Научная статья на тему 'Пятая Российская научно-практическая конференция «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект»'

Пятая Российская научно-практическая конференция «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пятая Российская научно-практическая конференция «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект»»

к ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

К. А. Гулин

ПЯТАЯ РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

В период с 25 по 27 января 2006 г. в г. Вологде прошла V Российская научно-практическая конференция «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект», которая была организована Правительством Вологодской области, Отделением общественных наук РАН, Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургским государственным инженерно-экономическим университетом. Сопредседателями конференции являлись губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН академик В.Л. Макаров и руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН академик Д. С. Львов.

ИМ ИЯг f'189fe S

L ¿L

ГУЛИН

Константин Анатольевич — Ш

к.и.н., зам. директора

ВНКЦ ЦЭМИ РАН. ШшШЯШШШ

В качестве основной на конференции была выдвинута идея конкурентоспособности России в сфере социального и экономического развития (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях). На обсуждение этого актуального вопроса и поиск путей решения существующих проблем были направлены пленарные и секционные заседания.

В работе конференции приняли участие академик-секретарь Отделения общественных наук РАН академик В.Л. Макаров, руководитель секции экономики ООН РАН академик Д. С. Львов, председатель ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития России и РАН академик А.Г. Гранберг, руководители и сотрудники региональных институтов РАН экономического профиля, работники научных и образовательных учреждений области, руководители и специалисты федеральных, региональных и местных органов управления, представители промышленных предприятий и организаций социальной сферы. Всего в конференции участвовали около 300 человек, более 100 из них выступили с докладами и сообщениями на пленарных и секционных заседаниях.

Приветственное слово губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева

Открывая конференцию, губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев отметил, что сотрудничество руководства области с ведущими ученьг-ми-экономистами Российской академии наук позволило в сложный период середины 1990-х гг. правильно расставить приоритеты регионального развития, не сделать крупных ошибок. Тем не менее и сегодня, несмотря на то, что область находится в фазе устойчивого роста и перекрыты объемы производства дореформенного периода, в основном сформулированы направления дальнейшего развития региона, изучение мнений специалистов - представителей различных школ

- важно для оценки выбранного курса. В качестве наиболее злободневной проблемы В.Е. Позгалев выделил острую нехватку управленцев, специалистов, инженеров, как результат длительного отсутствия должного внимания к образованию и науке. Это является тормозом для реализации накопленного ныне потенциала с целью серьезного прорыва в экономике, освоения инвестиций.

В докладе председателя Секции экономики Отделения общественных наук РАН академика Д.С. Львова «Миссия России» получили дальнейшее развитие идеи, высказанные на предыдущих конференциях. Для того чтобы достичь уровня жизни европейских стран, необходимо утроить сырьевой потенциал, что принципиально недостижимо. Нужно сформулировать цели, которые могли бы объединить народ для решения долгосрочных проблем социально-экономического развития. Анализируя явление «сверхсмертности» в России, докладчик пришел к выводу о том, что на 73% оно обусловливается двумя феноменами: социальной апатией и социальной агрессией. Создан механизм «самовос-производящейся» бедности: на 1 рубль прироста доходов 60% населения с наименьшими доходами приходится 8 рублей прироста у 20% населения с наиболее высокими доходами. В основе этого лежит ненормальное распределение доходов в пользу наиболее обеспеченных слоев, чего нет

Выступление сопредседателя конференции академика Д-С. Львова

Пленарное заседание в здании Правительства Вологодской области

в развитых странах мира. Отмечена также колоссальная дифференциация регионов страны по параметрам социально-экономического развития и уровня жизни. Для преодоления отмеченных диспропорций необходимо, чтобы природные блага и доход, получаемый от их использования, - общественная рента - стали общественным достоянием. Каждый гражданин России имеет неотъемлемое право на равную долю в рентном доходе, которое реализуется в форме социального дивиденда. Социальный дивиденд - бесплатное и качественное образование и медицинское обслуживание для всех, гарантированная минимальная заработная плата (не менее 3 долл. в час), гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения.

Традиционная региональная направленность тематики конференции предопределила активное обсуждение вопросов развития территорий России. В условиях глобализации все более остро встает вопрос об экономической самостоятельности регионов.

Ключевыми проблемами являются выработка стратегических ориентиров регионального развития и поиск «на местах» внутренних резервов роста.

В докладе директора Департамента регионально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Ю.А. Перелыгина было отмечено, что при действующем механизме сокращения различий в экономическом развитии поляризация меж-ду уровнем жизни граждан в субъектах Федерации только возрастает. Так, 30% средств Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и Федерального фонда регионального развития приходится на Москву и Санкт-Петербург, еще 30% - на десять других регионов, все оставшиеся средства получают остальные субъекты РФ. Кроме того, направления текущего финансирования Правительством РФ в рамках ФАИП на 2005 г. не совпадают с региональными приоритетами, обозначенными в Послании Президента РФ и программных документах Правительства РФ. Логика действий правительства, которые идут «сверху», очень мало совпадает с логикой действий на местах. Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо вернуть стратегический уровень планирования и управления региональным развитием,

Выступление Юи4. Перелыгина

а также выстраивать систему долгосрочного проектирования российского государства.

На недопустимость отсутствия долгосрочной стратегии территориального развития в России указал и председатель ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития и РАН академик А.Г. Гранберг. Он отметил тенденцию роста различий между регионами страны по важней ши м соци а л ьно- экон ом ичес-ким индикаторам. В период с 1999 по 2003 г. соотношение между крайними субъектами РФ по уровню среднедушевого ВРП возросло с 31 до 62 раз. Россия отстает от ЕС по степени интегрированности в два раза, тогда как до 1990 г., напротив, во столько же превосходила его по этому показателю.

Выступление академика АТ. Гранберга

Другой особенностью социально-экономической дифференциации регионов в стране является малое количество тех из них, которые находятся выше среднего уровня по основным макроэкономическим показателям: на каждый такой регион приходится 3,5 региона, находящихся ниже среднего уровня. В этих условиях сложно построить сбалансированную систему бюджетного федерализма. Серьезной

социальной проблемой является увеличение представительства «отстающих» регионов: количество регионов, уровень среднедушевого ВРП в которых составляет менее 50% от среднероссийского показателя, выросло с 9 в 1997 г. до 18 в 2003 г. Поэтому политика формирования «полюсов роста», конкурентных региональных кластеров, создания «регионов-локомоти-вов» должна решаться путем преодоления чрезмерной отсталости, противоречащей задачам развития.

Отсутствие долгосрочной стратегии развития РФ как фактор, существенно ограничивающий результативность региональных стратегий, и как проблема, требующая решения, было отмечено и в докладе директора Института экономики проблем УрО РАН чл.-корр. РАН А.И. Татаркина. Сегодня ключевое место в системе стратегического планирования на любом уровне должна занять задача формирования, удержания и реализации конкурентных преимуществ с целью максимизации доходов (домохозяйств, предприятий, бюджета). Нужно задействовать весь спектр преимуществ: природно-географических, государственно-политических, производственных, социально-экономических (сегодня в большей или в меньшей степени используются преимущества только первой группы). Непременным условием эффективности стратегических планов является организационное обеспечение взаимодействия интересов власти, бизнеса и науки.

Вице-губернатор Ленинградской области, руководитель Центра региональной экономики СПб НЦ РАН и Правительства Ленинградской области д.э.н. Г.В. Двас рассмотрел опыт применения методов теории надежности

для управления региональными экономическими системами. Он сделал вывод о необходимости децентрализации и регионализации управления, смещения центра формирования налоговой > и бюджетной политики на региональный уровень.

Б настоящее время на различных уровнях усиленно обсуждаются вопросы ускорения на основе интенсивных факторов роста темпов экономического развития. Решение этой задачи может лежать как в создании новых форм организации хозяйственной деятельности, так и в активизации существующего научно-технического и инновационного потенциалов российских регионов. Обсуждению данных вопросов на конференции было уделено значительное внимание.

В докладе академика ВЛ. Макарова были освещены проблемы становления экономики знаний в России. Основные из них - низкий уровень инновационной среды и отставание в сфере соответствующего законодательства. Последнее должно бьггь устроено таким образом, чтобы стимулировать людей изобретать. Решение этих проблем, создание системы подготовки инновационных менеджеров будет способствовать становлению в России экономики, основанной на знаниях.

Выступление сопредседателя конференции академика В-А. Макарова

Начальник научно-организационного управления РАН д.э.н. В.В. Иванов, анализируя российский и зарубежный опыт, рассмотрел механизмы инновационного развития локальных территорий, определил типы территорий, имеющих наиболее высокие возможности для инновационного развития, сформулировал условия их государственной поддержки.

По мнению руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН д.э.н. С.Д. Валентея, насущная необходимость инновационного рывка в России сегодня наталкивается на ряд сложных проблем, таких, как методологическая неготовность к этому, отсутствие современного понимания инноваций, слабые возможности регионов для инновационного развития в связи с тем, что они фактически выведены из процесса управления экономикой. С точки зрения автора, при формировании проектов инновационного развития следует исходить из того, что различные регионы в состоянии потребить различные инновации, а также учитывать фактор демографического потенциала территорий.

Перспективы реализации проекта создания особой экономической зоны в коридоре Агломерации «Вологда -Череповец» были рассмотрены в докладе начальника департамента экономики Правительства Вологодской области, зам. губернатора к.э.н.Л.Г.Иог-мана. В рамках этой зоны планируется развивать такие виды деятельности, как производство автомобильных компонентов, металлопереработка, производство электротехнической продукции, стройиндустрия. Объем инвестиций на создание инфраструктуры составит 91,5 млн. евро, ожидаемый

годовой экономический эффект - 145 млн. евро. Предполагается создание особого режима предпринимательской деятельности, который будет заключаться в законодательном обеспечении комфортного административного, режима, предоставлении готовой инфраструктуры, применении льготных налоговых и таможенных режимов.

В докладе директора ВНКЦ ЦЭМИ РАН д.э.н. В.А. Ильина был сделан вывод о том, что, несмотря на ряд мер, предпринимаемых в последние годы правительством области, серьезных изменений в состоянии научно-технического потенциала региона не произошло. Причина состоит в том, что эта сфера пока не стала приоритетом регионального развития. На основании данных проведенного в области экспертного опроса был сформулирован и предложен ряд организационно-управленческих мер, которые должны способствовать ускорению развития научно-технического потенциала (подробно текст выступления будет представлен в следующем выпуске журнала).

Доклад директора ВНКЦ ЦЭМИ РАН д.э.н., профессора В А. Ильина

Состояние и перспективы развития научно-инновационной сферы в высшей школе были освещены в докладах ректоров двух крупнейших вузов области -Череповецкого государственного университета - д.т.н. B.C. Грызлова и Вологодского государственного технического университета - д.т.н. Р.В. Дерягина. Стремясь реализовать значительный научный потенциал, вузы создают систему иннов аци онно-техно логических центров, призванных осуществлять координацию научно-технической деятельности и оказывать помощь в коммерциализации разработок. В то же время ключевой проблемой остается недостаток финансирования вузовской науки, являющийся следствием ее низкой востребованности. В связи с этим создание системы спроса на научно-тех-ническую продукцию исходя из приоритетов развития народнохозяйственного комплекса позволит существенно увеличить вклад вузовской пауки в экономику области.

Ставшая неотъемлемой частью конференции «социальная» проблематика нашла отражение в выступлении заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики д.э.н. А.Е. Суринова, которое было посвящено проблемам измерения и интерпретации индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Несмотря на увеличение в последние пять лет, ИРЧП России является одним из самых низких в Европе из-за крайне короткой продолжительности жизни при довольно высоком индексе образования и среднем уровне ВВП в расчете на душу населения. По мнению докладчика, разработка и реализация национальных или региональных про-

грамм в области образования, здравоохранения, роста экономики с определенными параметрами, позволяющими отслеживать результативность мероприятий, будет способствовать развитию человеческого потенциала «по существу».

Свои доклады на пленарных заседаниях также представили: проректор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета д.э.н. В.В. Пыж; начальник департамента лесного комплекса Вологодской области, заместитель губернатора д.э.н. В.В. Грачев; начальник департамента здравоохранения Вологодской области к.м.н. А.А. Колинько; председатель избирательной комиссии Вологодской области Л.И. Антонова; заведующий Сектором гуманитарных и общественных наук РАН к.и.н. В.К. Егоров ; заместитель главы г. Вологды И.П. Даценко; заместитель мэра г. Череповца С.А. Ананенко; заместитель директора направления Фонда «Институт экономики города» к.э.н. Ю.С. Зайцева.

Высказанные на пленарных заседаниях идеи получили развитие в ходе работы четырех секций, в которых с докладами и сообщениями выступили 90 человек.

Секция 1. Проблемы сохранения и развития человеческого потенциала российских регионов

В рамках секции «Проблемы сохранения и развития человеческого потенциала российских ретонов» рассматривался широкий спектр вопросов уровня жизни, социально-демографического развития и здоровья населения, доступности, эффективности и качества образования, формирования и использования трудового потенциала.

На заседаниях секции «Повышение эффективности реального сектора экономики на основе развития научно-технического и инновационного потенциала» обсуждались вопросы инвестиционной и инновационной сфер деятельности в экономике регионов, формирования промышленной политики и развития научно-технического потенциала, научно-методические аспекты обоснования повышения эффективности реального сектора экономики.

Секция 2. Повышение эффективности реального сектора экономики на основе развития научно-технического и инновационного потенциала

Вопросы пространственного развития и формирования систем расселения, оптимизации управления муниципальным развитием, оценки налогового потенциала на местном уровне, бюджетного обеспечения муници-

Секция 3. Проблемы и перспективы экономической самоорганизации муниципальных образований

Секция 4. Проблемы повышения конкурентоспособности в сферах природопользования и АПК

пальных образований и построения межбюджетных отношений, развития малого предпринимательства были рассмотрены на секции «Проблемы и перспективы экономической самоорганизации муниципальных образований».

Заседания следующей секции -«Проблемы повышения конкурентоспособности в сферах природопользования и АПК» были посвящены обсуждению вопросов совершенствования системы управления аграрной экономикой и процессами природопользования, инвестиционной и инновационной деятельности в этих отраслях, а также повышения эффективности использования природных ресурсов и сельскохозяйственного производства, развития сельской кредитной кооперации, оценки экологического ущерба и снижения его воздействия на окружающую среду.

Б рамках практической составляющей конференции гости нашей области посетили ВНКЦ ЦЭМИ РАН и Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, побы-

вали в г. Великий Устюг, где обсудили проблемы и перспективы реализации проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза».

По итогам работы конференции была принята резолюция, в которую вошли следующие рекомендации:

1. Активизировать разработку стратегических программ социально-экономического развития и интеграции на региональном и муниципальном уровнях, направленных на создание условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики и роста их эффективности, сохранение и укрепление человеческого потенциала.

2. Усилить ориентацию государственной политики на стимулирование экономического развития регионов, улучшение бюджетной самообеспеченности территорий, более широкое использование дифференцированных макроэкономических регуляторов. За счет совокупных средств федерального Центра, субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий обеспечить подъем инвестиционной и инновационной деятельности,

направленной на опережающее развитие техники и технологии, отвечающих стандартам современного научно-технического прогресса.

3. Совершенствовать систему общественного контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления, обеспечивающую достижение целевых параметров социально-экономического развития, повышение ответственности власти за выполнение своих обязательств.

4. При формировании бюджетных обязательств и планировании экономического развития обеспечить переход от стандартов выживания к стандартам развития на основе статьи 7 Конституции РФ; создание условий для преодоления депопуляции и сохранения трудового потенциала -ключевого фактора конкурентоспособности территорий в условиях глобализации.

5. Органам представительной и исполнительной власти, научно-исследовательским учреждениям, высшим учебным заведениям усилить аналитическую, экспертную и организационную деятельность по поиску наиболее эффективных путей ускорения социально-экономического развития регионов.

6. Развивать взаимодействие между органами управления, производством и наукой; более активно распространять опыт научно-технических достижений и инноваций, имеющийся на местах, для максимального использования резервов и возможностей экономического роста и повышения качества жизни населения.

7. Поддержать инициативы Министерства регионального развития

РФ по разработке институциональных и методологических основ стратегии развития регионов России. В рамках соглашения о сотрудничестве между РАН и Министерством регионального развития подготовить и утвердить план совместных работ Министерства и научных организаций региональных отделений и центров РАН.

8. Участники конференции высоко оценивают результаты совместной работы Правительства Вологодской области, администрации г. Вологды, Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета по развитию Научно-образовательного центра на базе Вологодского науч-но-координационного центра ЦЭМИ РАН, и рекомендуют распространить опыт организации соответствующих интегрированных структур науки и образования на другие регионы.

Применительно к Вологодской области было рекомендовано:

О В течение 2006 - 2007 гг. разработать и принять комплексную долгосрочную программу социального развития Вологодской области до 2015 -2025 гг., направленную на сохранение и развитие человеческого потенциала региона, а также повышение его привлекательности для квалифицированных трудовых ресурсов.

О Поддержать идею создания промышленно-производственной особой экономической зоны в Вологодской области, что обусловлено высоким уровнем социально-экономического развития региона и наличием крупнейшего поставщика сырья для метал-лопереработки. Создание особой экономической зоны в регионе призвано

стать точкой роста для развития металлоперерабатывающего и машиностроительного кластера, дать дополнительный импульс развитию высокотехнологичных конкурентоспособных перерабатывающих отраслей в масштабах национальной экономики.

О Поддержать разработку комплексной программы промышленной деятельности и формирования кластерных систем в Вологодской области до 2010 г., определяющей приоритеты промышленной деятельности и направления на создание условий для развития и поддержки промышленности, оптимизации ее состава и структуры и обеспечения занятости населения.

О Для необходимого уровня координации и комплексности решений по развитию научно-технического потенциала предусмотреть создание совета

по развитию научно-технического потенциала региона под председа гель-ством губернатора области (с обеспечивающим механизмом в форме рабочих групп).

О Подготовить в 2006 г. концепцию развития научно-технического потенциала региона до 2015 - 2020 гг., а в 2007 г. - сквозной проект модернизации регионального научно-технического потенциала на 2008; 2009; 2010

- 2015 гг.

О Создать региональный фонд развития научно-технического потенциала (в рамках действующих нормативных актов РФ).

Следующую, шестую, Российскую научно-практическую конференцию «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» планируется провести в 2008 г.

ИТОГИ СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Созвучно итогам прошедшей V Российской научно-практической конференции «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» был задан тон совещанию, которое губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев провел 8 февраля 2006 года - в День российской науки.

Открывая совещание, В.Е. Позгалев поздравил всех участников с Днем российской науки.

Среди выступавших были С.Д. Ва-лентей, руководитель Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН, д.э.н.; Р.В. Дерягин, ректор ВоГТУ, д.т.н., профессор; B.C. Грызлов, ректор ГОУ ЧГУ, д.т.н.; В.Н.Острецов, ректор

ВГМХА им. Н.В. Верещагина; ЛЛ. Малыгин, директор Череповецкого ИМИТ СПбГПУ; Л.Г. Иогман, начальник депар-тамента экономики Правительства Вологодской области, зам. іубернатора, к.э.н.; В.А. Ильин, директор ВНКЦ ЦЭМИ РАН, д.э.н., профессор; Е.Б. Шу-лепов, председатель Вологодского городского отделения СПП, депутат Законодательного Собрания области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.