Научная статья на тему '«Пятно Роршаха»: консервативная революция в поисках прошлого'

«Пятно Роршаха»: консервативная революция в поисках прошлого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / CONSERVATIVE REVOLUTION / HISTORICAL OBJECTIVITY / FUNDAMENTALISM / LIBERALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобылин И. И.

Статья посвящена проблеме исторической темпоральности в дискурсе современных представителей «консервативной революции». На примере концепции Александра Дугина анализируется сочетание активных и реактивных сил в «экстремистской метафизике», где ориентация на Традицию соединяется с «активным нигилизмом» (Ален де Бенуа) в отношении конкретного прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RORSCHACH INKBLOT»: CONSERVATIVE REVOLUTION IN SEARCH OF THE PAST

The article deals with the historical temporality in the discourse of contemporary rep-resentatives of the «conservative revolution». Using the theory of Alexander Dugin as an ex-ample the author analyzes a combination of active and reactive forces in the «extremist meta-physics», where a focus on the «Tradition» is connected with the «active nihilism» (Alain de Benoist) in respect of a particular past.

Текст научной работы на тему ««Пятно Роршаха»: консервативная революция в поисках прошлого»

Раздел I. Социальная революция: современные теоретические реконструкции

УДК 141

«ПЯТНО РОРШАХА»: КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ПОИСКАХ

ПРОШЛОГО

И.И. Кобылин, Нижегородская государственная медицинская академия (Нижний Новгород,

Россия), e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме исторической темпоральности в дискурсе современных представителей «консервативной революции». На примере концепции Александра Дугина анализируется сочетание активных и реактивных сил в «экстремистской метафизике», где ориентация на Традицию соединяется с «активным нигилизмом» (Ален де Бенуа) в отношении конкретного прошлого.

Ключевые слова: консервативная революция, историческая объективность, фундаментализм, либерализм.

«RORSCHACH INKBLOT»: CONSERVATIVE REVOLUTION IN SEARCH

OF THE PAST

Abstract. The article deals with the historical temporality in the discourse of contemporary rep-resentatives of the «conservative revolution». Using the theory of Alexander Dugin as an example the author analyzes a combination of active and reactive forces in the «extremist meta-physics», where a focus on the «Tradition» is connected with the «active nihilism» (Alain de Benoist) in respect of a particular past.

Keywords: conservative revolution, historical objectivity, fundamentalism, liberalism.

Теоретическая проблематизация революции с неизбежностью затрагивает вопрос исторической темпоральности и ставит исследователя перед парадоксальным отношением, связывающим «учреждающее» Событие и временной порядок. Так, с одной стороны, уже в эпоху Просвещения революция стала мыслиться как «необратимое начинание», открытое непредсказуемому будущему в рамках линейного понимания

w A w

секуляризованной истории. С другой - даже в самых «прогрессистских» революциях работает мощный реверсивный заряд, разворачивание в сторону прошлого. Как справедливо отмечает А. Магун: «<..> Символическое возвращение было средством ретроспективного присвоения собственного прошлого или же отрицания его ради другого начинания, способом "пере-делать" и "пере-создать" историю» [4, с. 42].

Парадоксальная, «закрученная» темпоральность, вообще свойственная революции (и окружающим ее дискурсивным полям), вдвойне присуща такому - уже самому по себе парадоксальному - дискурсу как дискурс «консервативной революции». Возникшее в Германии в 20-е гг. XX века это направление мысли, в лице современных представителей «новых правых» теоретиков (А. де Бенуа во Франции, П. Кребс в Германии, А. Дугин в России) продолжает и сегодня оказывать определенное влияние на мировой политико-идеологический ландшафт [см. 1; 5; 7; 8].

В чем же специфика «революции справа» (Х. Фрайер) и в чем ее отличие от широкого спектра «охранительных» правых идеологий? В своей типологии консервативных течений М. Ремизов указывает, что ключевой чертой революционного консерватизма является воля к «творению из ничего»: «<..> "Экстремистская" метафизика смахнула со стола, вместе с ворохом пожелтевших архивных бумаг, идею исторической объективности, посредством которой политический консерватизм долгое время связывал себе руки» [6, с. 15]. Эта тенденция хорошо прослеживается в позиции Александра Дугина, где ориентация на «Традицию» сочетается с «активным нигилизмом» (А. де Бенуа) по отношению к конкретному прошлому.

В задачу статьи не входит реконструкция противоречивых взглядов Дугина в полном объеме. Для анализа была выбрана лекция, прочитанная им в декабре 2013 г. по приглашению «Партии Великое Отечество» [2]. Текст этой лекции, во многом обусловленный медийным форматом мероприятия, имеет, как представляется, ценность симптома. Если по необходимости конспективно (и несколько вольно) резюмировать основные положения лекции, то складывается следующая картина.

1. Сегодня в обществе существует несомненный запрос на историческое знание - и это чрезвычайно позитивный факт. Однако, пытаясь разобраться в хитросплетениях истории, важно понимать, что никакого объективно-нейтрального субстанциального ядра у нее нет. Так называемые исторические факты ретроактивно конструируются политически ангажированными силами в актуальной борьбе за мировую гегемонию. Прошлое само по себе - не более чем «пятно Роршаха», обретающее связное значение только в ценностно-нагруженной пристрастной интерпретации.

2. Эта релятивность любых исторических построений, отрефлексированная западной теорией, остается слепым пятном общественно-политической мысли в России. Поскольку долгое время здесь господствовал только один - «советский» - исторический нарратив с его претензией на объективность и универсальность, мы оказались обречены на патологическую узость исторического мышления. Уникальность нынешней ситуации в том, что она дает возможность обратить, наконец, внимание на фундаментальную пустоту исторического. Вместо того, чтобы критиковать либеральные «искажения» и «фальсификации», наивно веруя в твердую фактическую основу, подлинно патриотическая историография должна сконструировать собственный «историал», изобрести собственную традицию, создать такую версию прошлого, которая смогла бы послужить оружием в битве за русские интересы на мировой арене.

3. Конструкция, впрочем, производится отнюдь не с нуля. Во-первых, все-таки существует то неструктурированное протоисторическое поле - «пятно Роршаха», которое является объектом грядущей герменевтической экспансии, тем пластичным материалом, из которого будет изготовлен новый «историал». Во-вторых, следует внимательно присмотреться к уже наличествующим репрезентациям российской истории и, прежде всего, к трем из них - дореволюционной монархической, марксистской советского периода и современной либеральной. Простое возвращение ни к первой, ни ко второй невозможно по целому ряду причин. Советский дискурс - действенный и эффективный когда-то -переживает сегодня свою «инерциальную» фазу и не может отвечать насущным созидательным задачам. Монархический еще более далек от нас, еще более архаичен и, как выясняется, не менее идеологизирован: это дискурс специфически «романовский», дающий собственные «сильные» толкования прошлого с позиции определенной династии.

Отсюда негативное отношение к «доромановской» власти (в частности к Ивану Грозному), старообрядчеству, народным движениям. К тому же в формировании этого официального нарратива (как и вообще в формировании русского исторического сознания) активно участвовали европейские историки, а, следовательно, положить его в основу актуального национально-исторического строительства означает вновь попасться в расставленную ловушку, вновь признать ценностно чуждую оптику своей собственной.

4. Как это ни парадоксально, на выручку приходит именно либеральный дискурс. «Нам огромную помощь могут оказать либералы. Потому что сегодня, именно сегодня, тот редкий случай, когда половину работы наши противники за нас сделали» [2]. Делая ставку на индивида как высшую ценность, либеральная идеология (и ее проекция на историю) отвергает все формы коллективной идентичности - расовой, национальной, религиозной, гендерной и, наконец, собственно человеческой. В результате последовательный либерализм выстраивает четкую «метафизическую» систему «абсолютного зла»: антирасизм, космополитизм, атеизм (или произвольный выбор религии), свободное определение гендерной позиции и грядущий трансгуманизм, в качестве предела разрушительного наступления «открытого общества», поддержанного западными разведовательно-аналитическими центрами и военно-промышленным комплексом. Именно перед лицом этой опасности разнородные патриотические силы, до сих пор слишком привязанные к конкретным историческим контекстам (монархисты к дореволюционному, коммунисты к советскому, язычники к дохристианской архаике), оказываются способными к настоящему «историческому творчеству».

Выступление Дугина наглядно показывает, что дискурс «консервативной революции» - это странное сочетание активных и реактивных сил. «Подвешивая» историческую объективность (задействовав при этом весь арсенал западных релятивистских теорий), Дугин демонстрирует ту активную волю, то стремление к «творению из ничего», о которых писал Ремизов. Но, как выясняется, само это «творение» - рабский, «реактивный» негатив либеральной конструкции. В свою очередь, энергия либерализма постоянно питается «фундаменталистским» сопротивлением. В результате, как отмечает С. Жижек: «Либерализм и фундаментализм формируют «тотальность»: структура оппозиции либерализма и фундаментализма такова, что сам либерализм порождает свою противоположность. <..> Проблема либерализма в том, что он не держится сам по себе: в конструкции либерализма чего-то не хватает, он «паразитичен» по своей идее, так как опирается на предполагаемую систему общинных ценностей, которые подрывает своим развитием. Фундаментализм является реакцией - конечно же, ложной, мистифицирующей реакцией - на реальные изъяны либерализма, и поэтому он вновь и вновь порождается либерализмом» [3, с. 246].

Субверсивный жест Дугина рефлексивно обнажает (и здесь он противоположен «старому», либо слишком наивному, либо слишком лицемерному консерватизму) это паразитическое сосуществование с другой - «фундаменталистской» - стороны. «Фундаментализму» и «традиционализму» тоже «чего-то» не хватает, а именно -фундамента и традиции. Более того, «традиционалист» прекрасно знает об этом. «Нехватку» может заполнить только враг, становящийся тем самым лучше любого друга. Виртуальные «традиционные ценности», утратившие разом все остатки «естественности» и «наследуемости», обретают плотность оружия только в ходе борьбы. Либерализм - это такой враг, который лучше любого друга.

Такое взаимопорождение «традиционализма» и либерализма, их вражда-дружба заново ставит вопрос об альтернативе. Если антагонизм «мультикультурной толерантности» и «традиционных ценностей» только усиливает обе позиции, являясь одновременно гарантией незыблемости капиталистического порядка современности, то необходим поиск такой точки зрения, которая бы не занимала одну из борющихся сторон, но прочерчивала новую линию конфронтации. И такой точкой мог бы стать заново продуманный коммунистический проект.

Литература:

1. Вирно П., Кайндль К., Саншайн С. Три текста о новом фашизме. М.: Свободное марксистское издательство, 2011. 36 с.

2. Дугин А. Лекция для Партии Великое Отечество. URL: http://www.youtube.com/watch?v=YMrmk44w-tM (дата обращения: 02.03.2016).

3. Жижек С. Накануне Господина. М.: Издательство «Европа», 2014. 280 с.

4. Магун А. Отрицательная революция. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 416 с.

5. Пленков Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 576 с.

6. Ремизов М. Опыты типологии консерватизма. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/02.pdf (дата обращения 03.03. 2016).

7. Умланд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 116-126.

8. Фрайер Х. Революция справа. - М.: Праксис, 2008. 144 с.

References:

1. Virno P., Kajndl' K., Sanshajn S. Tri teksta o novom fashizme. - M.: Svobodnoe marksistskoe izdatel'stvo, 2011. 36 s.

2. Dugin A. Lekcija dlja Partii Velikoe Otechestvo. URL: http://www.youtube.com/watch?v=YMrmk44w-tM (data obrashhenija: 02.03.2016).

3. Zhizhek S. Nakanune Gospodina. - M.: Izdatel'stvo «Evropa», 2014. - 280 s.

4. Magun A. Otricatel'naja revoljucija. - SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2008. 416 s.

5. Plenkov Ju. Mify nacii protiv mifov demokratii: nemeckaja politicheskaja tra-di-cija i nacizm. SPb.: Izd-vo RHGI, 1997. 576 s.

6. Remizov M. Opyty tipologii konservatizma. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/02.pdf (data obrashhenija 03.03. 2016).

7. Umland A. «Konservativnaja revoljucija»: imja sobstvennoe ili rodovoe ponjatie? // Voprosy filosofii. 2006. № 2. S. 116-126.

8. Frajer H. Revoljucija sprava. - M.: Praksis, 2008. - 144 s.

— • —

Сведения об авторе

Игорь Игоревич Кобылин, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Нижегородская государственная медицинская академия (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.