Научная статья на тему 'Пути взаимодействия высших учебных заведений и производственных организаций'

Пути взаимодействия высших учебных заведений и производственных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / ЭКСПЕРТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ПРАКТИКА / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / "ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ" / ECONOMIC SPURT / EXPERT SYSTEM / EXPERT APPROACH / ACTIVITY APPROACH / PROBLEM-BASED LEARNING / ACADEMIC WORK / PRACTICE / MODEL OF PROFESSIONAL / RATING ASSESSMENT / " / THE TREE OF KNOWLEDGE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаустов Владимир Григорьевич

Статья посвящена вопросам развития системы высшего образования в интересах модернизации экономики страны. Автором рассматриваются негативные процессы, влияющие на развитие экономики страны, в частности, неблагоприятная демографическая ситуация, старение кадров. В статье показана устоявшаяся модель учебного процесса, которая не может быть использована в сложившихся условиях без изменений, представлена обновлённая модель и технология процесса обучения специалистов высшего образования, которое должно иметь практическую направленность и оставаться профессиональным, а также анализируются необходимые условия реализации предлагаемой модели. Важной особенностью обучения в условиях интенсивного роста экономики должна стать кооперация преподавательского состава учебных заведений и инженерно-технического состава, специалистов предприятий и организацийпотребителей подготовленных выпускников вузов. Автор делает вывод о необходимости повышения качества взаимодействия учебных заведений и производственных организаций, поскольку возрастает значение требований к будущему специалисту со стороны работодателей, и рекомендует расширить информационные связи учебных заведений с взаимодействующими предприятиями и организациями, а также предлагает некоторые пути повышения качества образования специалиста путём непосредственного взаимодействия с работодателями и изменения системы отношений между преподавателем и студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS AND INDUSTRIAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the development of higher education system in the interests of modernization of the country´s economy. The author considers the negative trends affecting the development of the national economy, in particular, unfavorable demographic situation, labour aging. The article shows a well-established model of the educational process, which cannot be used without change in these circumstances. The author presents the renovated model and technology of the learning process of higher education experts, which should be action-oriented and remain professional, and analyzes the necessary conditions for the implementation of the proposed model. An important feature of training in the intensive growth of the economy should be the cooperation of the teaching staff of educational institutions with technical staff, experts of enterprises and organizations consumers of prepared graduates. Today employers´ requirements to future specialists are increasing. This makes it necessary to improve the quality of interaction between educational institutions and industrial organizations. The author recommends to extend the information communications of educational institutions with interacting companies and organizations, and offers some ways to improve the quality of training specialist through direct interaction with employers and changes in the system of relations between teacher and student.

Текст научной работы на тему «Пути взаимодействия высших учебных заведений и производственных организаций»

поднять качественный уровень трудовых ресурсов, что может позволить осуществить экономический рывок.

Эти вопросы нашли свое отражение в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 03.12.2015, Государственной программе Российской

Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкуренции» от 15.04.2014 и

6

других документах .

Сегодня в результате неблагоприятной демографической ситуации страна не располагает массовым кадровым резервом в лице подрастающего поколения, а поток мигрантов не решает этих проблем, т.к. несёт в себе малоквалифицированные кадры, испытывающие трудности в использовании русского языка и, следовательно, готовности к обучению, повышению квалификации и переподготовке. В настоящее время существует проблема старения кадров, используемых в экономике, -специалистов с достаточно высокими характеристиками образованности [1].

Следует отметить, что в результате «перекоса» в системе образования, сложившегося в период перехода на коммерческую финансовую основу, появился рынок трудовых ресурсов, характеризующийся невостребованными специалистами: юристами, менеджерами (управленцами общего профиля), экономистами, гуманитариями различных областей знаний [2].

Важной проблемой является также форма современного образования, которая носит характер загрузки в обучаемого того или иного свода знаний фактоописательного характера. Как следствие, выпускники вузов обычно не владеют методологией познания и творчества, которая бы позволяла им самостоятельно выявлять проблемы производств и создавать новую полезную информацию [3].

Быстрое устаревание информации в период трудовой жизни даже одного поколения требует такой системы образования, которая бы научила человека самостоятельно оценивать свою потребность в новых знаниях и навыках, необходимых для успешного осуществления деятельности, самостоятельно находить необходимые знания и осваивать их, а если поиск окажется безрезультатным, то производить необходимые знания и навыки самостоятельно в соответствии с развитием ситуации и заблаговременно [4].

6 Российская Федерация. Президент В.В. Путин. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 (О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки) // Российская газета от 9 мая 2012 г. http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html. (дата обращения 02.02.2016)

Если модернизацию системы образования рассматривать как фактор, оказывающий воздействие на экономику страны, то прежде всего необходимо ответить на вопросы: Что именно в сложившейся системе образования не отвечает требованиям обозримой перспективы? Чему следует учить и как учить для того, чтобы студенты вошли во взрослую жизнь творцами, подготовленными к «вызовам времени»?

Итак, учитывая современное состояние кадрового обеспечения предприятий и его перспективы, можно утверждать, что для быстрого изменения вектора развития экономики требуется корректировка системы образования7.

Для этого необходимо оценить возможности сложившейся образовательной системы, проанализировать используемые модели, методы и средства подготовки специалистов, оценить ресурсы, благоприятные и неблагоприятные факторы обстановки, описать образ необходимой образовательной системы, определить этапы на пути движения к ней и выполняемые задачи, разработать порядок и способы их выполнения, а также сформировать необходимую модель обучения и кадрового обеспечения предприятий (организаций) и запустить новую систему [5].

В рамках обеспечения изменений системы образования необходимо создать единую информационную базу преподавателей и обучаемых, и определенным образом организовать их, запустив механизм повышения квалификаций первых и подготовки вторых. Для этого потребуются координаторы таких усилий в лице управленцев «нового склада», расстановка их на руководящие посты соответствующих структур, а также сосредоточение в интересах образования новой техники, передовых технологий, материально-технических и информационных ресурсов [6].

Успешное выполнение планов массовой подготовки и переподготовки необходимых специалистов будет зависеть от образовательной технологии и избранной модели образовательной деятельности (рис. 1) [4].

Как наилучшим образом достичь целей обучения (результата), управляя процессами, представленными этой моделью с учётом её развития?

Образовательная технология должна обеспечить преподавателей эффективным механизмом передачи специальных знаний и формирования у обучаемых соответствующих умений, для чего необходимо руководствоваться следующими принципами:

7 Письмо Минобрнауки России от 23.03.2016 № ВК-572/07. «О предоставлении льгот педагогическим работникам» // Вестник образования 2016. №7. URL: http://www.vestnik.edu.ru/ZhURNALY/101.html (дата обращения: 02.02.2016).

-подготовка обучаемых должна быть целенаправленной, т.е. ориентированной на реальные потребности экономики;

-все дисциплины должны способствовать овладению определенной специальностью;

Рисунок 1 - Стандартная модель образователъной деятельности этостъю,

должны быть опережающими и приоритетными по отношению к остальным;

-обучаемых следует учить методике как самостоятельной работы, так и в творческих группах;

-творчество обучаемых следует развивать в ходе решения реальных задач значительных масштабов и повышенной сложности, но начинать с простых и понятных;

-проверку знаний обучаемых необходимо преимущественно производить в ходе профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях [7, 8].

В подобных условиях главной фигурой учебного процесса становится стремящийся к знаниям обучаемый, а его познавательная деятельность - главной движущей силой этого процесса. Преподаватель в данном случае выступает в качестве организатора, под руководством которого обучаемые становятся обучающимися. Также повышается значение работодателей, особенно наставников обучаемых.

Специфика подготовки специалистов в рассматриваемых условиях состоит в том, что единых, универсальных и непререкаемых рецептов обучения не будет. Подходы к решению учебных задач будут варьироваться в достаточно широком диапазоне для различных групп специальностей в зависимости от региона и его

специфики, а также опыта преподавателей конкретного учебного заведения и их связей с руководителями и специалистами предприятий (организаций) [9, 10].

Для достижения высоких результатов в обучении специалистов следует также использовать такие современные образовательные технологии, как коллективного взаимообучения, проблемного обучения, интегративные - на основе развития межпредметных и междисциплинарных связей, компьютерные (информационные), дистанционного обучения, игровые - вводящие обучаемых в роль конкретного специалиста [11].

В этой связи могут оказаться востребованными следующие подходы к обучению: экспертный подход, позволяющий, используя знания, умения и опыт квалифицированных специалистов, выработать концепцию обучения, определить основные учебные дисциплины и проводить отбор учебного материала с учётом требований производства, а также прогнозируемых тенденций его развития; деятельностный подход, требующий проведения преподавательским составом всестороннего исследования деятельности специалиста в существующих профессиональных условиях, по результатам которого следует выполнить прогностический анализ накопленного опыта посредством современных информационных технологий. При этом создание совместных коллективов, состоящих из преподавателей и специалистов предприятий конкретного профиля, позволит предотвратить формализм в построении моделей обучения и обеспечит их наиболее полную реализацию (рис. 2).

Рисунок 2 - Перспективная модель образовательной деятельности

В дальнейшем на основе накопленного опыта и знаний в педагогическом коллективе следует активизировать работу по разработке методик обучения с их последующей реализацией как в учебном заведении, так и на производстве в ходе практик. Использование этих подходов потребует от педагогических коллективов непрерывного и продуктивного обмена опытом преподавания, а также использования тесных связей с инженерно-техническим, управленческим и другим составом предприятий (организаций) [12].

В интересах качественной подготовки преподавателей к интенсивному обучению необходимо разработать меры по кооперированию преподавателей, инженерного и управленческого состава предприятий на базе производственных кафедр, технопарков, учебных центров и т.п., создать гибкие и насыщенные информационные базы по основным дисциплинам не только в виде учебников, учебных пособий и учебно-методических разработок, но и технологических карт выполнения конкретных производственных операций, а также стимулировать деятельность преподавателей, активно реализующих подходы к развитию творческого мышления обучаемых и сокращению сроков усвоения ими учебного материала.

Результаты обучения будут зависеть от умения педагогов правильно построить образовательный процесс и достигнуть цели обучения. В ходе своей работы преподавателям следует использовать методику проблемного обучения, заключающуюся в создании критической обстановки (проблемной ситуации), побуждающей обучаемых правильно оценить её и осознать, грамотно сформулировать проблему, вытекающую из данной ситуации, принять обоснованное решение и активно начать его реализацию доступными способами [13, 14].

Наиболее востребованной формой обучения может стать самостоятельная работа обучаемых под руководством преподавателя с использованием экспертов и экспертных систем, которые аккумулируют знания специалистов (экспертов) о конкретной предметной области и должны быть способны предложить решение проблем в форме разумного совета, дать задавшему вопрос понятное объяснение или подсказку.

Возможность создания проблемных ситуаций в обучении возникает при наличии определённой теоретической подготовки обучаемых и формулировке учебного материала в виде заданий. Недостаток времени может потребовать усиления роли обобщающих знаний, синтеза идей и понятий из разных учебных дисциплин,

реализуемых в технологических картах, разрабатываемых педагогическим коллективом при участии инженерно-технического состава предприятий (организаций).

В идеале каждый преподаватель, сам являющийся специалистом в конкретной области, должен ощутить потребность в проведении занятий, развивающих практические умения обучаемых применительно к его специальности. В этой связи преподавателю предъявляются следующие требования: глубокое знание преподаваемого предмета и объекта изучения, владение методикой исследования производственных процессов и средств производства, ориентирование в содержании смежных дисциплин, эрудиция, знание основ психологии, методик обучения, наличие необходимого управленческого и технического опыта, твердая убеждённость в необходимости реализации общественно-государственного заказа на подготовку специалиста [15].

К задачам учебной работы преподавателя в рассматриваемых условиях можно отнести: участие в разработке востребованной модели выпускника, отвечающей конкретным целям работодателей, поддержание и развитие контактов с инженерно-техническим составом предприятий, увеличение информативной емкости содержания занятий за счёт опережающего обучения специальности, мотивация обучаемых к образованию, привитие им желания добывать новые знания, развитие способностей обучаемых осмысливать учебный материал, побуждение обучаемых к самостоятельной работе, приобщение обучаемых к практической деятельности в учебном заведении и на предприятиях, а также развитие у обучаемых инициативы и творческих способностей и в этом плане быть для них образцом.

В рассматриваемых условиях преподавателями могут применяться известные и некоторые другие виды занятий [1]. Особое значение в условиях ограниченного времени на подготовку квалифицированного специалиста приобретают практические занятия, позволяющие в наибольшей степени реализовать принцип связи обучения с конкретными задачами будущей деятельности.

Чтобы подготовка кадров была организована с учётом требований работодателя, а предприятия могли быстро восполнять недостаток квалифицированной рабочей силы, требуются места для практик непосредственно на базе предприятий и организаций. В этом случае студенты прямо с первого курса могут осваивать именно те знания, умения и навыки, которые им будут нужны при работе на современном предприятии. При тесном взаимодействии с предприятиями (организациями) учебное заведение будет готовить для них специалистов, а компании вкладывать средства в обучение студентов.

В результате стоимость обучения будущего сотрудника получается больше, чем субсидия из бюджета, но и качество подготовки становится выше [3].

Особенностью руководства практикой обучаемых на такой базе является то, что содержание разрабатываемых индивидуальных заданий должно согласовываться с представителями предприятий, а инструктажи, расстановка по рабочим местам должна проводиться наставниками с учётом индивидуальных особенностей обучаемых. Построение учебной и производственной практик должно обеспечивать обретение обучающимися опыта выполнения профессиональных видов деятельности, а также стимулировать творческую активность через возможность заработать.

Один и видов деятельности по развитию обучаемого в специалиста будет состоять в его мотивации посредством пробуждения интереса к предстоящей профессиональной деятельности, раскрытии места и роли изучаемой дисциплины в системе профессиональной деятельности и вовлечении обучаемого в работу по созданию востребованной продукции в ходе решения практических задач.

«Делаю, учась, и учусь, делая» - таково должно быть кредо обучаемых. Модель будущего специалиста должна включать в себя умение работать с разнообразными источниками информации, быстрое ориентирование в современной системе источников и осуществление самостоятельного поиска необходимой информации, умение правильно читать, понимая прочитанное, увиденное и услышанное, выделение главного из потока информации и его фиксация, усвоение выделенного содержания, опробованных действий и умение общаться с людьми.

Нужно, чтобы сам обучаемый стремился обрести широкую эрудицию в профессии и в чем-то превзойти своих коллег, друзей по совместной деятельности в увлекающей его области. Необходимо научить его умению планировать самостоятельную работу, своевременному выполнению заданий, стремлению проверять уровень своей подготовки, сравнить себя со «знатоками». Такая трансформация произойдет в том случае, если обучаемый будет сам стремиться делать то, что полезно для становления. Тогда он сможет браться за любое дело, ставить перед собой сложные задачи, не успокаиваться на достигнутом.

Проверку знаний следует использовать для оценки не только результата, но и процесса развития обучаемого, формирования его профессиональных качеств. Результатом контроля успеваемости студента может стать формирование рекомендации к работодателю, которая для любого обучаемого играет важную смыслоопределяющую роль. Внедрение системы рейтинговой оценки уровня

подготовки обучаемых также позволит определённым образом их стимулировать к труду.

Ещё одни аспект успешности образования связан с генерацией и поддержанием устойчивости функционирования учебных коллективов с распределением ролей, которые осуществляют поиск и обработку целевой информации, исследования, опытно-конструкторские разработки, разработку технологий производств, продукции и обеспечения последующих этапов её жизненного цикла. И хотя генераторами идей обычно являются личности, однако реализовать их могут только коллективы, причём исключения носят единичный характер. Если подобных коллективов нет, то их нужно создавать [16].

«Хороших технологий обучения существует ровно столько, сколько существует хороших преподавателей», поэтому преподавателю следует постоянно поддерживать свои знания на уровне современных достижений науки и техники, а участие преподавательского состава в системе повышения квалификации должно быть систематическим, через посещения преподавателем реальных производств и стажировки.

Отсутствие у руководителей образовательных учреждений чётких представлений об ожиданиях работодателей в отношении выпускников в настоящее время является ключевой проблемой. Поэтому проблема их трудоустройства опять же может быть решена посредством развития связей между производительным сектором и учреждениями образования.

Расширение прямых информационных связей с заинтересованными в квалифицированных кадрах организациями, с органами местного самоуправления и организациями, занимающимися трудоустройством граждан, позволит составить более адекватное представление об особенностях региональных рынков труда и образовательных услуг. Собранная и формализованная информация о требованиях к кадрам позволит целенаправленно выделять ресурсы и рационально расходовать бюджетные средства на подготовку специалистов, оптимизирует процесс их подготовки с учётом требований и пожеланий работодателей.

Процесс выработки знаний и их трансформации в прикладные навыки и результаты практической деятельности можно уподобить растущему «дереву познания». В такой метафоре почвой является объективная реальность и вся известная фактология естествознания, обществоведения, прикладных наук; корни дерева -методология познания; ствол - теория управления; крона - вся совокупность

прикладных научных дисциплин, посредством которых решаются те или иные задачи в соответствующих отраслях деятельности; плоды «дерева познания» - получаемые необходимые результаты [2].

Создание единого информационно-обучающего пространства является одним из приоритетных направлений развития учебных заведений высшего образования. В этом плане совместно используемый с предприятиями (организациями) сайт, современная система коммуникационных связей и база данных (знаний) предоставляют возможность участникам взаимодействия получать необходимую информацию в различной форме и обмениваться ею, снимают пространственные барьеры при налаживании контактов, ускоряют распространение опыта и знаний.

Предлагаемые методы, формы, способы обучения, контроля и мотивации обучаемых в совокупности с деятельностью специалистов предприятий (организаций) позволят с достаточной эффективностью осуществлять подготовку студентов, обеспечивать им возможность получения востребованной специальности и требуемой квалификации. Тем самым могут быть реализованы потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, особенно в период их активного развития.

Литература

1. Айтуганов И.М. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия / И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 163-166.

2. Альбакасов А.И. Подготовка кадров для строительной индустрии региона / А.И. Альбакасов, В. А. Гурьева // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 135-139.

3. Батурова Н.В. Формирование социального партнерства «предприятие - вуз» в малых городах региона // Креативная экономика. 2011. № 3. С. 55-58. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15600389 (дата обращения: 02.06.2015).

4. Буйновский Л.Ф. Технология профессионально ориентированного обучения: учеб. пособие для преподавателей вузов / А.Р. Ким, В.А. Киселев; под общ. ред. А.Р. Ким. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», 2010. 322 с. ISBN-7538.

5. Величко М.В., Ефимов В.А., Зазнобин В.М. Экономика инновационного развития. Управленческие основы экономической теории. - СПб, КАУ, 2015. 358 с. URL: http://kobtv.narod.ru/new stat/ekonomika-innovatcionnogo-razvitiia.html (дата обращения: 02.02.2016).

6. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию / Е.А. Корчагин, И.М. Айтуганов, Л.Н. Самолдина, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 138-143.

7. Гузаиров М.Б. Стратегическое сотрудничество вузов и предприятий - залог успешного инновационного развития региона / М.Б. Гузаиров, Р.А. Бадамшин // Экономика и управление. 2008. № 3. С. 48-53. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11744861 (дата обращения: 03.06.2015).

8. Кузьменков Д. Малые инновационные предприятия при вузах России: проблемы развития / Д. Кузьменков, В. Московкин // Ректор вуза. 2013. № 1. С. 61-66.

9. Мильгуй Т.П. Формы осуществления взаимосвязи учебного заведения и предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2. С. 96-99. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23373430 (дата обращения: 03.06.2015).

10. Никитин В.И. О сотрудничестве кафедры «Литейные и высокоэффективные технологии» с предприятиями и вузами России / В.И. Никитин, К.В. Никитин // Литейщик России. 2012. № 8. С. 14-17. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17860352 (дата обращения: 03.06.2015).

11. Панков В.В., Максимов С.П. Современная оценка качественного и количественного состава трудовых ресурсов России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVII международной заоч. науч.-практ. конф. (17.07. 2013 г.). Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. ISBN 978-5-4379-0312-4.

URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8509—l------r--xxvii------17--2013 (дата

обращения: 02.02.2016).

12. Панина Т. С. Особенности диверсификации взаимодействия вуза с предприятиями и организациями региона / Т.С. Панина, С.А. Дочкин // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 4. С. 21-26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22837096 (дата обращения: 02.06.2015).

13. Платонова Т. О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 141-143.

14. Проскурин А.Д. Социальное партнерство университета и предприятий региона / А.Д. Проскурин, Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 78-83.

15. Прошин Д.И. Структура предприятия как определяющая компонента профессиональной подготовки в вузе по вектору знаний // Almamater. 2011. № 7. С. 58-61.

16. Шевелев Н.А. Стратегическое партнерство вуза и предприятий - основа инновационного развития экономики // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 50-54.

WAYS OF INTERACTION OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS AND INDUSTRIAL ORGANIZATIONS

Haustov Vladimir, PhD in Military sciences, lecturer, e-mail: [email protected]

Service Technology Institute Russian State University of Tourism and Service Podolsk, Russian Federation

The article is devoted to the development of higher education system in the interests of modernization of the country's economy.

The author considers the negative trends affecting the development of the national economy, in particular, unfavorable demographic situation, labour aging.

The article shows a well-established model of the educational process, which cannot be used without change in these circumstances. The author presents the renovated model and technology of the learning process of higher education experts, which should be action-oriented and remain professional, and analyzes the necessary conditions for the implementation of the proposed model.

An important feature of training in the intensive growth of the economy should be the cooperation of the teaching staff of educational institutions with technical staff, experts of enterprises and organizations - consumers of prepared graduates.

Today employers' requirements to future specialists are increasing. This makes it necessary to improve the quality of interaction between educational institutions and industrial organizations. The author recommends to extend the information communications of educational institutions with interacting companies and organizations, and offers some ways to improve the quality of training specialist through direct interaction with employers and changes in the system of relations between teacher and student.

Keywords: economic spurt, expert system, expert approach, activity approach, problem-based learning, academic work, practice, model of professional, rating assessment, "the tree of knowledge"

References

1. Ajtuganov I.M., Korchagin E.A., Safin R.S. Practical training: the interaction of university and enterprise // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher education in Russia. 2012. № 3. Pp. 163-166.

2. Al'bakasov A.I., Gur'eva V.A. Personnel training for the region's construction industry // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher education in Russia. 2014. № 7. Pp. 135139.

3. Baturova N.V. Formation of social partnership "enterprise - institute of higher education" in towns of the region // [Kreativnaja ekonomika] Creative Economy. 2011. № 3. Pp. 55-58. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15600389 (Accessed on 02.06.2015).

4. Bujnovskij L.F. The technology of professional-oriented education: study guide for university lecturer / under the editorship of Kim A. Second edition, updated and revised. Moscow: Combined Arms Academy of the Armed Forces , 2010. 322 p. ISBN-7538.

5. Velichko M.V., Efimov V.A., Zaznobin V.M. Economics of innovative development. Management fundamentals of economic theory - St. Petersburg, KAU, 2015. 358 p. URL: http://kobtv.narod.ru/new stat/ekonomika-innovatcionnogo-razvitiia.html (Accessed on 02.02.2016).

6. Korchagin E.A., Ajtuganov IM.., Samoldina R.N, Safin R.S. Higher education establishment and industrial company: the willingness to cooperate // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher education in Russia. 2011. № 4. Pp. 138-143.

7. Guzairov M.B., Badamshin R.A. Strategic cooperation of universities and enterprises - the key to successful innovation development of the region // [Ekonomika i upravlenie] Economics and Management. 2008. № 3. Pp. 48-53. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=11744861 (Accessed on 03.06.2015).

8. Kuz'menkov D. Moskovkin V. Small innovative companies at Russian higher educational establishments: Development problems // [Rektor vuza] University Rector. 2013. № 1. Pp. 61-66.

9. Milguy T.P. Forms of relationship between educational institutions and enterprises // [Bjulleten' Altajskoj akademii ekonomiki i prava] Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2015. № 2. Pp. 96-99. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23373430 (Accessed on 03.06.2015).

10. Nikitin V.I., Nikitin K.V. Collaboration of «Foundry and high-efficient technologies» (sub) department with enterprises and Institutes of Higher Education of Russia // [Litej shhik Rossii] Russian Founder. 2012. № 8. Pp. 14-17. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17860352 (Accessed on 03.06.2015).

11. Pankov V.V., Maksimov S.P. Current assessment of quality and quantity of labor resources in Russia // [Ekonomika i sovremennyj menedzhment: teorija i praktika] Economics and modern management: Theory and practice. Proceedings of the XXVII International distance scientific-practical. conf. Novosibirsk: Publishing House «SibAK», 2013. ISBN 9785-4379-0312-4. URL: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8509—l------r--xxvii------17-2013 (Accessed on 02.02.2016).

12. Panina T.C, Dochkin S.A. Features of diversification of the university interaction with companies and organizations of the region [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom] Professional education in Russia and abroad. 2014. № 4. Pp. 21-26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22837096 (Accessed on 02.06.2015).

13. Platonova T.O. The interaction of universities and companies: management cycle // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher education in Russia. 2013. № 4. Pp. 141-143.

14. Proskurin A.D., Karpova G.V., Nikulina Ju.N. Social partnerships of university and companies in a region // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher Education in Russia. 2012. № 7. Pp. 78-83.

15. Proshin D.I. The enterprise structure as a defining component of professional training in university by the vector of knowledge // Almamater. 2011. № 7. Pp. 58-61.

16. Shevelev N.A. The strategic partnership of university and company - the basis of innovative development of economy // [Vysshee obrazovanie v Rossii] Higher Education in Russia. 2013. № 11. Pp. 50-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.