Научная статья на тему 'Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева'

Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОННЫЕ ОБРАЗЦЫ / ПРОРИСИ / ИКОНОПИСЬ / РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК / «РОМАНОВСКИЕ ПИСЬМА» / ФЕДОР АРХИПОВСКИЙ / OUTLINE DRAWINGS / ROMANOV-BORISOGLEBSK / ICON PAINTING / THE ROMANOV STYLE / FYODOR ARKHIPOVSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирьянова Светлана Александровна

В статье рассматриваются подписные иконные образцы, принадлежавшие мастерам, имена которых связаны с таким иконописным центром, как Романов-Борисоглебск, из собрания Музея имени Андрея Рублева. Наряду с образцами таких известных мастеров, как Федор Михеев Архиповский, в научный оборот вводятся прориси иконописцев, имена которых были известны только по архивным данным или не связывались ранее с рассматриваемым центром. Иконные образцы из собрания Музея имени Андрея Рублева расширяют знания исследователей об иконографическом репертуаре мастеров Романова-Борисоглебска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outline drawings of Romanov-Borisoglebsk icon painters in Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art collection

The present article is devoted to signed outline drawings, owned by Romanov-Borisoglebsk icon painters, from the collection of Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. Along with samples of such famous master as Fyodor Arkhipovsky, there are some drawings of painters, whose names were known only by archive data, or did not previously associated with the considered center. Oultine drawings from the Museum of Andrey Rublev enrich our knowledge about the iconographic repertoire of the masters from Romanov-Borisoglebsk.

Текст научной работы на тему «Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2012. Вып. 3 (9). С. 112-126

Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

С. А. Кирьянова

В статье рассматриваются подписные иконные образцы, принадлежавшие мастерам, имена которых связаны с таким иконописным центром, как Романов-Борисоглебск, из собрания Музея имени Андрея Рублева. Наряду с образцами таких известных мастеров, как Федор Михеев Архиповский, в научный оборот вводятся прориси иконописцев, имена которых были известны только по архивным данным или не связывались ранее с рассматриваемым центром. Иконные образцы из собрания Музея имени Андрея Рублева расширяют знания исследователей об иконографическом репертуаре мастеров Романова-Борисоглебска.

В последнее время актуальной и вызывающей все больший интерес становится тема исследования «романовских писем» и творчества мастеров этого иконописного центра. В 2010 г. в Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка «Иконы "романовских писем" на Ярославской земле. Тайны и открытия забытой традиции», которая сопровождалась конференцией, посвященной этой теме. В 2011 г. вышла книга-каталог с аналогичным названием, наиболее полно отражающая последние достижения по изучению феномена «романовских писем»1. «Романовская» тема постоянно поднимается в докладах и статьях различных исследователей.

В 2010 г. вышла книга З. П. Морозовой, в которой собраны иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска, хранящиеся в ГИМ2. Изучение иконных образцов очень важно для выявления новых сведений о деятельности иконописцев, об их иконографическом репертуаре, введения в научный оборот новых имен. По словам исследователя И. Л. Хохловой, З. П. Морозова «доказала, что иконные образцы представляют ценнейший источниковедческий материал, так как содержат подписи мастеров, владельческие записи, отметки о заказах и прочие факты, сопутствующие написанию икон»3.

1 Хохлова И. Л. Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли. М., 2011.

2 Морозова З. П. Иконописцы Романова-Борисоглебска: Иконные образцы XVII — начала XIX века из собрания ГИМ. М., 2010.

3 Хохлова. Цит. соч. С. 43.

В ЦМиАР хранится сравнительно небольшая, но интересная коллекция иконных образцов, содержащая в том числе листы с подписями мастеров Романова-Борисоглебска (каталог прилагается).

Самое большое количество образцов из их числа — семь листов — принадлежали Федору Михееву Архи-повскому (Агапову), самому старшему представителю знаменитой романовской династии, обладавшему большой и разнообразной коллекцией прори-сей (кат. 1—7), три из них выполнены на бумаге 2-й пол. XVII в. (кат. 1—3). По-видимому, самым ранним из них является лист с изображением архангела Михаила, попирающего дьявола (кат. 1). Образец «Сцены из жития Иоанна Предтечи (Усекновение главы Иоанна Предтечи; Палач передает главу Саломее; Саломея передает главу Иродиаде)» (кат. 3) очень схож по стилю и близок по времени изготовления к прориси «Иоанн Предтеча. Два житийных клейма», опубликованной З. П. Морозовой и также имеющей подпись Федора Михеева4. Образец из ГИМ представляет собой вытянутый по вертикали лист с изображением клейм «Иоанн Предтеча обличает царя Ирода» и «Иродиа-да и Саломея в палатах». Схожие очертания фигур, характер архитектуры и пропорции позволяют предположить, что образцы из ГИМ и ЦМиАР были сняты с разных клейм одной и той же житийной иконы Иоанна Предтечи.

Сюжет другого иконописного образца с подписью Федора Михеева остается до сих пор неясным (кат. 2). На образце изображены сцены из жития святого (средовек, во всех сценах изображен в рубахе и портах), представленные единым вертикальным фризом без разделения на клейма. В верхней части слева святой припадает к мощам. Действие происходит в деревянном храме с двускатной крышей и небольшой колокольней с двумя колоколами (одним большим и одним поменьше) с навершием в виде трех шатров. В постройке святой припадает к раке, на которой изображен Голгофский крест с орудиями страстей. Над ракой находится икона, на которой изображены двое святых (Зосима и Савватий Соловецкие?). Правее этой сцены показаны труды святого: в верхней части он изображен с поднятым топором, ниже — с лопатой, левой ногой опирается на заступ. В верхнем регистре справа святого благословляет монах. Сцены нижнего регистра отделены от сцен верхнего деревянным забором. В правой части святой

Кат. 1. Архангел Михаил попирает дьявола. 1660-е гг. (датировка по бумаге)

4 Морозова. Цит. соч. Кат. 84, с. 172—173.

Кат. 2. Сцены из жития неизвестного святого. 1660-е гг. (датировка по бумаге)

Кат. 3. Сцены из жития Иоанна Предтечи. 1670-1680-е гг. (датировка по бумаге)

Кат. 4. Распятие Христово. 1774—1788 гг. Кат. 5. Неизвестная святая. 1774—1788 гг. (датировка по бумаге) (датировка по бумаге)

Кат. 6. Богоматерь Казанская. 1799 г. Кат. 8. Ангел Хранитель. Конец XVIII—

(датировка по надписи) начало XIX в. (датировка по бумаге)

возле человека с веслом (договаривается о переправе?). В левой — он в корабле с развевающимся парусом в повороте вправо, в правой руке — весло. Помимо него на корабле еще два человека: один юный, другой средовек. Нами не было найдено близких иконографических аналогий данным сюжетам, образец нуждается в дальнейшем исследовании. Набор сцен может напоминать сюжеты из жития святителя Филиппа, митрополита Московского: его путь в Соловецкий монастырь, поклонение мощам преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, труды в монастыре, благословение его игуменом Алексием. Однако нам известна только одна житийная икона митрополита Филиппа (из церкви святителя Николая «Большой крест» в Москве, кон. XVII в., МГОМЗ5), где из перечисленных сюжетов присутствует только поклонение мощам Зосимы и Савватия Соловецких, причем в этой сцене святой представлен уже в монашеских одеждах.

Таким образом, отсутствие аналогий для сравнения затрудняет идентификацию сюжета данного иконного образца. Однако необходимо отметить, что в кон. XVII в. существовали иконные образцы с житийными сценами митрополита Филиппа. Несколько таких образцов опубликовано в каталоге выставки, посвященной русским святым, из собрания ГРМ6. Представленные на них сюжеты

5 Полякова О. А. Шедевры русской иконописи ХУТ-ХТХ веков. М., 2010. Кат. 27, с. 197-201.

6 Святые земли Русской [Диск-приложение к альбому «Святые земли Русской»]. Кат. 253, 254, с. 287.

«Поругание святого Филиппа, митрополита Московского» и «Исцеление у раки святителя Филиппа» также не имеют иконографических аналогий в иконах и, по мнению автора описания, были сняты с миниатюр7.

Один из образцов Федора Михеева Архиповского («Богоматерь Казанская»8, кат. 6) датирован в соответствии с надписью 1799 г. и является почти точной аналогией (отличается лишь проработка красной охрой) образца того же сюжета из ГИМ9. Надпись на них также аналогична и выполнена одним и тем же почерком, за исключением того, что на образце из ГИМ стоит дата «генваря 26», а на листе из ЦМиАР «генваря 27».

Иконных образцов других представителей династии Архиповских в собрании Музея не выявлено. Остальные листы принадлежали другим мастерам. В частности, на одном листе с изображением Ангела Хранителя (кат. 8) указано имя ученика Федора Михеева Архиповского — Федора Васильева Калашникова, который упоминается на иконных образцах из ГИМ и в архивных документах. З. П. Морозова по материалам коллекции ГИМ отмечает, что «веяние нового времени коснулось и этого мастера — свои листы он подписывает: "Сей рисунок...", а не "Сей образец."; в иконописце как будто "прорастает" художник»10.

7 Святые земли Русской. С. 287.

8 Его упоминает Н. Н. Чугреева в статье: Чугреева Н. Н. Почитание Казанского образа Богоматери в Романове и изображение его в произведениях Романовских мастеров // III Зо-лотаревские чтения. Т. I. Рыбинск, 2010. С. 164—165.

9 Морозова. Цит. соч. Кат. 56, с. 116—117.

10 Там же. С. 15.

Кат. 13. Богоматерь Одигитрия. Вторая Кат. 14. Богоматерь Рудненская. Конец

четверть XIXв. (датировка по надписи) XVIII - начало XIXвв. (датировка по бумаге)

Однако следует отметить, что на обороте образца из ЦМиАР значится надпись «старого» типа: «Сей образецъ федора кала//шникова Т».

Единственный романовский иконописец, помимо мастеров из династии Архиповских, икона с авторской подписью которого известна исследователям, — это Дмитрий Михайлович Козлинский11. Скорее всего, ему принадлежал один из образцов из собрания ЦМиАР с изображением «Богоматери Млекопи-тательницы», хотя в подписи его фамилия искажена (кат. 9).

В собрании Музея есть две прориси мастера, имя которого было известно только по архивным данным, — Африкена Иванова Лисихина (кат. 14-15). На обоих этих листах представлены Богородичные образы — «Богоматерь Рудненская» и «Богоматерь Прибавление ума». О мастере известно то, что он был романовским мещанином. В 1811 г. принял Иван Фадеева Сапожникова «для обучения иконописному греческому мастерству» сроком на шесть лет. В 1830 г. поновил икону Благовещения в Преображенской церкви г. Романова12. Скорее всего, ему приходился братом иконописец Федор Иванов Лисихин13.

11 Хохлова. Цит. соч. С. 60.

12 Шемякин А. И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля ХУИ-ХГХ веков. Ярославль, 2012. С. 89.

13 Хохлова. Цит. соч. С. 65.

Благодаря тексту на оборотной стороне иконного образца к романовским мастерам можно отнести еще одного иконописца, имя которого встречалось на прорисях из собрания ГИМ, но без уточняющих сведений. На образце с изображением Богоматери Одигитрии (кат. 13) содержится пространный текст с указанием даты (1843 г.) и предписанием «изъ романов-борисоглебской ремесленной управы», обращенным к мастеру Филимону Лимонову, «получить денги неотлагательно» с мастеров, учеников, рабочих и подмастерьев и «даставитъ в сто управу нимала медля». В каталоге датированных и подписных иконных образцов З. П. Морозова указывает четыре листа с именем этого мастера14. Помимо образца с пространной надписью, в ЦМиАР хранится еще три листа Филимона

14 Иконные образцы ХУИ — начала ХХ века: Каталог датированных и подписных иконных образцов / Предисл. и сост. З. П. Морозовой. М., 2003. Кат. 102-105. С. 28-29.

Кат. 16. Глава Иоанна Предтечи. Никита Фёдоров Попов. 1845 г. (датировка по надписи)

Кат. 17. Богоматерь Владимирская. Никита Фёдоров Попов. 1851 г. (датировка по надписи)

Кат. 18. Спас Романово-Борисоглебский. 1788-1794 гг. (датировка по бумаге)

Лимонова — «Богоматерь Корсунская», «Богоматерь Тихвинская» и «Умягчение злых сердец» (кат. 10-12).

Также на образцах из ЦМиАР встречается имя Никиты Федорова Попова, не упоминавшегося ранее в числе романовских мастеров. Два образца (кат. 16, 17), 1845 и 1851 гг. соответственно, подписаны «своеручно» Никитой Федоровым Поповым. В одной из надписей он называет себя «рамановъ борисоглебскш ме-щанинъ». Среди мастеров, украшавших один из храмов романовского левобережья, значится Исаак Михайлов Попов15, однако, учитывая распространенность этого прозвища, трудно сказать, были ли они родственниками.

Также следует отметить, что в собрании Музея имеется лист «Спас Романово-Борисоглебский» (кат. 18) — не подписной, но соответствующий распространенной в этом регионе иконографии. Оттиск образца «Христос Вседержитель» (КП 5796) практически идентичен одному из образцов с подписью Федора Ми-хеева Архиповского, опубликованному З. П. Морозовой16, однако образец из ЦМиАР выполнен на бумаге кон. ХУШ — нач. Х1Х вв., тогда как лист из ГИМ датируется 1660 г.

Итак, на данный момент приблизительно 18 листов из собрания ЦМи-АР могли быть выполнены мастерами Романова-Борисоглебска. Они расширяют наши знания об иконографическом репертуаре иконописцев. Также вводятся в научный оборот ранее неизвестные образцы с подписями таких мастеров, как Африкен Лисихин и Федор Попов, а имя мастера Филимона Лимонова связывается с интересующим нас центром. Дальнейшие исследования иконных образцов в музейных коллекциях позволят выявить

15 Хохлова. Цит. соч. С. 65.

16 Морозова. Иконописцы Романова-Борисоглебска... Кат. 15, с. 44-45.

новые сведения о романовских мастерах, открыть новые имена и, возможно, соотнести с образцами определенные иконы.

Список сокращений

ГИМ — Государственный исторический музей, г. Москва ГРМ — Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург МГОМЗ — Московский государственный объединенный музей-заповедник ЦМиАР — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, г. Москва

Ключевые слова: иконные образцы, прориси, иконопись, Романов-Борисоглебск, «романовские письма», Федор Архиповский.

OUTLINE DRAWINGS OF ROMANOV-BORISOGLEBSK ICON

painters in Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art collection

BY S. KlRYANOVA

The present article is devoted to signed outline drawings, owned by Romanov-Borisoglebsk icon painters, from the collection of Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. Along with samples of such famous master as Fyodor Arkhipovsky, there are some drawings of painters, whose names were known only by archive data, or did not previously associated with the considered center. Oultine drawings from the Museum of Andrey Rublev enrich our knowledge about the iconographic repertoire of the masters from Romanov-Borisoglebsk.

Keywords: outline drawings, Romanov-Borisoglebsk, icon painting, the Romanov style, Fyodor Arkhipovsky.

Приложение

Каталог иконных образцов мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства

имени Андрея Рублева

Федор Михеев Архиповский (Агапов):

1. КП 5832, инв. 3255-I.

Иконный образец «Архангел Михаил попирает дьявола». 1660-е гг. (датировка по бумаге).

Бумага, сажа, чернила; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 27,0 х 19,6 см.

В центре листа филигрань «Голова шута» с семью бубенцами (близка к № 417 по Диа-новой17, 1666 г.). На обороте надпись: «сей образецъ Федора Михеева». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

2. КП 5813.

Иконный образец «Сцены из жития неизвестного святого (Святителя Филиппа, митрополита Московского?)». 1660-е гг. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск. Обратный перевод. 25,0 х 15,0 см.

В центре листа инициалы филиграни «M P B» (тип № 1257 по Клепикову18, 1669 г.). На обороте надпись: «сей образецъ// Федора Михеева». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

3. КП 5790, инв. 3242-I.

Иконный образец «Сцены жития Иоанна Предтечи» («Усекновение главы Иоанна

Предтечи»; «Палач передает главу Саломее»; «Саломея передает главу Иродиаде»).

1670-1680-е гг. (датировка по бумаге).

Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Прямой перевод.

12,3 х 19,8 см.

Фрагмент филиграни «Голова шута» (аналогичен № 180 по Диановой19, 1677-1681 гг.). На обороте в верхней части надпись: «Сей образецъ федора Михеева». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

4. КП 5833, инв. 3243-I.

Иконный образец «Распятие Христово». 1774-1788 гг. (датировка по бумаге).

Бумага, сажа, чернила; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 29,2 х 18,7 см.

На листе филигрань — литеры «[Я] М С Я» (Ярославская мануфактура Саввы Яковлева)20.

17Дианова Т. В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Голова шута». М., 1997. № 417, с. 91.

18 Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. М., 1959. № 1257, с. 90.

19Дианова. Цит. соч. № 180, с. 52.

20 Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала XX вв. М., 1978. № 5-7, с. 236.

На обороте надпись: «федора агапова». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

5. КП 3952/121.

Иконный образец «Неизвестная святая». 1774-1788 гг. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 21,6 х 17,2 см.

Фрагмент филиграни «ЯМСЯ» (Ярославская мануфактура Саввы Яковлева). На обороте в центре листа надпись: «Сей образец Федора архтовскова». Из коллекции Г. В. Жидкова. Дар Е. И. Жидковой, 1959 г.

6. КП 5800, инв. 3238-I.

Иконный образец «Богоматерь Казанская». 1799 г. (датировка по надписи).

Бумага, сажа, красная охра; оттиск. Обратный перевод. 16,5 х 12,8 см.

Небольшой фрагмент филиграни «Pro patria».

У нижнего края надпись: «1799 году генваря 27 = федора архиповкаго». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

7. КП 3952/79.

Иконный образец «Апостол Иоанн Богослов». Кон. XVIII — нач. XIX в. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 8,5 х 3,8 см.

На обороте инициалы «в М».

Из коллекции Г. В. Жидкова. Дар Е. И. Жидковой, 1959 г. Федор Васильев Калашников:

8. КП 5798, инв. 3237-I.

Иконный образец «Ангел Хранитель». Кон. XVIII — нач. XIX в. (датировка по бумаге). Бумага, сажа, красная охра; оттиск. Обратный перевод. 17,2 х 9,5 см.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На обороте надпись: «Сей образецъ федора кала//шникова Т». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

Дмитрий Козлинский:

9. КП 3952/70.

Иконный образец «Богоматерь Млекопитательница». Кон. XVIII — нач. XIX в. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск. 8,9 х 9,3 см.

У верхнего края фрагмент филиграни «[...]СЯ» (Ярославская мануфактура Саввы Яковлева или Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева). На обороте надпись: «дмитрея Ккозлининскаго». Из коллекции Г. В. Жидкова. Дар Е. И. Жидковой, 1959 г.

Филимон Лимонов:

10. КП 5792, инв. 3227-1.

Иконный образец «Богоматерь Корсунская». 1788-1794 гг. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 22,0 х 14,8 см.

Небольшой фрагмент филиграни «Герб города Ярославля» (тип № 8 по Клепико-ву21).

На обороте надпись: «филимона лимонова». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

11. КП 5793, инв. 3228-1.

Иконный образец «Богоматерь Тихвинская». 1799-1806 гг. (датировка по бумаге).

Бумага, сажа, чернила; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 19,0 х 14,0 см.

Фрагмент филиграни «Герб города Ярославля» (подобный № 12 по Клепикову22). У нижнего края надпись: «сей рисунокъ // филимона лимоннова». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

12. КП 3952/79.

Иконный образец «Богоматерь Умягчение злых сердец (Семистрельная)». Кон. ХУ111 — нач. Х1Х вв. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 18,5 х 15,9 см.

Под изображением надпись: «сеи рисунокъ филимона лимон[ова] // умяхчение злыхъ сердецъ налип[ной]».

Из коллекции Г. В. Жидкова. Дар Е. И. Жидковой, 1959 г.

13. КП 3952/48.

Иконный образец «Богоматерь Одигитрия». 2-я четв. Х1Х в. (датировка по надписи). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 18,5 х 14,4 см.

Бумага машинного производства. У левого края вверху филигрань с фрагментом даты: «18[...]».

На обороте надпись: «изъ романов-борисоглебской ремесленной // Управы — // Старшина оной м: филимону Лимоннову // предъписате //рекомендуется Вамъ находящихся у здешнихъ//гражданъ исобою занимаящихся мастеровьхъ//чрезъ опись причесть вы-звестность иположе//нные снихъ закономъ с мастера 10р подъмастерь[я] // 5работника 3р и ученика 1р поразщету за 1ю ген-//варскую треть получить денги неотлагательно // и оные присведенш даставитъ в ст управу ни-//мала медля; — марта 9го дня 1843го года; ремесленыи // глава планонъ воронинъ». Из коллекции Г. В. Жидкова. Дар Е. И. Жидковой, 1959 г.

21 Клепиков. Филиграни на бумаге русского производства. № 8, с. 237.

22 Там же. № 12, с. 237.

Африкен Иванов Лисихин:

14. КП 5825, инв. 3289-1.

Иконный образец «Богоматерь Рудненская».

Кон. ХУ111 — нач. Х1Х в. (датировка по бумаге).

Бумага, сажа, темпера (?); оттиск, прорисовка. Обратный перевод.

20.3 х 11,5 см.

Внизу надпись: «левои рисунокъ африкена лисихи[на]». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

15. КП 5849, инв. 3288-1.

Иконный образец «Богоматерь Прибавление ума». Кон. ХУ111 — нач. Х1Х в. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск, прорисовка. Обратный перевод. 22,5 х 15,5 см.

На обороте надпись чернилами: «Сей рисунокъ Африкена // Ивановича Лисихина». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

Никита Федоров Попов:

16. КП 5845, инв. 3246-1.

Иконный образец «Глава Иоанна Предтечи».

1845 г. (датировка по надписи) Никита Федоров Попов. Романов-Борисоглебск. Бумага, сажа, коричневая краска, коричневые чернила; рисунок (?), прорисовка. Обратный перевод. 22,5 х 16,6 см.

Бумага машинного производства.

На нижнем поле надпись: «Сей русунокъ сналъ иподписалъ рамановъ борисо//глебскш ме-щанинъ Никита федоровъ поповъ, //своеручно. 1845го году. Мшя. 7" числа - //Левой -». Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

17. КП 5802, инв. 3232-1.

Иконный образец «Богоматерь Владимирская».

1851 г. (датировка по надписи) Никита Федоров Попов. Романов-Борисоглебск. Графитный карандаш, чернила; рисунок. Обратный перевод.

16.4 х 11,2 см.

Бумага машинного производства.

Под изображением надпись коричневыми чернилами: «Сей рисунокъ снялъ Никита фе//доровъ и подъписалъ своеручьно; 1851го //Года М(с)ца Октября 18го числа».

Неизвестный мастер:

18. КП 5797, инв. 3230-1.

Иконный образец «Спас Романово-Борисоглебский». 1788-1794 гг. (датировка по бумаге). Бумага, сажа; оттиск. Прямой перевод. 22,3 х 16,4 см.

Фрагмент филиграни «Герб города Ярославля» (тип № 8 по Клепикову23). Закуплен в магазине «Мосбуккнига» в 1956 г.

23 Клепиков. Филиграни на бумаге русского производства... № 8. С. 237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.