Джабриев А.Н.
Самаркандский Государственный Архитектурно-строительный институт, д.э.н. Буриев Х.Т.
Самаркандский Государственный Архитектурно-строительный институт, ассистент
ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Разработка системы менеджмента качества строительной организации начинается с формулировки ясной и понятной политики в области качества. Как известно, строительно-монтажные работы являются лишь звеном в цепи создания зданий и сооружений, поэтому политика качества должна отражать эту особенность.
На наш взляд политика в области качества в зависимостиотмиссииистратегическихцелей строительной организации может включать: Обеспечение определенного уровня качества передаваемых заказчику готовых объектов или отдельных конструктивных элементов; Снижение уровня дефектности выполнения строительно-монтажных работ; Повышение организационно-экономической надежности деятельности организации; Достижение международно признанного уровня качества произодства работ. В любом случае политика в области качества должна содержать искреннее стремление высшего руководства и быть доступной для всех звеньев управления.
Учитывая специфику строительной продукции и условия её поставки потребителям система менеджмента качества строительной организации должна, на наш взгляд, отражать следующие направления деятельности:
а) поставка материальных ресурсов на строительную площадку;
б) проектирование продукции и технологических процессов;
в) механизация строительно-монтажных работ;
г) квалификация и мотивация персонала;
д) контроль качества работ, промежуточной и конечной продукции.
Система менеджмента качества предполагает наличие по каждому из этих направлений документированных процедур, подтверждающих способность строительной организации выполнить требования СНИП и проектов в полном объеме в соответствии с международными стандартами.
Наиболее сложным этапом создания менеджмента качества мы считаем разработку комплекса руководящих рабочих документов и процедур, определяющих выполнение политики в области качества. Сложность заключается не в самой структуре руководящих документов, а в том, что многие из них схожи с существующими в строительных организациях оперативными документами. Это создает иллюзию наличия элементов менеджмента качества и препятствует внедрению принципиально новых процедур. Поэтому важно предложить строительным организациям единообразную методику, содержащую все необходимые формы и способную отразить особенности каждой организации.
Документация по системе менеджмента качества состоит из руководства по качеству, инструкций по процедурам, рабочих и контрольных инструкций и нормативной документации. На наш взгляд среди принципов, проведённых в стандарте ISO 9001:2000 наиболее проблематичным является процессно - ориентированный подход, в частности организация документирования несоответствий и корректирующих воздействий. Необходимо выделить перечень документации способной отразить эти процедуры. Строительство характеризуется специфическими условиями производства, поэтому в структуре системы управления качеством СМР целесообразно иметь следующие основные рабочие документы:
Порядок приемки материалов и строительных конструкций по количеству и качеству на строительной площадке и определения ответственности при погрузке, транспортировке, разгрузке и хранении;
Порядок проведения лабораторных испытаний и подтверждения качественных характеристик строительных материалов и конструкций; Порядок формирования технической и технологической документации на производство строительно-монтажных работ;
Порядок оценки обеспеченности строительно-монтажных работ необходимыми механизмами, инструментом и инвентарем;
Положение о допуске основного и вспомогательного персонала к производству работ;
Положение о материальном стимулировании персонала за качественные и количественные показатели; Порядок проведения и оформления результатов технического и геодезического контроля качества СМР; Порядок внесения изменений в систему менеджмента качества; Положение о распределении обязанностей и ответственности персонала за поддержание системы менеджмента качества в рабочем состоянии.
Указанные документы отражают весь производственный процесс по возведению объекта и детализируют требования треьей части СНИП применительно к условиям конкретной строительной организации. Вместе с тем, соответствие стандартам ISO 9000 устанавливает качественно новые требования к поставкам материалов и конструкций, организации подготовки производства и комплексной механизации строительно-монтажных работ. В первую очередь эти требования отражают необходимость жесткого, формализованного и четко регламентированного приемочного контроля на строительной площадке.
Кроме этого, возникает необходимость изменения подходов строительной организации к обеспеченности средствами механизации как фактору обеспечения качества производства работ. В некоторых случаях руководители организаций рассматривают средства механизации только как средство повышения производительности труда и снижения себестоимости. При затратном ценообразовании данная предпосылка служит оправданием снижения уровня механизации работ. На самом деле механизация строительно-монтажных работ влияет главным образом на качество возводимого объекта и в современных условиях является гарантией использования передовых технологий.
В этой связи мы считаем, что техническое и технологическое обеспечение строительно-монтажных работ является важнейшей нормативной составляющей системы менеджмента качества строительства.
Как уже отмечалось, строительные организации могут различаться по количественным и качественным характеристикам, поэтому мы считаем что содержание системы менеджмента качества (СМК) может быть дифференцирована в зависимости от конкретных условий. Дифференциация системы менеджмента качества зависит от уровня готовности строительной организации к внедрению данной системы. В каждой строительной организации действуют отдельные элементы обеспечения качества, создающие предпосылки для внедрения СМК. Чем конкретнее, разнообразнее и эффективнее эти элементы,
тем выше уровень готовности строительной организации и следовательно более совершенна внедряемая СМК. Кроме того, содержание СМК зависит от стратегических и тактических целей строительной организации.
В связи с этим нами предлагается использовать пошаговый метод внедрения СМК в строительных организациях.
Шаг 1. Определение уровня готовности строительной организации к внедрению СМК Шаг 2. Определение границ дифференциации требований к функционированию СМК
Шаг 3. Определение структуры и состава документации составляющей основу СМК в данной организации.
Таким образом, внедрение системы менеджмента качества в строительных организациях позволить решить главную задачу - повышение уровня качества строительно-монтажных работ при возведении объектов. Вместе с тем будут созданы предпосылки к переходу на единые стандарты менеджмента качества в строительстве, а также разработки отраслевых систем управления качества строительства.
Практические исследования показали наличие отклонений от требований строительных норм и правил во всех без исключения объектах, независимо от формы собственности размеров и специализации генеральной подрядной организации. Это свидетельствует о том, что существующая система управления качеством строительно-монтажных работ в организациях действует недостаточно эффективно. В чем же основные недостатки существующей системы управления качеством СМР?
Во-первых, приоритет внешнего административного управления ставит строительные организации в положении «провинившегося школьника». Решающий голос в оценке качества объекта принадлежит страх перед государственной приемной комиссии заставляет подрядчиков закрывать недоделки и дефекты, а не устранять их.
Во-вторых, ориентация на приемочный контроль отрицательно влияет уровень технологической дисциплины, что приводит к нарушению последовательности выполнения СМР и, как следствие, появлению недоделок
и нарушений. (Известно, что нарушение технологии в строительстве является главной причиной повышения себестоимости СМР и снижения их качества).
В-третьих, требование соблюдения единого уровня качества объекта в целом является для многих генподрядных строительных организаций недостижимым из-за различий в размерах, организации производства, и специализации структуры управления.
Следовательно, назрела необходимость совершенствования данной системы, что находит своё отражение в последних Постановлениях правительства и решениях руководства отрасли. Ликвидация недостатков системы управления качеством строительства необходимо увязать с перемещением акцентов от Государственного приемочного контроля на сертификацию системы организации производства. Некоторые положения данного подхода уже рассмотрены в предыдущих наших работах. Однако, существует ряд проблем научно-методического характера, без решения которых невозможно добиться от строительных организаций самостоятельного стремления к постоянному повышению качества СМР. Одной из таких проблем является объективное и реальное планирование уровня качества в строительной организации. Уровень качества СМР должен планироваться в самой строительной организации, то есть отражать особенности данной строительной организаций и ее существующий производственный потенциал. Под уровнем качества СМР мы понимаем способность строительной организации к бездефектному выполнению строительно-монтажных работ на объектах строительства. В данном случае следует различать нормативный уровень качества строительной продукции и уровень качества СМР конкретной строительной организации. Причем уровень качества строительной организации определяется затратами на достижение требований проектов и строительных норм и правил.
Планирование уровня качества СМР можно обосновать главным образом снижением дефектности строительной продукции в процессе строительства и на стадии её приёмки со стороны заказчика.
Дальнейшие практические исследования позволили внести некоторые корректировки в модель управления качеством, отражающие поведение строительно-монтажных организаций в области снижения дефектности СМР. Изменения коснулись кривой планируемых средних затрат на обеспечение качества. Было установлено, что основными факторами повышения уровня качества СМР в строительных организациях являются административно-управленческие факторы, затраты на которые являются условно-постоянными и не зависят от характера возводимых объектов. Оказывается, снижение дефектности не всегда требует дополнительных затратсостороны строительной организации. На стадии между оценками «удовлетворительно» и «хорошо» повышение качества связано только с ужесточением требований к инженерно-техническим работникам и исполнителям, поэтому кривая планируемых средних затрат идет параллельно оси абсцисс. (рис 1). Следует отметит, что кривая средних потерь от неудовлетворительного качества СМР является производной по отношению к кривой планируемых затрат на качество, поэтому оказываемое воздействие автоматически оказывает влияние на вес график.
Было установлено, на участке кривой 1-2 строительным организациям не требуется
осуществление существенных дополнительных затрат. Повышение уровня качества СМР может быть достигнуто за счет изменения отношения руководства к качеству возводимого объекта.
Дифференциация уровня качества СМР по каждой строительной организации на основании учета средних затрат на качество позволяет создать единую методику планирования качества работ независимо от объемов строительства, категорий возводимых объектов, качественных характеристик строительной организации.Если определить цель строительной организации как минимизацию средних затрат при обеспечении нормативного уровня строительства в целом, то основными объектами воздействия становятся участок 1-3 кривой планируемых средних затрат на качество СМР. Таким образом, в планировании качества СМР в строительных организациях можно условно выделить два этапа: повышение качества работ за счет организационных мероприятий (участок 1-2) и создание системы обеспечения нормативного уровня качества СМР на возводимых объектах (участок 2-3). Предлагаемые система планирования уровня качества СМР строительной организации основаны на следующих принципах:
Рис 1. Модель управления качеством в строительно-монтажных организациях.
1. Выполнение требований проекта и СНиП является главным условием планирования уровня качества на всех уровнях и этапах управления;
2. Планирование уровня качества СМР необходимо осуществлять ежегодно в качестве раздела годовых прогнозных показателей строительной организации. Исходной точкой планирования являются данные о качестве СМР за отчетный год (оценка сданных объектов, структура дефектов, расчетные потери от неудовлетворительного качества).
3. Уровень качества СМР должен быть выражен конкретными количественными показателями. Необходимо отказаться от общих расплывчатых фраз и устанавливать точно контролируемые задания.
4. План повышения качества должен быть ориентирован на конкретного исполнителя и возлагать определенную ответственность на каждого работника системы управления. Данный принцип предполагает детализацию планируемых показателей повышения качества по отдельным объектам и подразделениям.
5. Планирование качества СМР должно быть реально выполнимым в условиях данной строительной организации и опираться на имеющиеся в её распоряжении ресурсы.
Исходя из вышеуказанных принципов, каждая строительная организация разрабатывает план по качеству строительства объектов на календарный год, который объединяет в себя несколько документов:
политика организации в области качества на планируемый год; показатели, определяющие оценку деятельности по повышению качества по результатам года;
план организационных мероприятий по снижению дефектности СМР на объектах; план технико-экономических мероприятий по повышению качества СМР.
Каждый из этих документов определяет степень ответственности руководящего персонала строительной организации и процедуру контроля за их исполнения.
Политика строительной организации в области качества содержит основные направления деятельности всего персонала на планируемый год. Например: большую долю дефектов в строительстве занимают недоделки, то есть предусмотренная в проектно сметной документации работа не выполнена. Данные нарушение противоречит нормам СНИП и требованиям технологической дисциплины, поэтому можно в качестве ориентиров на первый год установить предотвращение недоделок на сдаваемых объектах. Политика в области качества разрабатывается и осуществляется высшим руководством строительной организации и оформляется в виде приказа или другого обязательного документа.
Список использованной литературы
1. КМваК 3.01.01-97 «Производственный контроль в строительстве».
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2003года № УП-3240 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ в капитальном строительстве»
3. Джабриев А.Н., Усманов И.А. Метод управления затратами в обеспечении нормативного уровня качества строительной продукции //Ж. Меъморчилик ва курилиш муаммолари. № 1-2. 2001г. - 34-36 стр.
4. Мазур И.И., Хапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 2003г. - 334 стр.