на его поверхности свидетельствуют о том, что поперечный паз был выполнен техникой пиления острым краем кремневой пластины. Проксимальный конец поделки поврежден и имеет следы растрескивания по конусовидной структуре бивня, вследствие чего на проксимальном торце поделки образовалась полость конусообразной формы, а часть наружной поверхности отслоилась. К сожалению, процессы расслоения затронули и участки поверхности с нанесенными гравированными изображениями. Для описания взаиморасположения гравировок на изделии необходимо четко обозначить каждую его поверхность. Поскольку поделка в целом сохраняет форму конуса роста бивня, то для названия ее поверхностей можно использовать терминологию, принятую палеонтологами для описания этого вида фаунистиче-ского материала. Поверхность поделки, создающая малую кривизну конуса-заготовки, - верхняя, создающая большую кривизну — нижняя, а боковые поверхности, в соответствии с положением дистального и проксимального концов конуса роста, - правая и левая.

Процессы естественного расслоения и растрескивания бивня мамонта стали причиной разрушения 1/3 площади левой и верхней поверхностей поделки со стороны ее проксимального конца, а также 1/2 площади правой поверхности. Неповрежденная часть наружной поверхности поделки почти полностью покрыта геометризованными изображениями в виде фигур, которые мы предлагаем условно называть «лабиринтами». Всего имеется 16 подобных изображений -«лабиринтов» разной степени сохранности и законченности. Только 13 таких «лабиринтов» представляют собой самостоятельные целостные изображения. К сожалению, три из них из-за разрушения наружной поверхности поделки имеют значительные утраты (рис. 3, А 8, 12, 15), так что о характере подобных изображений можно судить лишь по 10 целым гравировкам. Каждый из «лабиринтов» - это прямоугольник или высокая трапеция (рис. 3, В), внутрь которых вписаны несколько, иногда соединенных одной линией, иногда последовательно вписанных друг в друга, изображений из скобкообразных фигур с выступом в средней части (рис. 3, С 1-3), прямоугольников (рис. 3, Д 1а, Ь), простых двойных (рис. 3, Д 2а), одинарных (рис. 3, Д 2Ь) или двойных с угловым выступом (рис. 3, Д 2с, С) «скобок», стилизованных головок оленя (рис. 3, Д 3), продольной линии с насечками по одной стороне (рис. 3, Д 4), ритмических коротких параллельных нарезок (рис. 3, Д 5а, Ь) и знаков, напоминающих простейший меандр (рис. 3, 6а, Ь). Вместе с замыкающим внешними линиями контура большого прямоугольника эти изображения и образуют единую геометрическую фигуру, напоминающую лабиринт. Три гравировки, две из которых расположены на верхней стороне поделки (рис. 3, А 4, 16), а одна на участке нижней поверхности вблизи дистального конца изделия (рис. 3, А 5), представляют собой скорее «наброски» (часто еле читающиеся) отдельных элементов, подобные тем, что мы видим на законченных изображениях-« лабиринтах». Однако в отличие от последних наброски не имеют общего объединяющего, связующего контура. Несмотря на то, что для построения «лабиринтов» использовался ограниченный набор знаков, нет ни одного случая, когда бы эти изображения повторялись. Комбинации знаков, образующие структуру каждого «лабиринта», очень разнообразны. В пяти случаях при созда-

Рис. 3. Геометрические гравированные изображения (А) со стоянки Дорошивцы III, слой 6 и основные, образующие их знаковые элементы (B, C, D). Прорисовка

нии подобного изображения использовался знак в виде стилизованного изображения головы оленя с двумя выступами сверху, которые, вероятно, передают уши/ рога животного (рис. 3, А 1-6; 4, 1, 2). При этом головка оленя может как органично продолжать линии, образующие «лабиринт» (рис 3, А 2-4, 6), так и выступать самостоятельным знаком (рис. 3, А 1, 5). Небольшой выступ на одном из углов или одной из сторон большого прямоугольника, создающего внешний контур «лабиринта», имеют 5 изображений (рис. 3, А 7-11). И только у трех фигур этот контур образован большим замкнутым прямоугольником (рис. 3, А 12-14).

При всей индивидуальности гравировок-«лабиринтов» общим для них является принцип и техника построения изображения. Создание гравировки, видимо, начиналось с «наброска» - отдельных поперечных насечек, порезов, серий мелких глухих отверстий, намечающих будущее изображение. Иногда перед этим поверхность бивня выравнивалась и полировалась. При разметке будущих изображений мастер ориентировался на систему мельчайших, почти не видимых продольных трещин, которые неизбежно проявляются на поверхности достаточно сухого бивня, подчеркивая конусообразный характер его структуры. Стратиграфия следов свидетельствует о том, что ряд трещин предшествовал гравировкам. Система продольных, сходящихся в направлении дистального конца, линий в некоторых случаях даже предопределила геометрическую форму внешнего контура отдельных изображений-«лабиринтов». Так, все изображения, расположенные вблизи проксимального конца, имеют форму прямоугольников, в то время как изображения, нанесенные на нижнюю поверхность у дистального конца, подтреугольные или трапециевидные (рис. 3, B 3, A 6, 11, 16).

Неудовлетворительная степень сохранности самого изделия делает крайне затруднительным ответ на вопрос об одновременности и последовательности нанесения на него изображений. На сохранившейся поверхности нет ни одного случая наложения прорезанных геометрических элементов друг на друга. Однако на разных участках поверхности поделки имеются изображения, которые могут рассматриваться как незавершенные или только намеченные (рис. 2). На возможную разновременность нанесения гравировок указывает и разная ориентация относительно зрителя зооморфных головок у расположенных рядом друг с другом изображений-«лабиринтов». Если допустить, что положение головы оленя определяло для зрителя ориентацию в пространстве отдельного изображения-«лабиринта», то большинство расположенных рядом друг с другом гравировок не могли являться частями одной общей художественной композиции.

Предмет со стоянки Дорошивцы III с уникальным сочетанием геометрических и зооморфных элементов в настоящее время не имеет аналогов среди образцов орнаментального искусства палеолита Европы. Аналогии можно проследить лишь для отдельных геометрических знаков, использованных в изображениях-«лабиринтах». Не прямые, но близкие этому примеры имеют место в материалах палеолитических стоянок Восточноевропейской равнины - Кирилловской, Обо-лонье, Мезин, Елисеевичи 1, Борщево 2. Так, серии гравировок в виде небольших прямоугольников, крупных квадратов, разделенных на части, внутри которых помещены короткие ритмические нарезки, представлены на бивневых отщепах и

4

Рис. 4. Элементы гравированных изображений на бивневой поделке со стоянки Дорошивцы III, слой 6. 1, 2 - головы оленей; 3 - прямоугольники и тектиформы; 4 - прямоугольники, тектиформы, скобки с выступом, голова оленя, парные короткие параллельные нарезки. Фото

сколах стоянки Елисеевичи 111. Знаки в виде простейшего меандра, а также сам принцип построения изображений-«лабиринтов» обнаруживают определенное сходство с орнаментом-меандром Мезинской стоянки12. Знак в виде продольной линии с короткими насечками по одной стороне известен на стоянках Елисеевичи 113, Борщево 2 (слой 3)14, Кирилловская15 и Оболонь16. Неожиданный круг аналогий, обнаруживается в наскальном палеолитическом искусстве на расположенной далеко от Восточного Прикарпатья территории Франко-Кантабрии, которое датируется временем солютре, раннего и среднего мадлена. Например, знаки в форме прямоугольника известны в гравировках пещер Ляско (Lascaux)17, Лас-Чименеас (Las Chimeneas)18, Сантимаминье (Santimamine)19 и др. Обращает внимание то, что в ряде случаев знак в форме прямоугольника нередко сопровождает изображение животного, в том числе и оленя (как в пещере Ляско). На стенах пещеры Агуас-де-Новалес (Aguas de Novales) в северной Испании изображены не только небольшие прямоугольники - там присутствуют знаки в виде прямоугольника больших размеров с выступом и тремя прямоугольниками, помещенными внутрь него20. Это, пожалуй, самая близкая аналогия изображениям-«лабиринтам» из Дорошивцов III, известная нам. Гравировки в виде прямоугольника с выступом имеются также в пещерах Буху (Buxu)21 и Лас-Чименеас22. Знак в виде продольной линии с насечками по одной стороне зафиксирован в испанской Эль-Кастильо (El Castillo)23 в виде спаренных параллельных коротких линий и двойных с угловым выступом «скобки» - во французской Юсса (Ussat)24.

В заключение еще раз отметим, что орнамент на бивневой поделке со стоянки Дорошивцы III, сочетающий в себе геометрические и зооморфные элементы, является, бесспорно, уникальным. Ни сама орнаментальная композиция, ни ее отдельные элементы не находят сколь-либо близких аналогий в геометрическом искусстве памятников восточного граветта Восточноевропейской равнины, одновременных стоянке Дорошивцы III. Широкие хронологические рамки и обширная география некоторых аналогий, прослеженная для отдельных знаков, образующих орнаментальную композицию на поделке из Дорошивцов III, указывают, скорее, на то, что знаковое искусство является совершенно особым и все еще слабо изученным видом источника в археологии палеолита.

11 Хлопачев 2016, 290-291.

12 Шовкопляс 1965, табл. LII, 2; LIII, 17, 18.

13 Абрамова 1962.

14 Хлопачев 2016, 289.

15 Абрамова 1962, табл. XXXIX, 1; XXXVIII.

16 Ступак и др. 2014, 28, рис. 17.

17 Leroi-Gourhan 2009, 141, fig. 8, 8.

18 Leroi-Gourhan 2009, 149, fig. 13, 141.

19 Leroi-Gourhan 2009, 147, fig. 12, 104.

20 Leroi-Gourhan 2009, 149, fig. 13, 140.

21 Leroi-Gourhan 2009, 141, fig. 8, 9.

22 Leroi-Gourhan 2009, 149, fig. 13, 141.

23 Leroi-Gourhan 2009, 147, fig. 12, 120.

24 Leroi-Gourhan 2009, 141, 142, fig. 8, 12; 9, 73.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова, З.А. 1962: Палеолитическое искусство на территории СССР. М.-Л. (САИ А4-03).

Абрамова, З.А. 2005: Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.

Бозинский, Г. 1999: Региональные различия в символических знаках палеолитического наскального искусства. В сб.: Локальные различия в каменном веке. СПб, 143-148.

Гвоздовер, М. Д. 1985: Орнамент на поделках костенковской культуры. СА 1, 9-22.

Кулаковская, Л., Усик, В. 2013: Палеолит Среднего Поднестровья: новые материалы. В сб.: Г.М. Тощев (ред.), Матерiали мiжнародноï науковог конференцИ' «Пiвнiчне Приазов 'я в епоху кам 'яного вiку — енеолту» до 100^ччя вiд дня народження В.М. Даниленко. Мелгтополь, 93-99.

Ступак, Д.В., Хлопачев, Г.А., Грибченко, Ю.Н., Комар, М.С. 2015: Новая верхнепалеолитическая стоянка Оболоння. Етграветсью пам'ятки Середньго Поднтров'я. Археологический альманах 31, 9-30.

Хлопачев, Г. А. 2006: Бивневые индустрии верхнего палеолита Восточной Европы. СПб.

Хлопачев, Г.А. 2016: Верхний палеолит: образы, символы, знаки. Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН. СПб.

Шовкопляс, И.Г. 1965: Мезинская стоянка. Киев.

Breuil, H. 1952: Quatre cents siècles d'art pariétal. Montignnac (Dordogne).

Kulakovska, L., Usik, V., Haesaerts, P., Ridush, B., Uthmaier, Th., Hauck, Th. 2014: Upper Paleolithic of Middle Dniester: Doroshivtsi III site. Quaternary International 359, 347-361.

Leroi-Gourhan, A. 2009: Lsart parietal. Lagage de la préhistoire. Présentation Marc Groenen. Grenoble.

Leroi-Gourhan, A., Delluc, B., Delluc, G. 1995: Préhistoire de Fart ossidental. Paris.

Marshack, A. 1972: The Roots of Civilization. The cognitive beginnings of man's first art, symbol and notation. New York-St. Louis-San Francisco-Toronto-Mexico-Dusseldorf.

Marshack, A. 1979: Upper Paleolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis. Current Anthropology 20/2, 271-311.

REFERENCES

Abramova, Z.A. 1962: Paleoliticheskoye iskusstvo na territorii SSSR [The Paleolithic Art on the Territory of the USSR]. Moscow-Leningrad. (Svod arkheologicheskikh istochnikov [Corpus of Archaeological Sources] A4-03).

Abramova, Z.A. 2005: Zhivotnoe i chelovek v paleoliticheskom iskusstve Evropy [Animal and Man in the Paleolithic Art of Europe]. Saint Petersburg.

Bosinski, G. 1999: Regional'nye razlichiia v simvolicheskikh znakakh paleoliticheskogo naskal'nogo iskusctva [Regional differences of symbolic signs in the Paleolithic rock art]. In: Lokal'nye razlichiia v kamennom veke [Local Differences in Stone Age]. Saint Petersburg, 143-148.

Breuil, H. 1952: Quatre cents siècles d'art pariétal. Montignnac (Dordogne).

Gvozdover, M.D. 1985: Ornament na podelkakh kostenkovskoi kul'tury [Ornamental Decoration on the Kostyonki Culture Artifacts]. Sovetskaia arkheologiia [SovietArchaeology] 1, 9-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khlopachev, G.A. 2006: Bivnevye industrii verkhnegopaleolita Vostochnoi Evropy [TuskIndustry of the Upper Paleolithic of Eastern Europe]. Saint Petersburg.

Khlopachev, G.A. 2016: Verkhnii paleolit: obrazy, simvoly, znaki. Katalogpredmetov iskusstva malykh form i unikal'nykh nakhodok verkhnego paleolita iz arkheologicheskogo sobraniia

MAE RAN [The Upper Paleolithic: Images, Symbols, and Signs. A catalogue of art objects of small forms and unique finds of the Upper Paleolithic from the MAE RAS Archaeological Collection]. Saint Petersburg.

Kulakovska, L., Usik, V. 2013: Paleolit Srednego Podnestrov'ia: novye materialy [Paleolithic Middle Dniester: new materials]. In: G.M. Tochev (ed.), Materiali mizhnarodnoïnaukovoï konferentsiï "Pivnichne Priazov'ia v epokhu kam'ianogo viku — eneolitu ' do 100-richchia vid dnia narodzhennia V.M. Danilenko [Materials of the international scientific conference "Northern Azov Sea in the Stone Age - Chalcolithic' ' to the 100th anniversary of the birth of V.M. Danilenko]. Melitopol, 93-99.

Kulakovska, L., Usik, V, Haesaerts, P., Ridush, B., Uthmaier, Th., Hauck, Th. 2014: Upper Paleolithic of Middle Dniester: Doroshivtsi III site. Quaternary International 359, 347-361.

Leroi-Gourhan, A. 2009: L'art parietal. Lagage de la préhistoire. Présentation Marc Groenen. Grenoble.

Leroi-Gourhan, A., Delluc, B., Delluc, G. 1995: Préhistoire de Part ossidental. Paris.

Marshack, A. 1972: The Roots of Civilization. The cognitive beginnings of man'sfirst art, symbol and notation. New York-St. Louis-San Francisco-Toronto-Mexico-Dusseldorf.

Marshack, A. 1979: Upper Paleolithic Symbol Systems of the Russian Plain: Cognitive and Comparative Analysis. Current Anthropology 20/2, 271-311.

Shovkoplyas, I.G. 1965: Mezinskaia stoianka [Mezin site]. Kyiv.

Stupak, D.V., Khlopachev, G.A., Gribchenko, Yu.N., Komar, M.S. 2015: Novaia verkhne-paleoliticheskaia stoianka Obolonnia [The New Upper Palaeolithic site Obolonnya].

Epigravets'kipam'iatki Seredn'go Podniprov'ia. Arkheologicheskii al'manakh [Epigravet-tian sites of Middle Dnipro region. Archaeological Almanac] 31, 9-30.

AN ORNAMENTED ARTIFACT FROM DOROSHIVTSI III SITE: CULTURAL, CHRONOLOGICAL CONTEXT AND ARTISTIC FEATURES

Larisa V. Kulakovska1, Gennady A. Khlopachev2, Vitaly I. Usik1

1Institute of Archeology NAS of Ukraine, Kiev, Ukraine

larissa.kulakovska@gmail.com;

vitaly.i.usik@gmail.com

2Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera), Russian

Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia

gakmae@yandex.ru

Abstract. Among the subjects of the Palaeolithic art one can distinguish signs - the geometric figures of a symbolic character. Complicated geometric ornamentation tools, weapons, objects of everyday life, and on fragments of tusks, antler and bones, was widely spread in portable art of Eastern Europe. The present article is devoted to the single find of the kind on the Middle Dniester region at the site Doroshivtsy III site, layer 6 (22 300±100 (GrA)BP). This artefact with a complex geometric ornament can be classified as unique. The intact part of the outer surface of the handicraft is almost completely covered with geometrical images in the form of figures, which have received the conventional names "labyrinths". In total, there are 16 similar images of different degrees of preservation and completeness. Only 13 such "labyrinths" provide independent complete, holistic images. Each of the "labyrinths" is a rectangle, inside which are inscribed several, sometimes connected by one line or successively inscribed into each other, images from bracket-shaped figures with a protrusion in the middle part, rectangles, simple double, single or

double with an angular protrusion "brackets", stylized deer heads, longitudinal line with notches on one side, rhythmically short parallel cuts and signs resembling a meander.

The cultural context of the artefact could be defined as a variant of the Late Gravettian with points, with a hollow one side, different from the Gravettian of Kostenki-Villendorf-Pavlov unity. The ornamental composition on the artefact is unique and finds no analogies in geometric art of the Eastern Gravettian sites of the Russian Plain synchronous with the site Doroshivtsy III.

Keywords: The Upper Paleolithic Age, Eastern Europe, the Gravettian period, Doroshivtsi III site, the portable art, geometric images

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.