Научная статья на тему 'Пути улучшения охраны здоровья детей и молодежи: институциональный подход'

Пути улучшения охраны здоровья детей и молодежи: институциональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
912
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения охраны здоровья детей и молодежи: институциональный подход»

торами сердечно-сосудистого риска и больных АГ, телеконсультации (on-line, off-line). Такой вид медицинской помощи сегодня должен стать основой для «приближения» высокоспециализированной консультативной помощи к больным, находящимся вдали от ведущих научных медицинских центров;

7) удовлетворить спрос населения на доступную высокотехнологичную медицинскую помощь и повысить ее эффективность и качество (экспресс-диагностика, оздоровительно-реабилитационные мероприятия);

8) создать предпосылки снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографических показателей;

9) систематически повышать квалификацию кадров для работы в системе охраны и укрепления здоровья без отрыва от рабочих мест через теленаставничество, видеоконференции, научно-практические и методические совещания, симпозиумы.

И.Н. Симаева

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия

Ситуация в сфере здоровья населения России на сегодняшний день является крайне неблагополучной. С 1990-х гг. наметились тенденция уменьшения потенциала здоровья всего населения, а в частности, подрастающего поколения. Высокий уровень смертности, высоки показатели заболеваемости детей и взрослых, распространения почти среди всех возрастных групп вредных привычек. Россия, несмотря на развитие системы медицинских учреждений, попадает в категорию развивающихся государств по состоянию здоровья и благосостоянию граждан. А среди европейских стран рейтинг России низок практически по всем критериям качества жизни [1; 2]. Наиболее тревожными выглядят показатели нездоровья детей и подростков в Российской Федерации. Это касается и сугубо медицинских аспектов, связанных с все большим распространением различного рода заболеваний среди детей, и влияния на здоровье подрастающего поколения социально обусловленных факторов риска, таких как курение, алкоголь, наркотики, незащищенный секс и т.д.

Существующие тенденции при достаточно высоком уровне развития медицины свидетельствуют о том, что необходимо пересмотреть методологические основы охраны здоровья россиян, и в первую очередь— детей и молодежи.

Эффективная охрана здоровья должна удовлетворять следующим требованиям:

1) охватывать подавляющее большинство населения;

2) соответствовать культурно-историческому и социально-экономическому

контексту;

3) ориентироваться на модель здоровья как результат здорового образа жизни и самосохранительного поведения, стимулировать активность и ответственность людей;

4) интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья;

5) располагать эффективными технологиями моделирования здоровья и его детерминант;

6) иметь возможность воздействовать на индивида в сензитивный период социализации, который в значительной степени определяет его дальнейшее поведение и состояние здоровья;

7) иметь возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;

8) обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность формирования и укрепления здоровья на всех этапах онтогенеза;

9) ненасильственно, органично включаться в повседневную жизнедеятельность индивида;

10) быть приемлемой, достижимой и привлекательной для людей разного возраста, пола и статуса;

11) обеспечивать устойчивые измеряемые результаты в виде качественных и количественных параметров [5].

Вышеперечисленные требования свидетельствуют о необходимости институционального механизма регулирования охраны здоровья. Традиционно приоритет в данной сфере отдавался институту здравоохранения, однако последний в настоящее время функционально и культурно-исторически не вполне соответствует ни современной парадигме здоровья, принятой ВОЗ, ни данным требованиям. Кризис состояния здоровья россиян показывает, что нельзя возлагалась только на медицину ответственность за состояние здоровья, это— узкий взгляд, который не позволяет решить проблему [3].

На наш взгляд, сегодня обеспечить охрану здоровья детей и молодежи возможно лишь при системной организации процесса и вовлечении в этот него, помимо здравоохранения, и других социальных институтов. Иными словами, необходимо задействовать в полной мере институциональный механизм охраны здоровья.

В охране здоровья как широко трактуемом явлении играют (или способны играть), помимо медицины, роль различные социальные институты и организации общества: социальные институты права, политики, семьи, общественные ассоциации и организации. К сожалению, в настоящее время большинство из них затрагивают в своей деятельности лишь отдельные аспекты этой проблемы, либо не справляются с задачами сохранения здоровья людей, а в других случаях оказывают дисфункциональное влияние. К примеру, экономика и СМИ становятся факторами неблагополучия в сфере здоровья и чаще противодейству-

ют, чем способствуют его охране; институт семьи переживает глубокий кризис и лишь частично осуществляет первичную социализацию в сфере здоровья; длительность участия в образовательном процессе коррелирует с ухудшением состояния здоровья [4; 5].

В данной ситуации следует задействовать систему общественных институтов более широко и пересмотреть приоритеты и функционал системы образования. И дело не только в том, что в Концепции развития образования в РФ до 2025 года поставлен акцент на утилитарных задачах образования, (выпускники образовательных учреждений должны обладать хорошим адаптивным потенциалом). Образование сегодня— единственный социальный институт, в который индивид активно включен на протяжении длительного и критичного с точки зрения социализации периода своей жизни. По статистике, большинство детей активно проводят в школе (детском саду) больше времени, чем в семье. Учебная деятельность для детей и подростков является естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. При этом благодаря многоступенчатой структуре системы образования существует возможность обеспечить преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков. Однако для решения проблемы охраны здоровья подрастающего поколения необходимо официально закрепить за институтом образования соответствующую функцию.

Сущность охраны здоровья как институциональной функции образования — целенаправленная и системная деятельность педагогов по формированию и развитию у обучающихся готовности к самосохранительному поведению на протяжении всего времени их пребывания в образовательной системе, упреждении воздействия на социальные и индивидуальные факторы здоровья детей и подростков с целью снижения их негативного влияния на здоровье и создания в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих безопасность их жизни и здоровья.

Немного отступая, скажем о социально-психологическом механизме формирования самосохранительного поведения [4]. Совершенно очевидно, что институт образования способен задействовать практически все первичные, вторичные и третичные факторы социализации для последовательного и целенаправленного формирования у детей когнитивного, эмоционального и конативного компонентов самосохранительной установки, которая направляет самосохрани-тельное поведение и делает его избирательным, а также создать условия для ее устойчивой интериоризации.

Кратко концепцию охраны здоровья как функции института образования можно представить следующим образом.

Предмет концепции

Концепция охраны здоровья как институциональной функции образования представляет собой систему научно обоснованных взглядов на роль инсти-

тута образования в процессе охраны здоровья, теоретико-методологических представлений об основных предпосылках, возможностях, принципах, целях и механизмах реализации системой образования функции охраны здоровья через формирование и развитие у обучающихся основ самосохранительного поведения.

Основополагающие идеи концепции охраны здоровья как институциональной функции образования

I. Образование — социальный институт, способный задействовать механизмы и создать условия для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи, так как:

— своей деятельностью охватывает подавляющее большинство населения (в идеале всё), прежде всего подрастающее поколение;

— организует ведущую деятельность индивида в период детства и отрочества, когда эффективность социализации во многом зависит от ее агентов, в том числе организаторов образования и педагогов, что определяет дальнейшее поведение и состояние здоровья;

— начинает влиять на индивида на этапе первичной социализации, когда воздействия, направленные на формирование установок, простейших навыков и стереотипов поведения, наиболее эффективны;

— влияние системы образования распространяется на длительный и критичный с точки зрения социализации период жизни, что создает возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;

— для детей и подростков учебная деятельность является повседневной и естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс;

— система образования имеет многоуровневую структуру, что позволяет обеспечить непрерывность, последовательность и преемственность формирования самосохранительных установок и здорового поведения на всех этапах онтогенеза и развития личности;

— институт образования располагает эффективными технологиями передачи знаний, формирования навыков и стереотипов поведения; именно в рамках системы образования могут быть реализованы наиболее эффективные модели формирования здорового образа жизни — через социализацию в сфере здоровья;

— технологии и организация образовательной деятельности позволяют одновременно задействовать и интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья, что дает возможность радикально повысить эффективность решения этой задачи в масштабах общества.

II. Введение охраны здоровья в качестве новой функции института образования означает создание системы механизмов и условий для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса.

Системность и функциональность процесса самосохранения здоровья позволит обучающимся на всех ступенях и во всех звеньях системы образования достигать целей как учебной деятельности, так и жизнедеятельности в целом, то есть (в соответствии с определением здоровья ВОЗ) жить индивидуально неповторимой и продуктивной в социальном и экономическом отношениях жизнью.

Новая институциональная функция создаст возможности для удовлетворения потребности общества сохранить и улучшить здоровье большинства детей и молодежи. Механизм формирования, развития, прогнозирования и регуляции здорового образа жизни — самосохранительная социализация путем воздействия на систему ценностей, правил и норм поведения и контроля над ними, ответственности за самосохранительное поведение, а также институциональные правила, которые будут препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать поведение в здоровое русло.

Главную роль здесь играет педагогическое взаимодействие, направленное на организацию и стимулирование активных действий дошкольника, школьника или студента. Оно заключается в последовательном решении ряда педагогических ситуаций, среди которых: ситуации стимулирования самосохранителього поведения, выбора его формы, успеха в достижении результатов в сохранении здоровья, риска для здоровья в повседневной жизнедеятельности или исключительных обстоятельствах, решения проблемных задач при здоровом образе жизни, самооценки ССП, самокритики самосохранительного или саморазрушительного поведения, подчинения и убеждения в процессе изменения самосо-хранительных установок, ограничения в жизнедеятельности (режима, питания, привычек и т. д.), освоения новых способов деятельности, игровые ситуации (для анализа самосохранительных компетенций, стереотипов, установок), тре-нинговые ситуации, ситуации ответственных решений, угрозы наказания, конфликтные ситуации и т. д. Основная цель— помочь детям сформировать убеждения, овладеть стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью. Отдельные виды педагогической деятельности направлены на развитие навыков самоорганизации поведения для предупреждения риска некоторых заболеваний

Охрана здоровья эмерджентно связана с транслирующей, коммуникативной и другими функциями образования, а также с функциями системы здравоохранения, экономики и других общественных институтов, поэтому ее реализация будет способствовать обеспечению непрерывности и устойчивости общественной жизни.

III. В настоящее время институт образования латентно выполняет дисфункцию охраны здоровья, поскольку цели и задачи образования достигаются зачастую ценой разрушения здоровья детей и молодежи. Необходимо устра-

нить дисфункцию, угрожающую выживанию нации, и внести в функционирование института образования принципиальные изменения, которые позволят использовать потенциал и возможности системы образования для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи [5].

«Управленческий задел» для охраны здоровья институтом образования

Несмотря на существование ряда проблем, связанных с отсутствием охраны здоровья в системе образования, обнаруживается и позитивный опыт, «управленческий задел» для реализации институтом образования функции охраны здоровья. Он включает в себя следующее.

1. Управление функцией «охрана здоровья» в институте образования может быть интегрировано в существующую модель управления образовательной системой.

2. Внедрение концепции и модели охраны здоровья стало насущной необходимостью для развития самого института образования, так как улучшение здоровья детей и молодежи в условиях увеличения объема информации и интеграции в европейское образовательное пространство позволит обеспечить необходимое качество и результаты образования.

3. Фундамент для охраны здоровья на первой ступени (дошкольное образование) создан и функционирует (соблюдаются основные принципы, действуют некоторые механизмы, есть опыт охраны здоровья в детских дошкольных учреждениях).

4. Большинство образовательных учреждений располагает необходимой информационной и материально-технической базой для охраны здоровья.

5. Применяемые психолого-педагогические технологии могут быть адаптированы под задачи самосохранительной социализации в ходе обучения по всем дисциплинам (история, биология, математика, русский язык и т. д.).

6. Охрана здоровья может быть интегрирована как в учебные, так и во вне-учебные формы деятельности образовательных учреждений.

7. Кадровый состав и квалификация большинства педагогов на всех уровнях образования (знание психологии, физиологии, динамки возрастного развития и кризисов и проч.) позволяют заблаговременно осуществлять превентивные меры, то есть предварять вовлечение детей в разрушительные для здоровья поведенческие практики.

8. Существующая система повышения квалификации педагогических кадров позволяет интегрировать в ней новые подходы к содержанию и организации образования и воспитания.

9. Современные экономические и правовые механизмы управления системой образования позволяют охрану здоровья вменить в ее функции, контролировать и регулировать ее исполнение.

10. Механизмы охраны здоровья могут быть интегрированы в существующий опыт взаимодействия школ (детских садов и других образовательных учреждений), общественности и семьи (родительских комитетов, попечительских советов и т. д.).

Для использования имеющегося задела для выполнения институтом образования новой функции необходимо под другим ракурсом рассматривать результаты обучения и воспитания детей и молодежи, а именно — как создание позитивного человеческого капитала, включающего среди прочих характеристик и здоровье. Предлагается модель управления охраной здоровья в системе образования (рис.2).

На сегодняшний день в деятельности образовательных учреждений сегодня обнаруживаются лишь отдельные соответствия предлагаемым концепции и модели. Так, мониторинг охватывает своим вниманием не все аспекты и факторы охраны здоровья и носит во многом формальный характер (например, нередко оценку условий охраны здоровья и семье дают сами родители, а не педагоги или социальные работники; фиксируется наличие в учебном заведении горячего питания, но не учитывается, что блюда подаются учащимся холодными, и т. п.). Это снижает достоверность получаемой информации. Параметры, по которым ведется мониторинг, имеют преимущественно количественный характер, что не позволяет понять причин происходящей негативной или позитивной динамики в показателях здоровья и его охраны. Анализ динамики этих показателей, как правило, ведется по отношению к обобщенным, а не индивидуальным данным. Кроме того, сопоставляются аналогичные данные прошлых лет, а не данные определенной группы обучающихся (то есть сравниваются данные, например, 2008 и 2009 гг., а не показатели той или иной группы детей в динамике).

Наконец, осуществляемый мониторинг не уделяет внимания основному вопросу — уровню и качеству самосохранительного поведения обучающихся, а также не отслеживает характер, содержание и эффективность педагогических воздействий, призванных сформировать и развить самосохранительное поведение у детей, подростков и молодежи в системе образования.

В целом можно сказать, что данное направление работы образовательных учреждений касается преимущественно сбора информации по отдельным аспектам проблемы, что не позволяет вести полноценную аналитическую деятельность, а следовательно, строить эффективную работу других подсистем — плановой и контролирующей.

В программных документах образовательных учреждений (миссии, стратегии или программе развития) нередко можно обнаружить идеи охраны здоровья и формирования здорового образа жизни в качестве одной из задач или критериев деятельности. Однако, заявленные цели (критерии) охраны здоровья обучающихся часто вступают в противоречие с характером и методами организации учебного процесса, внеучебной работы и всей организации жизни учебного заведения.

Планирование и организация учебно-воспитательного процесса, а также разработка программ всех учебных дисциплин с учетом нового критерия — формирования компетенций в сфере здоровья и готовности к самосохранительному поведению — не имеют систематического характера. Вопросы здоровья и здорового образа жизни, как правило, рассматриваются (достаточно односторонне) в рамках изучения специальных учебных дисциплин (таких, как «Основы безопасности жизнедеятельности») и не интегрированы в содержание остальных предметов, тогда как необходимо постоянно завуалированно и в доступной возрасту форме транслировать эталоны самосохранительного поведения в про-

цессе обучения. В отсутствие такого «непрерывного обучения здоровью» нарушается один из важных принципов эффективного обучения — многократности повторения информации.

Анализ воспитательной практики образовательных учреждений также показал, что по мере повышения ступени образования активность и значимость такой работы в жизнедеятельности учебных заведений снижается. Соответственно все меньше внимания уделяется и вопросам охраны здоровья и формирования самосохранительного поведения, что не позволяет реализовать принцип своевременности при обучении детей и подростков нормам и навыкам здорового образа жизни.

Возможность эффективной организации воспитательной работы образовательных учреждений в сфере охраны здоровья непосредственным образом зависит от планирования и осуществления внутрисистемных и внешних связей. Образовательные учреждения нуждаются в поддержке других социальных институтов и организаций (СМИ, государственных и общественных структур, учреждений здравоохранения), партнерстве с другими образовательными заведениями, родителями, лидерами мнений и пр. Именно во взаимодействии всех заинтересованных и компетентных сторон должны разрабатываться, приниматься и продвигаться культурные сценарии, образцы и модели здорового образа жизни, выбираться методы формирования самосохранительного поведения.

Литература

1. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2009 г.: Здоровье и системы здравоохранения / Европейская база данных "Здоровье для всех" (БД-ЗДВ) [онлайновая база данных]. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2009 (http://www.euro.who.int/, по состоянию на 27 мая 2009 г.).

2. Назарова, И.Б. Здоровье занятого населения / Гос. ун-т Высшая школа экономики. / И.Б. Назарова. - М.: МАКС Пресс, 2007.

3. Симаева, И.Н. Образование, здоровье и развитие человеческого капитала: противоречия в России // Материалы X юбилейной научно-практической конференции «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития», Санкт-Петербург, 24-26 ноября 2010 г. - СПб., 2011.

4. Симаева И.Н., Алимпиева А.В. Формирование самосохранительного поведения в системе образования как вклад в развитие человеческого капитала / Материалы V Международной конференции «РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»/ «Роль человеческого капитала в развитии стран и регионов Центральной и Восточной Европы»-г. Торунь, Польша. 20-21 мая 2010 г.

5. Симаева И.Н., Алимпиева А.В. Охрана здоровья и образование: институциональный подход: монография. Ч. 1 - 2. - Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.