Научная статья на тему 'ПУТИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ'

ПУТИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭНЕРГЕТИКА / НИОКР / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Митина Н.Н., Сун Янян

После реформ экономика Китая показала быстрый и относительно устойчивый рост и добилась значительных успехов. Однако ряд проблем, тесно связанных с экономическим развитием, таких как загрязнение окружающей среды, торговые трения и отставание в научно-технической сфере становятся все более заметными. В статье анализируются причины, ограничивающие устойчивое развитие экономики Китая с трех точек зрения: загрязнения окружающей среды, китайско-американских торговых трений и отставания от передовых стран в области модернизации экономики и внедрений инновационных технологий. Анализируются пути роста народного хозяйства Китая, и дается теоретическая основа для реализации его устойчивого экономического развития. Авторы приходят к выводу, что Китай сможет продолжить стабильно и неуклонно развивать собственную экономику путем увеличения инвестиций в НИОКР, охрану окружающей среды и усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды для решения проблем загрязнения, оптимизации структуры энергопотребления и модернизации энергетической отрасли, сельского хозяйства и промышленности, углубления рыночных реформ в направлении повышения уровня открытости внешнему миру и содействия развитию торговли, усиления защиты интеллектуальной собственности, повышения научно-технической самостоятельности и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF CHINA'S SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

After the reforms, China's economy showed rapid and relatively steady growth and achieved significant success. However, a number of problems closely related to economic development, such as environmental pollution, trade friction and the backlog in the scientific and technical sphere are becoming more and more noticeable. The article analyzes the reasons limiting the sustainable development of China's economy from three points of view: environmental pollution, Sino-American trade friction and lagging behind advanced countries in the field of economic modernization and the introduction of innovative technologies. The ways of growth of the national economy of China are analyzed, and the theoretical basis for the implementation of its sustainable economic development is given. The authors conclude that China will be able to continue to steadily and steadily develop its own economy by increasing investment in R&D, environmental protection and strengthening legislative supervision to solve pollution problems, optimizing the structure of energy consumption and modernization of the energy sector, agriculture and industry, deepening market reforms in the direction of increasing openness to the outside world and promoting trade, strengthening the protection of intellectual property, increasing scientific and technical independence and innovation.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ»

Пути устойчивого экономического развития Китая

Митина Наталья Николаевна

доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, natalia_mitina@mail.ru

Сун Янян

аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, 243465450@qq.com

После реформ экономика Китая показала быстрый и относительно устойчивый рост и добилась значительных успехов. Однако ряд проблем, тесно связанных с экономическим развитием, таких как загрязнение окружающей среды, торговые трения и отставание в научно-технической сфере становятся все более заметными. В статье анализируются причины, ограничивающие устойчивое развитие экономики Китая с трех точек зрения: загрязнения окружающей среды, китайско-американских торговых трений и отставания от передовых стран в области модернизации экономики и внедрений инновационных технологий. Анализируются пути роста народного хозяйства Китая, и дается теоретическая основа для реализации его устойчивого экономического развития. Авторы приходят к выводу, что Китай сможет продолжить стабильно и неуклонно развивать собственную экономику путем увеличения инвестиций в НИОКР, охрану окружающей среды и усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды для решения проблем загрязнения, оптимизации структуры энергопотребления и модернизации энергетической отрасли, сельского хозяйства и промышленности, углубления рыночных реформ в направлении повышения уровня открытости внешнему миру и содействия развитию торговли, усиления защиты интеллектуальной собственности, повышения научно-технической самостоятельности и инновационной деятельности. Ключевые слова: Китай, экономика, устойчивое развитие, инновации, инвестиции, китайско-американские торговые отношения, научно-технический прогресс, промышленность, энергетика, НИОКР, загрязнение окружающей среды.

Публикация статьи спонсируется "China Scholarship Council." The publication of the article is sponsored by "China Scholarship Council."

С момента основания Нового Китая 70 лет назад экономика страны стремительно росла и добилась больших успехов. Однако быстрого роста, превышающего сорокалетний период, экономика Китая в последние годы стала замедляться. Целью исследования является анализ причин, ограничивающих устойчивое развитие экономики Китая, путем анализа состояния загрязнения окружающей среды страны, ее энергетики, промышленности, сельского хозяйства, причинно-следственных связей китайско-американских торговых трений и проблем инновационного развития, а также выдвинуть соответствующие практические предложения по преодолению препятствий, влияющих на развитие экономики Китая.

Загрязнение окружающей среды

Экономика Китая демонстрировала быстрый рост, в том числе за счет беспрецедентной эксплуатации всех компонентов окружающей среды, приведших к ее практически полной деградации [21]. В последние годы повсеместное истощение и загрязнение водных ресурсов, сведение лесов и выведение пахотных земель из хозяйственного оборота стали оказывать негативное воздействие на устойчивое экономическое развитие страны. Перед правительством КНР встала задача разработать возможные предложения и впредь неукоснительно соблюдать тройной баланс между поступательным развитием экономики и необходимым рациональным использованием природных ресурсов при одновременном восстановлении ранее деградированных природных экосистем. В таблице 1 представлены данные о суммарных объемах промышленных выбросов загрязняющих веществ в Китае с 2000 по 2017 гг. Выбросы в атмосферу промышленных отходящих газов с 2000 по 2017 гг. увеличились более чем в пять раз, т.о. наблюдаются существенные упущения в сфере предотвращения загрязнения атмосферного воздуха, экологический след от которого достигает Австралии и Океании. Суммарный сброс промышленных сточных вод снизился почти на 33%, и хотя общий сброс по-прежнему велик, степень внимания к борьбе с загрязнением промышленных вод в Китае постепенно повышается, и ситуация с их контролем постепенно меняется в положительную сторону. Проблема загрязнения твердыми промышленными отходами (ТПО) по-прежнему остается серьезной, однако с 2000 по 2017 гг. общий объем сброса твердых промышленных отходов в Китае продемонстрировал существенную тенденцию к снижению. Благодаря их переработке и вторичной утилизации общий объем складирования ТПО сократился с 31,86 млн. т в 2000 г. до 0,73 млн. т в 2017 г., то есть, более чем в 43 раза. Т.О. можно констатировать, что эффект управления в сфере утилизации ТПО очевиден.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

Таблица 1

Промышленные сбросы загрязняющих веществ в Китае за

сч сч

0 сч

01

О Ш

т

X

3

<

т О X X

Годы Объем про- Объем про- Объем твер-

мышленных мышленных дых промыш-

сточных вод отходящих га- ленных отхо-

(млрд. т) зов (трлн. т3) дов (млн. т)

2000 19.42 13.81 31.86

2001 20.27 16.09 28.94

2002 20.72 17.54 26.35

2003 21.24 19.89 19.41

2004 22.11 23.77 17.62

2005 24.31 26.90 16.55

2006 24.02 33.10 13.02

2007 24.66 38.82 11.97

2008 24.17 40.39 7.82

2009 23.45 43.61 7.10

2010 23.75 51.92 4.98

2011 23.09 67.45 4.33

2012 22.16 63.55 1.44

2013 20.98 66.94 1.29

2014 20.53 69.42 0.59

2015 19.95 68.52 0.56

2016 15.31 69.85 0.32

2017 13.03 / 0.73

лет доля использования угля в структуре энергопотребления Китая осталась высокой - на уровне 56-73%. То же можно сказать и о нефти - ее доля в энергетической корзине страны хотя и несколько сократилась, но до последнего времени варьировала вокруг 20%.

Таблица 2

Структура энергопотребления Китая (2000-2020гг.) со-

Причины загрязнения окружающей среды в Китае следующие:

1. Отсталые производственные мощности В процессе экономического развития доля сельскохозяйственной отрасли в ВВП Китая, составляющей основу первичного сектора экономики, снижается с 14,7% в 2000 г. до 7,7% в 2020 г. Доля в ВВП промышленного производства стала неуклонно снижаться с 2006 г. с 45,5% до 37,8% в 2020 г., но общая доля вторичного сектора экономики по-прежнему относительно велика. Доля сферы услуг в ВВП выросла с 39,8% в 2000 г. до 54,5% в 2020 г., демонстрируя общую тенденцию к росту третичного сектора экономики КНР (Рисунок 1).

Годы Уголь (%) Нефть (%) Природный газ (%) Прочие виды энергии (%)

2000 68.5 22.0 2.2 7.3

2001 68.0 21.2 2.4 8.4

2002 68.5 21.0 2.3 8.2

2003 70.2 20.1 2.3 7.4

2004 70.2 19.9 2.3 7.6

2005 72.4 17.8 2.4 7.4

2006 72.4 17.5 2.7 7.4

2007 72.5 17.0 3.0 7.5

2008 71.5 16.7 3.4 8.4

2009 71.6 16.4 3.5 8.5

2010 69.2 17.4 4.0 9.4

2011 70.2 16.8 4.6 8.4

2012 68.5 17.0 4.8 9.7

2013 67.4 17.1 5.3 10.2

2014 65.6 17.4 5.7 11.3

2015 63.7 18.3 5.9 12.1

2016 62.0 18.5 6.2 13.3

2017 60.4 18.8 7.2 13.6

2018 59.0 18.9 7.8 14.3

2019 57.7 19.6 8.3 14.4

2020 56.8 18.9 8.6 15.7

Рисунок 1 - Доля трех основных секторов экономики Китая в ВВП

составлено авторами по данным [4]

Во вторичном секторе экономики относительно высокая доля приходится на химическую, сталелитейную, электроэнергетическую, нефте- и газоперерабатывающую промышленность, производство строительных материалов, которые характеризующуюся высоким энергопотреблением при низкой энергоэффективности и высоким уровнем промышленных выбросов, что усугубляет степень загрязнения окружающей среды.

2. Отсталая структура энергопотребления

В Китае течение долгого времени основным энергоресурсом являлся уголь (таблица 2), и за последние 20

Доля потребления природного газа, как самого чистого ископаемого топлива, за последние 20 лет выросла в 4 раза, но все еще не достигла 10%, а доля неископаемого топлива (атомной, солнечной, ветровой, био-и гидроэнергии), не смотря на все усилия правительства страны, в структуре энергопотребления также осталась невелика (таблица 2). Быстрый экономический рост за счет активного процесса индустриализации, преобладающая доля ВВП во вторичном секторе экономики, в котором доминирующее положение занимает химическая промышленность, развитие других производств с высоким энергопотреблением на основе самого дешевого топлива - угля создали в КНР на долгие годы экстенсивную модель развития, что привело к постоянному увеличению выбросов промышленных отходящих газов и все более острым экологическим проблемам [20] .

3. Неэффективное управление охраной окружающей среды

В 2015 г. был принят и введен в действие «Новый закон об охране окружающей среды», в котором правительство сформулировало строгие правовые положения, касающиеся загрязнения окружающей среды. Однако в реальности Департамент охраны окружающей среды не обладает прямыми правоприменительными полномочиями, такими как опечатывание и изъятие, аналогичные тем, которыми обладают промышленные, коммерческие и налоговые департаменты, и может совершить правоприменение только путем обращения в народный суд для принудительного исполнения. Этот метод снижает эффективность правоприменения в отношении преступлений в сфере охраны окружающей среды, приводя к низкой эффективности работы органов по обеспечению правопорядка [20]. Во-вторых, местные органы власти часто игнорируют охрану окружающей

среды, стремясь к быстрому росту производственных показателей, демонстрируя свои достижения. Кроме того, местные органы власти лично заинтересованы в альянсе с предприятиями, находящимися под их юрисдикцией, поэтому при осуществлении экологической политики часто имеют место сокрытия соответствующих нарушений. Это безответственное поведение руководства является одной из важных причин ухудшения состояния окружающей среды в Китае. Т.О., можно констатировать, что департаменты охраны окружающей среды неэффективны в правоприменении и надзоре, а политика местных органов власти не реализуется.

Предложения

1. Оптимизация промышленной структуры и создание современной экономической системы. Следует скорректировать модель развития таким образом, чтобы экономика перешла от опоры на вторичную промышленность к сбалансированному развитию первичного, вторичного и третичного ее секторов [18]. Необходимо ускорить развитие передовой обрабатывающей промышленности и современных отраслей сферы услуг, содействовать интеграции Интернета, искусственного интеллекта и экономики, оптимизации и модернизации промышленности, сокращая выбросы загрязняющих веществ тяжелой и химической промышленности, содействуя реализации координации охраны окружающей среды и экономического развития.

2. Модернизация структуры энергетической отрасли в целях сокращения выбросов загрязняющих веществ подразумевает трансформацию моделей производства и потребления энергии и создание чистой низкоуглеродной, безопасной, эффективной современной энергетической системы [13]. Следует расширить возможности внедрения инноваций в области энергоемких технологий, увеличить инвестиции в исследования, разработку и использование чистой энергии, активно содействовать развитию производства электроэнергии на природном газе, атомной, солнечной, ветровой и гидроэнергетики, сократив тем самым потребление угля и добиться экологически чистого развития экономики, уменьшая чрезмерную зависимость предприятий от ископаемых видов энергии.

3. Усиление ответственности местных органов власти за нормальное экологическое состояние окружающей среды, [10] которым необходимо эффективно воздействовать на предприятия, нарушающих природоохранное законодательство, поощрять предприятия к строгому выполнению мер по предотвращению загрязнений окружающей среды и повышать осведомленность корпораций об охране природы. Правоприменительные полномочия департаментов по охране окружающей среды должны быть расширены, размер штрафных санкций увеличен.

4. Увеличение масштабов инвестиций, направленных на борьбу с загрязнением окружающей среды. Правительству следует увеличить финансовую поддержку и увеличить масштабы инвестиций, направленных на сокращение промышленных выбросов. Хотя объем инвестиций Китая, вложенные в модернизацию очистных сооружений, демонстрируют неустойчивую тенденцию (рисунок 2), возможности для роста все еще есть. Благодаря финансовым субсидиям затраты предприятий на борьбу с загрязнением снижаются, и в то же время увеличиваются исследования и внедряются технологии,

способствующие снижению объемов выбросов загрязняющих веществ, повышается коэффициент энергосбережения и улучшается качество окружающей среды.

Рисунок 2 - Инвестиции китайского правительства, направленные на борьбу с загрязнением окружающей среды с 2000 по 2020 гг.

составлено авторами по данным [11]

5. Усиление пропаганды, просвещения и общественного надзора для повышения осведомленности населения об охране окружающей среды. Благодаря просвещению и пропаганде общественность будет уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и активно направлять население на участие в управлении окружающей средой. В полной мере следует использовать общественный надзор, вознаграждать и защищать людей, сообщающих о загрязнении, создать модель, при которой правительство, предприятия и общественность участвуют в управлении окружающей средой, повышая контроль качества окружающей среды и таким образом способствовать устойчивому экономическому развитию страны.

Китайско-американские торговые отношения

После реформ и особенно после вступления во Всемирную торговую организацию, экономика Китая развивалась в направлении интеграции с мировой экономикой [9]. В развитии внешней торговли был достигнут большой прогресс, и в 2013 г. Китай стал крупнейшей мировой торговой державой. Среднегодовой вклад Китая в глобальный экономический рост приближается к 30%, страна стала важным стабилизатором и источником товаров для восстановления и развития мировой экономики.

С непрерывным ростом внешнеторговых операций Китая проблема трений в этой сфере становится все более заметной. На фоне растущего торгового протекционизма бывший президент США Д. Трамп ввел ряд мер по защите национальной торговли под предлогом возрождения обрабатывающей промышленности США [9]. В августе 2017 г. Офис торгового представителя США был уполномочен расследовать передачу технологий Китаем, права интеллектуальной собственности и торговую политику в соответствии с разделом 301 Закона США о торговле 1974 года. Согласно "Разделу 301", во внешней торговле, если страна проводит несправедливую политику и препятствует развитию торговли США, президент США может применить к стране санкции, приостановив действие преференций по торговому соглашению, введя тарифы, ограничения на импорт и другие меры. В отчете о расследовании было установлено, что

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч

0 сч

и?

01

о ш Ш X

3

<

т о х

X

Китай имел недобросовестную практику в области передачи технологий и прав интеллектуальной собственности, и впоследствии США ввели 25%-ный тариф на товары, импортируемые из Китая двумя партиями, и торговые санкции. Китай также принял ответные меры, введя 25%-ный тариф на импортируемые товары из США. С тех пор китайско-американские торговые разногласия продолжали обостряться.

Анализ причин китайско-американских торговых трений:

1. Размер китайско-американской торговли продолжает сокращаться. После 40 лет реформ и открытости разрыв между совокупными экономическими показателями Китая и США постепенно сокращался (Рисунок 3). Рассматривая соотношение ВВП между Китаем и США, на долю Китая приходилось 6,4% ВВП США в 1978 г., 6,0% в 1988 г., 11,4% в 1998 г., 31,2% в 2008 г., 67,4% в 2018 г. и 77% в 2021 г. Сокращение экономического разрыва между Китаем и Соединенными Штатами заставило США почувствовать опасность, что экономика сверхдержавы может лишиться пальмы первенства. Поэтому США начали торговую войну, чтобы не допустить ускорения экономического развития Китая, тем самым достигнув цели сдерживания развития Китая.

КНР и США по-прежнему существует большой разрыв, он постепенно сокращается. В связи с этим США ввели технологическую блокаду в отношении Китая, ограничили экспорт высокотехнологичной продукции в Китай, а также ограничили китайские инвестиции и приобретение высокотехнологичных компаний в Соединенных Штатах, что привело к снижению объема торгового экспорта США в Китай или замедлению темпов его роста. Таким образом, дефицит торгового баланса сШа с Китаем продолжает увеличиваться.

356.«

215.1

143,4

■ 1

28

2001 2005 2009 2013 2017 2021

■ Торговый дефшш США с Кигаем(млрд.дага1 США)

Рисунок 3 - Соотношение экономического роста Китая и США с 1978 по 2021гг. составлено авторами по данным [5]

2. Дефицит торгового баланса США с Китаем увеличивается (Рисунок 4). Согласно, в начале вступления Китая в ВТО в 2001 г. дефицит торгового баланса США с Китаем составлял 28 млрд. долларов США. С течением времени торговый дефицит между двумя странами постепенно увеличивался [12]. В 2017 г., за год до китайско-американской торговой войны, дефицит торгового баланса США с Китаем достиг 275,8 млрд. долларов, а в 2021 г. дефицит торгового баланса между двумя странами достиг рекордных 396,6 млрд. долларов. Огромный торговый дефицит стал одной из причин китайско-американских торговых трений. Кроме того, Китай догоняет США по другим экономическим показателям [17]. Чтобы сохранить свою глобальную гегемонию, СшА начали всесторонне подавлять Китай. Можно судить, что будущие торговые трения между Китаем и США будут долгосрочными и все более серьезными, и Китаю необходимо провести соответствующую подготовку.

3. Сокращение технологического разрыва между Китаем и США. В последние годы китайское правительство реализует ряд планов развития и формулирует ряд промышленных политик, а также энергично развивает высокие технологии [15]. Хотя между техническим уровнем

450

т

350

з»

250 200 150 100 50

о

Рисунок 4 - Торговый дефицит США с Китаем (2001-2021гг.) составлено авторами по данным [16]

Предложения:

1. КНР следует укрепить связь и координацию между двумя странами путем создания собственных инновационных технологий, не имеющих аналогов в США и представляющих интерес для этой страны. Создание механизма диалога, углубленного исследования торговых вопросов, представляющих взаимовыгодный интерес, разработка конкретных и осуществимых планов разрешения торговых споров может послужить предотвращению дальнейшей эскалации торговых трений.

2. Защита интеллектуальной собственности. С одной стороны, необходимо повысить осведомленность народа о защите интеллектуальной собственности, а с другой - оптимизировать экологическую среду защиты интеллектуальной собственности и усилить наказания за нарушения в данной сфере [2].

3. Необходимо принять соответствующие нормативно-правовые документы для подготовки к углублению рыночных реформ и расширению открытости для внешнего мира, ускорить переговоры о свободной торговле с другими странами, включая США. Путем подписания соглашений о свободной торговле и присоединения к зонам свободной торговли уровень торговых тарифов будет снижен, а также будет поощряться либерализация торговли и упрощение процедур инвестирования.

4. Соединенным Штатам следует расширить экспорт высокотехнологичной продукции в Китай и ослабить экспортные ограничения. За счет увеличения экспорта высокотехнологичной продукции в Китай общий объем торгового экспорта США в Китай будет увеличен, чтобы постепенно достичь торгового баланса между двумя странами.

5. Расширение внутреннего спроса. В Китае насчитывается более 400 млн. групп населения со средним уровнем дохода, и он является единственным наиболее быстрорастущим потребительским рынком в мире. Правительство должно постоянно повышать уровень дохо-

дов населения и их потребительский потенциал, использовать потребительский потенциал внутреннего рынка и увеличивать долю потребления, скоординировав развитие внутреннего и внешнего рынков.

6. Ускоренная модернизация промышленности. За счет роста инвестиций в научно-технические исследования и разработки [1], а также упрощения процедуры финансирования частных инновационных проектов в области науки и техники будет ускорена модернизация промышленности и соответственно возрастет конкурентоспособность продукции.

Инновации и развитие

В 2014 г. экономическое развитие Китая вошло в новую фазу, и экономика перешла от стадии высокоскоростного роста к стадии качественного развития. В последние несколько десятилетий экстенсивный режим развития Китая, направленный на достижение высокоскоростного экономического роста за счет деградации природной среды, больше не является устойчивым. Ключ к преобразованию режима экономического развития, оптимизации экономической структуры и содействию модернизации промышленной структуры лежит в научно-технических инновациях [19]. В докладе 19-го Национального съезда Коммунистической партии Китая отмечалось, что "...инновации являются первой движущей силой развития" [6]. Следовательно, увеличение инвестиций в научно-технические исследования и разработки, углубление реформы научно-технической системы, усиление поддержки инноваций малых и средних предприятий и создание системы технологических инноваций с предприятиями в качестве основного органа и рынком в качестве ориентира для преобразования режима экономического развития, оптимизировать экономическую структуру и способствовать высокому качеству экономики Китая [15].

Ключ к развитию заключается в том, что следует изменить движущую силу экономического роста Китая, перейдя от производства и инвестиций к инновациям, постоянно внедряя инновации и повышая конкурентоспособность китайской экономики и таким способом добиваясь устойчивого экономического развития страны. При этом стоит отметить, что инвестиции Китая в НИОКр постоянно увеличиваются вместе с непрерывным развитием экономики. Общий объем инвестиций Китая в НИОКР на данном этапе уступает только США и с 2013 г. занимает второе место в мире. Интенсивность НИОКР продолжает увеличиваться (рисунок 5).

Как видно из Рисунка 5, общий объем инвестиций Китая в НИОКР и интенсивность инвестиций в НИОКР демонстрируют тенденцию к росту из года в год. С точки зрения паритета покупательной способности инвестиции Китая в НИОКР увеличились с 39,806 млрд. долларов США в 2000 г. до 563,31 млрд. долларов США в 2020 г., что в 14 раз больше инвестиций в НИОКР за 20 лет. В 2013 г. объем инвестиций в НИОКР в Китае впервые превысил 2% от ВВП, а в 2020 г. достигла 2,4%, демонстрируя непрерывную тенденцию к росту. Хотя интенсивность инвестиций в НИОКР в Китае все еще несколько отличается от уровня 2,5% - 4% в ряде развитых стран, в целом инвестиции Китая в НИОКР соответствуют основным требованиям и этапам внутреннего экономического и социального развития. Такая политика государства принесла свои плоды - наблюдается интенсивный рост высокотехнологичных предприятий в стране (Рисунок 6).

Рисунок 5 - Валовые внутренние расходы КНР на НИОКР с 2000 до 2020 гг. составлено авторами по данным [3]

Рисунок 6 - Количество высокотехнологичных предприятий в Китае с 2000 до 2020гг. составлено авторами по данным [14]

На рисунке 6 показан прирост количества высокотехнологичных предприятий в Китае. С 2000 по 2008 гг., практически с нулевого старта, их число демонстрировало тенденцию к росту, но общее количество было небольшим. Во время финансового кризиса 2008-2009 гг. количество таких предприятий сократилось, однако с 2009 по 2020 гг. прирост высокотехнологичных предприятий в Китае быстро увеличивался, и к 2020 г. достиг 275 000, что отражает непрерывный рост постоянных инвестиций Китая в НИОКР за данный период.

Благодаря непрерывным инвестициям средств на исследования и разработки инновационные достижения привели к прорывам в некоторых областях [19], но перед лицом сложной и изменчивой внутренней и внешней среды и на фоне четвертой промышленной революции по-прежнему остается актуальной проблема разработки национальных инноваций и устойчивого экономического развития. Для этого, по мнению авторов, должны быть выполнены следующие рекомендации:

1. Для страны в целом. Использовать преимущества новой национальной системы социалистической рыночной экономики. Деятельность государственных структур должна быть направлена на организацию новых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, инновационных предприятий, общественных организаций и др., с целью консолидации общества и формирования преимуществ в решении научно-технических проблем, содействуя органической интеграции рынка и государственных предприятий [19]. Также необходимо

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

m о х

X

создать ряд лабораторий и научно-исследовательских институтов национального уровня, руководствуясь стратегическими потребностями в передовых областях, таких как интегральные схемы, искусственный интеллект, квантовая информация и точные приборы, высокопроизводительные станки, увеличить инвестиции в научные исследования и сосредоточить усилия, направленные на ускорение прорывов в ключевых технологиях. Для компаний, занимающихся фундаментальными исследованиями - финансовая поддержка и льготная налоговая политика.

2. Для предприятий. Следует использовать роль предприятий, как основного источника рыночных инноваций: поощрять предприятия к участию в инновационных исследованиях и разработках, поддерживать предприятия, объединенные с колледжами, университетами и научно-исследовательскими институтами для формирования совместных инновационных коллективов, ускорить интеграцию инновационных ресурсов и стремиться использовать исторические возможности нового витка научно-технической революции и промышленной модернизации [8]; активно участвовать в создании национальных инновационных проектов и повышать скорость внедрения научно-технических достижений.

3. Для поддержки инновационных талантов следует увеличить финансовую поддержку талантливым ученым и инженерам, постоянно совершенствовать систему образования, уделять больше внимания развитию инновационных способностей талантливой научной и технической молодежи, улучшить систему оценки научных и технологических талантов и оплаты их труда, активно создавать среду, которая уважает знания, таланты и творчество, поощряет укрепление обмена талантами на международном уровне в области научных и технологических инноваций, создать благоприятную среду для научных исследований и привлечь иностранные инновационные и научно-технические таланты для работы в Китае.

Заключение

Загрязнение окружающей среды, торговые трения и отсутствие инноваций являются важными факторами, сдерживающими устойчивое развитие экономики Китая.

Китай сможет продолжить стабильно и неуклонно развивать собственную экономику путем увеличения инвестиций в НИОКР, охрану окружающей среды и усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды для решения проблем загрязнения, оптимизации структуры энергопотребления и модернизации энергетической отрасли, сельского хозяйства и промышленности, углубления рыночных реформ в направлении повышения уровня открытости внешнему миру и содействия развитию торговли, усиления защиты интеллектуальной собственности, повышения научно-технической самостоятельности и инновационной деятельности.

Литература

1. Лексютина Я.В. Торговые войны или борьба за обновление мироустройства // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 2. С. 59-66.

2. Петровский В.Е. Американо-китайские торговые войны: экономика или геополитика? // Проблемы Дальнего Востока. 2019. №2. С. 51-58.

3. OECD Gross domestic spending on R&D [Электронный ресурс] - URL:https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm. Дата обращения 05.05.2022.

4. World Bank [Электронный ресурс] -URLhttps://data.worldbank.org/indicator/NV.AGR.TOTLZ S?view=chart&locations=CN - Дата обращения 15.04.2022.

5. World Bank [Электронный ресурс] -URL:https://databank.shihang.org/reports.aspx?source=2& series=NY.GDP.MKTP.CD&country=CHN,USA. - Дата обращения 28.04.2022.

6. Отчет Девятнадцатого Национального съезда Коммунистической партии Китая, октябрь 2017 года.

7. 2020 Энергетические данные [Электронный ресурс] - -URL:https://www.efchina.org/Attachments/Report/report-lceg-20210430-

3/2020%E8%83%BD%E6%BA%90%E6%95%B0%E6%8D %AE.pdf. - Дата обращения 18.04.2022.

8. Ван Пэн, Чжу Су Цзя. Анализ и размышления о траектории развития интенсивности инвестиций в НИОКР в Китае // Журнал Хэбэйской академии наук. 2020. Т. 37(02). С. 86-90].

9. Го Кэ Ша, Ли Ли. Анализ мотивации, тенденций и влияния китайско-американских торговых трений // Общественные науки Тяньцзинь. 2021. № 5. С. 149-160].

10. Дин Кун. Стратегия Китая в области охраны окружающей среды и устойчивого развития // Управление малыми и средними предприятиями, наука и техника (Среднее издание). 2018. № 2. C. 59-60].

11. Ежегодный отчёт по экологической статистике Китая] [Электронный ресурс] -URL:https://www.mee.gov.cn/hjzl/ - Дата обращения 25.04.2022.

12. Информационное бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики: Факты о китайско-американских экономических и торговых трениях и позиции Китая. Газета «Жэньминь жибао» 25 сентября 2018 года].

13. Ма Ли Фан. Исследования в области охраны окружающей среды и устойчивого развития // Окружающая среда и развитие. 2019. Т. 31(10). С. 233-250].

14. Министерство науки и технологий КНР] [Электронный ресурс] - URL:http://www.most.gov.cn/index.html. - Дата обращения 05.05.2022.

15. Се Ин Cя. Научно-технические инновации способствуют трансформации режима экономического развития Китая // Экономическое развитие Китая. 2020. Т. 24. С. 29-30].

16. Статистические данные таможенного управления КНР]. [Электронный ресурс] -URL:http://www.customs.gov.cn/. Дата обращения 01.05.2022.

17. Тан Кэ Мин. Дискуссия об исторических и практических причинах китайско-американской торговой войны // Экономика бизнеса. 2020. № 8. С. 49-51].

18. У Цзяньхуа. Изучение экологической защиты окружающей среды и устойчивого развития местной экономики // Коллективная экономика Китая. 2021. № 2. С. 14-15].

19. Чжоу Дунмин, Ван Явен. Содействие преобразованию режима экономического развития Китая с помощью научно-технических инноваций // Коллективная экономика Китая. 2020. Т. 30. С. 11-12].

20. Чжу Фэн. Стратегии охраны окружающей среды и устойчивого развития // Ресурсосбережение и охрана окружающей среды. 2021. № 5. С. 27-28].

21. Юань Мяо, Хань Лу. Анализ текущей ситуации и исследование стратегии охраны окружающей среды и

устойчивого развития в новую эпоху // Наука и техника. 2021. Т. 25. С. 158-160].

Ways of China's Sustainable Economic Development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mitina N.N., Song Yangyang

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

After the reforms, China's economy showed rapid and relatively steady growth and achieved significant success. However, a number of problems closely related to economic development, such as environmental pollution, trade friction and the backlog in the scientific and technical sphere are becoming more and more noticeable. The article analyzes the reasons limiting the sustainable development of China's economy from three points of view: environmental pollution, Sino-American trade friction and lagging behind advanced countries in the field of economic modernization and the introduction of innovative technologies. The ways of growth of the national economy of China are analyzed, and the theoretical basis for the implementation of its sustainable economic development is given. The authors conclude that China will be able to continue to steadily and steadily develop its own economy by increasing investment in R&D, environmental protection and strengthening legislative supervision to solve pollution problems, optimizing the structure of energy consumption and modernization of the energy sector, agriculture and industry, deepening market reforms in the direction of increasing openness to the outside world and promoting trade, strengthening the protection of intellectual property, increasing scientific and technical independence and innovation.

Keywords: China, economy, sustainable development, innovation, investment, Sino-American trade relations, scientific and technological progress, industry, energy, R&D, environmental pollution.

References

1. Leksyutina Ya.V. Trade wars or the struggle for the renewal of the world

order // Problems of the Far East. 2019. No. 2. S. 59-66.

2. Petrovsky V.E. US-China Trade Wars: Economics or Geopolitics? //

Problems of the Far East. 2019. №2. pp. 51-58.

3. OECD Gross domestic spending on R&D [Electronic resource] - URL:

https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm. Accessed 05.05.2022.

4. World Bank [Electronic resource] - URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.AGR.TOTL.ZS?view=chart&loc ations=CN - Retrieved 04/15/2022.

5. World Bank [Electronic resource] - URL: https://databank.shihang.org/reports.aspx?source=2&series=NY.GDP. MKTP.CD&country=CHN,USA. - Accessed 28.04.2022.

6. Report of the Nineteenth National Congress of the Communist Party of

China, October 2017.

7. 2020 Energy data [Electronic resource] - - URL: https://www.efchina.org/Attachments/Report/report-lceg-20210430-3/2020%E8%83%BD%E6%BA%90%E6 %95%B0%E6%8D%AE.pdf. -Accessed 04/18/2022.

8. Wang Peng, Zhu Su Jia. Analysis and reflections on the development

trajectory of R&D investment intensity in China // Journal of the Hebei Academy of Sciences. 2020. Vol. 37(02). S. 86-90].

9. Guo Ke Sha, Li Li. Analysis of the Motivation, Trends, and Impact of Sino-

American Trade Frictions // Tianjin Social Sciences. 2021. No. 5. S. 149160].

10. Ding Kun. China's Strategy for Environmental Protection and Sustainable Development // Small and Medium Enterprise Management, Science and Technology (Medium Edition). 2018. No. 2. C. 59-60].

11. Annual Report on Environmental Statistics of China] [Electronic resource]

- URL: https://www.mee.gov.cn/hjzl/ - Accessed 25.04.2022.

12. Information Bureau of the State Council of the People's Republic of China:

Facts about Sino-US economic and trade tensions and China's position. People's Daily Newspaper September 25, 2018].

13. Ma Li Fan. Research in the field of environmental protection and sustainable development // Environment and development. 2019. Vol. 31(10). S. 233-250].

14. Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China] [Electronic resource] - URL: http://www.most.gov.cn/index.html. -Accessed 05.05.2022.

15. Xie Ying Xia. Scientific and technical innovations contribute to the transformation of China's economic development regime // Economic development of China. 2020. V. 24. S. 29-30].

16. Statistical data of the Customs Administration of the People's Republic of China]. [Electronic resource] - URL: http://www.customs.gov.cn/. Retrieved 05/01/2022.

17. Tang Ke Ming. Discussion about the historical and practical causes of the Sino-American trade war // Business Economics. 2020. No. 8. S. 49-51].

18. Wu Jianhua. The study of environmental protection of the environment and sustainable development of the local economy // Collective economy of China. 2021. No. 2. S. 14-15].

19. Zhou Dongming, Wang Yawen. Contributing to the transformation of China's economic development regime through scientific and technological innovation // Collective Economy of China. 2020. V. 30. S. 11-12].

20. Zhu Feng. Strategies for environmental protection and sustainable development // Resource saving and environmental protection. 2021. No. 5. S. 27-28].

21. Yuan Miao, Han Lu. Analysis of the current situation and the study of the

strategy of environmental protection and sustainable development in the new era // Science and technology. 2021. V. 25. S. 158-160].

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.