Научная статья на тему 'Пути улучшения эффективности использования расходов бюджетными учреждениями'

Пути улучшения эффективности использования расходов бюджетными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1710
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СМЕТА / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова А. С., Яруллин Р. Р.

В статье рассмотрены проблемные аспекты деятельности бюджетных учреждений, определения ими финансового результата выполнения сметы. Предложены возможные направления совершенствования оценки эффективности управления бюджетными расходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути улучшения эффективности использования расходов бюджетными учреждениями»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 336.61

А.С. Панова, курсант Уфимского юридического института МВД РФ, Р.Р. Яруллин, д.э.н. профессор Уфимского филиала финуниверситета при Правительстве РФ

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемные аспекты деятельности бюджетных учреждений, определения ими финансового результата выполнения сметы. Предложены возможные направления совершенствования оценки эффективности управления бюджетными расходами.

Ключевые слова

Бюджетные учреждения, смета, доходы, расходы, финансовый результат, контроль.

Организация рационального расхода государственных бюджетных средств напрямую влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решения задач социального развития. Эффективность использования государственных бюджетных средств определяется достижением поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ путем определения соотношения между полученным результатом и затратами. Таким образом, система оценки качества бюджетных услуг остается актуальным вопросом, что требует надлежащего организационного и методического обеспечения.

Проблемные аспекты организации эффективной деятельности бюджетных учреждений занимают видное место в трудах таких отечественных ученых. Их исследования являются значительным вкладом в теорию, методологию и организацию финансирования различных отраслей бюджетной системы, а также в решение вопросов совершенствования их финансового обеспечения. Однако, отсутствие взаимосвязи динамики расходов с целями государственной политики и регулятивными инструментами их достижения, разграничения в планировании расходов, сохранения условий и стимулов для неоправданного увеличения расходов бюджетной сферы указывают на актуальность темы исследования и обусловливают необходимость решения проблем оценки эффективного управления затратами в государственном секторе экономики страны.

На современном этапе экономического развития учреждения должны быть готовы к оперативному и адекватному реагированию на любые конъюнктурные изменения на рынке с целью удержания достигнутых позиций и успешного выполнения возложенных на них функций. К бюджетным учреждениям и организациям относятся такие юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов (их главного планового и финансового документа), получающие соответствующие средства из общего и специального фондов государственного и местных бюджетов. На современном этапе развития важной проблемой является отсутствие действенных стимулов и соответствующей мотивации для бюджетных учреждений по эффективному использованию полученных финансовых ресурсов. При этом по результатам проведенных Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами контрольно-аналитических мероприятий оказалось, что большинство нарушений бюджетного законодательства носит системный характер [2, с.59]. По заключению Счетной палаты наиболее характерными по количеству выявленных случаев были нарушения бюджетного законодательства, которые можно классифицировать следующим образом:

• использование средств и проведение планирования без надлежащих правовых оснований;

• нарушения при закупках;

• нарушения при составлении документов;

• нарушения бухгалтерского учета;

• проведение планирования с нарушением закона;

• использование средств с нарушением закона;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

• не целевое использование средств, при выполнении государственных программ;

• отвлечение средств на дебиторскую задолженность.

Такое значительное количество и разнообразие нарушений указывает на отсутствие надлежащего планирования, координации и контроля за эффективным использованием средств из бюджета, ставя перед распорядителями средств задачи по прогнозированию, оценке рисков и создание эффективной системы управления, усиления контроля за использованием ресурсов и улучшение результативных показателей деятельности учреждений. При внешнем контроле проверяется выполнение функций, возложенных на бюджетное учреждение; проводится оценка состояния экономических, организационных, информационных и других характеристик работы учреждения; осуществляется проверка соблюдения требований действующего законодательства; проводится проверка системы управления средствами общего и специального фондов; проверяется ведение учета и составления отчетности; осуществляется проверка выполнения сметы доходов и расходов учреждения. Внутренним контролем охватываются вопросы планирования деятельности учреждения, управления бюджетными средствами, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой и бюджетной отчетности, обеспечения защиты активов от потерь, целевого и эффективного использования бюджетных средств и др [3, с.91].

Система бухгалтерского учета должна предоставлять возможность прогнозирования и определения стратегии выполнения бюджета и анализа их динамики. Финансовый результат деятельности бюджетной организации определяется методом проведения итоговых оборотов по списанию доходов и расходов за отчетный год. К недостаткам действующей практики следует отнести несоответствие метода начисления через сопоставление кассовых доходов и начисленных в отчетном периоде расходов. Как следствие, в учете искажаются показатели финансовых результатов. В таком случае в бюджетном учреждении искусственно возникает прибыль, выводит средства государственного или местного бюджета, на которые бюджетное учреждение не имеет права собственности, в категорию финансовых результатов, которыми последняя свободная распоряжаться по своему усмотрению. Получение прибыли для бюджетного учреждения за счет общего фонда абсолютно неестественно, поскольку оно является неприбыльной организацией, основной целью которой является получение социального эффекта, а не получение прибыли. С целью оценки эффективности управления бюджетными расходами необходимо следующее:

- введение системы качественных показателей результативности выполнения бюджетными учреждениями функциональных обязанностей, что лучше всего характеризуют степень достижения ими поставленных целей и выполнения задач;

- внедрение метода начисления для оценки эффективности использования бюджетных средств, что позволит отражать доходы и расходы по мере возникновения и потребления экономических выгод, а также получать информацию о государственных активах и обязательствах, прогнозировать влияние хозяйственных операций на финансовую устойчивость;

- необходимо в рамках выполнения учреждениями отдельных бюджетных программ ввести дополнительные субсчета для разграничения операций показателями качества, при этом выбираются показатели, которые характеризуют их достигнутые результаты, удовлетворяющие заказчика, отражающие усиление положительных или ослабление негативных тенденций в предоставлении услуг (продукции, работ) заказчикам за счет государственных бюджетных средств. Разрабатывая систему оценки выполнения сметы, необходимо учитывать отраслевую специфику, опыт работы учреждения.

Таким образом, на сегодня отечественная система финансового контроля недостаточно внимания уделяет вопросам эффективности использования бюджетных средств, а результаты контроля практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. При этом для повышения уровня качества управления бюджетными расходами необходимо использовать инструменты, которые построены с учетом специфики конкретного направления деятельности. Таким инструментом эффективного расходования бюджетных средств может стать контроллинг, который синтезирует в себе управленческий учет, планирование, контроль и анализ.

Список использованной литературы: 1. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтер

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

ский учет. - 2014. - № 30. - С. 42-51.

2. Минаева Е.А. Оценка эффективности государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на реализацию целевых программ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 30. - С. 56-63.

3. Сухарев О.С. Системный подход к анализу эффективности бюджетных расходов и направлений развития экономики // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 83-94.

4. Тархановский К.О. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 10 (292). - С. 31-41.

5. Яруллин Р. Р.Формирование доходов и расходов в бюджетных учреждениях региона и пути их решения// Воспроизводственный потенциал региона: Материалы V Международной научно-практической конференции, 30-31 мая, 1 июня 2013 г. Ч.5/отв. ред. К.Н. Юсупов. - Уфа, 2013. - с.101-107.

6. Яруллин Р. Р. Проблемы финансов некоммерческих организаций и пути их решений// Проблемы управления бизнесом на современном этапе развития экономики: сборник научны трудов/ отв. ред. Т. Н. Шаш-кова.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.- с.84-87.

© Панова А.С., Яруллин Р. Р., 2016

УДК 378.17

М.А.Пачин

студент кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

ГРЕЙДИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА, ПЛАНИРОВАНИЯ

И УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПЕРСОНАЛ

Система грейдов пришла возникла в США, где в начале 60х годов прошлого века Эдуард Н. Хей разработал методику оценки должностей разного профессионального профиля исходя из универсальных критериев. С тех пор система грейдов успешно зарекомендовала себя на Западе и сегодня считается лучшей основой для прозрачной и управляемой системы оплаты труда.

В России система грейдов приходит на смену тарифной сетке, которая оказалась слишком неповоротливой и устаревшей для бурно развивающихся и быстро меняющихся коммерческих предприятий. По статистике, примерно 20% предприятий Москвы применяют на практике грейдированную систему начисления зарплат. В регионах этот показатель гораздо ниже.

Сегодня российские государственные предприятия для начисления зарплат используют преимущественно тарифные сетки и схемы должностей и должностных окладов. Бюджетное финансирование жестко связано с нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Основные узкие места тарифной сетки - непрозрачная внутренняя логика, жесткость иерархической структуры. Эти проблемы может решить система грейдов. Она позволяет гибко выстраивать схему должностных уровней, учитывая не только квалификацию и стаж, но и другие, не менее значимые факторы, такие как уровень управленческой и финансовой ответственности, сложность принимаемых решений и другие. Таким образом, в системе грейдов каждая должность находит свое место в «табели о рангах» и получает соответствующую оценку в виде «вилки» оклада. Эксперт высокой квалификации, «закрывающий» ответственный участок бизнес- процесса, может иметь более высокий грейд, чем руководитель отдела в непрофильном направлении деятельности компании. Это обеспечивает сотрудникам не только управленческую, но и профессиональную карьеру, что, безусловно, важно для тех, кто работает в крупном и среднем бизнесе. Таким образом, грейдирование определяет цену должности (постоянную составляющую оклада).

Цели и этапы грейдирования:

- установить объективную ценность каждого сотрудника для компании;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.