Научная статья на тему 'ПЯТЬ КЛЕЙМ ЖИТИЯ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ИЗ ЧАСТНОГО СОБРАНИЯ - ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.'

ПЯТЬ КЛЕЙМ ЖИТИЯ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ИЗ ЧАСТНОГО СОБРАНИЯ - ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОСТОЛ АНДРЕЙ / ИКОНОГРАФИЯ / ЖИТИЕ АНДРЕЯ / СЦЕНЫ ЖИТИЯ / ЖИТИЙНЫЕ ЦИКЛЫ АПОСТОЛА АНДРЕЯ В ИКОНОПИСИ / РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА / НОВГОРОДСКАЯ ИКОНОПИСЬ 1-Й ТРЕТИ XVIII В / APOSTLE ANDREW / ICONOGRAPHY / LIFE OF ST. ANDREW / HAGIOGRAPHIC CYCLES OF ST. ANDREW IN ICONS / SCENES OF LIFE / RUSSIAN ICON PAINTING OF SYNODAL PERIOD / NOVGOROD ICON PAINTING OF fiRST THIRD OF 18TH CENTUR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устинова Юлия Владимировна

Статья посвящена иконографическому и стилистическому исследованию недавно открытого памятника из частного собрания в Москве. Это пять клейм жития апостола Андрея Первозванного 1-й трети XVIII в., которые являются фрагментами неизвестной житийной иконы (или рамы) святого. Памятник был создан в северо-западных русских землях, предположительно в Новгороде, мастером, знакомым со стилистикой московской Оружейной палаты, но сохраняющим в своем творчестве и местные художественные приемы. Несмотря на неполную сохранность первоначального комплекса, очевидно, что сохранившиеся клейма отличаются оригинальностью иконографического замысла и значительным мастерством художественного исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Устинова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIVE SEALS OF THE LIFE OF ST. ANDREW FROM A PRIVATE COLLECTION AS AN ORIGINAL MONUMENT OF NOVGOROD ICON PAINTING OF THE FIRST THIRD OF THE 18TH CENTURY

This article studies the iconography and stylistics of the newly discovered monument from a private collection in Moscow. These are five seals of the life of Apostle Andrew dated from the first third of the 18th century. They are fragments of an unknown hagiographic icon of the Saint. The monument was created in the North-Western Russian lands, probably in Novgorod, by a master familiar with the style of Moscow Armory but preserving local artistic techniques in his work. The pictorial life cycle of Apostle Andrew has a fairly late origin. It began to be created in Russian Church art only from the middle of the 17th century and gained popularity in modern times, when Apostle Andrew was proclaimed patron of Russia and its fl eet. But even from this time, individual hagiographic icons of the Saint were preserved. This makes each of them a very valuable artefact, contributing to the knowledge of the trends in the development of the life of the Saint. The article pays special attention to the “Russian journey” of the Apostle. The legend of the journey of Apostle Andrew to Russia (to Kiev and even to Novgorod) arose in the early middle ages, but became especially topical in Peter’s era, in connection with the enormous political and cultural transformations. However, the “Crucifixion of Apostle Andrew” was represented in the pre-Peter version of iconography on a straight cross, in contrast to the version of the execution of the Apostle on a diagonal cross which was actively borrowed at this time from Western European art. Despite incomplete preservation, the monument is distinguished by the originality of the iconographic design and considerable skill of artistic performance.

Текст научной работы на тему «ПЯТЬ КЛЕЙМ ЖИТИЯ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ИЗ ЧАСТНОГО СОБРАНИЯ - ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 37. С. 100-122 БОТ: 10.15382Мш^202037.100-122

отдела хранения (научно-фондового) ЦМиАР,

ст. преподаватель кафедры истории

Устинова Юлия Владимировна,

и монументальной живописи

зав. сектором станковой

и теории христианского искусства ПСТГУ

Российская Федерация, 105120, г. Москва, Андроньевская пл., 10

[email protected],

[email protected]

ОШОГО: 0000-0002-0902-1110

Пять клейм жития св. Апостола Андрея из частного собрания — оригинальный памятник

НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.

Аннотация: Статья посвящена иконографическому и стилистическому исследованию недавно открытого памятника из частного собрания в Москве. Это пять клейм жития апостола Андрея Первозванного 1-й трети XVIII в., которые являются фрагментами неизвестной житийной иконы (или рамы) святого. Памятник был создан в северо-западных русских землях, предположительно в Новгороде, мастером, знакомым со стилистикой московской Оружейной палаты, но сохраняющим в своем творчестве и местные художественные приемы. Несмотря на неполную сохранность первоначального комплекса, очевидно, что сохранившиеся клейма отличаются оригинальностью иконографического замысла и значительным мастерством художественного исполнения.

Ключевые слова: апостол Андрей, иконография, житие Андрея, сцены жития, житийные циклы апостола Андрея в иконописи, русская иконопись синодального периода, новгородская иконопись 1-й трети XVIII в.

Осенью 2018 г. в музей имени Андрея Рублева поступил на исследование1 памятник, принадлежащий частному лицу, — заключенные в поздний киот пять иконописных клейм с изображением эпизодов жития св. апостола Андрея Первозванного (ил. 1)2. Он состоит из трех фрагментов: двух вертикальных спилков по два клейма и одного фрагмента меньшего размера в границах одного клей-

1 Выражаю искреннюю признательность реставратору ЦМиАР М. В. Казнову за консультацию о состоянии сохранности авторской живописи памятника.

2 Ю. В. Устинова. Клейма со сценами жития апостола Андрея Первозванного из частного собрания — памятник редкой иконографии первой трети XVIII века // IV Дёминские чтения. Отчетная научная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2018 года, 3—4 апреля 2019 г.: тезисы докладов. М., 2019. С. 94—98; Она же. Причерноморские хождения св. апостола Андрея в памятниках русской иконографии XVII—XVIII вв. // Уваровские Таврические чтения IV «Древности Юга России». Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Севастополь, 12—15 сентября 2019: Материалы международной научной конференции. Севастополь, 2019. С. 183—190. С. 186, ил.

Ю. В. Устинова

Ил. 1. Пять сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIII в. Частное собрание, Москва

ма. Художественные особенности клейм позволяют отнести их к единому комплексу — житийной иконе (или живописной раме) апостола Андрея 1-й трети XVIII в. Памятник был создан в северо-западных русских землях, предположительно в Новгороде, мастером, знакомым со стилистикой Оружейной палаты, но сохраняющим в своем творчестве и местные художественные приемы.

Сюжеты клейм:

1. Апостол Андрей наставляет людей в законе.

2. Пророчество апостола Андрея о свете, который воссияет на Киевских горах.

3. Андрей отправляется вверх по Днепру.

4. Андрей молится о Русской земле и водружает крест на горах Киевских.

5. Распятие апостола Андрея.

Литературные источники, связанные с деяниями апостола Андрея, подробно исследованы А. Ю. Виноградовым3. Иконографии единоличного образа святого в отечественной историографии посвящено несколько статей4. Однако житийная иконография апостола Андрея до настоящего времени не получила широкого освещения, отчасти, видимо, потому, что все сохранившиеся памятники житийной иконографии святого относятся к достаточно поздней — синодальной — эпохе, иконопись которой лишь относительно недавно признана достойной изучения5.

Андрей — апостол из числа двенадцати, первый ученик Христа. К этому факту биографии святого восходит его традиционное именование — Перво-званный6. В Византии апостол Андрей почитался как основатель христианской общины на месте будущего Константинополя, что повышало статус столичной кафедры в притязаниях на первенство между поместными церквями. Развернутое каноническое «Житие Андрея» было создано в IX в. в результате переработки древних текстов Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. В житии, в частности, сообщалось, что во время своего третьего путешествия апостол Андрей, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел

3 Греческие предания о св. Апостоле Андрее / изд. подготовлено А. Ю. Виноградовым. Т. 1: Жития. М., ПСТГУ, 2005; Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования. М., 2013. (ЖЗЛ).

4 Об иконографии апостола Андрея см.: Е. Л. Крупникова, И. В. Сосновцева. Икона «Андрей Первозванный» и литография с видом Грузино // Древнерусское искусство. Новые атрибуции. ГРМ. СПб., 1993. С. 91—96; Квливидзе Н. В. Иконография [апостола Андрея] (в ст.: Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В., Квливидзе Н. В. Андрей Первозванный // ПЭ. Т. 2. М., 2001. С. 370—377); Шалина И. А. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии // Андрей Первозванный — апостол для Востока и Запада: Сборник, посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., 2011. С. 188—203; Устинова Ю. В. Клейма со сценами жития. С. 94—98; Она же. Причерноморские хождения св. апостола Андрея... С. 183—190.

5 Исключение составляет каталожная публикация житийной иконы апостола Андрея из собрания А. И. Анисимовой (ныне — в собрании Фонда икон Андрея Первозванного): Ко-машко Н. И, Саенкова Е. М. Русская житийная икона М., 2007. С. 78—81.

6 Подробнее см.: Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В., Квливидзе Н. В. Андрей Первозванный. С. 370—377.

в Херсонесе (PG. 120. Col. 215—260). Славянский перевод этого текста был выполнен уже в конце XI в., а вскоре на Руси появилось и оригинальное сказание о посещении Андреем русских пределов — «Слово о проявлении Крещения Ру-скыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе Повести временных лет. Согласно ему, апостол Андрей, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотЪ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 7-9) 7.

Несмотря на существование столь благодарной легенды, возводящей основание русской церкви к апостольским временам, почитание Андрея в средневековой Руси, по наблюдениям исследователей, было достаточно сдержанным и даже прохладным8. Симптоматично, что наиболее ранние изображения эпизодов деяний апостола Андрея сохранились не на его житийных иконах, а в составе композиции «Апостольская проповедь» (эта сложная композиция, символизирующая церковное домостроительство, известна в русском искусстве с 1-й пол. XVII в., в нее включались изображения проповедей и страданий ближайших учеников Христа, среди которых был, разумеется, и апостол Андрей) (ил. 2).9 Однако житийные образы святого стали создаваться только с середины

7 Подробный разбор бытовавших на Руси житийных текстов об апостоле Андрее см: Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея в России // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., изд. ББИ, 2008. С. 172-173.

8 По замечанию А. Ю. Виноградова, «на Руси почитание апостола Андрея до начала Нового времени носило в большей степени политический, чем народный характер. Греческие монахи несколько раз привозили в XVII в. в Москву частицы мощей апостола, в т. ч. такие крупные, как руку и большую берцовую кость, однако никакого их значительного почитания не было. Лишь при Василии Шуйском и патриархе Ермогене была переведена с греческого полная служба апостолу, который до этого находился в разряде шестеричных святых. Но, несмотря на это, звонили в день его памяти на Иване Великом по-прежнему, и только в 1632 г. патриарх Филарет приказал звонить по-среднему с благовестом в "Ревут". Характерно, что в 1656 г., всего лишь через двенадцать лет после привоза руки апостола, всенощной апостолу не служили, а патриарх Никон в день его памяти отдыхал» (Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования... С. 405-406.)

9 Наиболее ранний известный пример бытования композиции — роспись дьяконника Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600), в ней представлены только сцены проповедей апостолов. Апостольские страсти вводятся в композицию около середины XVII столетия. Это икона «Апостольская проповедь» из иконостаса придела Трех святителей церкви Воскресения на Дебре в Костроме (Костромская икона XII-XIX вв. М., 2004. Кат. № 77. Ил. 117. С. 509), одноименная икона 1-й пол. — сер. XVII в. из Троицкой церкви села Ненокса (АОМИИ. Инв. № 1663-држ. Опубликована на официальном сайте Архангельского музея. URL: http://arhmuseum.ru/virtual/view/41 ), икона Федора Зубова(?) «Апостольская проповедь» 1660-1662 гг. из церкви Ильи Пророка (ЯМЗ. Инв. № 41527. ИК-406; Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. М., 2013. С. 258 (Приписываемые произведения, п. 8). Атрибуция: Т. Е. Казакевич. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980. С. 40), икона 1668 г. из Проко-пьевского собора в Великом Устюге (Великоустюгский музей-заповедник. Инв. № ИК-16268, см.: Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. М., 2007. С. 58-59). Этот сюжет также есть во фресках галереи церкви Иоанна Богослова в Ростове 1683 г. (Егоров Н. М., священник

Ил. 2. Проповедь и распятие апостола Андрея. Фрагмент иконы «Апостольская проповедь». 1668 г. Из Прокопьевского собора в Великом Устюге.

Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей

XVII столетия. Поводом к их появлению стало, скорее всего, торжественное принесение мощей апостола Андрея с Афона на Русь при царе Алексее Михайловиче и вызванное этим актом усиление почитания святого. С этим временем можно соотнести появление иконы апостола Андрея с 24 клеймами жития из Каргопольского художественного музея 3-й четв. XVII в., которая на данный момент является наиболее ранним выявленным памятником житийной иконографии святого10. Следующим по времени было создано лицевое житие апостола Андрея Первозванного кон. XVII в. (СПб. РНБ, Отдел рукописей. ОЛДП. Е137. Л. 1—93). В нем содержится 81 миниатюра, посвященная деяниям и страданиям апостола, в том числе уникальные иллюстрации к истории хождения апостола Андрея в Город Людоедов (ил. 3)11.

Николай Чернышев, А. Г. Жолонзь. Роспись галерей церкви св. Иоанна Богослова митрополичьего двора Ростова Великого // Искусство христианского мира. II. М.,1998. С. 86—92; Никитина Т. Л. Система росписи церкви Иоанна Богослова ростовского архиерейского дома // Сообщения Ростовского музея. Вып. Х. Ростов, 2000. С. 121).

10 Инв. № КГИАХМ КП 2159. Икона не отреставрирована и не опубликована. Благодарю Н. И. Комашко и М. И. Рягузову за предоставленные фотографии иконы и сведения о ней.

11 «По своему составу житие из ОЛДП. Е137 представляет собой контаминацию нескольких переводных текстов (выдержки из Евангелий, Деяний Андрея и Матфия, "Жития апостола Андрея" Епифания Монаха и "Слова о проявлении крещения Русской земли"), которая, насколько известно на сегодняшний день, имеет параллели лишь в одном списке (не иллюстрированном) — из житийного сборника 1652 г. (Государственный исторический музей. Отдел рукописей. Увар. 1055. Л. 1—115), пожертвованного на помин своих родителей в монастырь Николы на Полисти архиепископом Рязанским и Муромским Мисаилом. См. печатное описание рукописи: Лопарев X. Описание рукописей Императорского общества любителей древней письменности. Ч. I: Рукописи в лист. СПб., 1892. С. 257—258. Еще одним датирующим признаком служит запись на нижнем поле л. 76 (под миниатюрой) — число "7 208" кириллическими буквами. Если предположить, что это дата, и перевести ее с летосчисления от Со-

Ил. 3. Проповедь св. Иоанна Крестителя о Христе. Призвание апостолов Андрея и Петра. Миниатюра лицевого жития апостола Андрея Первозванного. Кон. XVII в. С.-Петербург, РНБ, Отдел рукописей, ОЛДП. Е137. Л. 4.

Очередной всплеск интереса к деяниям апостола относится к рубежу XVII-XVIII вв., когда Петр I провозгласил святого покровителем России и ее новосо-зданного флота12. Последнее породило стойкий интерес к личности и иконографии апостола в Новое время.

творения мира на современное, получим год 1700-й. По крайней мере позднее этого времени рукопись не могла быть создана» (Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования... С. 405-406).

12 Подробнее об этом: Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции на Северо-Западе Руси // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока. С. 228-235; Он же. Орден св. апостола Андрея Первозванного и Андреевский флаг // Там же. С. 176-187; Моторин А. Святые апостолы Андрей и Петр в русской христианской историософии // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока. С. 151-156; Шалина И. Образ апостола Андрея в византийской и древнерусской иконографии. С. 203.

В иконописи петровской эпохи приобрел популярность особый тип иконы с житием, в котором эпизоды из жизни святого вписывались в пейзажный фон, окружающий его фигуру. На иконах такого типа изображение апостола Андрея сопровождали наиболее важные его деяния, чаще всего прибытие «водным путем» по Днепру на Киевские горы и водружение креста, а также мученическая кончина через распятие и погребение. Это икона апостола Андрея нач. XVIII в. из собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного (ранее в собрании В. Бондаренко) (ил. 4)13, две иконы из Русского музея14 (ил. 5), иконы 1-й четв. XVIII в. из Серафимовского собора в Кирове15 и 2-й четв. XVIII в. из ГЭ16.

От XVIII столетия до настоящего времени были известны только три примера изображения развернутых житийных циклов апостола Андрея в иконописи. Первый из них — краткий цикл из семи клейм — размещен на иконе святого 1717 г. из местного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде (ВОКМ) (ил. 6).17 Более пространные циклы из 16 клейм изображены

13 Икона содержит редкое для русского искусства изображение Распятия апостола Андрея на косом кресте вниз головой, восходящее к гравюре Библии Пискатора (И по плодам узнается древо: Иконы XV-XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. Кат. 17. С. 58).

14 «Апостол Андрей Первозванный». Начало XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,0 х 35,3 х 3,0. ДРЖ Б-1384. Икона опубликована на официальном сайте ГРМ. URL: http://restoration. rusmuseum.ru/rest-best-restoration-2014.htm. На иконе запечатлено предание, восходящее к «Письму диаконов и пресвитеров ахейских» и отраженное, в частности, в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, что крест апостола Андрея во время его распятия озарял яркий небесный свет. Вторая икона датируется 1721 г. (см.: Религиозный Петербург. СПб., 2004. С. 30. Ил. 15).

15 Не опубликована. Благодарю Н. И. Комашко за информацию об иконе и Руслана Новосельского (Киров) за присланные фотографии.

16 Святой Андрей Первозванный. Начало XVIII в., дерево, темпера, 35 х 25 х 2,2 см. Инв. № ЭРЖ-2397 (Синай Византия Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века: Каталог выставки. Фонд Св. Екатерины. СПб., 2000. R-98. С. 332).

17 Икона является вкладом вологодского купца Андрея Шапкина (ВОКМ. Инв. И-3024). Состав клейм: 1. Призвание Петра и Андрея; 2. Беседа Петра и Андрея с Христом; 3. Петр и Андрей следуют за Христом; 4. Иисус Христос с Петром и Андреем перед Иоанном Предтечей; 5. Исцеление Андреем жены царевой; 6. Влачение и побиение камнями; 7. Распятие Андрея на кресте. Ныне существующий золотой расчеканенный свет и такие же поля на иконе — след поновления 1863 г. Первоначальный фон был голубым с постепенным высветлением к линии горизонта (см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. Кат. 106).

Ил. 4. Апостол Андрей. Икона. Нач. XVIII в. Собрание икон при поддержке Фонда святого

апостола Андрея Первозванного, Москва (ранее находилась в собрании В. Бондаренко)

Ил. 5 (слева). Апостол Андрей. Икона. Нач. XVIII в. ГРМ, СПб.

Ил. 6 (справа). Апостол Андрей, с житием. Икона. 1717 г. Происходит из местного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде. ВОКМ

на раме с житием Андрея 1-й четв. XVIII в. со вставленной в нее иконой апостола из Свято-Серафимовского собора в Кирове18, а также на житийной иконе апостола Андрея сер. — 3-й четв. XVIII в. из Архангельска (собрание икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, ранее — в собрании А. В. Анисимо-вой) (ил. 7).19

18 Памятник не опубликован. Состав клейм рамы: 1. Христос призывает апостолов Андрея и Петра. 2. Христос отсылает Андрея и Петра на проповедь. 3. Побиение Андрея камнями в Синопе. 4. Приплытие в Византий и проповедь Андрея. 5. Плавание Андрея по водам Понта и благословение Киевских гор. 6. Христос является Андрею со спутниками и посылает их на проповедь в Вифинию, Андрей скрывается в пещере с освобожденными узниками. 7. Андрей исцеляет Сосия, обращает Максимиллу и поставляет Стратоклия в епископы в Патрах. 8. Распятие Андрея на косом кресте. 9. Андрей обличает правителя Эгеата. 10. Андрей на суде у Эге-ата 11 (утрачено). 12. Андрей перед Эгеатом. 13. Бичевание Андрея. 14. Приведение ко кресту и распятие. 15. Люди просят Эгеата снять Андрея с креста. 16. Кончина Андрея (?).

19 Состав клейм иконы: 1. Христос призывает к себе апостолов Андрея и Петра. 2. Андрей пристает к берегу у Киевских гор и предрекает, что здесь воссияет благодать Божия. 3. Исце-

Ил. 7. Апостол Андрей, с житием. Икона. Середина — 3-я четв. XVIIIв. Собрание икон при поддержке фонда Андрея Первозванного (ранее находилась в собрании А. В. Анисимовой)

Состав сцен на перечисленных памятниках восходит к текстам жития апостола, в частности к вошедшему в петровскую эпоху в широкий церковный обиход относительно краткому и емкому тексту из Четьих-миней свт. Дмитрия Ростовского20. Цикл открывали евангельские сцены призвания Христом апосто-

ление и обращение Андреем Сосия в Патрах. 4. Исцеление и обращение Андреем Максимил-лы, жены проконсула Эгеата. 5. Исцеление и обращение Андреем Стратоклия, брата Эгеата, и других многих недужных. 6. Андрей обличает Эгеата в храме, Эгеат ввергает его в темницу. 7. Андрей запрещает народу, желавшему освободить его из темницы, убить Эгеата. 8. Приведение Андрея на суд к Эгеату. 9. Воины Эгеата, меняясь семь раз, бичуют Андрея. 10. Приведение Андрея на распятие. 11. Андрей совлекает с себя ризы и раздает их палачам. 12. Распятие Андрея на косом кресте и возмущение народа. 13. На второй день народ требует снять с креста Андрея. 14. Нисхождение Божественного света на Андрея и его кончина. 15. Снятие тела Андрея с креста и его погребение Максимиллой. 16. Перенесение мощей апостола Андрея из Патр в Константинополь (см.: Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона... С. 78—81. Слово и образ: русские житийные иконы XIV — начала XX века: каталог выставки. М., 2010. С. 44—45. Кат. 13).

20 Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного. Ноябрь, 30. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitry_Rostovsky/zhitya-svjatykh/1059

лов Андрея и Петра, беседы с Христом и отослания апостолов на проповедь. Затем следовали несколько сцен апостольских трудов Андрея, среди которых важное место занимал эпизод «Благословения гор Киевских» (на вологодской иконе эта часть цикла опущена). Значительную часть цикла (более половины) занимало изображение истории мученической кончины апостола в Патрах: «Обращение Макси-миллы и Стратоклия», «Суд у Эгеата» (в нескольких эпизодах), «Бичевание Андрея», «Распятие и страдания апостола на кресте», «Кончина Андрея».

Состояние сохранности изучаемого памятника из частного собрания, представленного в виде случайной выборки пяти из неизвестного нам изначального количества житийных клейм, затрудняет анализ его иконографической программы в целом. Так, сюжет первого клейма — «Андрей наставляет людей в законе» (текст на раскрытой перед апостолом книге: «Внемлите людие мои законъ») (ил. 8) — не имеет прямых аналогов среди известных памятников и может иллюстрировать его проповедь в любом из посещенных апостолом мест. Отсутствие узнаваемых персонажей — Сосия, Максимиллы и Стратоклия — не позволяет напрямую увязать эту сцену с деяниями апостола в Византии или в Патрах, как это было представлено в клеймах рамы из Серафимовского собора и архангельской иконы. Композиционно его решение соответствует схемам, бывшим в ходу у иконописцев школы Оружейной палаты начиная со 2-й пол. XVII в. (ср. с иконой «Проповедь Христа в синагоге» конца XVII в. в МГОМЗ)21.

Обращает внимание явный интерес автора клейм к сюжетам, связанным с «русским путешествием» апостола. Первый из них — «Моление Андрея о русской земле и утверждение креста на горах Киевских» (ил. 9). Особенностью его является то, что апостол изображен здесь трижды: подходящим к горе, утверждающим крест и молящимся Христу о русской земле, причем молится он буквально «на воздусе», что, возможно, символизирует силу его молитвы. Сюжет утверждения креста в Киеве известен в русской иконографии еще с кон. XV в. по миниатюре Радзивилловской летописи. Однако именно в петровское время он много и часто транслируется в церковном искусстве, являясь частью «имперского проекта» Петра I. Это и миниатюра уже упоминавшегося лицевого рукописного сборника с житием Андрея кон. XVII в. (ил. 10), и клейма житийных икон. Характерно, что в развитом житийном цикле житийной иконы Андрея из Карго-

21 Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI—XIX веков. М., 2010. С. 39.

Ил. 8. Андрей наставляет людей в законе.

Клеймо в составе пяти сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIII в. Частное собрание, Москва

Ил. 9. Моление Андрея о русской земле и утверждение креста на горах Киевских.

Клеймо в составе пяти сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIIIв. Частное собрание, Москва

Ил. 10. Апостол Андрей водружает крест на горах Киевских. Миниатюра лицевого жития апостола Андрея Первозванного. Кон. XVII в. С.-Петербург, РНБ, Отдел рукописей, ОЛДП. Е137. Л. 72

польского музея сер. — 3-й четв. XVII в. эпизод утверждения креста на Киевских горах, как ни странно, отсутствует. Нет его и на раме из Серафимовского собора в Кирове начала XVIII в., и на иконе апостола Андрея 1717 г. из Вологды, следовавших, по-видимому, более ранней традиции составления житийных циклов святого. А вот на всех магистральных памятниках петровского и более позднего времени этот эпизод — один из самых значимых (можно вспомнить столичную икону апостола Андрея из Эрмитажа 1-й трети XVIII в. (ил. 11), а также икону с житием сер. — 3-й четв. XVIII в. из собрания икон при поддержке фонда апостола Андрея (бывшее собрание А. В. Анисимовой).

Кроме того, в составе изучаемого памятника присутствует «Пророчество апостола Андрея о свете, который воссияет на Киевских горах» (ил. 12). Этот сюжет позднее нашел отражение на иконе сер. — 3-й четв. XVIII в. из бывшего собрания А. В. Анисимовой (Фонда апостола Андрея), однако там он включен в эпизод водружения апостолом креста. А на изучаемом памятнике откровению о благодатном свете, грядущем озарить русскую землю, посвящено самостоятельное клеймо: апостол Андрей указывает на лучи, которые нисходят из небесного сегмента на высокую гору, толпе восхищенных слушателей.

Пророчество Андрея о будущем величии Русской земли стало особой темой искусства петровской эпохи. Ярким свидетельством ее актуальности слу-

Ил. 11. Апостол Андрей. Икона. Ил. 12. Пророчество апостола Андрея о свете,

1-я треть XVIII в. ГЭ который воссияет на Киевских горах.

Клеймо в составе пяти сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIIIв.

Частное собрание, Москва

жит икона Тихона Филатьева 1705 г. с уникальным сюжетом — «Моление апостола Андрея Богоматери о России и водружение креста на Киевских горах» из храма Трех святителей у Красных ворот в Москве (ил. 13), на которой эпизод утверждения креста и предсказание благодати подкрепляется молением Андрея за Россию Богоматери, почитавшейся исконной заступницей нашего Отечества. Икона ранее публиковалась под несколько иным названием: «Явление Богоматери Андрею на Киевских горах», что вызывало недоумение исследователей, так как эпизод с таким сюжетом в корпусе андреевских сказаний неизвестен. Однако тексты, сопровождающие икону, разъясняют ее посыл. Так, на фоне, рядом с изображением водруженного апостолом на горе креста, размещены вирши следующего содержания: «Святый Андрей восшед на горы Киевския // возрузи крест рекъ пророчески // на сихъ горах воссия есть благодать Божия // имать тут градъ и церкви быти // и крещением всю Россию просветити». А в уста самого Андрея вкладывается рифмованная молитва Богоматери: «Се, Госпоже, Россия Сына Твоего прославляет // И Тебе Владычицу во песнехъ выну восхваляет // Милостию Твоею соблюдай царя и вся люди // И в присно радостну жызнь руководительница буди»22. Еще одна молитва Богоматери помещена в картуше на

22 С 1929 г. икона находится в местном ряду иконостаса московского храма Иоанна Воина на Якиманке (см.: Красилин М. Русская икона XVIII — начала XX в. // История иконопи-

Ил. 13. Тихон Филатьев. Моление апостола Андрея Богоматери о России и водружение креста на Киевских горах. Икона. 1705 г. Происходит из храма Трех святителей у Красных ворот в Москве (ныне — в иконостасе храма Иоанна Воина на Якиманке, Москва)

нижнем поле иконы. Согласно замыслу ее создателя, апостол Андрей перепоручает Богоматери русскую державу, предсказав ее великое будущее и освятив ее пределы водружением креста.

Представленный в третьем клейме эпизод «Апостол Андрей отправляется вверх по Днепру» (ил. 14) уникален для русского искусства XVIII в. Изображение апостола, стоящего на берегу уходящей вдаль реки, сопровождает текст: «И от того пойде по Днепру горе, по прилу...» (рус.: «И от того пошел вверх по Днепру, по [речной] луке (?))23.

Сюжет клейма может иллюстрировать один из двух эпизодов «русской легенды» о хождениях апостола Андрея. Первый — это его путешествие вверх по Днепру от устья в Черном море до будущего Киева, и тогда он хронологически предшествует освящению апостолом Киевских гор и водружению на них креста. Не исключено, однако, что здесь имеется в виду и другое путешествие апостола — вверх по Днепру от Киева в северо-западную Русь. Данный эпизод восходит к так называемому новгородскому преданию, возникшему в XVI столетии, согласно которому апостол Андрей от Киева поднялся вверх по Днепру и достиг новгородских земель и Валаама. В таком контексте следующее клеймо — водружение креста на горе и моление о благословении земли Рус-

ской — может относиться не к Киеву, а к новгородскому Грузино на берегу Волхова, где, согласно «новгородской легенде», апостол Андрей оставил свой жезл, а оттуда отплыл на острова Валаама в Ладожском озере. На высокой скале одного из них святой Андрей воздвиг еще один каменный крест.

си. М., 2002. С. 214, ил. 6; Словарь русских иконописцев. М., 2009. С. 731. П. 19). Благодарю Д. В. Денисова, который выполнил для меня макросъемку этой иконы.

23 ПРИЛУК, ПРИЛУКА — 1. Обрыв речного берега на повороте, в который бьет течение. 2. Место при речной луке, внешняя большая дуга берега при луке, изгиб реки, где имеется прибой течения и берег крут; напротив прилуки — лука, мыс (Самойлов К. И. Морской словарь. М.; Л, 1941).

О жезле, установленном первозванным апостолом на месте будущего села Грузино, упоминается в житии преподобного Михаила Клопского, составленном по благословению новгородского архиепископа Макария в 1537 г. В предисловии к житию отмечено, что после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем бесценное и честное оно сокровище, многоцелебный жезл полагается, о нем же и до день всеми видим есть»24.

Изображение жезла апостола Андрея присутствует на одном из знаковых памятников ранней петровской эпохи — иконе апостола 1690 г. письма Петра Иродионова (ГИМ), принадлежавшей князю Михаилу Андреевичу Волконскому, воеводе и окольничему, участнику петровских походов (ил. 15)25. Композиция образа, явно восходящая к гравюре Библии Пискатора (ил. 16)26, была несколько видоизменена русским иконописцем — мастером Оружейной палаты, в частности дополнена жезлом в правой руке апостола, который в оригинале отсутствовал. Очевидно, изображение новгородской святыни — многоцелебного жезла апостола из Грузино — было важным для заказчика. Напомним, что в нач. XVIII в. к России вернулись приневские и приладожские земли, захваченные Швецией в Смутное время. В эту эпоху «новгородская» легенда, повествующая о хождении апостола Андрея по этим землям, получила особую актуальность и вполне могла найти отражение в иконографии, особенно в памятнике, созданном в этих местах.

Завершающее клеймо жития на представленном памятнике — «Распятие апостола Андрея» (ил. 17). Любопытно, что казнь святого представлена в ико-

24 Подробнее об этом: Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея... С.157—175; Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции... С. 228-235.

25 Андрей Первозванный. 1690 г. ГИМ. 39,8х25,3 см. Из ГМФ. № 168. Надпись на нижнем поле белыми буквами: «Сии пречестный образ написан в тезоименитство рождьшагося, князя Михаилова, сына Андреевича; Волконского. (Анд)рея в. 199 го месяца декемвриа. Писал изограф Петр Иродионов» (Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. С. 307).

26 Библия лицевая, изданная Николаем-Иоанном Пискатором в 1674 г. C рукописными подписями-виршами Мардария Хоникова. НИОР РГБ. Ф. 304. II. № 370. № 370.2. (1-2) (пост. 25-1954 г.). Л. 163. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=2&manuscript=3 70.2&pagefile=370.2-0166

Ил. 14. Андрей отправляется вверх по Днепру. Клеймо в составе пяти сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIII в. Частное собрание, Москва

нографическом варианте, соответствующем еще допетровской традиции: апостол распят не на диагональном, а на прямом кресте, в полном одеянии. Действительно, искусство Византии и средневековой Руси не знало изображения страдания апостола Андрея на диагональном кресте27. В византийском искусстве распятие Андрея изображалось вариативно: на прямом кресте, как на миниатюре Менология Василия II кон. Х — нач. XI в.28 и иконе-минее XII в. с Синая29; на раздвоенном оливковом древе (фреска в минейном цикле собора Пантократора в Дечанском монастыре, сер. XIV в.)30, на прямом кресте вниз головой (миниатюра Минология Димитрия Палеолога 1322—1340 гг., Бодлеан-ская Библиотека Ms. Gr. th. fol. 19r, 31 и икона «Распятие апостола Андрея» Михаила Дамаскиноса из Византийского музея в Афинах32). Древняя Русь представляла казнь апостола более консерва-

Ил. 15. Петр Иродионов. Апостол Андрей. тивно — на прямом кресте вертикальн°.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Икона. 1690 г. Принадлежала князю Так она представлена на костромской

Михаилу Андреевичу Волконскому. иконе «Апостольская проповедь» 1652 г.

ГИМ, Москва из церкви Воскресения на Дебре, на од-

ноименной иконе 1-й пол. — сер. XVII в. из Троицкой церкви села Ненокса (АОМИИ), а также на ряде более поздних реплик этого сюжета в иконописи и монументальных росписях. Аналогично — как распятие на прямом кресте — этот сюжет интерпретирован в клейме житийной иконы апостола Андрея 3-й четв. XVII в. из Каргопольского художественного музея и на миниатюре лицевого жития Андрея конца XVII в. из собрания РНБ

27 Подробнее об этом: Устинова Ю. В. «Распятие апостола Андрея» в церковном искусстве и государственной символике России конца XVII — начала XVIII века: на рубеже эпох // Осень русского Средневековья: Материалы международной конференции. СПБ., ГРМ, апрель 2019 г. (в печати).

28 Опубликована на официальном сайте Библиотеки Ватикана.иИЬ: https://digi.vatlib.it/ view/MSS_Vat.gr.1613/ Р. 215.

29 Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М., 1999. http://icons.pstgu.ru/icon/3249

30 URL: http://www.srpsk0blag0.0rg/Archives/Decani//Church/Pictures/Men0l0gi0n_Calendar/ November/CX4K3489.html

31 Менологий 29 ноября — 1декабря. URL: https://digital.bodleian.ox.ac.uk/inquire/Discover/ Search/#/?p=c+4,t+Ms.%20Gr.%20th.%20f.%201,rsrs+0,rsps+100,fa+,so+ox%3Asort%5Easc,sci ds+,pid+8cd91140-8a4c-4782-9db5-e53cfce0b105,vi+d1c3de80-73d2-45cd-b930-84d2681eb2ea

32 Myrtali Acheimastou-Potamianou. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998. P. 164.

Ил. 16. Страдание апостола Андрея. Гравюра Библии Пискатора. Амстердам, 1674 г. С рукописными подписями-виршами Мардария Хоникова. НИОР РГБ, Фонд 304.II. № 370. № 370.2. (1-2). Л. 163

Ил. 17. Распятие апостола Андрея. Клеймо в составе пяти сцен жития св. Апостола Андрея. 1-я треть XVIII в. Частное собрание, Москва

(л. 88). Кстати, форма креста апостола Андрея не уточнялась и в средневековых житиях Андрея, включая текст Димитрия Ростовского.

В последние десятилетия XVII столетия под влиянием европейских образцов в русское искусство проникает «западный тип» иконографии Андрея — с диагональным крестом (лат. crux decussata)33. Об этом свидетельствует фреска на южной стене храма Рождества Христова в Ярославле 1682—1683 г.34, иконы в составе чина Страстей Апостольских в иконостасах собора Донского монастыря 1680-х гг., ц. Троицы в Останкине 1693 г., храма Трех святителей у Красных ворот в Москве (в храме Иоанна Воина на Якиманке)35, икона «Распятие со страстями апостольскими» Федора Рожнова 1696 г., ММК)36. Однако решающую роль в закреплении именно такого варианта изображения казни апостола в поздней русской иконографии, по-видимому, стал дизайн учрежденного Петром I в 1698—1699 гг. ордена Андрея Первозванного, основным изображением которого был апостол, распятый на кресте Х-образной конфигурации, с аббревиатурой S.A.P.R на четырех концах креста, что расшифровывается как «Sanctus Andreus Patronus Russiae» (лат.) — «Святой Андрей покровитель России»37. Новая для России иконография была, таким образом, мощно поддержана авторитетом императорской власти. С нач. XVIII в. распятие Андрея на диагональном кресте становится магистральной темой в его иконографии.

Впрочем, и в Петровскую эпоху создавались памятники с изображением прямого креста (по преимуществу в провинции)38. Ближайшей аналогией рассматриваемого клейма является миниатюра «Распятие апостола Андрея» лицевого жития апостола кон. XVII в. (л. 88) (ил. 18). В композицию клейма включен уникальный эпизод: изображение впавшего в безумие и погибшего Эгеата — правителя Патры, по приказу которого был мучим и казнен апостол (он представлен лежащим на горке в левой части композиции).

33 Réau L., L'origine de la croix de Saint-André. Mémoires de la Société des Antiquaires de France, 1932. Р. 157-158; Réau L. Saint André // Iconographie de l'art chrétien. Peris, 1958. Т. 3. Р. 76-84. Charlotte Denoël. Saint André: culte et iconographie en France (Ve -XVe siècles). P.: École nationale des chartes, 2004. P. 196-197.

34 Казакевич Т. Е., Рутман Т. А. Церковь Рождества Христова в Ярославле. URL: https:// yarwiki.ru/article/160/cerkov-rozhdestva-hristova-v-yaroslavle

35 Красилин М. М. Черты барокко в русской иконописи XVIII века // Барокко в России. М., 1994. С. 246-247.

36 «Распятие с апостольскими страстями» 1696 г. (ГММК. Инв. Ж264. 1071 соб. 215,5 х 198,5. См: Чубинская В. Г. Икона Федора Рожнова «Распятие с апостольскими страданиями». Опыт символико-аллегорической интерпретации // Всероссийская научная конференция, посвященная 300-летнему юбилею отечественного флота. Труды. Вып. 2. Переславль-Залесский, 1992; Она же. Икона Распятие с апостольскими страданиями» 1697-1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий // ГМЗМК. Материалы и исследования. Вып. XIII: Петр Великий — реформатор России. М., 2001. С. 144-159).

37 Подробнее об ордене см.: Дуров В. А. Ордена России. М., 1993. С. 9-19; Левин С. С., Карпов С. П. Андрея Первозванного орден // ПЭ. Т. 2. С. 408-409; Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции... С. 228-235; Он же. Орден св. апостола Андрея Первозванного и Андреевский флаг // Там же. С.176-187.

38 В частности упомянутая выше вологодская икона апостола Андрея 1717 г. из храма Иоанна Предтечи в Рощенье.

Стилистика живописи клейм восходит к живоподобному стилю, выработанному мастерами московской Оружейной палаты во 2-й пол. XVII в. и растиражированному провинциальными иконописцами в 1-й пол. последующего столетия. Об этом свидетельствует композиционное построение клейм, стремящееся к пространственной многоплановости в пейзаже, имитация световоздушной среды характерной «растяжкой» фона от светлого тона к более насыщенному. К традициям школы Оружейной палаты относится преобладание в колорите зеленых оттенков в сопоставлении с красными и розовыми цветовыми акцентами, особенности личного письма с контрастным высветлением объемов, а также активное использование западноевропейских гравюр в качестве образцов при изображении архитектуры.

В то же время несколько огрубленная и жестковатая манера исполнения, некоторые композиционные просчеты мастера (например, в 4-м клейме, где коленопреклоненный апостол буквально «висит в воздухе») указывают на провинциальное происхождение памятника, вероятнее всего — из северо-восточных русских земель новгородского региона.

Несмотря на то что к началу Нового времени художественная культура Новгорода переживала некоторый упадок, в 1-й пол. XVIII в. в нем было несколько мастеров, работавших в живоподобном стиле. Это были мастера круга священника Григория Алексеева, потомственного иконописца из Тихвина, перебравшегося в Новгород, и его сына Никифора Георгиева, диакона Софийского собо-ра39. Стилистическое сходство с представленным памятником можно проследить в ряде новгородских икон 1-й пол. XVIII в., близких ему по колориту и приемам письма (ил. 19)40.

39 Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. С. 20—21.

40 См., например, икону «Несение Креста» ок. 1716 г. из Антониева монастыря в Новгороде, хранящуюся в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике (см.: Н. И. Комашко. Русская икона XVIII века. Кат. № 158. С. 329. Ил. с. 187), икону Никифора Георгиева «Воскресение Христово» 1729 г. в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике и икону «Собор Новгородских чудотворцев» Григория Алексеева 1728 г. в ГТГ (Там же. С. Кат. № 160. С. 329. Ил. с. 189; Пивоварова Н. В. Икона «Образ новгородских чудотворцев» из собрания Русского музея: вопросы иконографии // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 241—255).

Ил. 18. Распятие апостола Андрея. Миниатюра лицевого жития апостола Андрея Первозванного. Кон. XVIIв. С.-Петербург, РНБ, Отдел рукописей, ОЛДП. Е137. Л. 88

Ил. 19. Григорий Алексеев. Собор Новгородских чудотворцев. 1728 г. Новгород. ГТГ, Москва

Таким образом, пять клейм с изображением эпизодов жития апостола Андрея из частного собрания отличаются оригинальностью иконографического замысла и значительным мастерством художественного исполнения. Остается сожалеть, что памятник сохранился в неполном виде. В его программе явственно прозвучали актуальные в эпоху петровских завоеваний темы русских хождений апостола Андрея. Даже «новгородская» легенда, повествующая о путешествии апостола по северо-западным землям, получила в это время особую тональность и вполне могла найти отражение в иконографии, особенно в памятнике, созданном в этих местах.

Список литературы

Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В., Квливидзе Н. В. Андрей

Первозванный // ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 370-377. Виноградов А. Ю., Грищенко А. И. Апостол Андрей: опыт небиографического исследования. М., 2013. (ЖЗЛ). Греческие предания о св. Апостоле Андрее / Изд. подготовлено А. Ю. Виноградовым.

Т. 1: Жития. М.: ПСТГУ, 2005. Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона М., 2007. Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М., 2006.

Копейкин К. Церковные и народные традиции почитания св. апостола Андрея в России // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 172-173. Красилин М. Русская икона XVIII — начала XX в. // История иконописи. М., 2002. С. Крупникова Е. Л., Сосновцева И. В. Икона «Андрей Первозванный» и литография с видом

Грузино // Древнерусское искусство: Новые атрибуции. ГРМ. СПб., 1993. С. 91-96. Левин С. С., Карпов С. П. Андрея Первозванного орден // ПЭ. Т. 2. С. 408-409. Моторин А. Святые апостолы Андрей и Петр в русской христианской историософии // Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., изд. ББИ, 2008. С. 151-156. Пивоварова Н. В. Икона «Образ новгородских чудотворцев» из собрания Русского музея: вопросы иконографии // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 241-255 Устинова Ю. В. Клейма со сценами жития апостола Андрея Первозванного из частного собрания — памятник редкой иконографии первой трети XVIII века // IV Дёмин-ские чтения. Отчетная научная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2018 года, 3-4 апреля 2019 г.: Тезисы докладов. М., 2019. С. 94-98. Устинова Ю. В. Причерноморские хождения св. апостола Андрея в памятниках русской иконографии XVП—XVШ вв. // Уваровские Таврические чтения IV «Древности Юга России». Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» г. Севастополь, 12-15 сентября 2019: Материалы международной научной конференции. Севастополь, 2019. С. 183-190. Чубинская В. Г. Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697-1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий // ГМЗМК: Материалы и исследования. Вып. XIII: Петр Великий — реформатор России. М., 2001. С. 144-159.

Шалина И. А. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии // Андрей Первозванный — апостол для Востока и Запада: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М., 2011. С. 188-203.

Шкаровский М. Апостол Андрей в исторической и церковной традиции на Северо-Западе Руси //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 228—235.

Шкаровский М. Орден св. апостола Андрея Первозванного и Андреевский флаг //Андрей Первозванный — апостол для Запада и Востока: Сб., посвященный 800-летию перенесения мощей в Амальфи. М.: изд. ББИ, 2008. С. 176—187.

Denoël, Charlotte. Saint André: culte et iconographie en France (Ve-XVe siècles). P.: École nationale des chartes, 2004.

Réau L. L'origine de la croix de Saint-André. Mémoires de la Société des Antiquaires de France, 1932.

Réau L. Saint André // Iconographie de l'art chrétien. P., 1958. Т. 3. Р. 76-84.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 2020. Vol. 37. P. 100-122 DOI: 10.15382/sturV202037.100-122

10 Andronyevskaya Sq., 105120, Moscow, Russian Federation;

Senior Lecturer, Department of History and Theory of Christian Art St. Tikhon's Orthodox University for Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected], [email protected] ORCID: 0000-0002-0902-1110

Julia Ustinova, Head of the Easel and Monumental Painting Sector Scientific and Stock Department of Storage Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art,

Five Seals of the Life of St. Andrew from a Private Collection as an Original Monument of Novgorod Icon Painting of the First Third of the 18th Century

Ju. Ustinova

Abstract: This article studies the iconography and stylistics of the newly discovered monument from a private collection in Moscow. These are five seals of the life of Apostle Andrew dated from the first third of the 18th century. They are fragments of an unknown hagiographic icon of the Saint. The monument was created in the Northwestern Russian lands, probably in Novgorod, by a master familiar with the style of Moscow Armory but preserving local artistic techniques in his work. The pictorial life cycle of Apostle Andrew has a fairly late origin. It began to be created in Russian Church art only from the middle of the 17th century and gained popularity in modern

times, when Apostle Andrew was proclaimed patron of Russia and its fleet. But even from this time, individual hagiographie icons of the Saint were preserved. This makes each of them a very valuable artefact, contributing to the knowledge of the trends in the development of the life of the Saint. The article pays special attention to the "Russian journey" of the Apostle. The legend of the journey ofApostle Andrew to Russia (to Kiev and even to Novgorod) arose in the early middle ages, but became especially topical in Peter's era, in connection with the enormous political and cultural transformations. However, the "Crucifixion of Apostle Andrew" was represented in the pre-Peter version of iconography on a straight cross, in contrast to the version of the execution of the Apostle on a diagonal cross which was actively borrowed at this time from Western European art. Despite incomplete preservation, the monument is distinguished by the originality of the iconographic design and considerable skill of artistic performance.

Keywords: Apostle Andrew, iconography, Life of St. Andrew, hagiographic cycles of St. Andrew in icons, scenes of life, Russian icon painting of Synodal period, Novgorod icon painting of first third of 18th century.

References

Chubinskaia V. (2001) "Ikona 'Raspiatie s apostol'skimi stradaniiami' 1697-1699 godov. Sim-voliko-allegoricheskii zamysel v kontekste istoricheskikh sobytii [Icon "Crucifixion with the Apostolic suffering" of the years 1697-1699. Symbolic and Allegorical Design in the Context of Historical Events], in GosudarstvennyiMuzei-ZapovednikMoskovskiiKreml'. Materialy i issledovaniia, XIII. Petr Velikii — reformatorRossii [State Museum-Preserve of Moscow Kremlin. Materials and research, XIII. Peter the Great, Reformer of Russia]. Moscow. Pp. 144-159 (in Russian).

Denoël, Ch. (2004) Saint André: culte et iconographie en France (V—XVe siècles). Paris.

Komashko N. (2006) Russkaia ikona XVIII veka [Russian Icon of the 18th Century]. Moscow (in Russian).

Komashko N., Saenkova E. (2007) Russkaia zhitiinaia ikona [Russian Icon of Life of Saints]. Moscow (in Russian).

Kopeikin K. (2006) "Tserkovnye i narodnye traditsii pochitaniia sv. apostola Andreia v Rossii" [Church and Folk Traditions of Veneration of St. Andrew the Apostle in Russia], in Andrei Pervozvannyi — apostol dlia Vostoka i Zapada. Sbornik, posviashchennyi 800-letiiu pereneseniia moshchei v Amal'fi [Andrew, the First-Called Apostle for the East and West. Collection of Papers Dedicated to the 800th Anniversary of the Transfer of the Relics in Amalfi]. Moscow. Pp. 172-173 (in Russian).

Krasilin M. (2002) "Russkaia ikona XVIII — nachala XX vekov" [Russian Icon of the 18th — Beginning of the 20th Centuries], in Istoriia ikonopisi [History of Icon Painting]. Moscow. Pp. 211-230.

Krupnikova E., Sosnovtseva I. (1993) "Ikona 'Andrei Pervozvannyi' i litografiia s vidom Gruzino" [Icon "Andrew the First-Called" and Lithography with a View of Gruzino], in Drevnerusskoe iskusstvo. Novye atributsii. GRM[Old Russian Art. New Attributions. State Russian Museum]. St Petersburg. Pp. 91-96 (in Russian).

Levin S., Karpov S. (2001) "Andreia Pervozvannogo orden" [Award ofAndrew the First-Called], in Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 2. Moscow. Pp. 408-409 (in Russian).

Motorin A. (2008) "Sviatye apostoly Andrei i Petr v russkoi khristianskoi istoriosofii" [The Holy Apostles Andrew and Peter in Russian Christian Historiosophy], in Andrei Pervozvannyi — apostol dlia Vostoka i Zapada. Sbornik, posviashchennyi 800-letiiu pereneseniia moshchei v Amal'fi

[Andrew, the First-Called Apostle for East and West. Collection of Papers Dedicated to the 800th Anniversary of the Transfer of the Relics in Amalfi]. Moscow. Pp. 151—156 (in Russian).

Pivovarova N. (2001) "Ikona 'Obraz novgorodskikh chudotvortsev' iz sobraniia Russkogo muzeia: voprosy ikonografii" [Icon "Image of Novgorod Miracle Workers" from the Collection of the Russian Museum: Issues in Iconography], in Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Iskusstvo i restavratsiia [Novgorod and Novgorod Land. Art and Restoration], vol. 4. Veliky Novgorod. Pp. 241—255 (in Russian).

Shalina I. (2008) "Obraz Andreia Pervozvannogo v vizantiiskoi i drevnerusskoi ikonografii" [Image of St. Andrew in Byzantine and Old Russian Iconography], in Andrei Pervozvannyi — apostoldlia Vostoka iZapada. Sbornik, posviashchennyi 800-letiiupereneseniia moshchei vAmalfi [Andrew, the First-Called Apostle for East and West. Collection of Papers Dedicated to the 800th Anniversary of the Transfer of Relics in Amalfi]. Moscow. Pp. 188—203 (in Russian).

Shkarovskii M. (2008) "Apostol Andrei v istoricheskoi i tserkovnoi traditsii na Severo-Zapade Rusi" [Apostle Andrew in the Historical and Ecclesiastical Tradition in the North-West of Russia], in: Andrei Pervozvannyi — apostol dlia Vostoka i Zapada. Sbornik, posviashchennyi 800-letiiu pereneseniia moshchei v Amalfi [Andrew, the First-Called Apostle for East and West. Collection of Papers Dedicated to the 800th Anniversary of the Transfer of Relics in Amalfi]. Moscow. Pp. 228—235 (in Russian).

Shkarovskii M. (2008) "Orden sv. apostola Andreia Pervozvannogo i Andreevskii flag" [Award of St. Andrew the Apostle and St. Andrew's flag], in Andrei Pervozvannyi — apostol dlia Vostoka i Zapada. Sbornik, posviashchennyi 800-letiiu pereneseniia moshchei v Amalfi [Andrew, the First-Called Apostle for East and West. Collection of Papers Dedicated to the 800th Anniversary of the Transfer of Relics in Amalfi]. Moscow. Pp. 176—187 (in Russian).

Réau L. (1932) "L'origine de la croix de Saint-André". Mémoires de la Société des Antiquaires de France, 1932. Pp. 157—158.

Réau L. (1958) "Saint André". Iconographie de l'art chrétien, 3, 76—84.

Ustinova Iu. (2019) "Kleima so stsenami zhitiia apostola Andreia Pervozvannogo iz chastnogo sobraniia — pamiatnik redkoi ikonografii pervoi treti XVIII veka" [Seals with Scenes of Life of Apostle Andrew from a Private Collection as a Monument to Rare Iconography of the First Third of the 18th Century], in IV Deminskie chteniia. Otchetnaia nauchnaia konferentsiia Muzeia imeni Andreia Rublevapo itogam 2018goda, 3—4 aprelia 2019goda. Tezisy dokladov [4th Deminskie Readings. Scientific Conference of Andrey Rublev Museum, April 3—4, 2019. Abstracts]. Moscow. Pp. 94—98 (in Russian).

Ustinova Iu. (2019) "Prichernomorskie khozhdeniia sv. apostola Andreia v pamiatnikakh russkoi ikonografii XVII—XVIII vv." [Black Sea Travels of St. Andrew in the Monuments of Russian Iconography ofthe 17th — 18th Centuries], in Uvarovskie TavricheskiechteniiaIV:«DrevnostiIuga Rossii». Gosudarstvennyi istoriko-arkheologicheskii muzei-zapovednik «Khersones Tavricheskii», Sevastopol', 12—15 sentiabria 2019. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Uvarov Tauric Readings 4: "Antiquities of the South of Russia". State Historical and Archaeological Museum-Reserve "Tauric Chersonesus", Sevastopol, September 12—15, 2019. Materials of the International Conference]. Sevastopol. Pp. 183—190 (in Russian).

Vinogradov A., Grishchenko A. (2013) Apostol Andrei: opyt nebiograficheskogo issledovaniia [Apostle Andrew: an Attempt of a Non-Biographical Study]. Moscow (in Russian).

Vinogradov A. (ed.) (2005) Grecheskie predaniia o sv. Apostole Andree [Greek Legends about St. Andrew the Apostle], vol. 1. Moscow (in Russian).

Vinogradov A., Surguladze M., Anokhina T., Loseva O., Kvlividze N. (2001) "Andrei Pervozvannyi" [Andrew the First-Called Apostle], in Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopaedia], vol. 2. Moscow. Pp. 370—377 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.