DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-62-69
Пути укрепления сотрудничества Китая и России в сфере низкоуглеродной энергетики (в контексте глобального тренда «углеродной нейтральности»)
Хань Хаолэй ©, Чу Линь ©
Технологический университет Внутренней Монголии Китая, Хух-Хот, Внутренняя Монголия, КНР
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]
Аннотация. На фоне быстрой эволюции нынешнего международного энергетического ландшафта и особого внимания к глобальному управлению климатом основные заинтересованные участники этого процесса начали новый раунд игр вокруг ключевой проблемы «углеродной нейтральности». Глобальная «углеродная нейтральность» станет главным полем нового витка стратегического сотрудничества, торговой конкуренции и геополитической игры между мировыми державами. В этих условиях перед лицом как возможностей, так и вызовов, Китай и Россия должны ускорить реализацию «углеродной нейтральности» посредством сотрудничества в области низкоуглеродной энергетики, которое можно рассматривать как усилие по совместной стабилизации общей ситуации в энергетике и укреплению международного доверия. Обе страны решительно поддерживают «зеленое» развитие энергетики и совместно работают над продвижением глобальной «зеленой» и низкоуглеродной трансформации, в полной мере демонстрируя высокую ответственность держав. В статье указываются пути по укреплению сотрудничества Китая и России в области низкоуглеродной энергетики: создание механизма по сотрудничеству в сфере низкоуглеродной энергетики, углубление взаимодействия и наращивание потенциала в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс - один путь», укрепление двусторонних обменов и сотрудничества в области низкоуглеродных энергетических технологий, использование многосторонних организаций для координации между Китаем и Россией.
Ключевые слова: углеродная нейтральность, Китай, Россия, энергетическое сотрудничество, низкоуглеродная трансформация, изменение климата, энергетическая политика, геополитика
Благодарности. Данная статья является поэтапным результатом проекта № DC2100001436 «Исследование китайско-российского энергетического сотрудничества» Автономного района Внутренняя Монголия Китая 2020 г. по привлечению талантов в контексте проекта «"Один пояс, один путь" в новую эпоху».
Данная статья является поэтапным результатом исследования молодежного проекта № 19CGJ020 Национального фонда социальных наук Китая «Роль и влияние китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства на китайско-российское энергетическое сотрудничество в новой ситуации».
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Хань Хаолэй, Чу Лин. Пути укрепления сотрудничества Китая и России в сфере низкоуглеродной энергетики (в контексте глобального тренда «углеродной нейтральности») // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 4. С. 62-69. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-62-69
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-62-69
The Ways to Strengthen Cooperation between China and Russia in the Field of Low-carbon Energy (in the Context of the Global Trend of "Carbon Neutrality")
Han Haoleia ©, Chu Lingb ©
Inner Mongolia Technological University of China, Hoh-Hot, Inner Mongolia, People's Republic of China
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. Against the background of the rapid evolution of the current international energy landscape and special attention to global climate management, the main interested participants in this process have started a new round of games around the key issue of"carbon neutrality". In the face of both opportunities and challenges, China and Russia should accelerate the implementation of "carbon neutrality" through cooperation in the field of low-carbon energy, which can be considered as an effort to jointly stabilize the overall situation in the energy sector and strengthen international trust. Both countries strongly support the "green" development of energy and work together to promote global "green" and low-carbon transformation, fully demonstrating the strong responsibility of the powers. The article points out ways to strengthen cooperation between China and Russia in the field of low - carbon energy: the creation of a mechanism for cooperation in the field of low-carbon energy, deepening cooperation in the field of capacity-building within the framework of the interface of the EAEU and the "One Belt, One Road" project, strengthening bilateral exchanges and cooperation in the field of low-carbon energy technologies, the use of multilateral organizations to perform a coordinating role between China and Russia.
Key words: carbon neutrality, China, Russia, energy cooperation, low-carbon transformation, climate change, energy policy, geopolitics
Acknowledgments. This article is the phased research result of the 2020 project of the Inner Mongolia Autonomous Region of China to attract talents "Research of Sino-Russian energy cooperation in the context of the 'One Belt, One Road' project in new Era", No. DC2100001436.
This article is the phased research result of the National Social Science Fund Youth Project "Study on the role and impact of China-Russia Comprehensive Strategic Cooperative Partnership on Chinese-Russian energy cooperation in the new situation", No. 19CGJ020.
В контексте реагирования на глобальное изменение климата, наряду с научными, технологическими инновациями в таких областях производства энергии, как экологически чистая энергия, нетрадиционная добыча нефти и газа и распределенная энергетика, глобальное предложение и спрос на энергию демонстрирует тенденцию к низкой карбонизации, электрификации и цифровизации. На фоне продолжающегося в 2021 г. распространения в мире коронавируса COVID-19 замедленное восстановление мировой экономики и повышенная волатильность международного энергетического рынка способствовали экологическому развитию и низкоуглеродной трансформации энергетического сектора, а глобальная карта энергетических ресурсов
и структура поставок также претерпели новые изменения. «Углеродная нейтральность» стала не только самой горячей темой в мировой политике, но и оперативной дорожной картой для глобальной экономики по выходу из пандемии коронавируса COVID-19, формируя волну «зеленой» и низкоуглеродной трансформации в странах мира. Поскольку «углеродная нейтральность» все больше становится новой глобальной политической реальностью и средством реализации международных политических и экономических интересов, она неизбежно создаст новые вызовы и окажет влияние на тенденции развития энергетики и направление сотрудничества между Китаем и Россией, основными мировыми потребителями и производителями энергии.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Перед лицом нарастающих серьезных проблем, связанных с климатическим кризисом, проблемы экологии становятся одной из центральных тем международной повестки дня. В Китае, как крупнейшей развивающейся стране, председателем КНР Си Цзиньпином поставлена «двууглеродная» цель - выхода на пик выбросов углерода и достижения углеродной нейтральности [Си Цзиньпин, 2020: 10]. Такая цель не только ускорит трансформацию и модернизацию традиционных отраслей промышленности Китая, но и придаст мощный импульс сотрудничеству в области глобальной энергетики и управления климатом, будет содействовать насущному «зеленому» и низкоуглеродному развитию стран во всем мире.
В контексте актуальной перспективы преобразования энергетической структуры Россия определила повышение энергоэффективности, энергосбережение и сокращение выбросов, а также развитие возобновляемых источников энергии важными прорывами в устойчивом социально-экономическом развитии в будущем. Россия надеется добиться «зеленой» и низкоуглеродной трансформации за счет политической поддержки оптимизации энергетической структуры, активного развития и применения чистых энергетических технологий и развития возобновляемых источников энергии. В «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» Россия предложила свой план развития возобновляемых источников энергии и политику поддержки новых направлений в энергетической сфере [Энергетическая стратегия..., 2020: 15]. Однако, поскольку российская экономика чрезмерно ориентирована на традиционные ископаемые источники энергии (в основном нефть, газ и уголь), она не в полной мере рассматривает пути развития низкоуглеродных источников энергии и не ставит четких целей для их развития. Тем не менее, России как стране, богатой ресурсами, независимо от того, ищет ли она экологически чистый путь собственного экономического роста или выполняет глобальные международные обязательства, необходимо добиться «зеленых» преобразований.
За последнее десятилетие под руководством лидеров Китая и России наши страны добились больших успехов в глобальном энергетическом управлении и двустороннем энергетическом сотрудничестве. Научные деятели Китая и России провели масштабное исследование в области двустороннего энергетического сотрудничества. В то же время ведущие академические круги Китая также придают большое значение изучению изменений в глобальном энергетическом ландшафте за последнее десятилетие. Однако исследования в области энергетического сотрудничества между Китаем и Россией в основном сосредоточены в сфере нефти и природного газа. Перед лицом общих человеческих проблем - климатического кризиса и глобальной «углеродно-нейтральной» игры - укрепление низкоуглеродной энергетики как сферы сотрудничества между Китаем и Россией неизбежно станет основным направлением исследований в будущем. В то же время это также ставит два проблемных вопроса: 1) на чем сосредоточена политическая игра, стоящая
за глобальной «углеродной нейтральностью»?
2) как Китаю и России следует укреплять сотрудничество в области низкоуглеродной энергетики? Как укрепление сотрудничества двух стран в области низкоуглеродной энергетики повлияет на их собственное и в целом на глобальное энергетическое управление?
Данные вопросы будут рассмотрены в статье. ИГРА В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛЬНОЙ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ
«Углеродная нейтральность» - это стратегия международного сообщества по активному контролю атмосферы в контексте антропоцена, а также необходимое и осуществимое геологическое поведение [Чжан Руй, Сян Цзюньйонг, 2021: 12]. Нынешние разговоры об «углеродной нейтральности», по-видимому, представляют собой среднесрочный и долгосрочный (до 40 лет) путь к смягчению последствий изменения климата. Как отмечает Чжао Бинь, «углеродно-нейтральные» цели «расплывчаты, не имеют единых стандартов, а конкретные стратегии и прозрачность соответствующих стран/предприятий для достижения целей еще предстоит определить, и фактическое воздействие трудно оценить» [Чжао Бинь, 2021: 13]. Исторически глобальный путь к низкоуглеродному переходу не был гладким, учитывая мягкие ограничения соглашения по климату и различные подходы экономик разных стран, у которых есть как общие интересы, так и множество противоречий. Основная причина заключается в том, что управление глобальным изменением климата и его тенденция к снижению выбросов углекислого газа связаны с экологической средой и экономическим развитием почти всех стран мира. В связи с различными этапами развития и экологическими условиями в каждой стране требования к интересам не одинаковы. Столкновение интересов и конфликты, вероятно, приведут к жесткой конкуренции, что делает транзакционные издержки многосторонних платформ слишком высокими, что приводит к «дилемме коллективных действий», и различные группы интересов продолжают разделяться и объединяться, образуя «фрагментацию» модели управления [Чэнь Чжихэн, Цзи Сичунь, 2019: 14]. Другая причина заключается в том, что политика подталкивает энергетическую революцию к ускорению. Чтобы избежать резкого увеличения выбросов углерода, вызванного быстрым восстановлением экономики после пандемии корона-вируса COVID-19, крупнейшие экономики мира неизменно проводят политику «зеленого восстановления», в основе которой лежат чистая энергия, повышение энергоэффективности, улавливание углерода и другие технологии.
Парижское соглашение по климату было принято 12 декабря 2015 г. по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКОО-НИК) в Париже. Соглашение направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе «удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С и приложения усилий в целях ограничения роста
температуры до 1,5 °С, что значительно сократит риски и воздействия изменения климата» [Рамочная конвенция..., 2015: 9]. Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего углеводородного сырья) в пользу «зеленых» технологий. Официально стартовал глобальный переходный процесс с низким уровнем выбросов углерода.
В октябре 2018 г. МГЭИК опубликовала Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5 °С. В докладе освещается ряд последствий изменения климата, которых можно было бы избежать, ограничив глобальное потепление 1,5 °С по сравнению с 2 °С, или более того. В докладе делается вывод о том, что ограничение глобального потепления 1,5 °С потребует «быстрых и далеко идущих» переходных процессов, касающихся земельных, энергетических, промышленных систем, а также зданий, транспорта и городов. Глобальные выбросы двуокиси углерода (С02), вызванные деятельностью человека, необходимо будет сократить к 2030 г. почти на 45% по сравнению с уровнями 2010 г., достигнув «чистого нуля» приблизительно к 2050 г. Это означает, что все остающиеся выбросы должны быть сбалансированы за счет удаления С02 из воздуха [Глобальное потепление..., 2019: 4]. С тех пор все больше и больше стран по всему миру ускоряют движение по пути к достижению углеродной нейтральности, глобальный процесс перехода к низкоуглеродным технологиям постепенно ускоряется.
В сентябре 2020 г. Си Цзиньпин заявил, что Китай планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 г. Месяц спустя, 26 и 28 октября, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выразили одинаковые намерения, сообщив, что «к 2050 году страна доведет объем выбросов углекислого газа (С02) до нулевого уровня» и «мы достигнем углеродной нейтральности к 2050 году» [Генсек ООН..., 2020: 3]. Такие показатели установлены несмотря на то, что экономики обеих стран являются одними из самых зависимых от ископаемого топлива в мире. В ноябре правительство Канады также внесло законопроект, предусматривающий переход к нулевому уровню выбросов парниковых газов к 2050 г.
В 2020 г. ЕС, Китай, Япония, Южная Корея, Канада и некоторые другие страны объявили о достижении «углеродно-нейтральной» цели при выполнении графика. Формируется великолепная глобальная волна «зеленой» низкоуглеродной трансформации. Политика в области климата, представленная «углеродной нейтральностью», стала для стран важным вкладом последнего времени в формирование их международного имиджа и в укрепление их влияния, и ни одна крупная держава не хочет отставать в этом раунде обязательств и действий в отношении выбросов углерода. В частности, как только Байден пришел к власти, он отменил указы Трампа о Парижском соглашении по климату и определил климат как основную проблему «нового зеленого курса» Байдена. В течение 100 дней после вступления в должность Байден объявил, что «к 2030 году США сократят выбросы парниковых газов на 50% по сравнению с зафиксированным в 2005 году
показателем и к 2050 году намерены выйти на нулевой уровень выбросов» [Байден, 2021: 1].
По состоянию на начало мая 2021 г. более 130 стран и регионов по всему миру предложили «углеродно-нейтральные» целевые показатели, но существуют различия в реализации этой политики [Energy & Climate Intelligence Unit..., 2021: 16]. Как для развитых, так и для развивающихся стран реализация «углеродно-нейтральных» целевых показателей влечет за собой значительные экономические издержки, но существует неопределенность в отношении конкретных политических и экономических выгод. Для стран достижение углеродной нейтральности означает, что страны должны отойти от концепции развития и модели зависимости от ресурсов в период индустриализации и перейти на путь устойчивого развития, основанный на технологической зависимости. Этот факт также раскрывает технологическую и экономическую конкуренцию за углеродную нейтральность. Нет сомнений в том, что глобальная долгосрочная цель углеродной нейтральности усилит технологическую революцию в мировой экономике, изменит структуру конкуренции крупных стран, а также изменит правила международной экономики и торговли, а также формат развития предпринимательства. Можно сказать, что конкуренция в рамках глобальной углеродно-нейтральной игры в основном проявляется в следующих аспектах:
Во-первых, изменение правил низкоуглеродной экономики предполагает участие великих держав в новом этапе эры низкоуглеродной экономики. Для достижения цели углеродной нейтральности страны сталкиваются с новым раундом международных игр и переговоров по признанию в отрасли новых «зеленых» и низкоуглеродных отраслей, согласование различных «зеленых» правил, включая торговлю углеродом, и различные пороговые значения доступа на рынки, включая «зеленое финансирование».
Во-вторых, торговая конкуренция между углеродно-нейтральными странами станет главным полем битвы за конкуренцию между новыми державами. Использование и развитие чистой энергии открывает большие возможности, традиционная ископаемая энергия сталкивается с риском трансформации или отказа, а также смещается цепочка создания стоимости производства, переработки и транспортировки сырьевых товаров. Новая международная экономическая и торговая структура с акцентом на экологически чистые отрасли промышленности постепенно станет основным направлением поддержки мировой экономики в будущем.
В-третьих, усилилась конкуренция в области технологических исследований и разработок развивающихся «зеленых» отраслей. Европа и Соединенные Штаты и другие развитые страны увеличили инвестиции в исследования и разработки в области зеленых технологий, чтобы они могли занять такое же важное положение наряду с другими высокотехнологичными отраслями промышленности, стать важной движущей силой низкоуглеродного экономического развития и конкуренции. Развивающиеся экономики также ускоряют модернизацию «зеленых» отраслей.
В-четвертых, международные финансовые инвестиции постепенно переходят к «зеленым» областям
экономики. С учетом внимания и развития «зеленых» отраслей в различных странах в будущем международный капитал будет благоприятствовать новым «зеленым» отраслям с потенциалом и производственными мощностями. В то же время преференциальная политика для «зеленых» отраслей в различных странах также станет новым условием для привлечения высококачественных иностранных инвесторов.
Что касается геополитических последствий углеродной нейтральности, то, по мнению Чжана Руя и Сян Цзюньйонга, исследователей из Организации по развитию и кооперации глобального энергетического объединения ^ЕГОСО), действие «углеродной нейтральности», как типичная инициатива международного сообщества по преодолению кризиса антропоцена, само по себе представляет собой важную перспективу для наблюдения за геополитическим направлением этой новой эры. Во-первых, «углеродная нейтральность» не только создала новые возможности для сотрудничества между странами, но и стала одним из стимулов для конкуренции и конфликтов. Это неизбежно приведет к разнообразию возможностей в направлении геополитики. Во-вторых, геополитика становится зависимой переменной или «аксессуаром», чтобы управлять упорядоченным циклом углерода. Лидеры в структуре власти, успешные переходные страны с низким уровнем выбросов углерода, с большей вероятностью получат выгодное положение в геополитической игре. В-третьих, «углеродно-нейтральная» деятельность усиливает геопространственное измерение, присущее геополитике. В-четвертых, в условиях нынешней тенденции «углеродной нейтральности» западные державы включили смягчение последствий изменения климата в основу своих внешних действий на всех уровнях, включая развивающиеся страны, в число обязательных сокращений выбросов посредством односторонних действий, называемых «климатическими амбициями» [Чжан Руй, Сян Цзюньйонг, 2021: 12].
Создание низкоуглеродной модели приведет к новой промышленной структуре и новым рынкам. Среди них наиболее перспективным является глобальный углеродный финансовый рынок, который содержит множество инструментов, таких как торговля выбросами углерода, углеродные ценные бумаги и углеродные финансовые деривативы, для полного удовлетворения потребностей в финансировании и управлении рисками глобального «зеленого» развития. Конкуренция между новой моделью и целью «углеродной нейтральности» привела к большому количеству инвестиционных потребностей и пробелов в капитале, что будет способствовать превращению углеродного финансового рынка в новый рынок того же размера и статуса, что и рынок ценных бумаг, валютный рынок и рынок деривативов. Разработка новых правил и стандартов, обусловленных новым рынком, является важной областью, в которой Китаю и России необходимо активно участвовать. Следует отметить, что «углеродно-нейтральная» игра - это не только экономическая конкуренция стран, но и арена политической игры больших стран. В настоящее время, в дополнение к укреплению сотрудничества в области низкоуглеродных технологий и экономики, Китай и Россия должны уделять большое внимание политической игре, вытекающей из тренда
глобальной «углеродной нейтральности», укреплять сотрудничество между двумя странами в рамках международного механизма управления климатом и поддержания международной безопасности.
УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ
В постэпидемическую эпоху достижение «зеленого экономического восстановления» и борьба с изменением климата посредством всесторонней низкоуглеродной трансформации становятся все более и более широко согласованными. Китай и Россия, как мировые державы, активно продвигают процесс международного низкоуглеродного экономического сотрудничества и берут на себя больше международных обязательств. Это не только предоставит Китаю и России рыночные ресурсы для стимулирования внутреннего низкоуглеродного экономического развития, но и расширит их позиции на международном энергетическом ландшафте, а также укрепит право формулировать международные правила управления климатом, чтобы поддерживать баланс своих национальных интересов в политике, безопасности, экономике, культуре и других аспектах.
Китай, как крупнейшая развивающаяся страна, является единственной крупной экономикой, достигшей положительного экономического роста в 2020 г. 22 сентября 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин на Генеральной ассамблее ООН заявил, что «Китай достигнет углеродной нейтральности до 2060 г. и обеспечит пик выбросов парниковых газов в следующем десятилетии», а также, что «Китай увеличит свой предполагаемый определяемый на национальном уровне вклад (в соответствии с Парижским соглашением по климату), приняв более энергичные меры и политику» [Си Цзиньпин, 2020: 10]. В условиях новой ситуации глобального реагирования на изменение климата и энергетического ландшафта, а также глубоких изменений в энергетической отрасли Китая и нового этапа экономического развития работа различных отраслей промышленности в энергетической сфере Китая в корне соответствует новой стратегии энергетической безопасности «четыре революции и одно сотрудничество». В течение 13-го пятилетнего периода Китай добился ряда замечательных достижений в области потребления энергии, поставок, технологий, систем и международного сотрудничества. 12 декабря 2020 г. председатель КНР Си Цзиньпин на Саммите климатических амбиций 2020 (Climate Ambition Summit 2020) объявил, что Китай к 2030 г. снизит выбросы углекислого газа на единицу ВВП более чем на 65% от уровня 2005 г. При этом доля неископаемых видов энергоносителей в общем объеме потребления первичных энергоресурсов достигнет около 25%, а лесной фонд вырастет на 6 миллиардов кубометров по сравнению с уровнем 2005 г. [Китай к 2030 году..., 2020: 7].
В марте 2021 г. цели углеродной нейтральности и достижения пика выбросов углерода были включены в Четьгрнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития и План долгосрочных целей КНР до 2035 г. [Текст
14-го пятилетнего плана..., 2021: 11]. В то же время Премьер Госсовета Китая Ли Кэцян выступил с докладом о работе правительства 2021 г. и отметил, что «ускорение зеленой трансформации пути развития, потребление энергии на единицу валового внутреннего продукта (ВВП) и объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП будут сокращены за этот период на 13,5 и 18% соответственно» [В 14-м пятилетнем плане..., 2021: 2]. Видение Китаем пика выбросов углерода и углеродной нейтральности послало четкий сигнал другим странам, придав новую жизненную силу глобальным мерам реагирования на изменение климата и экологическое восстановление. Цель Китая по достижению углеродной нейтральности к 2060 г. намного превышает глобальное требование по достижению углеродной нейтральности примерно в 2065-2070 г. в соответствии с «целью контроля температуры 2 °C» Парижского соглашения.
В контексте глобальных ответных мер на изменение климата, распространение коронавируса COVID-19 и трансформацию энергетической структуры российское правительство выдвигает свой собственный план развития низкоуглеродной энергетики и политику ее поддержки. В «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» повышение энергоэффективности, энергосбережение и сокращение выбросов, а также развитие возобновляемых источников энергии было расценено Россией как важный прорыв в устойчивом развитии будущего социально-экономического развития. В то же время Россия надеется достичь перехода к «зеленой» и низкоуглеродной экономике за счет политической поддержки в целях оптимизации энергетического баланса, активного развития и применения чистых энергетических технологий, а также развития возобновляемых источников энергии.
27 октября 2020 г. правительство России приняло решение продлить программу поддержки зеленой энергетики (2014-2024) до 2035 г. В ноябре 2020 г. президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 г. и создать стратегию развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. 2 июля 2021 г. он подписал закон об ограничении выбросов парниковых газов [Путин..., 2021: 8]. Этот закон вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов», что создает условия в России не только для привлечения «зеленых» инвестиций и сокращения выбросов углекислого газа, но и для регулирования выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Кроме того, многие российские нефтегазовые компании начали инвестировать в строительство ветряных, солнечных, гидроэлектростанций. Например, «зеленые» инвестиции «Роснефти» за пять лет составят 300 миллиардов рублей. Порядка 30% этой программы «зеленых» инвестиций направляется на сокращение выбросов парниковых газов ["Green" investments..., 2021: 6].
Если мы посмотрим на более долгосрочную перспективу, такую как 2050 или 2060 г., то вопрос о том, сохранится ли преимущество России в области ископаемой энергии в контексте перспектив глобального энергетического перехода России, будет вопросом, над
которым стоит задуматься. В то время как развитые страны и Китай привержены достижению нулевых выбросов углекислого газа, Россия не готова сократить выбросы и справиться со следующим энергетическим переходом. В российской энергетической отрасли глобальный энергетический переход приведет к значительному сокращению производства и инвестиций в традиционные ископаемые источники энергии. Развитие современной российской экономики зависит от большого экспорта ископаемых источников энергии и высоких цен, и трансформация глобальной энергетической структуры создаст серьезную проблему для России, которая экспортирует ископаемые виды топлива в качестве важного экономического источника [Дин Тяньюэ, Лю Цянь, 2021: 5].
По мере постепенного перехода мира к «зеленой» экономике конкуренция в области низкоуглеродной энергетики в будущем станет более интенсивной. Перед лицом нынешней ситуации, связанной с глобальным трендом «углеродной нейтральности», Китай и Россия приняли позитивные меры для решения данной проблемы. Можно сказать, что потенциал для развития низкоуглеродного экономического сотрудничества между Китаем и Россией огромен, а перспективы сотрудничества очень широки. Развитие взаимодействия в сфере низкоуглеродной энергетики между Китаем и Россией должно стать новым двигателем сотрудничества между этими странами. Основные меры в этом отношении должны осуществляться в нескольких направлениях.
1. Создание механизма по сотрудничеству в области низкоуглеродной энергетики в рамках существующего Китайско-Российского Комитета по энергетическому сотрудничеству. Обе стороны могут эффективно содействовать развитию сотрудничества в области низкоуглеродной энергетики через двусторонний механизм сотрудничества. Китай и Россия должны усилить двусторонний анализ и прогнозирование международного энергетического рынка, совместно изучать и предлагать контрмеры для устранения основных рисков, а также осуществлять различные рыночные реформы, в том числе в области энергетики и ресурсов, с тем чтобы создать благоприятные условия для содействия развитию низкоуглеродных отраслей промышленности в Китае и России.
2. Углубление взаимодействия объектов и сотрудничество в области наращивания потенциала в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь». Китай и Россия должны придерживаться принципа взаимных консультаций и обмена, а также концепции «зеленого» и открытого развития и продвигать энергетическое сотрудничество с высоким качеством между странами ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь». Китай и Россия должны сотрудничать в области электроэнергетики, новой энергетики, ядерной энергетики и солнечной энергетики с целью достижения высоких стандартов, пользы для людей и устойчивого развития. Правительства двух сторон могут поощрять сотрудничество между предприятиями в соответствии с принципом рыночной ориентации и укреплять двустороннее сотрудничество на рынке.
3. Укрепление двусторонних обменов и сотрудничества в области низкоуглеродных энергетических технологий. В ответ на глобальное потепление, ставшее серьезной проблемой в международном контексте, переход от традиционной энергетики к чистой энергии или новой кинетической энергии является общей тенденцией. Китай и Россия должны воспользоваться исторической возможностью нового витка научно-технической революции и промышленных изменений, энергично развивать «зеленую» и низкоуглеродную экономику, продвигать инновации в области «зеленых» технологий и низкоуглеродных исследований, разработок и применения оборудования для экологически чистых продуктов. На этой основе обе стороны осуществляют инновационное сотрудничество в области энергетических технологий, таких как интеллектуальная энергетика, водородная энергетика, ядерная энергетика, энергия ветра и хранение энергии, а также содействуют реализации ряда образцовых проектов сотрудничества.
4. В рамках многосторонних организаций Китай и Россия должны играть координирующую роль крупнейших держав. Китаю и России следует сосредоточиться на укреплении координации политики с Европейским союзом в области изменения климата и чистой энергетики и содействовать «зеленой» и низкоуглеродной трансформации мировой энергетики. Китай и Россия могут в полной мере использовать более зрелые механизмы многостороннего сотрудничества, такие как ШОС, БРИКС, G20, Саммит Восточной Азии и Азиатский кредитный саммит, для изучения разработки многосторонних механизмов углеродного рынка и содействия созданию интегрированного углеродного рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы политическое взаимное доверие и экономическое сотрудничество между Китаем и Россией достигли беспрецедентных высот. В июне 2019 г. отношения между двумя странами были переведены на новый этап всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 28 июня 2021 г. главы двух государств объявили о совместном заявлении, в котором официально приняли решение продлить Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией. Председатель КНР Си Цзиньпин высоко оценил китайско-российские отношения, охарактеризовав их как «наиболее сильные, зрелые и стабильные отношения великих держав». «Углеродная нейтральность» - это еще одно новое «поле битвы» в политической игре и конкуренции между основными действующими лицами в мире. В мире низкоуглеродного или даже декарбонизированного развития потенциал выбросов с низким содержанием углерода все чаще становится важным показателем для сохранения власти и влияния основных действующих лиц в мире. В соответствии с общей целью содействия реализации важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран, Китай и Россия должны активно расширять сотрудничество в новых областях, таких как энергетические инновации, исследования и разработки в направлении возобновляемых источников энергии, водородной энергетики и хранения энергии. Активное сотрудничество в решении проблемы изменения климата требует от обеих стран продвигать больше проектов с низким уровнем выбросов углерода и вносить больший вклад в программы содействия более справедливой, сбалансированной, инклюзивной, открытой и общей глобальной системе управления энергетикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байден заявил, что США намерены к 2050 году прекратить вредные выбросы в атмосферу [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11219217 (дата обращения: 30.05.2021).
2. В 14-м пятилетнем плане содержится обещание снизить потребление энергии на единицу ВВП и выбросы углекислого газа на единицу ВВП на 13,5 и 18% соответственно [Электронный ресурс] // Китайская Сеть. URL: http://www. china.com.cn/lianghui/news/2021-03/05/content_77274950. shtml (дата обращения: 05.06.2021).
3. Генсек ООН приветствует решение Южной Кореи и Японии за 30 лет свести к нулю выбросы парниковых газов [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://news.un.org/ru/ story/2020/10/1389292 (дата обращения: 27.05.2021).
4. Глобальное потепление на 1,5 °C [Электронный ресурс] // МГЭИК. URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/ sites/2/2019/09/SR15_Summary_Volume_russian.pdf (дата обращения: 22.05.2021).
5. Дин Тяньюэ, Лю Цянь. Энергетический переход США - это наркотическая таблетка для России // Энергетическая промышленность. 2021. № 3. С. 42.
6. «Зеленые» инвестиции «Роснефти» за пять лет составят 300 млрд рублей [Электронный ресурс] // РИА. URL: https:// ria.ru/20210226/rosneft-1599066731.html (дата обращения: 10.06.2021).
7. Китай к 2030 году сократит выбросы CO2 на 65 процентов [Электронный ресурс] // РИА. URL: https://ria.ru/20201213/ vybrosy-1589015710.html (дата обращения: 04.06.2021).
REFERENCES
1. Biden said that the United States intends to stop harmful emissions into the atmosphere by 2050 [Electronic resource]. TASS. (In Russ.) URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pan-orama/11219217 (data of accesses: 30.05.2021).
13.5%., 18% [During the 14th Five-Year Plan period, energy consumption and carbon dioxide emissions per unit of GDP decreased by 13.5 and 18%]. URL: http://www.china.com.cn/ lianghui/news/2021-03/05/content_77274950.shtml (data of accesses: 05.06.2021).
3. The UN Secretary General welcomes the decision of South Korea and Japan to reduce greenhouse gas emissions to zero in 30 years [Electronic resource]. UN. (In Russ.) URL: https://news.un-.org/ru/story/2020/10/1389292 (data of accesses: 27.05.2021).
4. Global warming by 1.5 °C [Electronic resource]. IPCC. (In Russ.) URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/ sites/2/2019/09/SR15_Summary_Volume_russian.pdf (data of accesses: 22.05.2021).
5. [Ding
Tianyue, Liu Qian. U.S. Energy Transition is a Drug for Russia, Energy Industry]. Energy Industry. 2021. No. 3. P. 42.
6. "Green" investments of Rosneft in five years will amount to 300 billion rubles [Electronic resource]. RIA. (In Russ.) URL: https://ria.ru/20210226/rosneft-1599066731.html (data of accesses: 10.06.2021).
7. China will reduce CO2 emissions by 65 percent by 2030 [Electronic resource]. RIA. (In Russ.) URL: https://ria.ru/20201213/ vybrosy-1589015710.html (data of accesses: 04.06.2021).
8. Путин подписал закон об ограничении выбросов парниковых газов [Электронный ресурс] // РИА. URL: https:// ria.ru/20210702/zakon-1739547992.html (дата обращения: 10.07.2021).
9. Рамочная конвенция об изменении климата [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.meteorf.ru/ upload/pdf_download/Paris-sogl-rus.pdf (дата обращения: 22.05.2021).
10. Си Цзиньпин выступил на заседании высокого уровня в ознаменование 75 годовщины ООН [Электронный ресурс] // Правительственная сеть Китая. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2020-09/22/content_5546168.htm?gov (дата обращения: 04.06.2021).
11. Текст 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития (2021-2025) и долгосрочных целей Китайской Народной Республики до 2035 года [Электронный ресурс] // Правительственная сеть Китая. URL: http://www. gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения: 04.06.2021).
12. Чжан Руй, Сян Цзюньйонг. «Углеродная нейтральность» и геополитическое переустройство мира // Международная перспектива. 2021. № 4. С. 112-133.
13. Чжао Бинь. Сложная дилемма глобального управления климатом // Современные международные отношения. 2021. № 4. С. 41.
14. Чэнь Чжихэн, Цзи Сичунь. Стратегия Китая и конкурентная стратегия с точки зрения глобальной игры в низкоуглеродной экономике // Социальные науки Ганьсу. 2019. № 4. С. 212.
15. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https:// minenergo.gov.ru/view-pdf/1026/119047 (дата обращения: 08.06.2021).
16. Energy & Climate Intelligence Unit [Электронный ресурс] // Net zero emissions race. URL: https://eciu.net/netzerotracker (дата обращения: 29.05.2021).
10.
11.
8. Putin signed the law on limiting greenhouse gas emissions [Electronic resource]. RIA. (In Russ.) URL: https://ria. ru/20210702/zakon-1739547992.html (accessed: 10.07.2021).
9. Framework Convention on Climate Change [Electronic resource]. UN. (In Russ.) URL: https://www.meteorf.ru/up-load/pdf_download/Paris-sogl-rus.pdf (data of accesses: 22.05.2021).
® [Xi Jinping delivered an important speech at the general debate of the 75th United Nations General Assembly]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-09/22/content_5546168. htm?gov (data of accesses: 04.06.2021).
^feSSfctHS [Outline of the 14th Five-year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and its Vision for 2035]. URL: http://www.gov. cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (data of accesses: 04.06.2021).
ffl^C. ^^mmm&sm [Zhang Rui, Xiang
Junyong. "Carbon Neutrality" and the Geopolitical Reconstruction of the World]. International Outlook. 2021. No. 4. Pp. 112-133.
MM. fS^i^SBIiii [Zhao Bin. The complex dilemma of global climate governance]. Modern International Relations. 2021. No. 4. P. 41.
14. {S^^SWmaftTlWSfiMfn^ffi ^ [Chen Zhiheng, Ji Xichun. China's Strategy and Competitive Strategy from the Perspective of Global Game in Low-carbon Economy]. Gansu Social Science. 2019. No. 4. P. 212.
15. Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 [Electronic resource]. Ministry of Energy of the Russian Federation. (In Russ.) URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/1026/119047 (data of accesses: 08.06.2021).
16. Energy & Climate Intelligence Unit [Electronic resource]. Net Zero Emissions Race. URL: https://eciu.net/netzerotracker (data of accesses: 29.05.2021).
12.
13.
Статья проверена программой Антиплагиат
Рецензент: Ма Чжун, доктор философии в области менеджмента, декан; профессор факультета марксизма Технологического Университета Внутренней Монголии Китая
Статья поступила в редакцию 12.07.2021, принята к публикации 23.08.2021 The article was received on 12.07.2021, accepted for publication 23.08.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Хань Хаолэй, кандидат политических наук; доцент кафедры китаизации марксизма факультета марксизма Технологического Университета Внутренней Монголии Китая. Хух-Хот, Внутренняя Монголия, КНР. E-mail: [email protected]
Чу Лин, кандидат политических наук, доцент; заведующая кафедрой нравственного воспитания факультета марксизма; эксперт Российско-Монгольского исследовательского центра Технологического университета Внутренней Монголии Китая. Хух-Хот, Внутренняя Монголия, КНР. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Han Haolei, Cand. Sci. (Polit.); associate professor at the Department of Sinicization of Marxism of the Faculty of Marxism of the Inner Mongolia Technological University of China. Hohhot, Inner Mongolia, China. E-mail: [email protected]
Chu Ling, Cand. Sci. (Polit.), Associate Professor; Head at the Department of Moral Education of the Faculty of Marxism; expert of the Russian-Mongolian Research Center of the Technological University of Inner Mongolia of China. Huh-Hot, Inner Mongolia, China. E-mail: [email protected]