Вархола М. Пять лет работы Академического общества Михаила Балудянского / М. Вар-хола // Научный диалог. - 2013. - № 1(13) : История. Социология. Экономика. - С. 227-236.
УДК 061.22:371(437.65)+06.055.1+06.058/.06
Пять лет работы Академического общества Михаила Балудянского
Михал Вархола
В статье предлагается обзор основных направлений и результатов деятельности Академического общества Михаила Балудянского от его образования до настоящего времени. Охарактеризованы основные области сотрудничества общества с университетами разных стран, имеющими непосредственное отношение к жизни и деятельности знаменитого ученого и педагога Михаила Балудянского.
Ключевые слова: академическое общество; Михаил Ба-лудянский; сотрудничество; научный журнал; стажировки; международные конференции.
В 2012 году Академическое общество Михаила Балудянского (г. Кошице, Словакия) отметило юбилей - пять лет со дня основания. В работе общества следует выделить следующие направления:
1) исследование деятельности Михаила Балудянского;
2) реализация стажировок для студентов из России, Украины и других стран, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности Михаила Балудянского;
3) организация международных конференций для педагогов, специалистов, студентов и докторантов;
4) издание научного журнала, ориентированного на обмен знаниями между учеными и специалистами университетов разных стран, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности Михаила Балудянского;
5) организация поездок по памятным местам жизненного пути Михаила Балудянского.
За свою работу Академическое общество получило несколько благодарственных писем и наград. Особенно ценны почетные грамоты и дипломы Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины:
- 2007 г. - за особый творческий вклад в совершенствование процесса обучения и воспитания молодежи;
- 2008 г. - за значительный личный вклад и многолетнюю, добросовестную и творческую работу, весомые заслуги при расширении и углублении сотрудничества Украины в области образования и науки;
- 2011 г. - за международное сотрудничество в области образования и науки.
1. Исследование деятельности Михаила Балудянского. Вот
уже пять лет Академическое общество носит имя нашего восточнословацкого земляка, знаменитого педагога, ученого, государственного деятеля конца XVIII - начала XIX века Михала Балудянского (рис. 1), первого ректора Санкт-Петербургского университета, человека, стоящего у истоков Киевского национального университета, профессора и декана университетов в Вишном Варадине (сейчас это город Орадеа, Румыния) и Будапеште, а в молодости выпускника Козицкого и Венского университетов. К сожалению, сегодня очень мало людей знает о том, кем был Михаил Балудянский. Между тем, без сомнения, нельзя не согласиться с доктором наук, профессором Ладиславом Унчовским, который сказал, что «после Анди Вархолы Михаил Балудянский является наиболее яркой личностью русин-
ской национальности из Словакии в мировом маштабе» [Унчовский,
2000, с. 676-693].
Нами собраны материалы о жизни и деятельности Михаила Балудянского. Результаты этой работы были представлены в выступлениях членов Академического общества на многих мероприятиях, конференциях, а также в публикациях, где приводились малоизвестные факты из жизни этого ученого и общественного деятеля.
Академическое общество при поддержке Закарпатского державного университета (Зак-ДУ) подготовило две выставки, посвященные жизненному пути и творчеству Михаила Балудянского (одна находится в Киевском университете права, другая - в Ужгороде в ЗакДУ). Это передвижные выставки, которые побывали в университетах Словакии и Украины. Например, в Винницком торгово-экономическом институте выставка была организована в связи с мероприятием, посвященным успешной адаптации выпускников на месте будущей работы.
Наша работа «Автобиография и творчество Михаила Балудянского в датах» (авторы: Вархола Михал, Дубовицка Ленка) была включена в Словацкую электронную энциклопедию «Знаменитые личности Словакии», в которой до этого времени, к сожалению, о М. Балудянском не упоминалось. Нельзя переоценить значение такой энциклопедии, ср. высказывание нашего президента Ивана Гашпаровича: «Часто мы пренебрегаем знаменитыми личностями по отношению к нашей истории и Словакии вообще, в то
Рис. 1. Михаил Балудянский
время как благодаря также и им человечество знакомится с нашей страной и ее жителями. Именно такие личности - люди, которые способны жить и работать не только для себя, но и для других, приносить пользу всему обществу».
2. Реализация стажировок студентов из разных стран (Украины, России и других) в Словакии. За пять лет по программе Академического общества в Словакии прошли стажировки 376 студентов из украинских университетов (в том числе 308 студентов из Закарпатского государственного университета) и 108 студентов и преподавателей из университетов России. В августе прошлого года мы уже в пятый раз принимали одновременно две группы студентов из России и Украины в рамках стажировки «Карьера начинается сегодня».
Программа стажировки каждый год обновляется, но она всегда ориентирована на повышение эффективности обучающих технологий, в которых реализуется пространственно-временное совмещение процессов обучения, оздоровления и развлечения. Современное построение карьеры молодого человека должно базироваться на следующем: овладение специальностью, знание английского языка, коммуникабельность, физическая активность, психическая уровновешенность.
А) Знание английского языка. Одна из важнейших трудностей, с которыми приходится сталкиваться при обучении студентов в условиях глобальной Европы, заключается в том, что выпускники университетов не умеют хорошо общаться на иностранных языках (такие отзывы поступают особенно часто от иностранных инвесторов). Поэтому в рамках стажировки студенты осваивают курс английского языка, который составлен на основе оценки уровня владения слушателей английским языком, в Европейской языковой школе «Empire». Это крупнейшая языковая школа в Центральной Европе. Используется прямой метод изучения английского языка по разработкам доктора Калана. Непринуждённость обучения
на курсах - причина быстрого прогресса в изучении языка. Языковая подготовка включает 30 часов занятий. По окончании курса выдается сертификат.
Б) Специальность. Из России на стажировки прибывают в основном студенты, осваивающие металлургические специальности и менеджмент. По данным направлениям проводились лекции, круглые столы и экскурсии на металлургическом факультете Кошиц-кого технического университета, на металлургическом комбинате американской компании <Ш^^ее1 Кошице», в технопарке в селе Кехнец (одном из лучших технопарков Словакии, где успешно работают имеющие мировую известность фирмы-производители: 15 заграничных и 4 словацкие), на встрече с представителями Братиславского экономического университета, на встрече с экспрезидентом Словакии господином Рудольфом Шустером, где за круглым столом обсуждались глобальные проблемы сегодняшнего мира.
В) Коммуникабельность. К сожалению, многие студенты имеют затруднения, связанные с недостатком коммуникабельности, вследствие чего снижается эффективность усвоения новых знаний, особенно касающихся информационно-коммуникационных технологий, без которых в настоящее время при построении своей рабочей карьеры им не обойтись. Тренинг коммуникабельности проводится в Кошицком техническом университете на кафедре общественных наук.
Г) Физическая активность. Заметим, что в наших приветственных, поздравительных формулах на первом месте обычно стоит пожелание крепкого здоровья. Действительно, именно здоровье
- основной фактор профессиональной успешности и счастья в личных отношениях. Физическая активность человека благоприятно воздействует на его организм, но в настоящее «быстро текущее», динамичное время чем дальше, тем меньше времени уделяется физической активности. Поэтому мы стараемся организовать стажи-
ровку так, чтобы можно было совместить обучение с активным отдыхом у моря (в кемпинговом лагере «Parco Capraro» на побережье Адриатического моря) или в горах (в самой большой зоне отдыха Словакии в Высоких Татрах: летом - турпоходы, зимой - лыжный спорт), что очень позитивно воспринимается студентами.
Д) Психическая уравновешенность. Кроме активного отдыха у моря и в горах, мы предоставляем участникам стажировки возможность отдыха и посещения экскурсий по Словакии в свободное время. Они могут ближе познакомиться с прекрасной страной под Карпатами, ее обаятельной природой: могучими горами, лесами, полными зверей, реками и озерами, тысячами источников термальной и минеральной воды, пещерами с лечебным микроклиматом. Это страна, где можно психически и физически хорошо отдохнуть, узнать и увидеть много интересного.
3. Организация международных конференций для педагогов, специалистов, студентов и докторантов. Необходимые для сотрудничества контакты появляются главным образом во время международных конференций, на которых мы представляем свою работу.
Проведением международных научно-педагогических конференций наше общество, как соорганизатор, занимается уже пять лет, сразу после открытия общества в 2007 году (главный организатор конференций - Закарпатский государственный университет, Ужгород, Украина). Они проводятся в Словакии два раза в год, в мае и ноябре. В ноябре 2012 года состоялась юбилейная 25-я конференция. Эти мероприятия пользуются довольно большой популярностью (бывает до 100 участников из 7-8 стран). Чем же они отличаются от других конференций? В первую очередь тем, что это научно-педагогические конференции, а значит, их тематика интересна педагогам и специалистам разных научных отраслей и разных специальностей высшего образования. Параллельно с главной конфе-
ренцией обычно проводится студенческая конференция, на которой выступают со своими рефератами студенты и докторанты из разных университетов. Ректор университета из г. Сладковичово в свой первый приезд на конференцию сказал: «Я еще только полчаса на конференции и уже успел переговорить с четырьмя ректорами заграничных университетов - такого еще у меня на конференциях не бывало».
В этом и состоит наша цель: чтобы люди встречались, знакомились и завязывали контакты на основе общих интересов. В настоящее время международное сотрудничество в сфере высшего образования в Словакии (и, наверное, не только в Словакии) развивается по существу на личных контактах. Никто просто так, случайно, не посетит наши университеты и не предложит нам сотрудничество. У нас, к сожалению, не Гарвард и не Оксфорд.
4. Издание научного журнала. В этом году наше Академическое общество выполнило последнее из пяти первоначальных намерений - начало выпускать журнал «Scientific Letters of International Academic Society of Michal Ba-ludansky» - «Научные страницы Международного академического общества Михаила Балудян-ского» (рис. 2). Журнал задуман основателями Академического общества Михаила Балудянско-го как печатное издание для обмена знаниями между учеными и специалистами университетов тех стран, которые имеют отношение к жизни и деятельности Михаила Балудянского. Отдель-
SCIENTIFIC I.MTERS OF INTERNATIONAL ACADEMIC SOCIETY OFMIC'IIAI. BAI.l l>ANSK\
ный номер журнала может быть целиком посвящен публикациям сотрудников определенного университета или факультета. Читататели журнала, таким образом, получат возможность познакомиться с научной работой представленного университета или его подразделения и смогут найти партнеров для сотрудничества. Это как раз является целью нашего журнала.
На сегодняшний день уже изданы выпуски № 1 и № 2 (2012 г.). Выпуск посвящен Винницкому торгово-экономическому институту Киевского национального торгово-экономического университета, который уже 45 лет занимает ведущее место среди экономических учебных заведений своего региона.
Мы не против размещения в нашем журнале работ, которые уже публиковались раньше, но в то время их издание не принесло таких результатов, каких они были достойны. Возможно, тогда еще «не созрело время» для этого, или, можно сказать, «они не оказались в необходимый час в необходимом журнале, а сам журнал не оказался в руках необходимых людей».
Скажете, что это неэтично? Может быть, вы правы. Почти во всех научных журналах принимаются ранее не публиковавшиеся материалы. Но этично ли оставить ценные решения проблем забытыми в запыленных журналах в складских помещениях библиотек или безнадежно потерянными в дебрях современного интернета? С другой стороны, в мудрых изречениях, проверенных веками, можно найти и такое: «Иногда нужно сто раза крикнуть, чтобы тебя один раз услышали», «Новое - это хорошо забытое старое» (а это «старое» необходимо только дополнить новыми разработками, или, как дизайнеры говорят, «вдохнуть в них новую жизнь»).
Мы считаем, что журнал должен осуществлять поиск новых схем, мотивирующих в особенности молодых преподавателей и научных сотрудников, докторантов и студентов, которые еще не заражены «негативными стереотипами»: зачастую их работы значи-
тельны по новизне. Есть один хороший совет: если хочешь сделать что-то большое, сделай это в первые 10 лет!
5. Поездки по местам жизненного пути Михаила Балудян-ского. Наше общество организует поездки по памятным местам, связанным с именем Михаила Балудянского, таким как Вишна Ол-шава (село, где он родился), г. Кошице и г. Вена (где учился), г. Будапешт (где преподавал в университете), г. Прага и курорты, где он встречался с передовыми учеными Чехии, Словакии и других стран Европы.
В этих поездках мы одновременно знакомим участников, особенно из зарубежья, с достопримечательностями родины М. Балудянского - Словакии. Престижный портал для путешественников «Lonely Planet» включил Словакию в число десяти самых привлекательных стран мира, которые в 2013 году стоит посетить (5ое место), а американское телевидение CNN отдало городу Кошице 3-е место среди семи городов мира, самых интересных для туристических поездок в нынешнем году.
Итак, приезжайте к нам в Словакию на конференции, стажировки, экскурсии по памятным местам, связанным с именем М. Балудянского, или для того, чтобы отдохнуть.
Литература
1. Михайленко В. Первый ректор возрожденного университета [Электронный ресурс] / В. Михайленко, П. Юза. - Режим доступа : www. rau.su.
2. Uncovsky L. Z dejin narodneho hospodarstva a ekonomickeho myslenia na Slovensku / L. Uncovsky // Ekonomicky casopis. - Bratislava, 2000. - C. 48.
3. Varchola M. Zivotopis Michala Balud’anskeho v datumoch [Электронный ресурс] / M. Varchola, L. Dubovicka. - Режим доступа : www.osobnosti.sk.
© Вархола М., 2013
Five Years of Work
of Michal Baludansky Academic Society
M. Varchola
The article covers the work of Academic Society of Michal Baludansky since its foundation day and up till now. The author reveals main directions of the society's collaboration with universities in different countries bearing a direct relationship to the life and activities of a famous scientist and teacher Michal Baludansky.
Key words: academic society; Michal Baludansky; collaboration; scientific journal; fieldwork; international conferences.
Вархола Михал, профессор, Кошицкий технический университет, президент Академического общества Михаила Балудянского (г. Кошице, Словакия), [email protected].
Varchola, M., Dr. h. c. prof. h.c. Ing., Ph.D., Technical University of Kosice, President of Academic Society of Michal Baludansky (Kosice, Slovakia), [email protected].